Научная статья на тему 'Христианская символика в городских памятниках постсоветской Армении'

Христианская символика в городских памятниках постсоветской Армении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и искусство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТНИК / МОНУМЕНТ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / КРЕСТ / ИДЕОЛОГИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атанесян Гарик

В статье рассматриваются практики появления христианской символикой в новых городских памятниках постсоветской Армении и процессы переосмысления их символического значения в национальном контексте. После распада СССР Армянская Апостольская Церковь вернулась в общественную жизнь Армении и решила укрепить свое символическое присутствие в городских пространствах постсоветской Армении. После независимости Армении и отмены советской цензуры в городских ландшафтах появились церкви, были установлены хачкары. Многочисленные памятники изображающие крест, установленные усилиями городских властей, благодетелей и армянской общественности за последние 20 лет укрепили присутствие христианской символики в общественном пространстве постсоветской Армении. На основе рассмотрения городских памятников, возведенных в постсоветский период, изображающих религиозную символику, утверждается, что христианская тематика мемориализации укрепляет свои позиции в мемориальной политике последних лет. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями городов постсоветской Армении. За последние 15 лет на территориях центральных площадей Армении были установлены памятники государственных и политических деятелей в сопровождении христианской символики. Появление христианской символики в публичном пространстве постсоветской Армении рассматривается как попытка на официальном уровне пропагандировать важность веры и ААЦ для дальнешего развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианская символика в городских памятниках постсоветской Армении»

Христианская символика в городских памятниках постсоветской Армении

Атанесян Гарик

аспирант, кафедра Культурологии, Ереванский Государственний Университет

0069, Армения, г. Ереван, ул. Гоголя, 38

И [email protected]

Статья из рубрики "Memory studies"

Аннотация.

В статье рассматриваются практики появления христианской символикой в новых городских памятниках постсоветской Армении и процессы переосмысления их символического значения в национальном контексте. После распада СССР Армянская Апостольская Церковь вернулась в общественную жизнь Армении и решила укрепить свое символическое присутствие в городских пространствах постсоветской Армении. После независимости Армении и отмены советской цензуры в городских ландшафтах появились церкви, были установлены хачкары. Многочисленные памятники изображающие крест, установленные усилиями городских властей, благодетелей и армянской общественности за последние 20 лет укрепили присутствие христианской символики в общественном пространстве постсоветской Армении. На основе рассмотрения городских памятников, возведенных в постсоветский период, изображающих религиозную символику, утверждается, что христианская тематика мемориализации укрепляет свои позиции в мемориальной политике последних лет. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями городов постсоветской Армении. За последние 15 лет на территориях центральных площадей Армении были установлены памятники государственных и политических деятелей в сопровождении христианской символики. Появление христианской символики в публичном пространстве постсоветской Армении рассматривается как попытка на официальном уровне пропагандировать важность веры и ААЦ для дальнешего развития страны.

Ключевые слова: памятник, монумент, церковь, религия, крест, идеология, интерпретация, Армянская Апостольская Церковь, христианская символика, государственная религия

DOI:

10.7256/2454-0625.2018.5.26254

Дата направления в редакцию:

11-05-2018

Дата рецензирования:

11-05-2018

Дата публикации:

13-05-2018

Общественные места населенных пунктов Армении оставались без монументальных памятников вплоть до советизации страны. Царское правительство после присоединения Армении к Российской империи запрещало возводить памятники на общественных местах городов. Только территории церквей и кладбищ иногда принимали бронзовых или

каменных гостей [6, С 98]. Первый монументальный памятник в городском пространстве Армении был установлен в советские годы благодаря активным процессам реализации Ленинского проекта монументальной пропаганды. Установления советской власти в Армении в декабре 1920 г. повлияло на реализацию плана монументальной пропаганды, впоследствии чего были установлены многочисленные памятники революционером, политическим и культурным деятелям. До независимости Армении Советская власть контролировала и форму, и содержание устанавливаемых памятников по всей территории Армянской ССР, подвергая их строгой цензуре и исключая появление

нежелательных символов в общественных местах городов ^^ В советские годи, активная политика секуляризации всех государств советского пространства повлияло также на включения религиозной тематики и ее символики в лист нежелательных тем коммеморации.

Секуляризация советского типа отличается подавлением религии и религиозности [4, С 33], что на символическом уровне проявлялось через разрушение церквей и монастырей. Так, например, согласно решению советских властей церковь Сурб Погос-Петрос (Святого Павла и Петра) была снесена в 1931 г. с центра Еревана, а на её месте был построен кинотеатр «Москва».

Начиная с 1990-х гг. секуляризационный вектор общественного движения сменился на десекуляризацию. Этому способствовал, главным образом, возврат религии в публичную

сферу [4, С- 33]. После распада Советского Союза Армянская Апостольская Церковь (далее именуемая ААЦ) восстановила свои политические, экономические и социально-культурные позиции и за очень короткое время обратила свой взгляд на общественные места городов, пытаясь укрепить свое символическое присутствие в городских пространствах постсоветской Армении. Самым значительным показателем этой деятельности было строительство церкви Святого Григория Просветителя в центре Еревана в связи с 1700-летием принятия христианства. В 1992 г. был объявлен конкурс на лучший проект, и хотя многие сомневались, что строительство сумеют завершить к 2001 г., Ереван обрел к нужному сроку Кафедральный собор Св. Григория Просветителя

[2, С 2611. Неудивительно, что следующий важный шаг к укреплению своего присутствия в публичном пространстве Еревана для ААЦ был связан с территорией Летнего кинозала кинотеатра «Москва». В 2010 г. Армянская Апостольская Церковь решила восстановить церковь Погос-Петрос, разрушенной большевиками, однако выяснилось, что церковь собираются построить за счет Летнего кинозала кинотеатра Москва. Ереванцы собрали около 20 тысяч подписей против сноса летнего зала и в итоге добились успеха.

Тем не менее, установка многочисленных памятников усилиями городских властей, благодетелей и армянской общественности за последние годы стала корнем

возникновения и укрепления присутствия христианской символики в общественном пространстве постсоветской Армении. После независимости Армении и отмены советской цензуры в городских центрах были построены церкви, устанавливались хачкары, а также появились скверы хачкаров рядом с центральными площадями городов Гюмри и Еревана. Крест стал появляться в памятниках, воздвигнутых в общественных местах постсоветской Армении. Сотни памятников посвященные жертвам Спитакского землетрясения, Арцахской войны и Геноцида армян внесли свой вклад в распространении христианского символизма по всей территории страны. Памятники, изображающие крест, также размещаются во дворах учебных заведений, что также является новой практикой, ранее запрещенной в советские годы. Тем не менее, в аналогичных памятниках, посвященных мученикам и жертвам разных трагедии, изображение религиозного символа в первую очередь интерпретируется в чисто религиозном контексте, и не подразумевает идеологическую презентацию религии в публичном пространстве.

В советские годы функция ААЦ практически не выходила за рамки проведения обрядов и праздничных служб. Поэтому строительство церкви как института началось практически с

нуля после объявления независимости [5, С 231"". Большинство сохранившихся армянских памятников истории и культуры связаны с религией, особенно это касается

средневековой архитектуры —С—23Ц, и не удивительно, что и в публичном и официальном дискурсе ААЦ интерпретируется как «национальная церковь». Согласно статье 8.1 Конституции Армении, церковь отделена от государства и гарантируется свобода деятельности всех религиозных организаций. С другой стороны, в статье 8.1 государство также «признает исключительную миссию ААЦ как национальной церкви в духовной жизни армянского народа», тем самым отмечая ее особый статус. После распада СССР все власти Армении считали необходимым оказание поддержки ААЦ.

Правящая в Армении Республиканская партия (РПА) уже долгие годы убеждена в необходимости оказания поддержки ААЦ. В течение последних лет постепенно усиливался курс РПА на расширение возможностей и более широкое вовлечение церкви

в общественную жизнь [5, С 233"". Церковь и вера постепенно становятся одним из главных компонентов национальной идеологии. В символическом плане это также отображается в монументальной политике последних лет, когда в публичных местах городов Армении появляются памятники изображающие христианскую символику, или статуи государственных деятелей с крестами в руках.

Первыми примерами монументальной пропаганды христианства как одного из главных компонентов национальной идеологии стали пьедесталы памятников В. Ленина украшавшие две главные города Армении. В 1991 г. памятник лидера Великой Октябрьской революции и Советского Союза В. И. Ленина был демонтирован с центральной площади Еревана. Последняя часть этого памятника (монументальный пьедестал) была окончательно удалена в 1996 году, оставив центр города без всякого

символа В 2001 г. на том же самом месте был воздвигнут громадный крест в знак отмечавшегося в этом году 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии в Армении. Однако два года спустя городские власти Еревана объявили, что крест был установлен временно и вскоре его убрали с площади, снова оставив центр города без всякого символа. Установка этого памятника была интерпретирована не только в религиозном контексте ———45-46", но также был представлен как национальный символ объединяющий местных армян и жителей диаспоры [9, С- 26".

В 2002 г. по инициативе бывшего мэра Гюмри Вардана Гукасяна на пьедестале снесенного памятника Владимира Ленина был установлен новый монумент. Мэр Гюмри решил заменить памятник Л енина символом постсоветской идеологии, которым для него стало христианство. На этом пьедестале, которая находилось на площади Ленина (ныне площадь Свободы) в результате была установлена статуя св. Богородицы. Однако католикос Гарегин II не согласился с этим проектом. В результате со статуи был убран нимб и Богородица преобразилась в обычную женщину на фоне монументального креста, а памятник соответственно был переименован в «Армянку». Но «святое» прошлое памятника, впрочем, как и ныне стоящий крест, не позволяют «интегрировать» его в

живую канву города, как это (пусть даже цинично) делали с памятником Ленина [7, С

Установка статуи св. Богородицы на одной из главных площадей Гюмри подверглась серьезной критике со стороны жителей города, за выведения религиозного памятника с территории церквей.

В мае 2008 года по инициативой мэра Гюмри Вардана Гукасяна центральная площадь города была переименована в Вардананц в честь Вардана Мамиконяна, армянскому полководцу, национальному герою. В центре этой площади был установлен монумент изображающий Мамиконяна, историка Егише и других исторических фигур, связанных с восстанием армян против иранских Сасанидов (V век). В руках у статуи Мамиконяна в центре произведения изображен крест. После установки памятника автор инициативы монумента В. Гукасян лично отметил большой вклад В. Мамиконяна в борьбу за веру и церковь, уточняя, что монумент в значительной степени должна быть интерпретирована в религиозном контексте. Дело в том, что в армянском историческом дискурсе Аварайрская битва (26 мая 451 г.), одно из крупнейших сражений в истории Армении, представляется как борьба за сохранении веры. В ходе сражения обе стороны понесли большие потери, а сам В. Мамиконян погиб в бою. Напуганный огромными размерами восстания Сасанидский правитель Йездигерд II был вынужден отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. Армянская Церковь причислила Вардана и павших вместе с ним на Аварайрском поле 1036 воинов к лику святых. Однако в советские годы, статуя Вардана Мамиконяна, установленный в 1975 году на одной из центральных улиц Еревана, изображал не национального героя сражавшись за веру, а являлся символом (с мечем в руках и никакой христианской символики) борьбы народа

за светлое будущее, чем и должно было стать окончательная победа коммунизма [10, С

В октябре 2016 г. в одном из парков города Вагаршапат, духовного центра Армении, был установлен памятник королю Тиграну II Великому. Вагаршапат — город в Армавирской области Армении, один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны. В 1945 году Вагаршапат был переименован в Эчмиадзин по имени находящегося в нём Эчмиадзинского монастыря, который до сих пор является резиденцией католикоса Всех Армян, центром Армянской апостольской церкви. В 1992 году городу вернули прежнее название, однако в обиходе используются оба названия. Таким образом, установка памятника государственному деятелю в религиозном центре страны, построенная с помощью благотворителей, была направлена на укрепление авторитета и единства религиозных и государственных властей Армении на символическом уровне.

Возведение памятника королю Ашоту Еркату на площади Конституции Иджевана, центра Тавушской области, следует также рассматривать в контексте продвижения идеологии государство-религия. Статуя была установлена 21 сентября 2017 года по случаю 26-й годовщины независимости Армении. Статуя изображает короля Ашота верхом на лошади

и с крестом в руках.

Памятник Гарегину Нжде, герою армянского национально-освободительного движения начала XX века, государственному и военному деятелю, был открыт в 2016 г. в Ереване. Памятник был возведен в Центральном административном округе столицы Армении, в сквере на улице Республики. Республиканской партия Армении была инициатором установки памятника Нжде в центре столицы, и по словам спикера партии Эдуарда Шармазанова, члены партии не только следили за процессом работы скульптура, но и

помогали ему выбрать окончательный облик Нжде [9, С 28]. Скульптор Гагик Степанян заявил, что был выбран вариант, в котором акцент ставится на идеях веры и родины, которые великий деятель считал опорой своей души. На пандусе у подножия памятника выгравированы высказывания Нжде, где большими буквами высечены слова «Вог. Нация. Родина», а снизу изображен крест. Новый монумент в память о Нжде сразу же был интерпретирован как символ идеологической пропаганды правящей партии. Дело в том, что Республиканская партия Армении уже долгие годы считается последователем «нждейской» идеологии.

Символическая презентация христианства в публичном пространстве рассматривается как попытка на официальном уровне подчеркнуть важность веры и церкви в постсоветской Армении. Городские власти не только утверждают заявки устанавления таких памятников со стороны ААЦ или благодетелей, но и сами являются активнимы инициаторами возведении монументов изображающих христианскую символику по всей территории постсоветской Армении.

Библиография

1. Абрамян Л. Борьба с памятниками и памятью в постсоветском пространстве (на примере Армении) // Acta Slavica Iaponica. T. XX. 2003. С. 25-49

2. Абрамян Л. Ереван: память и забвение в организации пространства постсоветского города // Антропологический форум. № 12. 2010. С. 248-271

3. Атанесян Г. Общество и монументальная политика в последние годы СССР и ранний период независимости Армении // Caucaso-Caspica. Выпуск II. Ереван: изд-во РАУ. 2017. С. 82-89

4. Багаева К. Концептуальные основы десекуляризации в России // Вестник БГУ. Улан-Удэ. Вып. 2. Философия. 2017. С. 29-36

5. Микаэлян Г. Армянская апостольская церковь и общество в современной Армении // Большой Кавказ двадцать лет спустя. Новое литературное обозрение. Москва, 2014. С. 216-163

6. Саргсян С. Монументальная Скульптура в Советской Армении. Историко-филологический журнал. № 2-3. Ереван, 1967. С. 95-108 (на арм. яз.)

7. Шагоян Г. Мемориализация землетрясения в Гюмри // Антропологический форум. № 11. 2009. С. 328-369

8. Abrahamian L. Armenian Identity in a Changing World. Costa Mesa. Mazda Publishers. Inc. CA, 2006

9. Atanesyan G. The Newly Unveiled Monument as a Subject of Conflicting Discourses (Political, Public and Aesthetic Interpretations of G. Nzhdeh's Monument) // Civilization researches. Tbilisi, 2015. pp. 25-28.

10. Harutyunyan A. State Icons and Narratives in the Symbolic Cityscape of Yerevan // Public Spheres after Socialism. Intellect Bristol. Chicago, 2009. pp. 19-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.