Научная статья на тему 'Христианство как фактор развития науки'

Христианство как фактор развития науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1818
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / НАУКА / RELIGION / CHRISTIANITY / SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гильманов А. З., Соловьев М. М.

В статье рассматривается влияние христианства на науку. Показывается, что христианство явилось основным фактором рождения науки. Проанализированы принципы христианства на которых основывается наука. Приведены высказывания верующих ученых, на основе которых утверждается, что христианство благоприятствует развитию научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIANITY AS A FACTOR OF SCIENCE

This article discusses the influence of Christianity on science. Shows that Christianity has been a major factor in the birth of science. Analyzed the principles of Christianity which is based on science. Statements given believers scientists on which states that Christianity favors the development of scientific activity.

Текст научной работы на тему «Христианство как фактор развития науки»

УДК 316.3.

А.З.Гилъманов, М.М.Соловьев ХРИСТИАНСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУКИ

Аннотация: В статье рассматривается влияние христианства на науку. Показывается, что христианство явилось основным фактором рождения науки. Проанализированы принципы христианства на которых основывается наука. Приведены высказывания верующих ученых, на основе которых утверждается, что христианство благоприятствует развитию научной деятельности.

Ключевые слова: религия, христианство, наука

Gilmanov Amir Zarifovich, Soloviev Mikhail Michailovich CHRISTIANITY AS A FACTOR OF SCIENCE

Abstract: This article discusses the influence of Christianity on science. Shows that Christianity has been a major factor in the birth of science. Analyzed the principles of Christianity which is based on science. Statements given believers scientists on which states that Christianity favors the development of scientific activity.

Key words: religion, Christianity, science

Главный герой романа Г.К.Честертона «Шар и крест» Макиэн, в полемике с атеистом утверждал: «наука весьма обязана церкви» [12]. Несомненно, именно христианство явилось основным фактором формирования науки. Рождение науки определено временем и местом, - это христианская Западная Европа рубежа XVI - XVII вв. «Не в эпоху атеизма (XVIII в.), не в эпоху пренебрежения религиозными вопросами (XV в.), не в эпоху религиозной стабильности (XIII в.), а в эпоху Реформации и Контрреформации, в эпоху величайшего взлета религиозной напряженности в жизни христианской Европы, родилась наука» [4]. Для научной деятельности необходим ряд аксиом, то есть таких исходных положений, на которые опирается ученый, но которые нельзя доказать исходя из самой науки. Эти необходимые для науки аксиомы предоставило ей в пользование христианство. Рассмотрим их [4, 6].

1. Мир существует. Ученому необходимо быть уверенным, что мир существует, что он реален, при чем не только для него самого, но и для всех [6]. Например, с точки зрения восточной мысли (буддизма, индуизма), мир - это иллюзия (майя). А если мир есть иллюзия, то, как можно изучать то, чего не существует!? Поэтому в такой культуре не могла зародиться наука. Христианство же способно дать необходимую уверенность ученому. Библия утверждает, что мир объективно реален, потому, что он создан Богом (Быт. 1).

2. Мир не есть Бог. Ученому также необходимо быть уверенным, что мир не есть Бог. Например, астрономия, как наука, возможна тогда, когда звезды признаются людьми, и ведущей в обществе религией звезды не считаются богами и духами, а являются неодушевленными предметами. Потому что, если солнце и луна - это боги, как считалось у древних греков и римлян, то постижение светил в таком случае явилось бы одним из аспектов теологии как науки: «„.никто, грек он или варвар, не замедлит признать, что и Солнце и Луна — боги... не только они, но еще и пять светил, которые обычно люди невежественные называют блуждающими» - пишет Апулей [1]. Известного философа, математика и астронома Анаксогора предали суду в Древней Греции за его противоречащее общественному мнению того времени утверждение, что «звезды — это раскаленные камни.. Солнце — огромная воспламенившаяся глыба, а Луна — тело» [9]. Дабы спастись, Анаксогор был вынужден бежать из Афин [9]. Также, большие препятствия для научной деятельности имеются у последователя такой индийской религии как джайнизм. По учению джайнизма нельзя причинять вред ни одному живому существу (человеку, животному, насекомому). Поэтому джайнисту нельзя заниматься, например, анатомированием лягушек и т.д. Только христианство смогло освободить человеческое сознание от обожествления окружающего мира, природы, тем самым создав предпосылки для рождения науки [4, 5, 7].

3. Мир не есть зло. Существуют религиозно-философские системы, с точки зрения которых, материальный мир есть источник зла. Такого мнения придерживается Плотин [10, c.346], последователи гностических учений и т.д. Плотин считает, что мир материи - это этап крайней деградации духа. В комментариях к Евангелию от Фомы, читаем, что в большинстве гностических апокрифов «. представление о том, что мир есть зло, или прогнил и его следует остерегаться, является общепринятым.» [3, с.183]. Напротив, ученый должен исходить из аксиомы, что мир обладает сам по себе неким добрым качеством. Данное положение отмечается в первоисточнике христиан, - Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).

4. Мир независим от Бога. Если в том или ином социуме считают, что субъектом каждого события происходящего в мире является Бог, тогда нет места для науки. Теология в этом случае была бы неотличима от геологии, физики и др. наук. Поэтому наука может родиться в той культуре, где декларируется свобода человека перед лицом Бога, что и является одним из положений христианства (Ин.8: 31, 32, 36) [8].

5. Законы природы неизменяемы во времени и пространстве. Ученому необходимо верить в то, что те физические законы, которые он наблюдает здесь и сейчас, - они таковы же были в любой точке пространства и времени, т.е. ученому нужна аксиома, что, к примеру, закон всемирного тяготения действует не только в современном мире, но имел место и 100 млн. лет назад. Данная аксиома может быть предложена только в рамках монотеистической философии. В политеизме же, когда у каждого Бога свой характер, свой план, - единообразие мира не может быть гарантировано [5].

Верующими учеными подчеркивается, что вера в Бога помогает им в научных исследованиях. Горный инженер-геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор В.Н.Тютин, говорит, что «Многие научные открытия зародились и появились как продукт интуитивного мышления, являются плодом Божественного Откровения. Божественное Откровение не раз касалось и меня при научных изысканиях по геологии... » [11, с.108]. Выражает эту мысль и доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии университета Российской академии образования Рыжов Т.В.: «... подлинная наука, я убежден, совместима с верой в Бога. Более того, она попросту невозможна без веры в Бога и живой связи с Иисусом Христом, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения». Замечательны слова Библии: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Коринфянам 8:2-3). Они стали эпиграфом моей жизни и моих занятий наукой. Это особенно верно в отношении занятий психологией» [11, с.104]. Также можно выделить такую группу ученых, которые утверждают, что именно занятие наукой привело их к вере в Бога. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации В.М. Волков отмечает: «Мои многолетние исследования, как и исследования подавляющего большинства настоящих ученых, привели меня к вере в Бога, к познанию Его» [11, с.101]. Это подчеркивает и кандидат физико-математических наук, профессор И.П. Бурыкин: «Чем больше накапливались профессиональные и общественно-политические знания, тем все больше и больше я стал задумываться об устройстве и происхождении мира, о существовании Бога. стал серьезно изучать Библию и регулярно посещать церковь» [11,с.99].

По результатам исследования проведенного в Республике Татарстан отечественными учеными Гильмановым А.З. и Мавляутдиновым И.С., большинство членов общества (48 %) считают, что религия, вера в бога «не влияет» на развитие науки. 41 % чел. считают, что религия положительно влияет на развитие научного прогресса и новых технологий в нашем обществе. При этом 21 % отвечают неуверенно [2, с.55]. Данное обстоятельство, на наш взгляд, главным образом, объясняется низкой образованностью членов общества в области религии. А также тем, что большинство людей в нашем обществе воспринимают религию как нечто похожее на миф, легенду или сказку. Поэтому общественное внимание концентрируется не на рациональной, а на эмоциональной стороне религии [2, с.54-55].

Итак, христианство явилось главным фактором рождения науки. По мнению верующих ученых, религия оказывает существенную помощь в научной деятельности, а также служит мотиватором к занятию наукой. В связи с этим, по мнению авторов, целесообразно поддерживать развитие религиозных институтов и заняться ликвидацией безграмотности членов общества в области религии.

Литература--

1.Апулей. О божестве Сократа. URL.: 1. Apulej. O bozhestve Sokrata. URL.: http://www.simposium.ru/ru/book/export/html/102 http://www.simposium.ru/ru/book/export/html/102 75, 75, свободный (дата обращения: 16.04.2014 г.) svobodnyj (data obrashhenija: 16.04.2014 g.)

2.См.: Гильманов АЗ., Мавляутдинов И.С. 2. Sm.: Gil'manov A.Z., Mavljautdinov I.S. Islam Ислам в Республике Татарстан: практика v Respublike Tatarstan: praktika mezhkonfessional'nogo межконфессионального мира и консолидации mira i konsolidacii obshhestva. Naberezhnye Chelny. общества. Набережные Челны. 2010. 170 с. 2010. 170 s.

3.Евангелие от фомы/Пер. с коптского проф. з. Evangelie ot Fomy/Per. s koptskogo prof. V.N. B.K Нечипуренк°. - Ростов н/Д: Феникс,2°°7. - 254 с. Nechipurenko. - Rostov n/D: Feniks,2007. - 254 s.

4.Кураев А Дары и анафемы. URL.: 4 Kuraev A Dary i anafemy URL : httP://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Kuraev_Dary_06b- http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/Kuraev_Dary_06b-

all.shtml, свободный (дата обращения: 16.02.2014 г.)

5.См.: Кураев А. Неамериканский MmxTOHep.URL:http://üb.eparhia-

saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner_/1.html,

свободный (дата обращения: 16.04.2014 г.)

6.См.: Маркова Л.А Наука и религия. - СПб.: Издательство «Алетея», Институт философии РАН. 2000. - С.11.

7.См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Х^.1.//Русская православная церковь. Официальный сайт Московского патриархата.

http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html. свободный (дата обращения: 16.04.2014 г.)

8.См.: Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве. свободе и правах человека.11.1. URL: http://sobor-2008.ru/428616/index.html. свободный (дата обращения 16.04. 2014 г.)

9.Рожанский И.Д. Философия Анаксогора.

URL.:

http://www.proza.ru/2012/04/30/452.свободный (дата обращения: 16.04.2014 г.)

10. См.: Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М.2012. - 570 с.

11. Христианство. Наука. Образование. М.: Издательство «Библейская лига». 2004. - 108 с.

12. Честертон Г. К. Шар и крест. М.: Издательство сретенского монастыря. 2008. - С.82.

all.shtml, svobodnyj (data obrashhenija: 16.02.2014 g.)

5. Sm.: Kuraev A. Neamerikanskij missioner.URL. :http://lib.eparhia-

saratov. ru/books/ 10k/kuraev/missioner / 1.html, svobodnyj (data obrashhenija: 16.04.2014 g.)

6. Sm.: Markova L.A. Nauka i religija. - SPb.: Izdatel'stvo «Aleteja», Institut filosofii RAN. 2000. -S.11.

7. Sm.: Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi XIV.1.//Russkaja pravoslavnaja cerkov'. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html, svobodnyj (data obrashhenija: 16.04.2014 g.)

8. Sm.: Osnovy uchenija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi o dostoinstve, svobode i pravah cheloveka.II.1. URL: http://sobor-2008.ru/428616/index.html, svobodnyj (data obrashhenija 16.04. 2014 g.)

9. Rozhanskij I.D. Filosofja Anaksogora. URL.: http://www.proza.ru/2012/04/30/452,svobodnyj (data obrashhenija: 16.04.2014 g.)

10. Sm.: Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. -M.: INFRA - M.2012. - 570 s.

11. Hristianstvo. Nauka. Obrazovanie. M.: Izdatel'stvo «Biblejskaja liga». 2004. - 108 s.

12. Chesterton G. K. Shar i krest. M.: Izdatel'stvo sretenskogo monastyrja. 2008. - S.82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.