УДК 338.43
УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
А.А. Арский
Аннотация. В статье представлен алгоритм поиска оптимального управленческого решения в логистическом планировании при формировании запасов моторного топлива предприятием агропромышленного комплекса. Обосновывается необходимость учета факторов, оказывающих влияние на элементы модели с учетом возможности использования логистического аутсорсинга.
Ключевые слова: логистические издержки, агропромышленный комплекс, планирование в логистике, логистика.
MANAGEMENT OF LOGISTICAL COSTS OF ENTERPRISES OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
A.A. Arskiy
Abstract. The article presents an algorithm for finding the optimal management solution in the logistics planning of the formation of motor fuel reserves by the enterprise of the agroindustrial complex. The necessity of taking into account factors influencing the model elements taking into account the possibility of using logistic outsourcing is substantiated.
Keywords: logistics costs, agro-industrial complex, logistics planning, logistics.
Динамику глобального рынка сельскохозяйственной продукции и показатели РФ в ней с 2014 г. во многом определяют фактор внешнего санкционного давления и результаты закономерных контрмер, выраженных в программах импортозамещения. Санкционное ограничение доступа отечественных предприятий агропромышленного комплекса (далее - АПК) и банков, их обслуживающих, на международные финансовые рынки затрудняет кредитование их деятельности на долгосрочные периоды (3-5 лет). В этой связи закономерна и корректировка некоторых положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. Сложившаяся мировая практика в области сельского хозяйства с начала 2000-х гг. учитывает прямое субсидирование сельского хозяйства государством или использование иных экономических ин-
струментов: льготные лизинговые программы по обновлению парка сельхозтехники или освобождение от налогов посредством создания особых экономических зон. РФ в этом случае не исключение. Тем не менее, формат Всемирной торговой организации предусматривает ограничения в области государственной поддержки сельхозпроизводителей, так как данная поддержка является элементом недобросовестной конкуренции на глобальных рынках сельхозпродукции.
Изложенное выше является экономическим фоном, на котором следует рассматривать проблемы повышения экономической эффективности деятельности отечественных предприятий агропромышленного комплекса.
Как в условиях жесткой конкуренции получить необходимые для успешного развития конкурентные преимущества? Успешен ли поиск скрытых, внутренних резервов в деятельности предприятия АПК? Актуальным представляется рассмотрение вопроса использования в логистическом планировании классических и современных методик оптимизации логистических издержек с учетом факторов, влияющих на ценообразование рынка нефтепродуктов, используемых в секторе агропромышленного комплекса.
Одним из эффективных направлений повышения экономической эффективности является снижение всевозможных издержек, которые включены в себестоимость продукции или услуги производимой предприятием АПК. Каждое предприятие АПК несет логистические издержки, доля которых в структуре себестоимости может составлять 5-50 %. Столь большой диапазон обусловлен неравной удаленностью предприятий АПК от источников снабжения и точек распределения продукции, а также различными по стоимости логистическими затратами при генерации самого товара или услуги в технологическом цикле предприятия АПК.
Логистическую деятельность предприятия АПК можно представить выражением «склад - транспорт - производство». Данные функциональные области логистики присущи именно производственным предприятиям, реализующим технологический цикл. Как и в технологическом цикле производственного предприятия, логистические издержки предприятия АПК в значительной степени концентрируются в складском комплексе, к которому можно отнести и хранилища моторного топлива и горюче-смазочных материалов. Содержание запасов топлива, в частности, является более пластич-
ным для эффективного управления ими - оптимизации. Предлагается рассмотреть классический поход к определению оптимального размера заказа (запаса) моторного топлива на основе модели Economic Order Quantity (EOQ), предложенной Ф. Харрисом и Р. Уилсоном еще в прошлом веке, учитывая при этом факторное воздействие на отдельные показатели модели [1, с. 5-8].
В общем виде модель оптимального размера запаса можно выразить следующим образом (1):
/ 2 х Г х D
Q = V----г----, (1)
h
где:
D - потребление хранимого компонента в годовом периоде Ch - затраты на хранение условного объема компонента СО - затраты на каждую поставку компонента
При планировании оптимального размера запасов моторного топлива в представленной модели (1) следует учитывать следующие факторы, оказывающие влияние на формирование итогового объема моторного топлива, подлежащего резервированию для проведения посевной или уборочной компании предприятием АПК:
1. Числовое значение параметра D формируется на основе расчета среднего значения потребления моторного топлива для каждого вида сельхозтехники, грузового и легкового транспорта, обслуживающего деятельность предприятия АПК. Пиковая нагрузка на эти виды транспорта и техники приходится на весенний, летний и осенний период. При этом необходимо учитывать использование дизельного топлива или бензина тем или иным транспортным средством или сельхозтехникой.
2. Числовое значение параметра Ch предусматривает два варианта расчета:
- осуществление операций хранения непосредственно предприятием АПК, при этом к затратам предприятия относятся затраты на содержание и эксплуатацию складского комплекса, в частности - топливных хранилищ, которые включают в себя амортизационные отчисления, налог на имущество, страхование, формирование фонда заработной платы и обязательных отчислений в бюджет, платежи за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, использование услуг сторонних организаций;
- осуществление операций хранения на основе аутсорсинга, то есть заключения договора аренды склада или ответственного хранения топлива с аутсорсером, при котором ответственность за хранение и риски, с ним связанные, принимает на себя аутсорсер.
3. Числовое значение параметра СО может складываться аналогично п. 2 и, соответственно, иметь два варианта реализации:
- осуществление операций транспортирования непосредственно предприятием АПК, при этом к затратам предприятия относятся: амортизация транспортных средств, обеспечивающих доставку топлива; стоимость объема моторного топлива, потребляемого транспортом при доставке топлива в хранилище; транспортный налог; страхование; формирование фонда заработной платы и обязательных отчислений в бюджет; использование услуг сторонних организаций при техническом обслуживании транспортных средств;
- осуществление операций транспортирования на основе аутсорсинга, то есть заключение договора транспортной перевозки с аутсорсером, при котором ответственность за топливо и перевозку, а так же риски с ним связанные принимает на себя аутсорсер [2, с. 36-47].
Осуществление логистического планирования на основе простейшей модели (1) позволяет руководителю предприятия сформировать компетенцию по принятию взвешенного, рационального управленческого решения о способе хранения и объемах моторного топлива, используемого в производственной деятельности [3, с. 5871]. Научная новизна данного подхода состоит в неизбежности оценки руководителем стоимости логистического процесса, реализуемого силами и средствами предприятия, и стоимостью логистических услуг - аутсорсинга. Представленная модель может стать одним из элементов дерева целей и задач логистического планирования в части задачи по снижению логистических издержек. Кроме того, с учетом динамики рынка моторного топлива рационально учитывать прогнозы по стоимости моторного топлива в годовом периоде посредством воронки сценариев, где тренд - средняя стоимость литра моторного топлива в годовом периоде. В этом же случае необходимо учесть государственного регулирование цен на моторное топливо в период сева и сбора основных агрокультур. Рациональное управление логистическими запасами должно также учитывать высвобождение денежных
средств, ранее направляемых на формирование избыточных запасов, данные средства возможно использовать на другие хозяйственные цели или снизить кредитную нагрузку на предприятие АПК.
Использование простейших моделей в логистическом проектировании процессов предприятия АПК позволяет предприятию получить следующие преимущества:
1. Конкурентное преимущество на внутреннем и внешнем рынке, формируемое за счет снижения стоимости операционной деятельности, влияющее на формирование таможенной стоимости сельхозпродукции [4, с. 67-74].
2. Профилактика логистических рисков, формируемых при хранении излишних (неоптимальных) запасов моторного топлива.
3. Успешное выполнение программ импортозамещения в условиях ограниченности кредитных ресурсов.
Динамическая система АПК предполагает непрерывное совершенствование моделей и методов управления с учетом возрождения сельхозотраслей. Так, в 2018 г. в Астраханской области планируется возродить хлопководство, выделив для данного проекта под засев 500 га. В этом случае ключевым элементов совершенствования процессов производства в АПК является повышение профессиональной подготовки специалистов и руководителей формирующих управленческие решения.
Библиографический список
1. Арский А.А. Применение формулы Харриса-Уилсона (Economic Order Quantity) в логистическом проектировании малого бизнеса // Маркетинг и логистика. 2016. № 2 (4).
2. Жильцова О.Н. Разработка комплекса маркетинга для транспортной компании, стартующей на рынке логистических услуг // Маркетинг и логистика. 2017. № 1 (9).
3. Тебекин А.В. Проект как базовая форма развития современной экономики // Маркетинг и логистика. 2016. № 4 (6).
4. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: плодоовощная продукция // Маркетинг и логистика. 2016. № 5 (7).
А.А. Арский
кандидат экономических наук
доцент кафедры управления АПК Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (г. Москва) E-mail: [email protected]