УДК. 727.7 ББК 85.10
архитектурные пространства музеев Кузбасса
Бакушкина Елена Сергеевна,
аспирант кафедры художественного образования и декоративного искусства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Набережная реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург, Россия, 191186,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье приводятся результаты натурного исследования музеев крупного региона России — Кузбасса. Описывается история и краткие архитектурные сведения зданий, внутри которых расположены большинство музеев Кузбасса. Данная информация является важной для создания целостного понимания музейной ситуации региона. Также затрагивается проблематика сущности современного музея и особого опыта музейного посещения.
Ключевые слова
Архитектурные пространства музеев, региональные музеи, современный музей, опыт посещения.
90
Одним из важнейших «храмов», выполняющих задачи сохранять, исследовать и представлять на всеобщее обозрение весь объём созданных человечеством произведений искусств, с давних времён является «храм Муз» или музей. Во второй половине XX в. и начале XXI в. роль музеев в научной и общественной сферах была существенно переосмыслена. Сегодня музеи воспринимаются уже не только как хранители культурного наследия прошлого, но и как некий опыт, касающийся внутреннего преобразования посетителя, где архитектура способствует формированию условий для возникновения особого опыта взаимодействия с миром музея.
В 1917 г. В. Б. Шкловский пишет эссе «Искусство как приём»1. В нём русский критик предлагает рассмотреть то, что лежит перед нами и то, что привыкли видеть наши глаза, но по-иному, перейти границы «автоматического зрения» (привычного зрения) и сделать реальность удивительной. Этот процесс «отстранения» зависит от принятия нашей способности придать новый смысл привычным для нас значениям. Рассу-
1 Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1925. С. 7-20
ждения В. Б. Шкловского остаются актуальными и сегодня. Они становятся особо важными для современного человека, живущего в мире больших скоростей, огромного объёма информационных потоков и технологических разработок. Современному человеку всё сложнее становится отстраниться от обыденной реальности и увидеть подлинные ценности жизни, её процессы.
Музейные пространства, их архитектура дают человеку новую возможность получения опыта взаимодействия себя и окружающего мира, создают условия для возможности «перейти границу привычного зрения» и увидеть окружающее пространство «по-особому». Поэтому вопросы, каким должен быть современный музей, какой образ должна создавать его архитектура активно обсуждаются специалистами данной сферы и являются актуальными вопросами современного времени.
Начало XXI в. охарактеризовалось большим ростом музейного строительства. Проектируются новые музеи, строятся новые корпуса уже известных музеев. Открытие филиала или постройка нового здания существующего музея способ-
ствуют не только увеличению пространства для экспонирования многочисленных экспонатов, хранящихся в фондах, но также обновлению концепции музея с учётом современных задач, оживлением конкретного района или территории новой доминантой, созданием архитектурного пространства, отвечающего запросам современного времени, и, таким образом, привлекающего новую волну посетителей.
«Музейный бум» рубежа веков по экономическим и политическим позициям обошёл Россию2, но сегодня строительство новых зданий, открытие филиалов и новых музеев начало активно обсуждаться и реализовываться, что нашло отражение в Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года «Проектирование и создание новых музеев» в п. 16: «В последние годы в России наблюдается значительный спрос на новые музеи и экспозиции, проекты музеефикации памятников архитектуры, концепции реконструкции и модернизации уже существующих музеев, что свидетельствует о повышении интереса к музеям в обществе. Одновременно повышаются требования к процедуре и технологии производства таких работ, появляется необходимость внедрения в массовую практику музейного проектирования как специализированного вида музейной деятельности»3.
Из крупных проектов уже реализован современный корпус Государственного Эрмитажа — восточное крыло бывшего Главного штаба на дворцовой набережной в Санкт-Петербурге было реконструировано и реставрировано под нужды музея; строится здание нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в Москве; в процессе реализации реконструкция московского политехнического музея, в процессе которой будет перестроено главное здание музея и построено новое. Активно обсуждаются вопросы открытия новых музеев и в регионах. Таким образом, очевидно, что изучение региональной музейной ситуации является важной и необходимой задачей.
В данной статье приводятся результаты натурного исследования музеев Кузбасса. В книге «Музеи Кузбасса» 4 приводятся общие данные по большинству музеев данного региона, описываются экспозиции и отдельные экспонаты. Существует и другая литература, посвящён-ная конкретным музеям Кузбасса и проблемам, с которыми они сталкиваются, но почти нигде не приводится информация об архитектурных пространствах, в которых эти музеи расположены. За редким исключением описания зданий, которые являются архитектурным наследием. Исходя из этого, выявляется необходимость в проведении обзорного исследования посвящённого описанию архитектурных пространств, в которых располагаются музеи Кузбасса. Данная информация является важной для создания целостного понимания музейной ситуации региона.
Кузбасс — Кузнецкий угольный бассейн является одним из самых крупных угольных месторождений мира, расположен на юге Западной Сибири, в основном на территории Кемеровской области, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау, Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем. В настоящее время наименование «Кузбасс» является вторым названием Кемеровской области.
Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Административные границы Кемеровской области являются сухопутными. На севере она граничит с Томской областью, на востоке с Красноярским краем и Республикой Хакасия5. На юге границы проходят по главным хребтам Горной Шории и Са-лаирского кряжа с республикой Горный Алтай и Алтайским краем, на западе — по равнинной местности с Новосибирской областью. Протяжённость Кемеровской области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток — 300 км. Область была образована 26 января 1943 года. Площадь области — 95,5 тыс. кв.км.
2 Хрусталёва М. А. Из истории проектирования музейных зданий // Музей. 2008. № 6. С. 6-21.
3 Бусыгин. А. Е. Проектирование и создание новых музеев. Концепция развития музейной деятель-
ности в Российской Федерации на период до 2020 года
[Электронный ресурс] // URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf (дата обращения 30.03.2016).
4 Бледнова Н. С., Васютин С. А., Юматов К. В. Музеи Кузбасса: справочник. Вып. 1. Кемерово, 2000.
5 Кемеровская область [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0 %B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0% D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1% 82%D1%8C (дата обращения 30.03.2016).
91
92
Кемеровский областной краеведческий музей
У этого региона богатое историческое и культурное наследие. Это древние поселения и могильники, наскальные изображения в Яш-кинском районе, историко-архитектурный комплекс исторического центра Мариинска, старого Кузнецка, памятники истории и архитектуры советского периода. Вопросы сохранения культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Кемеровской области — законом Кемеровской области от 8 февраля 2006 года № 29-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области»6.
Сегодня в Кемеровской области насчитывается около 20 музейных комплексов. В рамках данной публикации, осуществлено натурное исследование около 15 музейных зданий.
Щегловский (позже Кемеровский) областной краеведческий музей был открыт 6 октября 1929 г. Обществом изучения Сибири и её производительных сил. Музей располагается на первых этажах в двух жилых зданиях, расположенных зеркально относительно главной оси Театральной площади. Здания построены в 1957 г., архитектором Г. И. Фильфаровым. Музей находится в зданиях с 1975 г.
Общая площадь музея 1360 кв. м.
Кемеровский областной музей изобразительных искусств является одним из крупнейших художественных центров Кузбасса и Сиби-
6 Сохранение, государственная охрана, использование и популяризация объектов культурного наследия Кемеровской области [Электронный ресурс] // Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. URL: http://www.depcult.ru/objects (дата обращения 30.03.2016).
Кемеровский областной музей изобразительных искусств
ри. Музей основан в 1969 г. На сегодняшний день музей расположен в центре города в отдельно стоящем здании, ранее принадлежавшем Управлению вневедомственной охраны при управлении внутренних дел облисполкома. Здание построено архитектором Т. С. Запашным в 1943 г. для ОИТК УНКВД по Кемеровской области и реконструировано в 1985 г. с учётом нового назначения. Оно имеет три этажа и один цокольный. Здание является памятником архитектуры муниципального назначения.
Общая площадь музея 2400 кв. м.
Ленинск-Кузнецкий краеведческий музей находится на 1 этаже жилого дома, типовой застройки 1950-х гг. на проспекте Кирова. Здание сразу строили с пониманием, что на 1-м этаже будет располагаться музей. Музей располагается в этом здании с 1954 г.
Музей имеет 8 залов: 3 зала природы, 1 шахтёрский, 4 зала истории.
Общая площадь музея 580 кв. м.
Ленинск-Кузнецкий краеведческий музей
Музей истории крестьянского быта села Красного
Музей истории крестьянского быта села Красного открыт в 1993 г. Первоначально задумывался как краеведческий музей. В процессе встреч со старожилами села, сбора музейных предметов, родилась идея создать музей истории крестьянского быта. Разместился он в доме бывшего коннозаводчика С. Н. Пьянкова и является памятником архитектуры и градостроительства муниципального значения. Дом построен в 1870 г. и представляет собой очень редкую для западной Сибири двухэтажную «крестовую» связь, стоит на высоком каменном основании, которое образует обширное подвальное помещение. Снаружи дом облицован деревянными планками и окрашен. Углы дома обиты резными дощечками. Представляет интерес художественная обработка наличников, которая в XIX в. являлась неотъемлемой частью декора. В музее оформлено несколько постоянно действующих экспозиций: «Крестьянская изба конца XIX — начала XX вв.», «Крестьянские ремёсла», «Горница» и др. Фонды музея содержат предметы археологии, нумизматики, коллекции гончарной и бондарной посуды, изделия из бересты и ивовых прутьев и старинной крестьянской одежды.
Общая площадь музея 450 кв. м.
Промышленовский районный историко-краеведческий музей
Промышленовский районный историко-краеведческий музей расположен в отдельном одноэтажном здании, ранее принадлежавшем Народному суду. Открытие музея состоялось в 1991 г., хотя начиная ещё с 1985 г. здание стали приспосабливать под нужды музея. В 1987 г. к зданию была добавлена дополнительная пристройка для увеличения экспозиционной площади. На первом этаже располагаются залы с экспозициями, в подвальных помещениях находится фондохранилище. Местные СМИ в день открытия музея писали про его здание следующее: «Очень привлекательно уже ставшее местной достопримечательностью само здание музея, украшенное ажурными кружевами, изготовленными местными умельцами, обнесённое узорной оградой. Внешний облик музея настраивает на определённый лад, и это настроение поддерживается всё то время, что проводишь в его стенах»7.
Общая площадь музея 800 кв. м.
Бековский районный историко-этногра-фический музей «Чолкой» (с. Беково) посвящён истории и жизни местного населения — теле-утов8. Располагается на втором этаже дворца культуры, построенном в 1985-1986 гг. Дворец строил колхоз вместе с сельским советом. Музей создал Челухаев Владимир Ильич 25 декабря 1999 г. В музее около 10 залов (вместе с лестничными пролётами, которые так же используются под выставочное пространство). Рядом со зданием располагается музей под открытым небом — «телеутская деревня». В нём построены шести-
93
7 Одним музеем больше // Газета «Кузбасс». 1991. № 28.
8 На сегодняшний день, телеутов в посёлке проживают около 1650 человек. Всего на территории Кузбасса проживают 2500 телеутов.
Бековский районный историко-этнографический Гурьевский городской краеведческий музей
музей «Чолкой»
94
угольная юрта, кузница, плетёнка, ритуальные места свадебных обрядов, изба с убранством начала XX в., шалаш для отделки кожи, оборонительная башня.
Общая площадь музея 450 кв. м.
Гурьевский городской краеведческий музей основал Ф. И. Александров 30 апреля 1959 г. Фёдор Ильич Александров, коммунист с дореволюционным партийным стажем, активный участник гражданской войны. Его памяти в музее посвящена экспозиция с фотографиями, письмами и другими материалами.
В первые годы работы музея он не имел собственного здания. В собственное отдельное здание, музей переехал только в 1973 г. Это здание, было построено в 1909 г. в неорусском стиле на самом «бойком месте», в непосредственной близости от Гурьевского завода9 для купца Ермалае-ва — «Лавка купца Ермалаева». После револю-
9 25 ноября 1816 г. в день св. Димитрия и Гурия был открыт завод, который занимался литьём серебра. Долгое время на старых картах значилось название селения как Гурьевский завод. В 1938 г. селение получило статус города и название Гурьевск.
ции «Лавка купца Ермалаева» была отдана под народный дом, в котором находились разные кружки, читальня, радиокружки, место сбора первых комсомольцев. В 1935 г. народный дом переехал в построенное специально для него здание дома культуры, а в лавке Ермалаева открылся дом пионеров. Во время Великой Отечественной войны в здании стояли станки, на которых работали молодые ребята. Первые десятилетия после войны до момента как оно было отдано под городской музей, в нем располагался городской универмаг.
Площадь здания 396 кв. м.
На сегодняшний день здание находится в плачевном состоянии. Второй этаж уже не эксплуатируется. Фасад также требует реставрации (последняя реставрация фасада производилась в 1983 г.).
Здание, в котором располагается Мариин-ский городской краеведческий музей, было построено в 1900 г. при застройке центральной улицы Мариинска — Большой Московской (сейчас улица Ленина). Это красивый старинный двухэтажный деревянный дом с резьбой, принадле-
Мариинский городской краеведческий музей
Музей «Береста Сибири»
жавший мещанке Р. А. Харан. Резьбу по дереву выполняли столяры-краснодеревщики: Зверев Филипп, Жабров и Костюк. Дом сдавался под меблированные комнаты (доходный дом), а после революции в нём размещались поликлиника, затем гостиница, а после просто жилой дом. В 1971-1976 гг. в связи с созданием краеведческого музея здание было перенесено на улицу Рабочую, с которой, как считается, началось село Кийское (после ставшее Мариинском) и отреставрировано под музейные нужды. При переносе здание было поставлено на бетонный фундамент, была заменена кровля, к дворовому фасаду пристроена кирпичная котельная, заново отстроены сени, изменена внутренняя планировка помещений. Внутреннюю планировку залов под экспозиции произвёл Лапкин Ф.С10., частично резьбу восстановил А. Алексюк11.
27 декабря 1979 г. состоялось официальное открытие музея.
Во внешнем облике дома сохранились характерные черты деревянной застройки Мариинска конца XIX — начала XX вв. Основой планировки является конструктивная система из трёх продольных и пяти поперечных стен-связей. Рубленный «в лапу» сруб обшит профилированной доской.
На основном поле стен ярко выделяется богатая накладная резьба, украшающая пилястры и наличники окон. Главный, восточный, и боковые фасады имеют одинаковую обработку с вертикальным членением пилястрами, закрываю-
10 Лапкин Фёдор Степанович — краевед, был директором дома пионеров. Собрал много музейного материала и научно разработал содержание. Является основателем музея.
11 Копылов С. Е., Лапкин Ф. С. Город на Кии. Кемеро-
во, 2001.
щими выпуски брёвен. Пилястры имеют двухъярусную композицию с объёмными резными полуколоннками в первом и филёнками с про-пильной резьбой во втором ярусе. Окна первого этажа, меньшие по размерам, имеют более скромное обрамление. Завершение наличников выполнено в виде двух волют с центральной пальметтой характерным для Мариинска изображением солнца и двух птиц. Фасады завершает украшенный резьбой фриз и венчающий карниз, опоясанный резным подзором12.
Здание является памятником архитектуры регионального назначения. В 2006 г. была выполнена реставрация фасадов и ограды по сохранившимся образцам первоначального декора.
На первом этаже музея расположены 7 экспозиционных залов, на втором этаже 3 зала экспозиций и купеческая комната, имитирующая обстановку времени доходного дома Рии Харан. В 2013 г. рядом с музеем открылась экспозиция «Земля предков», раскрывающая историю местных поселений Селькупов, которые жили на этой территории до прихода русских.
Общая площадь музея 413 кв. м.
Музей «Береста Сибири» располагается в здании, которое было построено в начале XX в. и принадлежало купцу второй гильдии Гурьевичу Евсею Марковичу. В нём Гурьевич жил, а рядом находилась лавка, где он торговал продовольственными и промышленными товарами. В полуподвальном помещении хранились мешки с мукой. От дома к лавке вёл поземный ход. В годы войны в доме проживала семья Волковых и располагались бухгалтерские конторы. В 1980-е
95
12 Акт технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения //«Городской музей», 2011 г.
96
Чебулинский районый краеведческий музей
гг. размещались ритуальные услуги, после магазин Зовец Снаб. В 1990-е гг. здание передали в управление образования культуры. В 2009 г. оно было отдано музею Бересты.
Дом прямоугольный в плане, с кирпичной пристройкой со стороны двора. В композиционном и пластическом решении традиционного эклектичного «кирпичного» стиля прослеживаются неоренессансные мотивы. Симметричный в пять окон, главный фасад отличается крупными выразительными деталями из лекального кирпича. Окна обрамлены двойными арочными архивольтами с «замками», объединён-
ными широкими профилированными тягами на уровне пять арок, которые поддерживаются узкими колонками квадратного сечения. Углы акцентированы широкими филёнчатыми пилястрами, «поддерживающими» широкий узорчатый фриз, заканчивающийся профилированным карнизом с небольшим выступом13. Здание является памятником архитектуры регионального значения.
Экспозиции музея расположены на первом этаже и в полуподвальных помещениях. Общая площадь музея 333,6 кв. м.
Здание Чебулинского районного краеведческого музея (р.п. Верх-Чебула) — памятник архитектуры начала XX в. Оно построено в 1908 г. В разные годы здесь размещались контора кредитного товарищества, контора МТС с клубом, колхозный курятник, контора совхоза «Чебулинский», Дом пионеров и школьников. В 1989 г. здание отдано под районный краеведческий музей.
Экспозиции располагаются на двух этажах в 7 залах. Рядом с музеем располагается экспозиция под открытым небом.
Общая площадь музея 690 кв. м.
Киселёвский городской краеведческий Музей основан в 1982 г. Создавался он под руководством старейшего работника культуры Ел-фимовой Г. Е. Официально музей был открыт 11 июня 1989 г. на 1 этаже жилого 3-х этажного дома, спроектированного по типовой застройке в центре города. На этом месте до музея находилась музыкальная школа.
Музей имеет 3 зала: истории, этнографии и животного мира Кузбасса.
Общая площадь музея 250 кв. метров.
Новокузнецкий городской краеведческий музей — первый музей Кузбасса, один из крупнейших в Кемеровской области. Был основан 7 ноября 1927 г. в городе Кузнецке (современный Кузнецкий район, г. Новокузнецк). Сегодня музей располагается в центре города на первом этаже жилого пятиэтажного здания, построенного в 1955 г. по проекту архитектора Градо-ва Г.А14. Стиль здания — сталинский ампир. Дом изначально проектировался таким образом, что
Киселёвский городской краеведческий музей
13 Акт технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения //«Каменное здание начала XX в., бывшая контора торговой фирмы», 2010 г.
14 Архитектор Градов Г. А. из московского Гипрогора, был разработчиком ген. плана городской застройки Ста-линска (старое название Новокузнецка) 1948-1950 г.
1 этаж отдавался под социально-общественные проекты. В данном случае решено было отдать его под городской краеведческий музей, который был создан на основе частного музейного собрания кузнецких краеведов: Ярославцева Дмитрия Тимофеевича и Блынского Георгия Степановича.
Экспозиции распределены по трём отделам: отдел природы, истории и современной истории.
Общая площадь музея 1400 кв. м.
Подводя итоги обзорного исследования музейных пространств Кемеровской области, видим следующее: в основном музеи Кузбасса занимают 1-е этажи жилых зданий типовой застройки центров города. Но имеются и музеи, имеющие свои собственные здания, которые были отданы и адаптированы под нужды музея в советские годы. Чаще всего это здания, имеющие историческую и архитектурную ценность. Музеи, имеющие своё здание, пусть даже находящееся не совсем в хорошем состоянии (как здание Гурь-евского краеведческого музея) и требующие реставрации, имеют особую атмосферу, влияющую на психологическое состояние посетителя. Архитектура самого здания усиливает впечатление от посещения и восприятия экспозиции музея, наполняя пространство особыми красками своей собственной истории, тем более что чаще всего музеи Кузбасса историко-краеведческие. В то же время хочется отметить, что в Кемеровской области нет ни одного отдельного здания, которое бы строилось специально как музейное.
Общая «музейная ситуация» в регионе говорит о потребности в новых формах организации музейной деятельности и всего музейного пространства, и особую роль в этом может сыграть архитектура музея.
Проведённое исследование показывает необходимость модернизации музейных пространств и создании в Кузбассе новых зданий, построенных специально под нужды музеев, которые были бы спроектированы с учётом по-
Новокузнецкий городской краеведческий музей
нимания сущности современного музея, одна из задач функционирования которого создать особый опыт посещения, приводящего посетителя к новым граням личностного преобразования. Музея, который создаёт позитивное мышление и формирует мотивацию посетителя на делание.
Современный музей откроет жителям Кемеровской области новые пути для приобщения к истории, а так же привлечёт туристов со всей России в интереснейший регион, обладающий большим количеством различных богатств.
Список литературы 97
1. Акт технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения //«Городской музей», 2011.
2. Акт технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения //«Каменное здание начала XX в., бывшая контора торговой фирмы», 2010.
3. Бакушкина Е. С. Экологическое сознание как фактор создания экологической архитектуры // Наука и мир. 2014. № 10 (14). Т. 2. С. 104-107.
4. Бледнова Н. С., Васютин С. А., Юматов К. В. Музеи Кузбасса: справочник. Вып. 1. Кемерово, 2000.
5. Копылов С. Е., Лапкин Ф. С. Город на Кии. Кемерово, 2001.
6. Одним музеем больше // Газета «Кузбасс». 1991. № 28.
7. Хрусталёва М. А. Из истории проектирования музейных зданий // Музей. 2008. № 6. С. 6-21.
8. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1925. С. 7-20
9. Бусыгин. А. Е. Проектирование и создание новых музеев. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://mkrf. ru/upload/mkrf/mkdocs2013/20_02_2013_1.pdf (дата обращения 30.03.2016).
10. Кемеровская область [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D 0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D 0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения 30.03.2016).
11. Сохранение, государственная охрана, использование и популяризация объектов культурного наследия Кемеровской области [Электронный ресурс] // Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области. URL: http://www.depcult.ru/objects (дата обращения 30.03.2016).
ARCHITECTURAL SPACES OF THE MUSEUMS OF KUZBASS
Bakushkina Elena Sergeevna,
Postgraduate,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, Moika River Embankment 48, 191186 St. Petersburg, Russia,
e-mail: [email protected]
Abstract
Results of natural research of the museums of the large region of Russia — Kuzbass are given in this article. The history and short architectural data of buildings of the majority of the museums of Kuzbass is described. This information is important for creation of complete understanding of a museum situation of the region. Also the perspective of essence of the modern museum and special museum experience of visit is mentioned.
Keywords
Architectural spaces of the museums, regional museums, modern museum, experience of visit.
98