Научная статья на тему 'Особенности формирования стоимости логистической услуги'

Особенности формирования стоимости логистической услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1556
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS COMPANY / PRICING / LOGISTICS SERVICE / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский Александр Александрович

На примере колебания региональных стоимостей моторного топлива обосновывается влияние удаленности непосредственных потребителей от нефтеперерабатывающих комплексов на потребительскую стоимость топлива и на стоимость логистической услуги. Предлагается авторская формула расчета стоимости объема моторного топлива на рейс. делается вывод о необходимости выработки таких алгоритмов реализации логистических процессов, которые позволили бы не только снизить существующие издержки, но и освоить международные логистические рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fluctuating motor fuel cost case study illustrates consumer fuel pricing dependence on distance of refining complexes from consumers and on cost of logistics services. A proprietary formula is provided for calculating the value of motor fuel per trip. The paper concludes that there is a need to develop such algorithms when working with logistics, which would not only reduce existing costs, but also help master international logistics markets.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования стоимости логистической услуги»

экономика и управление

УДК 338.5

особенности формирования стоимости логистической услуги

на примере колебания региональных стоимостей моторного топлива обосновывается влияние удаленности непосредственных потребителей от нефтеперерабатывающих комплексов на потребительскую стоимость топлива и на стоимость логистической услуги. Предлагается авторская формула расчета стоимости объема моторного топлива на рейс. делается вывод о необходимости выработки таких алгоритмов реализации логистических процессов, которые позволили бы не только снизить существующие издержки, но и освоить международные логистические рынки.

Ключевые слова: логистическая компания; ценообразование; логистическая услуга; логистика.

Fluctuating motor fuel cost case study illustrates consumer fuel pricing dependence on distance of refining complexes from consumers and on cost of logistics services. A proprietary formula is provided for calculating the value of motor fuel per trip. The paper concludes that there is a need to develop such algorithms when working with logistics, which would not only reduce existing costs, but also help master international logistics markets.

Keywords: logistics company; pricing; logistics service; logistics.

Арский Александр Александрович

канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры «Маркетинг и логистика» Финансового университета E-mail: [email protected]

сущность логистической системы предприятия

Современные форматы международного экономического сотрудничества — Таможенный союз и Всемирная торговая организация требуют от отечественных субъектов экономики использования эффективных логистических систем, обеспечивающих непрерывное движение материальных (и сопутствующих им финансовых и информационных) потоков с минимальными временными и ресурсными затратами до производителя и потребителя. Следовательно, движение товара должно быть основано на принципах рационального

применения ресурсов (ввиду их ограниченности на рынке) и отсутствия временных потерь, вызванных неэффективным планированием или несогласованностью при взаимодействии субъектов хозяйственной деятельности в логистической системе, которая обеспечивает движение материальных потоков в соответствии с этапами производственного цикла: снабжение, производство, сбыт. При этом движение материальных потоков в логистической системе реализуется посредством выполнения процессов транспортирования, которые обеспечиваются основными и оборотными средствами предприятия (собственным транспортом, топливом и трудовыми ресурсами) или оказанием соответствующей логистической услуги — услуги транспортирования.

Формула расчета логистической услуги

Что предпочтительней, выгодней для предприятия — организация логистического процесса своими силами и средствами или использование логистической услуги? Для ответа на этот вопрос необходимо провести сравнительный анализ стоимости затрат на самостоятельную организацию логистического процесса и стоимости контракта логистической услуги.

Решение о реализации логистического процесса транспортирования тем или иным способом обычно принимается руководителем предприятия. В современных условиях он должен знать механизмы ценообразования, в том числе факторы, влияющие на увеличение стоимости логистических услуг.

Ценообразование логистических услуг может быть выражено формулой, предложенной К. Марксом «для всякого капиталистически произведенного товара» и, следовательно, всякой рыночной услуги [1].

№ = с + V + т, (1)

где с — стоимость труда;

V — стоимость средств труда;

т — прибавочная стоимость.

Согласно формуле (1), стоимость логистического процесса транспортирования, складывается из себестоимости процесса транспортирования (c+v) и прибавочной стоимости (т), которая формируется в конкурентной рыночной среде с учетом баланса спроса и предложения на логистические услуги и финансовых интересов руководителя логистической компании.

По сути, выражение (c+v), является стоимостью логистического процесса, которую оплачивает руководитель предприятия в случае выполнения процесса транспортирования своими силами и средствами. Для формирования более полного представления о стоимости ресурсов (средств труда) детализируем (у). Ресурсы, необходимые для реализации процесса транспортирования, состоят из стоимости основных и оборотных средств предприятия. При этом такие основные средства, как грузовой автомобильный транспорт и спецтехника для осуществления по-грузочно-разгрузочных работ, переносят свою стоимость на выполняемый процесс постепенно в течение календарного цикла (амортизация основных средств). Оборотные средства, такие как топливо, переносят свою стоимость на стоимость выполняемого процесса сразу (в течение процесса) и полностью. В свою очередь, объем стоимости основных средств, переносимых на стоимость логистического процесса, обусловлен интенсивностью эксплуатации основного средства в календарном периоде, а стоимость оборотных средств — объемом и стоимостью единицы потребленного ресурса (стоимость 50 л бензина, расходуемых за один рейс). Определим объем моторного топлива, необходимого для реализации логистического процесса, для чего используем формулу (2):

= d х (п / 100) + х, (2)

где Wq — протяженность дистанции маршрута (км);

d - объем расхода моторного топлива на 100 км (л);

х - объем резерва моторного топлива (л).

В представленной формуле (2) объем резерва моторного топлива может рассчитываться в процентном соотношении от нормативного объема топлива или быть фиксированным по принципу «нормативный объем + 20 л», при этом расчет себестоимости логистического процесса не вызывает каких-либо затруднений у руководителя предприятия, так как и объемы, и стоимость единицы ресурсов известны.

Факторы, оказывающие влияние на формирование стоимостей ресурсного обеспечения логистического процесса

Математический аппарат, используемый для расчета стоимости логистического процесса и, как следствие, расчета стоимости логистической услуги, эффективен и прост в использовании, однако математические расчеты лишь фиксируют фактические стоимости ресурсов и их объемы, связанные в математических выражениях. Возникают следующие вопросы:

1) что именно оказывает влияние на «базовые значения» (стоимость ресурсов);

2) возможна ли минимизация этих стоимостей.

Для ответа на эти вопросы рассмотрим факторы,

оказывающие влияние на формирование стоимостей ресурсного обеспечения логистического процесса (собственно его себестоимости) в условиях рыночной, конкурентной среды.

Данные факторы также имеют «логистическую природу», т. е. так или иначе связаны с выполнением логистических процессов в логистических системах субъектов хозяйственной деятельности, которые распределяют (реализуют) ресурсы в том или ином регионе страны, и зависят:

1) от удаленности точек розничного распределения относительно предприятий, генерирующих тот или иной ресурс, или оптовых складских комплексов распределения;

2) от развитости конкурентной среды.

Так, удаленность точек розничного распределения влияет на стоимость моторного топлива (табл. 1).

При рассмотрении табл. 1 можно заметить, например, что стоимость дизельного топлива

46

экономика и управление

Таблица 1

средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо

в ноябре 2013 г. (руб.) [2]

регион Бензин автомобильный в том числе дизельное топливо

марки А-76 (Аи-80) марки Аи-92 (Аи-93 и т. п.) марки Аи-95 и выше

Российская Федерация 30,76 27,89 29,75 32,78 32,51

Центральный федеральный округ 30,67 27,64 29,62 32,77 32,10

Северо-Западный федеральный округ 30,88 28,79 29,86 32,85 33,00

Южный федеральный округ 30,44 29,31 32,58 30,07

Северо-Кавказский федеральный округ 30,71 29,50 32,80 29,05

Приволжский федеральный округ 30,15 27,50 29,15 32,36 31,57

Уральский федеральный округ 30,63 27,72 29,43 32,49 32,89

Сибирский федеральный округ 30,22 25,73 29,45 32,24 33,76

Дальневосточный федеральный округ 35,20 32,00 34,71 36,74 39,03

в Дальневосточном федеральном округе на 22% выше, чем Центральном федеральном округе. Этот фактор оказывает влияние на стоимость логистических услуг по транспортированию грузов в указанных регионах относительно друг друга.

Различия стоимости моторного топлива в регионах Российской Федерации обусловлены прежде всего удаленностью нефтеперерабатывающих заводов (далее — НПЗ) от конечных потребителей, что иллюстрирует карта расположения НПЗ в регионах Российской Федерации, которая показывает динамику увеличения стоимости топлива (бензина АИ-92) в зависимости от удаленности конечного потребителя от НПЗ (рис. 1) [3].

Из представленной на рис. 1 карты следует, что большинство НПЗ сконцентрировано в европейской части Российской Федерации. Следовательно, данный фактор оказывает влияние на формирование стоимости моторного топлива и, как следствие, на стоимость транспортной логистической услуги.

Развитость конкурентной среды в том или ином регионе также влияет на формирование стоимости логистической услуги. В отличие от фактора «доступности ресурса» в регионе, рассмотренного выше и регулируемого в том числе антимонопольным законодательством, «конкурентный» фактор опирается на конкретные условия обстановки, сложившиеся на данный момент времени в регионе.

Так, при увеличении напряженности материального потока грузов в регионе увеличивается

стоимость перевозок, что обусловлено не колебаниями стоимости моторного топлива, а исключительно складывающимся дефицитом транспортных средств, когда объем спроса на транспортные логистические услуги равен или превышает объем предложения.

Таким образом, стоимость транспортной логистической услуги зависит от совокупной стоимости ресурсного обеспечения логистического процесса и от наличия в регионе логистических компаний, не зависимых друг от друга, проводящих самостоятельную, а не картельную политику в области ценообразования.

Государственная политика по развитию логистических систем

Государственная политика по развитию логистических систем основана на рациональном подходе к размещению новых транспортных магистралей и на глубокой модернизации существующих логистических комплексов (в том числе международных портов). В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа развития транспортной системы России 2010-2020 гг., целями которой являются:

1) ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; 2) повышение доступности транспортных услуг для населения; 3) повышение конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке транспортных услуг.

Рис. 1. влияние расположения нПз в Российской Федерации на динамику формирования стоимости моторного топлива

Объем финансирования, выделенный на реализацию данных целей, — более 12 трлн руб. [4].

Реализация данной программы предусматривает развитие железнодорожного сообщения в регионах Сибири и Дальнего Востока. В то же время принимаются решения по стимулированию предпринимательской активности. Так, в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин отметил, что уже принято решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. По его мнению, целесообразно распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагается создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, на таких территориях должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, льготная ставка страховых взносов [5].

выводы

Основная задача предпринимательского и ученого сообщества состоит в выработке таких алгоритмов реализации логистических процессов, которые позволили бы не только уменьшить существующие издержки (что приведет к снижению цены на ту или иную логистическую услугу), но и осваивать международные логистические рынки в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

литература

1. Маркс К. Капитал. Книга третья. Часть 1. Отдел первый. Глава первая. М.: ЭКСМО, 2011.

2. Сайт Росстата. URL: www.gks.ru/bgd/free/ b04_03/Isswww.exe/Stg/d02/271.htm (дата обращения: 26.12.2013).

3. Сайт ФГБУ «Российское энергетическое агентство». URL: rosenergo.gov.ru/activity/analitics/ power_economy (дата обращения: 26.12.2013).

4. Федеральная целевая программа развития транспортной системы России 2010-2020 гг. Информационно-правовой портал «Гарант». URL: base.garant.ru/1587083/5 (дата обращения: 26.12.2013).

5. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 26.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.