Научная статья на тему 'Христианские мотивы в творчестве г. -Х. Андерсена: педагогический аспект'

Христианские мотивы в творчестве г. -Х. Андерсена: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1724
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ-ОБЩЕНИЕ / ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ / ДОБРОДЕТЕЛИ / АНАЛИЗ СКАЗОК / READING-COMMUNICATION / CHRISTIAN MOTIVES / VIRTUES / FAIRY TALES ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Е. О., Худнева Н. А.

Современный подход к чтению как чтению-общению предполагает, что читатель становится собеседником писателя. Понимание художественного текста зависит от полноты восприятия смыслов и идей, представленных автором в его произведениях. Пропуск тех или иных мотивов приводит к искажению авторского замысла. Христианские мотивы важнейшая характеристика сказок Г.-Х.Андерсена, что находит многогранное выражение. В некоторых сказках христианские мотивы имеют ведущую роль. Изучение сказок с младшими школьниками следует организовывать так, чтобы христианские мотивы осмыслялись учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN MOTIVES IN THE WORKS BY HANS CHRISTIAN ANDERSEN: PEDAGOGICAL ASPECT

A modern approach to reading as reading-communication assumes that a reader becomes a conversation partner of a writer. Literary text understanding depends on the completeness of perception of the meanings and ideas presented by the author in his works. Missing one or another motive distorts the author's intention. Christian themes the most important characteristic of fairy tales by Hans Christian Andersen that finds multifaceted expression. In some fairy tales, Christian motives have the leading role. Study of those fairy-tales should be organized so that younger school students comprehend Christian motives.

Текст научной работы на тему «Христианские мотивы в творчестве г. -Х. Андерсена: педагогический аспект»

УДК 372.882

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.-Х.АНДЕРСЕНА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Е.О.Орлова, Н.А.Худнева

CHRISTIAN MOTIVES IN THE WORKS BY HANS CHRISTIAN ANDERSEN: PEDAGOGICAL ASPECT

E.O.Orlova, N.A.Khudneva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Современный подход к чтению как чтению-общению предполагает, что читатель становится собеседником писателя. Понимание художественного текста зависит от полноты восприятия смыслов и идей, представленных автором в его произведениях. Пропуск тех или иных мотивов приводит к искажению авторского замысла. Христианские мотивы — важнейшая характеристика сказок Г.-Х.Андерсена, что находит многогранное выражение. В некоторых сказках христианские мотивы имеют ведущую роль. Изучение сказок с младшими школьниками следует организовывать так, чтобы христианские мотивы осмыслялись учащимися.

Ключевые слова: чтение-общение, христианские мотивы, добродетели, анализ сказок

A modern approach to reading as reading-communication assumes that a reader becomes a conversation partner of a writer. Literary text understanding depends on the completeness of perception of the meanings and ideas presented by the author in his works. Missing one or another motive distorts the author's intention. Christian themes — the most important characteristic of fairy tales by Hans Christian Andersen that finds multifaceted expression. In some fairy tales, Christian motives have the leading role. Study of those fairytales should be organized so that younger school students comprehend Christian motives. Keywords: reading-communication, Christian motives, virtues, fairy tales analysis

Казалось бы, Г.-Х.Андерсен тот писатель, с чьим творчеством знакомо большинство, редкое детство прошло без его сказок. При этом вряд ли многие смогут вспомнить, что молитва помогла Герде пройти сквозь чудищ к чертогам Снежной королевы или, что русалочка получила в конце сказки возможность обрести бессмертную душу, а вместе с ней и райское блаженство. Если упускаются подобные характеристики произведений датского сказочника, то затрудняется понимание не только образов главных героинь, но и авторских идей. Могут возразить, что советские дети выросли, не задумываясь над христианскими смыслами сказок Андерсена, что не помешало ему стать любимым детским сказочником. Отметим, что в советское время под влиянием атеистического мировоззрения под цензуру попало творчество Андерсена. Так, в книгах отсутствует молитва Герды. Думается, что пришло время, когда не только следует восстановить полноту содержания текстов писателя, но и полноту нашего восприятия идей, которые предлагает Андерсен своим читателям.

По мнению признанного учёного в области детского чтения Н.Н.Светловской чтение-общение выступает как ведущий тип чтения художественной литературы и предполагает воспитание читателя как собеседника автора. Характеризуя чтение-общение, автор описывает пять его компонентов: умение увидеть собеседника, умение услышать его речь, умение запомнить, что собеседник тебе говорит, умение понять и представить всё, о чём говорит твой собеседник. И завершает этот перечень то умение, на которое работают все предыдущие — умение обдумать, пережить, осмыслить и осознать сказанное тебе твоим собеседником [1]. Следовательно, важно помочь

школьнику приблизиться к замыслу автора, раскрыть ценностную идею произведения. Кроме того, открытие смыслов как тем общения помогает читателю определить круг своих собеседников, тех авторов, чьи тексты помогают отвечать на значимые вопросы. Светловская подчёркивает, что, «чтение-общение творит человека», потому «что личность... формируется только в процессе общения. с другими личностями. И качество этой личности однозначно зависит как от качества тех личностей, с которыми субъект общается, так и от качества самого общения» [1, с. 27].

Г.-Х.Андерсен выступает одним из важных собеседников младшего школьника, что вызвано не только его традиционным включением в круг чтения как классика мировой литературы, но и тем, что содержание его произведений не утрачивает актуальности. Мы считаем, что обусловлено это во многом особенностью его произведений, в частности, христианскими мотивами его творчества, которые проявляются в образах, идеалах, словах, поступках героев. Следовательно, чтение-общение с Андерсеном предполагает, что читатель-собеседник будет способен воспринять эту важную содержательную сторону его творчества. В противном случае понимание произведений будет либо не полным, либо искажённым. Отметим, что и в «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» в разделе литературного чтения при перечислении того, чему должен научиться выпускник, называется такое качество, как ориентация в нравственном содержании прочитанного, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами [2].

Знакомство с автобиографией Г.-Х.Андерсена даёт нам возможность с уверенностью сказать, что вера в Бога стала ведущим началом его миропонимания: «Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная!... История моей жизни скажет всем людям то же, что говорит мне: Господь Бог всё направляет к лучшему» [3]. В этом суждении писателя выражено представление о том, что было для него самым важным в жизни — Бог и сказки (творчество), что и позволяет нам определить направление исследования: христианские мотивы творчества великого сказочника. Раскроем их проявление в таких произведениях как «Снежная королева», «Русалочка», «Девочка со спичками» и некоторых других.

Истинным героем одноименной сказки Снежная королева не выступает, она лишь толчок для героического проявления маленькой Герды, у этой хрупкой девочки есть то, чего нет у Снежной королевы, чего лишился Кай из-за действия злых чар зеркала, это: любовь, доброе сердце и поистине великая самоотверженность.

Одним из проявлений христианского содержания сказок, по нашему мнению, выступают слова-упоминания Бога и собственно молитвы. Так, например,

«Уж розы в долинах цветут,

Младенец-Христос с нами тут!!» [4].

Эти строки повторяются в «Снежной королеве» в начале и конце сказки. Первый раз, когда Кай и Герда играли вместе, девочка пела библейский псалом, а Кай, ей подпевал, взявшись за руки, они смотрели на солнышко, и им казалось, что с него глядел младенец Христос. Завершается сказка возвращением детей к бабушке, которая «сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!», Кай и Герда подпевают ей уже известным нам отрывком из псалма.

Другой пример обращения к Богу героев — это их молитвы. Способность или наоборот невозможность прочтения молитвы определяет судьбу героев. Так, когда сани Снежной королевы уносили Кая из города и испуганный мальчик, пытаясь отвязать свои санки, хотел прочесть «Отче наш», но не смог, потому что в уме его вертелась лишь таблица умножения. Напротив, именно эта молитва помогает Герде спасти Кая. Когда её дорогу во дворец преградили огромные снежные хлопья, то она «принялась читать "Отче наш"». Герда сделала то, чего не смог Кай. В трудные минуты она молится Богу и поэтому побеждает. Андерсен описывает, как молитва девочки призывает к ней на помощь небесные силы: «Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно» [4, с. 230].

Ещё одним проявлением христианских мотивов становится идеал жертвенной любви, который помогает героине преодолеть все испытания. Сюжет сказки во многом — это путь Герды, путь испытаний и их жертвенного преодоления. Несмотря на различные искушения устроенным миром: цветочный сад, королевский дворец Герда без башмаков и рукавиц бежала в чертоги Снежной королевы, сквозь целый полк снежных хлопьев, похожих на больших безобразных ежей, стоглавых змей и толстых медвежат, и все они были живыми снежными хлопьями. Герда добирается до дворца Снежной королевы, читает вечернюю молитву, входит в зал и застаёт Кая в одиночестве, он посинел, почти почернел от холода. Кай не узнает её и тогда она поёт ему их любимый псалом. Снять чары с Кая также помогла молитва, а именно псалом, который спела Герда.

Итак, обращение к сказке «Снежная королева» позволяет нам определить, в чём выражаются христианские мотивы в данном произведении датского писателя. Во-первых, это наличие христианских текстов: отрывки из псалмов, Евангелия, молитва. Во-вторых, проявление христианских идеалов в добродетелях героев, в данном случае идеал жертвенной любви.

Обозначим, как проявляются данные аспекты в других сказках писателя.

Например, в сказке «Дикие лебеди» главная героиня на протяжении всего повествования уповает на Бога, кроме того, всевозможные злые чары не могут подействовать на неё благодаря её набожности и невинности. Горячо желая освободить своих братьев она усиленно молится: «Ах, если бы мне приснилось, как освободить вас от чар! — сказала она, и эта мысль так и не выходила у неё из головы. Элиза стала усердно молиться Богу и продолжала свою молитву даже во сне» [5]. По мнению А.А.Плешковой, дикие лебеди — заколдованные принцы — символизируют христианскую чистоту и непорочность в противовес их мачехе — злой колдунье [6]. Элиза, проходя испытания, уповает на Бога, смиренно принимая его волю. «О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающею моё сердце! — думала Элиза. — Я должна решиться! Господь не оставит меня!» [5, с. 93]. Её вера в Бога непоколебима, даже в тот момент, когда её жизни угрожает прямая опасность — её везут на казнь «губы тихо шевелились, шепча молитвы».

Таким образом, христианские мотивы несомненно присутствуют и в данной сказке, они выражаются в словах молитвы, упоминании Бога, проявлении личностных качеств свойственных человеку с христианским мировоззрением: жертвенность, противостояние злым чарам, верность Богу и любовь к близким.

Ярким примером идеала жертвенной любви выступает образ Русалочки. Весь её путь — это путь постоянного жертвования: в момент кораблекрушения с опасностью для жизни она спасает принца: «Нет, нет, он не должен умирать! И она поплыла между брёвнами и досками, совсем забывая, что они во всякую минуту могут раздавить её самое» [7]. Героиня отказывается от семьи и привычной среды

ради любимого, осознавая, что будет испытывать постоянную боль: «Тогда он взял её за руку повел во дворец. Ведьма сказала правду: с каждым шагом русалочка как будто ступала на острые ножи и иголки, но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем легкая, воздушная, как водяной пузырь; принц и все окружающие только дивились её чудной скользящей походке» [7, с. 69]. В дальнейшем, по сюжету жертвует своей жизнью, имея возможность остаться в живых, но делает выбор в пользу другого, не зная, что она не погибнет. Свадьба принца должна убить Русалочку, превратив её в пену морскую, а значит, лишить главной её мечты о бессмертной душе.

Тема бессмертной души становиться одной из ключевых в развитии сюжета: сказка начинается с разговора бабушки и внучки о том, чем русалки отличаются от людей. Включение данной темы в содержание сказки свидетельствует о проявлении христианских мотивов, в данном случае мировоззрения, свойственного христианской культуре (представление о бессмертии души, дарованной Богом). Русалкам, лишённым души, по сказке Андерсена отмерено жить триста лет, а по истечению этого срока, они превращаются в морскую пену. Для обретения бессмертной души, нужно, чтобы кто-нибудь из людей полюбил русалочку так, чтобы она стала ему дороже отца и матери. «Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, с тем, чтобы принять потом участие в небесном блаженстве людей» говорит Русалочка бабушке [7, с. 64]. По нашему мнению, писатель вводит этот разговор для того, чтобы сказка была не просто интересным романтическим сюжетом, а стала возможностью поговорить с читателем о важности для каждого бессмертной души. Дальнейшим развитием событий сказочник показывает условие, позволяющее обрести душу — это жертвенная любовь. Именно это желание Русалочки обрести бессмертную душу, а также нескончаемая любовь к принцу, выражается в её мыслях: «Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему бы я охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы я пошла ради него и бессмертной души!» [7, с. 65]. Примечательно, что автор ставит в один ряд любовь к принцу и желание обрести душу, т. е. любовь к Богу.

Интересно, что из двух устремлений героини было суждено исполниться лишь одному, но, видимо, по мысли автора, самому главному. Да, мечте о земном счастье с принцем не суждено было сбыться, но у неё была ещё одна — обрести бессмертную душу. Она становится одной из дочерей воздуха, в этом состоянии русалочка проведёт триста лет, что позволит ей, по словам другой такой же дочери воздуха, обрести бессмертную душу: «Во время которых мы, дочери воздуха, будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, поднимись же вместе с нам в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!» [7, с. 73]. Получается, что итогом сказки становиться не обретение личного счастья,

а возможность стать человеком с бессмертной душой.

Образ русалочки — это образ героини, способной на идеальную с точки зрения писателя любовь. В его понимании подлинная любовь имеет христианскую природу — это готовность пожертвовать собой ради другого, основанная на любви к Богу.

Следующая сказка, уже упомянутая нами, «Девочка со спичками». Эта сказка относиться к особому типу произведений, так называемым рождественским рассказам, сказкам, притчам. Их писали специально под праздник и публиковали в газетах или журналах. Подобные сочинения представляли собой некое обращение к читателю с целью пробуждения в нём чувства сострадания и буквально призыв к совершению добрых дел. Многие известные писатели считали возможным наряду с крупными произведениями писать подобные небольшие рождественские рассказы, например, Ч.Диккенс «Рождественская песнь в прозе» или Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Соответственно сама природа появления сказки определяет её христианскую направленность.

Как мы уже обозначили, задача автора вызвать сострадание к герою и Андерсен мастерски с ней справляется. С самого начала эта история предстаёт пугающей, чего стоит только одна эта фраза: «В эту холодную и тёмную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая» [8], а это к тому же, канун Рождества. Толпы людей проходят мимо босой девочки, которая продаёт спички, они готовятся к одному из самых главных праздников в году, их столы ломятся от избытка блюд, а её семья живёт на чердаке, где гуляет ветер. Девочка боится возвращаться домой, ведь она так и не продала ни одной спички. В очередной раз чиркнув спичкой, она видит бабушку, которая одна во всём мире любила её, так ей хотелось удержать бабушку, что она чиркнула сразу всеми спичками: «Никогда ещё бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!» [8, с. 274]. В конце девочка умирает, она замерзла в канун Рождества. Но умирает счастливой, с образом любимой бабушки, которая, как ангел, забирает её к Богу.

Несомненно, выразительный образ одинокой и беспомощной девочки, покинутой безразличием суетящегося мира, будет не только вызывать сострадание, но и побудит к поступку, поступку любви, к которой призывает Тот, чьё Рождество празднуется миром.

Итак, анализ ряда сказок Г.-Х.Андерсена позволяет говорить о присутствии в его творчестве христианских мотивов, которые находят разнообразное выражение. Во-первых, это наличие христианских текстов (молитв, отрывки из Евангелия, псалмов). Во-вторых, это христианские добродетели героев — смирение, послушание, упование на Бога, помощь ближнему, жертвенная любовь. В-третьих, христианское мировоззрение, которое во многом определяет идеи, сюжеты произведений, например, представление о бессмертной душе и райском блаженстве. Признавая, что Андерсен многогранный писатель и не все

его произведения укладываются в исследуемое направление, мы считаем, однако, что без понимания христианской направленности многих, зачастую самых известных сказок, невозможно в полноте понять мир датского сказочника.

1. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности: Учебное пособие по курсу «Теория литературы и практика читательской деятельности». М.: МГПУ, 2009. С. 1819.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования 2015. С. 38 [Электр. ресурс]. URL: http ://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 01.11.16).

3. Андерсен Г.-Х. Сказка моей жизни // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4 / Пер. с дат. М.: ТЕРРА, 1995. С. 5.

4. Андерсен Г.-Х. Снежная королева // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 / Пер. с дат. М.: ТЕРРА, 1995. С. 211.

5. Андерсен Г-Х. Сказки / Вступ. ст. К.Паустовского; Худ. Г.А.В.Трауготы. М.: Худож. лит., 1992. С. 89.

6. Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. С. 22.

7. Андерсен Г.-Х. Русалочка // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 / Пер. с дат. М.: ТЕРРА, 1995. С. 62.

8. Андерсен Г.-Х Девочка со спичками // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 / Пер. с дат. М.: ТЕРРА, 1995. С. 273.

References

1. Svetlovskaya N.N. Teoreticheskie osnovy chitatel'skoy podgotovki i praktika chitatel'skoy deyatel'nosti: Uchebnoe posobie po kursu "Teoriya literatury i praktika chitatel'skoy deyatel'nosti" [Theoretical foundations of reading preparation and reading practice activities: textbook for the course "Theory of literature and reading practice activities"]. Moscow, 2009, p. 18-19.

2. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya 2015, p. 38 [Approximate basic educational program primary education 2015]. Available at: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (accessed: 01.11.16).

3. Andersen G.-Kh. Skazka moey zhizni [Fairytale of my life]. [Coll. of works in 4 vols, vol. 4]. Moscow, 1995, p. 5.

4. Andersen G.-Kh. Snezhnaya koroleva [The Snow Queen]. [Coll. of works in 4 vols, vol. 1]. Moscow, 1995, p. 211.

5. Andersen G-Kh. Skazki [Tales]. Moscow, 1992, p. 89.

6. Pleshkova O.I. Teoriya literatury i praktika chitatel'skoy deyatel'nosti: ucheb. posobie [Theory of literature and practice of readers' activities: textbook]. Moscow, 2012, p. 22.

7. Andersen G.-Kh. Rusalochka [The Little Mermaid]. [Coll. of works in 4 vols, vol. 1]. Moscow, 1995, p. 62.

8. Andersen G.-Kh Devochka so spichkami [The Little Match Girl]. [Coll. of works in 4 vols, vol. 1]. Moscow, 1995, p. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.