НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3 УДК 398.22 (=512.157)
Художественная трансформация образа эпического богатыря
в якутской литературе
А. А. Билюкина
В статье показана эволюция художественного образа героя в эпосе, в фольклоре, в литературе в связи с изменением сознания в историческое время.
Ключевые слова: герой эпоса, фольклор, драматургия, эволюция, концепция, поэтика
The article shows the evolution of artistic type of hero in epos, in folklore, in literature due to the change in ethnic consciousness in historical time.
Key words: Heroic epos, folklore, dramatic art, evolution, conception, poetics.
В первых литературных произведениях: А. Ува-ровского «Воспоминания» (1848), в поэзии А.Е. Кулаковского, драматургии А.И. Софронова начала XX в. авторы исходили от эпической мифологической структуры - пространство, время, герои, враги, биография героя, его воспитание и самоопределение. В героическом эпосе олонхо периода разложения общинно-родового строя герои-богатыри борются за установление социальной справедливости, защищают человеческий род и священную землю от врагов нижнего мира. Герой олонхо воплощает образец идеального человека. Внешний и внутренний облик его гиперболизирован - он совершенен по своим физическим и моральным качествам. В образе героя олонхо народ запечатлел свою веру в безграничные возможности человека, прославил его деяния и облик как идеал красоты, силы и могущества. Культ героя он пронес через века по сей день, растворив его в целях, идеях, поведении, чертах современного национального характера, его этнического менталитета.
Под воздействием революции 1905 г. всколыхнувшееся национальное движение коренного населения привело к организации «Союза якутов» в январе 1906 г. под руководством интеллигента-просветителя В.В. Никифорова. «Союзом якутов» были выработаны программа и цели, вкратце выраженные в форме конкретных требований в телеграмме Председателю Совета Министров Витте: признать «все земли, находящиеся во владении инородцев, а также находящиеся в распоряжении казны, монастырей, церквей и отведенных ссыльным, собственностью якутов, скорейшего введения земского самоуправления, а области с предоставлением права избрания в Государствен-
БШПОКИНА Алла Афанасьевна -д.ф.н., с.н.с. сектора литературоведения ИГИиПМНС СО РАН, [email protected]
ную думу председателя от якутов и передачи функций окружных полицейских управлений в заведы-вание самих инородцев. До удовлетворения означенных требований Союз приостанавливает и платежи податей и повинностей» [1].
В первой половине XIX века в Якутской области усилился колониальный и байский гнет, сопровождавшийся обезземеливанием и обнищанием крестьян. Началось брожение в сознании и поведении сельской бедноты. В эти годы появилось немало бунтарей - разбойников из этой среды [2].
Но в исторической памяти народа запечатлелась захватывающе ярко и с реальными подробностями жизнь и похождения Манчары - Василия Слободчикова, свободолюбивого борца против несправедливости, заступника якутской бедноты. По народным преданиям, необычайная сила духа этой благородной харизматичной личности, преодолевая тяжелейшие испытания и закаляясь, проявилась в его борьбе с несправедливостью и угнетением сильных мира сего в защиту ограбленного и униженного, в достойном завершении жизненного пути. Высокие порывы, поэтичность, благородство души Манчары, защита слабых и угнетенных сливались с обликом эпического богатыря олонхо, защитника рода человеческого. В пьесе "Разбойник Манчары" В.В. Никифорова показано, как и в олонхо, что Манчары воспитывался в народной среде, в неустанном труде впитывая народную культуру и поэзию. Как он был смел, умен и ловок. Как у эпического богатыря, душа его была светла и благородна, сострадательна к людям и природе. В разные кризисные периоды развития общества якутские писатели обращались к легендарной личности Манчары с позиции своего времени, со своим авторским отношением к многоаспектной истории его биографии, мироот-ношения, поведения и его похождений. Их привлекали помимо этого душевные переживания и поэтические раздумья героя, ярко воплощенные в
БИЛЮКИНА
его захватывающих песнопениях, известных в народе.
Писатели освещали образ Манчары со своей концепцией - человек и общество, с каждым новым историческим временем все более индивидуализируя его характер, конкретизируя его психоэмоциональный внутренний мир, его философические рассуждения, отвечающие социально-нравственному духовному состоянию общества. От романтической гиперболизации постепенно литература переходила к конкретно- историческому изображению характера героя и его времени. Художественная условность сменялась реалистической детализацией воспроизводимой действительности.
В поэмах русских авторов М. Александрова «Якут Манчары» (Иркутск, 1852), Н. Борисовского «Якут Манчары» (1889), в записях преданий о Манчары выдающихся ученых, писателей В. Короленко, В. Серошевского и якутских писателей А. Кулаковского и других возобладала народная концепция о герое - народном защитнике и позитивный авторский взгляд на его личность и историю его стихийного выступления - протеста против социальной несправедливости и гнета. Это было время - конец XIX - начало XX вв.
Трагедийные события, глубокие душевные страдания Манчары, острый конфликт с властью и динамичное развитие его внутреннего мира при быстрой смене жизненных обстоятельств, перипетий в жизни и череда человеческих лиц, принимавших участие в его судьбе, были драматургич-ны и составили основу ряда якутских произведений, поэм, пьес, романа. Драмы, созданные разными якутскими писателями на протяжении истории якутской литературы, свидетельствуют не только о своеобразии авторской позиции и оценки, но и об особенностях художественного сознания своего времени и его творческой эволюции, с одной стороны. С другой, многие авторы основывались на легенде о Манчары, чтобы, осмысливая, утверждать ценностные ориентиры, единое сознание, взаимопонимание и терпимость, их эволюцию.
В первой якутской пьесе В.В. Никифорова «Разбойник Манчары» (1906) герой - рефлексирующий интеллигентный бунтарь-одиночка, трагически воспринимающий мир, не признанный якутской беднотой, ради которой он боролся.
Драма «Разбойник Манчары» написана после подавления революции 1905 года, после запрещения организации либерально-демократической интеллигенции «Союза якутов» и тюремного заключения шестерых ее членов во главе с лидером В.В. Никифоровым. В тюрьме Никифоров узнал, что в камере, где он поселился, в свое время был заключен Василий Слободчиков - Манчары. Навлеченные этой вестью размышления о судьбе и по-
60
ложении своих товарищей, о социальных проблемах народа, и, в частности, якутского крестьянства, побудили создать драму, с героями и событиями, повторяющими выступления Манчары.
В.В. Никифоров свидетельствует о позитивной роли Манчары в народной памяти и своем замысле пьесы пытался воспроизвести через благородный внутренний мир Манчары и его подвиги, свои душевные переживания, человечные устремления и надежды, анализ своей общественной деятельности.
«... Манчары - личность среди якутов легендарная, про которого сложены масса песен и преданий. Одним словом, он в якутских преданиях занимает такое же место, как у русских Разин. Это обстоятельство дало мне мысль описать похождения Манчары, вложив в его уста мысли и идеи, которые разделяю я сам. Опять возникла мысль, какую же форму придать этому изложению. Если изложить в виде простого рассказа, то таковой будет доступен только читающей публике, почему я остановился придать ему форму пьесы, какая изображается русскими писателями. Эту
очень сильно увлекаются сказками, которые сказочниками передаются не в виде рассказов и повествований, а в виде изображения сцен в лицах и с отдельным подражанием голосов, как будто говорят разные голоса. Таким образом, якутские сказки походят на русские примитивные пьесы»
[3].
«При написании этой пьесы я вовсе не руководился целью описать действительные поступки и положения Манчары, а лишь дав ей внешнюю форму и лишь имя Манчары, я хотел, как уже говорил, изложить свои взгляды и мысли, а также и отношение моего народа ко мне» [3].
В разъяснении содержании драмы и образов персонажей В.В. Никифоров руководствовался стремлением показать многообразные стороны экономической, бытовой жизни якутов, их типичные характеры и роль в социальных отношениях в улусе.
«... Изображением отношений Манчары и Матрены я хотел показать, что и среди якутского народа существует серьезная и цельная любовь, побуждающая к самопожертвованию» [3]. Это утверждение звучало вопреки представлению Л.Н. Толстого о примитивности чувств якутов. «По-моему мнению, вопреки взглядам некоторых писателей, якутская женщина не является такой бессловесной и забитой, как кажется по первому впечатлению. Большинство якутских женщин в своей домашней жизни имеют не меньший вес, чем ее муж... В лице Григория Кыданныра и его товарищей я хотел изобразить индивидуалистическую черту якутской массы, преследующей лишь лич-
НАУ К А И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3
ные выгоды и спокойствие, для этого не останавливающейся перед предательством тех, которые защищали их интересы. Но при этом в лице 2-го старшины, защищающего Манчары, я хотел изобразить тип якута, несмотря на всю свою забитость и бедноту защищающего справедливость и правду. Таким образом, я хотел каждому действующему миру придать ту или отличительную черту якутского характера...
Наконец, видя, что моему примеру последовали такие видные писатели из якутской среды, как Софронов, Неустроев и многие другие, которые уже приобрели заслуженный почет среди якутского народа и пользуются огромной популярностью, я прихожу к заключению, что попытка возделать благоприятную почву для развития якутской мысли и культуры расцвела пышным цветом» [3].
Пьеса «Манчары», представленная для просмотра цензуре, претерпела несколько поправок. Например, в списке действующих лиц зачеркнуто «казаки с винтовками», поставлено «люди» в угоду чиновничьему аппарату.
Вслед за русской литературой якутские драматурги провозгласили своим творческим кредо «кыларыйан турар кырдьык» - «наичистейшую правду» [4]. Воссоздавая жизненную реальность, они отражали интересы угнетенного якутского крестьянина с общедемократических гуманистических позиций. Сочувствуя своему герою, они обличали условия его существования средствами и принципами критического реализма.
Драматическая поэма А.И. Софронова создавалась в первые годы Советской власти в Якутии, когда начали устанавливаться новые общественные отношения, новый быт, новая мораль. В поэме акцентировалась нравственная сторона драматического конфликта, выявлялись этические нормы в формировании личности героя, в отстаивании человеческого достоинства и свободы. А.И. Софронов воссоздает суровый жизненный путь Манчары как процесс борения и мужания его духа. При этом автора больше привлекает нравственный, идейный аспект, выраженный в народнопоэтическом стиле, нежели событийная канва сюжета. Вот поэтому в пьесе нет таких ярких эпизодов преданий, как встреча Манчары с Бэрт Марьей, столкновение с разбойником Омуочей и др. Писатель поставил целью показать страдания глубокой чистой души, постигающей жестокие законы действительности, но не сломленной ими, а возрожденной через нравственный закон в душе и через любовь к родной земле.
Опираясь на мифоэпическую структуру семантики образа героя народных преданий, записанных А.Е. Кулаковским в 1920 году, в сюжете, конфликте и системе образов, создавая произведение исторического плана, А.И. Софронов ориен-
тировался на положение национального характера в новом времени, в новых социальных условиях, обращая внимание на те нравственные ценности народной мудрости, которые могли помочь личности адаптироваться и выжить. В содержании поэмы сквозили дидактические, просветительские мотивы.
В финале драматической поэмы Манчары испытывает удовлетворение от бескорыстной, честно прожитой жизни, завершающейся признанием его тяжкого, но благородного пути. В благополучном финале судьбы героя, доживающего последние годы жизни в кругу семьи, почитаемым людьми старцем, А.И. Софронов как просветитель воплотил народные представления о счастье, идеалах якутского крестьянина.
В трагедии Суорун Омоллона «Айал», начатой перед войной, в 1939 году, острую классовую борьбу между безземельными и тойонами, коренными землевладельцами, возглавляет эпический герой Айал, выступающий от имени трудового народа в защиту его справедливых требований. В пьесе реалистическое изображение конкретно-исторического конфликта и характеров сочетается с символическими образами народных представлений о социальных явлениях. В целом романтизированное представление исторической борьбы за землю якутов через мифологизированные образы и сюжеты носит общечеловеческий характер.
В драме В. Протодьяконова «Манчары», созданной после войны, упор произведен на реалистической детализированной обрисовке социальных противоречий персонажей, исторической достоверности их классового конфликта и психологической мотивации поступков героев, органичного соединения художественных образов с фактографическими иллюстративными деталями.
В пьесах 90-х годов прошлого века акцент драматургов переключен на нравственно-эпические позиции героев. Усиливается конфликт высоких романтизированных идеалов с потребительскими, низкими интересами персонажей.
В современном киносценарии «Манчары» Ай-сена Дойду концепция автора заключалась в следующем положении: «Манчары был «первым демократом», который хотел быть свободной личностью, независимым сыном своей Родины...».
ством выражена эпиграфом: «Я раб судьбы, но не слуга закона».
Неимоверно трудный путь пройден честным, наивным юношей к осознанию высшего смысла жизни, своего предназначения. Каждый поворот в судьбе Манчары, в его мироотношении психологически мотивирован, объяснен встречами с людьми, несущими разные, порой противоположные жизненные установки, взгляды и поступки, веру.
БИЛЮКИНА
Значительны беседы с архиепископом Вениамином, укрепляющими веру Манчары в единство человека и Бога, в неуловимую справедливость божественных законов.
Как стихийный бунтарь Манчары идеалистически видит вину людских бед в деньгах: в сцене «В лесу» он разжигает костер бумажными деньгами. Деньги, по мнению Чочо, «самый желанный зверь», в драме Софронова из-за них людские беды. В пьесе Айсена Дойду суть денег характеризует Манчары: «Что жалеть их? От денег, до-гор, и пошла вся беда человечья... Если бы воля моя, то собрал бы все «роскоши», и богатства, и деньги людские - сжег! И тогда уравнялись бы все, не убивали друг друга тогда из-за жадности, алчности глупой. Но наступит ли когда жизнь, такая хорошая?»
выйдешь когда, снова возьмешься за старое - зло творить, совершать?»
Манчары: «Нет, догор. Много я тут, сидя в яме черной, холодной, думал - передумал о прошлом... Нет, за нож воровской и батыйа не возьмусь. Не молод уж я... Довольно (помолчав). Злой я был, верно. После первой казни здесь, на малом базаре, я лишь мести хотел. Ведь зло порождает зло...» Развитие его духовного мира сопровождается философским прозрением, глубоким вживанием в правду народной мудрости и в постепенном постижении божественных заповедей, отвечающих его внутреннему настрою.
В киносценарии С.Ермолаева «После засухи дождь» (2001) Манчары, едущий мстить богачу, встречает бедняка с сыном. Он поджег стог байского сена. Как бунтарь-мститель он надеется, что мальчик пойдет по его стопам. Но бедняк не принимает предложения Манчары, хотя, сочувствуя, предупреждает его о засаде. Манчары осознает его правоту и наставляет мальчика не следовать его путем: «Не забывай меня, будь всегда человеком. Я пошел по неверному пути. Пусть Бог хранит тебя». В пьесе показано изменение миро-отношения героя. В этом новизна и современность интерпретации образа Манчары, как стихийного бунтаря, заступника бедноты, осознавшего бесплодность разрушительного мщения. К этому выводу приходят как реальный Манчары, так и Ман-
одноименной поэмы А.Софронова.
Однако, отношение к личности Манчары, как к преступнику, разбойнику-грабителю существует и по сей день. Оно выразилось в отзывах-протес-
тах против проведения спортивных празднеств в честь Манчары в 2005 году. Эпическому образу народного героя-заступника, выразителя народного менталитета, противостоит приземленный образ разбойника, сложенный из мелких низменных деталей, в настоящее время преувеличенных ложным индивидуалистическим обывательским ми-роотношением. Например, когда Манчары похищал женщину, уводил ее, потянув за веревку, проткнутую через запястье и т.д. Эти реальные детали соответствовали хозяйственному укладу древнего якута-скотовода, ничуть не противоречили его эстетическим нормам и эпическому мировосприятию. Эти два миропонимания испокон веков противоборствуют и составляют суть человеческих и мировых противоречий. Здесь важно понять, что принцип историзма помогает отсеивать негативное, временное, проносить и отстаивать через века эстетические, жизнеутверждающие, нравственные, общечеловеческие ценности, движущие прогрессивное развитие человечества.
Эпическое мышление в народном менталитете, выразившееся в олонхо, стало проявляться в первых образцах якутской литературы, начиная с пьесы «Манчары» В.В. Никифорова и модифицированное в поэзии А.Е. Кулаковского, в его записях исторических преданий о Манчары.
A.B. Никифоров в своей пьесе «Манчары» отразил суть жизненного процесса, противоречие местечкового, эгоистического, индивидуализированного сознания и романтизированного эпического - в народном менталитете. Это противостояние двух противоположных сторон на региональном уровне. Чрезвычайно правдиво, объемно и наглядно оно было выражено через взаимодействие обширных пластов народной жизни в семье, культуре, в сословиях общества, в структуре государства, в его внешней и внутренней политике, в международных отношениях и объяснено в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Литература
1. Клиорина И. С. История без флера. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918-1928 гг.). - Якутск, 1999.-153 с.
2. Зргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. -Якутск, 2008.-200 с.
3. Никифоров В.В. Почему и как написана пьеса «Манчары» (Перевод с якутского) // В.В. Никифоров. Солнце светит всем. Статьи. Письма. Произведения. -Якутск: Бичик, 2001. - 369 с.
4. Софронов А.И. Драмы. - Якутск, 1986. - 371 с.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3