Научная статья на тему 'Христианская нация в Замбии: от провозглашения до «перезагрузки»'

Христианская нация в Замбии: от провозглашения до «перезагрузки» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Замбия / христианство / Ф. Чилуба / христианская нация / декларация / деноминации / политизация религии / Э. Лунгу / выборы / Zambia / Christianity / F. Chiluba / Christian nation / declaration / denominations / politicization of religion / E. Lungu / elections

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко Любовь Ярославовна

В декабре 2021 г. исполняется 30 лет со дня провозглашения Замбии христианской нацией. В статье анализируются причины решения придать стране этот статус. Подчеркивается, что политические цели превалировали над религиозными, так как в политической повестке правящей партии Движение за многопартийную демократию (ДМД) во главе с Ф. Чилубой остро стоял вопрос сохранения и укрепления власти. Затрагивается также экономическая подоплека: президент-прагматик Чилуба проводил политику либерализации экономики и рассчитывал на финансовую помощь западных стран и международных доноров. После прихода в 2015 г. к власти Э. Лунгу (партия Патриотический фронт, ПФ) Замбия была вновь провозглашена христианской нацией, что было закреплено в новой редакции конституции, утвержденной в январе 2016 г. Одновременно в стране началась политическая реабилитация Ф. Чилубы, которого после ухода с поста президента в 2001 г. преследовали за коррупцию. Кампании досрочных президентских выборов 2015 г. и всеобщих выборов 2016 г. показали, что в политическом процессе стал актуальным дискурс о религии и политике, прежде всего аспект множественных отношений между религией, этнической принадлежностью и политикой. Автор отмечает, что реалии общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни в Замбии пока не свидетельствуют о существовании в полной мере заявленной христианской нации. Высокий уровень коррупции, бедность, фактическая ограниченность прав некоторых групп населения не соответствуют христианским идеалам и ценностям и представляют собой серьезные вызовы для современного замбийского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian Nation in Zambia: from Proclamation to Reset

December 2021 marks the 30th anniversary of the proclamation of Zambia a Christian nation. The leader of the Movement for Multi-party Democracy (MMD) party who came to power in 1991, a convinced Christian F. Chiluba, declared Zambia a Christian nation, arguing that Christianity was then professed by more than 70% of the population and that this was supposed to help the country to get rid of corruption and contribute to its prosperity. The article analyzes the reasons of decision to declare Zambia a Christian nation. It is emphasized that political goals prevailed then over religious ones, since the issue of preserving and strengthening power was high on the political agenda of the ruling MMD party. The economic background is also touched upon: as a pragmatic president Chiluba pursued a policy of economic liberalization and counted on financial assistance from Western countries and international donors. The following Christian presidents L. Mwanawasa, R. Banda and M. Sata used limited Christian rhetoric, but they collaborated with the Church with varying degrees of intensity. At the same time, the provision on the Christian nation in the Constitution was preserved. It is noted that the role of the religious factor in politics increased in the early 2010s. The politicization of religion, primarily Christianity, became apparent during the struggle for power led by the leader of the opposition Patriotic Front party Michael Sata, who was supported by some religious leaders. After Edgar Lungu (party Patriotic Front) came to power in 2015, Zambia was re-proclaimed a Christian nation, which was enshrined in the new edition of the 2016 constitution. At the same time, the country began the political rehabilitation of F. Chiluba, who, after leaving the presidency in 2001, was persecuted for corruption. The campaigns for the 2015 presidential elections and for the 2016 general elections have shown the relevance of the discourse on religion and politics in the political process, primarily in its aspect of the multiple relationships between religion, ethnicity and politics. The article shows that the issue of the proclamation of Zambia a Christian nation remains relevant in Zambian society and among African and Western theologians and researchers whose judgments and conclusions are often polar opposite. The author notes that the realities of the socio-political, socio-economic and cultural life in Zambia do not yet indicate the existence of the declared Christian nation. The high level of corruption, poverty, limited rights of some groups of the population do not correspond to Christian ideals and values and have become serious challenges for the modern Zambian society. The article emphasizes that, unlike a number of other countries south of the Sahara, where competition between Christianity and Islam has intensified in recent years, leading, among other things, to bloody conflicts, Zambia survives this conflict along the axis of competition between different directions of Christianity. The ruling PF’s manifesto for the August 2021 general election contains Christian rhetoric. The document states the PF’s commitment to partnership with the Church, which it recognizes as a key partner in the conversion of Zambians into a Christian nation. Further peaceful development of Zambia depends on a balanced internal policy of the authorities aimed at solving complex socio-economic problems in cooperation with representatives of all religions and their confessions.

Текст научной работы на тему «Христианская нация в Замбии: от провозглашения до «перезагрузки»»

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ НАЦИЯ В ЗАМБИИ: ОТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ДО «ПЕРЕЗАГРУЗКИ»

О 2021 Л.Я. Прокопенко

ПРОКОПЕНКО Любовь Ярославовна, старший научный сотрудник Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: skole60@mail.ru

Аннотация. В декабре 2021 г. исполняется 30 лет со дня провозглашения Замбии христианской нацией. В статье анализируются причины решения придать стране этот статус. Подчеркивается, что политические цели превалировали над религиозными, так как в политической повестке правящего партии Движение за многопартийную демократию (ДМД) во главе с Ф. Чилубой остро стоял вопрос сохранения и укрепления власти. Затрагивается также экономическая подоплека: президент-прагматик Чилуба проводил политику либерализации экономики и рассчитывал на финансовую помощь западных стран и международных доноров.

После прихода в 2015 г. к власти Э. Лунгу (партия Патриотический фронт, ПФ) Замбия была вновь провозглашена христианского нагщегО, что было закреплено в новой редакции конституции., утвержденного в январе 2016 г. Одновременно в стране началась политическая реабилитация Ф. Чилубы, которого после ухода с поста президента в 2001 г. преследовали за коррупцию. Кампании досрочных президентских выборов 2015 г. и всеобщих выборов 2016 г. показали, что в политическом процессе стал актуальным дискурс о религии и политике, прежде всего аспект множественных отношений между религией, этнической принадлежностью и политикой.

Автор отмечает, что реалии общественно-политической, социально-экономической и культурного .жизни в Замбии пока не свидетельствуют о существовании в полного мере заявленной христианской нации. Высокий уровень коррупции, бедность, фактическая ограниченность прав некоторых групп населения не соответствуют христианским идеалам и ценностям и представляют собой серьезные вызовы для современного замбийского общества.

Ключевые слова: Замбия, христианство, Ф. Чилуба, христианская нация, декларация, де-номинагщи, политизаг{ия религии, Э. Лунгу, выборы

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-66-85

Проблема взаимоотношений и взаимовлияния государства и религии на протяжении многих веков была предметом изучения для философов и правоведов и остается одной из актуальных и важных в современной исторической науке и политологии. О роли религии, прежде всего христианства, в истории государства и об их взаимовлиянии писали многие известные философы, среди которых Н. Макиавелли, Г.В. Гегель и И. Кант, H.A. Бердяев и B.C. Соловьев. На национальном и цивилизационном уровне исследуются темы «христианская идея», «христианская нация», «государственная религия», «секуляризация», «сакрализация».

События общественно-политической жизни за последние тридцать лет в Замбии как части Африки, где в XXI в. значительно расширилось и укрепилось христианство, дают обширный материал для изучения и обсуждения многих из перечисленных тем. В декабре 2021 г. исполняется 30 лет со дня провозглашения Замбии христианской нацией. Эта тема, активно обсуждавшаяся в замбийском обществе, а также африканскими и западными учеными и богословами в начале 1990-х гг., остается актуальной и сегодня.

Из истории вопроса

Первые попытки распространения христианства на территории современной Замбии предприняли в конце XVI в. католические священники из Португалии. Активное распространение христианства начали протестантские миссионеры во второй половине XIX в. В 1892 г. в эту африканскую страну прибыли миссионеры Парижской евангелической миссии, в 1894 г. пресвитериане [1], и к началу XX в. здесь уже насчитывалось несколько десятков христианских миссий. К тому времени страна носила название «Северная Родезия» и была колонией Великобритании. Христианские миссии с одной стороны способствовали укреплению колонизаторских властей, а с другой решали ряд социальных задач (образование коренного населения, оказание медицинских услуг).

Как и в ряде других стран Африки, христианская религия в Замбии во многом стала объединительным фактором для развития общественного сознания. В рядах участников борьбы за независимость было много членов религиозных организаций.

24 октября 1964 г. была провозглашена независимая Республика Замбия, ее президентом стал лидер Объединенной партии национальной независимости (ЮНИП -United National Independence Party, UNIP) Кеннет Каунда, сын священника-пресвитерианина. В столице страны Лусаке в торжественном мероприятии, посвященном провозглашению независимости страны, участвовал посол Ватикана. А 7 ноября 1964 г. папа римский Павел VI в послании президенту К. Каунде заверял его «... в возобновлении усилий католиков в построении христианской нации Замбии посредством их все более щедрого вклада в религиозный, социальный и культурный прогресс ее граждан» [2]. При этом Павел VI называл первого замбийского президента «выдающимся представителем энергичного молодого христианства новой Африки» [2].

В страну прибывали миссионеры (в основном из США) пятидесятнического и харизматического толка, создавались новые африканские церкви. Учитывая сложный религиозный состав населения страны, Каунда неоднократно говорил, что Замбия стала домом для разных религий, поэтому он не стал бы провозглашать одну из них в качестве государственной. Каунда был автором так называемой философии «замбийского гуманизма», в которой он изложил вариант развития страны, приспособленный к социально-экономической отсталости сельских районов и религиозно-традиционному мировоззрению населения. «Замбийский гуманизм» стал официальной государственной идеологической платформой партии ЮНИП, которая в 1972 г. добилась введения одно-партийности. Основным принципом национального строительства был провозглашен лозунг «Одна Замбия - одна нация».

Увлечение Каунды восточным мистицизмом (духовным советником Каунды стал индус Ранганатан) постепенно привело к утрате доверия к нему христианских церквей. Из-за ухудшения социально-экономической ситуации в конце 1980-х гг. произошел рост оппозиционного движения, которое возглавил лидер Конгресса профсоюзов Замбии Фредерик Чилуба. Некоторые видные религиозные деятели ратовали за возвращение многопартийности в стране и поддержали Чилубу, создавшего в 1990 г. партию Движение за многопартийную демократию (ДМД - Movement for Multi-Party Democracy, MMD).

Ф. Чилуба любил публичные выступления и умел «держать» любую аудиторию. Недавний социалист теперь стал убежденным христианином, сам Чилуба называл себя «возрожденным христианином» (born-again). Он активно использовал христианскую риторику еще во время руководства профсоюзами Замбии. Прекрасный оратор он часто воспринимался как искусный проповедник.

Особенно ярко ораторский талант Чилубы-проповедника проявился во время выступлений в ходе его президентской кампании на многопартийных выборах, состоявшихся осенью 1991 г. Высказывались мнения, что педалирование Чилубой своей христианской позиции фактически свидетельствовало о его желании создать государство единой веры (что он позже и попытался реализовать).

Предвыборную кампанию Ф. Чилубы в 1991 г. активно поддержали представители церкви пятидесятников (протестантская ветвь христианства). В своих проповедях они хвалебно отзывались о многолетнем лидере профсоюзов, подчеркивая факт его преследований властями во время правления Каунды.

После победы ДМД во главе с Ф. Чилубой на выборах в 1991 г. идеологи партии пытались утвердить его имидж президента-христианина. Чтобы дискредитировать Ка-унду они обвиняли его индийского гуру в применении черной магии и на этом основании пытались активно доказать, что Каунда не христианин, поэтому первым христианским президентом Замбии является «возрожденный» христианин Чилуба.

В начале своей инаугурационной речи, произнесенной Ф. Чилубой 1 ноября 1991 г., он обращался к Богу с благодарностью «за происходящие в стране перемены» [3, с. 81]. Он был ревностным христианином. С самого начала своего президентства Чилуба постоянно заявлял о своей приверженности христианству и на различных государственных и партийных мероприятиях неизменно выступал с Библией в руках. Он очень верил в силу проповеди и иногда выступал с ними в одной из эвангелических церквей Лусаки.

Провозглашение Замбии христианской нацией

На тот момент перед Замбией, оказавшейся в условиях серьезных экономического и социального кризисов, стоял ряд первостепенных задач, без решения которых было сложно сохранить стабильную внутриполитическую обстановку. Тем не менее, первые действия нового руководства касались не базиса, а надстройки.

29 декабря 1991 г., спустя два месяца после победы партии ДМД на выборах, ее лидер и президент страны Ф. Чилуба провозгласил Замбию христианской нацией. На пресс-конференции перед домом правительства {State House) в Лусаке Ф. Чилуба, высоко подняв голову (его рост составлял 150 см, и чтобы казаться выше он выработал привычку высоко поднимать подбородок), заявил, что от имени нации он заключил ко-венант с Богом, и отныне Замбия провозглашается христианской нацией. Это заявление больше походило на слова священника, а не главы светского государства. И в этом были признаки иерократии.

Свое решение замбийский президент аргументировал тем, что христианство тогда исповедовали 75% населения (большинство христиан страны - около 70% - составляли протестанты). Новый президент также заявил, что провозглашение Замбии христианской нацией поможет ей избавиться от коррупции и будет способствовать ее процветанию. Прагматик Чилуба, скорее всего, рассчитывал и на экономический эффект от помощи западных стран и международных доноров. Некоторые замбийские авторы, например Остин М. Чейека, в 1998 г. среди причин, назвал также стремление президента Чилубы «противостоять угрозе ислама» [4, с. 171].

В решении Чилубы провозгласить Замбию христианской нацией в 1991 г. политические цели все же превалировали над религиозными. В политической повестке остро стоял вопрос сохранения и укрепления власти партии ДМД. Исследователь из Великобритании Пол Гиффорд в 1998 г. писал, что объявив Замбию христианской нацией, Чи-луба просто «использовал христианство в своих политических целях для придания ему легитимности ...» [5, с. 370]. Бывший социалист пытался увести Замбию от социализма и гуманизма Каунды и, как отмечает южноафриканский теолог Д.М. Мукука, хотел «...переместить Замбию в политическую и экономическую сферу влияния Запада» [6, с. 10].

Нельзя сбрасывать со счетов также то, что Ф. Чилуба был очень амбициозным политиком. Авторитета многолетнего лидера национальных профсоюзов и ореола политика-героя, который вернул страну на путь демократического развития, возможно, было для него недостаточно. По-видимому, он хотел иметь, как его предшественник К. Каунда, свою идею, которая позволила бы ему укрепить власть. Некоторые авторы отмечали, что «Чилуба не видит различий между своей личной религиозной верой и своей ролью в качестве президента» [7, с. 343].

Власти не консультировались с главными религиозными организациями страны -Евангелическим братством Замбии (.EvangélicaI Fellowship of Zambia, EFZ), Епископской конференцией Замбии {Zambia Episcopal Conference, ZEC) и Советом церквей в Замбии (Coimcil of Charches in Zambia, CCZ) - по поводу провозглашения страны христианской нацией. Однако уже через неделю те выступили с совместным заявлением в поддержку решения президента Чилубы. При этом католики и Совет церквей в Замбии, в основном, придерживались мнения, что подобное провозглашение будет в лучшем случае неудачным. Католики утверждали также, что необходимы адекватные гарантии того, что декларация о христианской нации не поставит под угрозу свободу совести и свободу вероисповедания. А многие евангелисты очень поддерживали Чилубу, по мнению П. Гиффорда очевидно потому, что «...рассматривали происходящее как предложение им доли политической власти» [5, с. 363].

Провозглашение Замбии христианской нацией вследствие президентского указа и решение важного вопроса, который касался будущего страны с многоконфессиональным составом населения, не могло оставаться без критики. Оппозиция заявляла, что христианская ориентация замбийцев фактически означала безоговорочное подчинение христианскому государству, которое могло превратиться в отказ признавать недостатки управления властей. Происходящее вызывало беспокойство и у представителей других религий (например, индуистов и мусульман), присутствующих в конфессиональном пространстве Замбии. Политический ритуал раздела страны на «христиан» и «не христиан» осложнил отношения Замбии со странами, в которых преобладало мусульманское население. По мнению замбийского исследователя О.Б. Сичоне, декларация Чилубы в 1991 г. «возможно, поспособствовала разрыву дипотношений Замбии с Ираном и Ираком в марте 1993» [8, с. 123].

Идею президента Ф. Чилубы активно поддержала община пятидесятников, о чем писал замбийский автор Гершом Ндхлову в своей книге «Провозглашение Замбии христианской нацией: благословение или проклятие?» [9]. Критика со стороны католической церкви, вероятно, в значительной мере повлияла на то, что президент Чилуба укрепил свои связи с пятидесятничеством1 (их численность в те годы быстро росла) и оставался ему верен на протяжении всего президентства. Замбия, ставшая в начале 1990-х гг. на путь демократических реформ и либерализации экономики, является одним из примеров того, что, как отмечал российский исследователь Горохов С.А.,

1 Пятидесятники - возникшая в США в начале XX в. протестантское движение, которое в настоящее время динамично развивается в странах Африки.

«евангельский протестантизм стал важным фактором модернизации и экономического развития в странах с переходной экономикой» [10, с. 32]. У пятидесятников очень развиты институты пророков, учителей, проповедников. Они консервативны и выступают против насилия, абортов, гомосексуализма, а также против алкоголизма и других пороков. В общине пятидесятников большое значение имеет семья, считается неправедным грубое насилие в отношении женщины. Все это значимые ориентиры для верующих замбийцев, прежде всего молодого поколения, которые влияют на выбор их религиозной направленности.

Необходимо отметить, что Замбия не первая страна в Африке, в которой строилась христианская нация. В Либерии, созданной в 1847 г. освобожденными рабами из США, к началу XX века действовали целый ряд протестантских и католических миссий, многие из президентов были протестантами (а президент в 1856-1864 гг. Стивен Аллен Бенсон до провозглашения независимости страны был методистским проповедником), в конце 1960-х начали создаваться межконфессиональные христианские организации, имевшие влияние на электорат. Но это не всегда оставалось гарантом развития страны согласно христианским заповедям. Президент Либерии Сэмюэль Доу (1986-1990 гг.) не только попустительствовал бесхозяйственности и злоупотреблениям, которые углубляли социальную несправедливость, но и осуждал новые формы христианства, критиковавшие несправедливость социальной системы государства. Как отмечает П. Гиффорд, в Либерии «христианство стало настоящим инструментом господства, дегуманизации и неравенства...» [11, с. 145].

В 2010-е гг. в странах Африки южнее Сахары доля населения, исповедующего христианство, выросла до 60%. В государствах Южноафриканского региона число христианского населения также находится на этом (или выше) уровне, но только Замбия пока была провозглашена христианской нацией. При этом важно отметить, что в Зимбабве, где тоже выросло число пятидесятников и евангелистов, в 1999 г. евангелическая церковь обратилась в конституционную комиссию с предложением о провозглашении христианской нации.

Правление «возрожденного христианина» Ф. Чилубы

В период почти 30-летнего однопартийного правления ЮНИП во главе с К. Каун-дой Замбия, в конфессиональном пространстве которой было несколько религий, развивалась под лозунгом «Одна Замбия - одна нация». Провозглашение Замбии христианской нацией в 1991 г. вызвало обширную дискуссию в замбийском обществе. Практика показала, что после этого христианство стало использоваться и даже вовлекаться в политическую жизнь страны. Для предотвращения дальнейшего вовлечения Церкви в политику Епископская конференция Замбии выступила за принятие светской конституции страны, нейтральной в отношении к религии. В процессе работы над проектом новой конституции комиссия по ее пересмотру во главе с Дином Мунгомбой даже рекомендовала правительству исключить положение о христианской нации, но это было проигнорировано. В мае 1996 г. была принята новая конституция, в которой «Республика провозглашалась христианской нацией» [12, с. 1]. Такая обтекаемая формулировка до сих пор вызывает различные трактовки в обществе и у исследователей. Уже в 1990-е гг. некоторые замбийские и зарубежные авторы, обсуждая эту тему, называли Замбию то «христианской нацией», то «христианской страной», часто подменяя эти понятия одно другим. Законодательное закрепление христианской нации в полиэтничной и многоконфессиональной стране было опасным политическим шагом. Конституция 1996 г. фактически законодательно закрепила в Замбии национальную идеологию христиан-

ской нации. И многими это воспринималось как разделение общества на христиан и нехристиан.

Ф. Чилуба находил поддержку своих взглядов в правительстве и внутри ДМД, в которых превалировали христиане и его соплеменники - бемба. Разделяющий взгляды Чилубы убежденный христианин Годфри Миянда (вице-президент страны в 19941997 гг.) также призывал граждан «вести себя по-христиански во всех сферах и на всех уровнях» [13, с. 187]. Кстати, накануне выборов 2001 г. он создал партию «Наследие» {Heritage Party), на эмблеме которой было помещено изображение кистей рук, сложенных для молитвы.

В годы правления Ф. Чилубы в стране появились новые политические партии и организации с христианскими названиями, например «Коалиция христианской нации» {Christian Nation Coalition), «Фонд христианской нации» {Christian Nation Foundation). В 2000-е гг. работали ряд христианских радиостанций, в частности, Christian Voice Radio, Radio Chikani, Radio Maria, Radio Incengelo. Стали нормой богослужения в армейских частях, утвердился институт капелланов, одной из функций которого называлось «предоставление правительству рекомендаций по духовными и смежным вопросам для принятия обоснованных решений» [14].

Религиозные организации страны активно участвовали в реализации проектов социального назначения, прежде всего в финансировании строительства школ, больниц, домов для престарелых и лепрозориев. Действовали старые и открывались новые христианские миссии, при которых работали школы и пункты медицинской помощи. Многие проекты финансировались при помощи церквей западных стран, прежде всего из США.

В условиях провозглашения Замбии христианской нацией возможности для участия мусульманских лидеров в политике были ограничены. По этой причине мусульманская молодежь, прежде всего студенты, бойкотировали всеобщие выборы 1996 г. В 2000-е г. исламских радиостанций практически не было.

Христианская риторика стала постоянной визитной карточной Ф. Чилубы, она содержалась в его речах не только в стране, но и во время его зарубежных поездок, например, во время визита Чилубы в США в феврале 1992 г., когда его принимал президент Дж. Буш.

В замбийском обществе существует мнение о недостаточной практической реализации Ф. Чилубой декларации 1991 г. Некоторые из христиан, кто поддерживал его идею христианской нации, критиковали его за то, что он не пошел достаточно далеко в плане расширения влияния христианства на политику. Например, евангелист Неверс Мумба планировал значительное расширение числа христиан в правительстве и парламенте. Баллотируясь от собственной политической партии на президентских выборах в 2001 г., он заявлял: «Недостаточно иметь христианских президента и вице-президента, на всех политических постах должны находиться богобоязненные люди» [15, с. 215]. Однако ни он, ни его единомышленники, заявлявшие о необходимости дальнейших шагов по строительству христианской нации, ни тогда, ни позже не предлагали конкретных шагов. Практически не инициировалось принятие специальных законов, которые сделали бы Замбию более христианской. Поступающие предложения от политиков были вполне совместимы с демократической жизнью. В большинстве случаев они ограничивались размышлениями на тему морали и качеств руководства страны, утверждениями о необходимости соотношения личной веры политиков, хорошего управления и процветания нации. Не наблюдалось также большого влияния клерикалов, выступающих за главенствующую роль Церкви в общественно-политической и культурной жизни страны.

Ф. Чилуба находился у власти десять лет. Они были наполнены решением сложных проблем по либерализации национальной экономики, привлечением иностранных ин-

вестиций и борьбой с нарастающей оппозицией, которой удалось воспрепятствовать его попытке пойти на третий президентский срок в 2001 г. В стране и в мировом сообществе он воспринимался, в первую очередь, как реформатор экономики.

На протяжении всего президентства (1991-2001) Ф. Чилуба был очень самоуверенным руководителем, глубоко убежденным в том, что править Замбией избран и назначен Богом. Южноафриканский теолог Д.М. Мукука отмечает, что Чилуба «хотел политического господства через христианство, которое (...) принималось как должное большинством людей в Замбии» [6, с. 85]. Однако, провозгласив Замбию христианской нацией, Чилуба все же сохранил дистанцию между государством и Церковью и не пришел к культу личности. Этим он отличался, например, от одного из самых одиозных диктаторов, первого президента Республики Экваториальная Гвинея (РЭГ) Франсиско Масиаса Нгуэма Бийого (1968-1979). В каждой церкви страны висел его портрет, а, как отмечает российский ученый Т.С. Денисова, «в проповедях упоминалось, что Бог создал РЭГ благодаря Масиасу, без которого страна просто не существовала бы» [16, с. 289].

После ухода в отставку в 2001 г., а позже и с поста лидера ДМД неугомонный Чилуба продолжил общественную деятельность, участвуя в основном в собраниях религиозных лидеров Замбии. При президенте Леви Мванавасе, объявившего крестовый поход против коррупции, Чилуба в течение шести лет был фигурантом судебных разбирательств по обвинению его в коррупции во время пребывания у власти. Серьезные психологические нагрузки и проблемы с сердцем привели к его смерти в 2011 г.

Толерантность следующих президентов к теме христианской нации в Замбии

Следующие президенты-христиане Леви Мванаваса (баптист), Рупиа Банда (принадлежит к англиканской церкви) и Майкл Сата (католик) мало использовали христианскую риторику, но с разной степенью интенсивности сотрудничали с Церковью. При всех этих президентах положение о христианской нации в Конституции сохранялось.

Победивший на выборах в 2001 г. баптист Леви Мванаваса в прошлом был соратником Чилубы и во время его первого президентского срока занимал пост вице-президента страны. Но из-за трений с президентом в 1994 г. ушел в отставку, вместе с женой присоединился к Свидетелям Иеговы. Важно, что на выборах 2001 г. Мванавасу активно поддержала партия пастора-пятидесятника Неверса Мумбы «Национальная христианская коалиция» {National Christian Coalition). (Придя к власти, Мванаваса назначил его вице-президентом). Став президентом, Мванаваса вернулся в баптистскую церковь, так как Свидетелям Иеговы запрещено заниматься политической деятельностью.

Правление Мванавасы не было отмечено христианской риторикой. Основные его усилия были направлены на борьбу с коррупцией в стране и решение экономических проблем.

Следующий глава государства Рупиа Банда (2008-2011) был кадровым дипломатом и принадлежал к англиканской церкви. Он поддержал принятое в апреле 2010 г. решение Национальной конституционной конференции сохранить в конституции положение о том, что Замбия является христианской нацией, признавая одновременно право каждого на свободу совести и религии. Банда вел диалог с руководством церквей в надежде заручиться их поддержкой на очередных всеобщих выборах в 2011 г. Он говорил, что счастлив быть лидером, который следует библейским правилам. В кадровой политике Р. Банда прибегал к практике назначения представителей духовенства, например, уже упомянутый Н. Мумба в 2009-2011 гг. был высоким комиссаром Замбии в Канаде.

В 2011 г. президентом страны был избран лидер оппозиционной партии Патриотический фронт (ПФ - Patriotic Front) католик Майкл Сата. Он тоже в свое время был соратником Ф. Чилубы и работал в его правительстве. Как и он Сата был прекрасным ост-

рым на язык оратором, за что получил прозвище «королевская кобра». Но в отличие от Чилубы его красноречие шло в политической плоскости, он мог выступать перед публикой часами, но религиозного подтекста в его речах практически не было. Победе Са-ты на выборах в 2011 г. предшествовал десятилетний период его упорной борьбы и три президентские кампании в 2001, 2006 и 2008 годах. Необходимо отметить, что ни в одной из своих избирательных кампаний Сата не использовал выигрышную для местных политиков тему провозглашения христианской нации.

Взвешенно Сата отвечал и на провокационный вопрос о возможности в случае его прихода к власти признания прав членов ЛГБТ-сообщества. Этот вопрос в стране, где гомосексуальные отношения преследуются законом, а в обществе превалирует негативное отношение к гомосексуалистам, волновал не только христиан, но и верующих других конфессий. Отвечая, кандидат в президенты ссылался на закон, но не комментировал этот вопрос с точки зрения христианской морали. Это имело дополнительное влияние на то, что приход к власти оппозиционного ПФ во главе с Сатой поддержали многие консервативные пятидесятники, несмотря на то, что их церковь ранее поддерживала правящую партию ДМД.

После своего избрания президентом М. Сата принимал участие в мессе в католическом соборе Св. Игнатия (St. Ignatius Church) в Лусаке. Преклонив колени, он обещал собравшимся, что будет управлять в соответствии с десятью христианскими заповедями. На посту президента Сата поддерживал провозглашение Замбии христианской нацией, считая при этом, что «замбийский народ христианский не вследствие принятия декларации, а по его делам» [4, с. 162]. Он также выступал за уважение прав тех зам-бийцев, которые исповедуют другие религии. В начале 2010-х гг. начался пересмотр конституции, которая не полностью отвечала запросам пришедшей к власти бывшей оппозиционной партии ПФ. Некоторые религиозные лидеры, удовлетворенные закрепленной в конституции страны свободой вероисповедания, однако, высказывали беспокойство тем фактом, что в ходе обсуждения новой редакции конституции по-прежнему делался акцент на том, что Замбия является христианской нацией.

Новый президент, старая идея

После кончины М. Саты 28 октября 2014 г. на досрочных президентских выборах, состоявшихся в январе 2015 г., президентом страны был избран Эдгар Лунгу, один из лидеров ПФ и бывший министр обороны. На выборах он максимально использовал христианскую риторику, что расширило круг его сторонников. Придя к власти, он заявил о приверженности его правительства и ПФ принципу «Одна Замбия - одна нация», провозглашенного когда-то первым президентом страны К. Каундой.

Стране, в которой после 50 лет независимости более 60% населения жили за чертой бедности, для успешного развития необходима была сплачивающая идея. В независимой Замбии религиозные лидеры всегда играли заметную роль в жизни общества и имели влияние на верующую часть электората. Став президентом, Лунгу было необходимо утвердиться в этом качестве, чтобы суметь переизбраться на очередных президентских выборах, которые должны были состояться через год. И развитие дальнейших событий говорит о том, что в поиске идеи сплочения замбийцев Лунгу сделал ставку на укрепление религиозной составляющей. Когда Ф. Чилуба провозгласил христианскую нацию в Замбии в 1991 г., Э. Лунгу было уже 35 лет. Он христианин (принадлежит к баптистской церкви), и провозглашение христианской нации, наверняка, еще тогда нашло отклик в его сердце.

В списке национальных праздников Замбии четыре христианских праздника. С 2015 г. список пополнился еще одним праздником религиозного характера - Нацио-

нальным днем молитвы, поста, покаяния и примирения {National Day of Prayer, Fasting, Repentance and Reconciliation - 18 октября). Об этом президент Э. Лунгу торжественно объявил 18 октября 2015 г. на мероприятии под названием «Молитва, пост и примирение», которое проходило на центральной площади Лусаки при большом скоплении горожан, представителей СМИ, видных политиков, а также протестантских и католических священников. В мероприятии также участвовали экс-президенты К. Каунда и Р. Банда. Выступая перед собравшимися, Лунгу заявил, что «Замбия навсегда останется благословенной и процветающей страной» [17]. При этом глава государства особо подчеркнул, что это день всех христианских конфессий.

Очевидно, замбийские власти решили учредить национальный День молитвы, вдохновившись опытом США, где такой праздник учредил в 1952 г. президент Гарри С. Трумэн. Выбор момента для объявления праздника, призванного консолидировать христианскую общину, был неслучайным. Во-первых, обострились экономические проблемы (спад производства, закрытие медных рудников, обесценивание национальной валюты, безработица, рост стоимости жизни), во-вторых, шла подготовка к очередным всеобщим выборам, которые были назначены на август 2016 г. И в том, и в другом случае партии ПФ нужды были действия, которые способствовали бы укреплению ее имиджа и доверия к ней в глазах электората. Поэтому решение ПФ об учреждении нового праздника имело политическую подоплеку.

Важно отметить, что поведение Лунгу на мероприятии, не отличающегося набожностью в бытность его министром обороны при президенте М. Сате, напоминало проповедь священника. Так когда-то вел себя на государственных и партийных мероприятиях Ф. Чилуба. Это было действенной тактикой, так как в африканских странах в сознании рядовых верующих избирателей религиозное и политическое руководство легко сливается воедино, стирается различие между избранными демократическим путем и священнослужителями - избранными Богом. Как отмечает российский ученый И.В. Следзевский, в африканском обществе «политическая сфера не отделена четко от религиозно-культурных взаимоотношений общественных групп, а политическая лояльность обуславливается скорее чувством идентичности с какой-либо из этих групп» [18, с. 34]. Религиозное сознание оказывает большое влияние на социальную позицию и активность замбийцев. Это отражается и на их отношении к закону. Как отмечает, российский исследователь Л. А. Андреева, в Замбии более 60% участвовавших в социальных опросах источником права назвали Библию [19, с. 28].

Ситуация в Замбии, где политики официально демонстрируют свою религиозность, а политическая практика пересекается с религией - не эксклюзив среди современных секулярных государств. Например, в США в 1954 г. были учреждены молитвенные помещения для Сената и Конгресса, такие же помещения работают в парламентах Канады и Новой Зеландии, где перед началом заседаний спикер провозглашает молитву.

Дальнейшее «смыкание» государства и религии в Замбии было закреплено законодательно. Конституция демократического государства априори должна быть нейтральной в отношении религии. Тем не менее, в новой редакции конституции, утвержденной в январе 2016 г., Замбия снова провозглашалась христианской нацией [20, с. 9], но при этом гарантировалась свобода вероисповедания [20, с. 11].

Э. Лунгу удалось не только «перезагрузить» идею христианской нации, но и сделать дальнейшие конкретные шаги по пути ее реализации. В августе 2016 г. было создано министерство национального руководства по делам религий {The Ministry of National Guidance and Religious Affairs, MNGRA), цель которого «...содействовать актуализации провозглашения Республики Замбия христианской нацией при одновременном обеспечении права отдельного человека на свободу совести, убеждений или религии и реализации национальных ценностей и принципов» [21]. В его функции также входило кури-

рование проведения в стране Дня молитвы. Учреждение этого министерства власти мотивировали необходимостью в условиях роста числа новых церквей и религиозных групп противостоять возрастающей степени их самоуправления, несоблюдения ими закона и правил финансовой подотчетности. Вводимые министерством административные меры по регулированию деятельности религиозных организаций (например, сложная система регистрации новых религиозных групп, требования по регулированию богословского обучения для духовенства) вызвали недовольство у протестантской и католической церквей, которые сочли, что подобные действия правительства стирают грань между Церковью и государством.

Религиозная тема была в числе основных в ходе избирательной кампании всеобщих выборов, которые состоялись в августе 2016 г. ПФ во главе с Э. Лунгу умело подхватил знамя идеи «христианской нации», провозглашенной их противником партией ДМД, у которой оппозиционная партия отняла власть после 10-летней упорной борьбы. Правящий ПФ для поддержки кандидатуры Лунгу активно использовал христианские образы: государственные и подконтрольные правительству СМИ часто писали, что президент Лунгу был «послан Богом» или «избран Им», чтобы возглавить замбийскую нацию. В его предвыборной кампании для привлечения симпатий молодых избирателей максимально использовались социальные сети. Сети изобиловали фото действующего президента на молебнах в церкви, участвующего в различных религиозных мероприятиях, а также фото его встреч со священнослужителями. Замбийский автор Чаммах Дж. Каунда, пишет, что искусный вброс такой информации помог сформировать у избирателей образ Э. Лунгу как христианского президента, что способствовало его лиги-тимизации» [22, с. 237].

Пример Замбии показывает, как идеология в конкретном историческом контексте может подкрепляться социальной практикой. Во время президентской кампании Э. Лунгу в 2016 г. идея христианской нации работала в качестве национальной идеи, и это поднимало его рейтинг у электората. При этом, как пишет тот же Чаммах Дж. Каунда, вырос также моральный авторитет Лунгу в глазах верующих-пятидесятников [23].

Различные религиозные группы публично выражали поддержку политическим партиям, позиции которых отвечали их запросам. В то же время некоторые политики открыто называли членов оппозиционных партий, прежде всего лидера Объединенной партии за национальное развитие (ОПНР - United Party for National Development, UPND) Хакаинде Хичилему, сатанистами, что негативно влияло их восприятие верующими. Некоторые нехристианские группы сообщали о социальной нетерпимости к ним, в ряде районов отмечались случаи расправ над людьми, замеченных в колдовстве. В 2017 г. в том числе по этой причине некоторые церковные деятели не участвовали в праздновании национального Дня молитвы.

На выборах, состоявшихся 11 августа 2016 г., победил Э. Лунгу (50,4% голосов избирателей) с отрывом от лидера ОПНР X. Хичилемы всего в 2% голосов.

«Перезагрузить» идею христианской нации без упоминания ее автора было бы политически недальновидно и расходилось бы с догмами христианской морали. Спустя почти двадцать лет после ухода из власти и пять лет после ухода из жизни фигура Ф. Чилубы снова оказалась в центре внимания замбийского общества. 28 декабря 2016 г. в международном конференц-центре Мулунгуши в Лусаке состоялось тожественное мероприятие, посвященное 25-й годовщине провозглашения Замбии христианской нацией, на котором присутствовали президент Э. Лунгу и первый президент страны К. Каунда. Примечательно, что в зале находилась бывшая первая леди Вера Чилуба. Министр по делам религий Годфрида Сумаили заявила, что провозглашение Чилубой христианства в качестве национальной религии «дало Замбии идентичность» [24].

Необходимо отметить, что в 2018 г. она сказала, что приглашение мусульман и представителей других религий на мероприятия по случаю Дня молитвы может внести ненужную путаницу. В ежегодном Дне молитвы под руководством президента принимали участие члены правительства, депутаты парламента, экс-президенты К. Каунда и Р. Банда, духовенство, что дает основание утверждать, что власти рассматривают христианство в качестве государственной религии.

Это не могло не вызывать тревогу у мусульман страны. По официальным данным, они составляют около 2% населения, но мусульманское сообщество утверждает, что их число достигает около 30%. Расхождение в данных наблюдается не один десяток лет. Согласно национальной переписи 1980 г., при населении в 5,7 млн человек было 15 тысяч мусульман-суннитов. Но некоторые неофициальные источники приводили тогда число в 30 тысяч человек [25, с. 167]. Национальная перепись 2000 г. показала, что в стране с общей численностью населения 9,4 млн человек было около 5 тысяч мусульман, в то же время некоторые местные мусульманские деятели говорили о 300 тысячах исповедующих ислам [26, с. 165]. На расхождение официальных данных по числу мусульманского населения в Замбии и данных представителей мусульманской общины страны указывают замбийские авторы. При этом, например, Феликс Дж. Фири, в 2008 г. писал, что «его собственные наблюдения подтверждают цифры неофициальной статистики...» [26, с. 165]. В настоящее время число мусульман увеличивается за счет бывших христиан, увидевших в исламе альтернативу христианству и традиционным африканским верованиям.

Новые власти по сравнению с прежним руководством ДМД проявили большую лояльность в отношении политического участия мусульман. Например, на выборах мэра Лусаки в 2016 г. от партии Форум за демократию и развитие (Forum for Democracy and Development, FDD) баллотировалась мусульманка Сирре Мунтанг. Однако активизация мусульман в политической жизни Замбии критикуется некоторыми христианскими лидерами. Так, в октябре 2017 г. пастор Н. Мумба резко заявил, «что угроза ислама в стране это реальность», и что «... ислам использует деньги для подкупа политиков, чтобы они позволили исламу с легкостью проникать в страну» [27].

Религиозное поведение африканского лидера - значительный фактор влияния на электорат. Президент Э. Лунгу, как и когда-то Ф. Чилуба, демонстрирует, в том числе официально, все главные критерии религиозного поведения: посещение богослужений, молитва, соблюдение религиозных предписаний, празднование религиозных праздников. Устоявшуюся в Замбии традицию публичной апелляции лидера страны и членов правительства к Богу можно рассматривать как их претензии на определенную степень сакральности.

Использование религиозной риторики политизированного типа для мобилизации индивидов и групп общества - испытанный прием для достижения политических целей. Его в разной степени интенсивности использовали все замбийские лидеры. Но в настоящее время при президенте Э. Лунгу создаваемый своеобразный тандем популярной политики с популярной религией фактически меняет политический ландшафт стра-

В основном Церковь оставалась нейтральной, помогая в решении социальных проблем общества. Укреплялись ее позиции в армии. При Э. Лунгу расширилось строительство часовен при казармах в воинских частях. Выступая в декабре 2019 г. на официальном открытии одной из таких часовен в воинской части Аракан, расположенной в Лусаке, президент сказал, что подобные религиозные объекты «укрепляют дух и мораль солдат», а солдаты «должны чувствовать поддержку Бога» [28].

В 2019 г. в Замбии, согласно официальной статистике, христианство исповедовали 95,5% населения (75,3% протестанты и 20,2% католики) [29, с. 2]. Мусульмане состав-

ляют около 2%, остальные 2,5% - приверженцы индуизма, бахаизма и традиционных африканских верований [30]. Необходимо отметить, что эти данные фактически повторяли данные национальной переписи, которая проводилась в 2010 г. По данным Всемирного банка (ВБ) за 2020 г., население Замбии составляет 18,4 млн человек [31]. Как и при Ф. Чилубе, в современной Замбии многие христиане параллельно придерживаются традиционных африканских верований. Факт двоеверия осложняет точный статистический подсчет христиан, но отчасти объясняет их высокий процент в национальной статистике.

Пытаясь укрепить свою власть, в июне 2019 г. правительство ПФ внесло в парламентский комитет проект поправок в конституцию (он получил название «Законопроект № 10»), которые были направлены на ослабление надзора за исполнительной властью со стороны законодательной и судебной власти. При этом часть поправок фактически резко меняли конституцию. Целью законопроекта называлась в том числе необходимость «вновь подтвердить христианский характер Замбии» [32, с. 1]. Но при этом в статье 4 об определении характера страны предлагалось на первое место поставить «христианская», а в статье 8 в списке национальных ценностей и принципов словосочетание «мораль и этика» заменить на «христианская мораль и этика» [32, с. 3]. Это был кардинальный поворот.

Формированию в обществе положительного отношения к провозглашению христианской нации способствовали СМИ. Во время обсуждения в обществе указанных поправок к конституции 30 декабря 2019 г. в редакционной статье замбийской газеты Daily Mail заявлялось, что «одним из благословений, дарованных Богом этой стране, является провозглашение христианской нации. Замбия занимает высокое положение в мире как одна из немногих стран, объявленных христианской нацией» [33]. В этой публикации не просто одобрялось, но и называлось достижением общества то, что в стране борются с чужеродными христианству явлениями - абортами и правами гомосексуалистов.

Против законопроекта, радикально меняющего конституцию (и, возможно, будущее) страны, выступили Ассоциация юристов Замбии, некоторые местные неправительственные организации и католическая церковь Замбии. В декабре 2020 г. Законопроект № 10 рассматривался на заседании парламента, но не получил необходимые две трети голосов.

Важно отметить, что подобная ситуация в свое время наблюдалась и в Либерии, где христиане также составляют большинство населения (более 80%). В 2008 г. Национальная комиссия по пересмотру конституции предложила внести в нее положение о том, что это государство является христианским. Против этого предложения выступили сторонники светского государства и представители мусульманского населения страны, и президент страны Эллен Джонсон-Сер лиф отклонила его. Но этот вопрос вновь возник в 2015 г., когда провозгласить Либерию христианским государством предложили делегаты Национальной конференции. Он также вызвал разногласия в обществе во время избирательной кампании в 2017 г.

Важно отметить, что тема провозглашения христианской нации в Замбии обсуждается до сих пор. Мнения местных исследователей по этому поводу различаются. В 2010 г. замбийский автор Генри Кьямбалеса писал, что «декларация - это навязывание религии светскому государству, которое признает и охраняет религиозную свободу» [34]. Его соотечественник теолог Годфри Мсиска в 2016 г. справедливо заметил, что превалирование одной религии над остальными поляризует общество [35]. Как уже говорилось ранее, замбийский автор Остин М. Чейека высказывал мнение, что Чилуба, возможно, таким путем хотел «противостоять угрозе ислама» [4, с. 171]. Су-

ществует также мнение, что провозглашение христианской нации - это взгляд на будущее Замбии.

Ряд замбийских и зарубежных авторов, например, О.М. Чейека, П. Гиффорд, И. Фи-ри, отмечают, что на политику Замбии оказали и продолжают оказывать заметное влияние пятидесятники. Пишут об этом и американские исследователи Элизабет Спербер и Эрин Херн, подчеркивая, что политики-пятидесятники в странах Южнее Сахары не видят противоречий между идеалами демократии и поддержкой библейского закона [36, с. 856].

Исследователь из Великобритании Наоми Хейнс утверждает, что провозглашение Замбии христианской нацией в 1991 г. «коренным образом изменила политический ландшафт страны и изменила конфигурацию популизма с точки зрения религиозного посредничества» [37, с. 70]. В другой своей работе она отмечает, что «Очевидно богословские идеи с западными корнями сыграли важную роль в формировании контуров христианского национализма в современной Замбии» [38].

Президент Э. Лунгу поддерживает связи с религиозными лидерами всех деноминаций, сохраняя при этом тесные контакты с баптисткой церковью. Выступая в феврале 2020 г. в городе Ндола (Замбия) на конференции Генерального совета Всеафриканского баптистского содружества, он заявил: «Мое правительство будет продолжать поддерживать церковь и работать с ней, чтобы способствовать развитию нашего народа» [39].

Церковь выражает обеспокоенность усилившимся контролем государства над религиозными организациями. Критике подверглось также строительство в Лусаке Международного молитвенного дома Interdenominational House of Prayer, рассчитанного на 10 тыс. мест. Представители Церкви утверждали, что в нем не было необходимости, так как англиканский кафедральный собор (Carhedral of the Holy Cross) в Лусаке, открытый в 1962 г., вполне выполняет эти функции. Совет церквей в Замбии и ряд видных религиозных деятелей заявили, что не поддерживают это строительство, но оно началось в

2020 г., однако из-за проливных дождей и пандемии COVID-19 было приостановлено. В феврале 2021 г. президент Лунгу обратился к согражданам с призывом помочь, в том числе финансово, в завершении строительства сооружения, что вызвало в обществе неоднозначную реакцию [40]. Недовольство представителей Церкви вызвало также то, что в период введения ограничений из-за пандемии СО VID-19 полиция вела себя агрессивно по отношению к священнослужителям и прихожанам, нарушающих правила.

Накануне всеобщих выборов 2021 г.

Накануне всеобщих выборов в Замбии, которые должны состояться 12 августа

2021 г., в обращении к парламенту президент Э. Лунгу, вновь выдвинувший свою кандидатуру, обещал обеспечить мирное их проведение и призвал Церковь содействовать в этом властям. В марте 2021 г. руководители христианской церкви выступили с пастырским заявлением, в котором призвали замбийцев избегать насилия и проявлять терпимость. В документе, подписанном председателем Конференции католических епископов Замбии (Zambia Conference of Catholic Bishops, ZCCB - до июля 2016 г. Zambia Episcopal Conference, ZEC) Джорджем Лунгу, руководителями Совета церквей в Замбии и Евангелического братства Замбии, сказано, что «в преддверии выборов церковь по-прежнему привержена примирению и миростроительству» [41].

Необходимо отметить, что бывшая правящая партия ДМД, преобразованная перед всеобщими выборами 2021 г. в партию «Новая надежда ДМД» (New Норе MMD), пытается вернуть себе пальму первенства в вопросе идеи христианской нации в Замбии. В июне 2021 г. ее лидер и кандидат в президенты Неверс Мумба сделал программное заявление, что именно партия ДМД провозгласила Замбию христианской нацией, по-

этому «его обновленная партия "Новая надежда ДМД" и он сам лучше других понимают происхождение и смысл этого провозглашения» [42].

На примере Замбии видно, как религиозные догматы активно используются в политике и в определенной степени постепенно становятся основой государственной идеологии. В вопросе взаимосвязи государства и Церкви правящий ПФ расставил определенные точки над I в своем предвыборном манифесте к всеобщим выборам 2021 г. По заявлению председателя комитета по его составлению члена ЦК ПФ Гивена Лубин-ды, в ходе работе над документом партия «консультировалась с различными заинтересованными сторонами» [43]. Важный факт - в списке этих сторон Церковь он назвал в первую очередь.

Текст 77-страничного предвыборного манифеста правящей партии ПФ к выборам 2021 г. предворялся изображением раскрытой Библии на фоне голубого неба, под которой помещена надпись: «Признание превосходства и верности Всемогущего Бога». В предисловии к манифесту Э. Лунгу отметил, что замбийцы «должны следовать развитию страны в почитании верховенства и верности Всемогущего Бога, благодаря доброте Которого мы остаемся единой Замбией, единой нацией» [44, с. ¿у]. И завершил свое обращение пожеланием Божьей благодати для страны и каждого замбийца.

В документе было заявлено о приверженности ПФ партнерству с Церковью, которую он признает «ключевым партнером в превращении замбийцев в христианскую нацию, стремящейся к миру, единству и стабильности» [44, с. 3]. В то же время в числе семи главных ценностей партии, вера и религия указаны не были (но возможно они подразумевались в категории «культурные и традиционные ценности»), К тому же в этом документе, состоящим из 27-ми глав, Церковь не была вынесена в отдельный раздел.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реалии общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Замбии пока не свидетельствуют о становлении заявленной в 1991 г. христианской нации. Высокий уровень коррупции, бедность, насилие, фактическая ограниченность прав некоторых групп населения (например, инвалидов, членов ЛГБТ-сообщества) -весомые вызовы для современного замбийского общества.

С момента провозглашения в 1991 г. христианской нации и до настоящего времени при явном превалировании (по сравнению с другими религиями) участия христианских лидеров в политической жизни, этнорелигиозная ситуация в Замбии в течение трех десятилетий остается относительно стабильной. В отличие от ситуации в Кот-д'Ивуаре, где после смерти президента-христианина Феликса Уфуэ-Буаньи, более 30 лет (1960— 1993 гг.) поддерживавшего католическую церковь, произошло разделение между христианским и мусульманским населением, и возник острый внутриполитический конфликт.

Сегодня Африка остается зоной нестабильности. В последние десятилетия в ряде стран Тропической Африки распространилась идеология радикального исламизма, целью которого является создание исламского государства. В ряде стран (Нигерия, Сомали, Судан, Кения, Эфиопия) участились преследования христиан. В силу исторически сложившейся территориальной структуры конфессионального пространства в Замбии, как и в других странах континента, наблюдается усиление религиозной конкуренции. Но в Замбии эта конкуренция происходит не по оси христианство-ислам, а между направлениями в самом христианстве.

Важен факт того, что плюралистическая политическая система позволяет в Замбии функционировать различным религиозным направлениям, а рядовые граждане имеют возможность реализовать свое конституционное право исповедовать ту религию, кото-

рая им ближе. Несмотря на то, что президенты Замбии принадлежали к разным деноминациям христианства, все они сумели сохранить мир в полиэтничной и поликонфессиональной стране. Христианская символика присутствует в местах упокоения всех экс-президентов Замбии. В Посольском парке в Лусаке могила-мавзолей Ф. Чилубы снаружи напоминает часовню, а ее купол венчает крест. Внутри много элементов с христианской символикой, форму креста имеют вентиляционные отверстия в потолке. На месте захоронения президента Л. Мванавасы из христианской символики только стих из Священного Писания на надгробии. А мавзолей М. Саты, строительство которого лично курировал Э. Лунгу, внутри по периметру украшен панно с текстами десяти христианских заповедей (на английском языке и на иврите), которые он обещал своему народу чтить во время нахождения у власти.

Дальнейшее мирное развитие Замбии зависит от взвешенной внутренней политики властей, направленной на решение сложных социально-экономических проблем в сотрудничестве с представителями всех религий и их конфессий. Комплекс этих проблем расширился из-за разразившейся в 2020 г. пандемии COVID-19, которая затронула также Замбию.

Источники

1. Небольсин Э. Замбия. Православная энциклопедия, https://www.pravenc.ru/text/182545. html (дата обращения 10.07.2021)

2. Address of Paul VI to the President of the Republic of Zambia, https://www.vatican.va/content/ paul-vi/en/speeches/1964/documents/hf_p-vi_spe_19641107_president-zambia.html (дата обращения 04.07.2021)

3. Inauguration Speech President Frederick Chiluba. The October 31, 1991. National Elections in Zambia. Carter Center of Emory University. 1992. 176 c. ISBN 1-880134-14-4. https://www.carter center.org/documents/electionreports/democracy/FinalReportZambial 991 .pdf (дата обращения 10.07.2021)

4. Cheyeka A.M. Zambia, a 'Christian nation" in Post Movement for Multiparty Democracy (MMD) Era, 2011-2016. International Journal of Humanities and Social Science. 2016, т. 6, ч. 7, с. 159-172. DOI: 10.30845/ijhss.

5. Gifford P. Chiluba's Christian nation: Christianity as a factor in Zambian politics 1991-1996. Journal of Contemporary Religion. 1998, т. 13, ч. 3, с. 363-381. DOI: 10.1080/13537909808580842.

6. Mukuka D.M. A theological critique of the declaration of Zambia as a Christian nation and the response of the Roman Catholic Church from 1991-2001. 2014. 96 c. https://researchspace.ukzn.ac.za/ bitstream/handle/10413/1213 0/Mukuka_Dominic_Mulenga_2014 ,pdf?sequence=1 &isAllowed=y (дата обращения 20.07.2021)

7. Phiri I. Why African Churches Preach Politics: The Case of Zambia. Journal of Church and State. 1999, т. 41, ч. 2, с. 323-347. DOI: 10.1093/jcs/41.2.323.

8. Sichone O.B. Democracy and Crisis in Zambia. Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic. O.B. Sichone, B.C. Chikulo (eds.) Harare: SAPES Books. 1996. 237 е., c. 109-128. ISBN 1-77905-047-X.

9. Ndhlovu G. The Declaration of Zambia as a Christian Nation: Blessing or Curse? Kindle Edition. 2013. 71 c.

10. Горохов C.A. Христианство в эпоху глобализации: основные тенденции пространственного развития. Известия РАН. Серия географическая. 2016, № 6, с. 26-34. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-6-26-34.

11. Gifford P. Christianity and Politics in Doe's Liberia. Cambridge University Press. 1993. 368 c. ISBN 978-0521520102.'

12. The Constitution of Zambia (Amendment) Act, 1996. Lusaka: Government Printer, 1996. Preamble. 66 c.

13. Jenkins P. The Next Christendom: The Coming of the Global Christianity. New York: Oxford University Press. 2011. 368 c. ISBN 978-0199767465.

14. The Chaplaincy. https://www.mod.gov.zm/?page_id=5239 (дата обращения 04.07.2021)

15. Freston P. Evangelicalism and Fundamentalism: the Politics of Global Popular Protestantism. The SAGE Handbook of the Sociology of Religion. Beckford J.A., Demerath N.J. (eds.). Los Angeles: SAGE Publications. 2007. 746 c. ISBN 9781412911955 1412911958.

16. Денисова T.C. Тропическая Африка: эволюция политического лидерства. M., Институт Африки РАН. 2016. 596 с. ISBN 978-5-91298-181-4.

17. President Lungu declares October 18th, a public day of prayers. Lusaka Times. Lusaka. 18.10.2015.

18. Следзевский И.В. Десекуляризация мирового сообщества как источник напряженности в международных отношениях и мировой политике. Контуры глобальных трансформаций. 2018. т. 11, № 4, с. 30-45. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-30-45.

19. Андреева Л.А. Афрохристианская и афроисламская цивилизационные идентичности в Тропической Африке. Социальные исследования. 2016. № 2, с. 19-31.

20. Constitution of Zambia (Amendment). Act No. 2 of 2016. Preamble (дата обращения 22.07.2021)

21. Ministry of National Guidance and Religious Affairs, https://www.mngra.gov.zm (дата обращения 22.07.2021)

22. Kaunda C.J. Christianising Edgar Chagwa Lungu: The Christian nation, social media presidential photography and 2016 election campaign. Stellenbosch Theological Journal. 2018. т. 4, ч. 1, с. 215-245. DOI: 10.17570/STJ.2018.V4N1.A11.

23. Kaunda C.J. 'Baptising Zambia's Edgar Chagwa Lungu': Critiquing the Utilization of the Declaration of Zambia during the Presidential Campaign of 2021. https://brill.eom/view/journals/ijpt/13/l/article-p72_6.xml (дата обращения 05.07.2021)

24. Zambia commemorates 25th anniversary of the declaration as a Christian Nation (2016). Lusaka Times. Lusaka. 29.12.2016.

25. Mulla A.F. Islamization of Africa: the case of the Tumbuka of Zambia. Journal of Muslim Minority Affairs. 1988. т. 9, ч. 1, с. 167-172.

26. Phiri F.J. Islam in Post-colonial Zambia. One Zambia, Many Histories. Towards a History of Post-colonial Zambia. Leiden: Brill Publishing. 2008. 304 с. c. 164-184. ISBN 978-9004165946. '

27. Pastor Nevers Mumba says Islam plans to 'invade" Zambia. Lusaka Times. Lusaka. 05.10.2017.

28. EL steadfast on Christian principles, https://www.znbc.co.zm/news/el-steadfast-on-christian-principles (дата обращения 04.07.2021)

29. Zambia 2019 International Religious Freedom Report, https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/05/ZAMBIA-2019-INTERNATIONAL-RELIGIOUS-FREEDOM-REPORT.pdf (дата обращения 22.07.2021)

30. World Factbook. Zambia, https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/zambia (дата обращения 04.08.2021)

31. Population, total - Zambia. https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations= ZM (дата обращения 04.08.2021)

32. The Constitution of Zambia (Amendment) Bill, 2019. https://www.parliament.gov.zm/ sites/default/files/documents/bills/The%20Constitution%20of%20Zambia%20%28Ameement%29%2 0Bill%202019.pdf (дата обращения 23.07.2021)

33. Cherish Christian declaration, http://www.daily-mail.co.zm/cherish-christian-declaration (дата обращения 20.07.2021)

34. Kyambalesa H. Zambia: The Declaration of Zambia as a Christian Nation. Lusaka Times. Lusaka. 20.01.2010.

35. Msiska G. Globalisation and Religious Pluralism in Africa: The Challenge to Religious Freedom. Religious Freedom and Religious Pluralism in Africa: Prospects and Limitations. P. Coertzen, M.C. Green, L. Hansen (eds.). Stellenbosch: African Sun Media. 2016, 484 с, c. 123-140. ISBN 1928357032.

36. Sperber E., Hern E. Pentecostal Identity and Citizen Engagement in Sub-Saharan Africa: New Evidence from Zambia. Politics and Religion, т. 11, ч. 4, 2018, с. 830-862. DOI: 10.1017/ S1755048318000330.

37. Haynes N. Why Can't a Pastor Be President of a "Christian Nation?": Pentecostal Politics as Religious Mediation. Political and Legal Anthropology Review. 2018. т. 41, ч. 1, с. 60-74. DOI: 10.1111/plar. 12244.

38. Haynes N. Taking Dominion in a Christian Nation, https://brill.com/view/journals/ pneu/43/2/article-p214_4.xml (дата обращения 23.07.2021)

39. Edgar Chagwa Lungu. https://www.facebook.com/EdgarChagwaLungu/videos/fellow-citizensi-am-at-zambia-baptist-association-headquarters-in-ndola-on-the-c/490894704930091 (дата обращения 18.07.2021)

40. Over K50 million needed for National House of Prayer project. Lusaka Times. Lusaka. 26.02.2021.

41. Samasumo P. Zambian Bishops: Free, fair, credible, and peaceful national elections. https://www.vaticannews.va/en/africa/news/2021-03/zambia-bishops-concerned-about-august-elections.html (дата обращения 23.07.2021)

42. MMD President Nevers Mumba's Full Campaign Launch Speech. Lusaka Times. Lusaka. 08.06.2021.

43. The 2021-2026 PF manifesto is an all inclusive document with input from various stakeholders-Lubinda. Lusaka Times. Lusaka. 23.04.2021.

44. Manifesto of the Patriotic Front Party 2021-2026. Lusaka. 2021. https://pmrczambia.com/wp-content/uploads/2021/05/PF-Manifesto.pdf (дата обращения 22.07.2021)

CHRISTIAN NATION IN ZAMBIA: FROM PROCLAMATION TO RESET

© 2021 Liubov Prokopenko

PROKOPENKO, Liubov Ya., Senior Research Fellow, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: skole60@mail.ru

Abstract. December 2021 marks the 30th anniversary of the proclamation of Zambia a Christian nation. The leader of the Movement for Multi-party Democracy (MMD) party who came to power in 1991, a convinced Christian F. Chiluba, declared Zambia a Christian nation, arguing that Christianity was then professed by more than 70% of the population and that this was supposed to help the country to get rid of corruption and contribute to its prosperity.

The article analyzes the reasons of decision to declare Zambia a Christian nation. It is emphasized that political goals prevailed then over religious ones, since the issue of preserving and strengthening power was high on the political agenda of the ruling MMD party. The economic background is also touched upon: as a pragmatic president Chiluba pursued a policy of economic liberalization and counted on financial assistance from Western countries and international donors.

The following Christian presidents I. Mwanawasa, R. Banda and M. Sata used limited Christian rhetoric, but they collaborated with the Church with varying degrees of intensity. At the same time, the provision on the Christian nation in the Constitution was preserved.

It is noted that the role of the religious factor in politics increased in the early 2010s. The politicization of religion, primarily Christianity, became apparent during the struggle for power led by the leader of the opposition Patriotic Front party Michael Sata, who was supported by some religious leaders.

After Edgar Lungu (party Patriotic Front) came to power in 2015, Zambia was re-proclaimed a Christian nation, which was enshrined in the new edition of the 2016 constitution. At the same time, the country began the political rehabilitation ofF. Chiluba, who, after leaving the presidency in 2001, was persecuted for corruption. The campaigns for the 2015 presidential elections and for the 2016 general elections have shown the relevance of the discourse on religion and politics in the political process, primarily in its aspect of the multiple relationships between religion, ethnicity and politics.

The article shows that the issue of the proclamation of Zambia a Christian nation remains relevant in Zambian society and among African and Western theologians and researchers whose judgments and conclusions are often polar opposite.

The author notes that the realities of the socio-political, socio-economic and cultural life in Zambia do not yet indicate the existence of the declared Christian nation. The high level of corruption, poverty, limited rights of some groups of the population do not correspond to Christian ideals and values and have become serious challenges for the modern Zambian society.

The article emphasizes that, unlike a number of other countries south of the Sahara, where competition between Christianity and Islam has intensified in recent years, leading, among other things, to bloody conflicts, Zambia survives this conflict along the axis of competition between different directions of Christianity.

The ruling PF's manifesto for the August 2021 general election contains Christian rhetoric. The document states the PF's commitment to partnership with the Church, which it recognizes as a key partner in the conversion of Zambians into a Christian nation. Further peaceful development of Zambia depends on a balanced internal policy of the authorities aimed at solving complex socioeconomic problems in cooperation with representatives of all religions and their confessions.

Keywords: Zambia, Christianity, F. Chiluba, Christian nation, declaration, denominations, politicization of religion, E. Lungu, elections

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-56-3-66-85

References

Address of Paul VI to the President of the Republic of Zambia, https://www.vatican.va/content/ paul-vi/en/speeches/1964/documents/hf_p-vi_spe_19641107_ president-zambia.html (accessed 04.07.2021)

Andreeva L.A. Afrohristianskaya i afroislamskaya civilizacionnye identichnosti v Tropicheskoj Afrike (Afro-Christian and Afro-Islamic Civilizational Identities in Tropical Africa). Social 'nve issledovaniva. 2016. № 2, pp. 19-31.

Cherish Christian declaration. http://www.daily-mail.co.zm/cherish-christian-declaration (accessed 20.07.2021)

Cheyeka A.M. Zambia, a 'Christian nation" in Post Movement for Multiparty Democracy (MMD) Era, 2011-2016. International Journal of Humanities and Social Science. 2016. Vol. 6, issue 7, pp. 159-172. DOI: 10.30845/ijhss.

The Constitution of Zambia (Amendment) Act, 1996. Lusaka: Government Printer, 1996. Preamble. 66 p.

Constitution of Zambia (Amendment). Act No. 2 of 2016. Preamble, https://zambialii.org/zm/ legislation/act/2016/2/constitution-zambia-amendment-2016-act-no-20.pdf (accessed 22.07.2021)

Denisova T.S. Tropicheskava Afrika: evolyuciya politicheskogo liderstva (Tropical Africa: the Evolution of Political Leadership). Moscow. Institut Afriki RAN. 2016. 596 p. ISBN 978-5-91298181-4.

Edgar Chagwa Lungu. https://www.facebook.com/EdgarChagwaLungu/videos/feUow-citizensi-am-at-zambia-baptist-association-headquarters-in-ndola-on-the-c/490894704930091 (accessed

18.07.2021)

EL steadfast on Christian principles, https://www.znbc.co.zm/news/el-steadfast-on-christian-principles (accessed 04.07.2021)

Freston P. Evangelicalism and Fundamentalism: the Politics of Global Popular Protestantism. The SAGE Handbook of the Sociology of Religion. Beckford J.A., Demerath N.J. (eds.). 2007. Los Angeles: SAGE Publications. 746 p. ISBN 9781412911955 1412911958.

Gifford P. Christianity and Politics in Doe's Liberia. Cambridge University Press. 1993. 368 p. ISBN 978-0521520102.

Gifford P. Chiluba's Christian nation: Christianity as a factor in Zambian politics 1991-1996. Journal of Contemporary Religion. 1998. Vol. 13, issue 3, pp. 363-381. DOI: 10.1080/ 13537909808580842.

Gorokhov S.A. Hristianstvo v epohu globalizacii: osnovnye tendencii prostranstvennogo razvitiya (Christianity in the Epoch of Globalization: Main Trends in Spatial Development). Izvestiva Rossiiskoi Akademii Naiik. Seriva Geografcheskaya. 2016. №. 6, pp. 26-34. DOI: 10.15356/0373-2444-2016-626-34.

Haynes N. Taking Dominion in a Christian Nation, https://brill.com/view/journals/pneu/ 43/2/article-p214_4.xml (accessed 23.07.2021)

Haynes N. Why Can't a Pastor Be President of a "Christian Nation?": Pentecostal Politics as Religious Mediation. Political and Legal Anthropology Review. 2018. Vol. 41, issue 1, pp. 60-74. DOI: 10.1111/plar. 12244.

Inauguration Speech President Frederick Chiluba. The October 31, 1991. National Elections in Zambia. Carter Center of Emory University. 1992. 176 c. ISBN 1-880134-14-4. https://www.cartercenter.org/documents/electionreports/democracy/FinalReportZambial991.pdf (accessed 10.07.2021)

Jenkins P. The Next Christendom: The Coming of the Global Christianity. New York: Oxford University Press. 2011. 368 p. ISBN 978-0199767465. '

Kaunda C.J,_'Baptising Zambia's Edgar Chagwa Lungu': Critiquing the Utilization of the Declaration of Zambia during the Presidential Campaign of 2021. https://brill.com/view/ journals/ijpt/13/l/article-p72_6.xml (accessed 05.07.2021)

Kaunda C.J. Christianising Edgar Chagwa Lungu: The Christian nation, social media presidential photography and 2016 election campaign. Stellenbosch Theological Journal. 2018. Vol. 4, issue 1, pp. 215-245. DOI: 10.17570/STJ.2018.V4N1.A11.

Kyambalesa H. Zambia: The Declaration of Zambia as a Christian Nation. Lusaka Times. Lusaka. 20.01.2010.

Manifesto of the Patriotic Front Party 2021-2026. Lusaka. 2021. https://pmrczambia.com/wp-content/uploads/2021/05/PF-Manifesto.pdf"(accessed 22.07.2021)

Ministry of National Guidance and Religious Affairs, https://www.mngra.gov.zm (accessed 22.07.2021)"

MMD President Nevers Mumba's Full Campaign Launch Speech. Lusaka Times. Lusaka. 08.06.2021.

Msiska G. Globalisation and Religious Pluralism in Africa: The Challenge to Religious Freedom.

Religious Freedom and Religious Pluralism in Africa: Prospects and Limitations. P.Coertzen, M.C. Green, L. Hansen (eds.). Stellenbosch: African Sun Media. 2016. 484 p. pp. 123-140. ISBN 1928357032

Mukuka D.M. A theological critique of the declaration of Zambia as a Christian nation and the response of the Roman Catholic Church from 1991-2001. 2014. 96 p. https://researchspace.ukzn. ac.za/bitstream/handle/10413/1213 0/Mukuka_Dominic_Mulenga_2014 ,pdf?sequence= 1 &isAllowed= y (accessed 20.07.2021)

Mulla A.F. Islamization of Africa: the case of the Tumbuka of Zambia. Journal of Muslim Minority Affairs. 1988. Vol. 9, issue 1, pp. 167-172.

Nebolsin E. Zambiya. Pravoslavnava enciklopediya. https://www.pravenc.ru/text/182545.html (accessed 10.07.2021)

Ndhlovu G. The Declaration of Zambia as a Christian Nation: Blessing or Curse? Kindle Edition. 2013.71 p.

Over K50 million needed for National House of Prayer project. Lusaka Times. Lusaka. 26.02.2021.

Pastor Nevers Mumba says Islam plans to 'invade" Zambia. Lusaka Times. Lusaka. 05.10.2017.

Phiri I. Why African Churches Preach Politics: The Case of Zambia. Journal of Church and State. 1999. Vol. 41, issue 2, pp. 323-347. DOI: 10.1093/jcs/41.2.323.

Phiri F.J. Islam in Post-colonial Zambia. One Zambia, Many Histories. Towards a History of Post-colonial Zambia. Leiden: Brill Publishing. 2008. 304 p. pp. 164-184. ISBN 978-9004165946"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Population, total - Zambia. https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=ZM (accessed 04.08.2021)

President Lungu declares October 18th, a public day of prayers. Lusaka Times. Lusaka. 18.10.2015.

Samasumo P. Zambian Bishops: Free, fair, credible, and peaceful national elections. https://www.vaticannews.va/en/africa/news/2021-03/zambia-bishops-concerned-about-august-elections.html (accessed 23.07.2021)

Sichone O.B. Democracy and Crisis in Zambia. Democracy in Zambia: Challenges for the Third Republic. O.B. Sichone, B.C. Chikulo (eds.) Harare: SAPES Books. 1996. 237 p., pp. 109-128. ISBN 1-77905-047-X.

Sledzevsky I.V. Desekulyarizaciya mirovogo soobshchestva kak istochnik napryazhennosti v mezhdunarodnyh otnosheniyah i mirovoj politike (Desecularization of the World Community as a Source of Tension in the International Relations and World Politics). Kontur\> global'nvh transformacij. 2018. Vol. 11, № 4, pp. 30-45. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-30-45.

Sperber E., Hern E. Pentecostal Identity and Citizen Engagement in Sub-Saharan Africa: New Evidence from Zambia. Politics and Religion. 2018. Vol. 11, issue 4, pp. 830-862. DOI: 10.1017/S1755048318000330.

The Constitution of Zambia (Amendment) Act, 1996. Lusaka: Government Printer, 1996. Preamble. 66 p.

The 2021-2026 PF manifesto is an all inclusive document with input from various stakeholders-Lubinda. Lusaka Times. Lusaka. 23.04.2021.

The Chaplaincy, https://www.mod.gov.zm/?page_id=5239 (accessed 04.07.2021)

The Constitution of Zambia (Amendment) Bill, 2019. https://www.parliament.gov.zm/ sites/default/files/documents/bills/The%20Constitution%20of%20Zambia%20%28Ameement%29%2 0Bill%202019.pdf (accessed 23.07.2021)

World Factbook. Zambia, https://www.cia.gov/the-world-factbook/countries/zambia (accessed 04.08.2021)

Zambia 2019 International Religious Freedom Report. https://www.state.gov/wp-content/uploads/2020/05/ZAMBIA-2019-INTERNATIONAL-RELIGIOUS-FREEDOM-REPORT. pdf (accessed 22.07.2021)

Zambia commemorates 25th anniversary of the declaration as a Christian Nation (2016). Lusaka Times. Lusaka. 29.12.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.