Научная статья на тему 'Хронодискретное моногеографическое сравнительное исследование института содержания под стражей'

Хронодискретное моногеографическое сравнительное исследование института содержания под стражей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HOLDING IN CUSTODY / INTERNAL SCHEDULE / MEASURES OF COMPULSION RUSSIAN EMPIRE / СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ / ВНУТРЕННИЙ РАСПОРЯДОК / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белинская Мария Петровна

Правовое положение лиц, содержащихся под стражей, закреплено в нормах отечественного права. Содержание их правового положения складывается из прав и обязанностей, которыми они обладают во время их пребывания в местах принудительного содержания. В статье предпринимается попытка выявить общие черты, присущие современному порядку содержания лиц под стражей и условиям такого содержания в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белинская Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRONODISCRETIC MONOGEOGRAPHICAL COMPARATIVE RESEARCH OF INSTITUTE OF HOLDING IN CUSTODY

The legal status of persons which hold in custody is fixed in the Russian laws. The legal status develops of the rights and duties which they possess during their stay in places of the compulsory maintenance. In the article attempts to reveal similarities between modern holding in custody and in Russian empire.

Текст научной работы на тему «Хронодискретное моногеографическое сравнительное исследование института содержания под стражей»

УДК 343.126 (091) ББК 67.411

© 2017 г. М. П. Белинская,

преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России кандидат юридических наук. E-mail: run03@mail.ru

ХРОНОДИСКРЕТНОЕ МОНОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

Правовое положение лиц, содержащихся под стражей, закреплено в нормах отечественного права. Содержание их правового положения складывается из прав и обязанностей, которыми они обладают во время их пребывания в местах принудительного содержания. В статье предпринимается попытка выявить общие черты, присущие современному порядку содержания лиц под стражей и условиям такого содержания в Российской империи.

Ключевые слова: содержание под стражей, внутренний распорядок, меры принуждения, Российская империя.

M. P. Belinskaya - Lecturer, Department of Criminal Procedure, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation, Phd in Law.

CHRONODISCRETIC MONOGEOGRAPHICAL COMPARATIVE RESEARCH OF INSTITUTE

OF HOLDING IN CUSTODY

The legal status ofpersons which hold in custody is fixed in the Russian laws. The legal status develops of the rights and duties which they possess during their stay in places of the compulsory maintenance. In the article attempts to reveal similarities between modern holding in custody and in Russian empire.

Key words: holding in custody, internal schedule, measures of compulsion Russian Empire.

В настоящей статье в рамках современного научного направления хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения [1, с. 2] на основе анализа исторической и современной нормативной базы мы предпринимаем попытку детально рассмотреть некоторые особенности, присущие современному и дореволюционному институту содержания под стражей.

В Российском государстве становление системы мер пресечения в уголовном процессе характеризуется достаточно длительной эволюцией. До второй половины XVIII века меры пресечения из института мер уголовного наказания не выделялись. Действовавшие в это время институты поручительства и заключения под стражу применялись к нарушителю общественного порядка и спокойствия вне зависимости от тяжести совершенного деяния.

Пересмотру и реформированию установленной системы государственного воздействия на преступников система мер принуждения подверглась в эпоху Екатерины II. Императрица, вдохновленная просветительскими идеями Европы, проводила гуманизацию принудительных мер, не исключая при этом сословный характер. В отношении лиц дворянского сословия запрещалось применять меры принуждения, связанные с ограничением физической неприкосновенности. До середины

XIX века дворяне не подвергались телесным наказаниям. Представители дворянства составляли социально-экономическую основу самодержавной власти в Российской империи. Государственное устройство того времени прямо допускало подобного рода привилегии в отношении отдельных групп российских граждан, поэтому о принципе равенства всех перед законом того времени не могло быть и речи.

Составленный по тематическому принципу и вступивший в силу 1 января 1835 года Свод законов Российской империи определил новую ступень развития представлений о мерах принуждения в отечественном уголовном процессе.

Меры пресечения, представленные в новом нормативном правовом акте, делились на содержание в тюрьме и при полиции; домашний арест; полицейский надзор; отдачу на поруки. На выбор меры пресечения могли влиять сословная принадлежность лица, совершившего преступное деяние, и собранные по делу органами полиции доказательства. Самой распространенной мерой принуждения было содержание под стражей. Отметим, что по-прежнему к лицам дворянского сословия применялись более мягкие меры принудительного воздействия: домашний арест, отдача на поруки. В отношении иных слоев населения были распространены более же-

сткие меры пресечения, связанные с ограничением личной свободы.

В результате проведения судебной реформы во второй половине XIX века система мер пресечения состояла из нескольких видов. К ним относились отобрание вида на жительство, обя-зание подпиской о явке к следствию и неотлучке с места жительства, отдача под особый надзор полиции, на поруки, а также взятие залога, под стражу и домашний арест.

Устав о содержащихся под стражей определяет назначение содержания под стражей как меру пресечения «лицам, обвиняемым в преступлениях и проступках, способов уклонения от следствия и суда» [4, с. 148]. В дополнение к этому содержание под стражей одновременно являлось мерой исправления и наказания; мерой, применяемой к неисправимым должникам и пересыльным арестантам.

В качестве мест содержания под стражей устанавливались помещения для подвергаемых аресту, арестантские помещения при полиции, тюрьмы, исправительные арестантские отделения и др. В Санкт-Петербурге местами принудительного содержания лиц под стражей также могли быть дома предварительного заключения. В военном ведомстве данные функции возлагались на гауптвахты и крепости.

Общее руководство местами заключения осуществлялось Министерством юстиции по Главному тюремному управлению и совету по тюремным делам. Устройство и содержание на должном уровне помещений для арестованных возлагались на государственную и городскую казны.

Согласно Уставу о содержащихся под стражей начальники губернских жандармских управлений могли беспрепятственно посещать места заключения для «осмотра положения содержащихся там арестантов» [4, с. 154]. За исполнением закона о порядке принудительного содержания лиц в местах заключения следили губернаторы, градоначальники, губернские правления и полиция. Штат управления отдельными местами заключения был достаточно многочисленным.

Помещения для размещения лиц, подвергаемых аресту, отводились в специально предназначенных для этого зданиях или наемных домах. Помещение подлежало обязательному осмотру врачом с целью определения максимального количества лиц, могущих одновременно в нем пребывать.

В местах принудительного содержания лиц под стражей не допускалось нарушение отдельных прав граждан. Несмотря на определенные ограничения прав и свобод человека,

лица мужского и женского пола, равно как и несовершеннолетние и лица высших сословий (дворяне, чиновники, иностранцы), содержались отдельно друг от друга. В случае пребывания в местах заключения свыше трех суток арестованным полагалось выдавать необходимое чистое белье. Постельное белье выдавалось всем без исключения за счет государства. Заключенным разрешалась ежедневная прогулка в пределах тюремного сада или двора. Особое положение было у беременных и молодых мам. Им разрешалось размещаться отдельно от других заключенных, в более комфортных условиях, а также получать паек «лучший против других заключенных» [4, с. 183].

Котловое довольствие арестантов обеспечивалось со стороны государства вне зависимости от их «рода и состояния». Принудительный труд в местах содержания правонарушителей под стражей запрещался. Арестованные работали исключительно по собственному желанию, а лицам, привлекаемым к таким работам (крестьянам и мещанам) выплачивались работные деньги. Допускались встречи арестованных с родственниками в строго установленные для этого часы. Больные лица подлежали скорейшей изоляции и направлению в лечебные учреждения. Под запретом находились распитие вина, курение, игры в карты и шашки.

В настоящее время регулирование порядка и условий содержания лиц под стражей, а также определение гарантий их прав и законных интересов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [5]. В нормативном правовом акте продекларированы принципы содержания под стражей. К ним законодатель отнес принципы законности, равенства всех граждан перед законом, справедливости, презумпции невиновности, уважения человеческого достоинства, гуманизма.

В качестве основных мест содержания под стражей в Российской Федерации выделяют СИЗО уголовно-исполнительной системы, ИВС органов внутренних дел, ИВС пограничных органов Федеральной службы безопасности.

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантирована в ст. 45 Конституции РФ. Данная гарантия распространяется в том числе и на лиц, находящихся под стражей. Безусловно, права этих лиц временно ограничены в связи с их уголовно-процессуальным статусом, но, тем не менее, государство обязано обеспечить соблюдение основных прав и свобод человека в мес-

тах принудительного содержания граждан, предусмотренных законодательством.

Гарантией соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, исполнения ими своих обязанностей является режим, устанавливаемый в указанных местах. Для обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел РФ [3] и Министерством юстиции РФ [2] были утверждены Правила внутреннего распорядка. К примеру, Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых, их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, получения и отправления ими писем, денежных переводов, направления заявлений и жалоб, отправления ими религиозных обрядов, проведения ежедневных прогулок и т. п.

Остановимся более подробно на порядке размещения лиц в местах содержания под стражей. Основанием для помещения в СИЗО обвиняемого (подозреваемого) является судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. Содержащиеся под стражей лица обязаны подчиняться установленному распорядку дня. Для них устанавливается непрерывный 8-часовой сон. День лиц, содержащихся под стражей, состоит из подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и др.

Лица, временно пребывающие в местах принудительного содержания, имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников государственных органов. Правила внутреннего распорядка СИЗО, утвержденные приказом Минюста России [2], предписывают обращаться к этим лицам на «Вы» и называть их «гражданин» или «гражданка» и далее по фамилии либо соответственно «подозреваемый», «обвиняемый».

В целях реализации предусмотренного Конституцией РФ в ст. 41 права на охрану здоровья и медицинскую помощь на базе каждого СИЗО создаются медицинские части. Все поступающие в СИЗО или ИВС граждане обязаны пройти первичный медицинский осмотр врачом-терапевтом и санитарную обработку в целях соблюдения санитарно-гигиенических правил человеческого общежития, а также охраны здоровья конкретного человека. Лица с признаками инфекционных заболеваний размещаются отдельно. В случае если лицам требуется оказание неотложной медицинской помощи, они направляются в лечебные учреждения.

Как и несколько веков назад, обвиняемые (подозреваемые), содержащиеся в местах заключения, получают постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло, две простыни, наволочку), а при необходимости - одежду по сезону определенного образца. Во временное бесплатное пользование обвиняемому передается спальное место, полотенце, столовая посуда и столовые приборы. Также по заявлению лица ему предоставляются мыло, зубная щетка, зубная паста вне зависимости от наличия необходимой суммы средств на его лицевом счете. Содержащиеся в СИЗО или ИВС могут пользоваться также собственными постельными принадлежностями, а также иными вещами и предметами, перечень и количество которых определяются правилами внутреннего распорядка.

В каждой камере из расчета на количество пребывающих там лиц должны находиться хозяйственное мыло, туалетная бумага, издания периодической печати из библиотеки СИЗО, ИВС, настольные игры (шашки, шахматы), предметы для уборки камеры, бачок с питьевой водой, светильники дневного и ночного освещения, стол и скамейки, умывальник и др.

Проводя параллели между современными условиями содержания лиц под стражей и в Российской империи, мы увидим, что в отношении определенных категорий граждан порядок их временного пребывания в местах заключения не изменился. Как и прежде, несовершеннолетние лица, а также беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей до 3-х лет, должны содержаться в отдельных камерах. Для последних могут быть созданы улучшенные материально-бытовые условия. Женщины также получают предметы ухода за детьми. В обязательном порядке камеры для содержания женщин с детьми должны быть оборудованы детскими кроватками, ванночкой детской пластмассовой, плиткой электрической, стеллажами. Кроме того, в целях защиты материнства и детства, гарантированной ст. 38 Конституции РФ, помимо создания улучшенных бытовых условий содержания запрещено ограничивать время ежедневных прогулок для молодых мам и беременных женщин. К примеру, общая продолжительность прогулок для несовершеннолетних лиц в день не должна быть менее 2-х часов, а для остальных лиц - менее часа.

Лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются трехразовым горячим питанием по установленным нормам.

Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать посылки без ограничений. Общий вес

передач не должен превышать тридцати килограммов в месяц. Подобного рода ограничений не существует для передач, предназначенных для больных, страдающих заболеваниями, подтвержденными врачом СИЗО, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, а также несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд в Российском государстве свободен. Каждый человек вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд запрещен. Как мы помним, подобного рода запрет существовал и несколько веков назад в Российской империи. Сегодня привлекать лиц, содержащихся под стражей, без их желания администрацией ИВС и СИЗО к исполнению трудовых обязанностей также запрещено. Исключение составляет поддержание порядка в камере для временного пребывания.

Несмотря на реальное ограничение ряда прав и свобод обвиняемого (подозреваемого) в местах содержания под стражей, в отношении основополагающих прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, нарушений не допускается. Как было отмечено выше, соблюдение этих прав обеспечивается установленным в местах принудительного содержания лиц режимом. Надзор за исполнением законов в указанных местах возлагается на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров. Следует отметить, что сотрудники органов прокуратуры вправе беспрепятственно посещать помещения ИВС

Литература

1. Демичев А. А. Хронодискретное моногео-грфическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. 2010. № 16.

2. Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. № 189. URL: http:// consultant.ru

3. Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 // Бюл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 2005. 19 дек.

4. Свод законов Российской империи. СПб., 1903. Т. 14.

5. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федер. закон Рос. Федерации от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 // Рос. газ. 1995. 20 июля.

и СИЗО как в рабочее, так и в нерабочее время. В ходе подобных выездных проверок сотрудники прокуратуры могут проводить личный прием содержащихся там лиц, принимать от них заявления и жалобы. В обязанности сотрудников прокуратуры также входит реагирование на факты использования запрещенных мер воздействия и незаконного применения сотрудниками ИВС и СИЗО физической силы, специальных средств и оружия, неоказания медицинской помощи, ненадлежащего материально-бытового обеспечения.

Таким образом, социальное разделение в Российской империи конца XIX - начала XX века определяло специфику применения мер прину-дательного воздействия на граждан, нарушивших уголовный закон. В отношении незащищенных слоев населения использовались наиболее жесткие меры государственного принуждения в виде наказания и принудительных процессуальных мер. Что касается представителей высшего сословия, то к ним применялись более мягкие меры пресечения, такие как залог и домашний арест. В современной России подобного рода социальной дискриминации не наблюдается. Несмотря на имеющиеся различия в порядке избрания мер пресечения и возможные ограничения прав и свобод человека, основные права граждан, находящихся под стражей, на протяжении всего периода существования таких мер оставались под защитой государства, и обеспечивались должностными лицами в местах их содержания.

Bibliography

1. Demichev A. A. Chrono-discrete mono-geography comparative jurisprudence as a direction of modern jurisprudence // History of the state and the law. 2010. № 16.

2. About the statement of regulations of investigatory insulators of criminally-executive system: order of the Ministry of Justice of Russia from 14.10.2005 № 189. URL: http://consultant.ru

3. About the statement of regulations of insulators of the time maintenance of suspected and accused: the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 22.11.2005 № 950 // Bulletin of statutory acts of federal enforcement authorities. 2005.

19 December.

4. The code of laws of Russian empire. St. Petersburg, 1903. Vol. 14.

5. About holding in custody of crimes suspected and accused of fulfilment: Federal law of the Russian Federation from 15.07.1995 № 103 // Russian newspaper. 1995. 20 July.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.