6. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
7. Современные социальные и гуманитарные знания: традиции, новации, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010.
Culture mission of liberal arts study in a technical university
There is marked the role of liberal arts study in forming the professional culture of a modern engineer. There is substantiated the view that social and humanist component becomes an integral part of the professional culture of any specialist. There are regarded the methods of sociocultural competence development of future engineers in the course of social and humanist disciplines.
Key words: social and humanist education, sociocultural competence, professional culture, humanist component of higher technical education, professional adaptation of engineers.
Т.В. гафар
(Волгоград)
художественный музей как субъект образовательного процесса
Определяется социальная значимость современного музея. Исследуются формы коммуникации художественного музея с социокультурной средой. Выделяются направления образовательной деятельности художественных музеев, а также условия реализации их образовательной и досуговой функций. Проводится сравнительный анализ условий и методов, обеспечивающих образовательный комплекс в музее и в образовательном учреждении.
Ключевые слова: социокультурный институт, художественный музей, образовательный комплекс, адаптационное, рекреационное, технологическое направления, эстетикогедонистическая функция.
Со второй половины ХХ в. тема взаимодействия музея и общества постоянно находится в сфере внимания, теоретического осмысления и практического опыта предста-
вителей философии, истории культуры, культурологии, музееведения, педагогики, социологии и музейных практиков. В последние десятилетия ХХ в. многие культурологи и историки стали напрямую связывать возможность функционального существования музея с признанием или непризнанием его в качестве социокультурного института.
Социальную значимость современного музея и его коммуникацию с социокультурной средой в первую очередь связывают с осуществлением им функций образования и воспитания, а также досуговой функцией, связанной с организацией свободного времени. Возможности осуществления музеем своих функций во многом предопределены его типом, условиями, необходимыми для обеспечения сохранности экспонатов, исторической традицией и сложившимися представлениями об осуществлении этих функций музеями различного профиля. И если исторические музеи (краеведческие, этнографические, музеи-заповедники) по количественным параметрам, (к началу XXI в. в России они составляли 60% профильного состава [5, с. 17]), содержательным и уже исторически выстроенным коммуникационным каналам более тесно связаны с обществом, то художественные музеи и развитие их деятельности в рамках социальных приоритетов имеют особые черты.
Социальная значимость художественного музея изначально детерминирована ценностью его фондов, уникальностью художественных произведений, составляющих их основу. Но ценность историко-культурного наследия, хранящегося в музеях данного типа, определяется также и полифункциональностью искусства как формы общественного сознания. Вклад искусства в формирование социальнонравственного облика человека составляет около пятидесяти процентов от всех иных культурных воздействий [3, с. 95]. А по мнению создателя научной школы педагогики художественного музея Б.А. Столярова, «художественный музей как данность не ориентирован ни на какой возраст - ни на пенсионера, ни на ребенка. Он существует в совершенстве своих вещей» [6, с. 20]. И если сегодня признать одним из приоритетных направлений взаимодействие музеев и общества, то художественные музеи имеют значительный потенциал для образовательной деятельности.
В образовательной деятельности художественных музеев исторически сложились два
© Гафар Т.В., 2010
устойчивых направления - 1) обучение профессиональным навыкам, азам изобразительной грамоты и 2) художественное воспитание, формирование вкуса. Данная концепция опиралась на опыт Южно-Кенсингтонского музея науки и искусства (с 1899 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон), в основе которой находилась эстетика Д. Рескина и У. Морриса, утверждавшая приоритеты искусства и красоты в жизни.
Развитие функций образования и организации свободного времени в художественном музее сегодня происходит в условиях:
- изменений форм проведения человеком свободного времени, вытеснения из его предпочтений общественных институций в пользу домашнего досуга;
- развития информационных форм коммуникаций, социальных сетей и моделей дистанционного общения;
- повышения зрительских предпочтений в направление эстетико-гедонистической функции искусства;
- утверждения за образованием статуса ключевого фактора в развитии личности, развития форм, способствующих удовлетворению неформальной и информальной образовательной деятельности личности в рамках концепции непрерывного образования;
- определения специфической роли музея в связи с усилением связи между учреждениями формального и неформального образования.
Возможности для повышения своей институциональной значимости художественные музеи могут обретать как через появление новых функций и форм, так и через модернизацию традиционных. В последние годы многие художественные музеи, как столичные, так и региональные, создают новые по форме или содержанию образовательные практики.
В 1993-2000 гг. Российским центром музейной педагогики Государственного Русского музея была разработана многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (автор концепции Б.А. Столяров). Авторы программы рассматривают музей как одно из средств не только постижения мира, но и адаптации ребёнка к этому миру, т.е. в задачи программы уже была включена деятельность по выработке инструментов для реализации адаптационной функции музея.
В 2004-2005 гг. в Государственной Третьяковской галерее начала работать Система клубов современного искусства. Основная цель проекта, по мнению его инициатора и ор-
ганизатора, искусствоведа, заведующего отделом новейших течений ГТГ Андрея Ерофеева, - развернуть деятельность музея на общество, формирование постоянного, ближнего зрителя, а не только разового посетителя. Формой работы стала клубная деятельность, организаторы посчитали, что именно она необходима современному человеку, чтобы стать «потребителем культуры», актуального искусства, которое долгое время не было известно широкой публике и нуждалось в объяснениях. Особенность восприятия русского неофициального искусства обусловлена и фактом его долгого существования не в выставочных залах, а в квартирах и мастерских, куда приходили не только смотреть, но и разговаривать, обсуждать проблемы современного искусства. Инновационность проекта «Клуб современного искусства при Третьяковке» и состоит в «музеефикации» андеграундной «кухни», только сегодня она вышла из подполья и открыта для всех желающих.
Произведение изобразительного искусства по своей природе дуалистично, и развитие изобразительного искусства во многом зависит от развития науки. Закономерно предположить, что возврат к «одинокому художнику» в пространстве художественного музея может произойти через реабилитацию для зрителя ремесленного начала в произведении изобразительного искусства. На решение этой проблемы был направлен образовательный проект «Уроки Леонардо», разработанный автором статьи совместно с кандидатом технических наук А. В. Щербиным и реализованный в течение 2006-2009 гг. на площадках Волгоградского музея изобразительных искусств, Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. Коваленко и Центра музейных технологий «Новый музей» г. Коломны. Данное направление можно обозначить как «технологическое», а в целом подход находится в рамках концепции интегрирования различных областей знания и развития методов системного исследования явлений и объектов, т. е. в рамках запроса не только гуманитарного и точного знания, но и жизни общества в целом.
Признавая особое значение взаимодействия музея и общеобразовательных учреждений, стоит отметить, что развитие образовательной функции современного музея может происходить и в контексте концепции непрерывного образования, определяемого, согласно Меморандуму непрерывного образования Европейского Союза, как lifelong leam-ing - «учение длиною в жизнь». Формирова-
ние нового подхода к образованию обусловлено переходом к «обществу, основанному на знании», или информационному обществу. В рамках концепции непрерывного образования особо подчеркивается значение неформального и информального видов образовательной деятельности, наряду с традиционным формальным образованием. Данный подход современного общества к образовательному процессу обеспечивает художественному музею широкое понимание образовательной функции. Образовательные программы музеев могут разрабатываться для аудиторий, которые могут включать различные по своим социально-демографическим характеристикам группы.
Художественные музеи, исходя из специфики сохраняемого им культурного наследия, имеют достаточный ресурс для развития данной функции. Так как произведения изобразительного искусства обладают эстетикогедонистической функцией, не дублируемой ни одной другой формой общественного сознания, деятельность художественных музеев может с успехом развиваться в данном направлении.
Но в настоящее время в качестве основной модели взаимодействия художественного музея и зрителя принята модель, согласно которой музей предстает в первую очередь как пространство коммуникации профессионального экспертного сообщества и непрофессионального зрительского подхода [4, с. 226]. Это подтверждает исторически сложившуюся концепцию представления произведения искусства в художественном музее не как самостоятельного объекта, а как части общего процесса истории искусства и культуры, что во многом противоречит потребностям современного зрителя. Данные опросов посетителей Государственного Русского музея, проводившихся на протяжении последних 20 лет, свидетельствуют, что в ответах на вопросы о мотивах посещения выставок они указывают следующие факторы: «желание получить вдохновение, творческий импульс, отвлечься от повседневных забот, посмотреть на работы любимых художников» (Там же, с. 227). Эти выводы подтверждаются и результатами анкетирования 2001 г. в Ярославском музее-заповеднике. Ответы респондентов на вопрос о цели посещения музея расположились в следующем порядке: отдохнуть (пообщаться с друзьями) - 44%; узнать новое - 40; осмотреть музей и другие достопримечательности - 22; учебные цели -5% [2, с. 73]. Художественные музеи в дан-
ном контексте обладают рядом преимуществ, базирующихся на полифункциональности искусства как основы своих фондов, что позволяет качественно разнообразить формы работы со зрителями региональных музеев.
Таким образом, социальные и экономические изменения, произошедшие в последней четверти ХХ в. в России и мире, оказали существенное влияние на условия, в которых происходит формирование личности, на структуру свободного времени человека, на предпочтения и мотивы обращения его к художественной культуре. В художественных музеях, имеющих статус особо значимых национальных учреждений культуры, в последние годы наметились направления развития основных функций в контексте изменений общества и среды его бытования. Роль и значение музеев данного типа в процессе институционального развития становятся всё более весомыми. Если рассматривать музей как субъект современного образовательного пространства, то можно выявить ряд его преимуществ перед традиционными образовательными институциями.
сравнительный анализ условий и методов, обеспечивающих образовательный комплекс в музее и образовательном учреждении
Школа | Музей
Институциональное различие
Существует для осуществления базового обязательного образования в рамках утверждённых программ Свобода выбора, ограниченная только возможностями коллекции и творческим потенциалом сотрудников
Методологическое различие
Информационная подача материала Чувственно-эмоциональный и деятельностый подход
Средовое различие
Стационарноуниверсальная среда Предметнопространственная, конструируемая среда
Инструментальное различие
Вербальный принцип Наглядно-эвристический принцип
Формально-регламентное различие
Урок Гибкий выбор форм, регулируемый задачами и запросами аудитории
Нахождение устойчивых межинституци-ональных связей может стать полем для создания новых практик, обеспечивающих успех развития образовательной функции музея. Так как именно «музей способен дать человеку то, чего не могут дать ни школа, ни те-
левидение, ни другие новейшие достижения цивилизации, - опыт личного соприкосновения с реальностью культуры и истории, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человечеством порожденные ценности» [1, с. 25].
Таким образом, осуществляя свои общественные функции в новой социально-экономической ситуации, музеи включают в свою деятельность разнообразные формы работы, основанные на комплексном подходе, формируя несколько моделей взаимодействия с различными социальными группами. Анализируя материалы выставочной, научноисследовательской, издательской, образовательной деятельности художественных музеев с 2000 г., можно утверждать, что художественные музеи в современных условиях могут стать общественной дискуссионной площадкой, клубом, центром непрерывного образования, коммуникационной площадкой для представителей различных поколений и социальных групп, центром интегрированного междисциплинарного образования, инициатором социокультурных проектов, направленных на развитие территории.
Анализ социокультурной среды, выявление проблем общества на современном этапе позволят художественным музеям инициировать новые направления для создания музейных продуктов с целью реализации своих социальных функций.
литература
1. Гнедовский М., Коник М. Нужны новые подходы // Сов. музей. 1988. № 5.
2. Минина С. Музей глазами посетителя // Музей и личность / отв. ред. А.В. Лебедев ; сост. М.Ю. Юхневич. М., 2007. С. 67-80.
3. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. М. : Рус. мир, 1997. 180 с.
4. Потапова М. В. Художественный музей и публика: проблемы взаимодействия // В поисках музейного образа : материалы науч. конф. СПб., 12 -13 апр. 2007 г. / СПбГУ. СПб., 2007. Вып. 11. С. 224 -236.
5. Скрипкина Л.И. Трансформация социальных функций историко-краеведческих музеев в XXI веке // Музей в современном социокультурном пространстве : материалы регион. Сев.-Кав. науч.-практ. конф. Краснодар, 1 - 5 нояб. 2004 г. Краснодар, 2005. С. 7 - 23.
6. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея. От истоков до современности. СПб. : Спец. лит., 1997. 222 с.
Arts museum as the subject of educational process
There is defined the social significance of a modern museum. There are researched the forms of arts museum’s communication with sociocultural environment. There are marked the directions of educational activity of arts museums, as well as the conditions of their educational and leisure functions realization. There are analyzed the conditions and methods that provide educational complex in a museum and in an educational institution.
Key words: sociocultural institute, arts museum, educational complex, adaptation, recreation, technological directions, aesthetics and hedonistic function.
д.в. думанский
(Кемерово)
к проблеме «рациональной реконструкции» научноисследовательских программ социокультурной макродинамики
На основе метода «рациональной реконструкции» И. Лакатоса предпринята попытка рассмотреть проблему генезиса научно-исследовательских программ социокультурной макродинамики. Определяются последовательности теорий, составляющих линейно-поступательную, многолинейную и циклическую программы.
Ключевые слова: «рациональная реконструкция», научно-исследовательская программа, социокультурная макродинамика.
Любая наука нуждается в собственной истории, т.к. анализ роста научного знания позволяет точнее понять ее специфику, структуру, содержание и т.д. При этом процесс развития той или иной научной дисциплины не может быть сведен к простой эмпирической опи-сательности. Напротив, он должен быть теоре-
© Думанский Д.В., 2010