Научная статья на тему 'Христианский антиномизм как возможная методология психолого-педагогической науки'

Христианский антиномизм как возможная методология психолого-педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
301
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Остапенко Андрей Александрович

Основываясь на антиномизме христианской догматики, автор рассматривает возможность построения научных психолого-педагогических теорий и систем на новой для этих отраслей научного знания методологии антиномического соединения противоположностей. Предложена матричная модель многомерной педагогической реальности как возможная основа создания догматической педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианский антиномизм как возможная методология психолого-педагогической науки»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 3 (14). С. 110-122

Христианский антиномизм как возможная МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОШ-ПВДАГОГИЧБСКОЙ НАУКИ

А. А. Остапенко

Основываясь на антиномизме христианской догматики, автор рассматривает возможность построения научных психолого-педагогических теорий и систем на новой для этих отраслей научного знания методологии антиномического соединения противоположностей. Предложена матричная модель многомерной педагогической реальности как возможная основа создания догматической педагогики.

Светлой памяти протоиерея Бориса Ничипорова

...ао'иух'йтюс;, атр&тстос;, абюрётюс;, ахюр^тюс;1.

Из определения IVВселенского Халкидонского Собора

Антиномизм христианской догматики

«Те догматические истины, которые христианство возвещает в качестве основополагающих своих истин, удивительным образом не сходны, причем принципиально несходны, со всем тем комплексом идей, как сознания язычников, т. е. представителей языческих религий, так и сознания философствующего разума. Удивительным образом христианские истины отличны от них»2. А. И. Осипов, чьи слова мы здесь процитировали, как и другие ведущие богословы, в качестве вероучительного аргумента истинности христианства показывает, что существует «логическая невыводимость христианских истин из иудейских, языческих, философских и религиозных представлений»3. А именно: в формулировках основных христианских догматов присутствует то, что Нильс Бор называл «нетривиальными суждениями». Напомним, что Н. Бор как один из создателей квантовой механики разделяет суждения на два вида: тривиальные и нетривиальные. Тривиальные (т. е. обычные) — это те суждения, для которых противоположные утверждения являются ложными. Нетривиальные — те, для которых противоположные утверждения являются также истинными. Это хорошо показано в тео-

1 .неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно (греч.).

2 Осипов А. И. Истинность христианства. Лекция в МДАиС // CD Лекции профессора МДАиС А. И. Осипова. Основное богословие. Вып. 1. М. : Студия «Духовное образование», 2002.

3 Там же.

рии относительности, в неклассической квантовой механике. Так вот, христианские истины обладают свойством нетривиальности. В них одновременно утверждается истинность двух взаимно исключающих положений. Таковы догмат о Святой Троице, халкидонский догмат о Богочеловеческой двуединой природе Христа, догмат о Божественных энергиях (как, впрочем, и все учение св. Григория Паламы), да и большинство положений христианства: оно методологически принципиально иное, нежели рационализм. «Христианин всегда заботится об истине больше, чем о последовательности. Если он видит две истины — например, о наличии Промысла и о человеческой свободе — он принимает обе истины вместе с противоречием», — считает Андрей Кураев4. Таков путь христианской догматики.

Для начала заметим, что догмат — это понятие положительное и мы не согласны с советским определением догматизма как «некритического мышления» (С. И. Ожегов). Скорее мы примем, что «бездогматизм есть бессодержательность»5 и приведем еще одну мысль протодиакона Андрея Кураева: «догмат как умная икона не «кладет предел» поиску и мысли, а, напротив, ждет от человека усилия, направленного к пониманию и жизненному усвоению обозначенного догматом духовного пространства. Догмат — не колючая проволока, запрещающая выходить за очерченные пределы, это, скорее, дверь, через которую можно войти в просторы, обычно недосягаемые и даже незамечаемые»6. «Догмат ббуца (от греч. думать, полагать, верить) — мысль, вполне утвердившаяся в человеческом сознании, ставшая твердым убеждением человека, а также определившееся твердое, неизменное решение человеческой воли»7. На наш взгляд, словосочетание «догматическая педагогика» является положительным и продуктивным. Можно вполне говорить о догматизме естественных законов (Ньютона, Кеплера, Менделеева, Бора), полагая, что догматизм вполне сочетается с научностью. Более того, догматизм есть условие истинности науки.

Один из признаков догматизма — антиномичность. В науке и философии ее можно было бы определить как парадоксальность (нам, к примеру, импонирует мысль Григория Померанца, высказанная им в телепрограмме Александра Гордона (НТВ, 25.12.01): «глубина может быть выражена либо поэтически — метафорой, либо — парадоксом. Любое логическое предложение раскалывает целое на два куска: субъект, предикат и связка. Целого уже нет. Целое можно только созерцать, поэтому метафора и парадокс — это язык глубины»). Антиномией называют наиболее резкую форму парадокса.

Что же такое антиномия и антиномизм? Может ли антиномия быть методологическим принципом? Для понимания этого метода и термина обратимся к тем мыслителям, для кого антиномизм был очевидным и понятным методом.

4 Кураев Андрей, диакон. Традиция. Обряд. Догмат. Апологетический очерк. М.; Клин : Изд-во братства Св. Тихона, 1995. С. 134.

5 Глаголев С. С. Задачи русской богословской школы // Символ [Париж]. 1983. № 10. С. 238.

6 Кураев Андрей, диакон. Указ. соч. С. 117.

7 Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. Репр. изд. М. : Концерн «Возрождение», 1992. С. 752.

В широкий философский обиход понятие «антиномия» ввел И. Кант, хотя до него этот термин уже упоминали Р. Гоклен и Ш. Бонне.

Именно догматы Церкви стали примером догматического антиномического мышления. «Догматы церкви, — пишет В. Н. Лосский, — часто представляются нашему рассудку антиномиями тем неразрешимее, чем возвышеннее тайна, которую они выражают. Задача состоит не в устранении антиномии путем приспособления догмата к нашему пониманию, но в изменении нашего ума для того, чтобы мы могли прийти к созерцанию богооткрывающейся реальности»8.

Рассмотрим антиномичность некоторых догматов христианства. Пример первый. В догмате о Святой Троице христианство, с одной стороны, сохраняя чистый монотеизм, утверждает о том, что Бог Един, и в то же время утверждает Его Троичность. Представим себе рассуждение рационального ума. «Вообще-то христианство верует в какого Бога, единого или не единого? «Верую во Единого Бога», — утверждается в Символе Веры. Значит, христианство — это какая религия? Монотеистическая. Простите, ну три лица или нет? Три. Так три — это же не один. Это же отвержение единства! Верно, это противоположное суждение. Христианство утверждает и то, и другое»9.

Другой пример. Напомним, что IV Вселенский Собор, созванный в 451 г. в Халкидоне, утвердил православное учение об образе соединения Божественной и человеческой природы в Лице Иисуса Христа, в котором Божество и человечество «соединилось в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно»»10. Рационалистический ум не принимает алогичную формулу «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» и порождает ересь монофизитства. А между тем, именно эта православная формула утвердила антиномизм как основу православной догматики, как методологию православного мировоззрения, в которой Бог «неразделен в разделениях и непреумножаем во множественности»11.

И, наконец, более поздний, третий пример. В XIV в. т.н. паламитские Соборы как догмат Церкви утверждают учение св. Григория Паламы о Божественных энергиях. Обратимся к цитатам из В. Н. Лосского: «Архиепископ Фессалоникийский святой Григорий Палама, глашатай Соборов этой великой эпохи византийского богословия, посвятил один свой диалог, озаглавленный «Феофан», вопросу о Божестве несообщаемом и сообщаемом. Разбирая смысл слов апостола Петра «причастники Божеского естества», святой Григорий Фессалоникийский утверждает, что это выражение характерно антиномичное, что и роднит его с троичным догматом: как Бог одновременно — Один и Три, так и о Божественной природе следует говорить как об одновременно несообщаемой и в известном смысле сообщаемой: мы приходим к сопричастности Божественному естеству, и

8 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Мистическое богословие / Сост. о. Леонид Лутковский. Киев : Путь к истине, 1991. С. 122.

9 Осипов А. И. Истинность христианства. Лекция в МДАиС // CD Лекции профессора МДАиС А. И. Осипова. Основное богословие. Вып. 1. М. : Студия «Духовное образование», 2002.

10 Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054 г.). Брюссель : Жизнь с Богом. 1964. С. 419.

11 Св. Дионисий Ареопагит. Божественные имена. Послание к Тимофею // Мистическое богословие / Сост. о. Леонид Лутковский. Киев : Путь к истине, 1991. С. 30.

однако оно остается для нас совершенно недоступным. Мы должны утверждать оба эти положения одновременно и сохранять их антиномичность как критерий благочестия»12. Или: «Для святого Григория Паламы <...> Божественная простота не могла обосновываться понятием простой сущности. Точка отправления его богословской мысли — Троица, Троица совершенно простая, несмотря на различение природы и Лиц, так же как и Лиц между Собой. Эта простота — ан-тиномична, как антиномично всякое высказывание в учении о Боге: она не исключает различения, но не допускает в Божественном существе ни отлучения, ни дробления. Ведь мог же святой Григорий Нисский утверждать, что человеческий ум остается простым, несмотря на его разнообразные способности: наш ум, действительно, разнообразится, относясь к известным ему предметам, но остается нераздельным и не переходит по своей сущности в другие субстанции. Однако ум человеческий — не «превыше имен», как три Лица Пресвятой Троицы, которые обладают в общих своих энергиях всем, что только можно было бы приписать природе Бога. Простота не означает единообразия или неразличимости; тогда христианство не было религией Пресвятой Троицы»13.

Эти примеры антиномизма христианской догматики, которые можно было бы продолжать, являют пример иного, нетривиального, алогичного, парадоксального мышления и метода, обладающего признаками очевидности, простоты и полноты.

Эта антиномичная методология легла в основу большинства построений русских религиозных философов. Начало фундаментального обсуждения анти-номизма, независимо от влияния западных мыслителей, уделявших внимание парадоксальности (С. Кьеркегор, К. Барт, Р. Нибур и др.), положил священник Павел Флоренский.

Как же происходит соединение двух противоположностей, которые по своей сути равно доказуемы, что соответствует этимологии самого слова dvTivo^a, означающего противоречие двух одинаково законных положений14? А дело в том, что антиномия по своей природе законно соединяет в себе рассудочность и сверхрассудочность (рационализм и трансрационализм), дискурсивность и интуицию. Антиномия, по определению, — «противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу»15. Вот как об этом пишут отечественные мыслители.

Начнем с С. Л. Франка: «.трансрациональная позиция — будучи в отношении объединяемых ею противоречащих отвлеченных познаний, «витанием» между и над ними — сама по себе есть совершенно устойчивое, твердо опирающееся на саму почву реальности стояние. Всякий окончательный сполна овладевающий реальностью и ей адекватный синтез никогда не может быть рациональным, а, напротив, всегда трансрационален»16.

12 Лосский В. Н. Боговидение. М. : АСТ, 2003. С. 162.

13 Там же. С. 169-170.

14 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М. : Греко-римский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. С. 131.

15 Краткая философская энциклопедия. М. : Прогресс-Энциклопедия, 1994. С. 23.

16 Франк С. Л. Сочинения. М. : Правда, 1990. С. 313.

Обратимся к мнению отца Павла Флоренского: «.всякое живое мышление опирается на противоречие и живет им. И чем оно жизненнее, тем острее противоречия. Религиозное мышление не смазывает, а утверждает сразу и да, и нет. Каждое да есть нет другого. И когда это сделано, то актом веры человек подымается над рассудком и опять воспринимается как единое целое. <...> Ереси же с самого начала в том и заключались, что они брали или ту или другую сторону. А жизненное мышление утверждает антиномичность категорий религиозного мышления»17.

Далее. Упоминание в одном ряду вместе с религиозными философами имени последовательного марксиста Э. В. Ильенкова, на первый взгляд, может показаться странным, однако его размышления удивительно им созвучны: «.друг против друга стоят две полярно противоположные по всем своим характеристикам сферы: тождество их (факт их согласия — истина) осуществляется как раз через переход, превращение одной в другую. Но переход, самый момент перехода иррационален и не может быть выражен через непротиворечивое понятие, ибо в этот-то момент как раз и совершается превращение А в не-А, их совпадение, тождество. Выразить его в понятии — значит разрушить форму понятия»18.

Не чужды антиномического «витания» и ведущие деятели синергетики: «Интуиция предстает как пульсация сверхсознания над сознанием, которые развертывают, раскрывают перед человеком подлинное разноцветье и полифонию мира»19.

И еще одна цитата — специалиста в области православной педагогики игумена Георгия (Шестуна): «Чтобы не оторваться от реальностей Откровения, подменяя их понятиями человеческой философии, необходимо сохранять равновесие между двумя членами антиномии. <...> Антиномия возвышает ум над областью понятий, возводя его к конкретным данным Откровения»20.

Таким образом, обобщая авторитетные мнения (к сожалению, неизбежно их упрощая) мы можем определить, что антиномия есть единство двух одинаково истинных противоположных положений, а антиномизм есть метод соединения этих противоположностей, который заключается не в усреднении и не в устранении их, а в балансировании, «витании», пульсации между ними. Необходимо заметить, что антиномия принципиально отличается от диалектического противоречия тем, что она не требует своего разрешения. «Антиномичный подход не только учитывает полярности, но и считает их правомерными, равноценными и предлагает искать пути адаптации к ним»21.

Немецкий профессор Х.-Й. Гамм считает при этом диалектику «первичной формой балансирующего мышления». Поэтому антиномизм как высшая форма балансирующего мышления позволяет нам сформулировать принцип разумного баланса как принцип соединения антиномических крайностей. Непрерывность же

17 Флоренский П. А. Соч. : В 4 т. Т. 3. М. : Мысль, 2000. С. 468.

18 Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М. : Политиздат, 1984. С. 107.

19 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 122.

20 Шестун Евгений, свящ. Православная педагогика. Самара : ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. С. 194. (В 2004 г. о. Евгений принял монашество под именем Георгий.)

21 Клепко С. Ф. Інтегративна освіта і поліморфізм знань. Київ; Полтава; Харків : ПОІПОПП, 1998. С. 108.

(и не только образования) можно обозначить как «единство разделения и слитности (взаимопроникновения)»22.

Педагогические антиномии протоиерея Бориса Ничипорова

Идея использовать антиномизм в педагогике принадлежит священнику и психологу, ныне покойному, протоиерею Борису Ничипорову23. Надеемся, что эта работа хоть в малой степени станет развитием идей о. Бориса.

Православное мышление изначально антиномично, а сама «антиномия, — пишет о. Борис, — есть некое таинство, где встречаются и объединяются в Святом Духе две противоположности»24. По его мнению, не только православное мировоззрение несет на себе отпечаток антиномизма, но и «во всех религиозных и просто подлинно правдивых текстах о человеке мы обнаруживаем не просто сложность, но алогизм, совмещение несовместимого. Но странно — именно это обстоятельство и делает текст понятным и глубоким»25. «Антиномия интуитивной психологии есть и единство, и примирение противоречий и оппозиции. Антиномия — это то, что воссоединяет и примиряет полюса одной и той же природы. <...> Есть правильное духовное состояние, через которое открывается нам сама акция вхождения в антиномийную природу созерцания. Это есть трезвение, воля к удержанию и само удержание в неслияннном единстве сразу двух этих знаний: о себе и о человеке»26. В другой работе о. Борис это формулирует так: «Трезвение — это воля и способность одновременно удерживать в актах постижения сразу два полюса. Эти полюса одновременно и энергийные, и нравственные»27.

Принципы православной педагогики и онтологической психологии, по идее о. Б. Ничипорова, можно сформулировать в виде ряда фундаментальных антиномий: «Надо просто пытаться удерживать тот принцип, который мы имеем от Халкидонского собора, — о неслиянном сосуществовании двух природ, божественной и человеческой, во Христе. И этот принцип должен быть перенесен нами на образовательную почву»28. В 1994 г. в книге «Введение в православную психологию» он формулирует первые три педагогические антиномии29.

1. Антиномия свободы и послушания.

2. Антиномия вселенского и местного (в категориях научной педагогики: антиномия общекультурного и национального) провозглашает путь «освоения духов-

22 Франк С. Л. Соч. М. : Правда, 1990. С. 314.

23 Ничипоров Борис, свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священ-ника-психолога. М. : Школа-Пресс, 1994. С. 152.

24 Там же. С. 153.

25 Ничипоров Борис, прот. Времена и сроки. Кн. первая. Очерки онтологической психологии. М. : Паломник, 2002. С. 12.

26 Там же. С. 13.

27 Ничипоров Борис, прот. Антиномия праздничной стихии. Доклад на секции «Православная антропология и психология» Десятых юбилейных Рождественских международных образовательных чтений. Москва, 30 января 2002 года.

28 Ничипоров Борис, прот. Воспитывающая благодать // В начале пути. Опыты современной православной педагогики. Сборник бесед и выступлений. М. : Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002. С. 180.

29 Ничипоров Борис, свящ. Введение в православную психологию. М. : Школа-Пресс, 1994. С. 153-154.

ного и культурно-исторического наследия своей земли к освоению вселенского духовного опыта»30.

3. Антиномия традиционного и прогрессивного (в категориях научной педагогики: антиномия традиционного и инновационного). И здесь трудно не согласиться с о. Борисом, ведь общеизвестно, что инновации, захватившие школы, привели во многом к разрушению традиционных школьных устоев. Хотя, с другой стороны, те школы, которые игнорируют новое в педагогике, обречены на отставание. Необходим разумный баланс в этом вопросе.

4. Отдельно следует отметить, что в анализируемой нами работе о. Борис, приводя отрицательные примеры домашнего устроения, формулирует идею «автономии открытости», которая вполне применима к педагогической реальности. Ее вполне можно определить как антиномию открытости и автономности. Школа (так же, как и дом) — «это гибкое образование, где сохраняется благодатный и разумный баланс замкнутости от мира и открытости к миру и людям в Боге»31.

Если в книге о. Бориса 1994 г. эти идеи были только обозначены, то в вышедшей в 2002 г. — «Времена и сроки. Очерки онтологической психологии» они вполне развиты и серьезно дополнены.

5. Двойная антиномия власти и безвластия, свободы и послушания, первая пара из которых «имеет отношение к самому педагогу, вторая — к ученику»32. Если антиномия свободы и послушания была в 1994 г. лишь упомянута, то теперь она развита и прописана.

6. Антиномия молчания и назидания (или недеяния и активности). Учитель «должен и неустанно назидать»33 и молчаливо являть пример и образ чистоты: «Когда и как надо молчать и молиться, когда и как учить, знает опыт и интуиция. Молчание не есть обязательно реальное молчание. Молчание — это в том числе и «общий разговор» не о том»34. Но «есть время, когда педагог не может и не должен говорить и назидать. Это плохо. Это не профессионально. Он должен молчать. Молчащее слово. Когда он видит и молчит. Знает и молчит. Молчит невыразительно, как бы смиренно»35.

7. Антиномия победы и поражения (антиномия братства). Братство (как и соборность) иерархично узаконивает неравенство старшего и младшего, руководителя и подчиненного, ведущего и ведомого. «Братство снимает оппозицию индивидуализм — коллективизм. Детско-взрослое братство школы <...> может быть создано, а может и нет. Братство должно выдержать самое разное испытание пути: славой и успехом, скорбями и гонениями, временем»36. «Ошибки и их осмысление — основной капитал Братства»37.

30 Ничипоров Борис, свящ. Введение в православную психологию. С. 154.

31 Там же. С. 57.

32 Ничипоров Борис, прот. Времена и сроки. Кн. первая. Очерки онтологической психологии. М. : Паломник, 2002. С. 164.

33 Там же. С. 167.

34 Там же.

35 Ничипоров Б. В. Праздничная стихия: опыт интуитивного постижения // Ы!р://поуауа. korcheva.rU/nk/book/i_readings.php#2

36 Там же. С. 170.

37 Там же. С. 172.

8. Антиномия романтизма и реализма (антиномия духовника) обуславливает руководящую роль взрослого, который, с одной стороны, должен быть «наивным романтиком» и, с другой стороны, «жестким прагматиком и администратором, мудрым стратегом и тактиком, реалистом»38. Но при этом «настоящий педагог не просто верит, он твердо верит — Образ Божий в человеке неуничтожим. И пока человек жив — есть надежда. <...> Свобода педагога, свобода духовника состоит в том, что они должны лишь сеять, сеять умело, а почву плодородную или каменистую выбирать не нам»39.

Рассмотрим и другие антиномии, которые были сформулированы о. Борисом в его статьях.

9. Антиномия мистического и реального. «Важно достичь правильного сочетания, баланса мистического и реального в душе ребенка. Преобладание мистицизма порождает душевную болезненность, а реализм сам по себе, вне глубинной духовной ориентации становится причиной цинизма, скепсиса и меркантильности»40.

10. Антиномия мистического и рационального. По мнению отца Бориса, нарушение баланса в этом вопросе приводит либо к отсутствию трезвения, вследствие чего «люди попадают в рабство жажды постоянных видений, откровений»41, либо к избыточному рационализму, проявляющемуся в подозрительности, недоверии, сомнении во всем. Разумность сочетания мистического и рационального всегда «предохраняла людей от психических расстройств, от состояний одержания и прелести, прельщения, погружения в мир, которого нет»42.

Для ясности понимания и соотношения понятий антиномии перечисленные выше пункты 8-10 сведем в таблицу 1.

Таблица 1

Антиномия

Романтическое Реальное

Мистическое Рациональное

11. Особо остановимся на предложенной протоиереем Борисом Ничипоро-вым «антиномии праздничной стихии» и антиномии Диониса и Аполлона в их значении для педагогической реальности. И здесь не обойтись без цитат. «Я подчеркиваю, что праздничная пасхальная стихия — вот это и есть основная атмосфера в школе, вот этого не просто надо добиваться, это должен иметь педагог сам. <...> Как же нам теперь строить свою педагогическую работу? Думаю, что, прежде всего, нужно начать с концепции праздника. Пока мы не опишем и не введем регулярное понятие праздника и не поймем, что это за реальность, до тех пор

38 Ничипоров Б. В. Праздничная стихия: опыт интуитивного постижения. С. 173

39 Ничипоров Борис, прот. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Вестник духовного просвещения. 1994. № 1 (http://synerg.narod.ru/ Borrnch.htm)

40 Там же.

41 Там же.

42 Там же.

мы плохо будем осознавать и свою практическую работу»43. В ряде выступлений о. Борис развивает тему дионисийства как разгула праздничной стихии и противопоставляет ей сдержанную силу в лице другого античного божества — Аполлона — как символа порядка, гармонии и оформления праздника. «А что это есть в онтологии нового времени — это есть сердце, это душевно-мистическое средоточие всей души человека. А что есть для психологов Дионис и Аполлон? Это есть свободная, играющая стихия самых разных сил, с одной стороны, и сдерживающее, оформляющее начало, с другой»44. Таким образом, протоиерей Борис Ничипоров сформулировал православный подход к построению школы радости и праздника, причем этот подход имеет иной уровень глубины осознания, нежели это сформулировано в советской или гуманистической педагогике. По его мнению, решение проблемы Аполлона и Диониса, Закона и Благодати возможно только в христианстве. «Пост — не время для веселья и праздников. Тем не менее, я согласен, что это радостный период. Ведь это время покаяния, а в покаянии мы обретаем радость. <...> А Страстная неделя! Без Великой Пятницы нет Пасхи»45.

Сведем провозглашенные педагогические принципы-антиномии в таблицу (в скобках приведены термины, привычные для научной педагогики).

Таблица 2

Общее название принципа Антиномия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 свободы послушания

2 вселенского (общекультурного) местного (национального)

3 традиционного прогрессивного (инновационного)

4 открытости автономности

5 власти безвластия

6 молчания (недеяния) назидания (активности)

7 антиномия братства победы поражения

8 антиномия духовника романтического реального

9 мистического

10 рационального

11 антиномия праздничной стихии Диониса Аполлона

43 Ничипоров Борис, прот. Праздничная Пасхальная стихия как духовная и эмоциональная атмосфера современной православной школы. Доклад на Международной православной педагогической конференции «Церковь, семья и школа» в Риге 7 мая 2003 года // http:// novaya.korcheva.m/index.php?cc=news&cp=03-05-07_doklad_v_rige

44 Ничипоров Борис, прот. Антиномия праздничной стихии. Доклад на секции «Православная антропология и психология» Десятых юбилейных Рождественских международных образовательных чтений. Москва, 30 января 2002 года.

45 Ничипоров Борис, прот. Внешкольное образование должна взять на себя церковь / Беседовал Леонид Виноградов / /http:// www.pravoslavie.ru

Необходимо сказать, что все обозначенное выше было достаточно полно реализовано в педагогической практике о. Бориса, который был руководителем уникального детско-юношеского центра дополнительного образования «Новая Корчева» в г. Конаково Тверской области. К сожалению, ранняя смерть этого многогранного ученого-исследователя, педагога-практика, священника и писателя не позволила ему на теоретическом уровне до конца осмыслить и систематизировать предложенную им систему педагогических антиномий.

На Десятых юбилейных Рождественских Международных образовательных чтениях о. Борису Ничипорову задали вопрос: «Можно ли сказать, что в развитии человека к обожению дается снижение антиномичности?». Он дал очень точный ответ: «Я думаю, что нет снижения антиномичности, потому что Бог непознаваем, и в этом смысле всегда глубина остается непознаваемой, как океан огромный». Тогда спросивший уточнил: «Так же точно и человек?» «Я думаю, да», — ответил о. Борис46.

Антиномизм как методология психолого-педагогической науки

Антиномический подход в педагогике был реализован в концепции инте-диффии (интеграции + дифференциации) В. Ф. Моргуна, где под интедиффией образования понимается «пульсирующий взаимопереход между интеграцией и дифференциацией содержания образования, методов обучения и воспитания, учебно-воспитательных учреждений, который обусловлен как потребностями и возможностями общества, так и способностями, интересами личности»47. На основании собственной многомерной концепции он построил пятикомпонентную систему интедиффии образования.

В. С. Мухина разработала антиномическую теорию взаимодействия идентификации и обособления как механизмов, содействующих социализации и индивидуализации человека. Согласно этой теории, человек «может развиваться в трех направлениях: 1) в направлении постоянной гиперболизированной, ярко выраженной готовности к идентификации с другим человеком, живым существом, предметом, явлением; 2) в направлении постоянной, гиперболизированной, ярко выраженной готовности к отчуждению от другого человека, живого существа, предмета, явления; 3) в направлении гармонического взаимодействия пары идентификация — обособление в соответствии с внутренними потребностями личности и социальной необходимостью»48.

Пронизано антиномизмом исследование динамического баланса в педагогике П. В. Скулова. Выведенное из естественно-научных оснований, оно продуктивно экстраполировано в гуманитарную сферу. Приведем определение: «Динамический баланс — это состояние системы, характеризующееся: гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы; готовностью системы изме-

46 НичипоровБорис, прот. Внешкольное образование должна взять на себя церковь / Беседовал Леонид Виноградов / / http:// www.pravoslavie.ru

47 Моргун В. Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 4.

48 Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург : ИнтелФлай, 2007. С. 446.

нить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий; постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей»49.

К сожалению, антиномичный подход в отечественной педагогике практически не реализован. Предложение реализовать антиномичный подход в образовании, ссылаясь на идею Г. С. Сковороды об автаркии как балансирующем равновесии, высказал академик И. А. Зязюн: «Если ввести эту «автаркию» в образование, то мы смогли бы с помощью философствования выстроить проект «автаркийного» образования, которое бы уравновешивало существующие противоположности. Это и есть основной предмет философии образования»50. Но далее это предложения им развито не было. Из иностранных публикаций нам известна только работа Райнера Винкеля51. Несмотря на очевидную продуктивность использования антиномизма в моделировании педагогических теорий и систем, цельной и завершенной модели педагогической реальности пока не создано.

Чтобы хоть в малой степени восполнить это, мы попробовали разработать матричную модель многомерной педагогической реальности, состоящую из тринадцати аспектов (инвариантов, направлений моделирования), с высокой степенью полноты охватывающих содержание и суть педагогической реальности (как теории, системы, процесса, так и всего, что на них влияет). Модель имеет три оси: ось средств, ось содержания и ось времени. На каждой из них определены четыре базовые антиномические пары, обеспечивающие полноту раскрытия содержания осей: антиномия внутреннего и внешнего, антиномия общего и частного, антиномия статичности и динамичности, антиномия разделения и слитности. Каждый из аспектов (инвариантов) имеет свою внутреннюю полярность и свою частную модель полноты моделирования своего направления. Целевой аспект вынесен в начало структуры, т.к. в нем заключена аксиоматика всей модели. Таким образом, предлагаемая модель с достаточной полнотой учитывает идею скрытой педагогической реальности И. Д. Фрумина и включает основные идеи баланса В. Ф. Моргуна, В. С. Мухиной, протоиерея Бориса Ничипорова и П. В. Скулова.

49 Коробкова Т. А., Скулов П. В. Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе // Образовательные технологии. 2004. № 1. С. 22.

50 Зязюн І. А. Філософія, освітні, стратегії і якість національної освіти // Педагогічна практика та філософія освіти. Матеріали Міжнародної конференції. Полтава : ПОІПОПП, 1997. С. 4.

51 WinkelR. Antinomische Padagogik und kommunikative Didaktik : Studien zu den Widerspruc-nen und Spannungen in Erziehund und Schule. Dйsseldorf; Schwann, 1988.

Таблица 3

1. Целевой аспект, или антиномия формирования и саморазвития человека (аксиоматическое понимание природы человека)

Ось средств Ось содержания Ось времени

Антиномия внутреннего и внешнего 2. Процессуальный аспект, или антиномия социализации и индивидуализации 3. Системно-содержательный аспект, или антиномия явного и скрытого содержания образования 4. Темпоральный аспект, или антиномия устойчивости и неустойчивости

Антиномия общего и частного 5. Инструментальный аспект, или антиномия концептуального и инструментального 6. Учебно-содержательный аспект, или антиномия общего и профессионального образования 7. Хронотопический аспект, или антиномия временного и вечного

Антиномия статичности и динамичности 8. Оценочный аспект, или антиномия текущей и итоговой оценки 9. Организационно-содержательный аспект, или антиномия концентрированности распределенности 10. Организационо-временной аспект, или антиномия продолжительного и краткого

Антиномия разделения и слитности 11. Уровневый аспект, или антиномия доступности и высокого уровня трудности 12. Эмоциональный аспект, или антиномия положительного и отрицательного 13. Возрастной аспект, или антиномия интеграции и дифференциации образовательного процесса

Описание каждого аспекта выходит за пределы объема одной статьи. Это сделано нами ранее в монографии «Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии»52 и ряде других публикаций.

Таким образом, педагогическую реальность можно продуктивно моделировать, описывать и измерять, если основываться на методологических принципах

52 Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М. : Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005.

христианского антиномизма и разумного баланса. И делать это можно с высокой степенью полноты и завершенности.

Антиномичный принцип разумного баланса позволяет примирить крайности — «педагогика — наука» и «педагогика — искусство». Да, педагогика в своих ан-тиномичных крайностях научна, рассудочна, рациональна, доказуема, ибо изначально антиномия предполагает единство одинаково доказуемых истин. Но при этом соединение крайностей трансрационально, оно предполагает интуитивное балансирование между ними. И поэтому можно говорить, что педагогика есть искусство, что она допускает импровизацию, основанную на интуиции. Таким образом, педагогика антиномично соединяет в себе рационализм науки и чувственную импровизацию искусства.

Ключевые слова: догмат, антиномия, антиномизм, методология, педагогические антиномии, педагогический принцип разумного баланса.

Christian antinomianism as a possible methodology FOR PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY A. A. Ostapenko

The author discusses the possibility of a new basis for pedagogical and psychological theories and systems, namely, the antinomian combination of the opposites typical of Christian dogmatics. The author proposes the matrix model of multidimensional pedagogical reality as a possible basis for dogmatic pedagogy.

Keywords: dogma, antinomy, antinomianism, methodology, pedagogical

antinomies, the pedagogical principle of reasonable balance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.