Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В МАВЕРАННАХРЕ X XIII ВЕКОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В МАВЕРАННАХРЕ X XIII ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная Азия / Мавераннахр / средневековье / ремесло / декоративно-прикладное искусство / художественный металл / торевтика / орнамент. / Central Asia / Maverannahr / Khorasan / the Middle Ages / the crafts / decorative and applied arts / artistic metal / ornament.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сохибназарзода Мирзоназар Давлат

В статье на основе археологических материалов исследуется вопрос, связанный с художественным металлом в Мавераннахре X XIII веков. Автор рассматривает тему как продолже-ние и развитие традиций, заложенных в раннем средневековье, когда в регионе этой области искусству было присуще развитое состояние. Анализсохранившихся артефактов показывает, что в рассматриваемый период в Маве-раннахре формируется новая школа торевтики. В ее образовании решающее значение имела мусульманская культура. С учетом развития эпиграфического орнамента эту школу можно назвать исламской. В ее произведениях изделиях мастеров из Бухары, Хутталяна, Уструшаны и других региональных ремесленных центров отчетливо просматриваются общие черты фор-мообразования и декора Подытоживается, что в материальной культуре жителей региона художественный металл занимал важное место. Тематика декора этих предметов в своих общих чертах соответствовала направлениям, свойственным оформлению произведений других областей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC METAL PROCESSING IN TRANSOXIANA, X XIII CENTURIES

The article, based on archaeological materials, examines the issue related to artistic metal in Transoxiana in the 10th 13th centuries. The author considers the topic as a continuation and development of traditions established in the early Middle Ages, when the region was characterized by a developed state of art. Analysis of surviving artifacts shows that during the period under review, a new school of toreutics was being formed in Transoxiana. Muslim culture was of decisive importance in her education. Taking into account the development of epigraphic ornament, this school can be called Islamic. In her works products of craftsmen from Bukhara, Khuttalyan, Ustrushana and other regional craft centers, common features of shape formation and decoration are clearly visible It is summarized that artistic metal occupied an important place in the material culture of the inhabitants of the region. The decorative themes of these objects in general corresponded to the trends characteristic of the design of works in other areas of fine and decorative arts.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В МАВЕРАННАХРЕ X XIII ВЕКОВ»

♦-♦

УДК 739.1 (575.3)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В МАВЕРАННАХРЕ X - XIII ВЕКОВ

СОХИБНАЗАРЗОДА М. Д., Технологический университет Таджикистана

Исторические корни художественного металла таджиков, как отрасли народного декоративно-прикладного искусства, уходят в глубокую древность. В результате археологических изысканий, осуществленных в пределах Таджикистана, Узбекистана, других областей Центральной Азии, где происходило сложение и развитие таджикского народа, накоплено множество имеющих отношение к разным историческим эпохам выдающихся произведений этой отрасли народного творчества. Замечательными образцами пополняют музейные коллекции экспонатов археологи Таджикистана и соседних республик в последние десятилетия, когда эти страны развиваются уже в новых условиях их государственного суверенитета.

Важным составляющим произведения художественного металла служит его декор. Декоративный орнамент несет в себе не только функцию оформления, он также служит носителем информации, которую скрытно передает нам неизвестный автор произведения, чье имя в большинстве случаев нам неизвестно. Очень важна эстетика предмета искусства, но еще более важны олицетворенные в нем символические знаки, а также та роль, которая отведена в его орнаменте конкретным узорам. Современное поколение художников и мастеров по искусству художественной обработки металла, безусловно, нуждаются в этих знаниях. Кроме того, они полезны широкому кругу нашего общества - зрителям музейных экспонатов, почитателям искусства. Этим аргументируется актуальность разрабатываемой в настоящем исследовании научной темы.

С другой стороны, систематизация сведений по истории этого художественного промысла, как и всего декоративно-прикладного искусства, позволяет дать аргументированную оценку состоянию общества, его социально-экономическому и культурному росту, степени развития искусства на разных исторических этапах развития народа. С этой точки зрения, для исторической науки изучение вопросов, имеющих отношение к истории искусства, деятельности народных мастеров, преемственность ранее выработанных традиций, было и остается актуальной задачей.

Материалы археологической науки подтверждают развитое состояние отрасли по обработке металла в предыдущую эпоху (раннее средневековье). В изготовлении разнообразных изделий находило применение железо. Среди таких предметов в числе находок преобладают предметы вооружения (наконечники стрел, наконечник копья, кинжалы, мечи, панцырные пластины, чешуйчатые шлемы) и домашний инвентарь (ножи, гвозди, дверные цепочки, скобы, принадлежности конской сбруи, серпы, топоры, лопаты, наковальни и др.). Бронза использовалась в изготовлении бубенчиков, замков и ключей, игл, разнообразных украшений, зеркал, пряжек для ремней, курильниц, светильников и пр. [17, 144-152].

Рассматриваемый период явился очередным этапом в продолжение традиций художественного металла. В это время назначение и тематика оформлений изделий художественной обработки металла отличались широкой разнообразностью. Художественной обработке подвергались бронза и драгоценные материалы (золото, серебро), которые превращались мастерами в предметы торевтики, ювелирные изделия, медальоны с портретами аристократических особ, металлические статуэтки и др.

Рассмотрим отдельные артефакты, позволяющие получить представление об уровне художественной обработки металла в тот период. Фигурный конец бронзового предмета X в. неясного назначения из городища Алтынтепе (долина Кашкада-рьи) выполнен в виде птицы. Изящная и бдительная птица показана сидящей, а все ее признаки переданы пропорционально и реалистически. У нее длинный клюв, высокая шея, клинообразный гребешок и приподнятый павлинообразный хвост [7, 532].

Полая бронзовая статуэтка льва из городища Хульбук составная и отлита по частям в формах. Шея, морда и тело зверя декорированы растительными и геометрическими орнаментами. На поверхности тела льва имеются надписи. Одна из надписей указывает имя мастера (Али ибн Абу-Наср), другая - назида-тельная. На голову царя зверей была поставлена корона (сохранились лишь отверстия для соединения). Есть и другое основание для такой гипотезы: цари средневекового Хутталяна носили титул «лев Хутталяна».

Среди археологического материала из этого городища встречаются изящ-ные по форме и богато орнаментированные косметические инстументы. Так, рабочая часть инструмента для выщипывания бровей изображает птицу, воз-можно гуся. Ее длина - 22,2 см. На месте глаз имеются отверстия, куда были вставлены камешки. Инкрустированы были и крылья птицы. Наиболее широкую часть крыльев украшает крест, вписанный в круг. Внешняя поверхность рабочей части щипчиков декорирован рельефным узором в виде заплетенной косы [20, 118].

На верхней поверхности относительно большого (высота - 11 см, диаметр - 10 см) колокольчика, найденного в селении Хульбак, имеется гравированный орнамент. Вокруг петельки для подвешивания соприкасаемые между собой листочки образуют венок, который обрамлен восьмиконечной звездой. От каж-дого угла этой фигуры вниз к середине колокольчика спускается шестиле-пестковый цветок [18, 184-185].

Большой художественной ценностью отличаются отдельные образцы сохранившихся металлических чернильниц. На цилиндрической чернильнице из Шахритуса декорированы стенки и верхняя часть предмета. На стенках три круглых медальона, сплетаясь с петлями и лентами, образуют сложный узор. Внутри каждого медальона изображена сидящая женщина с вытянутыми вперед руками. Она представлена как фронтально, так и в профиль (три четверти). Представленный образ характеризуется выразительными чертами. Легко пода-ются определению формы бровей и глаз, рта и носа, вид прически, крой и декор одежды. Лицо округлое, широкий подбородок, высокий лоб, глаза овальные. Прическа с прямым пробором посередине. Одежду составляет подпоясанный кафтан закрытого типа, на плечи наброшена накидка, концы которой двумя по-лосами спускаются вниз до пояса. На

нижней поверхности днища чернильницы изображен шагающий сфинкс - существо с телом льва и человеческой, точнее женской, головой. На спине сфинкса имеется полукруглый выступ - символ солнца. Приподнятое крыло изогнуто назад, а изогнутый вверх хвост закан-чивается в форме пирамиды [19, 160 - 161].

В Таджикабадском районе случайно найден фрагмент меча VIII - IX вв. вместе с серебряной бутеролью. Бутероль украшают изображения львов и человеческих лиц [16, 621 - 622].

Из пределов районов Кабодиан и Гиссар (их точные места обнаружения не известны) происходят два образца витых браслетов открытого типа X - начала XI вв. Они изготовлены путем скручивания вместе серебряной проволоки и серебряных нитей. Концы браслетов изображают змеиные головы, а лента напоминает извивание змеиной пары. На участке шеи каждой змеи за счет жгутов из серебряных нитей выполнено шесть колец. Традиция изображения пары змей напротив друг друга связана с их культом и берет начало с каменного века [4, 11-16].

Археологические материалы показывают, что в этот период в Мавераннахре формируется новая школа торевтики (художественного металла). В ее образовании решающее значение имела мусульманская культура и с учетом развития эпиграфического орнамента эту школу можно назвать исламской. В произведениях этой школы - изделиях мастеров из Бухары, Хутталяна, Уструшаны и других ремесленных центров региона отчетливо просматриваются общие черты формообразования и декора.

В числе находок из городища Лагмон (или Золи Зард - руины средневе-кового города Халевард у селения Узун района Дж. Балхи) фигурируют брон-зовые кувшины, блюда, чаши, курильницы на ножках, светильники, черниль-ницы, а также фрагментированные сосуды (горловины, поддоны и другие части) XI - XIII вв. Среди этих предметов торевтики притягивает внимание кувшин высотой 18,7 см, у которого шаровидное туловище расширяется кверху. У него невысокий поддон и незначительный наклон плечиков. На горлышке сосуда, которая постепенно расширяется в направлении верха, выполнены низкие вертикальные грани. Плосковогнутая ручка, немного прогнутая внутрь, связана с венчиком деталью в виде пальметты. Она в средней части имеет форму четырех примыкающих друг к другуг полубусин. Рядом с венчиком кувшина ручка отломана, не исключено, что здесь на ней был какой-то венчающий элемент, скорее всего, - плод граната. Поддон декорирован вертикальными штрихами, которые вверху и внизу соединены овалами. Тулово кувшина орна-ментировано двумя поясами. Верхний горизонтальный пояс эпиграфический, причем арабский текст разделен двумя медальонами на три части. Внутри круглого медальона изображены бегущая газель, какая-то изогнутая фигура и стоящий человек с широко расставленными ногами. Одна рука этого персонажа при-подята, другая опущена. Еще один декоративно-эпиграфический пояс имеется на горловине сосуда.

От другого бронзового кувшина из Лагмона, который имеет туловище овальной формы, сохранилась лишь верхняя часть. Плоско-выпуклая ручка соединена с горловиной деталью в виде пальметты. Пальметта образована нап-равленными в противоположные стороны головками двух стилизовано пере-данных птичьих головок. Венчик сосуда украшает фрукт граната. В верхней части туловища имеется

декоративный пояс, который с двух сторон обрамляют куфические тексты благословения.

Третий кувшин из Золи Зарда имеет шаровидную форму и стоит на неболь-шом поддоне. Расширяющееся вверх горло отделено от тулова валиком и завершается горизонтально отогнутым наружу фестончатым венчиком. Ручка в сечении круглая, по высоте несколько прогнута внутрь, у основания имеет вид треугольного выступа, прикрепленного к верхней части корпуса. В нижней половине ручка состоит из примыкающих друг другу шариков, а в верхней части на горизонтальном отрезке становится уплощенной и переходит в пальметту, соединяющуюся с венчиком. Ручка увенчана элементом в виде плода граната, верхняя площадка которого имеет вид рельефной шестилепестковой розетки [6, 167-169].

Золотые серьги из Аккургана (в 10 км к северо-востоку от г. Шерабад в долине Сурхандарьи) дают представление об особенностях украшений XIII - XIV вв. Каждая из них содержит пять полых шариков. Три шарика закреплены на стержень серьги на одном уровне, еще по одному шарику расположены сверху и снизу от них. Каждый шарик обернут двумя тонкими золотыми проволоками [11, 81].

Другую область использования произведений художественного металла составляли наборные пояса воинов и чиновников Мавераннахра. Образец такого пышного пояса начала XIII в. сохранился в руинах пятничной мечети Афрасиаба. Он украшен десятью застежками, таким же количеством нашивных и подвесных пластин с гравированным орнаментом и большими кольцами для подвешивания оружия и других предметов, причем все эти детали серебряные. Посередине ромбовидной пластины, украшавшей конец пояса, выгравировано изображение птицы внутри круга [3, 258263].

Сохранилось немало бронзовых зеркал XI - первой половины XII вв., изнаночную сторону которых украшает выполненная в барельефе зооморфная композиция. Они найдены в разных регионах Мавераннахра и к востоку от него, в том числе За-амине (Уструшана), Термезе, на городищах Бурулдай (Семиречье) и Кызылсу (Чуй-ская долина). Композиция включает пару сфинксов, вставших на задние ноги и прикасающихся спиной друг к другу. Отметим, что такая композиция зафиксирована и внутри центрального медальона на поверхности чаши из поселения Тальгар (в Казахстане). Женские лица сфинксов смотрят на зрителя, а туловище показано в профиль. Хорошо подчеркнуты черты лица, шею украшает ожерелье. На головном уборе или в прическе имеется шарообразная выпуклость, перед ушами волосы образуют волнистые кудры. У сфинксов львиное туловище, задние ноги раздвинуты в позе молниеносного движения. Хвост с выраженными суставами обвиваясь, проходит между задними ногами и завершается завитком. Крылья раскрыты над плечами. В месте, где сходятся концы крыльев обоих сфинксов, образуется пальметта, которая, направляясь вверх, образует по обеим сторонам ветки с трилистниками. Еще одна пальметта расположена внизу, в свободном поле композиции. Завитки с трилистниками показаны и у животов сфинксов. На некоторых зеркалах описанная здесь композиция обрамлена куфической надписью, что может служить аргументом в пользу местного происхождения этих предметов. Арабский текст является благословением: «Могущество, долгие [лета], власть, красота, возвышенность, просвещенность, радость, величие, господство, долгие [лета], доблесть, благословления

владельцу сего [зеркала] навеки». Изобразительная композиция получена одновременно с самим зеркалом в результате литья в форме, после чего обе поверхности предмета были покрыты серебряной амальгамой [2, 121-135].

В целом, накануне вторжения монголов в тематику изобразительного искусство Мавераннахра и окружающих его регионов проникла целая группа фантастических животных. В архитектурном декоре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве изображения грифона, женщины-птицы, сфинкса и дракона наряду с обыкновенными птицами (фазана, петуха, голуби, павлина), воинов, сцен погони за животными стали наиболее популярными темами. В вещах круглой формы, например, медальонов, эти образы изображались парами и симметрично, иногда по две стороны от древа жизни. Эти темы были заимствованы из народного фольклора и легенд, в которых фантастические существа служили для защиты людей, предупреждения от сглаза, заклинаний, клеветы. Еще с древности считали, что зеркало обладает воль-шебными свойствами, которые могут предотвращать наступление бедствия и несчастья. А изображение на нем фантастических образов усиливает эти свойства [12, 153155].

Следует подчеркнуть, что тема сфинксов в изобразительном искусстве Центральной Азии XI - XIII была распространена весьма широко. Так, она встречается в декоре таких бронзовых изделий, как блюда из Самарканда и Канибадама [5, 322], кувшинов из Истаравшана и близлежащих к нему районов. Есть она и в декоре керамической посуды со штампованным орнаментом из Мерва, причем в данном случае у сфинкса прическа та же, что и описанная выше. Еще большее развитие данная тема получила в творчестве мастеров из Ирана, которые применяли ее для украшения произведений торевтики, глазурованных керамических сосудов, стекляных изделий с росписью, шелковых тканей.

В границах Мавераннахра всего сохранились десять бронзовых кувшинов, украшенных изображениями шагающего сфинкса, у которого поднята лишь одна нога. Шесть таких кувшинов найдены в пределах Уструшаны, причем четыре из них содержат имя художника-медника (Ахмад). Туловище металлического сосуда охватывает три ряда куфийской надписи. В поле между буквами размещены растительные узоры. В украшении кувшинов использованы изображения трех видов живых существ: пары рыб на горлышке кувшина, двух собаковидных головы под ручкой и сфинкса. Фантастическое существо с рогами, крыльями и раскошным хвостом показан в окружении растительного орнамента [9, 20-25].

Часть бронзового алтаря XI - XII вв. из городища Будрач (в 6 км юго-восточнее г. Денау), который был столицей средневекового Чаганиана, имеет вид головы тигра [13, 456-457]. На затылке и груди хищника путем сверления отверстий выполнен растительный орнамент.

Клад из предметов XIII в. из крепости Чормагзтепа (на северо-западе г. Душанбе) содержит 9 серебряных украшений (по 3 перстня и браслета, 2 ушные подвески и пластина для нашивки на одежду), 16 монет и 60 жемчугов. Перстни литые и имеют шестиугольный щиток. На одном образце щиток украшен четырехлисти-ками, а ножки цветов имтированы волнистыми линиями. На двух браслетах лента остова имеет треугольное поперечное сечение. Они открытого типа, концы ленты

имеют вид змей с высунутыми языками. Традиция украшать концы браслетов изображениями змей сформировалась еще в древней Бактрии, такие украшения имеются в материлах из Тиллятепе, Тулхара, Арактау. Чешуйки на теле змеи показаны вдавливаниями. В этих браслетах посередине ленты имеется прямоугольный щиток в виде ромба с точкой посередине. Фрагментарно сохранившийся третий браслет изготовлен из четырех серебряных проволок, заплетенных подобно косичке. На ее поверхности пластины-нашивки круглой формы гравировкой изображены выпуклая полусфера внутри четырехконечной звезды. У края пластины выгравированы два кольца одно внутри другого [15, 239-243].

Случайными находками считаются два бронзовых сосуда XII - XIV вв. из местности Тутак (Ховалингский район) на левом берегу р. Оби-Мазор. На чаше с ручкой конец ручки имеет вид листьев. Внешняя поверхность стенок чаши декорирована кругами и куфической благожелательной надписью. Изнутри посередине днища изображен цветок ромашки. Другая бронзовая чаша коничес-кой формы. Горловина этого сосуда украшена кругами, ниже симметрично размещены три надписи. Днище сосуда изнутри украшено тремя рельефными кругами [8, 365368].

В составе Шахристанского клада XII - XIII вв. из Истаравшана в числе других предметов имеются как целые металлические украшения, так их детали (три золотых перстня, три золотые серьги открытого типа, две штампованные золотые подвески, колокольчатые бронзовые подвески в виде розеток. Скорее всего, колокольчатые подвески были деталями серег, которые среди традиционных таджикских украшений известны как кафаси («типа птичьей клетки»). На поверхности круглых подвесок из листового золота оштампована свастика. Каждая из четырех концов свастики завершается рогами, извытыми в две стороны. Эти предметы имеют петли для подвешивания. Возможно, они применялись в ожерельях. Золотые серьги литые и имеют вид открытых колец, один конец которых заострен, другой - утолщенный, ромбической формы и с гранями.

На двух из трех перстней клада из Шахристана сохранились инкрустации: в одном случае это - бирюза, в другом - красный сердолик (альмандин). На их щитках с внешней стороны имеются по четыре золотых ножки для удерживания драгоценного камня. Вся поверхность перстней покрыта штампованным орнаментом. Поверх орнамента прикреплены розетки, которые также со штампованным узором. Поля между узорами, полученными штампом, заполнены гравированным орнаментом, в котором побеги заключены в треугольники. В этих изделиях нашли отражение отличные навыки мастера-ювелира [10, 238-243].

Замечательные произведения торевтики (подносы, блюда, кувшины, тазы) фигурируют в числе вещей из знаменитого клада, найденного в Калаи-Баланде (Иста-равшанский район) [19, 123-166].

В целом, в материальной культуре жителей Мавераннахра X - XIII веков художественный металл занимал важное место. Тематика декора этих предметов в своих общих чертах соответствовала направлениям, свойственным оформлению произведений других областей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байпаков К. М., Терновая Г. А. Бубенцы, полубубенец и амулеты - «самоварчики» из коллекции средневекового города Невакет//Археология и история Центральной Азии. - Самарканд, 2004. - С. 36-39.

2. Богомолов Г. И., Максудов Ф. А., Бабаджанов Б. М. Бронзовое зеркало из селения Бешкуби Заамин-ского района//Последний энциклопедист: к юбилею Б.А. Литвинского. - М.: ИВ РАН, 2013. - С. 121-135.

3. Буряков Ю. Ф., Крамаровский М. Г. Поясной набор XIII в. из Самарканда//Советская археология. -М., 1974. - № 2. - С. 258-263.

4. Довуди Д. Серебряные витые браслеты X - нач. XI вв. из Кубадиана и Хисара//Санъатшиносй (Искусствоведение). - №2 (4)2021. - Душанбе, 2021. - С. 11-16.

5. Древности Таджикистана. Каталог выставки. - Душанбе, 1985. - С. 322, №824.

6. Литвинский Б.А., Соловьев В.С. Средневековая культура Тохаристана (в свете раскопок в Вахшской долине). - М., 1985. - С. 169.

7. Лунина С. Б., Столярова Н. П. Раскопки в долине Кашкадарьи//Археологические открытия 1976 года.

- М.: Наука, 1977. - С. 532.

8. Муллокандов М. М. Археологические работы в долине р. Обимазар Ховалингского района (1984 г.)//АРТ. - Вып. 24 (1984 г.). - Душанбе: Дониш, 1993. - С. 354-368. - С. 365-368, рис. 6, 7.

9. Мухтаров А. Шедевры в единственном числе//Путешествие в Согдиану. - Душанбе, 1982. - С. 20-25, рис. 13 -16.

10. Кильчевская Э. В., Негматов Н. Н. Находки ювелирных изделий из Шахристана//Средневековая археология. - М., 1964. - № 3. - С. 238-246.

11. Пидаев Ш. Р. Поселения кушанского времени Северной Бактрии. - Ташкент: Фан, 1978 XIII - XIV.

- 144 с. - С. 81, рис. 30.

12. Пугаченкова Г. А. Бронзовое зеркало из Термеза//Советская археология. - М., 1961. - № 1. - С. 153155..

13. Ртвеладзе Э. В. Исследования на городище Будрач//Археологические открытия 1979 года. - М.: Наука, 1980. - С. 456-457.

14. Самойлик П. Т. К датировке Калаибаландского клада бронзовых изделий//АРТ. - Вып. 13 (1973 год). - Душанбе, 1977. - С. 231-239.

15. Соловьев В. С. Денежно-вещевой клад из Душанбе//Советская археология. - М., 1992. - № 1. - С. 239-243.

16. Соловьев В. С. Раскопки в горном Таджикистане//Археологические открытия 1985 года. - М.: Наука, 1987. - С. 621-622.

17. Сохибназаров М. Д. Художественная обработка металла в Тохаристане и Согде эпохи раннего сред-невековья//Муаррих. - 2022. - №2. - С. 144-152.

18. Ходжаев Ш. Археологические исследования в окрестностях селения Хульбук в 2006 году//Архео-логические работы в Таджикистане. - Вып. 32. - Душанбе, 2008. - С. 176-197. - С. 184-185, рис. 6(3).

19. Якубов Ю. Таджикистан//Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX - XV вв. - Т. 3. Торевтика. - Самарканд - Ташкент: Международный институт Центральноазиатских исследований, 2012. - С. 123-166.

20. Якубов Ю. Я., Худжагелдиев Т. У. Отчет о раскопках на городище Хульбук в 2006 г.// Археологические работы в Таджикистане. - Вып. 32. - Душанбе, 2008. - С. 115-175. - С. 118, рис. 6 (12).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В МАВЕРАННАХРЕ X - XIII ВЕКОВ

В статье на основе археологических материалов исследуется вопрос, связанный с художественным металлом в Мавераннахре X - XIII веков. Автор рассматривает тему как продолжение и развитие традиций, заложенных в раннем средневековье, когда в регионе этой области искусству было присуще развитое состояние.

Анализсохранившихся артефактов показывает, что в рассматриваемый период в Мавераннахре формируется новая школа торевтики. В ее образовании решающее значение имела мусульманская культура. С учетом развития эпиграфического орнамента эту школу можно назвать исламской. В ее произведениях - изделиях мастеров из Бухары, Хутталяна, Уструшаны и других региональных ремесленных центров отчетливо просматриваются общие черты формообразования и декора

Подытоживается, что в материальной культуре жителей региона художественный металл занимал важное место. Тематика декора этих предметов в своих общих чертах соответствовала направлениям, свойственным оформлению произведений других областей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: Центральная Азия, Мавераннахр, средневековье, ремесло, декоративно-прикладное искусство, художественный металл, торевтика, орнамент.

КОРКАРДИ ХУНАРИИ ФИЛИЗ ДАР МОВАРОУННАХРИ АСРХОИ X - XIII

Дар макола бо истифода аз маводи бостоншиносй масъалаи коркарди хунарии филиз дар Мовароуннахри асрхои X - XIII мавриди баррасй карор гирифтааст. Муаллиф мавзуъро хамчун идомаёбй ва инкишофи анъанахои дар ибтидои асрхои миёна ташаккулёфта медонад, ки он замон дар минтака филизи бадей дар тараккй буд.

Тахлили осори то рузхои мо бокимонда нишон медихад, ки дар давраи мавриди баррасй дар Мовароуннахр мактаби нави торевтика ба вучуд омада буд. Дар пайдоиши он фарханги мусулмонй ахаммияти халкунанда дошт ва бо назардошти рушди ороиши эпиграфй ин мактабро метавон исломй номид. Дар осори ин мактаб - махсулоти хунармандони Бухоро, Хатлон, Уструшана ва дигар марказхои хунармандии минтака хусусиятхои умумии шаклсозй ва ороиш баръало ба назар мерасанд.

Хулоса карда мешавад, ки филизи бадей дар фарханги моддии мардуми минтака макоми му-химро ишгол мекард. Мавзуъхои ороишии чунин ашёхо дар аломатхои умумй ба равияхои тархрезии асархои сохахои дигари санъати тасвирй ва ороиши амалй хос буданд.

Калидвожахо: Осиёи Маркази, Мовароуннахр, асрхои миёна, хунарманди, санъати ороиши - амали, филизи бадеи, торевтика, нацш.

ARTISTIC METAL PROCESSING IN TRANSOXIANA, X - XIII CENTURIES

The article, based on archaeological materials, examines the issue related to artistic metal in Transoxiana in the 10th - 13th centuries. The author considers the topic as a continuation and development of traditions established in the early Middle Ages, when the region was characterized by a developed state of art.

Analysis of surviving artifacts shows that during the period under review, a new school of toreutics was being formed in Transoxiana. Muslim culture was of decisive importance in her education. Taking into account the development of epigraphic ornament, this school can be called Islamic. In her works -products of craftsmen from Bukhara, Khuttalyan, Ustrushana and other regional craft centers, common features of shape formation and decoration are clearly visible

It is summarized that artistic metal occupied an important place in the material culture of the inhabitants of the region. The decorative themes of these objects in general corresponded to the trends characteristic of the design of works in other areas of fine and decorative arts.

Key words: Central Asia, Maverannahr, Khorasan, the Middle Ages, the crafts, decorative and applied arts, artistic metal, ornament.

Маълумот дар бораи муаллиф: Сохибназарзода Мирзоназар Давлат - номзади илмхои таърих, мудири кафедраи ороиши либос ва санъати муди Донишгохи технологии Точикистон. Email: [email protected].

About the author: Sohibnazarzoda Mirzonazar Davlat - candidate of historical sciences, head of the department of costume design and fashion art at the Technological University of Tajikistan. Email: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.