Научная статья на тему 'Художественная выставка как способ репрезентации советского наивного искусства (по материалам Пермского музея советского наива)'

Художественная выставка как способ репрезентации советского наивного искусства (по материалам Пермского музея советского наива) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЙ СОВЕТСКОГО НАИВА / СОВЕТСКОЕ НАИВНОЕ ИСКУССТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная выставка как способ репрезентации советского наивного искусства (по материалам Пермского музея советского наива)»

Японии сокол тесно связан с императорской династией, основанной древним вождем Дзимму Тэнно. Золотой Сокол - это орден, который вручали за выдающиеся военные заслуги, свершенные во славу императора, однако после проигрыша во Второй Мировой он был упразднен.

Прототипом Клинта был и Дзимму Тэнно - Первый Император Японии, наследник небесных богов. Главным оружием Дзимму были лук и стрелы, как и у Бартона.

Немалую роль в кино-комиксе, как и в мифе, носят люди, ради которых совершаются подвиги. Ярче всего образ удался Филлипу Колсону или просто Филу. Фил - агент «ЩИТа», невозмутимый, конкретный и исполнительный. На протяжении всей серии фильмов Фил был персонифицированным образом «страждущих». Но, несмотря на то, что людей нужно спасать, они могут и сами противостоять надвигающимся катастрофам. Персонаж Фил вместе с «Мстителями» противостоит иноземным захватчикам.

На примере фильма «Мстители» мы видим - мифы не перерождаются, они модернизируются из классического мифа в нечто абсолютно новое. В зависимости от времени, места, социальной и политической ситуации рождаются новые модернизированные мифы. В них переплетаются и социальные проблемы, и политические преобразования и взгляды, и классические мифы, и стереотипное мышление.

«Мстители» - это уникальный объект культурологического наследия современности. Он отражает идеи и взгляды, страхи и надежды, проблемы и их решения современной эпохи.

Список источников и литературы

1. Алексанян Е.А. Миф и реальность (на художественном материале современной прозы) //

Научные труды. Вопросы филологии. - Ереван: Лингва, 2004.

2.Вовк О.В., Энциклопедия знаков и символов \ О.В.Вовк. - М.:Вече, 2006.

3.Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. -СПб.: Университетская книга, 2002

Путина И.П., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова

Художественная выставка как способ репрезентации советского наивного искусства (по материалам Пермского Музея Советского Наива)

Выставка есть событие современной культурной жизни. Его специально готовят, назначают в определенные сроки. Поэтому каждая выставка в потенциале - факт и способ актуализации того или иного культурного явления или тех составляющих контекста, в котором данное явление существует.

Обратимся к анализу выставки «Октябрь всегда был Красным. Советское наивное искусство», проходившей осенью 2012 года, в Перми в Музее советского наива, подготовленной искусствоведом Анной Суворовой.

Экспонаты этой выставки собраны не только из собственной коллекции музея, но и из Екатеринбурга, Очёра, Березников, Нижнего Тагила, нескольких частных коллекций из Перми и Москвы. Картины, написанные в советское время художниками-самоучками, демонстрируют удивительно праздничный взгляд на мир. Какой бы тяжёлой ни была реальность, искусство, по мнению народных художников, должно её украшать (Музей советского наива, эл.ресурс).

Музей советского наива - уникальный частный музей, учрежденный коллекционерами и попечителями искусства Андреем и Надеждой Агишевыми. Основой музейной коллекции стали произведения художников наивного искусства и художников-аутсайдеров. Сегодня коллекция продолжает пополняться картинами знаменитых и пока еще неизвестных художников-наивов.

Советская культура рождает новые формы наивного взгляда на мир. В творчестве художников советского наива переплетаются лозунги и призывы советской идеологии, личная история "маленького человека", повседневность советской провинции. Картины из собрания Музея советского наива позволяют понять дух времени, раскрывающихся в личном художественном высказывании наивных художников.

Сегодня Музей советского наива делает первые шаги как новая культурная институция. Музей инициирует и поддерживает организацию научных мероприятий, исследования советской культуры и наивного искусства, публикацию научной и научно-популярной литературы, реализацию просветительских и выставочных проектов, связанных с феноменом советского наива. Итак, что же такое феномен советского наива? В искусстве Советского Союза изменения художественных тенденций, стилей и направлений во многом обусловлены дискурсом власти и общества, политическими и социальными трансформациями. Государство в СССР рассматривало искусство как некоторый медиум идеологии - инструмент влияния на сознание и воспитания «нового человека». Однако по мысли власти, конструирование «правильного» советского человека было не единственной задачей искусства.

Сфера самодеятельного искусства СССР также находилась в единой системе культуры и искусства советского государства, в котором художественное высказывание было обусловлено и/или трансформировано политическими и социальными задачами страны.

В отношениях наивного искусства и власти имеется ряд закономерностей. С одной стороны, логика наивного сознания сопредельна с программно архаизированной картиной мира советской идеологии. Идеологи советской власти создают новую «советскую вселенную» по мифологическим моделям: в ней есть «начало новой эры» (Великая революция), борьба добра и зла (коммунизма и мирового империализма), боги и титаны (вожди народов и революционеры-герои)... Предлагаемая идеологией архаичная картина мира оказывается органичной видению художников-самоучек. В картинах наивных художников, воспринявших советский идеологический текст,

выстраивается портрет «коллективного» человека, в котором личное часто второстепенно. Советская идеология формирует в сознании нового человека мир по законам архаики.

Как и в большом искусстве этого времени, темы для картин самодеятельных авторов разрабатываются отдельно; у самоучек за это были ответственны методисты домов народного творчества. Художественные оды вождям, эпизоды из народных восстаний, бои с «белобандитами», промышленность, колхозы, быт и гражданская оборона в СССР - таков был характерный круг тем, рекомендуемых для воплощения самодеятельным художникам.

На выставках самодеятельных художников царят фантастические картины будущего, сюжеты сегодняшнего человеческого благоденствия и счастья, исторических свершений и побед социализма. Эти темы не были данью политической конъюнктуре - наивное сознание самодеятельного художника причудливым образом сочетало сказочные архаичные образы и навязываемое властью мировосприятие, транслируемое с "голубых экранов" (Суворова А.А., 2012, с. 18).

Поэтому сейчас мы рассмотрим, как картины художников советского наивного искусства открывают новые грани истории страны и личной вселенной человека той эпохи.

В конце октября 2012 года автором статьи был проведен опрос среди посетителей выставки «Октябрь всегда был Красным. Советское наивное искусство». В основном посещали выставочный зал студенты Пермского государственного института искусства и культуры с преподавателем Анной Александровной Суворовой, дети начальной школы, люди от 35 до 50 лет. Отзывы о посещении выставочной экспозиции в большей части положительные. Однако некоторые посетители высказали предположение, что это идеализированный, лакированный, лубочный взгляд на современную действительность того времени и работы могли выполняться по заказу властей. Заметим при этом, что некоторые исследователи феномена наивного искусства советского времени, считают, что образы картин самоучек формируются «из чтения газет, политических журналов, обзоров жизни людей за рубежом, путевых заметок». В целом посетители посчитали, что выставка интересная, красочная, информативная. Никто не остался равнодушным.

Для анализа зрительского восприятия посетителей выставки воспользуемся типологической схемой И.С.Левшиной, в которой выделяются четыре типа зрителей на основании устойчивых типов массовых социально-психологических установок на искусство: 1) "правдоподобники", рассматривающие произведение с точки зрения жизненной достоверности (Например, картина П.В.Устюгова "Очередь" произвела наибольший фурор. Правда? Неправда? Женщины - посетительницы не отрицали изображенного. Или картина Белова В.С. "Воспоминание о Второй мировой" совсем не вызвала никаких сомнений, что такое было почти в каждой семье.); 2) "моралисты", считающие, что искусство должно показывать все только

лучшее (у картины Тюрина Р.Е. «Влюбленные у костра» собралось немало ценителей искусства, кто «за», кто «против» такого способа демонстрации обнаженного женского тела); 3) «развлекающиеся», считающие задачей искусства создание легкого и веселого настроения («После свадьбы» Барцева Э.А. понравилась многим тем, что на ней запечатлена веселая сцена национальных танцев, изображены просто и непринужденно) и 4) эстетически-ориентированные, способные к целостному восприятию, сопряжению всех компонентов художественной мысли, овладению идейно-нравственным смыслом произведения, близким смыслу, который вкладывает в произведение сам автор (Особый смысл нашли зрители в экспозиции Башковой Н.С. «Выхожу я в путь, открытым взорам» А.А.Блок» (рисунок 1). Для каждого картина открывала свой смысл, много кто останавливался на мгновение, задумчиво вглядывался, а потом что-то говорил спутнику) (Леонтьев Д.А., 1998, с.67).

Таким образом, выставка «Октябрь всегда был Красным. Советское наивное искусство» подтвердила факт создания, во-первых, в Перми нового художественного центра - музея советского наива. Во-вторых, выставка обнаружила новый вектор интереса общества к явлениям советского искусства, в частности к феномену советского наива. В-третьих, материал выставки дал возможность использовать типологическую схему анализа восприятия зрителями этого художественного феномена.

Список источников и литературы

1.Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. - М., 1998г., стр.67.

2.Музей советского наива [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.newsko.ru /news/archive/arhiv/01/10/2012/v-permi-poyavilsya-laquo-muzey-sovetskogo-naiva-raquo.htm

3.Суворова А.А., Лейбович О.Л., Янковская Г.А., Бобрихин А.А. Трансформации Великой Утопии. Советское наивное искусство, 2012, с. 18.

Рис. 1. Башкова Н.С. «Выхожу я в путь, открытым взорам» - А.А.Блок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.