Научная статья на тему 'БОЛГАРО-ХАЗАРСКИЙ ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВОЛЖСКОГО ВАРИАНТА САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСКУССТВЕ КАЗАНСКИХ ТАТАР'

БОЛГАРО-ХАЗАРСКИЙ ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВОЛЖСКОГО ВАРИАНТА САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСКУССТВЕ КАЗАНСКИХ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛТОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ / ХАЗАРЫ / КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ / АРХИТЕКТУРА / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / КЕРАМИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеева-сулейманова Гузель Фуадовна

В статье поднимается до сих пор остающаяся в тени проблема салтовских традиций в искусстве и архитектуре казанских татар. Изучение феномена Салтовской культуры позволяет по-новому осветить основополагающие аспекты болгаро-хазарского наследия в истории и культуре татар, определить генезис этнических традиций. В статье раскрывается парадигма данного понятия и ареал бытования Салтовской культуры; выявляются общие, характерные для области архитектуры (жилая, крепостная, усадебная дворцовая) и художественных ремесел (керамика, металл, ювелирное искусство) черты. В качестве источников привлекаются сравнительные материалы по искусству и архитектуре волжских булгар; в них прослеживаются элементы Салтовской культуры, выявляется их преемственность в произведениях искусства казанских татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валеева-сулейманова Гузель Фуадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULGAR-KHAZAR’S GENEZIS AND THE PROBLEM OF MIDDLE VOLGA VARIETY OF SALTOVO’S CULTURE IN THE ART OF KAZAN TATARS

Article deals with the problem of Saltovo’s Culture traditions in the Arts and Architecture of Kazan Tatars, which is, by the opinion of author, is still in shadow of historical researches. The study of the phenomena opens new fundamental aspects of Bolgaro-Khazar legacy in the history, culture of Tatars, follows the genesis of Ethnical traditions. Paradigm of the term and the area of Saltovo’s Culture expansion are exposed by the huge territory of the Eastern Europe; common features for the spheres of Architecture (civil, fortress, manor palace) and Artistic handicrafts (ceramics, metalwork and jewelry) were determined. For comparative study the several objects of art and architecture were attracted as the historical sources; the elements of Saltovo’s Culture traced and shown as their successiveness in the artifacts of Kazan Tatars.

Текст научной работы на тему «БОЛГАРО-ХАЗАРСКИЙ ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВОЛЖСКОГО ВАРИАНТА САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСКУССТВЕ КАЗАНСКИХ ТАТАР»

УДК 930.85

БОЛГАРО-ХАЗАРСКИЙ ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВОЛЖСКОГО ВАРИАНТА САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСКУССТВЕ КАЗАНСКИХ ТАТАР

© 2017 г. Г.Ф. Валеева-Сулейманова

В статье поднимается до сих пор остающаяся в тени проблема салтовских традиций в искусстве и архитектуре казанских татар. Изучение феномена Салтовской культуры позволяет по-новому осветить основополагающие аспекты болгаро-хазарского наследия в истории и культуре татар, определить генезис этнических традиций. В статье раскрывается парадигма данного понятия и ареал бытования Салтовской культуры; выявляются общие, характерные для области архитектуры (жилая, крепостная, усадебная дворцовая) и художественных ремесел (керамика, металл, ювелирное искусство) черты. В качестве источников привлекаются сравнительные материалы по искусству и архитектуре волжских булгар; в них прослеживаются элементы Салтовской культуры, выявляется их преемственность в произведениях искусства казанских татар.

Ключевые слова: Салтовская культура, волжские булгары, хазары, казанские татары, художественные ремесла, архитектура, ювелирное искусство, керамика, художественный металл.

В освещении истории ряда народов Поволжья и Приуралья спорным является вопрос о бул-гарском (болгарском) наследии, получивший разную трактовку в трудах ученых. В исследованиях Волго-Уральской этнографической области, рассматривающих народы Среднего Поволжья, в том числе татар, преимущественно в системе урало-алтайских контактов, по существу не затрагивается обширный пласт наследия Салтовской культуры, крайним северо-восточным рубежом которой являлась Волжская Булгария. Между тем, в этногенезе тюркских народов Юго-Восточной и Восточной Европы (татары, чуваши, башкиры, балкарцы, кумыки, карачаевцы, ногайцы, отчасти - азербайджанцы и др.) вопрос о преемственности традиций Салтовской культуры может стать краеугольным.

В Волго-Камье в VIII в. появляются болгарские племена, часть которых (савиры-сувары, бар-силы-берсула, беленджеры), согласно письменных источников (называющих их «северокавказскими гуннами») и археологических данных, формировалась на территории Хазарского каганата, в долине вдоль западного побережья Каспийского моря и северокавказских гор до г. Дербента. Это был сложившийся союз гунно-болгарских и отчасти, тюрко-алтайских (хазары) племен, включавший также местное ираноязычное население (аланы). Вместе с болгарами из Великой Болгарии хана Кубрата, в результате нескольких волн миграции на территорию Волго-Камья, они образовали волжскую группу болгар, которых в литературе принято именовать волжскими булгарами - народность, легшая в основу этногенеза казанских татар. Материальная и художественная культура волжских булгар была частью Салтовской культуры, которая простиралась по всей территории расселения болгарских племен на юго-востоке Европы. В основу этой культуры легли значительные достижения, которые были накоплены болгарами за 350 лет обитания в Приазовье и Причерноморье, на Северном Кавказе.

Изучение Салтово-Маяцкой или Салтовской археологической культуры (название ее по могильнику в Верхнем Салтово на р. Северский Донец и городищу Маяцкому в верховьях р. Дона), связанной с населением Хазарии, впервые было предпринято М.И.Артамоновым. Опираясь на письменные источники, он писал, что основу населения Хазарского каганата в VП-VШ вв. составили гунно-болгары, в частности, савиры и барсилы, вошедшие в состав этого государства, которое к VIII в. стало самым могущественным политическим образованием Восточной Европы. Поселения гунно-болгар (сувар, хазар) отмечаются по письменным источникам и в Закавказье, степной Албании (Азербайджане) (Артамонов, 1962, с.132).

Исследования М.И.Артамонова получили последовательное развитие в широко проводившихся археологических изысканиях С.А. Плетневой, отнесшей Салтовскую культуру к раннесредневе-

ковым болгаро-аланам. Как она пишет: «именно болгары, смешанные с некоторым количеством алан, и были основными создателями Салтово-Маяцкой культуры» (Плетнева, 1967, с. 38). Территория распространения этой культуры простиралась от Приазовья и Восточной Таврики (Крым), Северного Кавказа до верховьев Дона и Северского Донца, от Волги и до Днепра, включала Поду-навье (Северо-Восточную Дунайскую Болгарию). Среднее Поволжье явилось крайним северовосточным рубежом распространения Салтовской культуры. Хотя население регионов было единым по этнической принадлежности, однако по всей громадной территории расселения болгар в этой культуре, в зависимости от ряда природных, исторических, экономических факторов, традиций местной среды, было выделено семь вариантов: дагестанский, приазовский, крымский, дунайский, нижнедонской, верхнедонской и средневолжский (Плетнева, 1967).

По исследованиям ученого Ф.Х.Валеева, впервые поставившего проблему «средневолжского» варианта Салтовской культуры в развитии искусства и архитектуры татар, ее носителями были волжские булгары, и наследниками явились казанские татары (Валеев, 2002, с.6). Изучение традиций декоративного искусства, художественных ремесел позволило ему сделать вывод о том, что «средневолжский вариант» Салтовской культуры раскрывает характерные особенности синтеза древней степной культуры болгар и земледельческой культуры алан, эллинизированных традиций искусства приазовско-причерноморских городов-колоний и культуры Закавказья и Ирана (Плетнева, 1967, с. 21).

Начало булгарской эпохи в Волго-Камье, времени становления булгарской цивилизации с ее традициями Салтовской культуры, приходится на вторую половину VII в. Оно связано с событиями распада Приазовской Великой Болгарии и первой волной миграций болгарского населения на территорию Самарско-Ульяновского Поволжья. В первой половине VIII в., как следствие арабо-хазарских войн и покорения «страны гуннов» (722/723), происходит вторая волна миграций болгарских племен из регионов Северного Кавказа, вверх по Волге, на территорию будущей Волжской Булгарии. Эти племена - сувары и берсула (с прикаспийского региона), «черные болгары» (с берегов степного течения рек Терека и Кубани), и, после похода арабов в 737 г., и захвата их столицы -г.Варачана (Беленджер, Ванандер), берсула, известные по письменным источникам под именем ал-баранджар (выходцы из Баранджара). Об этом свидетельствуют, помимо письменных, материалы археологических раскопок Большетарханского, Кайбельского, Уреньского и других могильников в Татарстане, Самарской и Ульяновской областях (Валеев, 2002, с.20; Багаутдинов, 2006).

Во второй половине IX в. проходит третья волна миграции болгар с территории Хазарского каганата, связанная с их противостоянием принятию иудейства правителями этого государства [Багаутдинов, 2006, с. 121]. К данному времени, отнесены Танкеевский, Тетюшский, Старомайнский, Кокрятский могильники, захоронения на Самарской Луке. В начале X в. четвертая волна миграции верхнедонских салтовцев, по археологическим исследованиям, усилила проявления этой культуры у волжских булгар (Валеев, 2002, с.21).

Со второй половины IX в. волжские булгары осваивают низовья левобережья и частично правобережья р. Камы, где у них появляются селища и городища с глиноплетневыми, глинокаркасны-ми, саманными и срубными жилищами. К концу IX - началу X вв. на базе городищ возникли замки с прилегающими поселениями (Булгарское, Билярское, Суварское и др.), к X в. сложились такие крупные города, как Булгар, Сувар, Биляр, Ошель, Джуке Тау и другие, номинально подчинявшиеся в это время хазарскому кагану.

В искусстве и архитектуре салтовцев, в том числе волжских булгар, наблюдается множество сходных черт. Наиболее близкими являются средневолжский, верхнедонской, и дагестанский варианты Салтовской культуры. Об этом свидетельствуют археологические материалы из раскопок могильников и городищ, раскрывающие общность в строительных технологиях, видах и специфике ремесленных производств, архитектурных форм, элементов украшений, бытовых изделий, орнамента.

Значительную роль в формировании характерных черт Салтовской культуры у волжских булгар сыграли сувары и берсула - выходцы с прикаспийского Дагестана. В середине VI в. савиры появляются и в соседней Албании (Азербайджан) и поселяются в районе г.Кабалы (Артамонов, 1962, с. 132). Ранний переход на оседлость, развитие ремесел, торговли, возникновение городов, таких как Чунгарс, Тарки, Xамзин, Семендер и др., выросших на базе феодальных замков, определило

проявления высокого уровня их культуры. Через их земли проходили основные караванные пути, связывавшие Юго-Восточную Европу с Закавказьем, Ираном, Средней Азией. Как пишет М.И.Артамонов, «создатели Салтовской культуры не были кочевниками», они прошли длительный путь от кочевий-становищ до поселений-селищ и экономически развитых городов (Артамонов, 1962, с.357). Повсюду, где развивалась эта культура, будь то Северный Кавказ или Прикаспий, верховья Дона или Северского Донца, территории вдоль Волги или Днепра, Крым, археологи выявляют остатки различных типов жилых построек, белокаменных сооружений, свидетельства развитых ремесленных производств, раскрывающие этнокультурную общность создавшего их населения. К тому же, традиции Салтовской культуры частично продолжали сохраняться в культуре некоторых из географических ареалов и в более поздние эпохи, например в золотоордынскую эпоху и в эпоху татарских ханств.

Надо отметить, что «средневолжский вариант» Салтовской культуры имел свои отличия, обусловленные включением в этнос волжских булгар во второй половине IX в. тюрко-угорских (при-камско-приуральских) племен. Их культура связывается археологами с Большетиганским могильником, принадлежавшим ранним венграм (Халикова, 1976). О слиянии болгарских и тюрко-угорских племен свидетельствует Танкеевский могильник, артефакты которого раскрывают преобладающее влияние Салтовской культуры болгар, занявшей доминирующее положение в культуре Волго-Камья (Казаков, 1971, с. 154).

В строительстве и архитектуре салтовцев, в том числе волжских булгар, общность в традициях Салтовской культуры проявляется в устройстве каменных, глиноплетневых (турлучных), гли-носаманных и срубных построек с плоскими, двускатными и шатровыми покрытиями, в конструктивных и строительных принципах возведения белокаменных сооружений, в отдельных архитектурных формах и планировочных схемах. Что касается художественных ремесел, то сходство и общность салтовских традиций находят проявление, как в формах изделий, так и в технологии их изготовления. В гончарном искусстве это сосуды с характерными приземистыми формами, лощением, с ручками и сливными носиками в виде фигурок животных. В художественном металле об этом свидетельствуют образцы поясных и нагрудных украшений. В ювелирном искусстве - серьги салтовского типа, височные подвески, в том числе с фигурками уточки, накосники типа татарских тезме и чулп; техника скани, зерни, инкрустация самоцветами. Параллели выявляются в мотивах и композициях орнамента, их семантике (кресала с образами бога грома и молний Куара и бога неба Тенгри) и других.

Приведем некоторые, наиболее яркие, примеры, свидетельствующие о проявлениях салтов-ских традиций в культуре волжских булгар и преемственно от них в культуре казанских татар. В архитектуре это особенности камнетесного дела и высокое искусство в возведении белокаменных сооружений, в частности, оборонного назначения. Самое раннее на территории Волго-Камья белокаменное сооружение, сохранившееся в виде башни так называемого Чертова городища, вблизи г. Елабуги в Татарстане, представляет часть мощной цитадели-замка, размерами 20 на 20 метров и высотой угловых башен в 10 метров. Система кладки стен, толщиной в 1,8 метра, состояла из двух рядов параллельных блоков с забутовкой щебнем пространства между ними. Она имеет античное происхождение и была усвоена народами Кавказа, Приазовья и Причерноморья. Кладка стен башни осуществлена без перевязки с кладкой основных стен, которые были возведены впритык к башне, что отражает византийско-закавказскую традицию. По планировочным и строительно-конструктивным особенностям елабужская цитадель имеет много общего с подобными постройками верхнедонских салтовцев, и она была отнесена к одной группе памятников конца К - начала Х вв. Судя по сходству в археологических материалах с салтовскими постройками, возможно, что в ее строительстве принимали участие выходцы с верховьев Дона или Северского Донца (Валеев, 2002, с. 37). Фортификационные и архитектурно-строительные особенности данного сооружения нашли дальнейшее развитие в белокаменных сооружениях Волжской Булгарии и Казанского ханства.

Срубные, глиноплетневые и каркасно-глинобитные жилища волжских булгар восходят к традициям их строительства в местах прежнего обитания в богатых лесом предгорных и равнинных районах Северного Кавказа (современный Северный Дагестан, Чечено-Ингушетия, Карачаево-Черкессия). Так же, как и в жилищах салтовцев Приазовья и Крыма покрытия их были односкатными, двускатными и шатровыми. Примечательно, что двухэтажные дома волжских булгар

(суварский, билярский), характерные для населения юга Восточной Европы (Северный Кавказ, Закавказье, Крым), в том числе и с галереями на втором этаже, получили распространение у казанских татар в двухэтажных деревянных домах с галереями - айванами в аулах Заказанья, а также в каменных постройках Старотатарской слободы Казани.

Салтовские традиции в художественной керамике наиболее ярко раскрываются в гончарных сосудах, оформленных ручками и сливными носиками в виде стилизованных лепных фигурок животных (барана с закрученными рогами, коня, медведя, тура, лося), распространенных в искусстве волжских булгар особенно X-XИ вв. (Валеев, 2002, рис. 53, 54). Археологи (Е.П.Казаков, Т.А^лебникова) связывают это явление с включением в X в. в состав волжских булгар верхнедонских салтовцев (Казаков, 1971; Xлебникова, 1984). Часто зооморфные изображения по традиции заменялись условно имитирующими их выпуклостями на ручках сосудов, что было характерным явлением для салтовской керамики.

Рисунки клейм - знаков мастеров на днищах булгарских гончарных сосудов также находят аналоги в верхнесалтовских предметах (кирпичи, керамика, костяные поделки) из Саркела, СевероВосточной Болгарии (А и Н-образные тамги, изображения длиннорогих козлов и др.) (Валеев, 2002, рис.27). А-образная тамга в орнаментальной трактовке встречается в украшении булгарских браслетов и в надгробиях казанских татар первой половины XVI в., в украшении кожаного колчана из раскопок Казанского Кремля ханского времени (Валеева-Сулейманова, 2014, с.637, рис. цв. вклейки] и др.

Среди изделий художественного металла общность в традициях салтовской культуры проявляется в стилистике форм и мотивов декора (солярные, «древа жизни», лотосные, пальметты, стилизованные львиные личины, конские головы, мотивы змеи и др.) наборных поясов и украшений одежды в виде бронзовых, медных и серебряных блях, накладок, различных подвесок. Образы птиц и змей, распространенные в мотивах салтовского, в том числе булгарского, орнамента, олицетворяя стихию неба и земли, были популярными и в искусстве казанских татар (резьба по дереву, вышивка).

В женском костюме надо обратить внимание на комплексы нагрудных подвесных блях, подвесок, миниатюрных кинжалов, ножей, стилизованных фигурок животных и птиц вместе с бронзовыми флаконами, подвешивавшимися к круглому медальону или к луннице. О том, как носились эти обереги можно судить по этнографическому костюму туркменок (сарыки, йомуты), нашивавших их вокруг грудного разреза рубахи, и нагрудному украшению казанских татарок - изю. Ношение миниатюрных кинжалов сохранилось и в казанско-татарском украшении хасите (нагрудная перевязь).

Аналогичными верхнесалтовским накосникам были накосники волжских булгарок, составленные из колесообразных подвесок и коромысликов (Валеев, 2002, рис.19). К последним на цепочках крепились бронзовые кольца, украшенные соколиными головками по сторонам света. Такие накос-ники, судя по позднейшему времени, носившиеся казанскими татарками, заплетались в нижней части двух кос, соединяя одновременно оба конца. Что касается формы женских накосников в двух их разновидностях: типа «чулпа» и типа «тэзме», бытовавших у казанских татарок, то Ф^. Валеев проследил их преемственную эволюцию на археологических и этнографических материалах VIII - конца XIX в., представив их эволюцию в проиллюстрированной им схеме. Она наглядно раскрывает сал-товские прототипы данных украшений (Валеев, 2002, рис.21). О том же свидетельствуют и, получившие распространение в ювелирном искусстве волжских булгар, женские серьги общепринятого в литературе названия их, как салтовского типа, характерные для всей территории распространения этой культуры. Процесс видоизменения и обогащения формы серег шел от простейших, характерных для гунно-болгар, до форм дополненных различными обогащающими их деталями в виде подвесок -бусинок и боченкообразных пронизей в серьгах салтовского типа и завершился, классическими формами казанско-татарских серег с грушевидной формой щитка и листовидными подвесками. Боченко-образные пронизи на кольце, система украшения мельчайшей зернью в форме треугольников в ряд -явления типичные в целом для булгарского ювелирного искусства.

Важнейшим источником в выявлении истоков и преемственности Салтовской культуры болгар являются произведения ювелирного искусства. Особенно это относится к своеобразиям в технологии производства и к таким способам декора украшений, как скань и зернь (Валеева-

Сулейманова, 2014). Об этом свидетельствуют традиционность навыков производства, сохраняющийся один и тот же набор инструментариев (начиная с эпохи раннего средневековья) и техника орнаментации, существующая почти без изменений на протяжении многих столетий. Например, плоская скань и зернь являются характерными для ювелирного искусства татар и известны по археологическим данным в Поволжье, начиная с раннебулгарского времени (VIII-X вв.). По известному высказыванию Б.А.Рыбакова, «волжские булгары создали в средневековой Европе своеобразную культуру скани и зерни» (Рыбаков, 1948, с. 355). Примером общих истоков в Салтовской культуры в технологии зерни может служить височное украшение в виде пирамидки с углом направленным вниз, целиком составленное из горошин зерни. Оно было найдено на территории Дагестана (в 1890-х гг.) и хранится в коллекции Государственного Исторического музея в Москве.

К шедеврам мирового искусства отнесены булгарские филигранные серебряные, золотые и электрумовые височные подвески, отдельные высокохудожественные образцы которых, датируемые X-XII вв., украшены сканой фигуркой уточки. Форма подвесок, филигранный декор и его исполнение являются оригинальными и встречаются только в искусстве волжских булгар. Примечательно, что серебряные кольца с фигуркой птицы бытовали среди традиционных украшений дагестанских ювелиров, по времени относящихся к этнографическим. Синхронные по времени булгар-ским, однако весьма отдаленные по технике исполнения, аналоги известны в искусстве Ирана XXI вв. (Украшения Востока, 1999, с. 122, 123).

Преемственность в технике орнаментации позволила проследить истоки и эволюцию филиграни в изделиях волжских булгар. Наиболее близкие по времени аналоги обнаруживаются в ювелирных украшениях, декорированных зернью, из «гуннских» погребений VI-VII вв., найденных в Крыму (Дмитриев, 1982, с.80). Технология скани и зерни получила яркое выражение в произведениях ювелирного искусства греческих городов-колоний Северного Причерноморья, управлявшихся приазовскими болгарами в составе Великой Болгарии, затем Хазарского каганата. Ряд близких аналогий прослеживается в украшениях из Серогозских курганов на Днепровщине, из алано-сарматских катакомбных могил. Филигранные изделия, подобные булгарским, были найдены на Тамани, в Херсонесе, курганах Пантикапея, Ольвии, Феодосии и в других погребениях в Крыму (Ефимова, 1960), что соответствует ареалу распространения Салтовской культуры.

Важным источником в аспекте заявленной проблематики является комплекс и составные части мужского и женского костюмов. Как свидетельствуют археологические материалы, женские головные уборы салтовцев украшались металлическими бляшками или серебряными монетами и куполком с трубочкой для пера. На голове также носили шелковые платки, орнаментированные серебряными бляшками (Халикова, 1971, с.82). Поверх платка надевался конусообразный головной убор - такъя. Такой способ ношения платка с головным убором сохранялся у казанских татарок вплоть до конца XVIII в. О мужских парадных головных уборах можно судить по изображению болгарского всадника на ободке салтовского серебряного ковша из Подонья, хранящегося в коллекции Эрмитажа (Даркевич, 1976, табл.54, рис.6). На нем также переданы изображения девушки и юноши в схожей верхней одежде с длинными полами и рукавами.

Писатель Х в. ал-Балхи пишет о длинной верхней одежде болгар и хазар и ношении ими «курток». Эти куртки, скорее всего, были разновидностью татарского камзола с рукавами до локтя. Кафтаном их называет В.П.Даркевич, когда пишет, что с VII в., как влияние болгар, в Иране появляются кафтаны («куртки» по ал-Балхи) с двумя отворотами, двумя поясами (один наборный), с наклонным креплением меча, а также седло с твердым остовом, стремена, мягкие сапожки, головная повязка (о ней упоминалось выше) (Дарквич, 1976).

Куртки, кафтаны, являющиеся прототипом женских и мужских камзолов казанских татар, дают основание говорить о том, что этот вид одежды, как и длиннополый казакин с рукавами, своими истоками уходят в Салтовскую культуру. Булгарские камзолы получают распространение не только в Иране, но и в Закавказье, где с середины V1 в., как упоминалось выше, были расселены болгарские племена. Например, «архалык» азербайджанок соответствует по форме камзолам казанских татарок (Каракашлы, 1964, с.154).

Значимые в общности и преемственности салтовских традиций культурно-исторические параллели выявляются также в верованиях, мифологии и родовых символах болгар, следы которых обнаруживаются в фольклоре, традиционных обрядах казанских татар. В частности, речь идет об

образе Шурале, празднике Сабантуй, о семантике образа аждахи, казанского «Зиланта», других сюжетах булгарского искусства, которые впервые были освещены Ф.Х.Валеевым и получили дальнейшее изучение в трудах фольклористов, историков (М.И.Ахметзянов, М.Х.Бакиров, Н.Г. Ханзафаров, Д.Р.Шарафутдинов и др.).

В этноэстетике татарского народа, традициях его художественной культуры, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, орнаменте, технологических приемах обработки материалов выявляется глубокая связь с наследием прошлого, которое уходит своими корнями в древнетюркский период, периоды Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Об этих связях наглядно свидетельствуют этнографические материалы и материалы по народному искусству татар XVШ - начала ХХ вв. Изучение их позволяет сделать вывод о том, что среди тюркских народов Волго-Уральского региона только у казанских татар существовали высокоразвитые формы ремесленного производства (керамическое, ювелирное, металлообработка, резьба по камню, золотошвейное дело и др.), монументально-декоративное искусство и архитектура, которые получили развитие с эпохи средневековья. Именно в этих областях искусства казанских татар, выявляется преемственность салтовских традиций, которые отличают их художественную культуру от соседних родственных народов, но раскрывают общность с культурой народов северокавказского и прикаспийского регионов. Изучение генезиса Салтовской культуры позволяет по-новому осветить средневековую историю восточноевропейских тюрок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. 533 с.

2. Багаутдинов Р., Хузин Ф. Ранние булгары на Волге // История татар. Т.2. Ч.2, гл. 2. Казань: Ин -т истории АН РТ, Изд-во «Рух ИЛ». 2006. С. 116-123

3. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. 2-е изд. Казань: Татар. кн. изд-во. 2002. 104 с.

4. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Искусство татарских ханств // История татар. Т.4. Раздел 3, гл. 6. Казань: Ин-т истории АН РТ, Изд-во «Рух ИЛ», 2014. С.627-639.

5. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Памятники ювелирного искусства как источник в изучение этнокультурных процессов // Бюллетень общества востоковедов России: Институт Востоковедения РАН, М., 2014. Вып. 21. С. 56-63

6. Даркевич В.П. Художественный металл Востока. М., 1976.

7. Дмитриев А.В. Раннесредневековые фибулы из могильника на р.Дюрсо // Древности эпохи Великого переселения народов 5-8 вв. М., 1982.

8. Ефимова А. Бутаевский клад ювелирных изделий волжских булгар // Советская археология, 1960.

9. Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюрко-язычных народов Среднего Поволжья. Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова, 1971.

10. Каракашлы К.Т. Материальная культура азербайджанцев. Баку, 1964.

11. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М., 1967.

12. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

13. Украшения Востока (из коллекции П.К. Берч, США). Париж, 1999.

14. Халикова Е.А. Погребальный обряд Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюркоязыч-ных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.

15. Халикова Е.А. Большетиганский могильник // Советская археология, 1976. № 2.

16. Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Булгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения. М., 1984.

G.F. Valeeva-Suleymanova

BULGAR-KHAZAR'S GENEZIS AND THE PROBLEM OF MIDDLE VOLGA VARIETY OF SALTOVO'S CULTURE IN THE ART OF KAZAN TATARS

Article deals with the problem of Saltovo's Culture traditions in the Arts and Architecture of Kazan Tatars, which is, by the opinion of author, is still in shadow of historical researches. The study of the phenomena opens new fundamental aspects of Bolgaro-Khazar legacy in the history, culture of Tatars, follows the genesis of Ethnical traditions. Paradigm of the term and the area of Saltovo's Culture expansion are exposed by the huge territory of the Eastern Europe; common features for the spheres of Architecture (civil, fortress, manor palace) and Artistic handicrafts (ceramics, metalwork and jewelry) were determined. For comparative study the several objects of art and architecture were attracted as the historical sources; the elements of Saltovo's Culture traced and shown as their successiveness in the artifacts of Kazan Tatars.

Keywords: Saltovo's Culture, Volga Bulgarians, Khazars, Kazan Tatars, Artistic handicrafts, Architecture, Jewelry, Ceramics, Metalwork.

Сведения об авторе:

Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна - доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан (г. Казань); [email protected]

Valeeva-Suleymanova Guzel - Doctor of Arts, Head Research Associate, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.