Научная статья на тему 'ХРОНОТОП И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА В СТИХОТВОРЕНИИ В ПРОЗЕ ФАЗУ АЛИЕВОЙ "ПЧЕЛА"'

ХРОНОТОП И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА В СТИХОТВОРЕНИИ В ПРОЗЕ ФАЗУ АЛИЕВОЙ "ПЧЕЛА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ / ФАЗУ АЛИЕВА / СЮЖЕТ / ХРОНОТОП / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Омарова Зайнаб Салмановна, Сулейманова Марьям Саидовна

Цель данной статьи состоит в исследовании жанра стихотворения в прозе, нетрадиционного для дагестанской литературы, и в попытке выявить его синтетический характер в творчестве Фазу Алиевой. Особое внимание уделено в статье категории хронотопа (пространства и времени), определяющей жанровую специфику стихотворения в прозе «Пчела». Методы. Морфологический, структурный, сравнительно-исторический, метод интертекстуального анализа. Результаты. Проведённое исследование позволяет выявить художественные пространственно-временные особенности стихотворения в прозе Фазу Алиевой «Пчела» и проследить трансформацию исследуемого жанра. Выводы. В стихотворении в прозе Фазу Алиевой «Пчела» сюжетность текста образуется переходом лирического субъекта из одного пространства в другое, что способствует формированию двух семантических полей. Художественно-изобразительные средства, особенности стиля, взволнованно-лирическая тональность в изображении пространства и времени позволяют утверждать: жанр исследуемого произведения Фазу Алиевой «Пчела» - стихотворение в прозе, в художественную ткань которого искусно вплетены элементы поэтики притчи и рассказа, образующие органичное единство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONOTOPE AND GENRE TRANSFORMATION IN THE "BEE" PROSE POEM BY FAZU ALIEVA

The aim of the article consists in the research of a poem in prose genre, nonconventional for the Dagestan literature, and in attempt to reveal its synthetic character in Fazu Alieva’s artwork. The authors pay special attention to the chronotope category (space and time) defining the genre specifics of the "Bee" poem in prose. Methods. Morphological, structural, comparative historical methods and the method of the intertextual analysis. Results. The research allows to reveal art spatiotemporal features of the "Bee" poem in prose by Fazu Alieva and to track the transformation of the studied genre. Conclusions. In the "Bee" poem in prose by Fazu Alieva the plot of the text is formed by transition of a lyrical subject of one space into another that promotes forming the two semantic fields. The artistic depictive means, features of style, with emotion lyrical tonality in the image of space and time allow to claim: the genre of the “Bee” studied artwork by Fazu Alieva is a poem in prose, the artistic canvas of which consists of parable and story poetic elements, forming the harmonic unity.

Текст научной работы на тему «ХРОНОТОП И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА В СТИХОТВОРЕНИИ В ПРОЗЕ ФАЗУ АЛИЕВОЙ "ПЧЕЛА"»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

Литературоведение / Literature Studies Оригинальная статья / Original Article УДК 894.612.4/9-32

DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-54-57

Хронотоп и трансформация жанра в стихотворении

в прозе Фазу Алиевой «Пчела»

© 2019 Омарова З. С., Сулейманова М. С.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: zainabguni@mail.ru, maryam9445@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель данной статьи состоит в исследовании жанра стихотворения в прозе, нетрадиционного для дагестанской литературы, и в попытке выявить его синтетический характер в творчестве Фазу Алиевой. Особое внимание уделено в статье категории хронотопа (пространства и времени), определяющей жанровую специфику стихотворения в прозе «Пчела». Методы. Морфологический, структурный, сравнительно-исторический, метод интертекстуального анализа. Результаты. Проведённое исследование позволяет выявить художественные пространственно-временные особенности стихотворения в прозе Фазу Алиевой «Пчела» и проследить трансформацию исследуемого жанра. Выводы. В стихотворении в прозе Фазу Алиевой «Пчела» сюжетность текста образуется переходом лирического субъекта из одного пространства в другое, что способствует формированию двух семантических полей. Художественно-изобразительные средства, особенности стиля, взволнованно-лирическая тональность в изображении пространства и времени позволяют утверждать: жанр исследуемого произведения Фазу Алиевой «Пчела» - стихотворение в прозе, в художественную ткань которого искусно вплетены элементы поэтики притчи и рассказа, образующие органичное единство.

Ключевые слова: жанр, стихотворение в прозе, Фазу Алиева, сюжет, хронотоп, пространство, время, художественно-изобразительные средства.

Формат цитирования: Омарова З. С., Сулейманова М. С. Хронотоп и трансформация жанра в стихотворении в прозе Фазу Алиевой «Пчела» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 54-57 DOI: 10.31161/19950667-2019-13-1-54-57_

Chronotope and Genre Transformation in the "Bee" Prose Poem by Fazu Alieva

© 2019 Zaynab S. Omarova, Maryam S. Suleymanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: zainabguni@mail.ru, maryam9445@mail.ru

ABSTRACT: The aim of the article consists in the research of a poem in prose genre, nonconventional for the Dagestan literature, and in attempt to reveal its synthetic character in Fazu Alieva's artwork. The authors pay special attention to the chronotope category (space and time) defining the genre specifics of the "Bee" poem in prose. Methods. Morphological, structural, comparative historical methods and the method of the intertextual analysis. Results. The research allows to reveal art spatiotemporal features of the "Bee" poem in prose by Fazu Alieva and to track the transformation of the studied genre. Conclusions. In the "Bee" poem in prose by Fazu Alieva the plot of the text is formed by transition of a lyrical subject of one space into another that promotes forming the two semantic fields. The artistic depictive means, features of style, with emotion lyrical tonality in the image of space and time allow to claim: the genre of the "Bee" studied artwork by Fazu Alieva is a poem in prose, the artistic canvas of which consists of parable and story poetic elements, forming the harmonic unity.

Keywords: genre, poem in prose, Fazu Alieva, plot, chronotope, space, time, artistic depictive means.

For citation: Omarova Z. S., Suleymanova M. S. Chronotope and Genre Transformation in the "Bee" Prose Poem by Fazu Alieva. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 54-57. DOI: 10.31161/1995-0667-2019-13-1-54-57 (In Russian)

Введение

Следует признать, что в дагестанской литературе «стихотворение в прозе» остаётся одним из наименее разработанных жанров лирики. Исключением из общей тенденции можно считать творчество дагестанской поэтессы Ф. Алиевой, создавшей циклы лирических новелл, обозначенных самим автором как стихотворения в прозе: «Бирюзовая птица», «Огненные кони», «Чужая тайна», «Поединок», «Волчьи законы», «Ангел без крыльев».

Большинство исследователей склонны рассматривать стихотворения в прозе как произведения, идентичные лирическим стихотворениям по объёму и отличающиеся от них «структурно-жанровым единством» [5, с. 56]. Жанровые ассоциации, возникающие в процессе анализа «стихотворений в прозе», отсылают нас к творчеству И. С. Тургенева. Как известно, он первым в русской литературе создал короткие рассказы (новеллы) и пейзажные зарисовки - лирические этюды с указанием в заголовке жанрового своеобразия и вошедшие в книгу с двумя названиями: «Стихотворения в прозе. БепШа». Заголовок тургеневского произведения обусловлен тем, что события, описываемые в его «Стихотворениях в прозе», носили глубоко взволнованный характер: лирическое наполнение являлось неизменной их особенностью. Совершенно очевидно, что каноны тургеневского жанра являются ключевыми и для стихотворений в прозе Фазу Алиевой; в то же время дагестанская поэтесса следует и капиевским традициям лирической новеллы, заложенным в книге «Поэт», которые сам автор называет «этюдами с натуры».

Материалы и методы исследования

Жанровый анализ литературного произведения неразрывно связан с исследованием его идейно-эстетического качества. В связи с этим нам представляется крайне необходимой попытка разобраться, в какой художественной конструкции воплощён и какими средствами формируется текст, его основное идейно-тематическое содержание. Интертекстуальный метод исследования позволил нам обнаружить, что Фазу Алиева интерпретирует стихотворения в прозе как разновидность лирического рассказа эпизодического характера, отличи-

тельными чертами которого являются эскизность художественного рисунка и лиричность. Подчеркнём ещё раз: сама поэтесса называет эти рассказы-новеллы стихотворениями в прозе. Однако мы считаем, что данное понятие жанра достаточно неопределённо и «идеально», поскольку жанр претерпевает эволюцию. При анализе конкретной поэтической системы, предполагающей «чистое» выражение жанра, нельзя не учитывать данный факт. Исследователь Т. Максимова указывает на основные черты стихотворения в прозе, отличающие данный жанр от традиционной прозы, которые прослеживаются и на уровне использования художественно-изобразительных средств (тропов) и приёмов, и на синтаксическом уровне, и даже на уровне лексического строя текста [4, с. 77]. Немаловажной отличительной особенностью жанра стихотворения в прозе является ещё и то, что мелодичность текста создаётся в нём не рифмами, а особой звуковой организацией, в частности, аллитерациями и ассонансами. В то же время, другой исследователь Ю. Б. Орлицкий указывает на то, что стихотворения в прозе можно классифицировать по группам с учётом преобладания в тексте «той или иной структурно-жанровой традиции» и «типа художественного мышления» [5, с. 57-58]. По указанным признакам исследователь выделяет в особые группы прозаические миниатюры, короткие рассказы и мини-эссе.

Мнение ряда исследователей и собственные наблюдения позволяют утверждать, что чистота жанра стихотворения в прозе утратила своё значение. Всё чаще исследуемый жанр находит художественное воплощение в редуцированном виде, вследствие чего появляется ряд ценных возможностей для приобретения новых достоинств формы и содержания произведения, что мы и наблюдаем в творчестве Ф. Алиевой. Мы считаем обоснованным авторское определение прозаических циклов «Бирюзовая птица», «Огненные кони», «Чужая тайна» и др. как лирических стихотворений в прозе и потому исследуем их место в указанном жанре.

Результаты и их обсуждение

Объём данной статьи не позволяет нам рассмотреть системно все стихотворения в

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019

прозе Ф. Алиевой, вошедшие в вышеназванные циклы, поэтому мы ограничимся анализом лишь одного текста поэтессы -«Пчела».

Как правило, лирический сюжет сводится к одному пространственно-временному и актантному (деятельностному) эпизоду. Однако в стихотворении в прозе Фазу Алиевой «Пчела» сюжетность текста образуется двумя событиями переходов лирического субъекта из одного пространства в другое. Этими сюжетными перемещениями формируются два семантических поля, противостояние которых и составляет лирическую коллизию текста. Первое пространство - городская квартира в «каменном городе», второе - лужайка в горах в ясный солнечный летний день. Лирическая героиня существует параллельно в двух хронотопах: в замкнутом пространстве квартиры в настоящем времени и в разомкнутом пространстве лужайки во времени ушедшем, в безоблачном прошлом.

Художественное пространство, изображённое в стихотворении в прозе Фазу Алиевой «Пчела», связано со временем. Первое пространство - замкнутое (квартира) - сегодня, сейчас; второе, разомкнутое (лужайка) - далёкое прошлое («прежде»), воспоминание о котором вызвано настоящим. Переход лирического субъекта из одного пространства в другое обусловлен, на первый взгляд, незначительной деталью: это маленькая пчёлка, «...что бьётся между тяжёлыми пыльными рамами», однако именно эта деталь вызывает ассоциативный ряд воспоминаний (реминисценция): «Как она попала сюда? Редко увидишь пчелу в этом каменном городе... И вот в моём воображении вспыхивает ясный летний день, и я будто вдыхаю, как прежде, щедрый аромат горных лугов и цветов...» [2, с. 156).

Окно, пыльные рамы, каменный город -детали, обладающие семантикой границы, противопоставлены безграничному простору: «Вот я бегу босиком по лужайке по высокой, выше колен, траве. Под лучами солнца пламенеют цветы, и папахи вечных снегов на вершинах гор сияют серебристой голубизной. ...Живое и вечное слушает симфонию летнего дня. И я растворяюсь в нём, в этом солнечном дне ...и чувствую себя частицей всего, что вокруг...» [2, с. 156].

Первое пространство статично, в нём нет динамики: «Я сижу у окна и смотрю на маленькую пчёлку», второе - полно движения: «я бегу...» (причём, глагол бегу повторяется трижды), «я смотрю...», «я вижу...», «я опять медленно бреду...», «я слежу...» [4, с. 156-157]. В первом пространстве - мёртвая тишина, во втором - тоже тишина, но «особенная», «звенящая». Это тишина, сотканная из песен жаворонка, мелодии стрекозы, жужжания пчёл, голосов тружениц, косящих сено, и всё это сливается в «симфонию летнего дня».

Однако следует обратить внимание на трансформацию жанра под пером Ф. Алиевой. В текст стихотворения в прозе «Пчела» органично вплетается традиционный дагестанский фольклорный жанр притчи, а также рассказ о дедушке Наби. Исследование композиции и способов создания стихотворения в прозе «Пчела» указывает на то, что в произведении дагестанской поэтессы классическая традиция слилась с традицией фольклорного жанра. Мы наблюдаем органическое единство жанровых элементов стихотворения в прозе, притчи, рассказа в единое художественное целое, в результате чего формируется качественно новое явление.

Заключение

Таким образом, в стихотворении в прозе Фазу Алиевой «Пчела» хронотоп определяет жанровую специфику: первому пространству, неподвижному и замкнутому, противопоставлено живое, наполненное движением, звуками, запахами, насыщенное разнообразной цветовой гаммой второе пространство. Художественно-изобразительные средства, особенности стиля, взволнованно-лирическая тональность в изображении именно второго пространства позволяют нам утверждать, что перед нами стихотворение в прозе.

В то же время мы наблюдаем трансформацию жанра под пером Ф. Алиевой: в текст стихотворения в прозе «Пчела» органично вплетается притча и рассказ о дедушке Наби. Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что в произведении дагестанской поэтессы «Пчела» классическая традиция слилась с традицией фольклорной, образуя органическое единство художественной формы и содержания.

Литература

1. Алиева Ф. Г. Знак огня: Стихи, поэмы, проза. Махачкала: Юпитер, 1998. 560 с.

2. Алиева Ф. Г. Пчела // Женщина Дагестана. Журнал. № 12. 2012. С. 156-157.

3. Алиева Ф. Г. Табуны. Махачкала: Издательство «Лотос», 2007.

1. Alieva F. G. The sign of fire: verses, poems, prose. Makhachkala, Jupiter publ., 1998. 560 p. (In Russian)

2. Alieva F. G. Bee. In: Woman of Dagestan. Magazine. No. 12. 2012. Pp. 156-157. (In Russian)

3. Alieva F. G. Herds. Makhachkala, Lotos publ., 2007. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Омарова Зайнаб Салмановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанской литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: zaina-bguni@mail.ru

Сулейманова Марьям Саидовна, кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры дагестанской литературы, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: maryam9445@mail.ru

4. Максимова Т. М. Назначение жанра стихотворения в прозе // Вестник ИГЭУ. 2010. Вып. 1. С. 72-78.

5. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж, 1991.

4. Maksimova T. M. The purpose of the genre of poetry-creation in prose. 2010. Issue 1. Pp. 7278. (In Russian)

5. Orlitsky Yu. B. Verse and prose in Russian literature: Essays on History and Theory. Voronezh, 1991. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Zaynab S. Omarova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: zaina-bguni@mail.ru

Maryam S. Suleymanova, Ph. D. (Philology), assistant professor, senior lecturer, the chair of Dagestan Literature, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: mar-yam9445@mail.ru

References

Принята в печать 25.02.2019 г.

Received 25.02.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.