ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.
творческого наследия: [сборник научных трудов]. - М., 1997. - Вып. 5. - С. 49-64.
3. Цит. по: Соловьев С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев // Сочинения. - М., 1994. - Книга XIV, Т. 27-28.
Кан Ен Э
ХРИСТИАНСКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ
В статье рассматривается историческое своеобразие адаптации христианского певческого репертуара в Южной Корее. Уникальный опыт христианизации Кореи позволил автору рассмотреть вопросы, связанные с модификацией западноевропейского певческого канона в свете решений Второго Ватиканского Собора, раскрыть специфику их реализации в литургической практике Кореи. Ключевые слова: теория и история культуры, христианская музыкальная культура Кореи, корейская певческая традиция, диалог «Восток-Запад».
The ways of adaptation of Christian singing repertoire in South Korea is examined in this article. A unique experience of South Korea Christianization has allowed the author to consider the questions connected with updating of the West European singing canon in the light of decisions of the Second Vatican Synod, to open specificity of their realization in liturgical practice of Korea. Keywords: theory and history of culture, Christian musical culture of Korea, the Korean singing tradition, dialogue "East-West".
Христианская певческая культура, история развития ее репертуара, жанров, региональная специфика ассимиляции певческого канона в музыкальных традициях мировых культур - темы весьма актуальные в современном музыкознании. Их актуальность обусловлена не только общими тенденциями развития научной дисциплины, стремящейся всесторонне изучить закономерности, условия развития и функционирования целостной певческой системы, но и объективными потребностями фактологического пополнения уровня знаний о культуре, ставшей колыбелью высокой традиции в музыкальном искусстве.
Совершенно очевидно, что для осмысления данного феномена в контексте единого поля христианской культуры необходимы знания, раскрывающие константные основания и родовую общность репертуара, проявившего себя внутри бесконечного многообразия локальных практик. Включение в перспективу подобного изучения южно-корейской традиции заметно расширяет привычное в отечественном музыкознании пространство изучения христианской певческой культуры. В то же время оно раскрывает особенности сосуществования этнокультурного музыкального пространства азиатской страны с привнесенной европейской традицией, обеспечившей традиционной музыке Кореи плавное ее вхождение в мировое музыкальное пространство.
Известно, что христианство как наиболее распространенная мировая религия оказало большое влияние на духовную, общественную и политическую жизнь многих народов, в том числе и неевропейских. Известно также, что христианство никогда не было единым. Распространяясь по всему свету, оно приспосабливалось к различным локальным этнокультурам и к сложившимся социальным отношениям.
В исторической судьбе Кореи христианство, в известной степени, сыграло роль этноконсолидирующего фактора. Сегодня очевидно, что начало уникально-
го культурного диалога формата «Восток-Запад» обеспечило корейской музыке именно христианство. Благодаря ему в течение достаточно короткого времени осуществилось приобщение Кореи к достижениям мирового музыкального искусства, раскрылись перспективы развития национальных композиторской и исполнительской школ. В более узком смысле этот диалог позволил существенно дополнить общую картину современной христианской католическо-протестантс-кой музыкальной культуры в ее инвариантных и локальных проявлениях.
Показательный факт — с момента первого знакомства Кореи с западной музыкой, точнее с христианскими гимнами, страна менее чем за полтора столетия вошла в европейское музыкальное пространство. По западному образцу были организованы и открыты: в 1993 году Национальная школа музыки (первая в Республике Корея консерватория), симфонические оркестры (первый филармонический оркестр был основан 15 сентября 1945 года; «Общество симфонической музыки» на учредительном собрании исполнило Пятую симфонию Л. Бетховена), Государственный центр традиционной музыки и танца (1951). С 1950 года функционирует Национальный институт классической музыки, главными задачами которого являются сохранение и развитие традиций национальной корейской музыки. Имеется несколько оперных коллективов — Национальная оперная труппа, оперная труппа под руководством Ким Чжагена и Сеульская оперная труппа (2, с. 56-62).
История говорит, что первым европейцем, ступившим на корейскую землю, был католический священник из Португалии Сеспедес. Он прибыл в страну во время Имчжинской войны (1592-1598). Со временем в Корее появились и другие представители католической миссии, которая базировалась в Китае. Волна христианской миссионерской деятельности достигла Кореи, произведений католического миссионера Маттео Риччи на китайском языке. Наряду с религиозным учением, эти произведения содержали сведения о достижениях западной науки. В частности, в них приводилась система летоисчисления по солнечному календарю и другая информация, которая привлекла внимание учёных Чосона (13921910), деятелей движения Сирхак, Школы реальных наук.
Историки считают 1784 год годом начала христианской истории в Корее. В 1984 году исполнилось 200 лет корейскому христианству. Эта годовщина торжественно отмечалась в стране.
Христианизация Кореи проходила весьма драматично. Король Кочжо и его преемник Сочжо чинили погромы католиков по всей стране. Немало верующих пострадало в 1801, 1839, 1846 годах. Однако неустойчивая социально-экономическая ситуация с стране способствовала тому, что ряды католиков множились. Католики привнесли в страну не только «новую» духовную среду христианства, но и книги по различным направлениям западной теологии, упорядоченную календарную систему и другие новшества, во многом способствовавшие развитию национальной школы. В 1895 году в Корее была введена григорианская система летоисчисления. Исследователи отмечают: «Конец периода Чосон характеризуется активным проникновением в Корею элементов европейской культуры» (2, с. 48). Благодаря американским миссионерам Удервууд, Маффету, Аппензерре христианские гимны получают в Корее широкое распространение.
В 1925 году в соборе св. Петра в Риме были реабилитированы 79 корейцев-христиан, пострадавших за веру в разные годы. Через двадцать лет после создания Республики Корея, в 1968 году, к этому списку добавилось еще 24 человека.
Если сравнивать Корею с другими странами Восточной Азии, то можно заме-
ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ сентябрь-октябрь 5 (37) 2010 г.
тить, что история раннего корейского христианства достаточно нетипична:
— во-первых, католическое христианство проникло в Корею без непосредственно прямого участия западных миссионеров, проникло, главным образом, через книги чисто литературным путем;
- во-вторых, само распространение христианства было достаточно быстрым, успешным и не являлось исключительным результатом деятельности иностранных представителей.
Духовные ценности культуры, которая, как когда-то, «на заре христианской эры вместе со Словом Божьим подарила многим народам Европы научные знания, стимулирующие мыслительную активность ее приверженцев в адаптации новой культуры...» (1, с. 3), нашли в Корее плодотворную почву. На ней в достаточно короткий срок, если сравнивать с европейской историей, проросли удивительные всходы музыкальной культуры с неповторимым азиатским колоритом. Эти всходы оказали значительное влияние на общее формирование ландшафта корейской музыки в ХХ столетии.
Богатая локальным разнообразием многовековая традиция христианской музыки укрепилась в регионе в своем специфическом качестве, проявлением которого следует считать симбиоз западного гимна XIX столетия и местной музыки. Специфика культурно-исторического и социально-экономического положения христианских конфессий, которая определялась отдаленностью Кореи от мировых христианских центров, укрепила здесь самобытное своеобразие приходской и певческой культуры. Это своеобразие нашло отражение как в текстах молитвенных песнопений, так и в их мелодическом прочтении до того, как Второй Ватиканский Собор (1962-1965) законодательно закрепил возможность использования разнообразного музыкального материала, что способствовало свободе выбора певческого репертуара. Отсюда сегодня в Корее налицо множественность территориальных версий католической и протестантской музыки.
Реформы, намеченные Вторым Ватиканским Собором, открыли путь к разительным переменам. Подчеркивая вечную непреходящую ценность григорианики, а также других традиционных репертуаров христианской церкви, реформы, говоря об активном участии в богослужении прихожан, допускали использование местных языков вместо традиционной для католиков латыни.
Реформаторский документ указывал: «В определенных странах, особенно там, где работают миссии, люди имеют собственные музыкальные традиции, играющие большую роль в их религиозной и общественной жизни. Поэтому их музыка должна быть по достоинству оценена, и ей должно быть отведено подобающее место» (3, с. 350). Именно данное положение подтвердило де-факто наличествующую доступность литургического репертуара и его быстрое распространение в обществе. Стилевое многообразие певческого репертуара, раскрытое в индивидуальных, общинных, узколокальных практиках подтвердило, что современная гимнография в Корее - это пространство многоэлементной системы певческих практик.
Благодаря вере и творчеству христианская певческая традиция в Корее обрела настоящую духовную музыку. Непостижимая тайна этого дара может стать понятной, если вспомнить слова Ф. Шеффера, который сказал: «Являясь образом Творца, мы призваны к творчеству. В сущности, творческий дар - это часть образа Божьего» (4, с. 52).
Возвышенность, духовность, сакральность традиции, имеющей более чем двухтысячелетний опыт своего существования, быстро привились и стали опытом
веры корейцев, поющих и музыкально интерпретирующих евангельские истины. В современной жизни Кореи христианство органично вплетено в жизнь, в его культурно-политической деятельности воспринимается на корейской земле как часть духовной культуры корейского общества.
Действительность же литургической практики в Корее сегодня такова, что вопрос должен стоять не только о стилевом многообразии музыкального материала, раскрывающегося в индивидуальных, общинных, узколокальных и региональных практиках, но и о целенаправленном рассмотрении ареально разветвленной, сложноорганизованной системы музыкального языка в пространственной и временной динамике его развития. Именно такой подход, с вовлечением суммы знаний из различных гуманитарных дисциплин (истории, культурологии, социологии, этнологии), формируя межпредметный уровень, обеспечит весомые выводы и позволит, разомкнув узкоспециальный участок собственно прикладной музыки литургии, органично вывести ее на проблему изучения гимнографии в плоскости орЦ8-музыки. В этом состоит уникальность опыта новосакральной музыки Южной Кореи.
Примечания
1. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-Х столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья) / Н. И. Ефимова. - М., 1998.
2. У Ген-Ир Введение в музыку стран Дальнего Востока / У Ген-Ир. - Петрозаводск, 2002.
3. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки / Э. Уилсон-Диксон. - СПб., 2001.
4. Шеффер Ф. А. Искусство в Библии / Ф. А. Шеффер. - СПб., 1998.
К. Ю. Точилов
ЭСТЕТИКА ГЛАМУРА: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Статья посвящена рассмотрению феномена «гламур», который выявляет свою специфику сквозь призму теории симулякров культуры постмодернизма. Делается вывод, что предпосылки феномена «гламур» нужно искать в эстетической культуре прошлого: в гедонистических теориях, в стилистике дендизма, в эстетствующей культуре начала и расцвета буржуазного века, и что в основе гламура лежат идеологические установки, которые искусственно навязывают субъекту стереотипы массового потребления. Ключевые слова: теория и история культуры, гламур, массовая культура, идеология гедонизма, симулякр.
Last time in modern system of values orientation is planning new tendency of ideological influence by phenomenon of glamour. Modern glamour is revealing specific of oneself across of simulation's theory prism in postmodern culture. The preconditions of phenomenon of glamour we must seek in aesthetic culture of past, and first of all in theories of hedonism, in style of dandyism, in aesthetic culture of bourgeois century in periods of beginning and blossoming. The basis of glamour is ideological putting, what fasten artificial standard's of mass consumption. Keywords: theory and history of culture, aesthetics of glamour, mass culture, ideology of hedonism, simulacrum.
В последней четверти ХХ века в системе аксиологических доминант наметилась устойчивая тенденция усиления идеологического влияния так называемого феномена «гламур». Мир гламура - мир «глянцевого блеска» есть своеобразная эстетическая деформация традиционных художественных ценностей, которая с