Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСТВО В АФРИКЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЗАВЕТНОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ'

ХРИСТИАНСТВО В АФРИКЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЗАВЕТНОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / АФРИКА / БИБЛЕИСТИКА / ЭКЗЕГЕТИКА / НОВЫЙ ЗАВЕТ / БОГОСЛОВИЕ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / СОТЕРИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гранин Роман Сергеевич

В обзоре рассматриваются статьи, опубликованные в журнале Южно-Африканской теологической семинарии «Conspectus». Исследуются актуальные проблемы распространения христианства на Глобальном Юге, а также некоторые вопросы новозаветной экзегезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIANITY IN AFRICA AND CURRENT ISSUES OF NEW TESTAMENT EXEGESIS

The work of modern Biblical scholars and the current problems of the spread of Christianity in the Global South are studied. The review examines the articles published in the «Conspectus: The Journal of the South African Theological Seminary».

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСТВО В АФРИКЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЗАВЕТНОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 27

ГРАНИН Р.С. * ХРИСТИАНСТВО В АФРИКЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОВОЗАВЕТНОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ. (Обзор). DOI: 10.31249/rphil/2023.03. 06

Аннотация. В обзоре рассматриваются статьи, опубликованные в журнале Южно-Африканской теологической семинарии «Conspectus». Исследуются актуальные проблемы распространения христианства на Глобальном Юге, а также некоторые вопросы новозаветной экзегезы.

Ключевые слова: христианство; Африка; библеистика; экзегетика; Новый завет; богословие; радикализация; сотериология.

GRANIN R.S. Christianity in Africa and current issues of New Testament exegesis. (Review).

Abstract. The work of modern Biblical scholars and the current problems of the spread of Christianity in the Global South are studied. The review examines the articles published in the «Conspectus: The Journal of the South African Theological Seminary».

Keywords: Christianity; Africa; biblical studies; exegesis; New Testament; theology; radicalization; soteriology.

Для цитирования: Гранин Р.С. Христианство в Африке и актуальные вопросы новозаветной экзегетики (обзор) // Социальные и гумани-

Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам; grrom@mail.ru

тарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2023. - № 3. - С. 91-103. DOI: 10.31249^^/2023.03.06

Пастор баптистской церкви, доктор философии в области систематического богословия Грег Каме [4] считает, что африканская церковь все больше отделяется от западного богословского влияния. Для того чтобы взять на себя ответственность за развитие своего собственного богословия, перед христианскими теологами в Африке встает ряд насущных вопросов. Как можно заниматься богословием в среде, которая все больше страдает богословским либерализмом и религиозным синкретизмом? Какой способ богословия в Африке является наиболее богоугодным и ориентированным на Библию? Для ответа на эти вопросы автор рассматривает четыре основных проблемы. Во-первых, он разъясняет смысл африканского богословия, как его объясняют некоторые африканские богословы. Во-вторых, он кратко излагает историю христианского богословия в Африке, а также аргументы, выдвинутые некоторыми известными африканскими богословами в защиту африканского богословия. В-третьих, он показывает, насколько опасно подходить к африканскому богословию с либеральной или синкретической точки зрения. Наконец, он приводит доводы в пользу евангельского подхода к теологии в Африке, исследуя происхождение африканского евангельского богословия [4, с. 30].

Каме задается вопросом, какая может быть польза от африканского богословия для евангельских христиан в Африке, если оно не находит своего основания в Писании. Он пишет, что истинная живая церковь не может существовать, исходя из человеческого опыта, но должна видеть свое основание в жизни Бога, в укорененности в вечных замыслах Отца, осуществившихся через Его Сына Иисуса Христа. Это подразумевает, что живая Церковь должна быть основана на богословии, ориентированном на Библию. Следовательно, правильное понимание библейских принципов может помочь африканским теологам начать процесс развития аутентичного африканского евангельского богословия посредством разработки сотериологии, которая укоренена в Писании. С хорошо продуманной сотериологией другие основные богословские доктрины могут быть более легко разработаны для африканской церкви. При этом культурное разнообразие Африки не должно быть препятствием для развития евангельского богословия,

которое бы идентифицировалось с контекстом африканской культуры. Поскольку христианское богословие в целом состоит из взглядов, сформулированных людьми в различных культурах и экзистенциальных ситуациях, постольку оно имеет множество разных точек зрения и подходов. Африканцы не должны бояться быть разными, для евангельского африканского богословия вполне приемлемо иметь множество позиций, основанных на той или иной культурно-теологической ситуации [4, с. 38].

Однако, подчеркивает Г. Каме, все подходы должны быть укоренены в Писании. Кроме этого, необходимо наличие некоторого единства развития африканского евангельского богословия как самобытного, отличающегося от других традиций. Этого можно достичь посредством сравнительного исследования богословия евангельских африканских теологов с целью выявления особенностей и уникальности каждого из них и создания платформы, которая позволяла бы дополнять и заимствовать каждое отдельное богословие. В своем исследовании автор соглашается с мнением таких африканских ученых, как Киноти, Идову, Мбити и другими, что настала пора африканцам начать формулировать свои собственные христианские богословские воззрения в рамках африканского культурного контекста. Автор оспаривает взгляды таких либеральных теологов, как Шлейермахер, а также синкретические взгляды Оробатора и Бужо, и согласен с Като, Мбуру и Мбеве, утверждающими, что существует необходимость в евангелическом подходе к богословию в Африке.

С этой целью Г. Каме попытался разработать и объяснить некоторые ключевые богословские принципы, которые могли бы помочь африканским богословам разработать сотериологию, ориентированную на Библию, которая могла бы сформировать, а также сделать возможным процесс разработки других основных постулатов, необходимых для прочного африканского евангельского богословия. Как справедливо заметил Мунга, пишет автор статьи, «будущее африканского богословия и его плодотворность зависит от возможности постоянного критического участия в рассмотрении и пересмотре своих фундаментальных представлений в свете вызовов, возникающих в связи с изменениями текущей ситуации» [4, с. 39]. Учитывая это, пишет Каме, африканские ученые могут рассматривать приведенные аргументы в качестве одного из ин-

струментов, который может оказаться полезным для критического рассмотрения и анализа африканской культуры в контексте разработки евангельского богословия для африканской Церкви.

Священнослужитель лютеранской церкви Ричард Отисо [5] пишет, что в течение долгого времени Глобальный Юг был не готов к церковной ответственности за миссионерскую работу, которая была естественной частью христианства, распространенного на Глобальном Севере. Отисо рассматривает современную парадигму Missio Dei - Миссию Бога, отмечая, что для ее понимания ее необходимо рассматривать через экклезиологические структуры1, характерные для Глобального Юга. Одновременно он пытается ответить на следующий вопрос: каковы богословские последствия COVID-19 для африканской Церкви и какие стратегии используются для смягчения этого состояния на Глобальном Юге? В своем исследовании Отисо пользуется качественной методологией, в рамках которой проводит систематический обзор научной литературы, что привело его к ряду богословских и миссиологических умозаключений. Его анализ концепции Missio Dei демонстрирует, что данная парадигма очень сильно изменилась на Глобальном Юге, превратив этот регион из предмета миссионерской работы в активных участников миссионерского процесса. Глобальный Юг, считает Р. Отисо, теперь готов к миссионерской работе как на родине, так и в диаспорах [5, с. 20].

Благодаря распространению христианства на Глобальном Юге посредством миссионерской работы, инициированной Глобальным Севером, долгое время бытовало мнение, что Глобальный Юг не способен вести миссионерскую работу за пределами своей территории. Основания для такой позиции имеются, учитывая более слабый экономический потенциал и финансовые возможности

1 Экклезиология (экклисиология) (от греч. ёккХцта - церковь и 1оуод -слово) - отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви как раздел догматического богословия и как элемент богословия тех или иных отцов Церкви. В христианской экклезиологии сочетаются два аспекта: мистический и канонический. Мистический аспект смотрит на Церковь как на мистическое Тело Христово, для которого Иисус Христос есть глава (Еф. 1:22-23; Еф. 5:23; Кол. 1:18). Канонический аспект говорит о единстве Церкви вокруг епископа и единстве епископов между собой при непрерывности преемства от апостолов, положенных Христом в основание Церкви.

населения Глобального Юга по сравнению с Глобальным Севером. Со временем Глобальный Юг пережил смену парадигмы в концепции Missio Dei, и произошло переопределение, в рамках которого членам Глобального Юга стало необходимо участвовать в миссионерской деятельности.

Представители Глобального Юга считали, что помимо Евангелия произошло слишком широкое распространение чуждой западной культуры на их территории. Они начали рассматривать Missio Dei не в богословском контексте, но также и как расширение западного ареала влияния через открытие новых общин. Это в некотором смысле отделило экклезиологию от миссиологии. С этой точки зрения, Missio Dei - это инициатива Бога, в то время как Церковь - это человеческое изобретение, через которое Слово Божье передается Божьим народом.

Кроме того, идея Церкви постепенно приобретает различающиеся интерпретации среди разных христианских деноминаций на Глобальном Юге. В последнее время в связи с пандемией COVID-19 произошли значительные изменения в экклезиологиче-ской структуре Глобального Юга, где использование технологий для завоевания новых нехристианских территорий и призыва людей к спасению стало частью Missio Dei. Наряду с этим африканская церковь претерпела радикальные изменения в своем понимании миссиологии. Возникла необходимость более четкого представления того, что Церковь и миссионерская деятельность должны рассматриваться как одно целое. Аналогичным образом, пишет автор статьи, можно сделать вывод, что Глобальный Юг претерпел огромные изменения в восприятии миссиологии, которая подготовила его к миссионерской работе как на своей территории, так и за ее пределами через диаспоральную миссию. Экклезиологи-ческие преобразования в африканской церкви в постковидную эпоху, заключает Отисо, являются достаточным свидетельством теологической гибкости Африканской Церкви и служат отличительной чертой современного изменения парадигмы Missio Dei на Глобальном Юге (5. 28).

Исаак Боахенг [1] рассматривает пневматологические представления книги «Деяния святых апостолов» в контексте миссии в современной Африке. Автор пишет, что Книга Деяний представляет собой захватывающую историю о зарождении и росте хри-

стианской церкви в условиях внутренних проблем и внешних конфликтов. Книга Деяний, в которой рассказывается о том, как Евангелие распространилось из Иерусалима в различные части мира первого века, представляет полезную парадигму для христианской миссии в каждом поколении.

И. Боахенг исследует то, как контекстуальное применение миссиологических принципов, вытекающие из опыта Пятидесятницы, могут помочь улучшить христианскую миссию в современной Африке. Автор проводит текстуальный анализ Деяний (Деян. 2:1-6). После критического анализа релевантных текстов автор утверждает, что для того чтобы выполнить свои полномочия, Церковь должна вернуться к своим пятидесятническим и миссионерским корням, а также к признанию абсолютной необходимости присутствия силы Духа для эффективного участия в Божьей миссии. Миссиологические последствия опыта Пятидесятницы включают в себя важность использования местных языков, как в миссии, так и в христианской жизни [1, с. 6].

Отрывок (Деян. 2:1-6), рассмотренный Боахенгом, раскрывает значение и цель наделения Духом для глобальной миссии. На основании проведенного исследования автор делает следующие выводы. Во-первых, Бог контролирует историю; Он определяет, что происходит, а также когда, где и как это происходит. Этот вывод вытекает из того, что опыт Пятидесятницы был исполнением Божьего пророчества, которое реализовалось в назначенное Им время. Этот факт хорошо согласуется со вторым выводом о том, что Бог предлагает божественное руководство тем, кто добровольно подчиняется Его предначертанному плану, следя, чтобы все происходило в соответствии с Его волей и целью. В-третьих, Божий спасительный план не ограничивается группой людей; скорее Бог желает спасти всех, кто приходит ко Христу через веру. Это видно из того факта, что опыт Пятидесятницы распространил Евангельскую весть на всех существующих людей, независимо от их места жительства и происхождения. Божья весть через учеников была услышана на разных языках, а это значит, что провозглашение Евангелия должно преодолеть любой языковой или культурный барьер.

В заключение Боахенг пишет, что Церковь должна уделять приоритетное внимание миссионерской деятельности. Любая хри-

стианская деноминация, которая не ставит миссионерскую деятельность во главу угла, не оправдывает ожиданий. Чтобы христианская церковь могла выполнять свои полномочия, она должна вернуться к своим пятидесятническим и миссионерским корням, а также к осознанию абсолютной необходимости Духа для эффективного участия в Божьей миссии. Современные миссионеры могут добиться успеха только в том случае, если они будут наделены силой Духа, поэтому Церковь должна брать силы от Духа для миссии, как на местном, так и на глобальном уровне [1, с. 17].

Ф. Вамахига [7] исследует проблему взаимоотношений христиан и мусульман в Найроби (Кения). Автор призывает использовать все средства, чтобы понизить уровень радикализации и удержать молодежь от вербовки в банды с целью причинения ущерба другим людям.

Когда речь идет о проблемах уязвимости, религия может дать глубокое понимание, утешение и мотивацию. Были проведены исследования, чтобы выяснить, можно ли рассматривать прощение, наряду с другими социальными учениями, как вариант борьбы с деструктивным явлением радикализации. Конечным результатом этих исследований, пишет автор, должен стать ответ на то, чего требует Бог от людей, созданных по его образу и подобию, учитывая сложившуюся ситуацию. На фоне страданий людей -христиан, мусульман и представителей других конфессий - следует использовать мудрость богословия и искать способы реагирования имеющиеся вызовы, делая акцент на личном и коллективном изменении и преображении [7, с. 114].

Ф Вамахига отмечает, что экстремизм продолжает представлять серьезную угрозу безопасности в современном мире. Молодежь подвергается риску радикализации и вербовки в боевые группировки. Автор провела исследование с целью выяснить, может ли прощение быть использовано как способ сдерживания радикализации молодежи и пресечения насильственного экстремизма. Свое исследование она проводит на основе двух теорий: «теории относительной депривации» и «теория рационального выбора». Целевая аудитория составила 460 человек в возрасте 1935 лет, а также 10 ключевых информантов. Для отбора использовалась целенаправленная выборка членов католической церкви Святой Терезы и мечети Рияда. Для отбора 10 ключевых инфор-

мантов использовалась переписная выборка, объем которой составил 212 участников. Сбор данных осуществлялся при помощи шкалы прощения и экстремизма Хартланда. Данные анализировались с помощью корреляционного анализа. В ходе исследования была обнаружена слабая, отрицательная и незначительная корреляции прощения и радикализации [7, с. 104].

Линель Зогбо [8] рассматривает проблему значения и перевода евангельской фразы «Истинно, истинно говорю вам...» ((щуу ощу Аеут Ъ^ы) на английский и африканские языки. Автор описывает дискурсивные и прагматические функции формулы Истинно, истинно говорю вам (Аминь, аминь глаголю вам), а также контекст ее употребления в Евангелии. Слово аминь (истинно) может появляться в кластерах текста, переходя от общего к конкретному, от дружеского к дискурсивно заостренному и даже конфронтацион-ному. В некоторых местах эта фраза предваряет и объявляет важные темы, в то время как в других сигнализирует о кульминационных выводах. В этой связи приводятся различные переводы этой фразы Христа, обсуждаются преимущества более буквального и иных способов ее перевода.

Л. Зогбо приходит к выводу о целесообразности передачи выражания «истинно, истинно» в транслитерации («аминь, аминь»), что позволит, среди прочего, сохранить семантическое поле этого выражения и передать уникальный колорит речи Иисуса Христа [8, с. 74].

Тони Коста [2] исследует особенности использования глагола «верить» (тотеЬю) в евангелии от Иоанна. Коста пишет, что Иоанн использует глагол тотеЬа> (верить, иметь веру, вверить, доверить) чаще, чем он используется в Синоптических Евангелиях. Акт веры является важным и центральным для Иоанна. Есть упоминания о людях, которые говорят, что верят в Иисуса и следуют за Ним. Однако есть и другие, которые также верят, но затем отворачиваются от Иисуса. Иоанн использует один и тот же глагол пютеЬа> на протяжении всего своего Евангелия.

Глагол тотеЬа> также используется в более широком семантическом диапазоне, который охватывает другие слова-действия в отношении Писания и исполнения воли и дела Божьего, такие как: знать, видеть, принимать, слышать, приходить, пребывать, оставаться и так далее. ШотеЬа> также подпадает под различные описа-

ния, такие как: быть рожденным от Бога, быть избранным и привлеченным Отцом, быть отданным Иисусу, принесенным плодом, а также такими, как: принять Дух, повиноваться Иисусу как Его овцы, поклоняться Ему [2, с. 93].

Коста пишет, что методология его исследования заключается в анализе различных отрывков из Евангелия от Иоанна, в которых используется глагол тотеЬа>, и в оценке того, как Иоанн использует это слово и его другие словесные ассоциации и дескрипторы в контексте соответствующих отрывков текста. Кажется, отмечает автор, что Иоанн бросает вызов своим читателям в вопросе того, что представляет собой истинный верующий в Иисуса в отличие от поддельного верующего. Он пишет, что на протяжении всего Евангелия от Иоанна говорится, что многие истинно веруют, а некоторые делают это неистинно. Иоанн не всегда проводит различие между истинными и ложными верующими, поскольку он использует одно и то же слово тотеЬа> для описания обеих групп.

На протяжении всего Евангелия используются несколько критериев, чтобы указать, что представляет собой истинный верующий в Иисуса. Среди этих критериев - различные синонимы, которые использует Иоанн, чтобы расширить диапазон понятия пютеЬа>, которое включает в себя такие действия, как принятие веры в Иисуса, Бога и Писание, а также исполнение воли Божьей. Истинно верующие стали детьми Божьими, рожденными по Божьей суверенной воле, рожденными свыше волей Божьей. Они имеют право называться детьми Божьими, они слышат Божьи слова и верят в то, что Писание говорит об Иисусе. Истинные верующие исполняют волю, которую требует Бог, а именно: верят в Его Сына и в обретение вечной жизни, верят в то, что они избраны и отданы Отцом Сыну. Истинные верующие в Иисуса - как ветви на лозе, они приносят плод и показывают свою веру своими делами и поступками. Они также получают Святого Духа, который направляет, учит и напоминает им о том, что говорил и чему учил Иисус. Они - Его овцы, слышащие голос Пастыря, и следующие за Ним. Он дает им вечную жизнь, и они никогда не погибнут. В Евангелии от Иоанна истинные верующие отмечены несколькими чертами, которые отличают их от поддельных верующих. Все эти действия и характеристики Иоанн объединяет словом тотеЬа>.

Последствия Иоаннова взгляда на татеЬт, указывает Коста, являются вызовом для всех, кто заявляет свою веру в Иисуса. Хотя связь между верой и практикой более выражена в Посланиях Иоанна, Евангелие от Иоанна представляет собой пространство различных действий, которые определяют, что значит верить. Глагол пютеЬа> в Четвертом Евангелии не является редукционистским или однозначным словом либо идеей. Это, скорее, богатый и многогранный термин, который функционирует как синоним действий, описывающих веру как настоящие, подлинные и яркие отношения с Иисусом [2, с. 108].

Научные сотрудники Южноафриканской теологической семинарии (South African Theological Seminary) Корнелия ван Девен-тер и Билл Домерис (3) исследуют значение метафор духовного рождения, живой воды и нового творения в Евангелии от Иоанна. Авторы отмечают, что Евангелие от Иоанна содержит различные запоминающиеся метафоры, опирающиеся на жизненные реалии своей аудитории, которые используются, чтобы передать богословскую суть учения. Вплетенная в ткань Евангелия, метафора животворящей воды, предложенная Иисусом, в итоге является им самим. С ней связана метафора нового рождения (творения), означающая новые преданность и этику тех, кто приходит к вере. Образ нового творения связан с эдемской обстановкой и Иисусом, вдыхающим Дух-жизнь в тех, кто приходит к вере. Вдыхание в учеников жизни Духа иллюстрирует эффект от встречи с животворящим Богом. Опираясь на когнитивную теорию метафор, авторы демонстрируют, что образы нового рождения, живой воды и новой жизни могут работать совместно для создания метанарратива.

К. Девентер и Б. Домерис обнаруживают следы указанных образов в литературном контексте, с их риторической функцией в повествовании; то, каким образом метафоры рождения, воды и жизни работают вместе, чтобы создать более широкую картину, которая описывает реальность давания, вынашивания и поддержания жизни в божественном теле. Авторы анализируют текст четвертого Евангелия, начиная с пролога, где говорится о Боге, дарующем новое рождение, рождение свыше, обещанное Никодиму1,

1 Никодим (ивр. ОТйПр'], греч. ЫькдЗпцод - «побеждающий народ») - упоминаемый в «Евангелии от Иоанна» фарисей, член синедриона, тайный ученик

100

живую воду, обещанную самаритянке (Ин. 4 глава). Далее посредством рассмотрения Святого Духа как живой воды, проистекающей из глубины души, авторы переходят к крестным событиям, где животворящая кровь и вода вытекают из бока Иисуса и предшествуют Его воскресению - новому рождению [3, с. 144].

Евангелие от Иоанна известно своими многочисленными стилистическими приемами, призванными убедить читателей стать теми людьми, кто верит, что Иисус есть Христос, Сын Божий; тех, кто переживает жизнь во Имя Его (Ин. 20:30-31). Среди этих стилистических приемов метафора предстает как замечательное средство для упаковывания небесных истин в доступный язык. Опираясь на когнитивный подход к метафоре, проведенный анализ позволил авторам избежать «подводных камней» атомизации или тотализации, продемонстрировав, что скрытая тенденция репродуктивного языка (самовоспроизводящегося) возникает как возможная концептуальная область при прочтении различных метафор Иоанна. Рассматривая Евангелие от Иоанна как трехактную драму, авторы нанесли на карту смыслов образность через язык рождения (Ин. 1:12-13; 3:3-8; 16:21-22), [живой] воды (Ин. 4:10, 11; 7:38), креста (Ин. 19:34) и нового творения (Ин. 20:17, 22), демонстрируя их взаимосвязь и смыслообразующий потенциал.

В заключение авторы отмечают, что репродуктивный язык функционирует наряду с другими концептуальными областями, такими как потенциальный метанарратив, передающий центральное послание Евангелия. Также идентификация возможных скрытых тенденций в описании рождения отмечает Четвертое Евангелие как текст, который чтит жизненный опыт своей женской аудитории. Оно призывает женщин действовать как активных толкователей и служителей Евангелия, и призывает братьев во Христе услышать Евангелие так, как его могла бы рассказать только сестра [3, с. 154].

Иисуса Христа. Никодим трижды упоминается в Евангелии от Иоанна. В Третьей главе описывается его тайный визит ночью к Иисусу, во время которого Христос рассказывает о необходимости рождения свыше: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:2-18).

Преподаватель Теологической семинарии Евангелической церкви в Джосе (Нигерия) (Jos Evangelical Theological Seminary) Рубен Турби Лука рассматривает проблемы африканского публичного богословского дискурса в контексте некоторых идей пролога Евангелия от Иоанна [6]. Автор пишет, что одной из постоянных проблем в публичном богословии является затруднительность прихода к нормативной методологии. Некоторые исследователи считают, что она не нужна, в то время как другие убеждены, что она важна и предлагают собственные варианты решения этой проблемы. Ряд специалистов полагает, что природа «общественности» и «теологии» слишком многообразна, чтобы иметь нормативный метод, поскольку каждый контекст имеет право на свою предпочтительную методологию. Как бы то ни было, наличие методологии требует известной цели. Многие теологи согласны с тем, что целью общественного богословия является преобразовательный прогресс общества с того состояния, где оно находится в настоящее время, к тому, в котором должно быть в соответствии с Божьим замыслом.

Р. Турби обращается к прологу Иоанна, где прямо говорится о воплощении Бога-Слова. Целью автора является изучение этого отрывка и выяснение того, какую надежду он дает в попытке предложить нормативную методологию для развития публичного богословия, особенно в Африке. В этом начинании предполагается, что пролог Евангелия от Иоанна является значимым для всего христианского богословия, и поэтому он применяется к публичному богословию. Автор предполагает, что у публичного богословия существует некая важная общественная цель. В своем исследовании он привлекает литературу по экзегетическому анализу пролога Иоанна (Ин. 1:1-18), где убедительно показывается, что Божье вторжение в человеческую историю в форме воплощения дает прочный герменевтический плацдарм, определяющий модель для нормативного осуществления цели публичного богословия [6, с. 200].

Рубен считает, что воплощение Бога в человеке, Иисусе из Назарета, закладывает этическое и герменевтическое (методологическое) основание и определяющую модель для участия африканских христиан в решении социальных и политических вопросов своих обществ. В воплощении Бог стал человеком, и Он не делал различий между врагами и друзьями, бедными и богатыми, Он разрушил все неравенства и социальные барьеры. Бедные Его вре-

мени преодолевали отчуждающие социальные, культурные, религиозные, политические и экономические структуры и обездоленность. По этой причине автор предполагает, что воплощение может быть богословским выражением и решением опыта африканской ситуации, в которой постоянно увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными вызывает растущее напряжение. Теологический императив и обоснование для активного участия в жизни африканских обществ просты - все было создано Христом и для Христа, все держится во Христе, и все будет примиряться Христом (Кол. 1:15-20). Автор приходит к выводу, что воплощение является герменевтической основой и мотивом африканской общественной жизни [6, с. 211].

Список литературы

1. Boaheng I. The Pneumatological Phenomenon in Acts 2:1-6: Implications for Christian Mission in Africa // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. - 2022. - Vol. 34, № 1. - P. 6-19.

2. Costa Т. The Use of maxsfe in the Gospel of John: Some Considerations on Meaning and Issues of Consistency and Ambiguity // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. - 2021. - Vol. 32, № 1. - P. 93-109.

3. Deventer С., van, Domeris В. Spiritual Birth, Living Water, and New Creation: Mapping Life-Giving Metaphors in the Fourth Gospel // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. - 2022. - Vol. 32. - P. 144-157.

4. Kame G. African Theology for the African Church: The Need for an Evangelical Approach // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. -2022. - Vol. 34, № 1. - Р. 30-40.

5. Otiso R. The Contemporary Missio Dei Paradigm and its Expression in the Global South // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. -2022. - Vol. 34, № 1. - P. 20-29.

6. Turbi Luka R. The Prologue of John: A Conceptual Framework for African Public Theological Discourse // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. - 2021. - Vol. 32, № 1. - P. 199-213.

7. Wamahiga F. The Influence of Forgiveness on Radicalization into Violent Extremism among the Youth in Eastleigh Area, Nairobi County, Kenya // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. Sandton. - 2021. -Vol. 33, N 1. - P. 104-115.

8. Zogbo L. On Understanding and Translating qiqv ap-v Хеую ii^iv in John's Gospel against the Backdrop of English and a Selection of African Languages // Conspectus : The Journal of the South African Theological Seminary. - 2021. -Vol. 32. - P. 74-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.