Научная статья на тему 'Художественная культура: опыт региональных исследований'

Художественная культура: опыт региональных исследований Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гун Г. Е.

В статье рассмотрена методология изучение региональной культуры как самобытного феномена. Регион понимается как уникальная историко-культурная область, обладающая специфическим социокультурным и духовным потенциалом. Опыт региональных исследований художественной культуры проанализирован на примере Южного Урала, поскольку Южный Урал является тем регионом, где существует устойчивый интерес к указанной проблематике, а его художественная культура рассматривается как концептуально, так и эмпирически. Автор показывает, что, несмотря на накопленный научный материал, становление культурной регионалистики, изучающей специфику художественной жизни отдельных территорий, представляет начальный этап становления науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная культура: опыт региональных исследований»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА:

ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© Гун Г.Е.*

Магнитогорская государственная консерватории (академия) им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск

В статье рассмотрена методология изучение региональной культуры как самобытного феномена. Регион понимается как уникальная историко-культурная область, обладающая специфическим социокультурным и духовным потенциалом. Опыт региональных исследований художественной культуры проанализирован на примере Южного Урала, поскольку Южный Урал является тем регионом, где существует устойчивый интерес к указанной проблематике, а его художественная культура рассматривается как концептуально, так и эмпирически. Автор показывает, что, несмотря на накопленный научный материал, становление культурной регионалистики, изучающей специфику художественной жизни отдельных территорий, представляет начальный этап становления науки.

Художественная культура традиционно рассматривается как одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Поскольку художественная культура является подсистемой культуры, то изучение жизни искусства, его функционирования и исторического развития строится на том же методологическом фундаменте, что и исследование культуры в целом. Представление о культуре как об устойчивом системном образовании, реализующем совокупность функций, имеет давнюю традицию в философии культуры и культурологии и основывается на системной методологии. Системное понимание культуры и, в частности, ее художественной сферы способствовало расширительному толкованию этих явлений, соединению узконаучных дискурсов для более глубокого и целостного их понимания.

Методология системного мышления рассматривает объект не изолированно, выключая его из среды, а как раз в средовом контексте той системы, частью которой является изучаемый объект [11, с. 36] Применительно к художественной культуре данное методологическое требование превращается в обязательное условие первоначального определения той социокультурной системы, в которой она функционирует. Без этого исследовательского этапа мы получим произвольное, декларативное представление о художественной культуре без учета ее детерминированности системным целым. Изучая сущ-

* Заведующий кафедрой Философских, социально-экономических и гуманитарных дисциплин, профессор МаГК, кандидат философских наук, доцент.

ность, структуру, функционирование и развитие художественной культуры, мы должны понимать, что она всегда социально, временно и пространственно локализована. Для современной цивилизации регион и города выступают теми распространенными типами систем, в которых существует художественная культура. Таким образом, рассмотрение регионального измерения художественной культуры является верной с методологической точки зрения исследовательской стратегией ее рассмотрения.

В последнее время изучение региональной культуры как самобытного феномена стало возможным благодаря обособлению специальной гуманитарной дисциплины - регионалистики, позволившей обратиться к анализу самых разнородных реалий региональной жизни. Ее методологические основы разработаны А. Гердом, Г. Лебедевым и др. и представленные в работе «Основания регионалистики: формирование и эволюция историкокультурных зон Европейской России» [19].

Регион понимается как уникальная среда, «историко-культурная область», обладающая специфическим социокультурным и духовным потенциалом. Так, исследователь региональной культуры А. Левинтов полагает, что регион - «полисферное образование, включающее в себя (потенциально) геосферу, ойкумену и этносферу, техносферу, ноосферу», он «культурен и духовен» [19, с. 12], и потому обладает неповторимой духовной и художественной сущностью.

Казакова Г. характеризует регионализм как новый научный принцип и вводит понятие «культурный регион». Данный термин описывает «пространственно-временной комплекс с особой неповторимой конфигурацией черт, необходимой для воспроизводства, самоопределения и осуществления человеческой деятельности индивидуумов определенного регионального типа, сформировавшегося как результат природно-ландшафтного приспособления, этнически-национальных и социокультурных процессов, протекающих на конкретной территории» [12, с. 47].

Культурная регионалистика развита неравномерно. В некоторых российских регионах ощущается недостаток исследований подобного рода, в других, наоборот, прослеживается устойчивый интерес к указанной проблематике. Южный Урал является тем регионом, художественная культура которого рассматривается концептуально и эмпирически, и подобные исследования ведутся давно, всесторонне и содержательно.

Теоретические ракурсы названной проблематики исследуются в работах специалистов в области теории и истории культуры В. Алексеева, И. Га-лигузова, А. Герда, Г. Казаковой, Л. Когана, Г. Лебедева, А. Левинтова, И. Мур-зиной, Л. Скульмовской, Р. Туровского, В. Цукермана, Н. Южалиной. Общетеоретические выводы содержатся в трудах В. Абашева [1], Е. Серединой, И. Мурзиной [17, 18]. В их основе - суждения о генезисе, механизмах формирования и особенностях исторического развития регионального

искусства в целом. Данные процессы рассматриваются во взаимосвязи с общими тенденциями практического освоения пространства региона и его символического осознания. Отмечается, что формирование собственного самобытного искусства региона невозможно без установления межкуль-турного диалога с населяющими его коренными народами. В ходе исторического освоения регион трансформируется в т.н. этноконтактную зону, т.е. зону активного взаимодействия ранее обособленных этносов и цивилизаций. В дальнейшем это приводит к территориальному и социокультурному симбиозу культур в границах регионального ореола. Следствием этого является возникновение неповторимой художественной культуры, ядро которой составляют коренные и привнесенные этнические (национальные) элементы. Этим же обстоятельством определяется непреходящий интерес региональных художников к местному национальному фольклору (эпосу, легендам и преданиям, лирике), древнейшим историческим образам (географическим, героическим и прочим региональным мифам), этноисториче-ским мотивам и т.д., отразившийся во многих художественных произведений южно-уральских композиторов, писателей, живописцев.

В исследовании И. Мурзиной «Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания» [18] высказывается еще одно ценное общетеоретическое суждение: в формировании художественной культуры региона не менее актуально ее историческое взаимодействие с «материнской», или общенациональной культурой. Это замечание справедливо в отношении всех компонентов регионального искусства. Обособление той или иной культурно-исторической области происходит на фоне непрерывного диалога с крупными культурными центрами, являющимися, как правило, источниками распространения политических, экономических, религиозно-философских, а также художественно-эстетических идей. Такими центрами, по мысли автора, могут выступать как столичные города (Москва, Петербург), так и центры-«посредники», или «культурные гнезда» - города, становящиеся средоточием культуры в территориально удаленных от столиц областях страны.

Нельзя не отметить значение художественных контактов региона с общероссийскими центрами и центрами «большого» Урала (исторически сыгравших роль одних из первых «культурных гнезд» России). В целом следует подчеркнуть важность интеллектуально-творческого и художественно-эстетического диалога местных и общероссийских традиций для развития регионального искусства.

Наряду с общетеоретическими работами небезынтересны исследования, в которых характеризуются процессы формирования и развития южноуральского регионального искусства, выявляются механизмы взаимодействия культуры Южного и «большого» Урала, исследуются различные аспекты исторического становления региональной культуры в контексте времени.

Примером подобного исследования может служить монография Г. Казаковой [12], в которой всесторонне исследуется южно-уральская художественная культура. Автор проанализировала региональную культуру как форму самосознания населения региона, как консолидирующий фактор регионального сообщества. В контексте диалектики универсального и локального художественная культура региона рассмотрена как система, содержащая элементы типичного, выступающего как проявление общероссийского, и специфичного, того «особенного», что характерно ля региона.

Основываясь на изучении специфических черт региона, автор предлагает рассматривать Южный Урал (наряду с Сибирью, Югом России, Русским Севером, Дальним Востоком) в качестве историкокультурной зоны, имеющей свою региональную культуру. Казакова Г. отмечает ее ориентированность на идеалы и реалии петербургского центра (с первой трети XIX в.), характеризует обусловленность южно-уральской художественной культуры определенными социокультурными истоками. Казакова Г. анализирует генезис, структуру и региональные особенности южно-уральской художественной культуры. В частности, автор выявляет истоки возникновения, а также периоды развития и смены художественных институтов на Южном Урале (в период с XVII по XX вв.), рассматривает своеобразие южно-уральского фольклора, народных ремесел и художественной промышленности. Исследователем описываются процессы становления профессионального искусства [12, с. 195].

Наряду с монографией Г. Казаковой, исследованию традиционных корней уральской и южно-уральской культуры посвящены работы В. Бла-жес [5] и И. Галигузова [8]. В работах Г. Андриановой [3, 4], О. Лихони-ной [16], И. Резника [20] изучаются исторические судьбы художественной интеллигенции и культурного строительства на Урале, выявляется роль социально-политического контекста в жизни уральского художника.

Не менее значимыми при изучении общих художественных традиций Южного Урала являются и отраслевые исследования, например, в области изобразительного искусства. К наиболее ярким можно отнести работу Г. Трифоновой «Становление и развитие художественной культуры на Южном Урале (20-80-е гг. XX в.)» [24]. В работе описаны основные эстетические тенденции, характерные для регионального искусства, и те изменения, что произошли в художественной жизни региона на разных этапах ее развития. Автор характеризует процессы становления региональных художественных институтов на примере Челябинской областной картинной галереи.

В регионе существует устойчивая традиция изучения музыкальной культуры и процессов бытования различных музыкальных жанров. Коллективные монографии «Композиторы Екатеринбурга» [14] и «Композиторы Урала» [15], работа Ж. Сокольской «Урал музыкальный: вчера и сегодня» [23] рисуют панораму музыкальной жизни и особенности форми-

рования музыкально-драматических традиций на Среднем и Южном Урале (в частности, в Екатеринбурге, являющемся крупнейшим региональном культурным центром), описывают и анализируют художественные взаимосвязей южно-уральской творческой среды с «большим» Уралом.

Обширные документально-исторические и справочно-библиографические материалы содержатся в работах южно-уральского музыковеда Т. Си-нецкой о творчестве челябинских, озерских и магнитогорских композиторов в составленном ею каталоге произведений композиторов Южного Урала [21]. Сбор и систематизация художественных произведений, созданных в регионе, выполнен в биографическом аннотированном указателе «Опера в Челябинске» О. Ивановой [10]. Некоторые исторические свидетельства о периоде становления челябинской музыкальной культуры (на основе архивных материалов) приводятся в работах В. Вольфовича [6, 7].

Отдельное исследование Е. Шадриной посвящено тенденциям развития музыкально-театрального искусства на Южном Урале [27]. Исследователь отмечает, что исследования музыкально-театральной жизни уральского региона разнохарактерны и затрагивают отдельные аспекты ее исторической эволюции, но автору удалось собрать и систематизировать труды о музыкальной культуре и музыкальном театре крупных уральских центров, что позволило осуществить анализ социальных условий бытования музыкально -театрального театра в системе региональной культуры.

Обобщая сказанное, нужно признать, что, несмотря на накопленный научный материал, посвященный региональному измерению художественной культуры, становление культурной регионалистики, изучающей специфику художественной жизни отдельных областей и крупных территорий, представляет начальный этап становления науки. В современной культурологической науке еще не завершены дискуссии о методологии изучения истории, теории и практики художественной культуры, ее периодизации и хронологии, требуется уточнение отдельных понятий и терминов. Поэтому необходимо продвигаться в понимании теоретико-методологических оснований изучения столь сложного объекта, каковым является художественная культура и ее территориальные локусы.

На фоне значительного числа трудов по истории культуры и отраслевых исследований, посвященных отдельным сегментам культуры, ощущается недостаток комплексных исследований по региональной художественной культуре. Систематические исследования художественной культуры регионов должны стать нормой научной и общественной жизни. Современные тенденции в развитии общества диктуют необходимость исследования своеобразия культуры разных регионов. Решение общероссийских и региональных проблем невозможно без исследования региональных культур, процесса функционирования искусства в центре и областях, удаленных от столиц, изучения исторических памятников и фольклора,

что в итоге будет способствовать обретению общероссийской и региональной культурной идентификации). Конструктивное решение актуальных социокультурных проблем в регионах в немалой степени связано с научным осмыслением константных и трансформирующихся компонентов провинциальной культуры, специфики ее бытия и развития. Обращение к этому многообразному информационному полю может быть продуктивным на основе культурологического обобщения, строящегося на соединении теоретического и эмпирического уровней исследования в контексте регионального хронотопа.

Список литературы:

1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века / В.В. Абашев. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. - 404 с.

2. Алексеев В.В. Регионализм в России / В.В. Алексеев. - Екатеринбург: РАН Урал, отд.; Урал, гуманит. ин-т, 1999. - 193 с.

3. Андрианова Г. С. Культурное строительство на Среднем Урале (19411977): сб. док-тов / Г.С. Андрианова. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. - 397 с.

4. Андрианова Г.С. Художественная интеллигенция Урала. 30-е гг. / Г.С. Андрианова. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1992. - 286 с.

5. Блажес В.В. Фольклор Урала: локальное и универсальное / В.В. Бла-жес // Развитие и культура мира: стратегия и программы. Культурное наследие: тез. выступлений. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.

6. Вольфович В.А. Музыканты Южного Урала / В.А. Вольфович. - Челябинск: Обл. орг. о-ва «Знание», 1991. - 198 с.

7. Вольфович В.А. Челябинск музыкальный / В.А. Вольфович. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. - 173 с.

8. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура / И.Ф. Га-лигузов. - Магнитогорск, 2000. - 500 с.

9. Губницкая З. Советская опера на Урале: критика, репертуар, слушатель: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / З. Губницкая. - Л.: Ленинградская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1986. - 21 с.

10. Иванова О.Ю. Опера в Челябинске: к 40-летию Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки / О.Ю. Иванова. - Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 1997. - 168 с.

11. Каган М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. -СПб., 1992.

12. Казакова Г.М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения / Г.М. Казакова. - СПб.: Росс. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2007. - 254 с.

13. Коган Л.Н. Региональная социология / Л.Н. Коган. - Мн., 1991. -103 с.

14. Композиторы Екатеринбурга / Сост. Ж.А. Сокольская. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. - 382 с.

15. Композиторы Урала: сб. очерков / Урал. гос. консерваторияим. М.П. Мусоргского; ред колл.: В.М. Маслова и др. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1968. - 135 с.

16. Лихонина O.B. Театральность культуры тоталитарного государства (на примере советской культуры конца 1920-1930-х годов): автореф. дисс. ... канд. культурологии / О.В. Лихонина. - Екатеринбург: УрГУ 2008.

17. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры / И.Я. Мурзина // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 60-65.

18. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания / И.Я. Мурзина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 205 с.

19. Основания регионалистики: формирование и эволюция историкокультурных зон Европейской России / В.А. Булкин, А.С. Герд, Г.С. Лебедев, В.Н. Седых; под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева. - СПб.: Изд-во Петербургского ун-та, 1999. - 392 с.

20. Резник И.Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / И.Б. Резник. - Магнитогорск: МаГК, 2005. - 27 с.

21. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала / Т.М. Синецкая. - Челябинск: Дом печати, 2003. - 349 с.

22. Скульмовская Л.Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры: монография / Л.Г. Скульмовская. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та им. A.M. Горького, 2005. - 299 с.

23. Сокольская Ж.А. Урал музыкальный: вчера и сегодня / Ж.А. Сокольская. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. - 808 с.

24. Трифонова Г.С. Становление и развитие художественной культуры на Южном Урале (20-80-е гг. XX в.): дисс. ... канд. ист. наук / Г.С. Трифонова. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2000. - 238 с.

25. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России / Р.Ф. Туровский. -М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1998. - 209 с.

26. Цукерман B.C. Регион как геополитическая и социально-культурная система / B.C. Цукерман // Теория и социология культуры. Избр. статьи. - Челябинск: Изд-во Челяб. Академии культуры и иск-ва, 2001. - 60 с.

27.Шадрина Е.А. Тенденции в развитии музыкально-театрального искусства на Южном Урале: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / Е.А. Шадрина. - Магнитогорск: Магнитогорская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2009. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.