Научная статья на тему 'Художественная образность в системе коммуникации'

Художественная образность в системе коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1034
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ИСКУССТВЕ / СКОРОСТЬ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / ARTISTIC IMAGE / COMMUNICATION MODEL IN ART / SPEED OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малинина Нина Львовна

Коммуникация существует как система, которую можно описать с помощью классификаций элементов. Культурологический анализ придает масштабность исследованию коммуникации. Историко-философский подход позволяет увидеть развитие темы моделирования коммуникации искусством. Художественно-образное начало является неотъемлемым элементом коммуникации в искусстве. М. Хайдеггер размышлял о межкультурной коммуникации в виде бытия текстов. М.М. Бахтина занимал феномен моделирования жизненной коммуникации искусством. Художественный образ является такой квинтэссенцией жизни. Ю.М. Лотман показал, что межкультурная коммуникация часто выливается в противостояние культур. Возрастание скорости коммуникации в современной культуре проанализировал П. Вирильо, для которого искусство противостоит разрушению ценностей. Современная коммуникация связана с развитием виртуальной реальности, которая ярко демонстрирует скоростное развитие. Художественная образность востребована развивающейся виртуальной реальностью прежде всего для передачи эмоций. Художественный образ благодаря своей синтетичности создает в процессе коммуникации модель жизненного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic imagery in communication system

Communication exists as a system that can be described using classification of items. Cultural analysis enhances the scope of communication research. The historical and philosophical approach allows one to follow the development of modeling communication by art. The artistic and imaginative component is an integral element of communication in art. M. Heidegger considered cross-cultural communication in the form of the genesis of texts. M.M. Bakhtin studied the phenomenon of modeling the life communication by art. The artistic image is such a quintessence of life. Y.M. Lotman showed that cross-cultural communication often results in the confrontation of cultures. The increased speed of communication in contemporary culture was analyzed by P. Virilio who reviewed art as an opposition to the destruction of values. Modern communication is connected with the development of virtual reality that vividly demonstrates the rapid development. Artistic imagery is dictated by the developing virtual reality in order to convey emotion. Thanks to its synthetical character, artistic image creates the model of the lifeworld during the communication process.

Текст научной работы на тему «Художественная образность в системе коммуникации»

УДК 7.01

https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.32

Малинина Нина Львовна

Malinina Nina Lvovna

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения

Дальневосточного федерального университета

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ

PhD, Assistant Professor, Head of the Cultural Studies and Art History Department, Far Eastern Federal University

ARTISTIC IMAGERY IN COMMUNICATION SYSTEM

Аннотация:

Коммуникация существует как система, которую можно описать с помощью классификаций элементов. Культурологический анализ придает масштабность исследованию коммуникации. Историко-философский подход позволяет увидеть развитие темы моделирования коммуникации искусством. Художественно-образное начало является неотъемлемым элементом коммуникации в искусстве. М. Хайдеггер размышлял о межкультурной коммуникации в виде бытия текстов. М.М. Бахтина занимал феномен моделирования жизненной коммуникации искусством. Художественный образ является такой квинтэссенцией жизни. Ю.М. Лот-ман показал, что межкультурная коммуникация часто выливается в противостояние культур. Возрастание скорости коммуникации в современной культуре проанализировал П. Вирильо, для которого искусство противостоит разрушению ценностей. Современная коммуникация связана с развитием виртуальной реальности, которая ярко демонстрирует скоростное развитие. Художественная образность востребована развивающейся виртуальной реальностью прежде всего для передачи эмоций. Художественный образ благодаря своей синтетичности создает в процессе коммуникации модель жизненного мира.

Ключевые слова:

коммуникация, художественный образ, модель коммуникации в искусстве, скорость коммуникации.

Summary:

Communication exists as a system that can be described using classification of items. Cultural analysis enhances the scope of communication research. The historical and philosophical approach allows one to follow the development of modeling communication by art. The artistic and imaginative component is an integral element of communication in art. M. Heidegger considered cross-cultural communication in the form of the genesis of texts. M.M. Bakhtin studied the phenomenon of modeling the life communication by art. The artistic image is such a quintessence of life. Y.M. Lotman showed that cross-cultural communication often results in the confrontation of cultures. The increased speed of communication in contemporary culture was analyzed by P. Virilio who reviewed art as an opposition to the destruction of values. Modern communication is connected with the development of virtual reality that vividly demonstrates the rapid development. Artistic imagery is dictated by the developing virtual reality in order to convey emotion. Thanks to its synthetical character, artistic image creates the model of the lifeworld during the communication process.

Keywords:

communication, artistic image, communication model in art, speed of communication.

Коммуникация - сложное явление, которое осуществляется на разных уровнях: общетеоретическом, методологическом, терминологическом, практическом, культурологическом. Значение коммуникации для культуры состоит в том, что каждый артефакт прямо или косвенно вовлечен в процесс коммуникации. В философских рассуждениях XX в. произошел отказ от линейной модели коммуникации и сформировалась системная модель. При анализе системы коммуникации возникает проблема факторов, которые влияют на форму и содержание коммуникации. Для современной культуры особую актуальность приобретает осмысление ускорения коммуникации. Возникают вопросы: является ли одинаковой скорость коммуникации на разных уровнях, какой элемент выступает главным ускорителем?

В системной модели коммуникации обязательным элементом, оказывающим влияние на процесс, является общество. Эту модель нужно дополнить таким важным элементом, каким является культура как человеческая деятельность в ее ценностной продуктивности. В модели коммуникации, где выделяются общество и культура как факторы, которые обусловливают коммуникацию, нельзя не увидеть и следующую подсистему - это художественная культура, внутри которой главным элементом представляется искусство, имеющее художественно-образную природу.

Аспектами анализа системной модели коммуникации выступают влияние художественного образа на коммуникацию, встраивание художественного образа на разные уровни системы, возможности, которые открывает художественный образ в силу своей специфики для коммуникации, влияние художественного образа на скорость коммуникации в современной культуре.

Чтобы ответить на эти вопросы, не претендуя на построение всеохватывающей модели, необходимо представить такое сложное образование, каким является коммуникация. В трактовках художественного образа были выделены и коммуникативные особенности искусства. Концепция художественно-образной сущности искусства складывалась благодаря выявлению разных аспектов художественного образа. Для выявления коммуникативных аспектов художественного образа, возможностей художественного образа в коммуникации важными являются идеи М.М. Бахтина. Коммуникация рассматривается в динамике, движении, в связи с чем необходимо обратиться к некоторым идеям П. Вирильо, который акцентировал внимание на такой характеристике современной культуры, как скорость.

Термин «коммуникация» имеет разные трактовки [1]. В культурологической традиции термин «коммуникация» определяют как средство связи, передачу информации между субъектами социокультурной деятельности при помощи знаковых систем. Особую значимость приобретает форма передачи информации. Формируется уровень взаимодействия по поводу полученной информации, который имеет начало, но не имеет конца, воспроизводясь в новой форме, в культурном пространстве и времени, разворачиваясь с определенной скоростью. В основе социальных действий лежит коммуникация, которая ориентирована не на успех, а на понимание, в том числе на понимание себя.

Форма коммуникации определяет бытие исторического типа культуры и личности. Как культурный объект, так и процесс приобретают в пространственно-временном континууме символические свойства и на определенном этапе существования используются в виде культурного текста, передающего информацию о собственных атрибутивных признаках, функционировании в культуре. Коммуникация в культуре существует в виде сложноорганизованной системы. Возможны разные модели системы коммуникации. Один из вариантов описания системы коммуникации может быть следующим: на высшем уровне складывается глобальный уровень, затем функционируют локальная семантическая система и, наконец, специализированная семантическая подсистема.

Одной из таких специализированных подсистем является искусство, которое существует в форме художественных образов. Художник создает произведение, истинной формой бытия произведения выступает художественно-образная ткань. Художественные образы нужно передать на более высокие уровни коммуникации. При передаче художественных образов по каналам коммуникации происходят качественные и количественные потери. Художественно-образная ткань произведения как бы становится «тоньше». Именно в художественно-образной форме возможна передача реципиенту модели жизненного мира в его целостности. На глобальном уровне коммуникации художественные образы существуют в лакунарном виде. Представляется, нельзя назвать произведение искусства, которое известно каждому жителю земли. Существуют, конечно, знаменитые произведения живописи, кино, музыки. Однако, например, «Водяные лилии» К. Моне - знаковое произведение западноевропейской культуры - не пользуется таким же признанием в странах Африки, Азии.

Это достаточно молодой для культуры вид существования художественных образов, охватывающий все человечество. Каждое социальное действие может трактоваться как коммуникативное, потому что содержит, передает, осмысляет определенную информацию. Существуют и собственно коммуникативные действия, которые осуществляются с главной целью коммуникации. Все участники коммуникации ориентируются на обобщенные, понятные нормы коммуникации. Также участники коммуникации должны обладать коммуникативной компетентностью и опираться на рациональные механизмы. В рационально выстроенном процессе коммуникации художественные образы прежде всего передают эмоциональное начало, мир чувств, являют другому модель жизненного мира.

Существует проблема типологии коммуникации, выстраиваемой в зависимости от основания коммуникации. Соответственно, различают межличностную, межгрупповую, социокультурную, межкультурную и массовую коммуникацию. Основанием для данной типологии является характер субъектов коммуникации.

Межличностная коммуникация - взаимодействие двух и более субъектов, независимое от их групповой принадлежности, основанное на межличностных связях. На этом уровне коммуникации художественные образы помогают понять собственное «я», являются поводом для общения.

Межгрупповая коммуникация - взаимодействие людей, полностью зависящее от их принадлежности к различным группам, игнорирующее их индивидуальные, личностные характеристики. На уровне межгрупповой коммуникации художественные образы служат складыванию идентификации группы, укреплению группового начала.

Социокультурная коммуникация - совокупность процессов социального уровня взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией посредством разработанных и принятых

в данной культуре знаковых систем и средств их использования. В социокультурной коммуникации художественные образы формируют стереотипы поведения, имидж представителей данной культуры, могут выполнять идеологическую функцию.

Межкультурная коммуникация - это контакты между разными культурами в самых различных областях. Межкультурная коммуникация предполагает обмен в области искусства как наиболее понятную, доступную форму формирования представлений друг о друге. Эта доступность понимания оборачивается эффектом «мягкой силы». Складывается ситуация тревожности, страха за свою культуру. Ярким художественным образам могут создавать преграды для восприятия в другой культуре. Прямое влияние одной культуры оборачивается культурным противодействием другой, и чем мощнее воздействие одной культуры, тем резче, решительнее оказывается культурное сопротивление другой. В культуре складываются коллизии коммуникации. Непосредственные контакты на уровне повседневности могут стать источником конфликтов, взаимонепонимания.

Для общения с представителями другой культуры недостаточно знания языка. Наоборот, знание языка часто приводит к ситуации конфликта с его носителями. Кроме знания языка необходимо понимание другой культуры: традиционного образа жизни, ментальности, моделей поведения. Даже скрупулезное изучение культуры не гарантирует осознания тех явлений, которые могут стать основой межкультурных конфликтов. Культурой обусловлено разное восприятие реальности, так как существует общекультурное и культурно-специфическое знание. Непонимание, коллизии коммуникации достаточно успешно преодолеваются с помощью художественных образов как моделей ситуаций, попыток преодолеть барьеры непонимания.

Массовая коммуникация - область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, которая целенаправленно порождается и регулируется с помощью средств массовой коммуникации. Для массовой коммуникации характерны: коммуникативный процесс с помощью технических средств, передача информации одновременно по различным каналам, рассредоточенность аудитории [2]. Массовая коммуникация, чтобы иметь массовую аудиторию, должна привлекать к себе внимание. Одним из способов привлечения внимания является трансляция популярных форм искусства. Поиск наиболее притягательных художественных образов приводит к повторению, резонансу художественных образов.

Наличие разных классификационных построений элементов коммуникационной системы говорит о сложности этого явления. При выстраивании различных систем коммуникации обязательным элементом являются художественные образы, которые выполняют различные функции на разных уровнях коммуникации.

Художественный образ присутствует как обязательный элемент в художественном тексте, и даже иногда встречается в философском тексте. Так, известно, что М. Хайдеггер проявлял интерес к древнекитайской философии, в частности к даосизму. Он занимался непосредственно переводом глав из древнекитайского текста. Одна из проблем, которую видел немецкий философ, - сопоставление текстов на китайском и западных языках [3, с. 124-138]. Язык - наиболее универсальное средство коммуникации, но в языке появляются ловушки коммуникации, когда язык сопротивляется, затуманивает коммуникацию.

На материале языка выстраивается литературный образ. Смыслы литературных художественных образов базируются на языковых основах. Именно рассуждения М.М. Бахтина дают представление о деталях художественного образа и его коммуникативных особенностях. Работу Бахтина о Рабле можно рассматривать как описание феномена коммуникации, модели жизненной коммуникации в искусстве. Для того чтобы получить представление об этой модели, необходимо привести некоторые положения теории философа.

Основной эстетической особенностью творчества, по М.М. Бахтину, является то, что «жизнь находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной» [4, с. 48]. Теоретик даже считает, что основным принципом художественного видения является «вочеловечивание». Не случайно теоретические изыскания Бахтина локализуются вокруг автора и героя.

Образная концепция бытия находит свое отражение в литературном произведении. Сущность образной концепции народной смеховой культуры заложена в трактовке образов. Проецирование образов культуры на произведение искусства является методом исследования Бахтина.

В работе Бахтина, посвященной поэтике Ф.М. Достоевского, также описывается коммуникация на разных уровнях. М.М. Бахтин отмечает: «Образ героя у Достоевского - не обычный образ героя в традиционном романе, Достоевский создает образы свободных людей, способных стать рядом со своим творцом и даже восставать против него» [5, с. 7]. Основная особенность романов Достоевского - наличие множества самостоятельных сознаний, полифония полноценных художественных образов. Замысел автора предопределяет свободу героя в структуре романа.

Монологические образы Бахтин демонстрирует на примере творчества Л.Н. Толстого. Художественная структура образов Толстого подчинена голосу автора, его слово проникает во все уголки произведения, все подчиняя своему единству [6, с. 75]. А.С. Пушкин также строит образы своих произведений монологически.

Достоевский открывает новую форму художественного видения человека - «человека в человеке». У художественного образа появляется своя логика, своя закономерность, которую нельзя нарушать авторским произволом. Выбрав героя и доминанту его изображения, автор связан этим выбором. Логика самопознания допускает лишь определенные художественные способы своего раскрытия. Изобразить его можно, только не давая ему твердого, законченного образа. Свобода художественного образа становится моментом авторского замысла.

Так, Бахтин возвращается к культурологической трактовке художественного образа, подчеркивая, что каждая эпоха рождает свои законы построения образа. Рассуждения Бахтина показывают, что категория «художественный образ» обладает большими эвристическими возможностями, позволяет моделировать коммуникацию.

Коммуникация может иметь различное измерение, в том числе и описание динамики коммуникации. На проблему скорости современной культуры, в том числе скорости коммуникации, обратил внимание П. Вирильо (P. Virilio) [7]. В своей книге «Эстетика исчезновения» автор анализирует технологическое развитие и приходит к выводу о мощном и разнообразном влиянии технологий на культуру.

Один из аспектов ускорения современной культуры - передача информации через различные каналы коммуникации. Ситуация восприятия информации складывается парадоксально, так как массово востребованной оказывается негативная информация. Интенсивное воздействие негативной информации становится возможным в том числе благодаря скорости ее распространения. Интерес к негативной информации постоянен, это даже не волнообразный процесс, а постоянная востребованность информации об ужасах бытия. Современный человек каждый день сталкивается с отрицательными характеристиками мира. Это один из факторов депрессивных настроений, потому что мир видится как музей ужасов.

Как отмечает Дж. Крэри (J. Crary), для П. Вирильо скорость не охватывает только сами технологии, но является вектором, маршрутом многих процессов [8]. Скорость движения культуры не приводит к гармонизации развития самого человека. Он по-прежнему живет драматично с многообразием нерешенных проблем. Одной из таких проблем человека современной культуры является утрата ценностных ориентиров, в том числе этических и эстетических.

Тема, которая привлекает философа, - это кино и кинематограф. Для современной культуры кино является важнейшим видом искусства, которое своим образным визуальным рядом противостоит разрушительному действию скорости коммуникации. Кинематограф становится полем размышлений человечества, противостоит разрушительным тенденциям, сохраняет и возрождает эстетические и этические ценности. Скорость коммуникации, с одной стороны, зависит от технологических возможностей, с другой стороны - есть потребность в новой формации. На разных уровнях коммуникации - глобальном, локальном, специализированном - скорость коммуникации неодинакова, необходимы усилия для поддержки скорости коммуникации. Когда нет новой информации, то появляется квазиинформация, достоверная информация вытесняется, делаются мнимые акценты, сообщения, в том числе начинает циркулировать информация ужасов.

Высокой скоростью коммуникации отличается виртуальная реальность. Развивающиеся технологии задают скорость развития виртуальной реальности. Она, в свою очередь, приобретает свой вектор движения и развивается очень быстрыми темпами. Одна из практических проблем созданной искусственной реальности - это проблема передачи эмоций. Пользователи виртуальной реальности легко создают и передают рецептивную часть изображения - цвет, звук, но сегодня этого уже мало, и необходимо передавать эмоции. Оказалось, что передать эмоции на расстояние невозможно, для этого нужна определенная форма, носитель. Здесь становятся востребованными возможности такой известной искусству формы, какой является художественный образ. Художественный образ в единстве двух начал - рецептивном и эмоциональном - на основе рецептивного (звука, цвета) может передать эмоции. Виртуальная реальность тяготеет к использованию художественно-образного начала [9].

На всех уровнях коммуникация выполняет свои функции и использует с разной степенью интенсивности, но постоянно возможности художественно-образного начала искусства. Если на специализированном уровне, а именно на уровне искусства, коммуникация может существовать только на основе художественных образов, то, приобретая все больший уровень охвата аудитории, она теряет плотность художественных образов, определенным образом фильтрует их, многие теряют свою актуальность для аудитории. Художественный образ не может придать скорость

коммуникации, но он необходим ускоренной коммуникации для внесения эмоционального, чувственного начала.

Ссылки:

1. Ручимская Е.М. О терминах «семиотика», «информация», «коммуникация», «знак», «язык» // Русская речь. 2012. № 1. С. 26-32.

2. Тюфекчиоглу Х. Социология массовых коммуникаций (Часть 1. История исследований массовых коммуникаций) // Вестник ВЭГУ. 2014. № 4 (72). С. 172-181.

3. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000. 192 с.

4. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. 543 с.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. 363 с.

6. Там же. С. 75.

7. Virilio P. The Aesthetics of Disappearance / transl. by P. Beitchman. L., 2009.

8. Crary J. Introduction to Aesthetics of Disappearance // Virilio P. Op. cit. P. 12.

9. Мигунов А.С., Ерохин С.В. Алгоритмическая эстетика. СПб., 2010. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.