Научная статья на тему 'Христианство на территории древнего и раннесредневекового Узбекистана'

Христианство на территории древнего и раннесредневекового Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Согд / Бактрия / Парфия / Шаш / апостол Фома / Андрей Первозванный / несторианство / мелькиты / Sogd / Bactria / Parthia / Shash / Apostle Thomas / Andrew the First-Called / Nestorianism / Melkites

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллаев Евгений Викторович

В статье рассматриваются отдельные вехи распространения христианства на территории современного Узбекистана с I по Х в. Оcобое место уделяется вопросу о связи проникновения христианства в этот регион с апостольской миссией первых учеников Христа, апостолов Фомы и Андрея Первозванного. Рассматриваются основные этапы внутри этого значительного периода; в частности, связанные с разделением церквей и обособлением несторианства. На основании письменных источников и археологических находок, анализируются свидетельства о распространении христианства в Самарканде, Бухаре, Хорезме, а также среди кочевников-эфталитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christianity on the territory of ancient and early medieval Uzbekistan

The article discusses certain milestones in the spread of Christianity in the territory of modern Uzbekistan from the 1st to the 10th centuries. A separate place is given to the question of the connection between the penetration of Christianity into this region with the apostolic mission of the first disciples of Christ, the apostles Thomas and St. Andrew the First-Called. The insufficiently studied issue of the existence in Shash / Chach (the current territory of the Tashkent region) in the VIII–XIII centuries is also considered. Orthodox community headed by the Catholicos» заменить на: «The paper also considers the inadequately studied issue of the existence of the Orthodox community headed by the Catholicos in Shash / Chach (the current territory of the Tashkent region) in the VIII–XIII centuries.

Текст научной работы на тему «Христианство на территории древнего и раннесредневекового Узбекистана»

Абдуллаев Евгений Викторович

диакон, кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин

E-mail: abd_evg@yahoo.com

Ташкентская духовная семинария

100047, Ташкент ул. Садыка Азимова, 3-й тупик, д. 22

Христианство на территории древнего и раннесредневекового Узбекистана

В статье рассматриваются отдельные вехи распространения христианства на территории современного Узбекистана с I по Х в. Особое место уделяется вопросу о связи проникновения христианства в этот регион с апостольской миссией первых учеников Христа, апостолов Фомы и Андрея Первозванного. Рассматриваются основные этапы внутри этого значительного периода; в частности, связанные с разделением церквей и обособлением несторианства. На основании письменных источников и археологических находок, анализируются свидетельства о распространении христианства в Самарканде, Бухаре, Хорезме, а также среди кочевников-эф-талитов.

Ключевые слова: Согд, Бактрия, Парфия, Шаш, апостол Фома, Андрей Первозванный, несторианство, мелькиты.

Для цитирования: Абдуллаев Е.В. Христианство на территории древнего и раннесредневекового Узбекистана // Теология: теория и практика. 2022. Т. 1. № 1. С. 53-63. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0040

Evgenii V. Abdullaev

Deacon, Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Department of Church and Practical Disciplines

E-mail: abd_evg@yahoo.com

Tashkent Theological Seminary

100047, Tashkent st. Sadyka Azimova, 3rd dead end, 22

Christianity on the territory of ancient and early medieval Uzbekistan

The article discusses certain milestones in the spread of Christianity in the territory of modern Uzbekistan from the 1st to the 10th centuries. A separate place is given to the question of the connection between the penetration of Christianity into this region with the apostolic mission of the first disciples of Christ, the apostles Thomas and St. Andrew the First-Called. The paper also considers the inadequately studied issue of the existence of the Orthodox community headed by the Catholicos in Shash / Chach (the current territory of the Tashkent region) in the VIII-XIII centuries.

Keywords: Sogd, Bactria, Parthia, Shash, Apostle Thomas, Andrew the First-Called, Nestorianism, Melkites.

For citation: Abdullaev E.V. Christianity on the territory of ancient and early medieval Uzbekistan. Theology: Theory and Practice, 2022, vol. 1, no. 1, pp. 53-63. DOI: 10.24412/2949-3951-2022-0040

Памяти академика Э.В. Ртвеладзе

Литература по истории христианства на территории Средней Азии достаточно обширна [Никитин, 1984; Sims-Williams, 1991; Litvinsky, 1996; Naymark, 2001]. Из недавних работ по этой теме можно назвать Dickens, 2018; Musakaeva, 2022. Не утратили своей ценности и статьи на эту тему В.В. Бартольда [1964. С. 265-298; 263-264; 315-322]. Однако в ней остается еще немало неисследованного; в частности, дискуссионным является вопрос о начале его распространения в регионе, его связям с митрополией в Сирии и соотношении православных и несториан в регионе.

В этой небольшой обзорной статье мы ограничим рассмотрение этих вопросов территорией современного Узбекистана; история христианства в Мерве (ныне Туркменистан) — основном пункте миссионерского и миграционного движения христиан из Сирии и Ирана в Среднюю Азию — требует отдельного рассмотрения, как и история его распространения среди кочевых народов региона, живших на территории современных Кыргызстана и Казахстана. При этом следует иметь в виду, что границы Узбекистана (возникшие в современном виде менее столетия назад) будут пониматься условно, как область междуречья Сырдарьи и Амударьи. В рассматриваемый период она не представляла собой единого государственного образования, а входила в хорезмийский, бак-трийский и согдийский ареалы, часть которых к тому же периодически захватывалась иранскими (Парфянской, позже Сасанидской) империями.

Вплоть до утверждения ислама в Средней Азии в качестве господствующей религии в VIII-X вв. религиозная жизнь на территории Узбекистана была достаточно мозаичной. Преобладали зороастрийские культы, которые, однако, не были так интегрированы и связаны напрямую с государственной властью, как на западе, в сасанидском Иране. В IV-V вв. еще сохранял свои позиции в бактрийском ареале буддизм, однако его влияние постепенно шло на спад1.

Согласно наиболее известному преданию, первым проповедником христианства в Средней Азии был апостол Фома. В апокрифических «Деяниях Иуды Фомы» (III в.) говорится, что он был послан в Индию [Мещерская, 1996. С. 156]; однако «Индией» в эллинистической традиции назывался не только Индийский субконтинент, но и земли, лежащие к северу от него, включая и Бактрию. Действительно, некоторые «индийские» имена из «Деяний» (Гундофар, Маздай) имеют отчетливое иранское звучание, а ряд топонимов — Кушания, Газак (вероятно, согдийский город Газана) — связан со Средней Азией.

В «Церковной истории» Сократа Схоластика (V в.) деятельность апостола Фомы уже напрямую связывается с Ираном и Средней Азией (значительная часть которой входила в то время в Парфянскую империю): «Когда апостолы, по жребию, расходились к разным народам, Фома получил жребий апостольства в Парфии ^sv x^v ndp0wv

anoaxoX^v unsSsxsxo)» (I, 19) [Сократ Схоластик, 1996. С. 42]2.

1 О зороастризме и буддизме на территории Узбекистана см.: [Абдуллаев, 2009].

2 Греческий текст: [Socrate le Scolastique].

На то, что миссия апостола Фомы могла распространиться и на Среднюю Азию, косвенно указывают манихейские тексты из Восточного Туркестана, касающиеся первого распространителя манихейства в Средней Азии, одного из ближайших учеников Мани — мара Аммо (Фома)3. В парфянских, согдийских и среднеперсидских рукописях он фигурирует как знаток парфянского языка, отправленный Мани с миссионерской целью в Парфию; он прошел Маргиану и Бактрию до Амударьи, основывая на своем пути манихейские общины [Sundermann, 1979. Р. 146-149]. Поскольку Мани стремился строить свое «житие» по аналогии с земной жизнью Христа, такое совпадение между апостолом Фомой и маром Аммо вряд ли было случайным. По-видимому, среднеазиатское миссионерское путешествие этого манихейского проповедника строилось по образцу миссии апостола Фомы, которая, следовательно, также была связана со Средней Азией.

Возможен и другой, не противоречащий этому вариант начала христианской проповеди среди среднеазиатских народов. Первым крестителем согдийцев мог быть апостол Андрей Первозванный, хотя это обращение произошло не в Средней Азии, а на Кавказе, где находилась их торговая фактория4. По свидетельству автора 1У-У веков Софрония:

Андрей, брат его <Петра>, как предали нам предки, — проповедовал евангелие Господа нашего Иисуса Христоса Скифам и Согдианам (ZoYSlavoTq) и Саккам, и проповедовал в Севастополе Великом5.

По мнению Э.В. Ртвеладзе, не исключено, что и первыми распространителями христианства в Согде «были те согдийцы, вероятнее всего торговцы, обращенные в христианство далеко за пределами их родины — на Кавказе еще в I в. н. э.» [Ртвеладзе, 2013. С. 46].

Первое письменное свидетельство о христианстве в Средней Азии относится к 196 г., когда о христианах «среди кушан в далекой Бактрии» упомянул Бардайсан Эдесский [Bаrdаisаn, 1965. Р. 61].

К IV в. христианство, распространившись из Мерва, было уже широко представлено на территории современного Узбекистана. Судя по археологическим данным, большая часть христианских общин раннесредневекового периода находилась в Согде (особенно нынешней Самаркандской области); отдельные общины — на территории Старого Термеза и Ферганской долины6. Ко времени патриаршества Ахая (411-414 гг.) относится учреждение митрополии в Самарканде [Никитин, 1984. С. 124-125]7.

3 Хотя Х. Шедер выводит это имя из арамейского 'Ammänüel [Schaeder, 1934. P. 71], мар Аммо чаще отождествляется с учеником Мани Фомой, известным по Acta Archelai, см.: [Andreas, Henning, 1933. P. 302].

4 Обзор дискуссии о том, действительно ли в сообщении Епифания имелись в виду среднеазиатские согдийцы — см.: [Bubenok, 2017]. Сам исследователь склоняется к последнему [там же. Р. 33].

5 Район современного г. Сухуми.

6 См. данные по археологическим находкам: [Из истории древних культов Средней Азии, 1994].

7 Некоторые авторы датируют учреждение самаркандской митрополии более поздним периодом — VI и даже VIII веками — см.: [Naymark, 2О01. P. 82].

Христианство было активно прозелитической религией. Христианские миссионеры «медленно, но верно способствовали уменьшению влияния огромного множества служителей местных религий Средней и Центральной Азии, прежде всего зороастрий-ских жрецов и представителей шаманизма» [Mingana, 1925. Р. 299].

Активное проникновение христиан в Среднюю Азию было вызвано и гонениями на них в сасанидском Иране (340-363 гг., 379-401 гг.), спасаясь от которых они бежали на восток.

В первой четверти V в. «Церковь Востока», как именовала себя сирийская церковь, становится независимой от Константинопольского патриархата, а к концу века происходит окончательное отделение ее большей части, находившейся на территории империи Сасанидов, от остальных церквей; догматическим оформлением этого раскола стало несторианство.

При патриархе Акакии (485-496 гг.) несторианство окончательно утверждается как доктрина Восточной церкви, со временем вобравшей в себя не только Иран и Среднюю Азию, но и часть Индии и Китая. В несторианской церкви наряду с сирийским — литургическим — языком активно использовался согдийский ^о^, 1999. Р. 68].

В 497 г. в результате движения Маздака сасанидский шах Кавад бежал к среднеазиатским кочевникам — эфталитам, государство которых охватывало почти всю территорию Средней Азии. В этом бегстве Кавада сопровождали двое христиан-мирян, Иоанн и Фома. Позже они присоединились к миссии во главе с епископом Харрана. Эта миссия была успешной: миссионеры не только обратили значительное число эфталитов, но создали для них письменность и обучили их ей. К этим миссионерам присоединился затем армянский священник, который обладал познаниями в области сельского хозяйства и смог передать их кочевникам-эфталитам. Миссия продолжалась семь лет, однако два мирянина из свиты Кавада остались у эфталитов и прожили среди них в общей сложности тридцать лет ^^апа, 1925. Р. 303-304].

Если сообщение об этой миссии отражает действительные события, то можно говорить об определенном влиянии христиан на формирование оседлой государственности у эфталитов. Основными распространителями христианства были сирийцы и согдийцы — главным образом купцы и ремесленники.

Случаи покровительства христианству со стороны местной земельной или военной аристократии или обращения в христианство кого-либо из местных правителей неизвестны. Правда, на основании нумизматических данных — монет с несториан-ским крестом из Бухарского оазиса — А. Наймарком была высказана гипотеза, что один из бухарских правителей конца VII — начала VIII в., Вардан-худат, был христианином [Шутагк, 2001. Р. 178-295]. Присутствие христиан в Бухаре подтверждается «Историей Бухары» Абу Бакра Наршахи (ок. 899-959), в котором сообщается о христианской церкви (калисийа-и тарсайан) в Бухаре, у ворот Аттаран, на месте которой была возведена мечеть [Абу Бакр Мухаммад ибн Джа'фар ан-Наршахи, 2011. С. 57].

Арабское нашествие стало для христиан Средней Азии серьезным испытанием. «Разрушались и разграблялись церкви и монастыри, гибли и попадали в рабство миряне и монахи. Но после жестоких сражений жизнь возвращалась в обычное русло. Му-

сульманская администрация <...> требовала от христиан исправной уплаты податей в обмен на гарантию жизни, личной свободы и имущества. Разрешила восстановление храмов и не препятствовала миссионерской деятельности, лишь бы она не затрагивала интересов мусульманской общины» [Колесников, 1982. С. 217-218].

Не случайно всплеск миссионерской деятельности несториан в регионе совпадает с первыми веками арабского владычества, когда ислам еще не стал доминирующей религией. Позиции несториан укрепились в годы патриаршества Тимофея I (779-823 гг.), который назначил самаркандского митрополита и епископов Бухары и Чача.

К третьей четверти Х в. относится сообщение Ибн Хаукаля о посещении месопо-тамскими христианами несторианского монастыря, находившегося в горах недалеко от Самарканда [Naymark, 2001. P. 84]. Он отождествляется с монастырским комплексом, раскопанным в 1997-2007 гг. в Сулайман-тепе близ Ургута Самаркандской области. При раскопках был найден железный крест и некоторые другие предметы с изображением креста. В состав монастыря входили две церкви, монастырская и приходская, и трапезная. Он существовал в IX-XIII вв. и, вероятно, пришел в упадок после взятия Самарканда монголами в 1220 г. [Savchenko]. О том, что Ургут в домонгольский период был важным христианским центром, свидетельствуют большой бронзовый кадило с евангельскими сюжетами и керамический горшок с лепным крестом и имитацией сирийского письменность найдена в Кук-Тепе в Гусе, к востоку от Ургута.

Еще в первые века после арабского завоевания интеллектуальные контакты между Самаркандской митрополией и церквями на территории бывшей империи Сасанидов были довольно интенсивными. Однако со временем они ослабевают, и Самаркандская митрополия теряет свое прежнее значение.

Несторианами были далеко не все местные христиане. К V-VI вв. восходят сведения о православных общинах на территории современного Узбекистана; православных называли мелькитами — сторонниками византийского императора (от арам. «мельк» — «царь»), поскольку до арабского завоевания они подчинялись Константинопольскому патриарху (позже — Антиохийскому).

В VIII в. часть мелькитов из Ктесифона была переселена по приказу халифа ал-Ман-сура в Чач/Шаш (прибрежная область реки Чирчик, близ современного Ташкента).

Об этом эпизоде повествуется в житии Антиохийского православного патриарха Христофора (t967), составленном в конце X — начале XI в. Ибрахимом ибн Йуханной ал-Антаки8.

...Ктесифон был большим и знаменитым городом на границе персидской державы. В нем была община христиан, чей пастырь носил сан, отличный от митрополичьего9. Оставаясь митрополитом, он не мог бы один управлять столь многочисленной паствой, рассеянной по всей Персии, даже при содействии епископов, потому что их было совсем не много. Когда же сыны Агари10 строили Город мира, Багдад, они решили изгнать христиан из его окрест-

8 Ибн-Йуханна был одним из учеников патриарха и известным в антиохийской церковной среде переводчиком на арабский творений отцов Церкви — свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Назианзина, преп. Ефрема Сирина и др.

9 Т. е. назывался не митрополитом, а католикосом.

10 Т. е. арабы.

ностей и поселить их в одну из отдаленных персидских областей под названием Шаш. Туда же они отправили католикоса вместе с его окружением. Переселенцев стали называть «общиной ромеев», и это название закрепилось за ними [Ибрахим ибн Йуханна, 2015. С. 145-146].

Далее в «Житии Христофора» сообщается о конфликте христиан Шаша с христианами Багдада. В основанном рядом с Ктесифоном Багдаде число мелькитов продолжало расти, в основном за счет пленных византийцев, и они пожелали восстановить у себя католикосат. Багдадская община ссылалась на свое преемство от Ктесифона по месту, шашская — на присутствие среди них католикоса.

Христиане из Багдада заявляли: «Есть все основания, чтобы католикос жил у нас: его местопребывание было в Ктесифоне, а Ктесифон рядом с нами, прямо по соседству». Община Шаша возражала: «А мы — исконные жители Ктесифона, и католикос всего Востока переселился сюда вместе с нами. Вы требуете себе первенства на основании камней и праха, но важнее всего на земле — человек, единственный из всех творений наделенный даром речи. Значит, куда переехал католикос, там и должна находиться его кафедра» [Ибрахим ибн Йу-ханна, 2015. С. 146].

Около середины Х в., после смерти очередного католикоса в Ромагирисе, христиане Шаша делегировали в Антиохию к патриарху Агапию I священника и двух диаконов, чтобы добиться поставления нового католикоса. Это снова вызвало протест багдадских христиан, и вопрос так и не был решен. Только после смерти Агапия (959/960 г.) новый Антиохийский патриарх Христофор поставил двух католикосов: одного — в Багдад, другого — в Ромагирис [Ибрахим ибн Йуханна, 2015. С. 147].

О том, что в Чаче в VIII в. существовала крупная христианская община, свидетельствуют и археологические находки. Еще в 1922 г. возле реки Салар, в обрыве на правом берегу, напротив Ташкентского медицинского института (ныне Ташкентская медицинская академия), была обнаружена небольшая пустота, где был найден костяк человека; среди сопроводительного материала погребения была статуэтка Христа, сидящего на ослике (к сожалению, впоследствии утеряна) [Анбоев, 1959].

Многочисленные находки с изображением креста были найдены на городище Канка (Аккурганский район Ташкентской области). По сообщению Г.И. Богомолова, здесь было обнаружено изображение креста в нише одного из зданий, а также небольшой крест из желтой бронзы [Богомолов, 1994. С. 77]. В 2019 г. в Канке были найдены образцы керамики с изображением креста [Musakaeva, 2022. Р. 130]. О том, что христиане жили и других поселениях в Чаче, свидетельствует находка бронзового нательного креста во время раскопок в 2008-2009 гг. в городище Каршаултепа (Чиназский район Ташкентской области) [Аширов, Шейко, Поторочина, 2010. С. 40-41]. Вопрос о том, можно ли идентифицировать эти находки как «мелькитские» или «несторианские», остается пока открытым.

В первой половине XIII в. католикосат в Шаше еще существовал. Так, составителем «Антиохийского минология» — многотомного собрания гомилий и житий для чтения в течение литургического года — был некто Юханна абд-ал Масих, который упоминает о

себе как о «священнике и монахе», но также сообщает, что он «был избран католикосом Ромагирда и Шаша» (al-muhtar qatuliq li-Rumagird wa-Sas) [Treiger, 2020. P. 329].

Жили православные христиане и за пределами Чача. В X в. о мелькитах в Хорезме упоминал Бируни; о православном (русском и аланском) населении Ургенча сообщал в XIII веке папский посол Плано Карпини [Толстов, 1946]. Дискуссионным остается вопрос о Хорезмской (Хвалисской) епархии, упомянутой в Notitia Episcopatuum (VIII-IX вв.), в которой перечислены епархии Православной церкви под властью Константинопольского патриарха, включая епархию Хоразма [de Boor, 1891. Р. 531]. Дальнейшая судьба этих христиан, как и чачских, неизвестна.

Следующий недолгий расцвет христианства в регионе падает на монгольский период, однако он уже выходит за хронологические рамки этого исследования.

Литература

Абдуллаев Е. Религия и государственность // История государственности Узбекистана: В 3-х т. Т. 1. / Отв. ред. Э.В. Ртвеладзе, Д.А. Алимова. — Ташкент: Узбекистан, 2009. — С. 347-393. (In Russian)

Абу Бакр Мухаммад ибн Джа'фар ан-Наршахи. Та'рих-и Бухара. История Бухары. Перевод, комментарии и примечания Ш.С. Камолиддина. Археолого-топографический комментарий Е. Г. Некрасовой. — Ташкент: SMIA-SIA, 2011. 600 c.

Анбоев И.А. Древний несторианский клад (?) в г. Ташкенте // Известия АН Уз. ССР, серия «Общественные науки». 1959. № 6. — С. 39-40. (In Russian)

Аширов С., Шейко К., Поторочина Е. Крест проросший. К находке христианского креста на городище Каршаултепа в Ташкентской области // Восток Свыше. 2010. № 19. — С. 40-43. (In Russian)

Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (по поводу семиреченских надписей) // Бартольд В.В. Соч. Т. I-IX. — М.: Наука, 1963-1977. Т. II. Ч. 2. 1964. — С. 265-298. (In Russian)

Васильевский В.Г. Хождение Апостола Андрея в стране Мирмидонян // Васильевский В.Г. Труды. Т. II. Вып. 1. — СПб: Тип. Импер. Акад. наук, 1909. — С. 214-227. (In Russian)

Ибрахим ибн Йуханна. Житие Антиохийского патриарха Христофора / Пер. с сир. С.А. Моисеевой // Моисеева С.А. Арабская мелькитская агиография IX-XI веков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — С. 142-176. (In Russian)

Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Сост. Л.И. Жукова. — Ташкент: Глав. ред. энциклопедий, 1994. — 120 с. (In Russian)

Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. — М.: Наука, Глав. ред. восточ. лит-ры, 1982. — 270 с. (In Russian)

Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. — М.: Присцельс, 1996. — 454 с. (In Russian)

Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и Средневековье) // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. Под ред. Б. Литвинского. — М.: Наука, Глав. ред. восточ. лит-ры, 1984. — С. 121-137. (In Russian)

Ртвеладзе Э.В. Древнейшее свидетельство о согдийцах-христианах // Восток свыше. 2013. № 2. - С. 44-46. (In Russian)

Сократ Схоластик. Церковная история. — М.: РОССПЭН, 1996. — 368 с. (In Russian)

Толстов С.П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений) // Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР. 1946. № 2. — С. 87-108. (In Russian)

Andreas F.C., Henning W.B. Mitteliranische Manichaica aus Chinesisch Turkestan II. Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften, 1933, pp. 292-363.

Bardaisan. Book of the Laws of Countries. Ed. H.J.W. Drijvers. Assen: Van Gorcum, 1965, 68 p.

Boor C. de. Nachträge zu den Notitiae Episcopatum [II]. Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1891, 12, pp. 519-534.

Bubenok O. B. The Sogdians in the Western Caucasus. Archivum Eurasiae Medii Aevi. Wiesbaden: Otto Harrasowitz Verlag, 2017, vol. 23, pp. 21-34.

Dickens M. Syriac Christianity in Central Asia. The Syriac World, 2018. London: Routledge, pp. 583624.

Foltz R. C. Religions of the Silk Road. New York: St. Martin's Press, 1999, 186 p.

Litvinsky B. Christianity. History of civilization of Central Asia. Vol. 3: The crossroads of civilizations: A.D. 250 to 750. Paris: UNESCO Publishing, 1996, pp. 421-426.

Mingana A. The Early Spread of Christianity and the Far East. Bulletin of the John Rynalds Library, 2 (9), July 1925, pp. 297-371.

Musakaeva A.A. New findings of coins and archeological objects with Christian symbols from Sughd and Chach. Silk Road Traces: Studies on Syriac Christianity in China and Central Asia. Tang L. (ed.), Winkler, D. W. (co-ed.). Münster: LIT Verlag, 2022, pp. 119-145.

Naymark A. Sogdiana, its Christians and Byzantium: a Study of artistic and cultural connections in late antiquity and early Middle Ages (2001, UMI Num. 3024266), 530 p.

Savchenko A. Urgut, Uzbekistan. Excavation of a presumed Christian monastery // The Society for the Exploration of Eurasia [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.exploration-eurasia. com/inhalt_english/frameset_projekt_2.html (дата обращения: 17.02.2023).

Schaeder H. H. Iranica. Abhandlungen der Gesellschaft der Wissenschaft zu Göttingen, Philologischhistorische Klasse, Folge, 1934, no. 10, pp. 68-83.

Sims-Williams N. Christianity III. In Central Asia And Chinese Turkestan. Encyclopœdia Iranica, vol. 5, fasc. 5, Costa Mesa, 1991, pp. 330-334.

Socrate le Scolastique. Histoire de l'Eglise. Livre I [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// remacle.org/bloodwolf/eglise/socrate/eglise1.htm (дата обращения: 17.02.2023).

Sundermann W. Die mittelpersischen und parthischen Texte als Quellen zur Geschichte der vorislamischen Zentralasien. Prolegomena to the Sources of the History of Pre-Islamic Central Asia. Ed. by J. Harmatta. Budapest: Akadémiai Kiado, 1979, pp. 143-151.

Treiger A. The Beginnings of the Graeco-Syro-Arabic Melkite Translation Movement in Antioch. Scrinum, 2020, no. 16, pp. 306-332.

References

Abdullaev E. Religion and statehood. History of the statehood of Uzbekistan: In 3 vols. T. 1. Ed. ed. E.V. Rtveladze, D.A. Alimov. Tashkent: Uzbekistan, 2009, pp. 347-393. (In Russian)

Abu Bakr Muhammad ibn Ja'far an-Narshahi. Ta'rih-i Bukhara. History of Bukhara. Translation, comments and notes by Sh.S. Kamoliddin. Archaeological and topographic commentary by E.G. Nekrasova. Tashkent: SMIA-SIA, 2011, 600 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anboev I.A. Ancient Nestorian treasure (?) in Tashkent. Proceedings of the Academy of Sciences of the UzSSR, series «Social Sciences», 1959, no. 6, pp. 39-40. (In Russian)

Andreas F.C., Henning W.B. Mitteliranische Manichaica aus Chinesisch Turkestan II. Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften, 1933, pp. 292-363.

Ashirov S., Sheiko K., Potorochina E. The sprouted cross. To the discovery of a Christian cross at the settlement of Karshaultepa in the Tashkent region. East Above, 2010, no. 19, pp. 40-43. (In Russian)

Bardaisan. Book of the Laws of Countries. Ed. H.J.W. Drijvers. Assen: Van Gorcum, 1965, 68 p.

Bartold V.V. On Christianity in Turkestan in the pre-Mongolian period (on the Semirechensk inscriptions). Bartold V.V. Op. T. I-IX. Moscow: Nauka, 1963-1977. T. II. Part 2. 1964, pp. 265-298. (In Russian)

Boor C. de. Nachträge zu den Notitiae Episcopatum [II]. Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1891, 12, pp. 519-534.

Bubenok O. B. The Sogdians in the Western Caucasus. Archivum Eurasiae Medii Aevi. Wiesbaden: Otto Harrasowitz Verlag, 2017, vol. 23, pp. 21-34.

Dickens M. Syriac Christianity in Central Asia. The Syriac World, 2018. London: Routledge, pp. 583624.

Foltz R. C. Religions of the Silk Road. New York: St. Martin's Press, 1999, 186 p.

From the history of ancient cults of Central Asia. Christianity. Comp. L.I. Zhukov. Tashkent: Head. ed. Encyclopedia, 1994, 120 p. (In Russian)

Ibrahim ibn Yuhanna. Life of Patriarch Christopher of Antioch. Translr. with Sir. S.A. Moiseeva. Moiseeva S.A. Arabic Melkite hagiography of the 9th-11th centuries. Moscow: Publishing House of PSTGU, 2015, pp. 142-176. (In Russian)

Kolesnikov A.I. Arab conquest of Iran. Moscow: Nauka, Head. ed. east. literature, 1982, 270 p. (In Russian)

Litvinsky B. Christianity. History of civilization of Central Asia. Vol. 3: The crossroads of civilizations: A.D. 250 to 750. Paris: UNESCO Publishing, 1996, pp. 421-426.

Meshcherskaya E. Apocryphal deeds of the apostles. New Testament Apocrypha in Syriac Literature. Moscow: Prizels, 1996, 454 p. (In Russian)

Mingana A. The Early Spread of Christianity and the Far East. Bulletin of the John Rynalds Library, 2 (9), July 1925, pp. 297-371.

Musakaeva A.A. New findings of coins and archeological objects with Christian symbols from Sughd and Chach. Silk Road Traces: Studies on Syriac Christianity in China and Central Asia. Tang L. (ed.), Winkler, D. W. (co-ed.). Münster: LIT Verlag, 2022, pp. 119-145.

Naymark A. Sogdiana, its Christians and Byzantium: a Study of artistic and cultural connections in late antiquity and early Middle Ages (2001, UMI Num. 3024266), 530 p.

Nikitin A.B. Christianity in Central Asia (Ancient and Middle Ages). East Turkestan and Central Asia. Story. Culture. Connections. Ed. B. Litvinsky. Moscow, Nauka, Head. ed. east. literature, 1984, pp. 121137. (In Russian)

Rtveladze E.V. The oldest evidence of the Sogdian Christians. East from above, 2013, no. 2, pp. 44-46. (In Russian)

Savchenko A. Urgut, Uzbekistan. Excavation of a presumed Christian monastery. The Society for the Exploration of Eurasia. URL: http://www.exploration-eurasia.com/inhalt_english/frameset_projekt_2. html (data of access: 17.02.2023).

Schaeder H. H. Iranica. Abhandlungen der Gesellschaft der Wissenschaft zu Göttingen, Philologischhistorische Klasse, Folge, 1934, no. 10, pp. 68-83.

Sims-Williams N. Christianity III. In Central Asia And Chinese Turkestan. Encyclopœdia Iranica, vol. 5, fasc. 5, Costa Mesa, 1991, pp. 330-334.

Socrate le Scolastique. Histoire de l'Eglise. Livre I. URL: https://remacle.org/bloodwolf/eglise/socrate/ eglise1.htm (data of access: 17.02.2023).

Socrates Scholastic. Church history. Moscow: ROSSPEN, 1996, 368 p. (In Russian) Sundermann W. Die mittelpersischen und parthischen Texte als Quellen zur Geschichte der vorislamischen Zentralasien. Prolegomena to the Sources of the History of Pre-Islamic Central Asia. Ed. by J. Harmatta. Budapest: Akadémiai Kiado, 1979, pp. 143-151.

Tolstov S.P. New Year's holiday «kalandas» among Khorezmian Christians of the beginning of the 11th century (in connection with the history of Khorezmian-Khazar relations). Materials and research on ethnography and anthropology of the USSR, 1946, no. 2, pp. 87-108. (In Russian)

Treiger A. The Beginnings of the Graeco-Syro-Arabic Melkite Translation Movement in Antioch. Scrinum, 2020, no. 16, pp. 306-332.

Vasilevsky V.G. Walking of the Apostle Andrew in the country of Mirmidonians. Vasilevsky V.G. Proceedings. T. II. Issue. 1. St. Petersburg: Type. Imperial Acad. Nauk, 1909, pp. 214-227. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.