Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАТАРСТАНЕ В 1917-2018 ГОДАХ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАТАРСТАНЕ В 1917-2018 ГОДАХ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсупов Р.Р.

В статье рассматривается процесс формирования художественного образования декоративно-прикладного профиля в течение столетия. Отмечаются преемственность подготовки специалистов данного направления, поиски и решения данной проблемы в советский период и на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN TATARSTAN IN 1917-2018: CONTINUITY AND PERSPECTIVES

The article presents the process of art education of decorative and applied profile formation during a century. There is continuity of specialists training of this direction, finding and solving a problem during the soviet period and modern time.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАТАРСТАНЕ В 1917-2018 ГОДАХ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья

УДК 37:7.03

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-416-426

Искусствоведение

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАТАРСТАНЕ В 1917-2018 ГОДАХ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ривкат Рашидович Юсупов

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии Наук, Казань, Россия, rivkat.yusupov@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования художественного образования декоративно-прикладного профиля в течение столетия. Отмечаются преемственность подготовки специалистов данного направления, поиски и решения данной проблемы в советский период и на современном этапе.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, среднее специальное образование, Казанский государственный университет культуры и искусств

Для цитирования: Юсупов Р. Р. Художественное образование в Татарстане в 1917-2018 годах: преемственность и перспективы. Наследие и современность. 2021;4(4):41б-42б. https://d0i.0rg/i0.52883/26i9-02i4-202i-4-4-416-426.

Original article Art history

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-4-416-426

ART EDUCATION IN TATARSTAN IN 1917-2018: CONTINUITY AND PERSPECTIVES

Rifkat R. Yusupov

G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, rivkat.yusupov@bk.ru

Abstract. The article presents the process of art education of decorative and applied profile formation during a century. There is continuity of specialists training of this direction, finding and solving a problem during the soviet period and modern time.

© Юсупов Р. Р., 2021 © Наследие и современность, 2021

Keywords: arts and crafts, secondary specialized education, Kazan State University of Culture and Art

For citation: Yusupov R. R. Art education in Tatarstan in 1917-2018: continuity and perspectives. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 202l;4(4):4l6-426. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-202i-4-4-4i6-426

Декоративно-прикладное искусство Татарстана имеет многовековую историю и традиции, пройдя путь от булгарской и золотоордын-ской эпох, периодов Казанского ханства, вхождения в состав Российской империи и Советского Союза. После завоевания Казани в i552 г., попыток русификации и христианизации, ряд ремесел исчезли, городская культура до XIX в. трансформировалась в сельскую, а декоративно-прикладное искусство развивалось лишь в форме народного творчества и промыслов. Несмотря на это, отдельные виды искусства татар, сохраняя преемственность, продолжали удивлять мир уникальными произведениями ювелирного мастерства, каллиграфии, шамаилей [i, с. 43]. Последующее развитие капитализма в России в XIX в. привело к росту ремесленного и фабричного производства, народных промыслов, для чего требовались профессиональные кадры и, следовательно, их обучение. Заметным явлением в конце XIX столетия стало открытие в i895 г. Казанской художественной школы и начальных профессионально-ремесленных школ [2, c. i70-iyi].

Октябрьская революция i9iy г. на время прервала формирование художественного образования, началась длительная полоса дискуссий о роли и месте искусства в революционном процессе и строительстве социализма, поскольку виды искусства, их специфика, эстетический и этнический характер, художественные формы развиваются в той мере, в какой они отвечают запросам общества, художественному вкусу, идеологическим установкам конкретной эпохи. Последовавший курс на индустриализацию страны вел к исчезновению и сужению рамок народных промыслов, следовательно, к закрытию начальной формы подготовки мастеров. На страницах журнала ЛЕФ (Левый Фронт) провозглашался лозунг: «Художественная культура будущего создается на фабриках и заводах!» [3, с. 9].

В созданной 27 мая i920 г. Татарской автономной советской социалистической республике (ТАССР) такого рода дискуссии и позиции были также свойственны многим молодым художникам той поры. Свидетель этих событий, один из первых казанских искусствоведов П.М. Дульский писал: «Кипучее время первых лет революции в области изобразительного искусства в Казани началось с того, что молодежь ... прежде всего принялась за ломку и разрушение старых форм ... Казанская художественная школа в революционное время являлась базой и лабораторией, вокруг которых группировалась жизнь искусства в Казани» [4, с. i08].

© Yusupov R. R., 202i © Nasledie i sovremennost', 202i

4i7

В 1918 г. Казанская художественная школа была реорганизована в Казанские высшие государственные художественно-технические мастерские, претерпевая новые наименования в 1920 и 1922 гг., а затем в 1926 г. получила статус в виде Казанского художественно-педагогического техникума. Чехарда реорганизаций привела к уходу из учебного заведения многих педагогов, художников-академистов во главе с Н.И. Фешиным. Казанский художественно-педагогический техникум возглавил закончивший Московские высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) Баки Урманче, впоследствии один из самых известных советских татарских художников, внесший вклад и в скульптуру, и в прикладное искусство.

Следуя производственному принципу обучения той поры, он создает керамическую мастерскую по майолике, используя опыт дореволюционной Пестречинской школы керамики. Это отделение по подготовке национальных кадров закончили его ученики - Мирсай Амир, Амирхан Еникеев, Нури Арслан, Наби Даули, ставшие позднее видными деятелями татарской культуры. С 1929 г., подвергшись аресту и репрессиям, Баки Урманче на многие десятилетия был вынужден покинуть Татарию. Лишь в 1935 г. многострадальная трансформация учебного заведения была закончена, и вновь было создано Казанское художественное училище, ныне носящее имя Н.И. Фешина.

В послевоенный период развития страны запросы восстановления легкой промышленности, установление внешнеторговых связей, развитие внешнего и внутреннего туризма привели к расширению потребностей в сувенирной и бытовой продукции с новой художественной эстетикой. Понадобились специалисты декоративно-прикладного профиля, художники-профессионалы. Однако Министерство легкой промышленности СССР предъявляло следующее требование: «Художнику, получившему социальный заказ на создание ... бытового предмета для рынка, необходимо понять, что, прежде всего он должен ... избавиться от стремления превращать товар в чистое произведение декоративного искусства ., что культивируется и поддерживается в процессе воспитания художника в вузе, в теоретических установках в среде художественной общественности». Как правило, более поддерживались специалисты-практики в статусе народных мастеров-художников, работающие на специализированных предприятиях. В системе Художественного фонда СССР в 1982 г. работали 3767 народных мастеров, из них 1975 -в штатах предприятий, 1258 - по договорам с ними [5, с. 153]. В ТАССР сложилась точно такая же картина, когда на предприятиях легкой промышленности и фабриках народных промыслов художественными руководителями были народные мастера (таким известным мастером на Арской художественной фабрике по изготовлению татарской кожаной обуви был Р.А. Сафаров).

Рассматривая дилемму мастеров народных промыслов и художников-профессионалов, известный искусствовед К.Э. Разлогов отмечал:

«Для искусствознания самодеятельная и профессиональная живопись должны быть в принципе равны. Методологическая проблема тут, действительно, есть, надо учитывать разные образные системы. Народные промыслы составляют неотъемлемую часть художественной культуры, а их развитие является фактором преемственности в рамках художественного процесса. Поэтому это важнейшая промежуточная форма взаимодействия профессионального и народного искусства» [5, с. i5i].

С конца 50-х - начала 60-х гг. прошлого века в Татарстане начался процесс именно такого взаимодействия. Первые профессиональные художники декоративно-прикладного профиля появились в Казани в ^60-е гг. Это были выпускники художественных вузов и училищ Москвы, Ленинграда, Львова и других крупных городов. Именно тогда пришли Г. Зябликов, Б. Шубин, С. Кузьминых, Р. Кильдибеков, М. Кильдибекова и Е. Киселева, ставшие впоследствии известными художниками-прикладниками. В подобных кадрах нуждались такие специализированные предприятия, как Алексеевская фабрика узорного качества, Арская фабрика национальной обуви, Казанская фабрика сувениров, Васильевский сувенирный цех и другие. При Казанском комбинате строительных материалов в цехе художественной керамики нашел работу Б.А. Шубин, в цехе ковротворчества - М.С. Кильдибеко-ва, в Казанской кожгалантерейной фабрике - С.Ф. Кузьминых. Изучая традиции булгарской и золотоордынской керамики и следуя научным реконструкциям казанских искусствоведов, прежде всего Ф.Х. Валее-ва, Б. Шубин заложили основы возрождения керамического искусства древних мастеров. Примером овладения традицией и технологией декоративно-прикладного искусства татар может служить и творчество Софьи Даниловны Кузьминых, выпускницы Московского технологического института легкой промышленности. Она, являясь в ^60-е гг. художником на Арской фабрике национальной обуви, а с i967 г. - главным художником-модельером Казанской кожгалантерейной фабрики, сделала многое, чтобы сохранить традиции знаменитой булгарской обуви с техникой казанского шва.

В эти же годы Министерство легкой промышленности ТАССР налаживает и производство ювелирной продукции, чем ранее славилось татарское прикладное искусство. Был сформирован небольшой молодежный коллектив будущих мастеров, прошедших производственную практику на ряде предприятий РСФСР. Началось возрождение чеканки, связанное с именами Д. Усманова, С. Евдокимова, Э. Юнусова и др. По сути дела, вновь начали восстанавливать систему начального профессионального обучения мастеров народных промыслов.

В i977 г. при городском профессионально-техническом училище № 55 было открыто отделение по подготовке художников резьбы и росписи по дереву чеканщиков-ювелиров, а в ПТУ № i6 были открыты классы резьбы по дереву. Таким образом, были предприняты первые шаги по формированию системы декоративно-прикладного образова-

ния начального звена. И все же кадровый вопрос подобным образом не мог быть решен. Известный искусствовед, один из основоположников казанской школы искусствознания Ф.Х. Валеев в те годы писал: «Для восстановления прежнего мастерства требовались большая выучка, школа, глубокие знания» [6, с. 75].

Научная школа искусствоведения формировалась в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (в настоящее время входит в Академию наук Республики Татарстан и имеет отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства во главе с доктором искусствоведения Р.Р. Султановой). Труды П.М. Дульского, Ф.Х. Валеева, научные изыскания Г.Ф. Сулеймановой-Валеевой, Р.Ф. Гулая, С.В. Сусловой и др. по татарскому орнаменту, резьбе по камню и дереву, вышивке, одежде, ювелирным украшениям, кожаной мозаике, керамике заложили основы казанской научной школы.

Постепенно приходило и осознание того, что развитие декоративно-прикладного направления в искусстве, как в практическом, так и эстетическом смысле невозможно без поиска национальных форм, технологий, традиций, без становления среднего специального и высшего образования. По меткому выражению К.Э. Разлогова: «Если в истории искусства точка отсчета - гений, то в художественном процессе - профессионал». Ему вторила и искусствовед, профессор Г.Ф. Валеева-Су-лейманова, которая говорила о доминирующей роли профессионального творчества на современном этапе развития декоративно-прикладного искусства [5, с. 614; 7, с. 464].

Понимание необходимости наполнения триады - профессиональное искусство, народное творчество и народные художественные промыслы - профессионально подготовленными кадрами ставится стратегической задачей культурной политики в 90-е гг. уходящего столетия. Распад Советского Союза, системные социально-экономические и идейно-политические перемены, изменения статусов национальных республик в Российской Федерации открыли путь национального возрождения. Один из руководителей Министерства культуры Татарстана, профессиональный историк Р.М. Валеев писал: «Анализ начала 1990-х годов показал, что происходящие процессы модернизации. в общественной жизни пришли в противоречие с государственной политикой в области культурного строительства. Культурный потенциал республики длительное время формировался в условиях недооценки роли культуры, особенно татарской.» [8, с. 5].

По решению Министерства народного образования республики от 23 июня 1992 г. ПТУ № 40 было перепрофилировано в государственное училище по татарским народным промыслам. Директором училища была назначена А.М. Нуреева, при которой была заложена первичная материально-техническая база. Значительную роль в развитии учебного процесса сыграла С.Д. Кузьминых, ставшая к тому времени

заслуженным деятелем искусств и народным художником Республики Татарстан. Именно она начала подготовку мастеров по вышивке и кожаной мозаике.

В i993 г. в лицее № 34 ювелир И. Фазулзянов открыл творческо-производственную мастерскую ювелирного дела, а после его отъезда в Москву выпускник мастерской Е.В. Балакин в 2005 г. создал ювелирную школу. Ныне произведения этого мастера и его учеников хранятся в Российском этнографическом музее в г. Санкт-Петербург, Национальном музее Республики Татарстан и в других музеях. В творчестве этой школы переплетались общетюркские и татарские орнаментальные традиции. Овладев старинной техникой татарской ажурной бугорчатой скани, особенностью которой было образование сложных кружевных узоров, он передал основы мастерства своим ученикам, которые впоследствии работали на известных ювелирных предприятиях, либо продолжали учебу в Казанском государственном университете культуры и искусств, Высшей школе народных искусств в Петербурге и др. [9, с. 35].

Важной вехой в становлении многоуровневого художественного образования в Татарстане стало решение Правительства Республики Татарстан в i999 г. об открытии на базе Казанского художественного училища среднеспециального образования в области декоративно-прикладного искусства и высшего образования по этому направлению в тогдашней Казанской государственной академии культуры и искусств.

В 2000 г. на отделение «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Казанского художественного училища был принят первый набор по специализации «Художественная керамика». Ведущим педагогом и руководителем мастерской стала Т.Н. Кривошеева, член Союза художников Российской Федерации, впоследствии Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

В основу обучения, помимо лепки традиционных сосудов и декорирования, легло освоение всех видов скульптуры. Под ее руководством осуществлялись попытки обращения к древним фигуративным и орнаментальным мотивам, шел активный процесс взаимопроникновения жанров. По данной специализации было подготовлено 20 мастеров, но в 2008 г., несмотря на успехи в учебной и выставочной деятельности, специализация была закрыта. К сожалению, такую же судьбу постигла специализация «Художественная обработка металла» под руководством И.Н. Башмакова, выпускника Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, ставшего Народным художником Республики Татарстан. Используя технику сварочной скульптуры, он обучал студентов различным видам декорирования: тонирование, выколотки и гравировки. Ученики выполняли также объемную интерьерную напольную пластику, панно и миниатюры. По специализации был подготовлен один выпуск из ii человек.

В 2002 г. был осуществлен прием по специализации «Художественная обработка кожи», которая стала основой отделения и действует поныне. Руководителем отделения стала А.А. Замилова, ныне Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Новая специализация позволила уделять больше внимания возрождению традиций булгар-ской кожаной мозаики. В процессе обучения, с одной стороны, продолжаются традиции орнаментальных мотивов, с другой - привлекаются новые интерпретации с современной тематикой, используются стили от модерна до супрематизма. Изучение различных способов художественной обработки кожи, таких как тиснение, выжигание, аппликация, позволяют готовить настоящих художников-мастеров. Выпускники отделения продолжают образование в высших учебных заведениях Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и других, либо работают по специальности в известных фирмах, преподают в детских школах искусств [10, с. 1-2].

Продолжением укрепления и повышения качества среднего специального образования в прикладной сфере стало Постановление Правительства Республики Татарстан в 2011 г. об объединении профессионального училища № 40 и лицея № 34 в лицей народных художественных промыслов, с 2013 г. - Казанский техникум народных художественных промыслов, вошедший в кластер Казанского государственного университета культуры и искусств. Благодаря энергии и профессионализму нового руководителя техникума Р.К. Саубановой, работавшей до этого доцентом Казанского государственного университета культуры и искусств (КазГУКИ), были установлены тесные научные и учебно-методические связи с вузом.

Казанский государственный университет культуры и искусств, ректором которого в 1996-2018 гг. являлся автор данной статьи, стал с 2002 г. центром высшего образования в сфере декоративно-прикладного искусства в республике. Задачей техникума народных художественных промыслов, находящегося в его составе, стало сохранение, развитие и популяризация народных художественных промыслов и ремесел путем подготовки квалифицированных кадров. В техникуме в те годы обучалось 296 студентов, в том числе из Китая, Узбекистана и Казахстана. Обучение проводилось по специальностям «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2016-2017 гг. педагогический коллектив состоял из 42 преподавателей и мастеров с высшим образованием, в том числе 5 кандидатов наук и 2 аспиранта КазГУКИ. В учебном заведении готовят мастеров по ювелирному искусству, вышиванию, керамике, кожаным изделиям, резьбе по дереву, художников по костюму. Совместно с Государственным центром народных художественных промыслов Республики Татарстан и Палатой ремесел Республики Татарстан техникум участвовал в более чем 150 крупных международных, всероссийских и республиканских выставках и конкурсах. На чемпионате World skills различного уровня студенты неоднократно становились призерами, большинство выпуск-

ников работают по специальности, более 30 % - продолжают учебу в вузах [ii].

Исследуя формирование высшего образования в области декоративно-прикладного искусства в Татарстане, следует отметить, что оно шло, по сути дела, одновременно с развитием среднего специального. Дело в том, что «взаимодействие народного и профессионального искусства рождает. своеобразные формы национальной художественной культуры... Рождается новое качество, в котором доминирующую роль играет творчество профессионального художника с академическим образованием» [7, с. 64]. В этом процессе важной вехой стал принятый в i999 г. Федеральный закон «О народных художественных промыслах», реализации которого было посвящено пленарное заседание Правительства Республики Татарстан. Именно тогда было принято решение об открытии этого направления в тогдашней Казанской государственной академии культуры и искусств. Вуз, созданный в i969 г. в качестве филиала Ленинградского государственного института культуры, стал в i974 г. самостоятельным учебным заведением и прошел достойный путь своего развития при ректорах Р.А. Шамсутдиновой и Р.К. Беляеве.

К моменту открытия подготовки специалистов декоративно-прикладного профиля в вузе была проведена серьезная научно-теоретическая, учебно-методическая и организационная подготовка. Активную роль сыграли проректоры различных периодов - Р.З. Богоудинова, Е.Д. Румянцев, Т.Г. Дунаева, в последующем - П.П. Терехов, Р.М. Ва-леев, Н.С. Сафиуллин, Р.Н. Хайруллин, ученые и педагоги вуза. В результате после личной беседы ректора Р.Р. Юсупова с первым Президентом Татарстана М.Ш. Шаймиевым, в ходе которой автор этих строк доложил о готовности академии стать четвертым (после Краснодара, Москвы и Петербурга) университетом культуры и искусств, было решено обратиться в Правительство Российской Федерации с данным ходатайством. В 2002 г. оно было поддержано, а университетский статус расширил возможности научного и учебно-методического развития. При КазГУКИ был сформирован университетский образовательный комплекс, в который вошли специальные училища и факультеты искусств вузов из Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Удмуртии и Башкирии.

За успехи в работе в 2006 г. группа ученых во главе с ректором стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области образования и науки. Если к началу нового столетия в вузе работали i62 штатных преподавателя, из них i8 профессоров, обучающих студентов по 7 традиционным специальностям и i3 специализациям, то в 20i5 г. в университете действовали i институт, 9 факультетов, 32 кафедры, 7 аспирантур, 4 ассистентуры-стажировки, докторантура, 3 совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, собственное издательство и журнал ВАК. На факультетах трудились более

300 научно-педагогических работников, среди них 46 докторов наук и профессоров, более 100 кандидатов наук и доцентов, обучалось более 3 тыс. студентов почти по 100 специальностям и специализациям [12, с. 234].

В эти годы шло развитие и художественного образования в вузе. В открытом Институте национальных искусств в 2001 г. был осуществлен прием студентов по специализации «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» по кафедре ДПИ, первым заведующим которой был избран искусствовед, доцент М.К. Яо. На кафедре работали профессиональные искусствоведы и художники - профессор Г.Ф. Валеева-Сулейманова, старший преподаватель Е.Г. Лазарева, Н.А. Фахретдинов, С.А. Аккуратов, Г.А. Мустафина, преподаватели Л.Р. Хазиева и А.П. Обрезкова, которая, впоследствии став доцентом, обучала искусству кружевоплетения. На кафедре удачно сочетались теоретическая искусствоведческая база и практическая деятельность по художественной обработке дерева, керамике, вышивке, золотному шитью, кожаной мозаике и кружевоплетению. Уже к 2004 г. на кафедре учились 80 студентов, аспирантов и соискателей [13, с. 31, с. 43-44, с. 138].

Созданные лаборатории-мастерские позднее вошли в Центр декоративно-прикладного искусства вуза. В 2012 г. Институт национальных искусств был реорганизован в факультет художественной культуры и дизайна, который успешно сотрудничал с Палатой ремесел и народных промыслов Республики Татарстан, творческими союзами и любительскими объединениями. Открытая в 2008 г. кафедра дизайна и кафедра искусствоведения и музееведения творчески дополняли друг друга, совместно участвовали в различного рода выставках и конкурсах.

По профилю факультета были защищены первые кандидатские диссертации - А.Ю. Махинина, Д.Ф. Файзуллиной, А.К. Ярмухаметовой, А.Н. Николаевой (Погореловой), Е.Н. Тимофеевой; многие педагоги стали членами творческих союзов России. Тщательная учебно-методическая, научная и творческая деятельность позволила в 2017 г. зали-цензировать новые специальности - «Монументальное декоративное искусство» и «Живопись», что практически завершило формирование высшего художественного образования, а сам факультет стал называться факультетом художественной культуры и изобразительных искусств.

За успехи в подготовке специалистов культуры и искусств, научные и творческие достижения вуз в 2017 г. был объявлен лучшим региональным творческим вузом Российской Федерации. В 2019 г. вуз отметил 50-летие своего образования. Перед институтом стояла задача поиска нового баланса между глобализацией образования и сохранением национальных традиций, созданием современной художественно-

образовательной модели с вариативностью обучения, опираясь на исторические духовные и культурные истоки. В то же время современная социально-экономическая обстановка требовала повышения качества и новых технологий в образовательном процессе, что могло отвечать интересам среднего и малого бизнеса. К сожалению, необходимо признать, что художественное образование в последние годы стоит на перепутье, нуждается в новых масштабных прорывах.

Литература

1. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Народное декоративно-прикладное искусство татар. Основные этапы развития // Татдеко: от старинных технологий к современному дизайну. - Санкт-Петербург; Казань: Туран Арт, 2012. - С. 41-54.

2. Юсупов Р. Р. Традиции декоративно-прикладного искусства в Казанской губернии (XVI-XX вв.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры № 4, декабрь 2020. - С. 168-172.

3. Советские ткани 1920-1930-х годов. - Ленинград, 1977. - 174 с.

4. Комарова Г. Н. Казанская художественная школа: традиции и современность // Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность. Материалы международного научного конгресса. 9-10 ноября 2009 г. - Изд-во КазГУКИ, 2009. - С. 107-110.

5. Разлогов К. Э. Кинопроцесс ХХ - нач. XXI века. Искусство экрана в социодинамике культуры. Теория и практика. - Москва. Академический проект; Трикста, 2016. - 640 с.

6. Валеев Ф. X. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань, Татар. кн. изд-во, 1984. - 171 с.

7. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. - Москва, «Наука», 2001. - С. 437-465.

8. Валеев Р. М. Культура и искусство Татарстана на рубеже тысячелетий (основные тенденции развития в 90-е годы ХХ - начале XXI века). - Казань, 2008. - 124 с.

9. Альмяшева Р. Ф. Возрождение народных промыслов в ГБПОУ «Казанский техникум народных художественный промыслов» // Сохранение и развитие народных художественный промыслов в едином культурно-образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 ноября 2013. - КазГУКИ, 2013. - С. 35-38.

10. Информационная справка администрации Казанского художественного училища им. Н.И. Фешина. - 2020. - 3 с.

11. Отчеты ГБПОУ Казанский техникум народных художественных промыслов по итогам самообследования с 01.04.2016 по 01.04.2017 г.; 01.04.2017 по 01.04.2018; 01.04.2019 - 01.04.2020 г.

12. Она была первым ... (О первом ректоре Казанского государственного университета культуры и искусств Р. А. Шамсутдиновой). - КазГУКИ, 2012. - 241 с.

13. Очерки истории Казанского государственного университета культуры и искусств (2004-2014 годы). - Казань, 2014. - 208 с.

References

1. Valeeva-Sulejmanova G. F. Folk applied art of Tatars. The main stages of development // Tatdeko: ot starinnykh tekhnologij k sovremennomu dizajnu. -Sankt-Peterburg; Kazan': Turan Art, 2012. - P. 41-54. (In Russ).

2. Yusupov R. R. Traditions of applied arts in Kazan province (XVI-XX vv.) //

Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - N 4, dekabr' 2020. - P. 168-172. (In Russ).

3. Soviet textile of 1920-s - 1930-s. - Leningrad, 1977. - 174 p. (In Russ).

4. Komarova G. N. Kazan art school: traditions and modern times // Tyurko-slavyanskij dialog kul'tur i tsivilizatsij: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. 9-10 noyabrya 2009 g. - Izd-vo KazGUKI, 2009. - P. 107-110. (In Russ).

5. Razlogov K. E. Cinema process the 20th - the beginning of the 21st century. Screen art in sociodynamics of culture. Theory and practice. - Moskva. Akademicheskij proekt; Triksta, 2016. - 640 p. (In Russ).

6. Valeev F. X. Folk decorative art of Tatarstan. - Kazan, Tatar. kn. izd-vo, 1984. - 171 p. (In Russ).

7. Valeeva-Sulejmanova G. F. National tradition in decorative art // Tatary. -Moskva, «Nauka», 2001. - P. 437-465. (In Russ).

8. Valeev R. M. Culture and art of Tatarstaa at the turn of the millennia (the main tendencies of development in the 90-s of the 20th century - the beginning of 21st century. - Kazan', 2008. - 124 p. (In Russ).

9. Al'myasheva R. F. Renaissance of national crafts in Kazan college of national artistic crafts // Sokhranenie i razvitie narodnykh khudozhestvennykh promyslov v edinom kuVturno-obrazovateVnom prostranstve". Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 24-25 noyabrya 2013. - KazGUKI, 2013. - P. 35-38. (In Russ).

10. Informational note of the administration of Kazan art college n.a. N.I. Feshin. - 2020. - 3 p. (In Russ).

11. Reports of Kazan college of national artistic crafts as a result of self-examination from 01.04.2016 to 01.04.2017; from 01.04.2017 to 01.04.2018.; from 01.04.2019 to 01.04.2020. (In Russ).

12. She was the first ... (On the first rector of Kazan State University of Culture and Arts R. A. Shamsutdinova). - KazGUKI, 2012. - 241 p. (In Russ).

13. Essays of the history of Kazan State University of Culture and Arts (2004-2014). - Kazan, 2014. - 208 p. (In Russ).

Сведения об авторе

Юсупов Ривкат Рашидович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, Казань, Татарстан. E-mail: rivkat.yusupov@bk.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 1 октября 2021 Одобрена после рецензирования: 28 октября 2021

Принята к публикации: 9 ноября 2021 Опубликована: 2 марта 2022

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication

Rivkat R. Yusupov, Doctor of History, Professor, Chief Researcher of the Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibrahimov, Academy of Sciences of the Republic

of Tatarstan, Kazan, Tatarstan. E-mail: rivkat.yusupov@bk.ru

Conflicts of Interest Disclosur

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: October 1, 2021

Approved after peer reviewing: October 28, 2021 Accepted for publication: November 9, 2021 Published: March 2, 2022

The author has read and approved the final manuscript.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.