ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Т. В. Фролова, директор ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж»
Социальное партнерство в образовании сегодня ориентируется на пересмотр устаревших норм отношений со всеми заинтересованными сторонами, создание договорного пространства на основе взаимодействия производственной и социокультурной сферы общественной жизни. Осмысленное включение «социальности» в образование — актуальная, на наш взгляд, стратегия развития образования как в общеобразовательной, так и в профессиональной школах.
Социальное партнерство — это особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующейся доверием, общими целями и ценностя-
ми, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сто-
рон за результат их сотрудничества и развития.
В Кемеровском областном художественном колледже установление партнерских отношений нацелено не только на совместное решение социальных проблем, но и на воспи-
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014
61
тание в поколении XXI века новой социальной культуры, позволяющей современному человеку эффективно решать ситуативные и долговременные проблемы, находить нестандартные решения, осуществлять ответственный выбор, проявлять инициативу, уметь принимать перемены, быть мобильным. Опыт последних лет и мероприятия этого года подтверждают важность решения намеченных воспитательных задач именно в рамках социального партнерства.
Традиционными партнерами колледжа всегда были ГУК «Областной музей изобразительных искусств» (директор Л. И. Мызина), ГАУК КО «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» (директор В. А. Каплунов), МАУ «Музей-заповедник «Красная Горка» (директор Н. А. Шелепова). Наше взаимодействие направлено в первую очередь на реализацию программы «Культура Кузбасса», а также на создание профессионально значимой для будущих художников системы отношений с музейным сообществом, с аспектами менеджмента в сфере культуры и искусства. Экскурсии в эти музеи и пленэры на территориях «Томской Писаницы», «Красной Горки» стали необходимым компонентом образовательного процесса для студентов колледжа. Мастер-классы преподавателей колледжа для посетителей этих музеев, несомненно, способствуют укреплению партнерских отношений и выходу их на новый уровень.
Близкими и почти «родственными» стали наши взаимоотношения с образовательными учреждениями дополнительного образования детей — художественными школами и школами искусств области. Восемь лет на базе колледжа проходят областные олимпиады по рисунку, живописи и композиции среди учащихся школ. Ежегодно в олимпиадах участвует более 50 человек. В 2014 году начала работу масштабная передвижная методическая выставка работ студентов «Кемеровское художественное училище: 40 лет спустя». Учебные задания по живописи, курсовые и дипломные проекты студентов специальности «живопись» из фондов художественного училища/колледжа представляют все многообразие педагогических концепций и программ, созданных за сорок лет существования нашего учебного заведения. Ленинск-Кузнецкий, Белово, Новокузнецк, Гу-рьевск, Топки, Юрга становятся участниками этого проекта. Эти мероприятия решают задачи преемственности академических традиций в художественном образовании области и осу-
ществления ответственного выбора педагогическим коллективом колледжа в пользу будущих поколений художников Кузбасса.
В работе с художественными школами и школами искусств нашим давним партнером является ГОУ «УМЦ работников культуры и искусств» (директор Н. С. Павлюк). Уже много лет отношения выстраиваются в соответствии с принципом непрерывности системы художественного образования в России. Благодаря нашим совместным усилиям (мастер-классам, методическим семинарам, обеспечению преподавателей школ методической литературой, художественным выставкам) сохраняются классические требования к методике преподавания рисунка и живописи. Особенно актуальным наше сотрудничество становится в связи с переходом системы дополнительного образования детей (далее — ДОД) на новые учебные стандарты: школы возвращаются к методике ведения рисунка и живописи 1970-х годов, но с учетом современной социокультурной ситуации (например, серьезно изменилась программа по истории искусств).
С 2014 года колледж приобрел статус методического центра и благодаря этому художники-педагоги становятся кураторами закрепленных за ними школ: проводят срезы, персональные выставки с обязательными на их фоне тематическими мастер-классами, показательными уроками. Предстоит плановая долгосрочная профессиональная и социально значимая работа, нацеленная на адаптацию педагогических коллективов школ системы ДОД к социокультурным переменам.
Наше сотрудничество со школами корректируется инновациями в художественном среднем профессиональном образовании. Новые Госстандарты предполагают получение дополнительной квалификации выпускником колледжа, кроме традиционной «художник-живописец», «дизайнер» и «мастер художественной керамики», квалификации «преподаватель». Соответственно увеличивается педагогическая нагрузка, меняются программы педагогической практики, модель педагога системы ДОД, и наше партнерство со школами приобретает новые оттенки, расширяются границы возможностей.
Мы не можем обойти вниманием эффективное творческое сотрудничество с ГОУ СПО «Кемеровский музыкальный колледж» (директор С. А. Юдина). Мы привыкли к ставшим обязательными в День работника культуры музыкальным дивертисментам в исполнении студен-
62
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014
тов колледжа. С нетерпением ждем на своих мероприятиях хорошую музыку в живом исполнении, всегда рады возможности провести персональную или групповую выставку в стенах музыкального колледжа. В планах новые творческие встречи студентов и преподавателей.
Три года назад нашим партнером стало неврологическое отделение Городской клинической больницы № 11 г. Кемерово (заведующая отделением О. А. Ковалкина). Стартовал студенческий добровольческий проект «Радуга». В отделение для больных, перенесших инсульт, наши студенты приходят небольшими группами и занимаются с пациентами творчеством, своего рода, арт-терапией. Создание позитивного настроя, свободной творческой обстановки в больничных условиях должно ускорить процесс реабилитации и адаптации пациентов отделения. Проект важен для студентов, так как гуманистический аспект добровольческой деятельности в значительной сте-
пени детерминирует успешность личностного самоопределения будущих художников.
В 2014 году появился новый социальный партнер — МАУК «Театр для детей и молодежи» (директор Г. Л. Забавин). Для нас это особый формат сотрудничества, ориентированного на решение воспитательных ценностно — значимых задач, на оптимизацию условий формирования творческой личности в новых социокультурных условиях. Посещение спектаклей, встречи с режиссерами, актерами и художниками театра, творческое общение, мы полагаем, должны способствовать этическому, эстетическому и профессиональному воспитанию художника нового поколения. Успешный художник начинается в особой личност-но и творчески комфортной среде, где человек как личность становится главным действующим лицом со своей определенной системой потребностей, интересов и ценностей, где мир открыт для него и он открыт для мира.