Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ЛИСТА'

ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
381
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР «КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД» / ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО Ф. ЛИСТА / ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина И.В.

В статье рассматриваются вопросы художественно-стилевого становления жанра «Концертный этюд», который в период развития романтического направления в музыкальном искусстве получил максимальную виртуозно-исполнительскую традицию. Автором представляется фортепианное творчество Ф. Листа, пианиста-виртуоза и композитора в чьем творчестве данный жанр получил максимально яркое воплощение. Новаторское фортепианное наследие Ф. Листа в жанре «Концертный этюд» анализируется с позиций исследования технически-тембрального раскрытия композитором возможностей фортепиано, введения авторских принципов художественно-романтической исполнительской виртуозности, характеристики эмоционально-смысловой и драматургически-программной содержательности этюдного музыкального наследия композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND STYLISTIC FORMATION OF THE GENRE «CONCERT ETUDE» IN F. LISZT’S WORKS

The article deals with the issues of artistic and stylistic formation of the genre «Concert etude», which during the development of the romantic trend in musical art received the maximum virtuoso performing tradition. The author presents the piano creativity of F. Liszt, a virtuoso pianist and composer in whose work this genre has received the most vivid embodiment. The innovative piano legacy of F. Liszt's work in the genre of «Concert Etude» is analyzed from the standpoint of the study of the composer's technically-timbral disclosure of the possibilities of the piano, the introduction of the author's principles of artistic and romantic performing virtuosity, the characteristics of the emotional-semantic and dramaturgical-programmatic content of the composer's etude musical heritage.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ЛИСТА»

УДК 78.083.6

ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА «КОНЦЕРТНЫЙ ЭТЮД» В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ЛИСТА

И.В. Шинтяпина

ФГАОУ ВО Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) КФУ им. В.И. Вернадского, г. Ялта, Крым e-mail: Shyntyapina@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы художественно-стилевого становления жанра «Концертный этюд», который в период развития романтического направления в музыкальном искусстве получил максимальную виртуозно-исполнительскую традицию. Автором представляется фортепианное творчество Ф. Листа, пианиста-виртуоза и композитора в чьем творчестве данный жанр получил максимально яркое воплощение. Новаторское фортепианное наследие Ф. Листа в жанре «Концертный этюд» анализируется с позиций исследования технически-тембрального раскрытия композитором возможностей фортепиано, введения авторских принципов художественно-романтической исполнительской виртуозности, характеристики эмоционально-смысловой и драматургически-программной содержательности этюдного музыкального наследия композитора.

Ключевые слова: жанр «Концертный этюд», фортепианное творчество Ф. Листа, художественно-стилевые характеристики, фортепианное исполнительство.

В творческом арсенале пианистов-исполнителей и обучающихся все более значимое место занимают этюды Ференца Листа. Наряду с произведениями данного жанра Ф. Шопена, Р. Шумана, С. Рахманинова, А. Скрябина, К. Дебюси и других европейских композиторов, концертные этюды Ф. Листа все активнее исполняются в концертных программах, входят как обязательные в программные требования фортепианных конкурсов.

В творчестве Ф. Листа, величайшего представителя музыкального европейского романтизма, сосредоточены основополагающие характеристики данного стилевого направления: содержательная образность, комплекс особо выразительных музыкальных средств, синтез искусств, программность, что в полной мере воплощено в одном из жанров, к которым обращался композитор - концертном этюде. Заслугой композитора является осознание и подъем фортепиано как инструмента, а фортепианной музыки как искусства на небывалую высоту

общеевропейской культуры, придание роялю значимости уровня симфонического оркестра, его всемерной популяризации и усовершенствования приемов и способов владения инструментом. В этом вопросе обращение к жанру концертный этюд и явилось той возможностью, когда все составные компоненты художественно-технических задач, ставимых композитором, получили эффект максимально-яркого воплощения и реализации.

Возможность освоения творческих исполнительских методов Ф. Листа, уникальности его авторского стилевого подхода и эстетики мировосприятия, осмысления влияния, произведенного его творческим наследием на развитие последующей европейской фортепианной музыки, сегодня, в свете новых поисков в сфере фортепианного исполнительства, приобретает особую актуальность. Композиторский интерес к возможности синтеза разнообразных художественно-стилевых направлений, авторские индивидуально-творческие намерения, реализованные в нотно-текстовой семантике, соответствие исполнительских трактований авторским указаниям, сегодня повсеместно находят отклик в музыкально-исполнительской культуре, что в свою очередь активизирует исследовательский интерес в целом к творчеству Листа, и в частности к его концертным этюдам как квинтэссенции уникально-композиторского письма.

Современные пианисты, осмысливая эволюционные процессы жанра концертный этюд, напрямую связанные с совершенствованием фортепианного исполнительства, изменением стереотипов в фортепианной технике, ее усовершенствованием, все чаще обращаются к золотому фонду фортепианного искусства, как источнику творческого совершенствования и определенной ступени профессионального мастерства. В данном процессе концертные этюды Листа, демонстрируя органичное взаимодействие исполнительского искусства и композиторского творчества, определяют эталон фортепианного совершенства на пути к творческому олимпу.

Созданные в XIX веке концертные этюды Ф. Листа представляют собой этап новаторского развития жанра концертного этюда, уникальное воплощение виртуозно-технических приемов и программно-драматургических аспектов художественной содержательности -необходимой ступени формирования современного пианиста-

исполнителя. Фортепианное творчество Ф. Листа является центром притяжения не только исполнителей, но и многочисленных исследователей, тем не менее, специальные комплексные теоретические работы, посвященные эволюции этюдного творчества Листа, особенностям художественно-технического освоения данного жанра в исполнительской практике, рассмотрению взаимосвязи концертных этюдов с сочинениями данного жанра других композиторов-романтиков, на сегодняшний момент практически отсутствуют. В связи с чем, существует потребность аналитического осмысления этюдного творчества Ф. Листа в структуре мировой музыкальной исполнительской практики, рассмотрения этапов развития жанра «Концертный этюд», анализа художественно-стилевого языка авторского текста.

В середине XIX столетия, на этапе перехода от классических к романтическим идеям, на стадии формирования новых эстетических принципов, критериев и характеристик пианистических исполнительских школ, кристаллизовалось и базово-художественное разнообразие этюдов: инструктивного, характеристического и концертно-художественного (согласно дифференциации Н. Терентьевой [12]).

Позже такая градация получила условное значение, в связи с тем, что исполнительски-технические категории постепенно теряли приоритетность, включались как составная часть в художественное мастерство исполнителя, выражавшего через техническое совершенство умения звукопередачи и драматургии творческого универсума.

О данном качестве инструктивного этюда, заложенном в его техническом содержании, отмечала В. Бордонюк [2, с. 13]: «...в структуру инструктивных этюдов закладывались базовые основы музыкальной символики, общность с которыми выразилась в художественно-оригинальных этюдах Ф. Шопена, А. Скрябина, К. Дебюсси, С. Рахманинова, идейность которых выразилась в дифференцированном показе отдельных приемов и способов».

В конце XIX столетия, рожденный новыми принципами и ориентирами романтизма, воплощающего более характерные особенности мировосприятия и художественного индивидуализма, этюд, как специфическое направление музыкально-исполнительского искусства, приобрел виртуозно-романтическую исполнительскую традицию. Данные характеристики, определившие ориентиры развития

европейского пианизма, достигли небывалого размаха благодаря тому, что именно в романтическую эпоху фортепиано через универсальность средств выразительности и распространенности стало важным компонентом общественно-бытового музицирования [10].

Феноменальность художественно-романтической виртуозности ассоциировалась, прежде всего, с возможностями фортепианного исполнительства, своеобразного аккумулятора лучших страниц музыкального наследия композиторов-романтиков, запечатленных, в том числе, и в образцах жанра этюд, во всей многообразности его проявлений.

В середине XIX столетия в жанровом становлении западноевропейского этюда для фортепиано определились два направления: во-первых, выявление уникальных технически-тембральных качеств самого инструмента в данном жанре, максимальное раскрытие возможностей инструмента рояль (творчество Ф. Шопена, Р. Шумана), во-вторых - возможность симфонизации жанра, через симфоническую трактовку фортепиано (творчество Ф. Листа -«фортепианная партитура»).

Обобщающими жанровыми характеристиками определилась, по мнению исследователей эволюции жанра концертного этюда в творчестве Ф. Листа Л.Н. Губаревой и Н.А. Смирновой «концертность данного жанра, осуществляемая не с целью технического усовершенствования с учебными задачами, а для возможности демонстрации виртуозности в концертно-исполнительском пространстве». Такими новаторскими произведениями стали этюды, предназначенные для наивысшего исполнительского мастерства [4, с. 84].

Следует определить основные различия звуко-художественных идеалов этюдного творчества Ф. Шопена и Ф. Листа, создавших идейно-противоположные установки в пространстве художественного и технического мышления. В творчестве Ф. Шопена смысловой доминантой стало вокальное начало, мелодическая основа Ье1саПо, и тип концертно-непрограммного этюда. В прочтении данного жанра автор реализует себя как истинный романтик и смелый новатор. Исполнение его этюдных произведений требует владения агогической свободой и импровизационностью мышления, а также в рамках инструктивности, воплощения принципиальной позиции пения инструмента, достижения

максимальности кантиленного звучания и преодоления ударной природы фортепиано.

В творчестве Ф. Листа отразилась направленность к иному исполнительскому идеалу - симфонической трактовке возможностей инструмента, оркестрово-тембральной красочности. У автора возникла потребность через тембровую палитру рояля, эффекты колористического обогащения, выявить максимальное своеобразие разных инструментальных регистров. В жанрово-художественном отношении этюды Ф. Листа демонстрируют особую разновидность виртуозно-концертного этюда - программный этюд. Сюжетная оригинальность произведений композитора в жанре этюд заложена в драматургической программе, в которой прочтение образов характеризуется оригинальной визуализацией, театрально-звуовыми эффектами [5].

Концертно-виртуозные этюды Ф. Шопена и Ф. Листа воплотили идеи творческой свободы, технической раскрепощенности, пластической скоординированности в единое целое составных частей пианистического аппарата. Концертность этюдного жанра воплотилась в возможности высочайшей концентрации сценической выдержки и исполнительского артистизма, виртуозно-монументальной силе, активной реализации крупного штриховой палитры, аккордовой и пассажной полнозвучности и технической свободы, ритмомелодической определенности, речетативной декламационности интонирования, ярко-контрастной динамической палитре [13].

Категориальные характеристики жанра позволили расширить границы семантики смыслового пространства жанра, подняли его статус доминантных приоритетов. Этюдные образцы этих композиторов выступили своеобразной матрицей, базовым основанием, на котором позже представители русской композиторско-пианистической школы сформировали собственные образцы жанра русского концертно-виртуозного этюда.

Фортепианное наследие Ф. Листа представляет собой непревзойденные страницы уникальных творческих находок композитора в разных жанрах, среди которых этюд зазвучал в музыкально-исполнительском искусстве новаторски самобытно и виртуозно-эффектно. На протяжении всего творческого пути великий венгерский композитор Ф. Лист обращался к жанру концертного этюда, внеся,

несомненно, большой вклад в развитие фортепианной литературы данного направления и создав в этом жанре большое количество уникальных произведений.

Обладая феноменальной технической виртуозностью, Лист на протяжении всей своей жизни настойчиво и целенаправленно стремился усовершенствовать технический аппарат, благодаря которому пианисту-виртуозу удалось воплотить на эстраде свои авторские замыслы и суметь увлечь слушателей новыми достижениями в фортепианном искусстве, в том числе через пропаганду собственного фортепианного творчества.

Листом были написаны циклы концертных этюдов: «Этюды трансцендентного исполнения», «Большие этюды Паганини» (по мотивам каприсов Н. Паганини), а также оригинальные самостоятельные этюды: «Три концертных этюда» («Жалоба», «Легкость», «Вздох»), «Два концертных этюда» («Шум леса», «Хоровод гномов») и другие.

В первой редакции цикла этюдов под названием «Юношеские этюды» (1826 год), созданной Листом в четырнадцать лет, в качестве звукового приношения учителю - Карлу Черни проявилось классическое понимание жанра этюда. Уже в первой редакции просматривается технически-определенная многоаспектность каждого этюда и рождение романтически- виртуозной стилистики Ф. Листа [1].

Лист быстро уходит от технических традиций К. Черни -классической выдержанности этюда в выработке одного вида техники или приема. Цикл «Юношеские этюды» стал первой возможностью композитора сменить инструктивность характера жанра этюд более разнообразно-развитым как в виртуозном и техническом направлении, так и в музыкально-драматургическом планах. Цикл послужил первым этапом эволюции фортепианно-этюдного творчества, позволившего Ф. Листу в дальнейшем создавать оригинально-новаторские средства виртуозно-художественной выразительности инструмента [7].

Еще будучи начинающим пианистом-композитором, Ф. Лист замыслил написать фортепианный цикл, состоящий из сорока восьми этюдов, по аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» И.С. Баха, охватывающих все мажорные и минорные тональности, но в результате осуществил свой замысел наполовину и создал двенадцать из них в 1826 году. Данные произведения - фактически технические упражнения, нацеленные на совершенствование пальцевой беглости, и технической

своей конструктивностью они напоминали этюды его наставника - Карла Черни.

Через двенадцать лет композитор вновь обратился к первоначальному замыслу, переработал написанные этюды и преобразовал их в 1838 году в цикл «Большие этюды». Однако новая редакция также не соответствовала окончательным замыслам композитора, из-за чего в 1851 году, он снова обратился к данному опусу и создал третью редакцию под названием - «Этюды высшего исполнительского мастерства» или «Трансцендентные этюды», в числе которых десять из двенадцати получили у композитора индивидуально-программные названия [6].

Произведения данного цикла весьма технически и содержательно разнообразны. Соответственно авторской классификации, в цикле представлено четыре основных фортепианных вида технической оснащенности: а) октавная и аккордовая техника, б) владение тремоло, в) техника исполнения двойных нот, г) гаммообразная и арпеджированная техническая оснащенность. Что касается программной направленности данных произведений, то в них наряду с темами пейзажно-зарисовочного характера присутствуют фантастические сцены, а песенно-лирические настроения сменяются героически-торжественными. Композитором активно используется принцип контрастного сопоставления, когда на смену лирических повествований приходят номера активной энергетики и торжественного пафоса.

Цикл имеет свою драматургическую наполненность и единство, благодаря определенному чередованию смысло-образов и звуко-колористических картин. Открывается цикл свободно-импровизационной «Прелюдией», которая написана в до-мажоре и имеет целью ввести слушателя в звуковое и образное пространство. Далее следует стремительно-бравурный «Этюд» токкатного характера, написанный в тональности параллельного минора и вводящий слушателя в энергичное действо. Третий номер элегично-светлого, задумчивого характера -«Пейзаж», написан в фа-мажоре и служит полным контрастом предыдущему номеру, привносит элемент нежных воспоминаний и мечтаний. Остро-драматично звучит номер четыре - «Мазепа», написанный в параллельной предыдущему номеру тональности ре-минор, и проиллюстрированный оригинальной цитатой из одноименного

поэтического произведения В. Гюго. Номер пять - опять противоположно-эмоционален предыдущему и назван композитором «Блуждающие огни», в си бемоль мажоре. Музыка номера пронизана причудливо-фантастическими образами, заставляющими вспомнить произведения Ф. Мендельсона или Г. Берлиоза.

После этого лирико-таинственного номера следуют три этюда героически-активных и эмоционально-насыщенных: номер шесть -«Видение» в соль-миноре, наполненное торжественно-меланхоличной патетикой сцены погребения Наполеона; номер семь - «Героика» в ми бемоль мажоре, характеризуемая как блестяще-торжественный марш, и номер восемь - мрачно-фантастический мираж «Дикая охота» в до-миноре, с соответствующей названию фактурностью и эмоциональной стремительностью. Этюд аллегорически воплощает древнегерманский миф о короле Артуре и его свите на охоте, которые движутся словно в дикой пляске, сопровождаемые собачим лаем и криками [8].

И вновь, соответствуя принципу контрастности, объединяющему цикл, на смену героическим образам приходят лирические - номер девять «Воспоминание» в ля бемоль мажоре. Пронизанный нежно-певучей мелодией, песенностью и лирикой, в свободно-импровизационном стиле изложения этюд написан в духе ноктюрнов Ф. Шопена. Скорбно-звучащие мелодические вздохи и стоны, страстность мольбы, приходят на смену активно-прерывистому мелодическому движению предыдущего восьмого этюда. Номер десять, в фа-миноре спокоен и величествен. Он не получил названия. Номер одиннадцать - «Вечерние гармонии», написан в ре бемоль-мажоре, вновь на сцену возвращаются тишина, прозрачность фактуры, мелодическая ясность и проникновенность. Завершающим номером цикла является номер двенадцать - «Метель», написанный в сумрачно-тяжелой тональности си бемоль-минор и являющийся пейзажно-драматической зарисовкой вихревого движения, холодного раздумья.

«Трансцендентные этюды» предполагают владение наивысшей пианистической техникой и высоким философско-художественным осмыслением фортепианных образов, созданных композитором. Для исполнения всего цикла от пианиста требуется неимоверная выдержка, сила, как физическая так и эмоциональная, высочайшая степень виртуозности и драматургическое мышление, т.к. каждый номер требует

особого осмысления и содержательности. Трансцендентность рассмотренного цикла просматривается как в предельно-возросшей технико-исполнительской фортепианной исключительности, так и в максимально-расширенной типологии этюдности, охватившей одновременно инструктивно-драматургическую сторону

рассматриваемого жанра, и образно-смысловую кодовость критериев романтического искусства в стилевом направлении [9].

Данный цикл этюдов представляет образец наибольшего распространения среди других примеров данного жанра, активно вошедших в концертный репертуар пианистов прошлого и современности. Разные их редакции представляют достойный пример многолетней творческой работы автора над максимально-точной художественной реализацией композиторского замысла. Сравнительный анализ вариантов усовершенствования «Трансцендентных этюдов» свидетельствует об эволюционной динамике фортепианного стиля Ф. Листа.

Цикл «Двенадцать больших этюдов» создавался Листом в период его концертно-исполнительских турне по городам Европы, одновременно с циклом «Бравурные этюды» (первая редакция этюдов «По каприсам Паганини»), циклом «Альбом путешественника» и первой редакцией цикла «Годы странствий». Все эти произведения были написаны композитором с ориентацией на свои уникально-пианистические возможности [1].

Творческие устремления Ф. Листа были направлены на достижение наивысшего эффекта своего интерпретационно-исполнительского стиля, выразившегося и в новаторской манере композиторского стиля. Открывая оригинальные ресурсы пианистического исполнительства, осуществляя поиск новых средств исполнительской выразительности, композитору удавалось выдвигать на суд публики феноменальность виртуозного стиля, где пассажная фееричность, октавная каскадность и монументальная аккордовая мощь синтезировались с изяществом и ажурностью мелко-пальцевой техники.

Последняя редакция данного цикла была осуществлена в Веймарский период, где завершая карьеру пианиста, Лист успешно реализует себя в качестве дирижера Веймарского придворного театра. Активно пропагандируя оперные и оркестровые произведения своих

современников, Лист во второй половине XIX столетия создает большое количество симфонических произведений, одновременно редактируя созданное ранее в фортепианном творчестве, в том числе и «Трансцендентные этюды». Таким образом, композитор осуществляет идею симфонизации фортепианной фактуры, находя соответствующие темброво-разнообразные краски. Симфоническое прочтение фортепианного творчества определила Листа в качестве новатора в области фортепианной музыки [11].

Еще одним важным принципом, символически-выражающим художественную содержательность цикла, реализуемым в финальной редакции «Трансцендентных этюдов», выступает принцип программности. Важно отметить, что семантичность тональностей, символичность музыкальной мотивности, художественная идейность и другие композиционно-технические характеристики у Листа не случайны: «Программа для композитора выражает общую концептуальность произведения, исходную точку от которой он движется» [3].

Рассмотрим еще один выдающийся с точки зрения новаторского подхода и оригинальности идейно-художественного воплощения - цикл концертных этюдов, создание которого связано с увлеченностью композитора творчеством Николо Паганини. По замыслу композитора, вслед за подобными поисками его современников, в данном цикле должна была осуществиться фортепианными средствами выразительности совершенная техника итальянского виртуоза-скрипача. Главной художественной задумкой Листа была попытка воплотить скрипичные игровые приемы, воссоздавая их соответственно специфике фортепиано. Этому и была посвящена творческая работа: цикл «Большие этюды по Паганини» (1838-1851 гг.), в составе которых шесть произведений большую исполнительскую популярность получили этюд № 3 «Кампанелла» и этюд № 6, созданные в вариационно-импровизационной форме.

Лист был лично знаком с Паганини и искренне восхищался виртуозной игрой композитора-скрипача, поэтому и фортепианная версия была направлена, прежде всего, на реализацию виртуозно-блестящей технической составляющей данного цикла. Пять произведений цикла написаны на темы каприсов Паганини. Этюд «Кампанелла» написан на

музыкальный материал рондо из концерта № 2, где основная тема имитирует звучание колокольчиков. Листу удается воплотить в звучании фортепиано необыкновенно сложную задачу - не просто перенести в текст все технические моменты звучания скрипки, но и воплотить все скрипичные препятствия и художественно-исполнительские особенности, характерные именно для исполнителя-скрипача [14].

Кроме проанализированных циклов концертных этюдов, в творческом наследии Ф. Листа есть и программные этюды, характеризуемые значимо-содержательным наполнением. Три произведения данного жанра, объединенные как «Три больших концертных этюда», были написаны композитором в 1848 году. Этюды не несут программной нагрузки, но являют образец определенно-выраженной эмоционально-смысловой содержательной наполненности.

Так этюд № 1 («Il lamento») создавался композитором как романтическая поэма, драматургический центр которой - образная характеристика жалобы рисуется в разнообразных эмоционально-психологических аспектах. В этюде № 2, названном в одной из редакций «La legierezza» («легкость»), основной технической характеристикой партитуры является восходящее-нисходящая хроматическая гамма. Этюд №3 указан Листом как «Un sospiro» («вздох»), но в среде исполнителей закрепилось его название - «море». В партитуре этюда сочетаются легкая грация и патетически-характерные возгласы и взлеты.

В 1863 году Листом создаются два концертных этюда: «Шум леса» и «Хоровод гномов», где композитором воплощен замысел предоставления исполнителю возможно-большего звуко-силового симфонического эффекта. Ведущими задачами произведений выступают тонко-прозрачная звукопись и графически-выражаемая фактура изложения. Эти два этюда являются своеобразным завершением эволюционного развития концертного этюда как нового самостоятельного жанра. Поэмный склад характерен этюду «Шум леса», передающего излюбленную для романтиков природную образность. «Хоровод гномов», предвосхищает сказочную фантастику и образную наполненность пианистических пьес норвежца - Э. Грига.

Таким образом, можно констатировать, что творческий процесс Ф. Листа, начиная с юношеского периода, осуществлялся более рассудочно, чем у других композиторов-романтиков. Воплощая замысел

через техническую его обработку, композитор еще более привносил художественную осмысленность в звуковую партитуру. Осознавая художественность и интонационно-самостоятельную состоятельность произведений, важно отметить, что композитор наполнял каждую концертную пьесу этюдных циклов уникальной программной драматургией и обусловленность этого художественно-смысловым кругом символических образов. Понимание вышеизложенных аспектов, позволяет достаточно точно найти верное осмысление музыкальной содержательности анализируемых произведений.

Список литературы

1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2 / А. Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - Москва : Музыка, 1988. - 415 с.

2. Бордонюк, B. И. Стилистика символизма в модификации фортепианных жанров прелюдии и этюда XIX - начала XX столетий : автореф. дис. ... к. искусствоведения / Бордонюк Владимир Иванович ; Одесская государственная музыкальная академия им. А. В. Неждановой. - Одесса, 2008. - 17 с.

3. Буасъе, А. Уроки Листа / А. Буастье. - Санкт-Петербург : Композитор, 2002. - 75 с.

4. Губарева, Л. Н. К вопросу эволюции жанра концертного этюда в творчестве Ф. Листа / Л. Н. Губарева, Н. А. Смирнова // Фортепианное наследие композиторов венской школы: история, педагогика, интерпретация : сб. материалов III Международ. науч.-практ. конф. - Белгород, 2020. - С. 79-84.

5. Демченко, А. И. Ференц Лист: вехи эволюции / А. И. Демченко // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств : сб. научных трудов / сост. Г. И. Ганзбург ; под общ. ред. Т. Б. Веркиной. - Харьков : Каравелла, 2002. - 336 с.

6. Крауклис, Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа / Г. В. Крауклис. - Москва : Музыка, 1974. - 144 с.

7. Мильштейн, Я. И. Ференц Лист / Я. И. Мильштейн. - Москва : Музыка, 1999. -686 с.

8. Мильштейн, Я. И. Этюды Ф. Листа / Я. И. Мильштейн. - Москва, 1961. - 69 с.

9. Новикова, Е. С. Программность как воплощение идеи взаимодействия искусств в творчестве Ференца Листа: теоретико-методологический аспект / Е. С. Новикова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 48-52.

10. Портная, И. В. Этюд как явление художественного творчества / И. В. Портная // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 1 (15) : в 2-х ч. - Ч. 1. -С. 157-159.

11. Ступина, А. С. Жанры этюда в фортепианном творчестве Ф. Листа / А. С. Ступина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сб. докладов VIII Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых : в 4 т. / под ред. Н. В. Бараниченко. - Белгород, 2020. - С. 130-135.

12. Терентьева, Н. А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано : автореф. дис. . к. искусствоведения /

Терентьева Наталия Алексеевна ; Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. - Ленинград, 1974. - 24 с.

13. Яворский, Д. Ференц Лист и Фридерик Шопен: пересечение параллелей? - 2Q17. -URL: https://docplayer.com/ 42Q91265-Ferenc-list-i-friderik-shopen.html (дата обращения: 13.1Q.2Q22).

14. Howard, L. Liszt - The Complete Piano Music / L. Howard. - L. : Hyperion Records, Ltd., 1994. Vol.

ARTISTIC AND STYLISTIC FORMATION OF THE GENRE «CONCERT ETUDE» IN F. LISZT'S WORKS

I.V. Shyntyapina

Humanitarian and Educational Academy (branch in Yalta) V.I. Vernadsky Crimean Federal

University, Yalta, Crimea e-mail: Shyntyapina@gmail.com

The article deals with the issues of artistic and stylistic formation of the genre «Concert etude», which during the development of the romantic trend in musical art received the maximum virtuoso performing tradition. The author presents the piano creativity of F. Liszt, a virtuoso pianist and composer in whose work this genre has received the most vivid embodiment. The innovative piano legacy of F. Liszt's work in the genre of «Concert Etude» is analyzed from the standpoint of the study of the composer's technically-timbral disclosure of the possibilities of the piano, the introduction of the author's principles of artistic and romantic performing virtuosity, the characteristics of the emotional-semantic and dramaturgical-programmatic content of the composer's etude musical heritage.

Keywords: genre «Concert etude», F. Liszt's piano works, artistic and stylistic characteristics, piano performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.