№ 3 (58), 2015
"Культура и образование
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.09
С. С. ЗЕНГИН
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Художественно-творческий проект выделен как самостоятельный вид в системе деятельности проектно-ориентированного вуза культуры и искусств, раскрыт его образовательный, воспитательный и инновационный потенциал. Показаны роль и функции художественно-творческого проекта в совершенствовании деятельности университета.
Ключевые слова: вуз культуры и искусств, проектный метод управления, художественно-творческий проект.
Art and creative project is allocated as an independent look in system of activity of project-oriented higher education institution of culture and arts, its educational and innovative potential is opened. The role and functions of the art and creative project in improvement of activity of university are shown. Key words: higher education institution of culture and arts, project management, art and creative project.
Высшая школа находится сегодня в состоянии интенсивного поиска путей трансформации своей структуры и механизмов деятельности в связи со значимыми изменениями социально-культурных, экономических и общественно-политических условий её функционирования. К числу важнейших факторов, детерминирующих этот процесс, мы относим следующие:
- интенсивное развитие информационных технологий и появление в связи с этим инновационных форм коммуникации, работы с информацией и социального взаимодействия, что в свою очередь приводит к появлению новых форм образовательного процесса, таких как МООС (massive open on-line courses - массовые открытые онлайн-курсы), ООР (открытые образовательные ресурсы), вебинары и т. п.;
- изменение места вуза в социально-культурном пространстве общества. Университеты превращаются из относительно закрытых образовательных организаций для узкого круга лиц в открытые социально-ориентированные многофункциональные центры для широкой категории социальных групп - сосредоточение интеллектуальных, образовательных, культурных ресурсов и социальных инициатив. Таким образом, университеты начинают осуществлять макросоциальную и инновативную миссии, реально становясь интеллектуальными центрами объединения структур власти, бизнеса и институтов гражданского общества [1];
- вступление высшей школы России в эпоху квалиметрии - оценки качества работы вузов, проводимой как независимыми, так и государственными структурами по комплексу количественных показателей, прежде всего статистического характера;
- снижение объёмов финансирования вузов с установкой на повышение результативности деятельности и эффективности использования материальных ресурсов, переход на систему контрактно-целевого финансирования.
Не обсуждая сейчас проблемы целесообразности и эффективности проводимых реформ, отметим, что в результате большинство высших учебных заведений поставлены перед необходимостью поиска новых форм управления, организации деятельности и изменения содержания образования в русле объективных требований. Таким образом, проблематика поиска путей совершенствования и трансформации деятельности университетов - актуальная исследовательская область управленческой и педагогической наук, и прежде всего - управления образовательными системами.
UDK 378.09
S. S. ZENGIN
ART AND CREATIVE PROJECT IN SYSTEM OF ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE AND ARTS
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (58), 2015
Следует отметить, что в последнее время исследовательские усилия, совместная работа экспертного сообщества и управленческих структур привели к появлению моделей современного вуза, интегрированного в современный социально-культурный, экономический и политический контексты. Прежде всего, это концепция «проблемно-ориентированного университета», реализуемая, например, в корпоративных программах бизнес-школы «Сколково». Главными процессами в таком учебном заведении становятся мышление и коммуникация, направленные на решение актуальных проблем, а основным форматом обучения - командная стратегическая и проектная работа [2]. Такой тип университета называют еще проектным либо проектно-ориентированным, считая его высшей формой развития университета [3].
В. В. Тимченко указывает, что именно проектный подход наиболее привлекателен для перехода от одной модели управления к другой (например, к системе устойчивого управления) по следующим причинам:
- проект с достаточно высокой степенью надёжности позволяет достичь заданного результата в запланированные сроки в рамках отведённых ресурсов;
- проект выполняется в соответствии с решениями, выработанными в рамках стратегического управления, т. е. согласуется со стратегическими целями;
- целью проекта по совершенствованию системы управления, как правило, является «запуск» долгосрочных механизмов на операционном уровне, которые направлены на интеграцию разных элементов управления и постоянное их совершенствование [4].
Внедрение проектного метода в систему деятельности вуза - относительно недавно, но продуктивно разрабатываемая область педагогики. Понятие самого проекта как временной организации, наделённой ресурсами для выполнения уникального набора работ в определённые сроки в рамках установленного бюджета и создающейся для достижения качественно и количественно определённых целей [5] за это время трансформировалось в представление о нём как о стратегическом инструменте развития университета [6]. Многие исследователи проектного управления говорят о том, что применение методов проектного менеджмента позволяет извлечь максимум преимуществ от реализации проектов и укрепить позиции вуза на рынке образовательных услуг за счёт быстрой адаптации к изменениям внешней среды, повышения качества и конкурентоспособности выпускников [7].
К настоящему времени достаточно подробно разработаны такие аспекты проблемы проектного управления вузом, как его специфика, цель, содержание, функции проектов и т. д. В контексте нашего исследования обратимся к вопросу классификации образовательных проектов университета. Чаще всего выделяют такие их виды, как:
- исследовательские проекты - выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических образовательных задач;
- учебные проекты - определение эффективных образовательных технологий обучения студентов;
- учебно-организационные проекты - создание нормативной базы и организационных условий эффективной деятельности вуза (управление временем, качеством, коммуникациями, человеческими ресурсами, рисками и т. п.);
- управленческие проекты - разработка и внедрение системных изменений в управлении высшим образовательным учреждением (организационная структура, распределение функциональных обязанностей, планирование, контроль и др.).
Все эти виды проектов носят универсальный характер и могут быть реализованы в высших учебных заведениях различного типа. Однако в вузе культуры и искусств к числу ключевых видов деятельности, помимо образовательной, научно-исследовательской и управленческой, относится художественно-творческая работа. В связи с этим считаем целесообразным выделить для вузов творческой направленности самостоятельный вид проектов -художественно-творческий. Тем более, что само проектирование по своей природе - это креативная деятельность, заключающаяся в создании уникальных продуктов, услуг или результатов, «того, чего до сих пор не существовало» [8], а креативность и инновации становятся центральными понятиями и важными целевыми ориентирами для развития художественного образования во многих европейских странах начиная с 2008 года [9].
№ 3 (58), 2015
"Культура и образование"
- 9
Под художественно-творческим проектом мы понимаем совокупность мероприятий творческого, образовательного, научно-исследовательского и социально-значимого характера, объединенных единой художественной идеей, имеющих общую организационную форму целенаправленной деятельности, ограниченной во времени и отражающейся в конкретном результате.
С 2013 года в Краснодарском государственном университете культуры и искусств реализуется система художественно-творческих проектов, направленных на повышение эффективности деятельности вуза, включение в инновационную, творческую, исследовательскую и социально-значимую деятельность не только субъектов образовательного процесса, но и широкой общественности: молодёжи, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей общественных организаций, бизнеса и органов власти.
Продемонстрируем место и функции художественно-творческого проекта, его инновационный и социально-ориентированный потенциал на примере реализованного в 2013-2015 годах проекта «Лицо Победы». Его суть заключалась в том, что студенты нескольких факультетов Краснодарского государственного университета культуры и искусств создали портреты ветеранов Великой Отечественной войны, в результате чего была сформирована обширная экспозиция. Эта портретная галерея в течение года размещалась на различных выставочных площадках, в образовательных учреждениях, побывала во многих городах Краснодарского края. В дальнейшем каждый портрет был дополнен фронтовой историей ветерана. В итоге была издана книга памяти «Лицо Победы», в которую вошли не только портреты фронтовиков и тружеников тыла, но и их рассказы о самых запоминающихся днях войны.
Данная акция соответствовала всем критериям проектного подхода: имела четкие хронологические рамки, общую организационную форму целенаправленной деятельности, запланированные результат и продукт коллективной деятельности. Помимо этого проект отличался полисубъектностью (участниками проекта стали студенты, преподаватели, ветераны Великой Отечественной войны, школьники, общественность). Для реализации проекта университету удалось привлечь структуры власти и бизнеса - проект реализовывался при поддержке Совета молодых депутатов Законодательного собрания Краснодарского края и ОАО «Крайинвестбанк». Художественно-творческая деятельность в рамках акции была интегрирована в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов, содержала в себе выраженный воспитательный потенциал (непосредственное общение студентов с ветеранами, демонстрация портретов и историй их жизни школьникам и молодёжи). Бесспорны социально-значимая (оказание различных видов помощи ветеранам Великов Отечественной войны) и патриотическая функции акции «Лицо Победы».
Таким образом, ценность данного художественно-творческого проекта не только в том, что создан уникальный фонд портретов ветеранов Великой Отечественной войны, но и в его образовательном, воспитательном и творческом потенциале. Художественно-творческая акция «Лицо Победы» стала знаковым событием не только в жизни университета, но и в культурной жизни Кубани.
Итак, мы раскрыли роль и функции художественно-творческого проекта в деятельности университета культуры и искусств на примере лишь одной художественно-творческой акции. Грамотно спланированная и реализованная система подобных проектов способна, на наш взгляд, придать системе современного художественного образования дополнительную динамику, внести в неё новые элементы, формы и методы работы и в итоге значительно повысить образовательный, инновационный и творческий потенциал вуза культуры и искусств как центра интеллектуальных, образовательных, культурных ресурсов и социальных инициатив.
Литература
1. Розов Н. С. О моделях университета в современной России // СОЦИС. 2007. № 10. С. 113.
2. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «гринфилда» в образовании // Ректор вуза. 2014. № 2. С. 53.
3. Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированное управление инновационным университетом // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 26-31.
"Культурная жизнь Юга России" 10 ;
№ 3 (58), 2015
4. Тимченко В. В. Устойчивое управление университетом // Universum: Вестник Герце-новского университета. 2010. № 9. С. 30-35.
5. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009.
6. Бабенко Е. И., Загороднова Е. П. Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа // Ars Administrandi. 2011. № 4. С. 29.
7. Луговой Р. А., Лысенко Е. А. Проблемы применения методологии управления проектами в вузе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 5 (23). С. 63-68.
8. Хелдман К. Профессиональное управление проектом. М., 2005. С. 43.
9. Быховская И. М. Социальный потенциал художественного образования: концептуальные поиски, практики актуализации // Учёный совет. 2015. № 5. С. 49-61.
References
1. Rozov N. S. O modelyah universiteta v sovremennoy Rossiу [About University models in contemporary Russia] // SOTSIS. 2007. № 10. S. 113.
2. Konanchuk D., Volkov A. Epoha «grinfilda» v obrazovaniy [Era of greenfield in education] // Rektor vuza. 2014. № 2. S. 53.
3. Strongin R., Grudzinskiy A. Proektno-orientirovannoe upravlenie innovatsionnym universitetom [Design and management of innovative University] // Vysshee obrazovanie v Rossiy. 2008. № 4. S. 26-31.
4. Timchenko V. V. Ustoychivoe upravlenie universitetom [Sustainable University Management] // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2010. № 9. S. 30-35.
5. Turner R. The Handbook of Project-Based Management: Leading Strategic Change in Organization. McGraw-Hill, 2009.
6. Babenko E. I., Zagorodnova E. P. Proektnaya deyatel'nost' universiteta na osnove strategicheskogo analiza [Project work of the University on the basis of strategic analysis] // Ars Administrandi. 2011. № 4. S. 29.
7. Lugovoy R. A., Lysenko E. A. Problemy primeneniya metodologii upravleniya proektami v vuze [Problem of the application of the methodology of project management in University] // Territoriya novyh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2013. №5 (23). S. 63-68.
8. Heldman K. Professional'noe upravlenie proektom [Professional project management]. M., 2005.
9. Byhovskaya I. M. Sotsial'nyy potentsial hudozhestvennogo obrazovaniya: kontseptual'nye poisky, praktiky aktualizatsiy [Social capacity for arts education: conceptual search, practice of mainstreaming] // Uchenyy sovet. 2015. № 5. S. 49-61.
УДК 378 В. П. ГРИЦЕНКО, А. И. АРТЮХОВ
О ВЕДУЩЕМ ФИЛОСОФСКОМ ПРИНЦИПЕ В ОСНОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается философская основа одного из ведущих подходов в современной педагогике -компетентностного. Анализируется роль культуроцентризма как принципа культурной политики, обосновывается ведущая роль культурной модернизации в общем модернизационном тренде. Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, философские основания педагогики.
UDK 378 V. P. GRITSENKO, A.I. ARTYU KHOV
, ABOUT LEADING PHILOSOPHICAL PRINCIPLE IN THE BASIS OF COMPETENCE-BASED MODEL OF TRAINING OF SPECIALISTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Article deals with the philosophical basis of one of the leading approaches in modern pedagogy - competen. Examines the role of kul2 turocentrizma as a principle of cultural policy, justifying the leading role of cultural modernization in general modernization trend.
Key words: higher education, competence approach, philosophical bases of pedagogics.