«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
УДК 7.08(470.053)
Путина Ирина Павловна
студентка исторического факультета кафедры культурологии
Пермский Государственный Гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: irin putina@mail.ru
СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО НАИВНОГО ИСКУССТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ
ПЕРМСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)
Irina P. Putina
student of the Faculty of History Department of Cultural
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: irin_putina@mail.ru WAYS TO INTERPRET THE MODERN NAIV ART (ON MATERIALS PERM ART EXHIBITIONS)
Аннотация. В статье отражены способы интерпретации современного наивного искусства на основе материалов пермских художественных выставок, которые проходят в пермских выставочных залах. На основании искусствоведческого анализа выставок, а также привлечения психологического и семиотического аспектов устанавливается, что наивное искусство является одним из основных и важных способов видения современного общества.
Ключевые слова: наивное искусство, интерпретация, художественная интерпретация, искусствоведческий аспект, психологический аспект, семиотический аспект.
Abstract. In the article the ways of modern naive art's interpretation on the basis of the Perm art exhibitions's materials which pass in the Perm exhibit rooms are reflected. The art criticism analysis of exhibitions and also attraction of the psychological and semiotics aspects help to establish that naive art is one of the main and important ways of vision of modern society.
Key words: naive art, interpretation, art interpretation, art criticism aspect, psychological aspect, semiotics aspect.
Наивное искусство - термин, которым мы обозначаем широкий круг произведений, созданных вне профессиональных школ и обладающих определенными художественными особенностями. Термин этот пришел из французской художественной критики, далеко не безупречен. Само это искусство, не исключает мудрости и несет в себе глубинные смыслы человеческого сознания. Наивными скорее называют создателей этих картин, людей, не обращавших внимание на каноны различных художественных школ.
Синонимом словосочетания "наивный художник" является "примитив". По значению этот термин шире, а по возрасту намного старше. Возможность прилагать термин "примитив" к наивному искусству связана с тем, что наивный художник, как и человек архаики, как и ребенок в своем творчестве пользуется первоэлементами художественных форм, примитивными, простейшими способами изображения. Обращение именно к простейшим приемам изображения, детской непосредственности, все это соединяет и составляет особенности, по которым произведение можно отнести к разряду "наивных".
Наивное искусство всегда было в российской живописи, только в XX веке получило культурное признание. При интенсивном развитии искусствоведческой мысли стало очевидно, что наивное творчество обладает художественной ценностью, при которой наивный автор, оперируя образами, создает субъективную реальность. В одних из лучших произведений наивного искусства образность достигается с помощью воспроизведения комплекса личностных представлений самого художника. Это помогает картине быть целостной, выразительной, а также обладать единым замыслом. Эти критерии являются необходимыми для определения принадлежности художественной картины к категории искусства. За счет этого, расширилось понимание искусства в XX веке.
Постмодернистские принципы культуры как широкого и нового художественного направления последних двух десятилетий XX в. привели к ряду важнейших перемен в самых различных областях гуманитарных знаний. Коснулись они и такого феномена, как примитив и наивное искусство. [5, С. 3]
Как раз в среде знатоков искусства формируется интерес к низовой культуре и областям маргинального творчества. В 2012 году в Перми был открыт музей Советского Наива - уникальный частный музей ориентированный на сохранение, изучение, популяризацию советского наивного искусства. Это новый проект пермских коллекционеров и попечителей искусства Надежды и Андрея Агишевых Наивное искусство имеет много общего с родственными феноменами: ар брют, искусство аутсайдеров, примитив, маргинальное искусство, "третья культура", визионерское или интуитивное искусство, новый вымысел. С разницей в некоторых нюансах все эти понятия связаны с свободным от систем истории искусства и социальных связей творчества. Для наивного сознания нет границ реального и фантастического, логичного и абсурдного. [2] Сегодня музейная коллекция пополняется картинами малоизвестных, но знаменитых только в своих кругах, художников-наивов.
Музей советского наива, несмотря на недавнее открытие, уже узнаваемый проект, который нашел свою зрительскую аудиторию не только в Перми, но и за пределами Пермского края. В последнее время Музей организовал несколько выездных выставок в Москве и Екатеринбурге. Немаловажно, что экспозиции, представленные в Музее советского наива, вызывают одинаковые интерес как у простых зрителей, так и у профессионального музейного сообщества. Таким образом, новый музей одновременно является платформой для проведения исследовательской работы и новым пермским центром искусства, притягивающим зрителей разных возрастов. [4]
© Путина И.П., 2015
Для нашего исследования были привлечены материалы художественных выставок музея Советского Наива: "Октябрь всегда был красным", "Дело Ройзмана", "Непокорное искусство", "Плохой хороший человек".
Термин «интерпретация» происходит от латинского слова «interpretarlo» (истолкование, раскрытие смысла, трактовка) и применяется относительно осмысления и оценки различных фактов, процессов и явлений действительности.
В широком философском смысле категория интерпретации находится в ряду таких гносеологических категорий, как восприятие, отражение, объяснение и понимание, но, с учетом коррекции относительно области художественного творчества и искусства, она занимает среди них особое место. Под художественной интерпретацией понимается трактовка продукта первичной художественной деятельности в творческом процессе исполнения. Этот тип интерпретации соединяет в себе элементы обыденного и научного типов, абстрагирование и конкретизацию. Так, художественное отображение реального объекта живописцем предполагает момент его интерпретации в обыденном смысле слова.
Художественная интерпретация является разновидностью практически-духовной деятельности человека в области искусства и встречается во всех видах исполнительского творчества.
Являясь вторичным творческим процессом, художественная интерпретация немыслима без авторского творчества и посредника-интерпретатора, наделенного комплексом художественных способностей и мастерством, имеющего определенное мировоззрение, руководствующегося в своей деятельности тем или иным художественно-исполнительским методом. [7]
Наше исследование заключается в том, что мы рассматриваем наивное искусство в трех аспектах: искусствоведческом, психологическом и семиотическом. В практическом исследовании наивной живописи одной из важных задач является изучение формальных сторон предмета. Так как критериями для определения формальных свойств художественного произведения служат пластические свойства рисунка, композиционные приемы, фактурные характеристики изобразительной поверхности, технические приемы, поэтому методом исследования является искусствоведческий анализ.
Анализ пространственности в картинах наивных авторов, выявил наличие следующих видов перспективного построения:
1)ортогональная проекция, ярусное размещение изображаемого по горизонтальным поясам параллельную верхнему и нижнему краю картины;
2)параллельная перспектива, где равнозначность ближнего и дальнего планов приводит к фактическому выдвижению дальнего плана, отчего произведение оказывается и пространственным и плоскостным одновременно.
Встречаются и такие разновидности перспективного построения как обратная перспектива, формальные признаки которой выражаются в полицентричности изображения.
Наиболее распространенной в наивных произведениях является применение прямой перспективы, однако, наличие планов, фиксированная точка зрения не приводят к явной пространственности изображения, поскольку, по выражению О. Балдиной, наивный художник ориентируется "не на зрение, а на умозрение" и остается в сфере плоскости и красок. В итоге работы наивных художников, выполненные как бы в прямой перспективе, представляют собой главным образом сцену с кулисным построением.
Рассматривая масштабные соотношения в наивной живописи, специалисты акцентируют внимание на том, что изображаемое, в картинах наивов, чаще всего подчиняется не законам перспективы, а авторской логике, - например, гиперболизировать главного персонажа, либо детали центрального события. Таким образом, подчеркивается то, что кажется художнику особенно важным.
Отметим основные черты, которые были определены в ходе анализа композиционного построения произведений современного "примитива": центричность в расположении предметов, персонажей, композиционная замкнутость, двухмерность изображении, нарушение пропорций в изображении людей, архитектуры и животных. По мнению Н. Шкаровской, подобные изобразительные приемы, сообщающие произведенную статичность и целостность, являются доказательством генетического родства "наива" и "традиционного народного творчества". Изображаемое в картинах наивов подчиняется логике автора в большей степени чем законам перспективы. Художник акцентирует внимание на важных элементах его творчества.
Для большинства художественных произведений наивного искусства характерно преобладание зеленых, густокрасных, синих и оранжево-золотистых красок. Получается, что цвет выступает в роли символического определения предмета. Это хорошо иллюстрирует картина Каменских Федора Ивановича "Дары природы. День рождения хозяйки" (рис. 1), представленная на выставке "Дело Ройзмана" осенью 2013 года.
Техника наивной живописи уникальна, потому что формируется благодаря личному опыту автора. В одной из статей Ю. Герчук замечает: "Неправильные, порой наивные, неуклюжие средства, которые находят эти авторы для воплощения своего мира, служат своей цели не хуже, чем изощренная техника профессионалов". При подробном рассматривании технического аспекта наивной живописи, следует то, что технические средства и изобразительный язык являются основными компонентами, которые формируют творческую манеру художника.
В дальнейшем наше исследование акцентируется на психологическом аспекте в изучении наивной живописи. Здесь мы рассматриваем само произведение наивного искусства, творческий процесс художника и нам интересна личность этого художника-наива, это и есть психологические факторы, которые определяют характер и взаимосвязь творческого процесса.
При исследовании психологических факторов наивного искусства, скажем, что произведение искусства есть предмет, творческий процесс есть деятельность, а личность художника - человек.
В нашем случае, произведение не носит характер оценки, рассматриваем его как артефакт. Обозначая любое произведение артефактом мы видим его прежде всего как результат векторно-направленной деятельности человека. Характеризуя понятие деятельности Д. А. Леонтьев рассматривал его как "реальную связь человека предметом, в которую необходимым образом включена психика". Следующим фактором является деятельность. По выражению Д. А. Леонтьева: "Деятельность определяет жизненный путь личности". Побудительным мотивом любой деятельности
являются потребности человека. По теории Маслоу, очевидно, что эстетические и когнитивные потребности относятся к высшей категории, а степень духовных потребностей показывают уровень развития личности. А определение "творческая личность" включает в себя стремление к созидательному, к самовыражению, самосовершенствованию, а также отличается интенсивностью художественных потребностей.
К. Г. Богемская описывает обратный процесс, отмечая "маргинальность, выключенность из жизни" как "особенность личности наивного художника". [1]
Анализ человеческих и творческих судеб известных наивных художников, позволил К. Г. Богемской выделить три типа личности наива и сформулировать их обобщенные социально-психологические портреты.
К первому, типу Богемская относит многочисленную категорию художников - самоучек, чье дарование раскрывается в пожилом возрасте. В основе своей сельчане или выходцы из деревень они воссоздают прожитую жизнь в картинах: в образах покинутой или несуществующей деревни, умерших родственников, семьи, в изображении военных подвигов, сельских работ, праздников и торжеств.
Следующий тип - люди странные, склонные к чудачествам и философствованию. Этот тип "чудаков" заметил и описал в своих рассказах В. Шукшин. Непризнанные в своем кругу, иногда даже в своей семье, чудаки - художники находят себе друга, нередко по переписке - в далеком большом городе, в ученой элитарной среде.
Третий тип - "мигранты, лимитчики, воспитанники детских домов, интернатов, люди "перекати-поле" отторгнутые жизненными обстоятельствами от "большинства".
Итак, наивный художник - аутентичен, следовательно, свободен от поведенческих стереотипов, его отличает своеобразное восприятие мира, архаико-мифологический характер бессознательного мышления. В процессе создания художественного произведения устанавливает контакт с изображаемым с помощью прямой и обратной связи, тесно взаимодействуя с картиной. К. Богемская отмечает, что занятие живописью для наивных художников является средством бессознательной аутотерапии.
Теперь мы подошли к третьему аспекту в исследовании наивной живописи - семиотический аспект.
Художник-примитив как первобытный человек видит безусловную, непосредственную связь своей картины с изображаемым предметом и с жизнью. Поэтому произведение примитивного искусства не может выполнять только эстетическую функцию. Наивный художник создает свой символический мир, потому что не может изображать отстраненно объективные предметы. Художественный язык направлен на переживания самого художника, поэтому одной из особенностей наивного искусства является использование ярких цветов, контрастов, служащих средством мифологических обобщений. Мифологема, которая проявляется почти во всей картинах наивного искусства, является проявлением архетипа и отражать личный опыт художника. Так же как и архаика наивное искусство ставит приоритет в пользу образного ряда в отношении к художественным и технико-эстетическим решениям.
Наивное искусство содержит в себе простой по структуре семиотический код. То, что реципиент видит на картине, он считает ясным, простым, понятным, приближенным максимально к реальной жизни.
Изображение - это универсальный знак искусства, который репрезентирует объект с помощью качества, которым он сам и обладает, то есть повторяет свой референт. Художественная картина является знаконосителем. Она является иконическим знаком, потому что отображает реальность, которую видит художник. Это мы видим на примере картины Башковой Нины Сергеевны "Выхожу я в путь, открытым взорам" А. А. Блок" (рис. 2), которая была представлена на выставке "Октябрь всегда был красным" в 2012 году.
Художественное произведение не является простым изображением, оно также включает в себя и условные отношения. Условные отношения имеют место быть в искусстве, в том числе и в наиве. Наивное искусство пронизано символами. Символ - это сконцентрированный до самовыразительности наив, а наивность - растворенный в бытие символ. Наивность и символизм соотносятся как материальное и духовное. И только в метафизических полях они противопоставляют себя друг другу с претензией на абсолют в себе.
Таким образом, наивным скорее можно назвать создателей этих картин, людей, не обращавших внимание на каноны различных художественных школ. При развитии культуры стало ясно, что наивное искусство имеет место существовать в современном мире. Этому способствовало открытие музея Советского Наива в Перми в 2012 году. А способы интерпретации помогли выявить особенности современного наивного искусства: самобытность, обособленность, акцентирование, с помощью красок на полотне на важных моментах самого художника, тесная связь художника с картиной.
Список литературы
1. Богемская К. Понять примитив. Самодеятельное искусство и аутсайдерское искусство в XX веке. - СПб., 2001. - 184 с.
2. Выставка "...И тебе откроется мир" [Электронный ресурс] // ART59.ru. - URL: htlp://art59.ru/index.php?catid=1360&iunc=viewcategory&Itemid=0&option=com_datsogallery (дата обращения: 10.01.2015).
3. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. - М., 1998. - 67 с.
4. О музее [Электронный ресурс] // Музей Советского Наива. - URL: http://naive-museum.com/museum (дата обращения: 28.02.2015).
5. Примитив в России XVIII-XX столетий // Наука о культуре: итоги и перспективы. - 1996. - № 1. - С. 3.
6. Суворова А. А., Лейбович О. Л., Янковская Г. А., Бобрихин А. А. Трансформации Великой Утопии. Советское наивное искусство. П., 2012, - 18 с.
7. Хотенцева И. А. Художественная интерпретация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3030 (дата обращения: 1.04.2015).