Научная статья на тему 'Художественно-дизайнерское образование: современные факторы развития'

Художественно-дизайнерское образование: современные факторы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа образования / дизайнерское образование / его перспективы и факторы развития / новые государственные образовательные стандарты / система непрерывного образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеенков Г. С.

В работе проводится сравнительный исторический анализ различных концепций дизайна и рассматривается их влияние на образовательные программы. Исследуется усложнение структуры современного искусства, расширяющее поле применения дизайна. Описываются последствия принятия новых образовательных стандартов, предлагаются меры по их корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-дизайнерское образование: современные факторы развития»

6. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

7. Ульянова М. К вопросу о мифе в PR-деятельности // Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской ежегодной научно-практической конференции (23 апреля 2004 г.). - Томск, 2004. - С. 245-247.

8. Федотова Л. Н. Контент-аналитическое исследование средств массовой информации и пропа-

ганды. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 77 с.

9. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. - СПб., 2001. - 384 с.

10. Roland Barthes. Le bruissement de la langue. - Paris, 1984. - Р. 79.

Г. С. Елисеенков

ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

В работе проводится сравнительный исторический анализ различных концепций дизайна и рассматривается их влияние на образовательные программы. Исследуется усложнение структуры современного искусства, расширяющее поле применения дизайна. Описываются последствия принятия новых образовательных стандартов, предлагаются меры по их корректировке.

Ключевые слова: реформа образования, дизайнерское образование, его перспективы и факторы развития, новые государственные образовательные стандарты, система непрерывного образования.

G. S. Yeliseyenkov

ART-DESIGN EDUCATION: MODERN FACTORS OF DEVELOPMENT

The comparative historical analysis of various concepts of design and their influence on educational programs is carried out in this work.complication of structure of the modern art, expanding a field of application of design is investigated. Consequences of acceptance of new educational standards are described; measures of their correction are offered.

Keywords: formation reform, design formation, its prospects and development factors, new state educational standards, system of continuous education.

Дискуссии по поводу реформирования отечественного художественного образования в целом и дизайн-образования в частности вызваны, во-первых, абсолютизацией и даже фетишизацией лишь одной образовательной модели без учета, например, самобытного японского опыта, во-вторых - игнорированием целого ряда факторов, анализ и учет которых может в перспективе определить пути развития дизайн-образования. Попытаемся обозначить важнейшие из этих факторов.

1. Концептуально-ретроспективные факторы. Несмотря на то, что дизайн как самостоятельный вид профессиональной деятельности существует не более века, на его становление и развитие существенное влияние оказали концепции, порожденные осмыслением этого развития: «ремесленная» концепция дизайна, концепция функционализма, художественная концепция, аксиоморфологическая концепция и т. п.

При этом важно заметить, что любая из названных концепций не только определяла направление развития дизайна в XX в., но и закладывала фундамент соответствующей системы дизайн-образования: первых учебно-производственных школ дизайна в Баухаузе и ВХУТЕМАСе; Ульмской школы дизайна в Германии, исповедовавшей рациональный «нехудожественный» дизайн с опорой на научные методы проектирования; итальянской школы дизайна, ориентированной на художественно-интуитивный подход. В отечественном дизайн-образовании в 60-80-е гг. прошлого столетия решающей была так называемая аксиоморфологическая концепция, ставшая отголоском идеи функционализма.

Поэтому сейчас, отвечая на вопрос о путях развития отечественного дизайн-образования, нельзя абсолютизировать в качестве ориентира ни «ремесленническое» направление, сыгравшее положительную роль в период становления дизайна, ни так называемые интернациональные идеи функционализма, доминировавшие некоторое время в американском и западноевропейском дизайне, но в чистом виде изжившие себя, ни художественно-интуитивные подходы арт-дизайна, поражающие ассоциативными образами, но утрачивающие функциональность, ни семантическую невнятность и откровенную безнравственность рекламных дизайн-проектов в духе постмодернизма.

Таким образом, современная система дизайн-образования может успешно развиваться, во-первых, только на основе вдумчивой интеграции продуктивных концептуальных подходов и методов проектирования, имеющихся в арсенале современного дизайна, во-вторых - путем широкого профессионального обсуждения всех заинтересованных сторон, а не келейного решения узкой группы разработчиков.

2. Функционально-морфологические факторы. Структура современного искусства усложняется. Наряду с традиционными видами искусства (живопись, графика, скульптура и т. п.) появляется множество направлений художественно-творческой деятельности на стыке искусств: графический дизайн, реклама, искусство выставочной экспозиции, художественное оформление массовых представлений и т. д.

Если говорить о дизайне, то он представляет собой очень сложную многокомпонентную структуру, в основе которой лежат объекты дизайна: предмет, среда, коммуникация, человек как физический объект. Соответственно этим объектам можно выделить типы дизайна: предметный, средовой, коммуникативный, личностно-имиджевый. В свою очередь, каждый из типов дизайна представлен множеством видов и разновидностей. Например, средовой дизайн включает в себя ландшафтный и фитодизайн, дизайн интерьеров и экстерьеров, дизайн малых архитектурных форм и т. п. Предметный дизайн представлен инженерным и промышленным дизайном: дизайн мебели, костюма, автомобилей, бытовой техники и т. п.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что в современном дизайне четко наметилась специализация. Действительно, сложно представить, чтобы один и тот же специалист был хорошим профессионалом и в автомобильном дизайне, и в дизайне костюма, и в ландшафтном дизайне. Естественно, эта специализация должна быть закреплена и в государственных образовательных стандартах по подготовке дизайнеров.

Однако в ГОС ВПО второго поколения по подготовке бакалавров дизайна специализация отсутствует, в отличие от ГОС ВПО специалиста. В любом случае, даже бакалавр дизайна дополнительно к общетеоретической подготовке должен быть профилирован на те или иные сферы дизайна.

3. Профессиографические факторы. Любая образовательная программа подготовки дизайнеров должна ориентироваться на профессиограмму, в которой дается описание

профессии по ее важнейшим параметрам: сфера деятельности, предмет, цель и содержание труда, характер, средства и условия труда, требования к личности, необходимые знания и умения, компетенции.

Поэтому любая реорганизация профессионального образования, в том числе и художественного, должна основываться на профессиографическом описании деятельности. Для этого необходимо разработать профессиограммы специалиста, бакалавра и магистра дизайна, согласованные с работодателем.

В частности, профессиограммы бакалавра и магистра (специалиста) дизайна, на наш взгляд, могут отличаться по целому ряду параметров.

Профессиограмма дизайнера

Параметры Бакалавр (4 года) Специалист (6 лет)

Сферы деятельности 1. Дизайн-студии 6. Производственные и коммерче- 2. Рекламные агентства ские организации 3. Издательские организации 7. Учреждения культуры 4. Полиграфические предприятия 8. Образовательные учреждения 5. Выставочные организации

Цель труда 1. Преобразующая (проектная) 1. Преобразующая (проектная) 2. Исследовательская

Объект труда 1. Визуальная коммуникация 2. Реклама 3. Полиграфия 1. Визуальная коммуникация 2. Реклама 3. Полиграфия

Предмет труда 1. Художественный образ проекта 1. Концепция проекта 2. Художественный образ проекта

Характер труда 1. Решение стандартных задач (алгоритм) 2. Проекты единичных объектов (буклет) 3. Вторичное творчество (компоновка готовых фото, ИЗО, выбор шрифта) 4. Художественные качества проекта 1. Решение нестандартных задач 2. Проекты комплексных объектов (комплекс информационных, рекламных и т. п. материалов) 3. Авторская концепция (креатив) (авторские фото, ИЗО, шрифт) 4. Художественные качества проекта

Требования к личности 1. Проектное мышление (создание нового - воображение) 2. Визуальное мышление (визуализация - абстрактное трансформировать в визуальное) 3. Художественное мышление (визуальный образ трансформировать в художественный) 1. Проектное мышление (воображение) 2. Визуальное мышление (визуализация) 3. Художественное мышление 4. Концептуальное мышление: - научный анализ, синтез - исходные идеи (концепты) - концептуализация визуальных объектов

К сожалению, реорганизация художественно-дизайнерского образования не сопровождается основательным профессиографическим описанием компетенций бакалавра и магистра, специалиста. Это, в свою очередь, вносит элемент случайности и неопределенности в содержание их подготовки и формирование государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

4. Организационно-управленческие факторы. Все вышеперечисленные недоработки так или иначе связаны с организационно-управленческими аспектами реорганизации высшего художественно-дизайнерского образования.

Вместе с тем, организационно-управленческие факторы в наибольшей степени проявляются при выстраивании системы непрерывного образования. В существующей ныне системе четко определены уровни, назначение и специфика каждого компонента: детская художественная школа - среднее специальное учебное заведение - вуз -послевузовское образование (аспирантура, профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

В полученной после реорганизации системе непрерывного образования не совсем ясны функции отдельных структурных компонентов. Например, каковы могут быть содержательные и функциональные соотношения между средним профессиональным образованием и бакалавриатом, предусмотрен ли в этой системе специалитет и т. п.

Сам факт того, что на многие вопросы нет ясных и логичных ответов, говорит о спонтанности затеянной реорганизации художественно-дизайнерского образования. На наш взгляд, результат мог бы получиться более эффективным, если бы проводимая реорганизация учитывала факторы развития, обозначенные в данной статье.

А. В. Сорокин

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР НА РЫНКЕ РЕКЛАМНЫХ УСЛУГ

В статье аргументируется связь эффективности рекламы с ее дизайнерским оформлением, рассматриваются различные типы и функции дизайнерской деятельности в разных типах организаций, а также необходимость учета этих требований рынка труда в образовательных программах по подготовке дизайнеров.

Ключевые слова: реклама, графический дизайн, трудоустройство выпускников, рынок труда.

A. V Sorokin

A GRAPHIC DESIGNER IN THE MARKET OF ADVERTISING SERVICES

Reasoning of communication of an advertising efficiency with its design registration is given in the article; various types and functions of design activity in different types of organisations and also necessity of consideration of these labour market requirements for educational programs of designers' training are observed.

Keywords: advertising, graphic design, employment of graduates, labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.