Научная статья на тему 'Художественно-эстетический феномен провинции в творчестве Б. Пастернака'

Художественно-эстетический феномен провинции в творчестве Б. Пастернака Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
303
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ МИФ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ЭВОЛЮЦИЯ / СЛАВЯНОФИЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ТОПОС / CULTURAL MYTH / AESTHETICAL PHENOMENON / EVOLUTION / SLAVYANOPHIL TRADITIONAL / TOPOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молчанова Анна Владиславовна

В статье рассматривается провинция как художественно-эстетический феномен в произведениях Пастернака. Выбор объекта исследования обусловлен стремлением к выявлению эволюции худо-жественно-эстетической семантики феномена провинции в творчестве поэта. Анализ феномена провинции в контексте раннего творчества Пастернака позволяет о наследовании художественным сознанием автора комплекса представлений, в рамках которого провинция выявляет семантику полноты жизни, близости с природой и способности аккумулировать духовный и интеллектуаль-ный потенциал, а также об усвоении понимания провинции как текста культуры, формирующегося к концу XIX века. При обращении к позднему периоду творчества Пастернака можно говорить о значимости для художественной системы поэта осмысления феномена провинции в рамках тради-ции, заложенной славянофилами в XIX веке, что находит выражение в образах "провинциикни-ги" и "провинции-храма".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC COMPREHENSION OF THE PHENOMENON OF PROVINCE IN PASTERNAK'S WORKS

In this article we want to examine the concept of province as aesthetical phenomenon of in Pasternak's works. The object of our research is connected with the evolution of aesthetic semantic phenomenon of province in the poet's works. According to the analysis we may make a conclusion, that Pasternak inher-ited conceptualization about province, which includes significances of completeness, propinquity to na-ture, ability to accumulate spiritual and intellectual values, and adopts notion about province like a text of culture in the late XIXth century. Late Pasternak's work shows significance of understanding the province phenomenon for poet's aesthetic system, which was introduced by Slavophil in XIXth century. And it is reflected in the images of "province-book" and "province-temple".

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетический феномен провинции в творчестве Б. Пастернака»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №1(16)

УДК 821.161.1

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРОВИНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Б.ПАСТЕРНАКА

© А.В.Молчанова

В статье рассматривается провинция как художественно-эстетический феномен в произведениях Пастернака. Выбор объекта исследования обусловлен стремлением к выявлению эволюции художественно-эстетической семантики феномена провинции в творчестве поэта. Анализ феномена провинции в контексте раннего творчества Пастернака позволяет о наследовании художественным сознанием автора комплекса представлений, в рамках которого провинция выявляет семантику полноты жизни, близости с природой и способности аккумулировать духовный и интеллектуальный потенциал, а также об усвоении понимания провинции как текста культуры, формирующегося к концу XIX века. При обращении к позднему периоду творчества Пастернака можно говорить о значимости для художественной системы поэта осмысления феномена провинции в рамках традиции, заложенной славянофилами в XIX веке, что находит выражение в образах "провинции- книги" и "провинции-храма".

Ключевые слова: культурный миф, эстетический феномен, эволюция, славянофильская традиция, топос

Рассмотрение провинции как художественноэстетического феномена в произведениях Пастернака обусловлено желанием выявления его семантики в творчестве поэта. Как отмечает Л.Зайонц, к концу ХІХ - началу ХХ в. провинция наделяется определенной художественной спецификой и переходит в разряд эстетических феноменов, культурных "мифов" [1]. Амплитуда колебаний семантики провинции как одной из составляющих культурной мифологии охватывает пространство значений между двумя противоположными точками. С одной стороны, существует устойчивая тенденция, в соответствии с которой провинция наделяется значениями косности, консерватизма, отсталости, воспринимается как область "культурного иссякновения" (творчество

Н.Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А.Чехова). Вторая тенденция имеет противоположный характер: провинция, в отличие от столицы, выявляет семантику полноты жизни, близости с природой, кладезя духовных и интеллектуальных сил народа (творчество славянофилов, Л.Н.Тол-стого). Пастернаком, во-первых, усваивается комплекс представлений о провинции в русле второй тенденции, а во-вторых, - понимание провинции как текста культуры, формирующееся к концу ХІХ века.

Эволюция художественно-эстетического восприятия Пастернаком провинции становится явной при анализе характеристик рассматриваемого феномена в рамках культурно-исторического контекста. Одной из первых оценок провинции становится характеристика, данная поэтом в письме к отцу от 30.01.1916 из Всеволодо-Виль-вы: "Здесь имеется провинциализм и больше,

уездовщина и больше, глухая уральская уездов-щина неотстоенной густоты и долголетнего настоя <...> Но все это или многое уже уловлено Чеховым, хотя, надо сказать, нередко со специфической узостью юмориста, обещавшегося читателю смешить его. Этот дух не в моем жанре, и литературно вряд ли я мои здешние наблюдения использую. Косвенно конечно, все эти тени и типы в состав моей туманной костюмерной войдут и в ней останутся" [2, 149]. В приведенной выдержке "провинциализм" и "уездовщина" связываются с традицией осмысления провинции в рамках щедринско-чеховской парадигмы. Пастернак констатирует отказ от понимания провинции "со специфической узостью юмориста", отмечая значимые с художественно-эстетической точки зрения характеристики густоты и насыщенности. Подобное уяснение культурно-исторического феномена провинции остается актуальным для Пастернака в ранний период творчества.

В письме к родителям от 1919 г. по прибытии из Москвы в Касимов он пишет: "А русская провинция (папа, русский художник, ведь совсем, совсем ее не знает), это именно то, что он сам подразумевает, того не ведая, когда говорит про свою мечту о покое, теперь будто бы расстроившуюся <...> Касимов (для краткости) это что-то вроде русского Марбурга. Он древнее Москвы, бывшая столица татарского царства, очень живописен, в одной своей части по-своему гористый, а люди, - надо сказать, что теперь роли переменились, Россия оживает, и в Салтыкова-Щедрина просится уже не провинция, а, в сравнении с ее разумной жизнерадостной человечно-

стью, - скорее уже сама Москва" [3, 349]. Пастернак дает оценочную характеристику провинции, определяя одновременно отношение к обоим членам сквозного для русского культурного сознания противопоставления "провинция - столица". Столица, благодаря упоминания имени Салтыкова-Щедрина, начинает тяготеть к сатирическому, а Касимов как репрезент провинции

- воплощать гармонию и единство. Провинциальный Касимов сочетает внешнюю красоту ("очень живописен"), укорененность в истории ("древнее Москвы") и наличие внутреннего жизненного потенциала ее населения. Ключевым для понимания последней из приведенных составляющих становится использование в качестве характеристики населения провинции двух однокоренных лексем, связанных со значимым для художественной системы Пастернака словом "жизнь" ("а люди <...> Россия оживает <...> провинция <...> с ее разумной жизнерадостной человечностью"). Характеристика провинциального топоса у Пастернака вненациональна: провинция выступает как феномен, характерный для любого типа культуры (европейской - Марбург, азиатской - Касимов как бывшая столица Касимовского царства). В обоих случаях акцентируется богатый культурный "багаж" провинциального топоса. Художественно-эстетическое восприятие провинции спроецировано на литературную традицию, но при этом Пастернак при оценке каждого из коррелятов "переставляет знаки" и вписывается в характерное для 10-х годов ХХ века понимание сущности провинции как эстетического феномена.

Актуализация осмысления феномена провинции в художественном сознании Пастернака связывается с коренным сдвигом в социальноисторической жизни страны. Рассмотренное выше письмо было отправлено после отъезда поэта из разрушенной после событий гражданской войны Москвы. Следующее по времени обращение к феномену провинции происходит в "Стихах о войне", написанных в 1941-1943 годах под впечатлением от поездки в армию и в эвакуацию в Чистополь. Лирический герой стихотворения "Старый парк" (1941) стремиться к ясности, связи с традицией, укорененности в истории, душевному равновесию, осмыслению "небывалого жизни хода", характерных для сознания провинциала. Провинция характеризуется как наследница культурных и интеллектуальных традиций: "Здесь потомок декабристов, / Правнук русских героинь ... Он, как дед-энтузиаст, / Прадеда-славянофила / Пересмотрит и издаст" [4: 2, 46]. Значимым для рассмотрения художественноэстетического феномена провинции в культурно-

историческом контексте становится акцентирование внимания на славянофильском характере общественной деятельности предка героя: в тексте стихотворения Самарин называется славянофилом дважды. Стремление к сохранению и продолжению культурных традиций происходит в момент общенационального подъема во время Великой отечественной войны (славянофильское движение получает оформление после Отечественной войны 1812 года). Художественноэстетическое осмысление провинции Пастернаком в начале 40-х годов проецируется на славянофильские представления о сути противопоставления столица-провинция с обязательной апологией последней.

Задача литературного творчества определяется в стихотворении как осмысление и уяснение средствами искусства "хода" жизни: "Сам же он напишет пьесу, / Вдохновленную войной <... > Там он жизни небывалой / Невообразимый ход / Языком провинциала / В строй и ясность приведет" [4: 2, 46]. "Язык провинциала", с одной стороны, определяется как способ включения нового этапа истории в культурную традицию, а с другой, становится средством осмысления "хода жизни" в эстетическом ключе. Понимание прекрасного содержит в художественной системе Пастернака характеристики меры, соразмерности, стройности частей, происходит осмысление "языка провинциала" как средства приведения описываемого им явления "в строй и ясность". Представление, сформулированное в начале Х1Х века В. Гумбольдтом, о способности языка быть выражением специфики мышления позволяет рассматривать характеристику языка провинции как тяготеющего к стройности и ясности в качестве отражения одной из коренных черт провинциальной ментальности [5, 9].

В стихотворении "Зима приближается" (1943) Пастернак обращается к осмыслению духовного облика провинции. Внешняя характеристика провинциального топоса традиционно дана через обозначение удаленности, труднодоступности. При этом используются просторечные выражения: "Зима приближается. Сызнова / Какой-нибудь угол медвежий / По прихоти неба капризного / Исчезнет в грязи непроезжей" [4: 2, 47]. Топос дома получает разнородные в стилистическом отношении определения: "домишки", "обители севера строгого", "захолустные логова". При этом для обрисовки внешней стороны жизни провинции характерна ироническая тональность и меняется при обращении к ее внутреннему наполнению. Семантика провинции раскрывается через характеристику населяющих ее людей, обозначенных в тексте стихотворения как "жиз-

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС В ЯЗЫКЕ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ

нелюбы", что актуализует модель, использовавшуюся в творчестве раннего периода для создания образов провинциалов, в рамках которой жители провинции определяется через смысловую связь с лексемой "жизнь". Смыслообразующую функцию в художественно-эстетическом осмыслении образа провинции в тексте стихотворения выполняет оппозиция "тепло - холод". Холод становится устойчивой характеристикой климатических особенностей провинции, однако эта внешняя объективная составляющая косвенно связана с объединяющей функцией очага. Объединяющим центром провинциальной жизни становится дом, в котором местом притяжения является очаг как источник тепла: "Домишки в озерах очутятся. / Над ними закурятся трубы. / В холодных объятьях распутицы / Сойдутся к огню жизнелюбы" [4: 2, 47].

Для характеристики провинциальной жизни как культурного феномена значим образ книги, непосредственно актуализующий восприятие провинции как культурного текста. Образ книги начинает формировать семантическое поле провинции, связанное со значениями духовности и укорененности в традиции: "Люблю вас, далекие пристани / В провинции или деревне. / Чем книга чернее и листанней, / Тем прелесть ее задушевней <...> Россия волшебною книгою / Как бы на середке открыта" [4: 2, 47]. Провинция в понимании Пастернака - "сердцевина" России, "срединная" зона - осмысляется как место формирования духовных сил: "обители севера строгого <... > На вас, захолустные логова, / Написано: "Сим победиши". Использование старославянской версии латинского выражения "Нос signo утсе8" в контексте стихотворения может означать, что залог победы - в сохранении духовных ценностей, которые остаются неприкосновенными в "середке", в провинции. Финальная строка стихотворения завершает осмысление феномена провинции в культурном контексте: "Осенние сумерки Чехова, / Чайковского и Левитана". Включение имен Чехова, Чайковского и Левитана в художественно-эстетическое осмысление феномена провинции характерно для Пастернака, начиная с первого посещения Урала в 1916 году и сохраняет свою актуальность в поздний период творчества: "Одну зиму я прожил во Все-володо-Вильве, на севере Пермской губернии, в

месте некогда посещенном Чеховым и Левитаном" [4: 4, 329].

Таким образом, осмысление Пастернаком феномена провинции в стихотворениях "Старый парк" и "Зима приближается" происходит в нескольких ракурсах. Во-первых, феномен провинции традиционно предстает как укорененный в ритмах природного мира, как срединная зона, сохраняющая и аккумулирующая духовные ценности. Во-вторых, современная автору провинция включается в культурно-исторический контекст, наследуя, таким образом, представления о провинции, сформированные славянофильской традицией и представителями русского искусства конца Х1Х века. Итак, эстетический феномен провинции в художественной системе "военных" стихотворений Пастернака совмещает в себе весь спектр приведенных значений и начинает приближаться к воплощению прекрасного.

Характер эволюции художественно-эстетического осмысления феномена провинции у Пастернака в культурно-эстетическом контексте соотносится с динамикой официального отношения к феномену провинции. Как отмечает Л. Зайонц, в 1930-е годы происходит изъятие слова "провинция" из официального обихода и замена его понятием "периферия", лишенным культурно-исторической семантики [1]. Обращение Пастернака в начале 1940-х годов к феномену провинции являет собой сознательную ориентацию на продолжение "провинциального текста" русской культуры. Сформулированная в этот период художественно-эстетическая характеристика

провинции остается в целом характерной для всего последующего творчества поэта, в том числе, и для романа "Доктор Живаго".

1. Зайонц Л. "Провинция": Опыт историографии //

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

www.strana-oz.ru.

2. Пастернак Б.Л. Начало пути: письма Бориса Пастернака к родителям (1907-1920) // "Знамя". -1988. - №4. - С.148-180.

3. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. - М.: Советский писатель, 1989. -688 с.

4. Здесь и далее произведения Б.Пастернака цитируются по изданию: Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5-ти т. - М.: Худож. лит., 1989-1992.

5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.

- М.: Прогресс, 1984. - 398 с.

AESTHETIC COMPREHENSION OF THE PHENOMENON OF PROVINCE IN PASTERNAK’S WORKS

A.V.Molchanova

In this article we want to examine the concept of province as aesthetical phenomenon of in Pasternak's works. The object of our research is connected with the evolution of aesthetic semantic phenomenon of province in the poet's works. According to the analysis we may make a conclusion, that Pasternak inherited conceptualization about province, which includes significances of completeness, propinquity to nature, ability to accumulate spiritual and intellectual values, and adopts notion about province like a text of culture in the late XlXth century. Late Pasternak's work shows significance of understanding the province phenomenon for poet's aesthetic system, which was introduced by Slavophil in XlXth century. And it is reflected in the images of "province-book" and "province-temple".

Key words: cultural myth, aesthetical phenomenon, evolution, slavyanophil traditional, topos

Молчанова Анна Владиславовна - аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: april_12@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.