Научная статья на тему 'Хронометраж линейного логистического процесса'

Хронометраж линейного логистического процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ХРОНОМЕТРАЖ / ТРАНСПОРТ / LOGISTICS / TIMING / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский Александр Александрович

Выбор варианта реализации логистического процесса строится на анализе основных параметров эффективности стоимости и времени реализации. В статье приводятся простейшие методики, которые могут быть полезны для предприятий малого бизнеса: расчет среднестатистической протяженности линейного логистического процесса на основе разработанной автором формулы и расчет объема моторного топлива на дистанцию маршрута автомобильного транспорта. Простейшие методики, представленные в статье, позволяют руководителю компании планировать логистический процесс транспортирования, а именно его ресурсное обеспечение. Впоследствии руководитель может овладеть более сложными и точными методиками, основанными на системном анализе и выработке на основе его результатов математических моделей сетевого планирования, актуальных для сложных маршрутов, в том числе и международных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMING LINEAR LOGISTIC PROCESS

Choice of a particular embodiment of the logistics process is based on the analysis of performance parameters of these options, the most important of which is the cost and time of the process. The article describes a simple method of determining the average length of the linear logistic process based on a formula developed by the author.The formula for calculating the amount of motor fuel. Disclosed techniques help the manager to plan the logistics of the process of transportation, logistics planning resources. However, the head of the company can master more complex and accurate methods. More sophisticated methods are needed for planning international traffic.

Текст научной работы на тему «Хронометраж линейного логистического процесса»

52

маркетинг

УДК 338 3.3

Хронометраж линейного логистического процесса

АРСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Маркетинг и логистика» Финансового университета E-mail: [email protected]

Аннотация. Выбор варианта реализации логистического процесса строится на анализе основных параметров эффективности - стоимости и времени реализации. В статье приводятся простейшие методики, которые могут быть полезны для предприятий малого бизнеса: расчет среднестатистической протяженности линейного логистического процесса на основе разработанной автором формулы и расчет объема моторного топлива на дистанцию маршрута автомобильного транспорта. Простейшие методики, представленные в статье, позволяют руководителю компании планировать логистический процесс транспортирования, а именно его ресурсное обеспечение. Впоследствии руководитель может овладеть более сложными и точными методиками, основанными на системном анализе и выработке на основе его результатов математических моделей сетевого планирования, актуальных для сложных маршрутов, в том числе и международных перевозок. Ключевые слова: логистика, хронометраж, транспорт.

Timing linear logistic process

ARSKIY ALEXANDER A. Ph.D (Econ.), the lecturer of Marketing and Logistic Department, Financial University E-mail: [email protected]

Abstract. Choice of a particular embodiment of the logistics process is based on the analysis of performance parameters of these options, the most important of which is the cost and time of the process. The article describes a simple method of determining the average length of the linear logistic process based on a formula developed by the author. The formula for calculating the amount of motor fuel. Disclosed techniques help the manager to plan the logistics of the process of transportation, logistics planning resources. However, the head of the company can master more complex and accurate methods. More sophisticated methods are needed for planning international traffic. Keywords: logistics, timing, transport.

Эффективное управление временным ресурсом логистического процесса позволяет снижать издержки процесса и соответственно увеличивать экономическую эффективность деятельности предприятия. В свою очередь, нерациональное планирование временнЫх затрат логистического процесса может заметно снизить экономическую эффективность предприятия, а иногда и вовсе привести к убытку, поскольку коммерческий договор предусматривает взыскание пени с участника (стороны) договора, нарушившего срок поставки товара или предоставления услуги. Поэтому так важно правильно, на основе точной и достоверной информации, спланировать логистические процессы. Особенно это актуально для малого бизнеса, субъекты

которого зачастую не имеют опыта планирования логистических процессов или не всегда владеют соответствующими методиками расчетов.

Логистические процессы можно классифицировать по признаку перемещения материальной ценности (товара) в пространстве:

• складирование (хранение);

• погрузочно-разгрузочные работы;

• транспортирование.

Рассмотрим проблему рационального планирования затрат на транспортирование, или физическое перемещение материального потока (грузов).

Известно множество вариантов снижения временных затрат: разработка альтернативных маршрутов движения, изменение суточного графика

А. А. Арский Хронометраж линейного логистического процесса

53

Таблица 1

Пример сравнительного анализ эффективности разных вариантов логистического процесса транспортирования

П/п Вариант реализации процесса Время - t (ч: мин) Стоимость - п (руб.) Эффект

1 Базовый вариант 06:31 10 000 11 > Ц; Ц > ц п1 < п2; п1 = п3

2 Логистическая компания 05:30 12 000 12 < 1!; Ц = Ц П2 > 1\; П2 > П3

3 Альтернативный маршрут 04:30 10 000 ц < »,; Ц=Ц П3 = П1; П3 < П2

движения транспорта (день/ночь), использование логистических услуг и т.д. Выбор того или иного варианта основан на сравнительном анализе требуемых объемов финансовых, временных и трудовых ресурсов, т.е. на известном соотношении «цена-качество». При этом цена (стоимость) логистического процесса должна стремиться к минимальному значению, а качество — максимально удовлетворять инициатора этого процесса.

Рассмотрим простейший пример сравнительного анализа трех вариантов логистического процесса транспортирования (табл. 1).

Анализируя представленные в табл. 1 временные и финансовые издержки (эффект), руководитель субъекта малого бизнеса может определить подходящий для него вариант транспортирования. При этом, как правило, стоимость логистического процесса находится в прямой зависимости от времени, затраченного на его реализацию: время снижается — стоимость растет (например, транспортирование воздушным транспортом быстрее и дороже, чем автомобильным).

Один из важных параметров эффективности логистического процесса — время, за которое происходит 100-процентная реализация процесса, в данном случае транспортирования. Точное определение времени (+1/-1 мин), затрачиваемого на каждую операцию, позволяет минимизировать погрешность при расчете времени реализации всего процесса.

Время, затрачиваемое на выполнение отдельной логистической операции и на весь логистический процесс, рассчитывается путем хронометража рабочего времени по методикам, применявшимся еще при плановой экономике и обеспечивающим объективность и точность расчетов и в современных экономических условиях [1]. Субъекты малого бизнеса нуждаются в простейших (читай — «понятных»)

методиках, которые обеспечивали бы достаточную точность расчетов при минимальных затратах на подобные исследования.

Предлагаемая автором методика хронометража показала высокую точность расчетов при планировании логистического процесса транспортирования с помощью автомобиля. Методика апробирована автором в условиях организации международных перевозок между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в формате Таможенного союза.

Методика представляет собой комплекс мероприятий, последовательно выполняемых в три этапа: 1-й этап (подготовительный) — проведение многократного хронометража операций логистического процесса в одинаковых условиях внешней среды; 2-й этап (основной) — расчет времени, затрачиваемого на каждый линейный логистический процесс в календарном периоде; 3-й этап (заключительный) — расчет среднестатистической протяженности линейного логистического процесса.

Рассмотрим реализацию данных этапов на примере при следующих условиях и ограничениях: транспортирование происходит на территориях Московской области и Москвы; протяженность маршрута — 200 километров; рабочая смена длится 8 часов.

«Орудия труда» специалиста, проводящего хронометраж: секундомер, блокнот и ручка.

Первый этап — выполнение последовательных действий. Специалист следует с водителем автомашины по маршруту и фиксирует время, затрачиваемое на следующие операции (рис. 1):

• выезд машины с грузом с территории предприятия в пункт назначения — прибытие в пункт назначения;

• начало разгрузки автомашины в пункте назначения — окончание разгрузки в пункте назначения;

54

МАРКЕТИНГ

1. Транспортирование «Завод - Магазин (склад)» Время 11:14-14:07 02 часа 53 минуты Пройдено 100 км

2. Разгрузка Время 14:07-14:37 00 часов 30 минут

3. Транспортирование «Магазин - Завод» Время 14:37-16:34 02 часа 57 минут Пройдено 100 км

Рис. 1. Хронометраж процесса транспортирования по маршруту «Завод - Магазин - Завод»

• выезд порожней автомашины с территории пункта назначения — прибытие на предприятие.

Однократный хронометраж логистического процесса реализован путем фиксирования временных отрезков, в течение которых длится каждая операция.

Линейность логистического процесса определена последовательностью выполнения операций процесса. Суммируя время, затраченное на каждую из операций, получим время, затраченное на весь процесс.

Для повышения достоверности результатов хронометража рекомендуется рассчитывать среднестатистическую протяженность логистического процесса, используя данные многократных (не менее 10) замеров, произведенных в идентичных условиях среды, например, только по будням, только с 09.00 до 13.00, только по определенному маршруту.

Второй этап — сведение результатов замеров в таблицу, анализ их с целью использования для расчета среднестатистической протяженности линейного процесса транспортирования (табл. 2).

Данные для расчета среднестатистической протяженности линейного логистического процесса, представленные в табл. 2, сформированы на основании 11 замеров, при этом замер № 6 имеет большую временную протяженность по сравнению с прочими логистическими процессами, что вызвано аварией (выходом из строя системы охлаждения двигателя). В данном случае результаты замера № 6 не учитываются при расчете среднестатистической протяженности процесса, проводится

дополнительный замер для получения полного объема данных (10 замеров).

Третий этап — расчет среднестатистической протяженности линейного логистического процесса. Автор предлагает вести расчет по формуле:

к+К V

(1)

где 1Х — время реализации соответствующего процесса транспортирования, V — число процессов транспортирования.

На основании этой формулы рассчитывается среднестатистическая протяженность линейного логистического процесса:

380 + 390 + 403 + 383 + 401 + 375 + +402 + 403 + 382 + 391/10 = 391 мин.

Таким образом, среднестатистическая протяженность линейного логистического процесса составляет 391 мин, или 6 ч и 31 мин. На основе этих данных руководитель (специалист) может провести сравнительный анализ временных затрат при разных вариантах транспортирования и запланировать затраты времени на этот процесс.

Рассмотрим еще одну методику контроля затрат на транспортирование —расчет объема топлива, необходимого автотранспортному средству для осуществления логистического процесса транспортирования, по следующей формуле:

А. А. Арский Хронометраж линейного логистического процесса

Таблица 2

Результаты хронометража логистических процессов транспортирования

(03.02-17.02. 2014)

Номер замера Процесс Дата Протяженность (мин) Примечание

1 Процесс 1 03.02.2014 380 По плану

2 Процесс 2 04.02.2014 390 По плану

3 Процесс 3 05.02.2014 403 По плану

4 Процесс 4 06.02.2014 3 8 3 По плану

5 Процесс 5 07.02.2014 401 По плану

6 Процесс 6 10.02.2014 491 Авария (исключить)

7 Процесс 7 11.02.2014 375 По плану

8 Процесс 8 12.02.2014 402 По плану

9 Процесс 9 13.02.2014 403 По плану

10 Процесс 10 14.02.2014 382 По плану

11 Процесс 11 17.02.2014 391 По плану

Wq = d x(n/100) + x,

(2)

где d — протяженность дистанции маршрута (км); п — объем расхода моторного топлива на 100 км (л); X — объем резерва моторного топлива (л).

В формуле (2) объем резерва моторного топлива может быть рассчитан в процентном соотношении от нормативного объема топлива: d х (п /100), или быть фиксированным, например: нормативный объем + 20 л. Затем вычисляется произведение стоимости единицы (л) объема топлива на объем топлива:

Fq = Wq X П,

(3)

где Wq — объем моторного топлива (л); п — стоимость единицы (1 л) моторного топлива в рублях.

Подобные простейшие расчеты и анализ — первый шаг малого и среднего бизнеса к планированию логистических процессов.

Современные форматы экономического сотрудничества (Всемирная торговая организация, Таможенный союз и пр.) предъявляют высокие требования к эффективности логистических систем субъектов экономики. В условиях международной конкуренции отечественные компании должны не только эффективно выстраивать работу на территории Российской Федерации, но и стремиться к экспансии на мировые рынки, в том числе логистических услуг. Поэтому, приближая теорию к практике, научное сообщество обязано предлагать простейшие методики повышения экономической

эффективности предприятий малого и среднего бизнеса, особенно на старте их деятельности.

Приведенные выше расчеты обеспечивают эффективное планирование временных затрат (хронометраж) и затрат топлива для осуществления логистических процессов торговли, в том числе международной, что подтверждено автором на практике [2]. Для получения более точных результатов следует учесть колебания стоимости единицы ресурса у разных продавцов по маршруту следования, а также нагрузки на автомобиль, так как расход топлива груженой машины больше, чем порожней.

Конечно, успех деятельности субъектов малого и среднего бизнеса зависит от внешних условий, в том числе особых, создаваемых для стимулирования деловой активности, например, на Дальнем Востоке и в Сибири [3], а также в новом субъекте Российской Федерации — на полуострове Крым.

Литература

1. ВентцельЕ.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. Учебное пособие. 2-е издание. М.: Наука, 1988. 206 с.

2. Арский А.А. Механизм управления взаимодействием таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистиче-ских компаний. Монография. М.: Дашков и К, 2014. 125 с.

3. Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации www.kremlin.ru/ news/19825 (дата обращения: 04 апреля 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.