Научная статья на тему 'Хроники красноуфимских пленэров: молодежные краеведческие проекты'

Хроники красноуфимских пленэров: молодежные краеведческие проекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Провинциальный музей / музейные коммуникации / региональная идентичность / бренд территории / краеведческие проекты / Provincial Museum / Museum of communication / regional identity / brand territory / regional projects.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ладыгина Татьяна Анатольевна

В статье представлен опыт реализации культурно-познавательного музейного проекта, реализуемого Краеведческим музеем города Красноуфимска (Свердловская область) совместно с Детской школой искусств. Рассмотрены инструменты музейных коммуникаций, способствующих, с одной стороны, формированию региональной идентичности, а с другой, — брендированию территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH REGIONAL PROJECTS: THE CHRONICLES OF KRASNOUFIMSK’S PLEIN AIR

The article presents the experience of cultural Museum project, implemented by the local history Museum of the city of Krasnoufimska (Sverdlovsk oblast), together with children's School of arts. Considered Museum communications tools, on the one hand, the emergence of a regional identity and branding of the territory.

Текст научной работы на тему «Хроники красноуфимских пленэров: молодежные краеведческие проекты»

REP

УДК 008 ББК 71

ХРОНИКИ КРАСНОУФИМСКИХ ПЛЕНЭРОВ: МОЛОДЕЖНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Ладыгина Татьяна Анатольевна,

специалист по сохранению культурного наследия, Красноуфимский краеведческий музей, ул. Советская, 42, г. Красноуфимск, Свердловская область,

623300,

e-mail: muzey-kr.okn@mil.ru

Аннотация

В статье представлен опыт реализации культурно-познавательного музейного проекта, реализуемого Краеведческим музеем города Красноуфимска (Свердловская область) совместно с Детской школой искусств. Рассмотрены инструменты музейных коммуникаций, способствующих, с одной стороны, формированию региональной идентичности, а с другой, — брендированию территории.

Ключевые слова

Провинциальный музей, музейные коммуникации, региональная идентичность, бренд территории, краеведческие проекты.

Сохранение и актуализация культурного наследия — главная миссия современного краеведческого музея. В малых городах России она приобретает особый смысл. Провинциальный музей, как правило, является центром культурной жизни и способствует формированию региональной и городской идентичности. Разные целевые аудитории требуют выбора оптимальных музейных коммуникаций. В связи с этим поиск новых и интересных форм организации молодежных краеведческих проектов в малых городах — это актуальное поле деятельности музеев и их партнеров.

Красноуфимский краеведческий

музей — один из старейших музеев Урала, основанный в 1912 году находится в г. Красноуфимске (38 тыс. жителей) Свердловской области. Фонд музея насчитывает около 27000 предметов. Но в задачи музея входит и сохранение недвижимых объектов культурного наследия — это 17 архитектурных объектов областного значения,

которые отражают самый яркий этап развития города — земский период 1870—1917 гг1. В Красноуфимском уезде тогда наблюдалось активное развитие купечества, земской медицины, образования и культуры, науки и промышленности, специализировавшейся на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования.

Культурное наследие земского периода лежит в основе историко-культурного городского бренда, разрабатываемого специалистами музея в партнерстве с городским сообществом. «Историко-культурный образ-бренд территории — это широкий комплекс ее реальных характеристик и потенциальных возможностей, который имеет историческое и культурно-психологическое значения для прошлого, настоя-

1 Красноуфимск. Путеводитель по земскому городу / под. ред. Т.А. Ладыгиной. Красноуфимск, 2018. 68 с.

щего и будущего региона и его жителей, а также и для внешних потребителей»2. Обладать брендом — значит обладать чем-то уникальным, желанным и незаменимым для потребителя: «Современная Россия — это «страна регионов», каждый из которых ищет свое «лицо» в пространстве «культурной географии»3.

Уникальность Красноуфимска, на наш взгляд, найдена и отражена в слогане «Красноуфимск -город земских традиций»4. Земские традиции сочетают зримые и незримые культурные смыслы. В частности, узнаваемая визуальная «картинка» городского культурного ландшафта складывается из зданий и сооружений, построенных в земское время, сохранение которых является серьезной проблемой.

Не только время безжалостно стремится разрушить это наследие. В том числе глобализация опасна нарушением преемственности в восприятии культурного наследия территории. «Глобализация поглощает современные города, обостряет проблему идентификации современного города и нарушает формирование индивидуального образа города»5.

Для сохранения исторической памяти музей использует богатый арсенал мероприятий различной тематики, способствующих выстраиванию эффективной коммуникации, прежде всего, с молодежной и детско-юношеской аудиторией в рамках всероссийских и региональных музейных акций, таких, как «Ночь музеев», «Экологическая декада», «Неделя: музей и дети». Наиболее популярными в работе с молодежью являются интерактивные формы: квесты по экспозициям му-

2 Антропология историко-культурных брендов территорий, регионов и мест // Культура и пространство. В 2-х книгах. / под ред. В.К. Мальковой, В.А. Тишко-ва. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 2010. Кн. 2. С. 7.

3 Беляева М.А. Региональная культура // М.А. Беляева. Прикладная культурология. / Энциклопедия. / Сост. и науч. ред. И.М. Быховская. М. : Согласие, 2019. С. 494.

4 Ладыгина Т.А. Музейные коммуникации: продвижение историко-культурного наследия малого города // Ком-муникология. 2018. Том 6. № 5. С. 155-162.

5 Шилехина М.С. Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности // Культурное наследие России. 2016. № 4 (15). С. 105.

зея, экскурсии и с анимационными персонажами, творческие конкурсы.

Интересные события проводятся не только в музейном пространстве; в последние годы активно используется и городское пространство. Например, ежегодно в рамках акции «Европейская ночь музеев в Свердловской области» проводится экстремально-интеллектуальная игра «Ав-токвест по земскому городу», в ходе которого командам выдается лист с заданиями; и они ищут ответы на территории города (часть ответов можно найти в текстах мемориальных досок).

К Дню Великой Победы краеведческим музеем организуется «Историческая эстафета». К участию в эстафете приглашаются разновозрастные команды воспитанников военно-патриотических клубов и других общественных и образовательных организаций Красноуфимска и Красноуфимского района. В результате исторического ориентирования ребята узнают военную историю города, имена Героев Советского Союза и тружеников тыла.

Эти молодежные проекты успешно реализуются в течение пяти лет, а среди новых проектов хорошо зарекомендовал себя совместный культурно-познавательный проект краеведческого музея и детской школы искусств «Прогулки по земскому городу».

Главная цель проекта — через визуальные арт-практики привлечь внимание молодежи к истории родного города и его архитектурным памятникам. Проект рассчитан на детей подросткового возраста, обучающихся в детской школе искусств (Детская школа искусств им. П.И. Осокина городского округа, Красноуфимск, далее по тексту — ДШИ). Задачи проекта включают:

1) формирование городской и региональной идентичности участников проекта (школьники);

2) формирование у молодежи доверия и интереса к краеведческому музею и музейным проектам;

3) укрепление партнерских отношений организаторов проекта (краеведческий музей, ДШИ и других структур, которые размещают на своейба-зе выставки пленэрных работ юных художников);

4) продвижение бренда Красноуфимска — «Красноуфимск: город земских традиций» для внутреннего и внешнего сообщества.

Одна из ключевых просветительских идей данного проекта — совместить арт-практики с экскурсией по городу, т.к. обычная экскурсия по городу оказывается для детско-юношеской аудитории

скучной. Восприятие визуального облика Красноуфимска и исторических фактов усиливается через включенность в творческую деятельность (рисование). Но мы полагаем, что культурно-просветительские задачи №1-2 не исчерпывают возможностей этого проекта. Задачи территориального брендинга также стоят на повестке дня для музеев малых городов и прослеживаются в каждом музейном проекте.

«Брендинг в сфере культуры имеет иное це-леполагание, которое определено самим объектом брендирования. Цель его — сама культура, вызволение максимального богатства смыслов, идей, посланий людям, творческих скрытых замыслов, ценностей, вдохновенной энергии из конкретного феномена наследия»6. С точки зрения территориального брендинга, изначально проект был направлен на внутреннего потребителя (молодежь), т.к. вовлечение местного сообщества в процесс брендирования способствует объединению вокруг идеи бренда, которая должна быть понятной жителям.

«Малые и средние города, поселения территории, потребляя культурные продукты и стандарты, создаваемые в региональном центре, одновременно разрабатывают собственные художественные этнопрактики, которые влияют на региональную культурную политику...»7. В нашем случае городской пленэр лишен этнической составляющей, но от этого данная арт-практика не перестает быть инструментом региональной культурной политики, способной привлечь внимание к культурным ресурсам территории, связанным с историческим наследием земского периода.

Следует отметить, что сотрудничество разных культурных институций в процессе выстраивания музейных коммуникаций с внутренним и внешним потребителем — тренд времени. Общие задачи, в данном случае по формированию региональной идентичности у молодого поколения и продвижению городского бренда, сообща решать легче и эффективнее.

Рассмотрим наш опыт подробнее.

6 Гуцалов А.А. Культурный бренд и брендинг территории // Культурное наследие России. 2018. №3. С.90.

7 Горлова И.И., Бычкова О.И., Костина Н.А. Этнокультурный брендинг территории как ресурс влияния региональной культурной политики // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 78.

Проект «Прогулки по земскому городу» проводился дважды в 2017 и 2018 году и проходил в три этапа.

Первый этап — пленэрный, согласуется с учебным планом пленэрных занятий ДШИ (июнь, август). В это время проводятся экскурсии по городу, создаются этюды городских пейзажей и исторических зданий.

Второй этап — конкурсно-выставочный (сентябрь-июнь) — создается выставка пленэрных работ, проводится конкурс на лучшую работу.

Третий этап (ноябрь-май) осуществляется в формате передвижной выставки, которая экспонируется на различных площадках г. Красно-уфимска и Свердловской области.

В 2017 году в проекте участвовало 35 детей в возрасте от 12 до16 лет. Из 60-ти пленэрных этюдов были отобраны 30 лучших работ для организации передвижной выставки, которая за период с ноября 2017 по июль 2018 года побывала на пяти площадках в учреждениях культуры и образовательных организациях г. Красноуфимска и за его пределами — в Екатеринбургской академии современного искусства (г. Екатеринбург). Из положительных итогов в 2017 года следует отметить, что проект «Прогулки по земскому городу» способствовал возникновению еще одного культурно-просветительского молодежного проекта — «Юный экскурсовод».

В 2018 году пленэрный проект состоялся под обновленным названием «Прогулки по земскому городу: кружевное убранство в облике Красноу-фимска», в нем приняло участие 30 детей в возрасте от 11 до 16 лет.

Пленэрный этап прошел в августе-сентябре. Первая выставка работ экспонировалась в краеведческом музее, затем лучшие 20 этюдов были отобраны для организации передвижной выс-тавки. За период с ноября 2018 по март 2019 года выставка, помимо музея и ДШИ, экспонировалась еще на трех площадках: в Администрации городского округа Красноуфимск, в Екатерин-бургской академии современного искусства, в Свердловском областном педагогическом колледже (г. Екатеринбург) на кафедре туризма и архивоведения.

Чтобы воссоздать эстетическую и эмоциональную составляющую этого краеведческого молодежного проекта, представим некоторые фотоматериалы и хроники трех дней первого пленэра. Эти хроники в виде дневниковых записей публи-

Рис. 1. Павильон бывшей красноуфимской земской больницы (фото автора. 2016 г.).

ковались в региональных и городских СМИ8, а также в тематических группах социальных сетей «Одноклассники9» и «ВКонтакте».

Например, 2 июня 2017 года — юные художники расположились в столетнем парке музея земской больницы на Дивьей горе. Музей земской больницы находится в нескольких корпусах, один из них является объектом культурного наследия областного значения — корпус родовспоможения. Но большей исторической ценностью обладает другое здание — павильон, построенный в 1886 году по проекту Капустина. (Рис.1).

Именно его и пришли рисовать школьники. Согласно проекту, было два павильона, но, к сожалению, сохранился только один — восточный и часть теплого перехода, соединявшего оба здания.

8 июня 2017 г. юные художники провели пленэр в историческом центре Красноуфимска на бывшей торговой площади. Торговля дала название главной улице города того времени — Большой Гостиной (сейчас — ул. Пролетарская).

Ярмарки и базары назначались в селах уезда и проходили по порядку, установленному уездным земским Собранием. Самые большие ярмарки устраивались в уездном городе Красноуфим-ске, куда съезжались торговые люди и покупатели, местные мещане, крестьяне, служилые люди; привозили товар, скупленный у купцов на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, и торговали

Пленэр юных художников ДШИ им. П. И. Осокина [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬА:р://укга8по^т8ке. гиЛ^ех.рЬр/1ошп/ка1едош/раде-1/ки11ига/И:ет/5086-р1епег-уипукЬ-кЬис1о2Ьп1коу-скЬ1-1т-о8ок1па

Красноуфимск — город земских традиций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр8://ок.ги/ дгоир/53149175775408

местным кустарным товаром. Купцов 1-ой гильдии в Красноуфимском уезде не было, торговали местные купцы 2-ой и 3-ей гильдии и торговцы, не имеющие гильдии — разгильдяи.

Торговая площадь начиналась от ограды Свято-Троицкого собора до спуска на реку Уфу и в ярмарочные дни занимала всё пространство улицы Почтовой (Куйбышева) и улицы Соболевской (Советской) до улицы Троицкой (Ленина). Для удобства торговли на площади сначала были построены 12 деревянных лавок, а в 1885 на месте деревянных лавок на средства городского общества возведен Большой торговый (гостиный) ряд, состоящий из 14 лавок. Лавки сдавались купцам в аренду. (Рис. 2).

Здесь же, в историческом центре, города распложен Собор во имя Святой Троицы — одно из первых каменных строений города. Престол во имя святого Николая чудотворца освящен 7 марта 1804 года. Здание было окружено красивой оградой из кирпичных столбов с металлическими ажурными решетками, внутри ограды находился тенистый сад. С восточной стороны церкви перед алтарем находилось небольшое кладбище, где были погребены духовные лица и именитые горожане.

В земский период к Свято-Троицкой церкви были приписаны церковь во имя св. Иннокентия Вологодского, новые церкви и часовни, в результате Свято-Троицкая церковь приобрела статус собора. В 1935 году (14 декабря) собор был разорен и закрыт. В последующие годы в нем размещались различные учреждения. В 1951 г. храм был полуразрушен. С 2001 г. в церкви возобнов-

Рис. 2. Большой торговый гостиный ряд (пленэр —2017 г., этюд, акварель, автор — Фатыкова Регина, 13 лет).

8

Рис. 3. Собор во имя Святой Троицы (фото 2018 г.,).

ляются служения, создан Приход во имя Святой Троицы, под руководством попечительского совета ведутся работы по восстановлению здания собора. В 2018 году на церковь были установлены купола (Рис. 3), поэтому пленэрный рисунок Фатыковой Регины (Рис. 2) запечатлел ситуацию до проведения этой реконструкции.

Другой день пленэра: 29 августа 2017 года. Путь к конечной точке маршрута этого дня пролегал по улице М.И. Мизерова, названной в честь врача, внесшего большой вклад в развитие медицины в Красноуфимском уезде (вторая половина XIX века). На этой улице находится памятник архитектуры — церковь во имя Александра Невского (1914 год). (Рис. 4).

Церковь была построена по предложению Сигова Сергея Петровича, мещанина, гласного (депутата) городской Думы, в честь 25-летнего благополучного царствования Александра

II благодарными потомками за отмену крепостного права.

Проект церкви на 500 человек безвозмездно разработал архитектор Рябов, а решение о постройке было принято городской думой еще в 1881 г., однако к строительству приступили только двадцать лет спустя — в 1901 году, когда был создан особый строительный комитет из 12 человек, который должен был ведать делами постройки, изыскивать средства и принимать пожертвования; к 1917 году церковь была построена и освящена10. В 1930 г. церковь закрыли и передали краеведческому музею, это спасло здание от разрушения. В 1997 году здание церкви было возвращено верующим, вновь освящено в 1999 г.

Церковь стоит на видном месте и сделана из красного кирпича, и в этой связи она получила в народе название «красная». Красивое здание хорошо просматривается с многих точек города и играет роль визитной карточкой современного Красноуфимска. (Рис. 5).

Рис. 5. Церковь во имя св. Александра Невского.

Следующим объектом внимания участников городского пленэра был выбран дом купца И. А. Шевелина. (Рис. 6 и 7).

Усадьба Ивана Артемьевича — одна из самых ярких в земском Красноуфимске. Кроме жилого дома, в состав усадьбы входило несколько хозяйственных построек: каменная кладовая, каретник, конюшня, 2 сарая, навес, амбар, дровяник. Усадьба была окружена оградой с красивыми воротами.

Рис. 4. Церковь во имя св. Александра Невского (пленэр - 2017 г., этюд, акварель, автор — Серебренникова Олеся,14 лет).

10 Лавринов В. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 258.

Рис. 6. Дом купца И. А. Шевелина (фото автора. 2017 г.).

Рис. 7. Дом купца И. А. Шевелина

(пленэр -2017 г., этюд, графика, автор - Луканина Полина, 15 лет).

Все в кирпичном исполнении. С приходом советской власти здания были муниципализированы: в 1919-1930 гг. здесь располагался краеведческий музей. Сейчас в нем работают мировые судьи.

В целом, на протяжении пленэрного этапа в центре внимания были объекты культурного наследия г. Красноуфимска. Юные художники в своих работах запечатлели знаковые места родного города: здание железнодорожного вокзала, павильон земской больницы, часовню св. Иосифа Песнописца и другие здания, построенные в земское время, а благодаря последующим выставкам лучших работ культурное наследие Крас-ноуфимска увидели (по-новому) другие жители города, а также жители Екатеринбурга.

За время участия в проекте школьники не только овладевали техническими навыками создания этюдов, но и пополнили багаж краеведческих знаний, необходимых для понимания смыслов городского бренда: «Красноуфимск — город земских традиций». Возможно, что областной статус имеющихся объектов культурного наследия не даст достаточных оснований для «картографической интерпретации степени цивилизационной насыщенности территории»11, но благодаря нашему проекту художественная интерпретация этого наследия уже состоялась.

Сохранять и актуализировать культурное наследие можно разными способами. Культурно-просветительские краеведческие проекты, на

11 Путрик Ю.С. Геокультурная матрица российской цивилизации как ресурс пространственного развития России // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 97.

наш взгляд, должны быть построены на активном включении молодежи в какое-то коллективное творческое дело, в арт-практики. Формат городского пленэра позволяет приобщить юношей и девушек к региональной культуре, узнать и полюбить малую родину, разглядеть за фасадами исторических зданий эстетические и этические послания прежних эпох.

Список литературы

1. Антропология историко-культурных брендов территорий, регионов и мест // Культура и пространство. В 2-х книгах. / Под ред. В. К. Мальковой,

B.А. Тишкова. М. Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. 2010. Кн. 2. С. 6-57.

2. Беляева М.А. Региональная культура // М.А. Беляева. Прикладная культурология. / Энциклопедия / Сост. и науч. ред. И.М. Быховская. М. : Согласие, 2019. 846 с. С. 487-495.

3. Горлова И.И., Бычкова О.И., Костина Н.А. Этнокультурный брендинг территории как ресурс влияния региональной культурной политики // Культурное наследие России. 2018. №3. С. 78-83.

4. Гуцалов А.А. Культурный бренд и брен-динг территории // Культурное наследие России. 2018. №3. С. 84-90.

5. Красноуфимск. Путеводитель по земскому городу / Под. ред. Т. А. Ладыгиной. Красноу-фимск, 2018. 68 с.

6. Лавринов В. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. 334 с.

7. Ладыгина Т. А. Музейные коммуникации: продвижение историко-культурного наследия малого города // Коммуникология. 2018. Том 6. № 5.

C.155-162.

8. Путрик Ю.С. Геокультурная матрица российской цивилизации как ресурс пространственного развития России // Культурное наследие России. 2018. №3. С. 91-99.

9. Шилехина М. С. Современные тенденции формирования культурного пространства города: проблемы и возможности? // Культурное наследие России. 2016. № 4 (15). С. 103-109.

YOUTH REGIONAL PROJECTS: THE CHRONICLES OF KRASNOUFIMSK'S PLEIN AIR

Ladygina Tatyana Anatolyavna,

specialist on preservation of the cultural heritage, local history museum, Krasnoufimsk, Sverdlovsk oblast

e-mail: muzey-kr.okn@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аbstract

The article presents the experience of cultural Museum project, implemented by the local history Museum of the city of Krasnoufimska (Sverdlovsk oblast), together with children's School of arts. Considered Museum communications tools, on the one hand, the emergence of a regional identity and branding of the territory. Keywords

Provincial Museum, Museum of communication, regional identity, brand territory, regional projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.