■ ■ ■ ДИЗАЙН КАК КОММУНИКАЦИЯ
Круглый стол по итогам профессионально-общественной аккредитации образовательной программы «Дизайн» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
Авторы: ШАРКОВ Ф.И., АЛЕКСЕЕВ А.Н., КИСЕЛЁВ В.М., ПОТАПЧУК В.А.
Шарков Ф.И. - доктор социологических наук, профессор, проректор ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», зав. кафедрой общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС, президент Международной академии коммуникологии (МАК).
АЛЕКСЕЕВ А.Н. - президент Клуба Арт-директоров России, генеральный директор агентства ВЕ!МА группы Медиаартс, сопредседатель комитета коммуникационных агентств АКАР.
КИСЕЛЁВ В.М. - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой дизайна, рекламы и связей с общественностью Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Потапчук Вл.А. - Председатель аккредитационного совета АКАР
Аннотация: рассматривается профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность в области дизайна как эффективный механизм взаимодействия современной высшей школы и профессионального сообщества.
РО! 10.21453/2311-3065-2016-4-3-177-187
Ключевые слова: дизайн, коммуникация, Ассоциация Коммуникационных Агентств России, профессиональное сообщество, профессионально-общественная аккредитация, аккредитация, модели, критерии аккредитации, система оценки деятельности образовательных учреждений, независимая экспертиза образовательных программ.
В «Круглом столе» прияли участие: декан факультета прикладного бакалавриата Е.В.Вавилова, профессорско-преподавательский состав программы, сотрудники лаборатории дизайна.
Модератором выступил Председатель аккредитационного совета АКАР В.А.Потапчук.
Ассоциация коммуникационных агентств России - крупнейшее объединение организаций коммуникационной отрасли (более 200 компаний, около 80% рынка). С 2015 года АКАР приступила к проведению
профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ. Основная цель ПОА - совершенствование образовательных программ и повышение их конкурентоспособности на российском и международном рынках коммерческих коммуникаций. На сегодняшний день АКАР является не только первой, но и единственной организацией, предоставляющей полный комплекс услуг по ПОА, а также независимой оценке качества образования в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью, дизайна и коммерческих коммуникаций. АКАР, как аккредитующая организация, представлена в Министерстве образования и науки РФ и включена в Автоматизированную информационную систему «Мониторинг ПОА» [1]. АКАР также входит в качестве полноправного члена в Европейскую Ассоциацию Коммуникационных Агентств (ЕАСА), Международную Рекламную Ассоциацию - International Advertising Association (IAA) - одну из наиболее многочисленных и влиятельных профессиональных общественных организаций, действующих на мировом рынке, которой проведена международная аккредитация более 50 образовательных программ в университетах различных стран мира. Сегодня Ассоциацией разработана уникальная методика оценки программ, создан Совет по профессионально-общественной аккредитации, в который вошли не только теоретики в сфере коммуникаций, но и авторитетные эксперты АКАР, представители делового сообщества. Работа экспертной комиссии регулируется этическими и профессиональными стандартами, которые позволяют оценивать программы максимально объективно и прозрачно [2].
По итогам прохождения аккредитации каждому учебному заведению выдаётся соответствующий документ, подтверждающий качество предоставляемого образования - свидетельство о профессионально-общественной аккредитации, предоставляется возможность принять участие во всероссийских и международных специальных рейтингах аккредитованных программ и учебных заведений, а также в международных проектах в сфере образования и науки.
Всесторонне ознакомившись с деятельностью кафедры по реализации аккредитуемой программы экспертная комиссия пришла к заключению, что
основная профессиональная образовательная программа высшего образования прикладного бакалавриата по направлению 54.03.01 «Дизайн» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в рамках профессионально-общественной аккредитации соответствует предъявляемым критериям и стандартам ПОА АКАР.
Вместе с тем комиссия экспертов, посетившая с визитом РЭУ им. Г.В.Плеханова в рамках профессионально-общественной аккредитации
подготовила рекомендации по развитию образовательной программы с учётом особенностей вуза и сложившейся ситуации и открыто обсудила их с коллективом реализуемой программы в форме «Круглого стола». В предлагаемых материалах отражена логика поиска ответов на самые актуальные вопросы развития программы, приведены экспертные мнения и вопросы участников, рождающиеся по ходу обсуждения, не совсем обычные идеи и «вызывающие» предложения и т.п. Мы не стали фиксировать авторство. По сути, это идейное многообразие оказалось неким «коллективным продуктом», возможной стратегией и прообразом бущего облика ОП «Дизайн» в крупнейшем (даже по мировым меркам, свыше 100 тысяч студентов!) экономическом вузе страны.
Итак, ситуация и возникшая благодаря ситуации проблема.
Ситуация: «случайное» включение ОПОП «Дизайн» в образовательный процесс РЭУ им. Г.В.Плеханова (программа «Дизайн» появилась в РЭУ им.Г. В.Плеханова в результате присоединения Торгово-экономического университета). Сегодня «Дизайн» как образовательная программа выглядит в глазах абитуриента дополнительной, привнесенной, «искусственной» в ведущем экономическом ВУЗе страны.
Проблема: это «случайное» включение ОПОП «Дизайн» в образовательный процесс РЭУ им. Г.В.Плеханова привело к нехватке сильных абитуриентов, не самому высокому «проходному» (конкурсному) баллу, низким оборотам по коммерческому набору, недостаточной репутации, не позволяя полностью реализовать потенциал уникального творческого коллектива.
В процессе обсуждения высказаны следующие суждения:
- Сегодня всё очень быстро меняется: системы новых технологий, каналы коммуникаций... Поэтому стандарты выступают некой константой в системе нашего образования. Они должны коррелировать и с требованиями современного рынка, и с требованиями профессиональной среды. Они обязаны быть фундаментально структурированными, для того чтобы обучение новым технологиям, новым приемам, новым средствам выражения в коммуникации проходило легко, просто и системно. С точки зрения тренда, и с точки зрения ВУЗа, понятие коммуникации становится все более и более сущностным...
- Несмотря на то, что ОП «Дизайн» включает много «художественных» дисциплин, дизайн - это не художественное мышление. Художественное мышление - это скорее абстракция, ну или скорее это возможности, но никак не стандарт. Дизайн как таковой, дизайнерское мышление, это скорее приложение, то есть это форма решения коммуникационной задачи.
- Коль скоро мы коснулись и теории искусства, надо упомянуть, очевидно, что основное отличие в том, что дизайн всегда функционален. Собственно искусство в свое время было тоже таковым, оно возможно и сейчас функционально, если мы его функцию описываем как некое развлечение и как расширение возможностей: интеллектуальных, творческих и прочих...
- Дизайн, это не только способ украшения или там выражения чьей-то фантазии, это, прежде всего, коммуникация, которая носит такой очень сложный, комбинированный характер. Эта коммуникация эффективна, потому что она немедленно «распознается» реципиентами.
- Почему нас интересует вопрос соотношения образовательного и профессионального стандарта в направлении «Дизайн», потому что, например, я как художник-график занимался вначале 90-х современным искусством, оставил это дело, практически соглашаясь сейчас с Ямпольским, что искусство не существует, не буду расшифровывать, вы можете почитать. Вошел в рекламу достаточно рано, с 1993 года. Один из первых креативных директоров России, (просто специальности раньше этой не было, потом появилась). И, как креативный директор, то есть один из ведущих БИЗНЕС-лидеров такой структуры как рекламное агентство, я очень много посвятил времени выявлению и становлению молодых профессионалов, потому, что мне нужна команда, я командой зарабатываю деньги, поэтому я довольно поздно, но все же начал преподавать в формате специальных курсов, которые вел и веду в МГИМО(У), Высшей школе экономики, в Британской школе дизайна, в школе коммуникаций «ИКРА», Академии коммуникации Wordshop и везде, так или иначе, способствовал становлению подобных структур, помогал и развивал их и сейчас продолжаю там что-то вести. В какой-то момент я просто озадачился теоретической частью, то есть, должно быть, меня беспокоили пресловутые образовательные стандарты, а не профессиональные, поэтому работа со студентами мне абсолютно понятна, они мне нужны как будущие мои сотрудники.
- Где-то, в 2000-е стало ясно, что нужно создать нечто новое, нового национального или международного формата профессиональное сообщество. Так появился клуб арт-директоров России. Клуб арт-директоров во всем мире это структура, которая объединяет профессионалов в дизайне и рекламе. Что собой представляет ADC [1]. ADC Global создан в NewYork в 1920 году, как ассоциация ADC Europe создана в 1994-м (мы в нее вошли в 2004 наряду с восемнадцатью национальными клубами арт-директоров). ADC Europe - национальная организация, она как «свободная Европа». Россия, в отличие от экономических каких-то образований, сейчас является членом такого сообщества в лице как раз нашего клуба. Самые основные крупнейшие клубы - германский, британский, который называется D&A, французский. Просто я говорю о том, как я смотрю на профессию сегодня, через какие площадки или платформы.
- Наконец, о стандартах. Индустриальная ассоциация заставляет нас сформулировать эти самые профессиональные стандарты и сверить на соответствие им образовательных программ, потому что это важно. А где еще осуществлять экспертизу как не в АКАР? И поэтому мы здесь вместе с вами обсуждаем актуальные проблемы.
- На самом деле профессиональный стандарт - это минимальный набор компетенций, которыми должен владеть современный дизайнер-профессионал с высшим образованием. При первом взгляде на профессиональные компетенции, по их описанию мы готовим профессионального дизайнера, занимающегося оформлением интерьеров частных, общественных и прочее. Я же тоже в контексте существую, я так это увидел к слову просто да я вижу «word", я слышу название «дизайн», я вижу эти профессиональные компетенции и у меня очень много сразу возникает вопросов. Я свой путь мыслительный опишу.
Итак, мы видим здесь, например, описание подготовки дизайнеров с компетенциями создания 3х мерной среды. Первое, что не совсем понятно, почему Российский экономический университет имени Г. В.Плеханова готовит, например, дизайнера - специалиста (бакалавра) по оформлению интерьеров? То есть с одной стороны есть, конечно, извинительный фактор Времени, каждый крупный ВУЗ становится университетом, в каждом крупном университете представлены все направления, поэтому нет в этом ничего странного, и если посмотреть на Высшую школу экономики, то там тоже есть школа дизайна. И здесь, как нам кажется, есть что-то очень фундаментально недоиспользованное, неправильное. Давайте посмотрим с другой стороны. Как срабатывают бренд-коммуникации?
Ищем решение вместе:
- Глядя на университетский логотип, у нас сразу возникает ряд ассоциаций, которые уже когда-то были сгенерированы и мы, например, знаем, что такое Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова - это лучший ВУЗ, который готовит экономистов (это более-менее понятно, потому что экономика теоретическая связана с экономикой практической, которая сейчас называется «наше дело»; это бизнес, здесь есть бизнес-инкубаторы и как-то вроде всё встает на свои места, вроде понятно о чём речь?). Здесь преподают те, кто сам делает бизнес, те, кто поможет или научит нас делать бизнес. Однако, мы по-прежнему недоумеваем, а при чем здесь дизайнер интерьера? Он что, готовится делать офисы для банков, которые будут создавать здешние выпускники - экономисты, маркетологи, менеджеры? Мы выдали первую оценку, как выглядят сейчас профессиональные компетенции. А как они должны были бы выглядеть с точки зрения логики, которую мы сейчас Вам описали? Так мы строим нашу коммуникацию. Поче-
му коммуникацию, потому что, в конечном счете, все наши задачи - это собрать как можно больше, как можно лучших, в том числе платежеспособных абитуриентов, правда? Но есть ещё одна проблема, проблема рынка, которая звучит примерно так: «Зачем нам нужно то, что нарисовал дизайнер, мы и сами так сможем нарисовать или недорого заказать подобный рисунок у кого угодно!», то есть отсутствует ценность деятельности дизайнера. Мы не очень понимаем, как быстро мы можем этот барьер преодолеть. Дизайн, мы уже с этого начинали наш разговор, никак не интегрирован в бизнес-практики. Дизайн воспринимается, как нечто оформительское. Но мы же понимаем, что у дизайна есть намного более сильные возможности, которые очевидно не используются. Так вот, где как не в экономической альма-матер, можно объяснить, что дизайн суть инструмент экономики, который повышает капитализацию бизнеса, который мы строим. Как это сделать? Конечно существует фундаментальное непонимание людей с левым и правым полушарием мозга, потому что вот когда-то, в свое время говорили: есть Плехановский, а есть Суриковский, есть Высшая школа экономики, а есть Полиграф или Строгановка. То есть, очевидно, что это совершенно из разных миров, из разных планет ВУЗы, а еще есть третий Мед, второй Мед, первый Мед, к тому же всё это разные люди. Понимаете, это очень важно, здесь есть еще некая возможность РЭУ им. Плеханова! К чему мы ведём? В Полиграфический изначально была заложена идея, которой все были напитаны, идея создания единого коллективного, заметим коммерческого продукта, потому что концептом уважаемого Фаворского была книга. Единый продукт, создаваемый коллективно. Итак, делался единый диплом, то есть книга создавалась дипломниками из разных факультетов, художники работали вместе с технологами, чтобы понять, как технологически эту иллюстрацию, к примеру, печатать, потому что в свою очередь экономисты считали стоимость этой книги. Уже тогда, понимая, догадываясь, что вряд ли они живут и работают в абстрактном пространстве. И эти студенты, работая над единым продуктом, прекрасно понимали как минимум функции, а скорее всего стартовали с единого образовательного стандарта. Студенты с самого начала в этом ВУЗе понимали, что каждый из них знает и умеет что-то своё, особенное, но все вместе делают общее дело. Чего совсем нет здесь, и понятно почему, потому что в университете им. Г.В.Плеханова никогда не было факультета дизайна. Получается, что вы такой милый «Эдон», «у вас еще и дизайнеры есть, какие-то странные люди, художники, наверное». При чем здесь экономика?! «Ой, оставьте, надо идти работать в ГАЗПРОМ, а вы там, может, нам дачу оформите как-нибудь!». Понимаете, вот реалия такова, понятно, что у вас совершенно другие интенции, которые полностью совпадают, я думаю, с нашими интенциями, и главное сейчас, приблизиться к какой-то общей цели. Да, мы хо-
тим сказать что дизайн - это инструмент бизнеса! Значит, нужно уже и в программе и, возможно, уже в стандартах каким-то образом это отразить, потому что опять же, если мы смотрим на такой вот образовательный стандарт, предположим, как студенты( вряд ли они так в этом разбираются), но как студенты думают: кого же из нас здесь сделают, кем же мы потом будем? Будем некими дизайнерами - оформителями кафе, дач, каких-то частных домов, может быть (если повезет) - торговых комплексов. Может быть это и специализация, но нам кажется, она крайне не масштабна и не использует ДНК бренда Плехановского университета и, стало быть, вряд ли здесь может заработать мощный поток качественных студентов. Потому что они скажут: «А зачем мне здесь проводить четыре, а потом может быть и еще два года? Чему здесь мы научимся?». Может быть достаточно записаться на какие-нибудь продвинутые курсы? Наоборот, пользуясь разнообразными трендами, когда нам все вокруг говорят прямым текстом, что надо не учиться чему-то, а уметь, постоянно обучаясь, изменяться, ибо мы живем в изменчивом мире, вот это же надо чётко в основном документе прописать!
- Идея здесь в чём? Идея в том, что каждый вуз преломляет дизайн, то есть организацию информации, через свой ДНК, это наверное будет потрясающая, «крутая» история и тогда будет в общем понятно:
1. С кем я трудоустроюсь дальше, я подчеркиваю - с кем?
2. Я уже сейчас понимаю - это скорее мое или скорее не мое!
- Условно говоря, если здесь дизайн будет развиваться вместе с бизнес-инкубаторами, множеством новых бизнес-моделей, новых бизнес-юнитов, новых, в конце концов, компаний, бизнес-предприятий, которые здесь сейчас создаются и если дизайн здесь поможет упорядочивать экономические показатели, я как дизайнер, по крайней мере, не буду сидеть без работы. Но это как программа минимум, которую я делаю как студент. Я хочу быть дизайнером, но беспокоюсь, что потом придётся бегать по заказам, от кого-то зависеть. А вот здесь мне говорят, такой у тебя будет профиль, будешь все время рядом с теми, кто занимается бизнесом, и рядом с деньгами. Сейчас всё это может оказаться актуальным. Я не знаю, почему студенты эти возможности не могут оценить.
- В свое время был жанр, он почти исчез, по крайней мере в своем печатном виде - годовые отчеты. Дизайнеры очень много их делали, зарабатывали и даже выставляли на конкурсах. Даже в нашем конкурсе такая номинация была. Понятно, что сейчас все делаем в цифровом виде, но это вовсе не важно, важно, что мы визуально представляем информацию. Ну, это уж, извините, никогда ты без денег не останешься, потому что всем компаниям нужно как-то свою деятельность оформлять, они все хотят в большей или меньшей степени пускать пыль в глаза или реально заявлять о своих достижениях. Понимаете, очевидная сфера деятельности. Мы сейчас про узкую специализацию, но давайте еще
раз посмотрим всю историю сначала. Вот я читаю профессиональное описание, после которого напрашивается вот какой вывод: «Здесь готовят дизайнеров, которые обслуживают бизнес-потребности на уровне очевидных, например, инфографика, корпоративный стиль, навигация пространств, годовые отчеты, все то, что намного ближе к бизнесу. Я точно выбираю профессию дизайнера именно в экономическом вузе!».
- Только, я что хочу сказать, вот в этой истории мы по сути тоже кажется немножечко заузили нашу интенцию. Почему? Потому что опять же мы говорим, что дизайн - это не прикладная функция. Дизайн - способ мышления. И вот тут я думаю, есть еще уровень экспансии, сущностный, потому что и в экономике требуется дизайн как способ организации информации. Вот здесь есть сразу амбиция, заложить понятие дизайн в ДНК экономического ВУЗа, в образовательный стандарт. Это дизайн, давайте громко назовем, дизайн экономического мышления. И программа минимум, хотя бы в своих профессиональных стандартах изложить, что-то более сообразное ДНК ВУЗа, и, кстати, возможно более востребованное рынком!
- А, к слову, о бизнес-инкубаторах и об идее Фаворского в Полиграфическом. Конечно, в бизнес-инкубаторе было бы классно иметь как драйвера молодого экономиста с основного факультета Плехановского. У которого есть партнер по рабочей группе, представитель кафедры дизайна, студент. Сейчас очень сложно обойтись без коммуникации, а в коммуникации невозможно обойтись без дизайна информации или без её визуализации.
- То, что здесь происходит - начало, но это уже интеграция усилий, что собственно и заложено в миссии АКАР, интеграция усилий образовательного учреждения, науки, практики бизнеса. Буквально дня два назад в правительстве разбирались проблемы подобной интеграции, об этом и президент говорил, что это - основной тренд сегодняшнего дня. Весь 2016 год, наверное, под этим девизом и будет проходить. И если это происходит прямо сейчас, вот у нас здесь, на простом рабочем совещании, то это очень дорогого стоит.
Таким образом, чётко озвучим наши рекомендации по решению возникшей проблемы, они буквально следующие:
Возможности: интеграция дизайна в основные программы университета и создание уникального позиционирования дизайна как в самом ВУЗе, так и на профессиональном рынке.
Решение видится в возможности взглянуть на программу «Дизайн» через призму экономики.
Во-первых, это позволит органично интегрировать «Дизайн» как «чужеродную» образовательную программу и самостоятельную дисциплину в ДНК и программу экономического университета.
Во-вторых, это поможет сориентировать выпускников в современной профессиональной экономической среде.
В-третьих, уникальное позиционирование программы «только в РЭУ» повысит привлекательность для сильных абитуриентов и создаст поколения очень сильных кандидатов для рынка труда.
Далее, мы рекомендуем вместе найти специфическую нишу для программы, настроить её на меняющиеся требования рынка, подумать о её специфичности, её особом месте среди таких же программ - ведь дизайну учат не только в РЭУ, но и в Вышке, Строгановке, Британской школе дизайна? Надо подчеркнуть уникальность обучения дизайну именно в РЭУ им. Г.В.Плеханова? Показать каких дизайнеров здесь готовят и для какой деятельности (если РЭУ это лучший экономический вуз)? Возможно здесь готовят дизайну как бизнесу?
Развитие программы в контексте образовательных стандартов.
В РЭУ им. Г.В.Плеханова дисциплина «Дизайн мышления» способна войти в сквозной и базовый курс, наравне с фундаментальными экономическими дисциплинами. Принципиально обозначить понятие «дизайн» не как внешнее оформительство вещей и среды обитания, а как принцип и технологию организации и визуализации информации для облегчения и упорядочивания восприятия, для удобства обмена информацией ради эффективной коммуникации. Таким образом, РЭУ им. Г.В.Плеханова способен стать пионером в утверждении образовательной программы(дисциплины) «Дизайн» в современном и крайне актуальном понимании, в контексте развития интеллектоемкой экономики, в эру развития горизонтальных связей и активного сотрудничества.
Развитие программы в контексте профессиональных стандартов.
Профессиональному рынку труда требуются предельно подготовленные к современным бизнес-операциям специалисты. Для скорейшей конверсии молодых специалистов от студентов к ведущим сотрудникам требуется как можно более ранняя включенность в бизнес-процессы. Курс «Дизайн как креативный бизнес» и постоянное сотрудничество в совместных курсовых и дипломных работах студентов разных факультетов поможет становлению ранней и эффективной профориентации.
В свою очередь, понимание дизайна как организации информации для успешного обмена в процессе коммуникации - поможет не переучиваться при интенсивном обновлении профессиональных стандартов, а быть предельно открытыми и обучаемыми в ответ на новые вызовы времени.
Совместная работа студентов факультета (кафедры) со студентами других факультетов над проектами в бизнес-инкубаторе и привлечение к преподавательской работе ведущих специалистов индустрии поможет активно преодолеть барьер между высокими ожиданиями и сегодняшней многообещающей ситуацией.
Направления совершенствования образовательной программы «Дизайн» были всесторонне обсуждены на открытой встрече экспертов АКАР и коллектива программы в лаборатории дизайна РЭУ им. Г. В.Плеханова. Идеи, высказанные на встрече, советуем основательно проработать и, по возможности, включить в перспективный план развития программы.
Список литературы:
1. http://accredpoa.ru/accreditators/index/view/id/29
2. http://www.akarussia.ru/node/6022
3. Клуб арт-директоров России - некоммерческий проект, объединяющий людей творческих профессий в рекламе и созданный в соответствии с международной концепцией клубов арт-директоров. ADCR с момента своего создания входит в европейскую лигу клубов и уже более 10 лет транслирует миссию и идеи глобального креативного сообщества. В 2015 году российский клуб Арт-директоров пережил кардинальный ребрендинг и полностью сменил состав участников. Это оказало положительное влияние на развитие клуба и стало началом новой эпохи ADCR. В экспертный состав судей ADC European Awards вошли 4 российских представителя, а сама Россия заняла второе место в общем зачёте стран. Целью клуба является объединение лучших творческих ресурсов и развитие креативного бизнеса России, а также презентация достижений рекламной индустрии международному сообществу.
■ ■ ■ DESIGN AS COMMUNICATION
Round table on the results of professional public accreditation of educational programmes «Design» Of G.V. Plekhanov Economic University
Authors: SHARKOV F. I., ALEKSEEV A. N., KISELEV V. M., POTAPCZUK V.A.
SHARKOV F. I., Doctor of social sciences, Professor, Vice-rector of the PMO IN the "Academy of labor and social relations," Head of the Department of public relations and media policy, Institute of State service and Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), President of the International Academy of Communicology (IAC).
ALEKSEEV A. N., President of Art Directors Club Russia, General Director of the Agency BE!MA group Mediaarts, co-Chairman of Association of communication agencies of Russia, ACAR
KISELEV V. M., Doctor of technical Sciences, Professor, Head of the Department of design, advertising and public relations, G.V. Plekhanov Economic University of Russia.
POTAPCHUK V.A., Chairman of the Accreditation Council of ACAR.
Abstract: professional-public accreditation of educational programs implemented by organizations engaged in educational activities in the field of design as an effective mechanism of interaction between contemporary higher education and the professional community.
Keywords: design, communication, Association of Communication Agencies of Russia, the professional community, professional public accreditation, accreditation, models, accreditation criteria, the assessment system of educational institutions, independent review of educational programs.
References:
1. http://accredpoa.ru/accreditators/index/view/id/29
2. http://www.akarussia.ru/node/6022
3. The Art Directors Club of Russia (ADCR) is a non-profit project that brings together creative professionals in advertising and developed in accordance with the international concept of clubs art Directors. ADCR since its creation is part of the European League clubs and more than 10 years translates the mission and ideas of global creative community. In 2015 the Russian Art Directors club has undergone a radical rebranding and completely changed the composition of participants. This has had a positive impact on the development of the club and was the beginning of a new era ADCR. The expert panel of judges ADC European Awards included 4 Russian representatives, and Russia took the second place in the overall ranking of countries. The purpose of the club is to unite the best creative resources and the development of creative business in Russia, as well as the presentation of the achievements of the advertising industry to the international community.