Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ, КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ИНДОНЕЗИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ, КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ИНДОНЕЗИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
католическая школа / образование / христианская миссия / Индонезия / подготовка педагогов / Ромо ван Лит / Catholic school / education / Christian mission / Indonesia / teacher training / Romo van Lith

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Идрус Асринда Аюб

В предлагаемой статье осуществлен краткий исторический обзор христианской миссии в Индонезии. Ее начал римско-католический престол в XIV в., она была прервана протестантами в XVII в. и вновь возобновлена католиками в начале XIX в. Автор статьи дает краткую характеристику историческим событиям в Индонезии в эти периоды, останавливается на проблемах миссии и образования в этой стране. Период, когда возможность получить образование, в том числе педагогическое, в Индонезии был доступен только состоятельным слоям населения, закончился в начале ХХ в. с приходом голландского миссионера-иезуита Франциска Георгия Иосифа ван Лита (Франса ван Лита, Ромо ван Лита), который основал католические образовательные учреждения, среди них в 1906 г. Hollandsch Inlandsche Kweekschool — систему педагогических школ для мальчиков из числа коренных народов Индонезии для подготовки народных учителей. В дальнейшем школа превратилась в первый иезуитский колледж в Индонезии — Xaverius Muntilan College, ставший также первой католической школой-интернатом, предлагавшей среднее образование коренным жителям Явы. Колледж Ксавьера впоследствии оказал влияние на различные области общественной жизни Индонезии, подготовив из местных жителей культурную, политическую элиту, участников католической миссии. В статье рассматривается история создания этой школы, проводится анализ педагогических взглядов Ромо ван Лита, его подходов к организации педагогической деятельности и подготовки учителей. В заключении отмечено, что Ромо ван Лит смог создать на чужой земле беспрецедентную систему образовательных учреждений, которая за более чем столетнее существование снискала академическое признание, поскольку в ней были разработаны уникальные программы профессионального обучения для католических школьных педагогов, включающие традиционные ценности индонезийского народа. Эта историческая особенность подготовки учителей в Индонезии сохраняется вплоть до сегодняшнего дня. Материалы и методы. Ведущим методом исследования стал ретроспективно-исторический метод анализа писем и воспоминаний св. Франциска Ксавьера, современных научных статей и книг по историко-педагогическому опыту, а также сайтов правительства Индонезии и католической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN MISSION, CATHOLIC SCHOOLS, AND TEACHER TRAINING IN INDONESIA: А HISTORICAL OVERVIEW

This article provides a brief historical overview of the Christian mission in Indonesia, which was started by the Roman Catholic Church in the 14th century, interrupted by the Protestants in the 17tb century, and resumed by the Catholics at the beginning of the 19th century. The article briefly describes historical events in Indonesia during these periods with special reference to the problems of mission and education in the country. The period when access to education, including pedagogical education, was available only to the Indonesian privileged, ended at the beginning of the 20th century with the start of the missionary activity of the Dutch Jesuit missionary, Franciscus Georgius Josephus van Lith. He established Catholic educational institutions and, among them, in 1906, the Hollandsch Inlandsche Kweekschool, a system of teacher training schools to prepare indigenous Indonesian boys to become the new class of society, i.e. indigenous teachers. This school later developed into the first Jesuit college in Indonesia, Xaverius Muntilan College, which also became the first Catholic boarding school to offer secondary education to the indigenous people of Java and beyond. Xavier College subsequently influenced various areas of social life in Indonesia, preparing a cultural as well as political elite from the indigenous Indonesians who became partakers in the Catholic mission. The article discusses the history of the creation of this school, characterises the pedagogical views of Romo van Lit, his approaches to the organisation of pedagogical activity and teacher training. In conclusion, it is noted that Romo van Lit was able to create an unprecedented system of educational institutions in a foreign land, which, for more than a century of existence, has gained academic recognition, due to its unique professional training programmes for Catholic school teachers, which include the traditional values of the Indonesian people. This historical feature of teacher training in Indonesia continues to the present time.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ, КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ИНДОНЕЗИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Идрус Асринда Аюб, магистрант, кафедра педагогики, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Россия, Москва asrinda.idrus@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-9183-0602

2023. Вып. 69. С. 34-46

DOI: 10.15382/sturIV202369.34-46

Христианская миссия, католические школы

И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ИНДОНЕЗИИ! ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация: В предлагаемой статье осуществлен краткий исторический обзор христианской миссии в Индонезии. Ее начал римско-католический престол в XIV в., она была прервана протестантами в XVII в. и вновь возобновлена католиками в начале XIX в. Автор статьи дает краткую характеристику историческим событиям в Индонезии в эти периоды, останавливается на проблемах миссии и образования в этой стране. Период, когда возможность получить образование, в том числе педагогическое, в Индонезии был доступен только состоятельным слоям населения, закончился в начале ХХ в. с приходом голландского миссионера-иезуита Франциска Георгия Иосифа ван Лита (Франса ван Лита, Ромо ван Лита), который основал католические образовательные учреждения, среди них в 1906 г. Hollandsch Inlandsche Kweekschool — систему педагогических школ для мальчиков из числа коренных народов Индонезии для подготовки народных учителей. В дальнейшем школа превратилась в первый иезуитский колледж в Индонезии — Xaverius Muntilan College, ставший также первой католической школой-интернатом, предлагавшей среднее образование коренным жителям Явы. Колледж Ксавьера впоследствии оказал влияние на различные области общественной жизни Индонезии, подготовив из местных жителей культурную, политическую элиту, участников католической миссии. В статье рассматривается история создания этой школы, проводится анализ педагогических взглядов Ромо ван Лита, его подходов к организации педагогической деятельности и подготовки учителей. В заключении отмечено, что Ромо ван Лит смог создать на чужой земле беспрецедентную систему образовательных учреждений, которая за более чем столетнее существование снискала академическое признание, поскольку в ней были разработаны уникальные программы профессионального обучения для католических школьных педагогов, включающие традиционные ценности индонезийского народа. Эта историческая особенность подготовки учителей в Индонезии сохраняется вплоть до сегодняшнего дня. Материалы и методы. Ведущим методом исследования стал ретроспективно-исторический метод анализа писем и воспоминаний св. Франциска Ксавье-ра, современных научных статей и книг по историко-педагогическому опыту, а также сайтов правительства Индонезии и католической школы.

А. А. Идрус

© Идрус А. А., 2023.

Ключевые слова: католическая школа, образование, христианская миссия, Индонезия, подготовка педагогов, Ромо ван Лит.

Согласно переписи 2018 г., в Индонезии насчитывается более 8 млн католиков1, что делает католичество третьей по величине религией в Индонезии после ислама и протестантизма среди шести официальных религий, признанных правительством (три другие это конфуцианство, индуизм и буддизм).

Особую роль в развитии образования в Индонезии сыграли католические школы, историческому обзору которых посвящена предлагаемая статья. Первое свидетельство о существовании христианства в Индонезии содержится в арабском тексте, написанном в Египте примерно в 1200-х гг. н. э. коптским священником по имени Абу аль-Макарим Сахдуллах ибн Джирджис ибн Масуд о христианских церквях и монастырях в Африке и Азии. В этом тексте упоминается церковь, посвященная Деве Марии, находящаяся в Барусе (Северная Суматра). Кроме того, автор сообщает, что «все христиане здесь несториане»2. Однако на данный момент нам не удалось отыскать письменные источники, в которых бы содержалась информация о проведении какой-либо миссионерской деятельности среди местных жителей или об их обучении в этот период. Первые источники такого рода появляются с прибытием в регион монахов францисканского, доминиканского и иезуитского орденов.

Между 1318 и 1330 г. Одорико Маттиусси, также известный как Одорико (Одорик) Порденоне3, вместе с другими миссионерами францисканского ордена по инициативе Святого Престола развивает свою просветительскую деятельность в Азии4. Вершиной миссионерской работы Маттиусси была его миссия в Китае — отсюда его почитание в качестве апостола Китая. Он не только возглавлял римско-католическую миссию в Поднебесной, но и занимался миссионерской работой в регионе Юго-Восточной Азии, включая Индонезию, где он посетил Суматру, Джаву и Банджармасин (Калимантан). Миссия должна была проводиться в разных регионах Азии, где в то время индуизм и буддизм были доминирующими религиями. Кроме того, миссионеры собирали информацию о регионе. После завершения миссии Маттиусси вернулся в один из монастырей Италии, где составил заметки о своей поездке.

В 1511 г. государство Малакка (Мелака согласно малайскому правописанию), находившееся на территории современной Малайзии и считавшееся крупнейшим торговым городом в Морской Юго-Восточной Азии на протяжении боль-

1 См.: Центр данных Министерства религии Индонезии: официальный сайт. URL: https:// web.archive.org/web/20200903221250/https://data.kemenag.go.id/agamadashboard/statistik/umat (дата обращения: 01.02.2023).

2 Hoiken A. SJ. Orang Kristen di Asia. Jilid I Dari Yerusalem ke Beijing: dari abad I hingga XV. Jakarta, 2008. Р. 108.

3 Одорико Порденоне получил свое имя в связи с местом его рождения как «из Пордено-на», в то время как вариация имени Одорико Маттиусси или Маттиуцзи представлены в качестве настоящего имени в основном итальянскими авторами. См.: Lishchak V. "Pordenone" // Anthropology of Integra. 2011. Vol. 2. № 2. P. 63-74. URL: https://journals.muni.cz/anthropolo-gia_integra/article/download/2056/1658 (дата обращения: 01.02.2023).

4 См.: Hartig O. Odoric of Pordenone // Catholic Encyclopedia. Vol. 12. N. Y., 1911. URL: https://www.newadvent.org/cathen/12281a.htm (дата обращения: 01.02.2023).

шей части XV в., было завоевано португальской экспедицией под руководством Афонсу де Альбукерке5. С завоеванием Малакки в ней начала активно действовать католическая миссия. Она постепенно распространились на восточные острова Индонезии, где была сосредоточена главным образом в руках доминиканского ордена. Монахи этого ордена посещали Солор и Флорес, а затем и Тимор (в настоящее время независимая страна Тимора Лесте), а представители ордена иезуитов осуществляли миссию в Тернате, а затем в Тидоре.

Миссионером Католической Церкви в новых азиатских владениях Португалии был назначен св. Франциск Ксавьер (1506—1552), который первоначально проповедовал христианство в Индии6. Миссия св. Франциска Ксавьера в Индии, Малакке, а затем в Японии продолжалась десять лет7. В 1546 г. св. Франциск Ксавьер прибыл из Малакки в Банду (Индонезия), где он находился до 1548 г., после чего вернулся на Гоа (Индия)8. К сожалению, сохранились лишь несколько писем, свидетельствующих о его поездке. В дошедших до нас письмах св. Ксавьер сообщает, что в Молукке (Молуккские острова) им были обнаружены христианские деревни, оставшиеся, впрочем, из-за преследований христианства без пасторского попечения. Через два года святому удалось успешно крестить и катехизировать детей и взрослых; построить церкви и «удержать христианские души, которые жили без понимания христианских законов»9. Письма свидетельствуют, что в целом миссионерская деятельность св. Франциска Ксавьера была успешной. Спустя некоторое время на Молуккские острова прибыл другой миссионер-иезуит10, работа которого, однако, вскоре была прервана в связи с появлением в регионе голландцев, которые изгнали иезуитов из Молуккских островов. В 1562 г. представительство доминиканского ордена из Малакки было перенесено в Солоре (остров Флорес), где в 1596 г. была открыта небольшая семинария. По различным оценкам в этом регионе на тот момент находилось более 22 тыс. католиков11. По мере усиления голландского влияния доминиканцы были вынуждены перебраться из Солора в Ларантуку (Северный Флорес), затем в Лифау (Западный Тимор) и, наконец, в Дили (Восточный Тимор). Все это время они занимались катехизацией местных жителей с целью подготовки их ко всей полноте христианской жизни.

В 1605 г. Голландская Ост-Индская компания (Vereenigde Oost-Indische Compagnie; далее — VOC) в рамках своей миссии по покорению «острова пряностей» (Молуккские острова) захватила несколько островов Индонезии12. После признания важности острова Банда как единственного места в мире, в котором

5 См.: Wilkinson R. J. The Capture of Malacca, 1511 A. D. // Journal of the Straits Department of the Royal Asiatic Society. 1912. № 61. P. 75.

6 См.: Coleridge H. J. The Life and Letters of St. Francis Xavier. London, 1886. URL: https:// archive.org/details/thelifeandletter02coleuoft/page/n5/mode/2up (дата обращения: 01.02.2023).

7 См.: Ibid. Р. 352.

8 См.: Ibid. Р. 407.

9 См.: Ibid. Р. 369.

10 См.: Ibid. Р. 370.

11 См.: The History of Christianity in Indonesia / J. S. Aritonang, K. A. Stenbrink, eds. Leiden, 2008. P. 75.

12 См.: Ibid. Р. 30.

произрастает мускатник, представители VOC жестоко замучили и убили всех, кто пытался им помешать в установлении господства над этими землями. А после вернулись в Европу на кораблях, груженных мускатным орехом и гвоздикой, перцем, сахаром, табаком, кофе, а также опиумом и рабами.

Эпоха колониализма привела к следующему витку миссионерской деятельности — на смену католической миссии пришла протестантская. Поскольку государственная система в Нидерландах находилась под сильным влиянием протестантизма, VOC следовало это учитывать. Хотя в Голландии оставались католики, они были в меньшинстве и не имели влияния. Когда VOC захватила Амбон и начала доминировать в регионе, на острове находилось довольно много католиков, но почти всем пришлось перейти в протестантизм. VOC притесняла католицизм в своих владениях, потому что это была религия ее португальского врага. Однако в отношении ислама или китайских верований, также представленных в Индонезии, голландцы проявляли ббльшую терпимость. Это было продиктовано тем, что ислам был главной религией региона, а отношения с Китаем представляли ценность для VOC.

Проиграв в войне за веру, многие католики были вынуждены принять либо протестантизм (например, как на Молуккских островах и в Тиморе), либо ислам (например, на территории вдоль побережья Солор и Флоре). Другим важным влиянием на религию во времена власти VOC было разделение Церкви и государства, а также строгое разграничение между религиями. Таким образом португальская миссия смогла сохраниться в Восточном Тиморе и Восточном Фло-рес, однако к XVIII в. ее влияние практически сошло на нет.

Доминирование протестантов сохранялось на других островах, таких как Манадо и Сангихе-Тало, а в 1613 г. голландцы завоевали Солор13. В этот период они активно распространяли учение протестантизма, и католическая миссия ничего не могла этому противопоставить. Однако в тех регионах, где это было возможно, католики продолжали работу. Например, португальцы контролировали Флорес и Тимор.

Большинство протестантских священников приехало в Индонезию из Нидерландов. По прибытии они начали проводить успешную миссионерскую работу. Однако подробных свидетельств образовательной активности протестантских миссионеров в этот период не зафиксировано.

В 1799 г. VOC была объявлена банкротом и ее активы стали собственностью Нидерландов; таким образом, Индонезия стала голландской колонией14. В 1808 г. первые голландские католические священники прибыли на Яву, чтобы окормлять голландских экспатриантов, европейцев, а позже обращенных китайцев, проживающих в городах Индонезии.

После присоединения Нидерландов к Французской империи в 1795 г., Индонезия, находившаяся под властью голландцев, стала французской колонией, а позже, в 1806 г., Наполеон Бонапарт посадил своего брата Луи Бонапарта на трон Нидерландов15.

13 См.: The History of Christianity in Indonesia... Р. 119.

14 См.: Ibid. Р. 137.

15 См.: Taylor J. G. Global Indonesia. N. Y., 2013. Р. 61.

Король Луи Бонапарт был католиком, а потому через генерала-губернатора Германа Виллема Дейенделса католикам было дано право свободно исповедовать свою религию. Это привело к очередному расцвету католицизма в регионе.

В 1807 г. король Луи Бонапарт дал Католической Церкви разрешение основать Апостольскую префектуру в Батавии. В 1808 г. в Батавию прибыли католические священники и началось возрождение католического влияния в Индонезии. В 1826 г. трудами двух священников — о. Якобуса Нелиссена и о. Ламбертуса Принсена — была организована Апостольская префектура Батавии16.

В этот период католическое образование начало распространяться по всей Индонезии и, в конце концов, проникло в Центральную Яву, где были созданы первые католические школы, а также одна из первых школ для учителей в Индонезии.

В 1841 г. был создан Апостольский викариат Батавии, призванный обслуживать весь архипелаг17. В 1853 г. голландцами были введены, а в 1922 г. обновлены так называемые законы «двойной передачи» (dubbele zending) — законы, запрещающие протестантским и католическим миссионерам проповедовать на одной территории: например, на острове Флорес миссионерством занимались католики, а на Северной Суматре — протестанты18. Это разграничение остается релевантным и по сей день, определяя границы распространения различных деноминаций. Отдельно миссионерам было запрещено вести проповедь в регионах, где большинство составляли мусульмане, а также среди индуистов Бали.

Во время правления голландцев, а также непосредственно после банкротства VOC, система образования в Индонезии не претерпела значительных изменений. Ее цель в этот период заключалась в том, чтобы производить столько квалифицированной рабочей силы, сколько было необходимо для работы на плантациях, фабриках, в магазинах и других коммерческих сферах, с которых голландцы стремились получить как можно больше прибыли. Таким образом, тогдашняя система образования была направлена не на то, чтобы воспитывать интеллектуалов, а на то, чтобы производить квалифицированную рабочую силу, которая будет работать под началом голландского правительства. Кроме того, существующие учебные заведения были открыты только для элиты, дворянских семей и семей богатых купцов, тогда как для простого народа образование было недоступно.

Старейшая католическая школа в Индонезии была открыта благодаря молодому голландскому миссионеру-иезуиту Франциску Георгию Иосифу ван Литу, известному в Индонезии как Ромо (отец) ван Лит. В качестве священника Общества Иисуса он приехал из Нидерландов на Яву, а именно в Семаранг, в 1896 г. с целью миссионерства и евангелизации местного населения19. Условия просветительской работы на Яве в то время не были благоприятными. Жители Явы не хотели изменять традиционной религии. Их религиозные верования в это время были представлены местной религией Кеджавен, перенявшей неко-

16 См.: Taylor J. G. Op. cit. Р. 643.

17 См.: Ibid. Р. 139.

18 Aritonang J. S. Missionary Schools in Batacland (Indonesia), 1861-1940. Leiden, 1993. Р. 119.

19 См.: The History of Christianity in Indonesia... Р. 696.

торые черты ислама. Помимо этого, на острове уже вели миссионерскую работу протестанты.

Первоначально у Ромо ван Лита не было особого желания заниматься миссионерской работой на Яве, поскольку в Нидерландах среди священников бытовало устойчивое мнение, сложившееся на основе писем ранних миссионеров, что среди яванцев заниматься проповедью католической веры бесполезно. Но именно Ромо ван Литу удалось изменить положение дел.

Одним из важных факторов успеха проповеди Ромо ван Лита было понимание того, что эффективность его миссионерской работы во многом зависит от знания яванской культуры и умения говорить с местными жителями на их родном языке. Первое, что он сделал, приехав в Индонезию, — изучил яванский язык в Семаранге и только после этого отправился в Мунтилан, стратегически важный район, расположенный между тремя городами: Джокьякарта, Магеланг и Семаранг. Изучая местную культуру, Ромо ван Лит проникся культурными особенностями яванцев и, говоря на их языке, смог общаться с коренными жителями почти без преград.

Приехав на Яву, он увидел, что миссионерские труды его предшественников не достигали своей цели потому, что проповедники из Нидерландов не говорили по-явански; более того, он обнаружил, что катехизаторы из числа местного населения манипулировали голландскими миссионерами, не понимавшими их наречия.

Такая ситуация побудила Ромо ван Лита искать новые решения. В качестве инструмента для своей миссионерской работы он выбрал образование — создание католических школ. Он верил, что любая миссионерская работа, которая не начинается с образования или не коренится в нем, обречена на провал. Он также благоволил к яванскому обществу и был откровенным поклонником местной культуры, считал голландский колониализм временным явлением, неспособным полностью изменить богатую самобытность Явы. Благодаря ему христианские ценности начали распространяться в гармонии с традиционной яванской культурой, а не в оппозиции к ней. Инициативы Ромо ван Лита в области образования были продиктованы его обеспокоенностью тем, что простые яванцы лишены доступа к образованию, поскольку, как уже было сказано выше, голландцы были заинтересованы лишь в подготовке квалифицированной рабочей силы.

Ромо ван Лит добивался того, чтобы яванцы осознали важность образования. Он стремился сформировать новую яванскую элиту: учителей, государственных служащих, священников, врачей, которые станут «горчичными зернами» и пионерами-миссионерами по всей Яве. Это привело к радикальному изменению самой концепции образования, которое начало позиционироваться Ромо ван Литом не только как средство усиления присутствия Католической Церкви в регионе, но и попыткой гуманистического преобразования местного населения.

В 1904 г. Ромо ван Лит обратился к голландскому колониальному правительству с просьбой выдать субсидии на постройку здания для преподавательского состава и студентов; его ходатайство было удовлетворено правительством. Это

совпало с началом политико-этической реформы голландского колониального правительства20. Затем Ромо ван Лит основал среднюю (дословно «обычную») школу (Normaalschool) и учреждение для подготовки учителей средней школы (Standaardschool). Таким образом появилась преемственность: сначала дети поступали в базовую трехлетнюю начальную школу (являвшуюся низшей ступенью в системе индонезийского образования), а потом могли продолжить обучение в пятилетней начальной школе.

В 1906 г. была основана система педагогических школ для мальчиков (Hollandsch Inlandsche Kweekschool (далее — HIK)). Ромо ван Лит отлично понимал, что элементы системы образования тесно связаны и успех во многом зависит от качества подготовки учителей. Если рассматривать Индонезию, то доступ к педагогическому образованию со времен VOC и позднее — голландцев, был открыт только для элиты общества21. HIK "Putra" (Putra в переводе на русский означает «сын») была основана Ромо ван Литом для обучения учителей из числа коренных народов. Эта школа была создана в дополнение к обучению местных учителей, а также для подготовки катехизаторов в государственных школах. В дальнейшем шестилетний курс в HIK, организованный Ромо ван Литом, превратился в первый иезуитский колледж в Индонезии — Колледж Ксаверия (Ксавьера) Мунтилана (Xaverius Muntilan College). Он стал первой католической школой-интернатом, предлагавшей среднее образование коренным жителям Явы. Колледж Ксавьера оказал влияние на различные области общественной жизни: культуру, политику и развитие католической миссии.

Ромо ван Лит не только строил школы, он активно искал будущих учеников в яванских деревнях, а также преподавал католическое вероучение. Вначале в созданных им школах обучалось немного детей, а учителями были бывшие ученики. Затем Ромо ван Лит добился того, чтобы выпускники колледжа Ксаверия Мунтилана имели те же права, что и выпускники государственных школ системы Kweekschool (школы, в которой абитуриенты получали образование по профессии). Это позволило назначать выпускников колледжа в качестве учителей в государственные школы. Ван Лит считал, что выпускники Колледжа Ксаверия Мунтилана должны были быть активными членами общества и играть роль в индонезийском обществе. Местные жители из низших слоев индонезийского общества, получившие в нем образование, после окончания учебы становились учителями, считавшимися в яванском обществе элитой; многие выпускники колледжа действительно позже занимались политической деятельностью в Индонезии.

Департамент преподавания и религии в то время выступал против инициатив отца ван Лита в сфере образования. Эта борьба закончилась победой, когда генерал-губернатор и министр колоний А. В. Ф. Иденбург — набожный христианин и активный защитник равного финансирования для всех христианских конфессий22, отвечавший за этическую политику в регионе, — отдал приказ о при-

20 См.: The History of Christianity in Indonesia... Р. 697.

21 Поэтому в Индонезии учителя высоко ценятся, к их работе относятся с уважением; индонезийцы со времен колонизации понимают, что учитель играет ключевую роль в достижении свободы страны и, более того, в формировании национального самосознания.

22 См.: The History of Christianity in Indonesia... Р. 431.

знании сертификатов Колледжа наравне с дипломами государственных школ. Таким образом, Колледж Ксавьера стал первой в Индонезии частной школой, вошедшей в систему Kweekschool и признанной голландским правительством.

Это было частное учебное заведение, осуществлявшее подготовку учителей для голландской школы, в которой могли бы обучаться коренные народы. Поскольку для обучения использовался голландский язык, учащиеся, никогда не изучавшие его, перед поступлением должны были посетить подготовительный языковой класс. Продолжительность обучения в подготовительном классе составляла один год. Лишь после этого, успешно сдав языковой экзамен, абитуриенты могли быть зачислены в Kweekschool.

Школа, основанная Ромо ван Литом, имела и другие отличия от школ, основанных его предшественниками. Ранее основной целью школы мыслилось обращение студентов в католическую веру, в то время как у Ромо ван Лита была дополнительная цель — он хотел создать школу, которая формировала бы будущих национальных лидеров, тех, кто впоследствии мог бы возглавить нацию. Эти две идеи были адаптированы к условиям жизни на Яве, а именно к сочетанию восточного и западного менталитета. Ромо ван Лит фактически внедрил западную образовательную систему, включив в нее элементы местной яванской культуры.

Колледж Ксавьера был создан не только для яванцев, но и для людей за пределами Явы, а также представители других этнических групп. Соответственно, его студентами были представителями разных национальностей: голланды, китайцы, яванцы, батаки, флоресы, балийцы, даяки, манадо, амбон и др. Как следствие, не все студенты, поступившие в Колледж Ксавьера, были католиками, среди них присутствовали представители других религий, даже мусульмане. Что касается выпускников-католиков, то они играли ключевую роль в миссионерской работе, поскольку помимо преподавания в государственных и частных школах они также вели учебные курсы, посвященные основам религии в Центральной Яве и Джокьякарте. Позднее один из выпускников Колледжа Ксавьера, А. Соэджиджапраната, был назначен первым туземным епископом Сема-рангской архиепископии23.

Модель образования, внедряемая Ромо ван Литом, представляла собой школу с элементами пансиона, совмещающую традиционное яванское образование с преподаванием общенаучных дисциплин, в которой поддерживались традиционные ценности яванского народа. Кроме того, миссионер разрешал местным жителям и представителям любой религии из любого региона поступать в свои школы. Ромо ван Лит выступал за то, чтобы дети и молодежь получали образование независимо от того, бедны они или богаты. Воспитательная работа была направлена не только на подготовку будущих сотрудников. По Ромо ван Литу, воспитательная работа — это средство проявления веры, и она выражается в действиях, дающих равные возможности для всех.

В колледже Ксавьера существовало пять составляющих образования. Первой составляющей являлось формальное или классическое образование, направленное на обучение учителей для местных школ. Формальное образование, реализуемое в колледже Ксавьера, как упоминалось выше, соответствовало об-

23 См.: The History of Christianity in Indonesia... Р. 269.

разованию, получаемому в голландских государственных школах. Выпускники Колледжа Ксавьера сдавали итоговый правительственный экзамен. Они могли впоследствии работать учителями в голландскоязычных школах для коренных народов.

Второй составляющей образования было духовное образование, направленное на развитие духовных ценностей и укрепление веры. Ожидалось, что благодаря духовному образованию студенты будут богословски подкованы и преданы выбранному духовному пути. Ожидалось, что каждое действие, выполняемое учащимися, всегда будет основываться на вере. Основой программы духовного воспитания были личные встречи с наставниками и участие обучающихся в церковных церемониях.

Третья составляющая образования — интеллектуальный рост, связанный с развитием дисциплины и психической устойчивости. Ромо ван Лит следовал совету святого Франциска Ксавьера: если хочешь улучшить мир, начни с себя, но в педагогическом контексте это звучало так: «Если вы хотите обучить мир, начните с самообразования». Слова святого Франциска Ксавьера стали основой духовного и умственного воспитания в колледже, названном его именем.

Четвертая составляющая образования — музыкальное образование, а именно хоровое искусство и владение музыкальными инструментами. Все дети в колледже должны были играть на одном из инструментов по своему выбору. Инструменты предоставлялись бесплатно, так же, как и комната для репетиций. Музыка, которую слушали и исполняли в колледже, была западной классической музыкой. Ромо ван Лит считал, что музыкальное образование является основой эстетического воспитания и тренирует чувствительность души к прекрасному, гармоничному, сокровенному. Неудивительно, что все дети, окончившие Колледж Ксавьера, обладали и обладают высокой музыкальностью; многие индонезийские музыканты и композиторы являются его выпускниками.

Пятая составляющая — комфортное общежитие или интернат. Система общежитий (Падепокан) должна была отвечать двум важным требованиям, а именно: быть комфортной средой как для занятий, так и для полноценного отдыха. В общежитии все школьники могли общаться на равных, становясь близкими друзьями на всю жизнь. Учащиеся, проживавшие в школах-интернатах, получали опыт гармоничного сосуществования, который затем мог быть перенесен на все общество и мог привести к преобразованиям в нем. Студентам интерната прививалось уважение к старшим, дух содружества с другими учениками, а также дисциплина и любовь к искусству.

Итак, Ромо ван Лит решил открыть доступ к образованию для детей из числа коренных народов. Этот выбор стал поворотным решением в истории образования в Индонезии, являясь ответом на потребности коренных жителей. Ромо ван Лит предпочел работать там, где, ввиду отсутствия образования, царила атмосфера угнетения и бедности. Это сыграло важную роль в освобождении коренных народов. Важно еще раз отметить, что от учеников, поступавших в его интернат, не требовалось следовать религиозным традициям католичества. Конечно, они соприкасались с христианством просто в рамках своего проживания в христианской среде, но это был более органичный процесс знакомства с другой религией,

чем насильственная катехизация, практиковавшаяся ранее. Уроки, посвященные темам религии, ставились в расписание в качестве факультативов, но именно эта свобода выбора и приводила к тому, что многие в ходе своего обучения в колледже принимали католицизм.

В 1920 г. тяжелое состояние здоровья отца ван Лита вынудило его вернуться в Нидерланды для лечения и оставить свою миссию на Центральной Яве. Однако в июне 1924 г. отец ван Лит вернулся на Яву и был послан в Семаранг, где читал лекции по яванскому языку и культуре молодым голландским священникам в Джокьякарте каждые две недели. В 1929 г. Ромо ван Лит умер в больнице в Семаранге и был похоронен на католическом кладбище Мунти-лана.

Подводя итог просветительской деятельности Ромо ван Лита, следует выделить следующие уникальные особенности.

1. Доступ к образованию вне зависимости от социального и этнического происхождения.

2. Образование как стремление к реализации гуманистических ценностей. Образовательная работа, за которую боролся Ромо ван Лит, соответствовала установкам индонезийских национальных героев-педагогов, таких как Ки Хаджар Девантара (первый министр образования Республики Индонезия) и К. Х. Ахмад Дахлан, которые мечтали об учебных заведениях, развивающих интеллектуальные и лидерские способности, ведущие в конце концов к гармоничному свободному государству.

3. Образование для коренных народов. Ромо ван Лит сформулировал свои идеи следующим образом: дать образование всем яванцам. Целью предоставляемого образования является освобождение яванского народа от угнетения. Метод, который использовал Ромо ван Лит для их освобождения, заключался в обучении будущих учителей. Была надежда, что такие учителя смогут обучать местных жителей не только на Яве, но и на других островах. Появилась перспектива формирования через образование новой элиты, которая освободит свой народ от колониализма и выведет общество из бедности и невежества. Также он выражал надежду, что благодаря образованию яванские дети улучшат свое положение в обществе

4. Подготовка будущих лидеров. Ромо ван Лит хотел воспитывать лидеров, людей, которые были бы независимыми, имели свои собственные взгляды и могли помогать другим благодаря своим лидерским качествам. Отец ван Лит также советовал бывшим выпускникам Мунтилана отправить и своих детей в открытую им школу, поскольку это создавало бы преемственность поколений. В свою очередь, появлялась надежда, что выпускники станут лидерами и воспитателями для других детей из неблагополучных семей, что постепенно приведет индонезийский народ к освобождению от бедности и страданий.

5. Образование для женщин. После нескольких лет управления Колледжем Ксавьера Ромо ван Лит попросил францисканских сестер в Семаранге открыть школу-интернат для девочек. В 1908 г. были построены начальная школа и ремесленное училище, а также гимназия для девочек, а с 1916 г. на

территории подворья действовало также педагогическое отделение24. Помимо предоставления образования местным девочкам, еще одной целью этой школы было сотрудничество с Колледжем Ксавьера для катехизации обращенных яванцев. Это было первое образовательное педагогическое учреждение для женщин в Индонезии.

6. Система образовании как интернат, сочетающая современные и традиционные образовательные модели.

7. Целенаправленная подготовка учителей.

8. Образование как средство миссионерской деятельности. Ромо ван Лит использовал образование как средство для миссионерской работы.

В настоящее время школа ван Лита входит в систему SMA (Sekolah Menengah Atas — индонезийское название старшей средней школы) Pangudi Luhur Van Lith Berasrama Muntilan (Повышенного уровня старшая средняя школа-интернат ван Лита в Мунтилане). Но поскольку с 1991 г. правительство Индонезии закрыло все педагогические школы, теперь она находится под опекой Конгрегации братьев Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Congregatio Fratrum Immaculatae Conceptionis Beatae Mariae Virginis (FIC))25. В 2016 г. правительство Республики Индонезия через Министерство национального образования присвоила отцу ван Литу награду — Почетный знак Президента Республики Индонезия, отдавая дань его заслугам в развитии образования в стране26.

В течение многих лет Католическая Церковь играла ключевую роль в развитии индонезийского образования. Сегодня она сталкивается с серьезными вызовами, такими как рост исламского фундаментализма и глобализация. Следует отметить, что образование всегда было средством передачи евангельской вести людям других конфессий и религий. Этот метод способствовал установлению хороших отношений между христианами (меньшинством, которому часто угрожают преследования) и мусульманами в Индонезии. Кроме того, католические школы не только оказали полезную услугу католикам, но и принесли пользу обществу в целом, передав свой опыт и знания, которые были признаны и оценены индонезийцами. Важную роль во всем этом играет большое количество местных священников и монашествующих, кроме того, свою лепту вносят иностранные миссионеры. Однако с резким изменением политической ситуации, в частности, с новой политикой в области образования, реализуемой правительством Индонезии, индонезийские католики снова сталкиваются проблемами, затрагивающими также и сферу образования, которое должно нести мир и помогать налаживанию связей между различными религиями региона.

Перевод с английского Н. Киреевой

24 См.: The History of Christianity in Indonesia... Р. 699.

25 Средняя школа ван Лита Берашрама (школа-интернат СМА): официальный сайт. URL: https://vanlith-mtl.sch.id/profil/ (дата обращения: 01.02.2023).

26 См.: Wildan M. Francis Georgius Josephus van Lit, penemu pendidikan guru di Jawa // Официальный сайт Управления культурного наследия и дипломатии Генерального управления культуры Республики Индонезия. URL: https://kebudayaan.kemdikbud.go.id/ditwdb/franciscus-georgius-josephus-van-lith-pembuka-pendidikan-guru-di-jawa/ (дата обращения: 01.02.2023).

Список литературы

Средняя школа ван Лита Берашрама (школа-интернат СМА): официальный сайт. URL: https://vanlith-mtl.sch.id/profil/ (дата обращения: 01.02.2023).

Центр данных Министерства религии Индонезии: официальный сайт. URL: https://web. archive.org/web/20200903221250/https://data.kemenag.go.id/agamadashboard/statistik/ umat (дата обращения: 01.02.2023).

Aritonang J. S. Missionary Schools in Batacland (Indonesia), 1861-1940. Leiden, 1993.

Coleridge H. J. The Life and Letters of St. Francis Xavier. London, 1886. URL: https://archive. org/details/thelifeandletter02coleuoft/page/n5/mode/2up (01.02. 2023).

Hartig O. Odoric of Pordenone // Catholic Encyclopedia. Vol. 12. N. Y., 1911. URL: https:// www.newadvent.org/cathen/12281a.htm (дата обращения: 01.02.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hoiken A. SJ. Orang Kristen di Asia. Jilid I Dari Yerusalem ke Beijing: dari abad I hingga XV. Jakarta, 2008.

Lishchak V. "Pordenone" // Anthropology of Integra. 2011. Vol. 2. № 2. P. 63-74. URL: https:// journals.muni.cz/anthropologia_integra/article/download/2056/1658 (дата обращения: 01.02.2023).

Taylor J. G. Global Indonesia. N. Y., 2013.

The History of Christianity in Indonesia / J. S. Aritonang, K. A. Stenbrink, eds. Leiden, 2008.

Wildan M. Francis Georgius Josephus van Lit, penemu pendidikan guru di Jawa // Официальный сайт Управления культурного наследия и дипломатии Генерального управления культуры Республики Индонезия. URL: https://kebudayaan.kemdikbud.go.id/ditwdb/ franciscus-georgius-josephus-van-lith-pembuka-pendidikan-guru-di-jawa/ (дата обращения: 01.02.2023).

Wilkinson R. J. The Capture of Malacca, 1511 A. D. // Journal of the Straits Department of the Royal Asiatic Society. 1912. № 61. P. 71-76.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 69. P. 34-46 DOI: 10.15382/sturIV202369.34-46

Asrinda Idrus, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia asrinda.idrus@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-9183-0602

Christian Mission, Catholic Schools, and Teacher Training in Indonesia: a Historical Overview

A. Idrus

Abstract: This article provides a brief historical overview of the Christian mission in Indonesia, which was started by the Roman Catholic Church in the 14th century, interrupted by the Protestants in the 17th century, and resumed by the Catholics at the beginning of the 19th century. The article briefly describes historical events in Indonesia during these periods with special reference to the problems of mission and education in

the country. The period when access to education, including pedagogical education, was available only to the Indonesian privileged, ended at the beginning of the 20th century with the start of the missionary activity of the Dutch Jesuit missionary, Franciscus Georgius Josephus van Lith. He established Catholic educational institutions and, among them, in 1906, the Hollandsch Inlandsche Kweekschool, a system of teacher training schools to prepare indigenous Indonesian boys to become the new class of society, i.e. indigenous teachers. This school later developed into the first Jesuit college in Indonesia, Xaverius Muntilan College, which also became the first Catholic boarding school to offer secondary education to the indigenous people of Java and beyond. Xavier College subsequently influenced various areas of social life in Indonesia, preparing a cultural as well as political elite from the indigenous Indonesians who became partakers in the Catholic mission. The article discusses the history of the creation of this school, characterises the pedagogical views of Romo van Lit, his approaches to the organisation of pedagogical activity and teacher training. In conclusion, it is noted that Romo van Lit was able to create an unprecedented system of educational institutions in a foreign land, which, for more than a century of existence, has gained academic recognition, due to its unique professional training programmes for Catholic school teachers, which include the traditional values of the Indonesian people. This historical feature ofteacher training in Indonesia continues to the present time.

Keywords: Catholic school, education, Christian mission, Indonesia, teacher training, Romo van Lith.

References

Aritonang J. S. (1993) Missionary Schools in Batacland (Indonesia), 1861—1940. Leiden.

Aritonang J. S, Stenbrink K. A. (eds) (2008) The History of Christianity in Indonesia. Leiden.

Hoiken A. Sj. (2008) Orang Kristen di Asia. Jilid IDari Yerusalem ke Beijing: dari abad I hing-ga XV. Jakarta.

Lishchak V. (2011) "Pordenone". Anthropology of Integra, 2011, vol. 2, no. 2, pp. 63—74.

Taylor J. G. (2013) Global Indonesia. New York.

Статья поступила в редакцию 26.02.2023

The article was submitted 26.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.