АРХИТЕКТУРА
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГУБА - ГУСАРСКОГО РАЙОНА В ТУРИСТИЧЕСКИХ
МАРШРУТАХ АЗЕРБАЙДЖАНА_
Асланханова Салина
Национальная Академия Наук Азербайджана, магистрант Института Архитектуры и Искусства
Азербайджан, город Баку
АННОТАЦИЯ
Во всем мире объекты культурного наследия, архитектурные, исторические памятники, становятся местами активного посещения все большего числа туристов. Культурный туризм в этом контексте имеет большое значение, так как должен служить идеалам толерантности, принятию и правильному пониманию разнообразия культур мира в целом. Это соответствует и целям культурной политики страны. В этом отношении культурное наследие Губа - Гусарского района Азербайджана надо особенно отмечать. Здесь накопились разных типов археологических, и архитектурных памятников.
ANNOTATION
Around the world objects of cultural heritage, architectural, historical monuments, local attractions are visited by an increasing number of tourists. Cultural tourism in this context is of great importance, as it should serve the ideals of tolerance, the adoption and proper understanding of the diversity of cultures of the world as a whole. This is consistent with the goals of the country's cultural policy. In this regard, the cultural heritage of Guba - Gusar region of Azerbaijan should be especially noted. Different types of archaeological and architectural monuments have accumulated here.
Ключевые слова: культурный туризм, туристические маршруты, регион, потенциал, памятники.
Key words: cultural tourism, tourist routes, region, potential, monuments.
Развитие культурного туризма невозможно без культурного наследия, поскольку предполагает использование историко-культурного потенциала страны. Важной целью культурной политики является не только создание благоприятного имиджа региона, но и формирование стабильного и бережного отношения к объектам культурного наследия. [4]Главная цель - исследование туристического потенциала и определение туристических направлений Губа - Гусарского района.
Губа - Гусарский регион играет важную роль в развитии как внутреннего, так и международного туризма в Азербайджане. Древние поселения и исторические памятники играют особую роль в маршрутах культурного туризма в нашей стране. Одним из крупнейших маршрутов в этот регион является маршрут в село «Хыналыг».
Губинский район с умеренным климатом очень известен своей природно-географической и очаровательной красотой. В центре северной туристической зоны можно организовать 5 самых важных туристических маршрутов.
Губа - Красный поселок - Узун мешя (15 км). Последней остановкой этого самого короткого маршрута является Узун мешя («длинный лес»). Этот лес назван так потому, что тянется узкой длинной полосой. На местности расположены одноименные село и туристический центр. Это
одно из самых знаменитых мест отдыха в Губе, который функционирует с 1999 года. Прекрасные во все времена года природа и расположенные вдоль маршрута достопримечательности стоят того, чтобы посетить эти места. Одним из символических достопримечательностей Губы является арочный мост, который является самым длинным мостом XIX века. Это единственный сохранившийся из семи существующих мостов в Губинском районе. Был построен в 1894 году русским царем Александром III для укрепления русской военной базы на Кавказе. Сегодня арочный мост, которым пользуются только пешеходы, предлагает широкий вид на город.[1]
В поселке Красная слобода расположена синагога Шеш Гамбар. Лишь восемь из тринадцати синагог сохранились в районе «Красное Поселение» Губинского района. Синагога была построена в 1810 году. В 2009-2010 годах была отремонтирована в связи с тем, что в последние годы она пришла в негодность. История синагоги интересна: во времена правления Гусейнали хана горские евреи просили его дать им место для жизни. Он отдает это место горским евреям на восточном берегу Гудьялчай. Евреи приезжают сюда через шесть дней. И они символически строят эту шестикубовую синагогу. В отличие от синагоги горских евреев в Баку, здесь нет места поклонения женщинам в синагогах.[1]
Рис. 1 Синагога Шеш Гамбар Рис. 2 Арочный мост, 1894 год
Губа - Тенгяалты (33 км). В этой любимой всеми местности расположено одноименное село Тянгяалты, что означает «междугорье».
Bu turizm mar§rut üzarinda eyniadli Между двумя вершинами на северном склоне Большого Кавказа протекает река Вельвеличай. Глубина ущелья, по дну которого протекает река, - 400-600 м, а отвесные склоны состоят из белого, черного и розового мрамора. Декабрист Бестужев-Марлинский, побывавший здесь в 1834 году, в повести «Мола Нур» с восхищением описывал Тенгеское ущелье.[5]
Quba - Tangaalti (33 km). Bu mar§rut üzarinda eyni adli kand Tangaalti(manasi "araliq") yerla§ir . Böyük Qafqazin §imal yamacindaki iki zirvanin arasindan Velvelgay gayi axir. Axdigi gayin darinliyi 400-600 m, dik yamaclari ag, qara va gahrayi marmardan ibaratdir. 1834-cü ilda buraya galmi§ Dekabrist Bestujev-Marlinskiy "Mola Nur" romaninda Tanga darasini heyranliqla tasvir etmi§dir.
3. Губа - Халтан-Истису (80 км). Губинцы говорят, что еще в начале ХХ века в этих селах кипела бурная жизнь. Но отсутствие электричества, газа, водоснабжения и хороших дорог привело к тому, что здешние жители постепенно перебрались в город. Село Халтан - последний населенный пункт Губинского района в этом направлении. Здесь осталось очень мало населения. Святилище Пирякякил-баба расположенное в этом маршруте является одним из этапов лечебного процесса, проходимого в природных термальных ваннах.
Quba - Haltan istisu (80 km). Bu mar§rutun son ya§ayi§ mantaqasi Xaltan kandidir. Bu yolda yerla§an Piryakyakil Baba ziyaratgahi tabii istilik hamamlarinda ba§ veran §afa prosesinin marhalalarindan biridir.
4. Губа - Гячреш - Минарет (25 км). Это самый популярный туристический маршрут в Губинском районе. Гячреш означает «приди и сядь». Этот топоним толкуют и как «место, куда не попадает солнечный свет».
Село Гымыл расположенное здесь это горное село находится на противоположной Гячрешской зоне отдыха стороне леса. Считается одним из центров ковроткачества в районе. Создание в советское время колхозно-совхозной системы, отсутствие экспорта привело в упадок это древнее
ремесло. Однако люди продолжали ткать ковры. Усилившийся в последние годы интерес к коврам ручной работы способствовали возрождению ковроткачества в горных селах.
Bu mar§rut üzarinda yerla§an Qimil kandi bölganin an qadim ya§ayi§ markazi, hamginin xalgagiliq markazlarindan biridir. Burada XIX asrda tikilmi§ mascid mövcuddur.
Естественный минарет. Этот конечный пункт маршрута расположен на самой окраине территории Гячреш. Длина этого естественного памятника, образовавшегося в результате раскола Гудьялчаем огромной скалы, 30-35 м, ширина - 4-5 м, а высота - 3-4 м. Предполагают, что пещера эта образовалась в IV веке в результате тектонических перемещений и эрозии реки. Минарет играет также и роль естественного моста на высоте 10-15 м.
Историческая баня. Бани в Азербайджане во все времена занимали особое место. Здание губинской бани, построенной из красного кирпича в XVIII веке, венчает большой купол, который позволял сохранять в помещении нужную температуру и влажность. Это четырехугольное в плане строение называют также и Сухур (Чухур) хамамы, т.е. баня, построенная из специальных горных пород. В бане 6 отделений, 2 двери и 6 окон. До 1985 года баня использовалась по прямому назначению, теперь же эта жемчужина восточной архитектуры находится под охраной в качестве исторического памятника. [7]
£uxur hamam Azarbaycanda hamamlar ahalinin hayatinda har zaman xüsusi yer tuturdu. XVIII asrda aid Qubadaki Gümbazli (Quxur) hamam öz plan qurulu§u va memarliq üslubuna gora diqqat gakir. El arasinda bura "Cuxur hamam", "Gümbazli hamam", "Bakir hamami", "Ma§adi Olimardan hamami" adlari ila taninir. Qirmizi karpicdan tikilmi§ bu hamam otaqdaki istanilan temperatura va rütubati qoruyub saxlamaga imkan veran geni§ günbazla taclanir. Dördbucaqli qurulu§a malik bu tikili 6 bölma, 2 qapi va 6 pancaradan ibaratdir. 1985-ci ila qadar hamam nazarda tutulmu§ maqsadla istifada olunurdu, lakin indi bu §arq memarliginin incisi tarixi bir abida kimi dövlat tarafindan qorunur. 986-1987-ci illarda hamamda tamir barpa i§lari apanlmi§dir.
5. Губа - Хыналыг - Атешгях (65 км).
Деревня Хыналыг, называемая «Остров в горах», похожа на музей под открытым небом. По словам историков, история поселка насчитывает около 5000 лет. Название деревни дается в зависимости от цвета горы перед ней, когда восходит солнце. Это название стало развиваться после середины XIX века. С древних времен до наших дней деревня и население Хыналыга называют себя Кятами, а свое село Кятиш. Значение этих слов являются «священным». Эта нация, которая принадлежит народам древнего Кавказа Албании, имеет свой язык, этнографию и культуру. Дома, построенные из речного камня, напоминают многоэтажное здание, а сложенные дома похожи на орлиные гнезда. Поскольку Хыналыг объявлен заповедником, новые строительные работы здесь запрещены. Остатки стен замка были зафиксированы археологами в узком ущелье на северной и северо-западной стороне Хиналига. Вход на юго-восточную сторону поселка защищен башней в форме пирамиды. Считается, что Хыналыг был центром района в средние века. Наряду с культурным туризмом в селе Хиналыг возможно развитие экотуризма, этнотуризма и спортивного туризма. [2]
Географически известный как «Северные ворота», Гусар является последним поселением на
севере Азербайджана. Ландшафт этого региона, граничащего с Дагестаном, характеризуется чередующимися лесными горами и долинами. Четыре из девяти типов климата страны находятся здесь. Это предоставляет широкие возможности для организации курортов, зон отдыха и туристических комплексов. [6] Туристические маршруты здесь можно разделить на 3 направления:
1. Гусар - Газанбулаг
В деревнях вдоль маршрута вы можете обрестивышивку на ткани, резьбу по дереву и знаменитые ковры "Сумах".
2. Гусар-Судур
Вдоль этого маршрута по реке Самур можно познакомиться с образцами народного творчества в деревнях, посмотреть национальные традиции местных жителей, выступления борцов, получить образцы ремесел, познакомиться с жизнью и фольклором лезгинского народа.
В селении Хазра можно осмотреть мавзолей Шейха Джунейда - деда Шаха Исмаила Хатаи, основателя азербайджанского государства Сефевидов. Эти памятники, а также археологические памятники сохранившиеся до наших дней, важны для развития туристического сектора.
Рис. 4 Гусарский «Тадж махал» Рис.5 Мавзолей шейха Джунейда
Калахур - это средневековое поселение, расположенное в селе Хазра был зарегистрирован в 1958 году, а в 1976 году здесь были проведены разведочные раскопки. Памятник состоит из трех террас. Площадь верхней террасы составляет 1000 кв. м, а высота 48 метров. Толщина культурного слоя составляет более 1 м. Расположение поселения на важных торговых путях и его военно-стратегическое положение оказали влияние на быстрое развитие Калахура. В культурном слое были обнаружены многочисленные предметы: различная красная и черная керамика, а также фрагменты стеклянных сосудов. Остатки богатых материальных и культурных остатков показывает, что эта местность является городским поселением. Найденные здесь фрагменты обожженного кирпича показывают, что наряду с необработанным кирпичом обожженный кирпич использовался при строительстве зданий.[3]
Защита и внедрение в мир этих памятников, которые прославляют историю нашего народа, создадут условия для укрепления позиций нашего народа как нации с богатой историей в мире, а также значительного развития туризма.
Деревня Судур является последней остановкой маршрута, а также последней деревней Гусарского района. Расположено на высоте 1800 м над уровнем моря. Здесь имеется хороший потенциал для создания зоны отдыха и оздоровления.
3. Маршрут Гусар - Лаза - Сувар
Первая остановка на этом маршруте - деревня Аниг, которая расположена на правом берегу реки Гусар на обочине дороги Гусар-Зинданмуруг. В этой стратегически важной деревне у подножия Шахдага в средние века была построена крепость для защиты от арабских вторжений. Стены замка остаются внутри деревни и по сей день. Высота стен башни Эниг, существовавшей с IX века, 9.3. ширина 2 метра. Легенда об уничтожении этой крепости в христианско-мусульманской войне до сих пор циркулирует среди жителей деревни. В 1288 году христианско-грузинские отряды в войсках Аргуна-хана, правителя государства
Хулагуидов, приняли активное участие в боях в Аниге, отбивая войска Красной Орды.[1]
Гусарский «Тадж-Махал» - это мечеть, расположенная в центре села. В Аниге издавна принято строить роскошные и изысканные дома. Говорят, что человек, который построил эту мечеть, посетил Тадж-Махал во время путешествия в Индию, который настолько ему понравился, что он решил воздвигнуть его подобие. Утверждают, что возведенной из сырого кирпича мечети уже 300 лет. Привлекают внимание росписи на стенах, созданные натуральными растительными красками, которые сохранили яркий цвет спустя столетия.
Село Лаза состоит из двух частей, разделенных горами между Гусарским и Габалинским районами. Село находится в предгорье Большого Кавказского хребта, на склонах горы Шахдаг (4242 м) и вершины Шах Яйлагы, на проходящих по Кавказу караванных путях. Самыми известными
достопримечательностями села являются 300-летняя мечеть, пир Хаджи Сейид Баба, пещера «Царь» и старинный каменный мост Гончи-Муих через реку Гусарчай.
Деревня Юхары Тахирджал - горная деревня с прекрасной природой и трудно переходимыми дорогами. Верхняя горная часть -самая древняячасть села. После землетрясения 1964 года испуганные жители деревни начали перебираться на левый берег реки, который находится в нижней части. В деревне было 3 мечети и несколько святынь. Везде в деревне можновстретить могилы и различные человеческие кости. В могилах, которые были очень большими по размеру и форме, жители деревни находили предметы из драгоценных металлов. Самый ценный исторический памятник в деревне - огромное трехъярусное кладбище. Существуют различные версии об истории этого кладбища. Некоторые предметы из гробницы относятся к бронзовому веку.
Для включения памятников Губа-Гусар в туристические маршруты необходимо принять следующие меры:
1. Прежде всего, необходимо провести реставрацию и консервацию памятников, разработать охранные зоны и провести вокруг них работы по благоустройству.
2. Для того чтобы памятники истории и культуры были представлены на необходимом уровне, нужно провести соответствующую сертификацию. Для этого туристам необходимо предоставить точную информацию. Большинство памятников в этих районах не имеют паспортов. В последний раз паспортизациябыла проведена в советское время в 1970-х и 1980-х годах.
3. Хотя в регионе много памятников истории и культуры, не все из них готовы предоставить туристические услуги. Археологические и другие памятники не будут интересны туристам, если они останутся просто памятниками. Однако если построит дорожную инфраструктуру, если создать условия для отдыха туристов и развлечений в районе, где расположен памятник, это станет настоящей туристической достопримечательностью. В Азербайджане, например, музей под открытым небом, созданный в Гобустанском заповеднике, может служить примером для работы над другими памятниками.
4. Для туристов должна быть создана информационная доска для получения подробной информации об истории, архитектуре и реставрационных работах памятника. Гиды должны предоставлять информацию на разных языках.
4. При посещении исторических памятников, расположенных в регионах, туристы также должны познакомиться с искусством, кухней и уникальными традициями данного региона.
5. Также важно иметь отели и мотели рядом с историческими памятниками вдали от центра города. То есть туристам необходимо создать необходимые условия для прогулок и отдыха.
Исторические памятники составляют основу культурного наследия нашего народа. Сегодня в каждой части Азербайджана достаточно исторических и археологических памятников. Однако процесс полной регистрации памятников соответствующими органами еще полностью не был проведен. В настоящее время имеется большое количество памятников, которые не зарегистрированы, и многие из этих памятников находятся на частной собственности. Включение как архитектурных, так и археологических памятников в туристические маршруты создадут условия для их сохранения и охраны со стороны государства.
Исследование Губа-Гусарского района показало, что регион имеет большой туристический потенциал. Местных и иностранных туристов интересуют охватывающий большой
хронологический период особенности богатого культурного наследия разных типов, а также его чистая экология, поэтому целесообразно развивать местный и международный туризм в этом регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Айнур Талыбова "Открой для себя Азербайджан"
2.Г.Мехмандарова «Хыналыг» 1998г
3.Седагет Керимова "Кусары и кусарцы"
4.Ш.Фазил. «История Губы» 2016г.
5.Шрз://суЬег1етпка.ги/аг11с1е/пЛип7т-как-faktor-sohraneniya-nas1ediya-istoricheskiy-opyt-i-
6.https://1imandra.ru/b1og/guba/
7.https://azterra.az/tour/%D1%82%D1%83%D1 %80_%00%Б3%Б1%83%01%81%D0%B0%D1%8 0_%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%B4%D0%B0% D0%Б3_%D0%ББ%D0%Б0%D0%Б7%D0%Б0/
8.https://azertag. az/ru/xeber/CHto_obyazate1no_n uzhno sde1at V Gube-1249160
ВЛИЯНИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ИНТЕРЬЕРОВ ПОЛИКЛИНИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И ЛЕЧЕНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Юшин Вячеслав Викторович
доцент кафедры дизайна и монументально-декоративного
искусства ИАиС ВолгГТУ, член Союза Архитекторов РФ, член Союза Дизайнеров РФ. Алексеева Ирина Павловна студент,
факультет архитектуры и градостроительного развития ИаИС ВолгГТУ, кафедра дизайна и монументально-декоративного искусства.
Муштакова Эллина Сергеевна студент, студент, факультет архитектуры и градостроительного развития ИаИС ВолгГТУ, кафедра дизайна и монументальнодекоративного искусства.
АННОТАЦИЯ
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимым созданием комфортабельных интерьеров медицинских учреждений.
Ключевые слова: дизайн, интерьер, цвет, комфорт, медицина, лечение.