Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО'

ХРИСТИАНСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3196
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНЕССАНС / ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ / ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ / ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РЕФОРМАЦИЯ / СВОБОДА ВОЛИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуторович Ольга Викторовна, Гуторович Валерий Николаевич

Эразм Роттердамский занимает особое место среди философов эпохи Возрождения. Его героический энтузиазм был направлен на обновление общества путём просвещения и духовного совершенствования человека. Выступая за христианизацию человека, Роттердамец стремился соединить гуманистические идеалы Ренессанса с христианскими постулатами. Приверженность идеям христианского гуманизма способствовали формированию «философии Христа», своеобразному поучению и наставлению в вопросах нравственности. Перед авторами стоит задача раскрыть сущность христианскогуманистических идей мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN-HUMANIST IDEAS OF ERASMUS OF ROTTERDAM

Erasmus of Rotterdam occupies a special place among the philosophers of the Renaissance. His heroic enthusiasm was directed to the renewal of society through the enlightenment and spiritual improvement of man. The renewal of the world also provided for the transformation of the religious and ecclesiastical sphere and the way of life in Europe. Speaking for the Christianization of man, Rotterdam sought to combine the humanistic ideals of the Renaissance with Christian postulates. Adherence to the ideas of Christian humanism contributed to the formation of the “philosophy of Christ”, a kind of teaching and instruction in matters of morality. The authors are faced with the task of revealing the essence of the Christian-humanistic ideas of the thinker, to show that Erasmus was interested in a number of problems. Among them, the problem of the inner essence of man and its external manifestation, the diversity of human passions, ideas worthy of a true Christian, the rules of true Christianity, etc. The concept of Christian humanism also included the philosopher's reflections on the state, its administration, structure and legislation.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО»



МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 5 (451). Философские науки. Вып. 60. С. 126-135.

УДК 1 (091) ББК 87.3(0)

DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10518

ХРИСТИАНСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

О. В. Гуторович, В. Н. Гуторович

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Россия

Эразм Роттердамский занимает особое место среди философов эпохи Возрождения. Его героический энтузиазм был направлен на обновление общества путём просвещения и духовного совершенствования человека. Выступая за христианизацию человека, Роттердамец стремился соединить гуманистические идеалы Ренессанса с христианскими постулатами. Приверженность идеям христианского гуманизма способствовали формированию «философии Христа», своеобразному поучению и наставлению в вопросах нравственности. Перед авторами стоит задача раскрыть сущность христианско-гуманистических идей мыслителя.

Ключевые слова: Ренессанс, эпоха Возрождения, Эразм Роттердамский, христианский гуманизм, нравственность, Реформация, свобода воли, просвещение.

Эпоха Возрождения подарила миру плеяду выдающихся учёных, художников, писателей, философов, чьи имена не просто вошли в историю, а определили дальнейший путь развития человеческого общества. Эразм Роттердамский (ок. 1469-1536) — нидерландский мыслитель, получивший при жизни за своё стремление к реализации гуманистических идеалов звание «короля гуманистов», со временем стал символом своей великой эпохи.

Будучи незаконным сыном священника, он вынужден был получать образование в местной начальной школе, а затем в школе иеронимитов («братьев общей жизни») в Девентере, где обучались дети из разных сословий. Деятельность школы связана с именами талантливых педагогов, прославленных гуманистов. Среди них не только Эразм Роттердамский, но и учёный-энциклопедист, кардинал Римской католической церкви Николай Кузанский (1401-1464), а также профессор педагог-гуманист Якоб Вимпфелинг (1450-1528). Стараниями Александра Гегиуса, ру-

ководившего школой начиная с 1483 г. ученикам было доступно религиозное образование, сочетавшееся с изучением литературы, логики, риторики и классических языков. Им преподавали основы математики и юриспруденции, просвещали в области истории и философии. Однако статус незаконнорождённого не позволил Эразму продолжить образование в университете, ему пришлось связать свою жизнь с монастырём, приняв сан священника.

С 1492 г. Августинский монастырь становится его домом. Любознательность, блестящие интеллектуальные способности, трудолюбие, усердие в изучении латинского и греческого языков, чтение античных классиков позволили Эразму расширить круг своих познаний. Он сумел довести свой язык до совершенства и изящности. Талант Эразма, прекрасное знание латыни привлекли внимание влиятельных людей, открыв перед ним новые возможности. Своё образование он продолжил в знаменитой Сорбонне. Здесь в центре римско-католического богословия Эразм полу-

чил степень доктора теологии и познакомился с философскими взглядами мыслителей-теологов позднего средневековья. История Парижского, Оксфордского, Кембриджского, Туринского университетов хранит имя знаменитого мыслителя.

Философу и богослову Э. Роттердамскому принадлежит значительное литературное наследие. Образованная Европа изучала латынь по учебникам и наставлениям, принадлежавшим Эразму, читала его трактаты о воспитании, в которых доказывалась необходимость гуманизации образования и культуры в целом, знакомилась с сочинениями, посвящёнными толкованию христианского вероучения и проблемам нравственности и политики, а также с многочисленными переводами и комментариями античных и раннехристианских авторов от Лукиана до Иоанна Златоуста. Из-под пера философа вышли такие труды, как «Руководство христианского солдата», «Воспитание христианского князя», «Похвала Глупости», «Разговоры запросто», «Жалоба мира», «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов», «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли» и др. Несмотря на жанровое разнообразие, в сочинениях всегда просматривались мировоззренческие взгляды писателя, его убеждённость в необходимости гуманистических преобразований, совершенствовании всей общественной системы. Интерес представляет и его эпистолярное наследие. Философом написано свыше 3 000 писем. Они не только свидетельствуют о взглядах мыслителя, но и позволяют оценить его вклад в развитие европейской культуры.

При жизни Эразм Роттердамский получил всеобщее признание. Духовный авторитет великого мудреца притягивал интерес императоров и королей, учёных мужей и отцов церкви. Он тесно общался с английскими просветителями Томасом Мором и Джоном Колетом, встречался с Генрихом VIII, ему покровительствовал Карл V Габсбург, предложивший ему место в совете с жалованием в 400 флоринов. «Франциск I, Фердинанд Австрийский, герцог Бургундский и вожди Реформации — все толпятся перед Эразмом» [12]. Европейские университеты предлагали ему занять место профессора на своих кафедрах, не был обделён вниманием мыслитель и со стороны римских пап, направляющих ему свои почтительные письма. Эразма окружало всеобщее обожание, он обладал властью, которой не пользовались ни Гёте, ни Вольтер. Это и не удивительно, его осведомлённость в разных областях знания вы-

зывала уважение. Перед нами человек, которого Ф. Рабле называл «славой отечества, добрым гением искусств, непреклонным поборником истины» [12]. Его превосходный ум позволил ему перерасти свой век. Перед нами «Вольтер своего времени, великий революционер в области мысли» [5].

С именем Эразма связаны надежды Европы на обновление мира и вера в силу человеческого разума, способного обеспечить прогресс, который понимался как освобождение человеческого духа от религиозного фанатизма, безжалостного эгоизма и бесконечных войн, как стремление к новому миру, где господствуют гуманность, разум и духовная гармония. Эразм считал, что его деятельность, направленная на конкретные цели, должна приносить пользу обществу. Его героический энтузиазм был обращён к идее просвещения и воспитания человека. По мнению философа, занятия наукой, стремление к познанию и гармонии с природой способны изменить сознание человека, обратив его к достойным делам, к мудрости, любви, благородству и истиной дружбе. Такой путь развития человеческого общества позволит реализовать идею объединения Европы на идеалах гуманизма. Считая себя гражданином мира, Эразм выступал против национализма, рисуя образ космополитической Европы, где цицероновская латынь занимает место языка мира, а гуманистические принципы составляют основу мировой культуры.

Задачи, которые поставил перед собой Эразм Роттердамский, отражали не только идеи выдающихся философов и учёных ренессансной культуры, они отчасти совпадали с целями европейского движения за реформацию церкви. Эразм выступал за христианизацию человека, пытаясь соединить идеалы эпохи Возрождения с христианскими постулатами. Он доказывал, что человек изо дня в день, не переставая, обязан стремиться к добродетели, к совершенствованию и оздоровлению своей души, опираясь на свободу воли и уповая на благодать.

Обновление мира предполагало духовное совершенствование человека, требовало реформирования бытового уклада тогдашней Европы, а также предусматривало преобразование религиозно-церковной сферы. Церкви надлежало избавиться от недостатков, очиститься от пороков, праздности, роскоши, вернувшись к заветам раннего христианства. Католической церкви следовало руководствоваться высокими нравственными

идеалами, включающими в себя любовь, доброту и стремление к миру. Не схоластические умозрения, а истинная чистота, снисходительность, скромность и мудрость должны пропагандироваться церковными деятелями. Не стяжательство, предрассудки и мрачный фанатизм, унижающий человеческое достоинство, должны управлять ими, а истина, трезвость и простота, оцениваемые как подлинные качества христианина.

Эразм Роттердамский обладал уникальными способностями мыслить широко и свободно, проникая в сущность вещей. При этом он не вписывался в классические представления об учёных философах, полностью отдававших себя постижению истины и познанию мудрости мира. Философские искания относительно мудрости приводят его к выводу, что не многознание является целью человеческого разума, а постижение истин, заключённых в Евангелии. Такие убеждения легли в основу его представлений о сущности христианского гуманизма, способствуя формированию «философии Христа».

Христианский гуманизм представляет собой сочетание гуманистических лозунгов с христианскими идеями. С точки зрения М. Кантора, сторонники христианского гуманизма стремились объединить достаточно противоречивые позиции, одна из которых призывала следовать вере, божественным заповедям и уповать на Бога, другая возвышала человека и стремилась к обустройству рая на земле [4]. Вполне объяснимо, что идеи христианского гуманизма могли ввергнуть в сомнение и христианских догматиков, и светских интеллектуалов. С религиозной позиции достаточно трудно принять идеи гуманизма, восхищаться человеком, сущность которого изначально греховна, и сочетать вечную жизнь с поиском рая на земле. Но, несмотря на наличие двойственности и очевидную противоречивость в исходных постулатах, в истории европейской мысли мы сталкиваемся с философами и учёными, демонстрировавшими свою приверженность идеям христианского гуманизма. Типичным явлением для них были споры с церковной и светской властями, стремление доказать свою правоту как императорам, так и отцам церкви. Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле создавали «уникальные проекты, описывая устройство городов будущего, напоминающих одновременно и церковь первых христиан, и коммуну, и лабораторию учёного» [4].

Христианско-гуманистические идеи Эразма Роттердамского наиболее чётко изложены в гума-

нистическом произведении «Руководство христианского солдата» («Enchiridion Militis Christiani», 1501) и знаменитом сочинении «Похвала глупости» («Laus stultitia», 1509), написанном в форме энкомии. Отчасти популярность этих произведений способствовала реформационным волнениям в Цюрихе и Виттенберге.

В «Руководстве» Эразм высказывал и обосновывал мысль о необходимости реформирования церкви путём возвращения к Писанию и творениям Отцов Церкви. В «Похвале глупости», используя сатиру, — единственный жанр, позволяющий во времена инквизиции и цензуры говорить прямо и честно, свободно выражать свои мысли, — критиковал общественную и частную жизнь. Правдолюбие Эразма, его гениальная дерзость и обладание искусным писательским словом раскрывают перед читателем сущность коренных проблем человеческого бытия.

С точки зрения Эразма Роттердамского, духовная власть погрязла в пороках. Паразитическое существование, бесконечные схоластические рассуждения, нетерпимость к инакомыслящим, деятельность инквизиции, пышность обрядовой и культовой деятельности, воинствующий характер католической веры, оправдывающей захватнические войны, — всё это противоречило подлинному смыслу христианства, призывающему к любви и милосердию, было несовместимо с мудростью и христианским благочестием. Обновление Церкви, по мнению философа, требовало возврата апостольского христианства и изменения христианской этики. Вера в Ренессанс, давший импульс развитию науки и искусства, позволяла Эразму высказывать убеждённость в возрождении церкви, способной вернуться к евангельскому учению. Мирской суете, в которой погрязла христианская церковь, следовало противопоставить слово Христа.

Роттердамец был уверен в том, что истинная философия Христа есть и обновление человека, возвращение к его изначальной сущности, сотво-рённой добродетельной. Необходимо возродить в душе каждого человека стремление к нравственности и целомудренности. Суть «философии Христа» составляет «искренняя вера, истинная христианская любовь, истовая надежда на спасение» [1]. В представлении философа-гуманиста, обращение к человеческой нравственности и соблюдение моральных норм играют в жизни общества большую роль, чем неудержимое желание духовных лиц следовать традиции,

сохраняя и воспроизводя в неизменном виде все формы христианского культа.

Такое мировоззрение сформировалось у Эразма под влиянием целой плеяды ярких мыслителей, талантливых философов. Существенную роль в становлении его взглядов сыграли деятели школы «Братьев общей жизни», придерживавшиеся идеи светской религиозности. Среди них основатель школы Фома Кемпийский (ок. 1379— 1471), Рудольф Хюсман (Агрикола, 1443-1495) и его ученик Александр ван Хек (Хегия, 14331496), основоположники гуманистической критики схоластики. Принесло свои плоды и «знакомство с оксфордскими реформаторами (Джон Колет, Томас Мор, Джон Фишер и др.), призывавшими к научно обоснованному изучению священных текстов» [2]. Обобщая идеи существовавших ранее направлений религиозно-этической и гуманистической мысли, Эразм убеждается в необходимости «поставить гуманизм на службу религии» [8. С. 168].

В концепции «христианского гуманизма» просматривается тесная связь с античной древностью, несмотря на то, что такая позиция по отношению к достижениям античной цивилизации противоречила официальной практике христианских ортодоксов. По мнению Эразма, античная культура и её духовные традиции близки подлинному христианству, поэтому следует не осуждать созданное язычниками, а вести речь о возможности наследовать лучшие достижения человеческой мысли. «Всё, что было язычниками мужественно содеяно, мудро изречено, талантливо измышлено, изобретательно передано — всё это приуготовил Христос для грядущей своей Республики» [3. С. 128], — писал Роттердамец.

«Философия Христа» Эразма Роттердамского есть своеобразное поучение или наставление в вопросах нравственности. Его внимание привлекал целый ряд проблем. Мыслителя интересовало, что собой представляют христова мудрость, внутренняя сущность человека и её внешнее проявление, разнообразие человеческих страстей, представления, достойные христианина, проблема искушения и алчности, правила истинного христианства и др.

Философ был убеждён, что мудрость бывает истинной и ложной. Истинная или христова мудрость предполагает скромность и кротость — качества, которые, позволяют человеку воспринимать божественный дух. Это настоящее сокровище человека. Основу истинной мудрости со-

ставляет также стремление человека к познанию и преодолению самого себя. В качестве ложной истины следует оценивать ловкость, хитрость и умение разбираться в малозначимых делах. Такая мудрость враждебна Богу. Она порождает гордыню, высокомерие, надменность, ослепляет человека, делает его пленником страстей, приводит к порочности и разнузданности. Со временем человек лишается понимания зла, его душа ввергается в оцепенение. «Мирская мудрость — мать величайшего зла. Христова мудрость — мать всех благ», — отмечал Эразм Роттердамский [10. С. 109].

Человек противоречив по своей природе, конфликт души и тела свидетельствует об их разногласии и противостоянии. Однако тот, кто сумел обуздать в себе ничтожное, кто не подвержен страстям и разумен в своих поступках, имеет право на определённое положение в обществе. Такому человеку должны подчиняться неразумные люди, склонные к страстям — зависти, похоти, стремлению к роскоши, гневу, лести. Особые требования предъявляются к достоинствам, присущим царям. Они должны быть безгрешными, мудрыми в своём понимании жизни и справедливыми в своих решениях. «Отсутствие одного из этих свойств делает царя разбойником» [10. С. 111].

Страсти губительны для человека, их проявление необходимо научиться распознавать и укрощать. Речь не идёт об искоренении страстей, так как их природное назначение видится в побуждении к добродетели. Так, например, зависть способна породить усердие, гнев — мужество. Счастье человека находится в прямой зависимости от познания своей сущности. Ему необходимо разобраться в желаниях, страстях и наклонностях своей души. Важно научиться отличать пороки от добродетели, «не называть уныние серьёзностью, жестокость строгостью, зависть — ревностью, корыстолюбие — хозяйственностью, угодливость — вежливостью, шутовство — остроумием» [10. С. 116]. Путь самопознания труден, но только он ведёт к истинному блаженству и дарит высшую награду — победу над собой. Пройдя этот путь, человек сможет одолеть плоть и приобрести покой. Ему откроется истинное блаженство.

Есть правила, которые должен соблюдать христианин. Необходимо избегать незнания. Неведение ослепляет, мешая разуму выносить правильные суждения. Плоть провоцирует и искушает,

подталкивая к удовлетворению своих страстей. Немощность пугает своей беспомощностью, нанося удар по стойкости, мужеству и твёрдости духа человека. Следует подчинить плоть и исцелить свой разум, обратив его к знанию и мудрости. Христианин не может отвернуться от немощного и больного, ему требуется помощь, воодушевление и поддержка. Не пристало человеку жить только для себя, ненавидя и завидуя ближнему. Удел истинно верующего, живущего в соответствии с заповедями Христа, — помогать слабым, прощать обиды, смирять гордыню, не посягать на чужое, исправлять невежество, быть умеренным, воздержанным и ответственным. Убеждённость в истинности данных правил удержит христианина на пути добродетели, научит ценить меру, аплодировать благородству и сдержанности. Не желание обратить во благо себе, принадлежащее всем, а принцип всеобщей пользы должен быть признан господствующим в обществе. Человеку нужно помнить, что «все мы — члены одного тела во главе с Христом, воодушевлённые одним и тем же духом» [10. С. 177]. Только Христос может указывать праведный путь.

Большое внимание Эразм Роттердамский уделял пороку сребролюбия. Достоинство человека в презрении богатства. Деньги не сделают человека умнее, не прибавят здоровья, не изменят к лучшему внешность, не позволят приобрести честь. Они сеют вражду, питают подозрительность, губительно действуют на дружбу, отнимают настоящую любовь, лишают душевного покоя, терзают душу. Богатство часто становится причиной многих бед и несчастий. Его следует сравнивать с терновником. Не следует обманываться и относительно путей приобретения огромного состояния. Благосостояние, роскошь, изобилие приобретаются и сохраняются не без греха. Против данного искушения устоять сложно. Но человек должен понимать, что, идолопоклонствуя алчности, он отстраняется от Христа, нарушая Его заповеди [10. С. 208].

Эразм пытался раскрыть сущность христианского совершенства. Он доказывал, что человек, созданный великим мастером, должен быть достоин своего создателя. Поэтому ему необходимо научиться противопоставлять природным влечениям свой разум и добродетель. Только в этом случае он сможет достигнуть вершин нравственности и получить право называться человеком, ради которого создан этот удивительный мир. В «философии Христа» Эразма мы не найдём

осуждения или порицания мира, природы и человека. Творец создал дивный мир, человек не исключение. Изменения, произошедшие в его изначальной сущности, нельзя рассматривать как окончательный приговор человеку. Подвиг Христа предписывает каждому стремиться к возрождению благой человеческой природы.

Христианство с его моральными требованиями не следует рассматривать в качестве внешнего ограничителя, соблюдение нравственных правил требует от человека работы над собой и изменения своей сущности. Убеждённость в этом приводит Эразма Роттердамского к мысли, что изучение Писания способно изменить человека. Данный процесс станет импульсом к внутреннему преображению человека, позволит ему проникнуться любовью к Богу и окружающим людям. Итогом обращения к Писанию и творениям Отцов Церкви явится не только праведность и благочестие мирян, но и преобразование Церкви.

Философу принадлежат достаточно дерзкие идеи. Он утверждал, что будущее христианства находится в руках обычных людей. Осознавая это, духовенство должно возложить на себя ряд задач. Речь идёт об обязательстве клириков просвещать мирян, способствуя их образованию «до своего собственного уровня понимания» [6. С. 86]. Кроме того, Эразм отдавал предпочтение «внутренней религии», по сути, рассуждая о психологической готовности человека самостоятельно без посредников отдавать своё сердце и ум служению Богу. Роттердамец высказал достаточно смелую мысль о независимости христианства от институтов церкви, её обрядовой части и от священнослужителей. Он был уверен и в том, что не следует рассматривать монашество в качестве идеала христианской жизни. Жизнь в соответствии с заповедями Христа доступна как мирянам, так и духовным лицам. Данные рассуждения ставили под сомнение клерикальный и церковный авторитет.

Революционные идеи Эразма Роттердамского содержали убеждение в необходимости отказаться от посредников в делах веры. Не деятельность священнослужителей должна питать веру, укрепиться в ней позволит Писание, всеобщая доступность к чтению которого сможет вернуть людей к истокам христианства. Однако решить такую задачу было крайне сложно, хотя бы потому, что перевод Библии на латинский язык, осуществлённый иллирийским церковным писателем Иерони-мом Стридонским, оказался не точным. Эразм об-

наружил в Вульгате (лат. Biblia Vulgata «Общепринятая Библия») достаточно большое количество неверных толкований. Изучение примечаний Лоренцо Валлы, специалиста по античной филологии, касающихся греческого текста Нового Завета, а также собственные библейские исследования позволили Эразму сделать вывод, что изучать Новый Завет следует на языке оригинала.

На основании анализа греческих текстов Эразм поставил под сомнение систему признанных Церковью таинств, в частности, необоснованное включение в неё таинств брака и покаяния, а также неправомерные утверждения, касающиеся Марии, Матери Иисуса. Вульгата рассматривала Марию в качестве источника благодати, в то время как филологические исследования Эразма и Валлы доказывали, что о Марии следовало говорить как о «пользующейся расположением». Причиной таких заблуждений стали ошибки, сделанные при переводе Священного Писания. Выводы Эразма Роттердамского противоречили канонам средневекового богословия, а признание его правоты обществом грозило потерей доверия к Вульгате. Выполненный же Эразмом перевод и последующее издание Нового Завета на греческом (1517) и латинских (1519) языках способствовали воодушевлению реформаторов, выступавших против искажения христианства и настаивавших на возвращении церкви к первоначальным принципам и апостольской простоте.

Редакционная деятельность Эразма упростила доступ к трудам таких известных христианских проповедников и богословов, как Амвросий Ме-диоланский, Дионисий Ареопагит, Аврелий Августин, Василий Великий, Ориген и Иероним, открыв тем самым новые возможности в постижении истинных творений отцов Церкви.

Эразм Роттердамский был не одинок в своих стремлениях. Так, известный издатель, эрудит и организатор гуманистического кружка в Базеле Иоганн Амербах (ок. 1440-1513) прославился публикацией произведений Августина в одиннадцати томах. В его типографии печатались и труды гуманистов. В практику издателя входила также передача «одного экземпляра напечатанной в его типографии книги в библиотеку картезианского монастыря» [7. С. 24]. Существенный вклад в развитие богословской науки внесла и «научная техника выявления поддельных писаний» [6. С. 91], разработанная Лоренцо Валлой. На основании метода текстуальной критики изучались и выявлялись поддельные произведения отцов Церк-

ви с последующим исключением их из канонических изданий. Как следствие, например, были обнаружены труды, не принадлежащие перу Аврелия Августина. Данный метод позволял устанавливать авторство, восстанавливать историю и судьбу произведений, а также способствовал очищению христианской догматики от подложных патристических трудов.

Безусловно, знакомство с творчеством Эразма Роттердамского убеждает в его скептическом отношении к старым истинам. Его деятельность расшатывала основы средневековья. Однако всё, что делал Роттердамец, осуществлялось с удивительной осторожностью. Его остроумие и ядовитый язык прекрасно сочетались с умением лукавить, дозированно подавать информацию и вовремя находить лазейку, почуяв опасность. Страх или «иудина осторожность» [5] привели Эразма к предательству своего лучшего друга Ульриха фон Гуттена. Его биография хранит также нежелание открыто противостоять реформаторской деятельности Мартина Лютера. Он предпочитал длительное время не высказываться по поводу происходящего и не занимать чью-либо сторону — сторонников папы или Лютера. Возможно, тот же страх заставил его осудить религиозные взгляды Лютера. Несмотря на неверность и коварство, следует восхищаться его дипломатией, благодаря которой ему удавалось достаточно жёстко высказываться относительно положения церкви в обществе, состояния её учения, религиозного фанатизма, безнравственного поведения духовенства и проводить в жизнь прогрессивные идеи, связанные со свободой мысли. Достойно восхищения и его стремление приносить своими усилиями и трудами пользу людям. Сталкиваясь с прозой жизни, безошибочно определяя недостатки и пороки мира, он верил в прогресс, огромные человеческие возможности и положительные изменения в обществе.

В 1524 г. Эразм Роттердамский опубликовал «Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли». Трактат стал следствием напряжённого противостояния Роттердамца и Лютера. Их позиции существенно расходились. Один выступал за активные действия, допуская социально-политические волнения, другой возлагал надежды на могучую силу человеческого разума, надеясь на внутреннее преображение каждого человека, в результате чего станет возможным трансформация самого общества. Эразм считал, что требование церковных реформ не следует пропагандировать

в толпе, её слепое негодование принесёт лишь страдания и беды. Желаемый исход дела зависит от правильной подачи информации. Кроме того, он «всегда больше любил соревноваться на свободных полях муз, чем в вооружённых столкновениях врукопашную» [11].

«Диатриба» затрагивала проблему свободы воли, имевшую мировоззренческое значение для философа. Поднимая эту тему, Эразм выступал против ригористических утверждений Мартина Лютера о предопределении. Утверждение, что спасение человека находится исключительно в руках Бога, приносило в жертву гуманистические идеи Эразма, признававшего ценность человеческой жизни и верившего в достоинство человека. Следуя христианско-гуманистическим взглядам, Эразм высказывал мысль, что благоволение остаётся с человеком и после грехопадения. Человек расположен к изменению в лучшую сторону, ему присуще стремление к нравственному совершенствованию. Отказывая ему в воле к добру, необходимо признать, что он может сеять вокруг себя исключительно зло. Будучи таковым, человек не в состоянии нести ответственность за свои поступки, его невозможно судить как грешника, призывать к покаянию. В этом случае напрашивалось утверждение, что нельзя считать правомерным наказание, которое посылает Бог согрешившим людям, так как им неведома добрая воля. Проще признать, что человеку не дано понять Божественный замысел и примирить идею свободы с предопределением, чем впасть в богохульство, приписывая Богу безнравственное поведение.

Эразм Роттердамский видел выход в возможности допустить наличие у человека определённой меры свободы. У человека есть выбор. Он может вершить зло, сеять злобу и несчастье, а может всю свою жизнь посвятить благородным и добрым делам. Свободная воля дана ему творцом. Свои выводы Эразм подтверждал, обращаясь к анализу книг, входящих в церковный канон. Примером является книга «Проповедник», или «Премудрость Сирахова», в которой говорилось: «Бог сотворил человека и оставил в его руке произволения. < . > На что хочешь простри свою руку. Перед человеком жизнь и смерть, добро и зло; что понравится ему, то ему и дастся» [9]. Неслучайно В. Дильтей считал Эразма «основателем теологического рационализма» [11], предпочитавшим размышлять над содержанием веры и критически подходить к библейским текстам.

Как идеолог христианского гуманизма Эразм Роттердамский отстаивал право человека, наделённого разумом и свободой, толковать Священное Писание. Такая позиция противоречила прагматичным убеждениям Мартина Лютера. В его рассуждениях разум человека получал относительное оправдание лишь как инструмент, позволяющий оградить веру от враждебных атак на неё, а воля Бога объявлялась абсолютной. Согласиться с Лютером Эразм не мог, он рассматривал разум и свободную волю в качестве «главного оружия христианского воина» [4]. Их примирение было невозможно. Страстям, слепому фанатизму, жажде революции, почитанию силы и воинствующему национализму Эразм противопоставил разум, культуру, стремление к миру и согласию, эволюционный путь развития и мечты о мировом гражданстве.

Признавая наличие свободной воли, Эразм актуализировал проблему роли и значения активной жизненной позиции человека. Не приветствуя созерцательный образ жизни, Эразм рассуждал о способности человека действовать в отношении себя и окружающего общества, добиваясь нравственного совершенствования своей сущности и преобразования всех общественных структур и государства через возрождение подлинной христианской жизни. Свои представления о волевой активности человека Эразм изложил в политическом трактате «Воспитание христианского князя» (1516).

С точки зрения философа, каждый человек, стремясь быть добродетельным, должен направлять свою волю на борьбу с собственным характером. Сложнее государю, к которому предъявляются повышенные требования. Ему необходимо научиться подражать Христу, научиться любить, служить своим подданным и заботиться о них, отдавая всего себя их благополучию и процветанию, отказываясь от личных желаний и выгоды ради общего блага. Реализация данных задач зависит от воспитания государя. Важно научить его быть честным, добрым и мудрым, что позволит избежать проявления тирании. Только олицетворяя собой нравственное совершенство, государь способен превратить свою власть в благодеяние. Правителю не следует забывать, что его подданные обладают свободной волей. Его главное назначение — в умении направлять их волевую активность на благо государства.

Эразм не принимал во внимание форму государственного устройства, его волновало внутрен-

нее содержание власти и её оценка с моральных позиций десяти заповедей. Принцип же целесообразности понимался им как проблема субординации частного и общего интересов, а также сочетание мудрости правящего с доброй волей подданных. Его осуществление могло гарантировать государству гармоничное развитие и существование.

Размышления Роттердамца о государстве, его устройстве и государственном правлении укладывались в концепцию христианского гуманизма. Подтверждают эту мысль и требования, предъявляемые Эразмом к системе государственного законодательства. Гуманистическую основу законодательства должен определять принцип справедливости. В понимании философа это означало, что нельзя допускать несправедливости ни по отношению к бедным, ни по отношению к богатым. Насилие над бедными, порочность знатных лиц, подкупность чиновников необходимо пресекать. Преступления подобного рода требуют сурового наказания. Следование предписанным правовым нормам, соблюдение принципов справедливости и человечности позволит предотвратить катаклизмы в государстве, обеспечив ему внутреннее спокойствие и согласованность всех интересов. Государю необходимо гарантировать применение в обществе хороших законов, способствовать «воспитанию в гражданах умения распознавать почётное и позорное», «заботиться < . > о том, чтобы не совершалось то, что достойно наказания» [11]. В его интересах понимать, что роскошь и вседозволенность не являются признаками истинного благоденствия, а беспрекословное повиновение со стороны подданных не всегда означает признание и уважение. В целях достижения всеобщего блага государь должен остерегаться сосредоточения богатства в руках отдельных лиц и препятствовать ограблению народа за счёт различных манипуляций с чеканкой монеты и игрой с её стоимостью в интересах казны. Справедливость требует сокращения расходов на государственный аппарат, отказа от чрезмерных налогов на продукты, востребованные бедными слоями населения, и повышения налогов на иноземные товары и предметы роскоши.

В представлениях Эразма государственная мораль определяется учением Христа о любви к человеку, а политическое управление предполагает использование философского подхода. Государственный интерес лежит в плоскости воспитания доброй воли граждан с ориентацией её активности на благо общества. При этом необходимо понимать, что желаемого результата не добиться через насаждение добрых принципов. Действовать следует не путём насилия над управляемыми, а через их воспитание и убеждение. В подданных необходимо пробудить желание жить в соответствии с нравственными идеалами.

Итак, перед нами Эразм — христианин и гуманист, знаменосец нового умонастроения, многообразный и интересный мыслитель, жаждущий преобразовать общество, обновить его содержание. Он пытался открыть миру «философию Христа», склоняясь к выводу, что христианство есть «лишь иное обозначение высокой и гуманной нравственности» [12]. Он верил в человечество, в его способность приобрести высоконравственные идеалы, следуя путём образования и просвещения. На смену распущенности нравов, господствующему беззаконию придёт цивилизованная эпоха, и противоречия, раздирающие человеческое общество изнутри, обратятся в высшую гармонию. Наступит время, когда миром будет править разум, а не сила. Рыцарь своего времени — Эразм жил христианско-гуманистическими идеалами, стремясь к возрождению и торжеству христианского дела.

Эразм верил в идеалы, которым история уготовила тяжёлую судьбу. Его эпохе не суждено было их реализовать, они остались достоянием аристократов духа. Это не умоляет заслуг философа-мыслителя, не обесценивает его опыт. Своей литературной деятельностью он прокладывал путь гуманистическим взглядам, убеждая своих читателей в том, что высшей целью человечества является гуманность, справедливость, духовность и стремление к познанию. Дело Эразма нашло продолжение в трудах М. Монтеня, Б. Спинозы, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Г. Лессинга и других мыслителей, а время подтвердило его правоту.

Список литературы

1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С. В. Перевезенцев. М. : Олма-Пресс, 2001. 448 с. URL: https://librebook.me/antologiia_filosofii_srednih_vekov_i_epohi_vozrojdeniia/vol5/8 (дата обращения: 27.05.2020).

2. Бердников Г. П. История всемирной литературы. Т. 3. М. : Наука, 1985. 367 с. URL: https://www. litmir.me/br/?b=202106&p=86 (дата обращения: 19.12.2020).

3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М. : Высш. школа, 1980. 368 с.

4. Кантор М. К. Главная утопия Европы // STORY, рубрика «История утопии». URL: https://story.ru/ istorii-znamenitostej/istoriya-tsivilizatsii/glavnaya-utopiya-evropy/ (дата обращения: 08.12.2020).

5. Луначарский А. В. История западноевропейской литературы в её важнейших моментах // Собрание сочинений : в 8 т. М. : Худож. лит., 1964. Т. 4. С. 121-130. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ob-ateizme-i-religii/ideologi-pozdnego-vozrozhdenia/ (дата обращения: 12.12.2020).

6. Макграт А. Богословская мысль Реформации : пер. В. В. Петлюченко. Одесса : ОБШ «Богомыслие», 1994. 363 с.

7. Перепечкин К. В. Чёрное искусство в Базеле // Vox medii aevi. 2014. № 1 (11). С. 19-32. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/chernoe-iskusstvo-v-bazele (дата обращения: 14.12.2020).

8. Печатнов В. В. Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский и Жан Кальвин о деятельной жизни // Вестник ТГУ. 2018. № 5 (175). С. 165-176.

9. Роттердамский Э. Диатриба, или рассуждение о свободе воли // ЛитМир. URL: https://www.litmir. me/br/?b=37503&p=6 (дата обращения: 18.12.2020).

10. Роттердамский Э. Оружие христианского воина // Философские произведения. М. : Наука, 1986. 703 с.

11. Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М. : Наука, 1978. 238 с. URL: https://sci.house/vozrojdeniya-filosofii-istoriya-scibook/erazm-rotterdamskiy-reformatsionnoe-dvijenie.html (дата обращения: 17.12.2020).

12. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского: пер. с нем. М. С. Харитонова. М. : Дет. лит., 1977. 286 с. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0 %A6/cvejg-stefan/triumf-i-tragediya-erazma-rotterdamskogo/2 (дата обращения: 06.12.2020).

Сведения об авторах

Гуторович Ольга Викторовна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Россия. olwikgut@yandex.ru

Гуторович Валерий Николаевич — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Россия. valgut@ yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 5 (451).

Philosophy Sciences. Iss. 60. Рp. 125-135.

CHRISTIAN-HUMANIST IDEAS OF ERASMUS OF ROTTERDAM

O.V. Gutorovich

Mozhaisky Military Aerospace Academy, St. Petersburg, Russia. olwikgut@yandex.ru

V.N. Gutorovich

Mozhaisky Military Aerospace Academy, St. Petersburg, Russia. valgut@yandex.ru

Erasmus of Rotterdam occupies a special place among the philosophers of the Renaissance. His heroic enthusiasm was directed to the renewal of society through the enlightenment and spiritual improvement of man. The renewal of the world also provided for the transformation of the religious and ecclesiastical sphere and the way of life in Europe. Speaking for the Christianization of man, Rotterdam sought to combine the humanistic ideals of the Renaissance with Christian postulates. Adherence to the ideas of Christian humanism contributed to the formation of the "philosophy of Christ", a kind of teaching and instruction in matters of morality. The authors are faced with the task of revealing the essence of the Christian-humanistic ideas of the thinker, to show that Erasmus was interested in a number of problems. Among them, the problem of the inner essence of man and its external manifestation, the diversity of human passions, ideas worthy of a true Christian, the rules of true Christianity, etc. The concept of Christian humanism also included the philosopher's reflections on the state, its administration, structure and legislation.

Keywords: Renaissance, Renaissance era, Erasmus of Rotterdam, Christian humanism, morality, reformation, free will, enlightenment.

References

1. Antologiya filosofii Srednix vekov i e poxi Vozrozhdeniya (2001) [Anthology of philosophy of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow, OLMA-PRESS Publ. 448 p. Available at: https://librebook.me/antologiia_ filosofii_srednih_vekov_i_epohi_vozrojdeniia/vol5/8, accessed 27.05.2020. [in Russ.].

2. Berdnikov G.P. (1985) Istoriya vsemirnoj literatury [History of world literature]. Moscow, Nauka Publ. Vol. 3. 367 p. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=202106&p=86, accessed 19.12.2020. [in Russ.].

3. GorfunkeP A.X. (1980) Filosofiya epoxi Vozrozhdeniya [Philosophy of the Renaissance]. Moscow, Higher. school Publ. 368 p. [in Russ.].

4. Kantor M.K. Glavnaya utopiya Evropy [The main utopia of Europe]. STORY, rubrika «Istoriya utopii». [STORY, heading "History of utopia"]. Available at: https://story.ru/istorii-znamenitostej/istoriya-tsivilizatsii/ glavnaya-utopiya-evropy/, accessed 08.12.2020. [in Russ.].

5. Lunacharskij A.V. (1964) Sobranie sochinenij: v 8 t. [Collected works: in 8 vols.]. Moscow. Vol. 4. Pp. 121— 130. Available at: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ob-ateizme-i-religii/ideologi-pozdnego-vozrozhdenia/, accessed 12.12.2020. [in Russ.].

6. Makgrat A. (1994) Bogoslovskaya mysP Reformacii[Theological thought of the Reformation]. Odessa. 363 p. [in Russ.].

7. Perepechkin K.V. (2014) Vox medii aevi, no. 1 (11), pp. 19-32. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ chernoe-iskusstvo-v-bazele, accessed 14.12.2020. [in Russ.].

8. Pechatnov V.V. (2018) Vestnik TGU [Vestnik TSU], no. 5 (175), pp. 165-176. [in Russ.].

9. Rotterdamskij E\ Diatriba, ili rassuzhdenie o svobode voli [Diatribe, or reasoning about freedom of will]. LitMir. E'lektronnaya biblioteka [Litmir. Electronic library]. Available at: https://www.litmir.me/ br/?b=37503&p=6, accessed 14.12.2020. [in Russ.].

10. Rotterdamskij E\ (1986) Filosofskie proizvedeniya [Philosophical works]. Moscow: Nauka, 1986. 703 p. [in Russ.].

11. Smirin M.M. (1978) Erazm Rotterdamskij i reformacionnoe dvizhenie v Germanii. Ocherki iz istorii gumanisticheskoj i reformacionnoj mysli [Erasmus of Rotterdam and the Reformation Movement in Germany. Essays from the history of humanistic and reformation thought]. Moscow, Nauka Publ. 238 p. Available at: https://sci.house/vozrojdeniya-filosofii-istoriya-scibook/erazm-rotterdamskiy-reformatsionnoe-dvijenie.html, accessed 17.12.2020. [in Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Czvejg S. (1977) Triumf i tragediya Erazma Rotterdamskogo: per. s nem. M. S. Xaritonova [Triumph and Tragedy of Erasmus of Rotterdam: translated from German by M. S. Kharitonov]. Moscow. 286 p. Available at: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0 %A6/cvejg-stefan/triumf-i-tragediya-erazma-rotterdamskogo/2, accessed 06.12.2020. [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.