7 Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии // Рус-
ская философия: многообразие в единстве: Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14-17 ноября 2001 г.). М., 2001. С. 4.
8 Зеньковский В.В. История русской философии. Харьков - М. 2001. С. 11.
В.Г. МАЛАЯ
Ивановский государственный энергетический университет
ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА: ГРАНИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В условиях нравственного кризиса эпохи постмодерна возрастает актуальность проблемы, связанной с духовным развитием личности. Более углубленному и адекватному ее исследованию поможет обращение к философскому наследию B.C. Соловьева. В трудах мыслителя представлен всесторонний анализ проблемы личности, духовных основ ее жизни, сущностных признаков, смысла жизни, что накладывает на соловьевскую философию печать антропоцентризма. По справедливому замечанию А.Ф. Лосева, работы Соловьева обращены к человеческим чувствам и стремлениям, человеческой жизни, взывающей, «несмотря на стихию зла, к ясной простоте правды и добра»1. Многогранный феномен духовности личности в метафизике всеединства имеет множество определений, но фундаментальным среди них является его религиозный смысл. С точки зрения всеединства духовность есть интегральный феномен, характеризующий человеческую, социальную сущность личности как разумного, нравственного, свободного, творческого, трансцендентного существа. Все эти грани ее духовности в философии Соловьева основаны на религиозной христианской вере, определяются ею. По Соловьеву, представленный самому себе человек не может уберечь ни своей жизни, ни своего нравственного достоинства, он не в силах избавить себя ни от телесной, ни от духовной смерти. Тем более столкнувшись с дурными сторонами бытия, индивид, чтобы преодолеть их, может найти духовную
опору вне их - в религии. «Дело религии - возродить и освятить нашу жизнь, сочетать ее с жизнью божественною. Это и есть прежде всего дело Божие, но без нас оно сделаться не может: наша жизнь не может быть возрождена помимо нашего собственного действия. Религия есть дело богочеловеческое, дело и для нас самих»2.
Современники B.C. Соловьева, исследуя проблему человека в его творчестве, отмечали интерес мыслителя к личности как субъекту религиозной веры, который на ее основе в процессе своей деятельности вместе с другими создает новое общество всемирной теократии. Так, E.H. Трубецкой писал, что человеческий индивид интересовал Соловьева не сам по себе, «не в его отдельности, а как часть соборного целого, как член Богочело-веческого организма Христова. Лишь во вселенском целом этого организма признавал он субстанциональное, существенное содержание, а не в изолированном человеческом индивиде»3.
H.A. Бердяев центральной в философии Соловьева считал проблему человека как связующего звена между божественным и природным миром: только верующий человек способен участвовать в богочеловеческом строительстве. «В творчестве Соловьева было несколько периодов... но во все периоды в центре стоял для него вопрос об активном выражении человеческого начала в Богочеловечестве... Соловьев всегда требовал, чтобы христианство было до конца принято всерьез и осуществлялось во всей полноте жизни, личной и общественной. Это основной мотив, которому он оставался верен всю жизнь»4.
С.Н. Булгаков отмечал, что во всем соловьевском творчестве духовное восхождение личности связывалось с религиозными основами ее жизни, приводящими в будущем человечество к качественно новой стадии его существования - Богочелове-честву. «Но в Соловьеве, во всех его аберрациях, связанных с его дерзновениями, был этот дух помазания, в нем и через него пробивалось будущее»5.
Исходным в определении личности у Соловьева было признание ее духовной реальностью. Возможности эмпирического индивида как духа он связывал с его способностью преобразовывать свое собственное бытие и внешний мир. У Соловьева дух субъекта есть средоточие, центр и основное его сущностное
свойство. Бытие духа - это сущностная, субстанциальная основа человека: «...признавая вообще существование нашего духа, мы должны признавать, что он имеет первоначальное субстанциальное бытие не зависимо от своего частного обнаружения или проявления.он существует глубже той внутренней действительности, которая составляет нашу текущую, начальную 6
жизнь» .
По Соловьеву, в структуре духа личности существует и активно действует дар самосознания, посредством которого она способна рефлексировать, оценивая свои знания, идеалы, нравственный облик, мотивы поведения, давая целостную оценку себе как чувствующему, мыслящему и действующему существу. В самосознании человек утверждает себя актуально, как целостного субъекта, как определенное «Я»: самосознание выполняет функцию духовной сосредоточенности. Присущая самосознанию аналитико-дифференцирующая функция помогает человеку выделить себя из окружающего мира и определить свое место в системе природных и общественных событий. В философии Соловьева самосознание связано с нравственностью: формируясь под влиянием внешних обстоятельств, оно выступает как инструмент самоконтроля поступков и действий личности и принятия полной ответственности за них. Смотрясь «как в зеркало в другого человека», личность познает и оценивает себя, чтобы оптимизировать свои отношения с другими людьми. Самосознание дарует человеку умение понимать сложность собственной Вселенной, сложность, которая превосходит всю совокупность ее внешних связей и отношений. И в то же время самосознание является духовной детерминантой некой общности, коммуникации и солидарности людей в обществе. Жизнь свидетельствует, что силы солидарности действуют не автоматически и не беспрепятственно: они с трудом пробивают себе дорогу сквозь тенденции эгоцентризма, вражды, раздора, но именно эти силы помогают сменяющим друг друга поколениям уберечь от распада и спасти природный и общественный мир. Эти силы есть проекции Добра в космическую и человеческую жизнь. Следовательно, в философии Соловьева подлинным источником солидарности и Добра признается Бог. В сочинении «Духовные основы жизни» мыслитель ясно говорит об этом: «Живя в миру, человек
должен жить в мире, солидарно в одной общей цели, согласии, единодушии - это и есть высшее благо и вся истина, ибо мир стоит и держится и существует лишь вольным или невольным единением всех. Источником этого единения является Бог»7.
Исключительной особенностью и стержневой гранью духовности человека философ провозглашал нравственность. «Тремя китами» нравственного фундамента личности Соловьев полагал чувства стыда, жалости и благоговения, считая все человеческие добродетели зависящими от них: «Основные чувства стыда, жалости и благоговения исчерпывают возможность нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу - вот вечные незыблемые основы нравственной жизни человечества»8. С нравственностью личности философ связывал устойчивость общества, обеспечение его целостности. Будучи тонким диалектиком, Соловьев справедливо считал, что достижение совершенного нравственного порядка есть дело совершенно общее и вместе с тем совершенно личное, потому что каждый хочет его для себя и для всех, и только вместе со всеми может получить его. Социальность органически включена Соловьевым в определение нравственности личности: человек является нравственно-действующим субъектом потому, что живет в обществе. С другой стороны, «... действительное развитие человеческой нравственности возможно для лица только в общественной среде через взаимодействие с нею»9. Каждый человек как нравственное существо имеет право на свободное развитие своих положительных сил, и предоставить, обеспечить это право личности обязано общество. Исходя из указанных принципов, философ сформулировал известную нравственно-гуманистическую максиму: «Отсюда прямо следует, что никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство для каких бы то ни было посторонних целей, -он не может быть только средством и орудием для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей»10.
Веруя в нравственные потенции человека, защищая его, Соловьев как истинный христианин, религиозный философ утверждал, что сознание нравственного долга, пробудившееся в человеке, извлекает его из потока природной жизни и оставляет его беспомощным и одиноким. Человеческая совесть судит природу, разграничивает добро и зло, но не дает силы изменить, исправить природу, дать торжество добру и покорить зло. Источником нравственной силы для человека является Бог, который есть прежде всего благо нравственное, внутреннее, притом бесконечное и совершенное, поэтому вера в Бога есть нравственная обязанность человека, не исполнив которую он неизбежно теряет свое достоинство. «Поверив сердечно в Бога и почувствовав в себе действие божественной благодати, мы имеем начало новой духовной жизни»11. В связи с этим мыслитель видел в христианстве не просто учение, а «действительный реальный мировой факт, рождение нового человека». Исследуя данный вопрос в философском творчестве Соловьева, H.A. Бердяев писал: «Соловьев был прежде всего и больше всего защитником человека и человечества...Для него свобода и активность человека есть неотъемлемая часть христианства. Христианство для него религия Богочеловечества, он предполагает не только веру в Бога, но и веру в человека»12.
По Соловьеву, главная цель нравственного соединения человека с Богом заключается в том, чтобы человек, живя в обществе, по-божьи относился к людям: любя себя, любил других как самого себя, в том числе и врагов своих. Христианский нравственный закон обязывает каждого человека делать добро другим как себе, давать все, что он может. «Порядок нравственный или благодатный основывается на взаимной солидарности или единодушии, и первое начальное и простейшее выражение этого нравственного порядка есть даровая помощь, бескорыстная благотворительность»13.
Вся подвижническая жизнь самого Соловьева была убедительным примером строгого исполнения христианских нравственных заповедей. Так, друг философа доктор Петровский отмечал беспримерную щедрость Соловьева, который в материальном отношении действовал как богач в смысле помощи ближнему, несмотря на то, что сам добывал средства к существованию
исключительно литературным трудом. «Тот заветный храм, который он искал, для него характеризовался словами Евангелия: «В доме Отца моего обителей много». Здесь святая святых философа.»14. Понимая высочайшую степень нравственного совершенства философа, Александр Блок утверждал, что образ Соловьева «.излучает невещественный золотой свет»15.
Окончательная задача личной и общественной нравственности, по Соловьеву, состоит в утверждении образа Христа во всех и во всем: в формировании стремления человека ориентироваться на Него в личной и общественной деятельности. Поэтому удержаться от зла способен тот человек, который, прежде чем совершить поступок, имеющий значение для личной и общественной жизни, сможет «... вызвать в душе своей нравственный образ Христа. и спросить себя: мог ли бы Он совершить этот поступок. одобрит Он его или нет, благословит меня или нет на его свершение?»16
Смысл человеческой жизни Соловьев связывал с верой в Бога и с нравственностью, он понимал его как служение Добру, историческое делание, приумножение и его оправдание. Добро у философа ассоциировалось с исполнением религиозно-нравственных норм в поступках, в жизни человека во имя реализации великой смысложизненной цели: «чтобы сомкнулась через нас богочеловеческая цепь мироздания, чтобы небо сочеталось с землею». Для достижения этой великой цели каждый человек должен подчинять свои поступки таким заповедям личной и общественной религии, как «молись Богу, помогай людям, воздерживай свою природу, сообразуйся внутренно с живым Богочеловеком - Христом; признавай его действительное присутствие в Церкви и ставь своей целью проводить ее дух во все области природной и человеческой жизни»17. По Соловьеву, человеческая жизнь имеет смысл только через веру в действительное добро, добро как истину, источник которой есть Бог.
Важной составляющей духовности личности в философии Соловьева признается свобода. Бог создал человека свободным, потому дарованной Творцом свободой человек распоряжается сам. Личность вольна располагать своей свободой: осуществлять самоопределение в своих мыслях и поступках, то есть делать самостоятельный выбор форм деятельности, линии жизни, своих
целей, средств их реализации. Человек - распорядитель не только своих мыслей и дел, но самого своего существования. Более того, получив божественный дар свободы, он обретает независимость по отношению к Богу: он свободен определиться - с Богом он или против Бога. В соловьевской философии человек -свободное существо, которое порой восстает против Бога и которое благодаря своей свободе осуществляет грехопадение и живет в свободно созданном им самим конечном мире, являющемся историческим человечеством, обществом, где существует добро и зло. Именно человек, и только он, свободно выбирая путь творения добра, то есть свободно воссоединяясь с Богом, способен спасти мир: природу, общество, культуру. Если в философии Шеллинга мировое, в том числе и общественное развитие, всецело зависит от Бога, то у Соловьева развитие истории человечества есть результат свободной деятельности человека. Следовательно, общество и его развитие есть история человека, реализующего себя в становлении мира. Свобода личности играет существенную роль в поступательном развитии общества: благодаря свободе личность выступает субъектом исторического прогресса, творцом, избирательно воспринимающим и созидающим новые ценности материальной и духовной культуры человечества. Свобода выбора дарует человеку возможность творчески осваивать достижения общества в различных сферах культуры (знания, изобретения, нравственные ценности, практический опыт). Включая все это богатство в свою материальную и духовную деятельность, он способствует прогрессивному развитию общества. «Поэтому падший человек является независимым и автономным существом, которое потеряло свое совершенство в реализации своей свободы и вновь становится совершенным в череде свободных актов. Он обретает тем самым совершенство, которым обладал до своего падения и которым он никогда не переставал обладать в своей сущности»18.
Но свобода человека не абсолютна и человек рождается лишь с возможностью свободы, ибо она дарована Богом, а также ограничена внешними обстоятельствами. Следовательно, относительно свободный выбор всякий раз осуществляется личностью в рамках природной и общественной необходимости, где она реализует свободно выбранные цели. Однако будучи сво-
бодным от давления материальных обстоятельств, человек в своем духовном мире встречается с другими барьерами в виде власти над ним вредных привычек, отживших взглядов, негативных страстей, которые он обнаруживает в своем глубоком тылу и которые делают его несвободным, нередко направляя на путь зла. Потому дорога к свободе человека, его становление свободным субъектом проходит в преодолении не только внешних препятствий, но и в противоборстве с самим собой, в противостоянии с рабством, униженностью собственного «Я». H.A. Бердяев справедливо отмечал, что человек может стать рабом не только внешнего мира, но и себя, своей низшей природы, человек может быть внутренним рабом19. Соловьев был глубоко убежден, что преодолеть «внутреннее рабство» человек способен посредством добровольного восприятия христианских нравственных заповедей, то есть воссоединившись с Богом, направляющим людей на деяние добра. «Действительной свободы мы достигаем только тогда, когда сверх природного хотения начинаем хотеть того, чего хочет Бог, т.е. сами отдаем свою волю Богу. Этим мы становимся вдвойне свободны: во-первых, потому, что мы действуем сами,.. во-вторых, то, чего хочет Бог.есть прежде всего благо нравственное, внутреннее, притом бесконечное и совершенное»20.
Считая свободу неотъемлемой составляющей духовности, обеспечивающей достоинство личности, Соловьев был страстным защитником ее внутренней духовной свободы, в частности свободы совести россиян от посягательств государства и Православной Церкви. В 1875 году он выступил в прессе против насильственного обращения в христианство холмских греко-католиков и преследования польских католиков со стороны российской светской власти и Православной Церкви. Он заявлял, что человек бесконечно свободен и потому насильно спасен быть не может. Насильственное присоединение инакомыслящих к Церкви посредством угроз и пыток Соловьев считал покушением общества на внутреннюю свободу личности, стремлением поработить ее волю и совесть. В 1881 году он обратился к иерархам Русской Православной Церкви с предостережением от принудительного возвращения в ее лоно отпавших, ибо это приведет к еще большему ее разделению. Учение философа о праве
личности на свободу совести и призыв к терпимости в отношении инаковерующих исключительно современен на фоне обостряющихся сейчас противоречий между верующими различных религиозных конфессий. Традицию этой терпимости продолжали в XX веке в своих трудах и деятельности H.A. Бердяев и священник Александр Мень. H.A. Бердяев подчеркивал: «Вл. Соловьев всегда понимал христианство не только как данность, но и как задание, обращенное к человеческой свободе и активности.
тт 21
И в этом его великая заслуга» .
Оценивая философию Соловьева, французский исследователь его творчества А. Кожев увидел отличие соловьевского учения от всех других. Это отличие заключается в том, что Соловьев придает человеку такую свободу, независимость и зна-
22
чимость, какую не придает ни один мыслитель .
В философском учении Соловьева свобода личности сопряжена с нравственностью: нравственность пронизывает свободу. Действительно, она находится у истоков свободы: это выбор человека между добром и злом. Далее, определение целей свободно избранной деятельности, средств ее достижения опосредствуется судом совести и, наконец, ответственностью человека за его деяние.
Пиетет Соловьева по отношению к свободе связан с тем, что философ рассматривал ее в качестве необходимого условия развития и реализации такой грани человеческой духовности, как творчество. Творчество - это способность человека своей деятельностью создавать качественно новую материальную и духовную реальность. Источник творчества заложен в природе, обществе и потребностях человека, но пусковой пружиной творческого процесса выступает воображение как неотъемлемая составляющая человеческого духа. В сочинении «Оправдание добра» философ характеризовал творчество как двигатель общественного прогресса. Творчество личности во все времена истории встроено в процесс прогрессивного развития общества в качестве его неотъемлемой духовной детерминанты. По Соловьеву, прогресс общества не есть дело безличное: столкновение творческой предприимчивой личности с ее ближайшей социальной средой приводило к основанию более обширного и значительного отечества: созданию городов и даже государств. Именно но-
сители сверхродового творческого духа, которым было тесно в родовом быту, разрывали с ним связь, собирали вокруг себя «вольную дружину» единомышленников, становились созидателями новых социально-культурных образований. Творчество, воплощенное в личном подвиге, раздвигающем границы реальности для создания качественно новых социально-культурных форм жизни, философ считал «явлением закономерным, слишком основным и потому встречающимся во все возрасты человечества»23. По Соловьеву, творчество и новаторство «триумфаторов прогресса» достойно одобрения, признания общества и оставляет заметный позитивный след в истории лишь тогда, когда оно сочетается с их способностью «хранить пределы вечные», то есть общечеловеческие ценности, традиции духовной культуры своего народа, «одинаково священные для прошедшего и будущего». Кстати, эту мысль в поэтической форме в 1830 году выразил А.С.Пушкин: «Два чувства дивно близки нам - // В них обретает сердце пищу:// Любовь к родному пепелищу // Любовь к отеческим гробам. // На них основано от века // По воле Бога самого // Самостояние человека // Залог величия его // Животворящая святыня. // Земля без них была б мертва.»24 Эти мысли философа и великого поэта бесценны и непреходящи: современный человек обязан сохранить культуру прошлого, следуя библейскому принципу - «не забывай в развалинах родных богов». Без этого нет прогресса, ибо «спасающий спасется». Вот тайна прогресса, другой нет и не будет. Непрерывность общественного прогресса обеспечивается преемственностью поколений: прогресс в обществе требует духовной связи поколений в творчестве, «в силу которой одно не только следует за другим, но и наследует ему». Философ обозначил сакральный аспект творчества, связав его с религиозными заповедями.
В сочинениях В.С.Соловьева представлен развернутый анализ такой стороны человеческой духовности, как трансцендентность - способность и стремление личности выйти за рамки своей данности, порыв к самосовершенствованию. По Соловьеву, самосовершенствование - это сущностный признак личности. Личность никогда не является самодостаточным, завершенным существом, она находится в состоянии перманентного самопреобразования, саморазвития к новому качеству: «Изо всех
земных существ один человек может относиться к себе самому критически... в смысле сознательной отрицательной оценки самого способа своего бытия и основных путей своей жизни как не соответствующих тому, что должно бы быть»25. Обладая самосознанием, личность при добросовестном подходе к себе судит и осуждает себя. Человеку естественно хотеть и быть лучше, чем он есть в действительности. Если он действительно хочет этого, то и может, а если может, то и должен. Соловьев подчеркивал, что быть лучше, выше, больше своей действительности для личности - не бессмыслица, так как это человеческое стремление помогает ей не отставать от быстротекущей жизни общества и прогрессивно преобразовывать мир. Философ считал, что самодеятельность человека, его способность действовать по собственным побуждениям, по мотивам более или менее высокого достоинства, по самому идеалу совершенного добра есть не метафизический вопрос, а факт душевного опыта. Источник духовного самовосхождения личности, движения ее сознания «к более совершенному идеалу личного... универсализма» Соловьев видел в освоении ею культуры человечества. Следовательно, свой духовный потенциал человек развивает лишь через постоянную связь и отношения с «собирательным человеком», т.е. обществом. Духовной личностью может стать лишь общественный человек. Существенную роль в самосовершенствовании личности Соловьев отводил самопознанию, которое «указывает нам на всегдашний и всеобщий факт нашего несовершенства», и совести, которая говорит, что такое наше состояние зависит не только от внешней необходимости, но и от нас самих.
Признавая трансцендентность одним из сущностных признаков личности, B.C. Соловьев ее проявление связывал с религиозной верой, потому что новая благодатная жизнь, позитивно изменяющая самого человека, дается ему Богом. Философ утверждал, что источник всех действий человека есть его воля, роль которой особенно значительна в процессе его совершенствования, но недостаточна особенно в борьбе с человеческими пороками. Человеку известны три греха: грех плоти; грех ума -самомнение, спесь; грех собственного духа - властолюбие, ведущее к насилию. Большинство людей не могут самостоятельно преодолеть в себе эти феномены зла. И тогда они сами должны
«подвинуться к принятию в себя благодати или силы Божией». По Соловьеву, этот подвиг человека проходит три ступени: во-первых, человек должен почувствовать отвращение от зла, осознать зло как грех; во-вторых, он должен сделать внутреннее усилие, сосредоточить свою волю, чтобы «оттолкнуть от себя зло» и освободиться от него; и, в-третьих, убедившись, что не может избавиться от зла собственными силами, он должен обратиться к Божьей помощи. Но человеку следует понимать, что сущность добра, даваясь действием Божиим, проявляется в человеке «.лишь превращением осиленной, перешедшей в потенциальное состояние силы самоутверждающейся личной воли»26. Таким образом, только посредством своей воли человек может отказаться от зла и лишь с ее помощью он может признать сущее Добро или Бога.
Утвердившись в необходимости самосовершенствования, личность, опираясь на помощь Бога и собственную волю, прежде всего должна придерживаться поста телесного: не давать «пищи» своей чувствственности, материальным удовольствиям. Но человек, живя в обществе, в строгих рамках социальных ролей, обязан соблюдать и пост духовный: воздержание от самолюбивых и властолюбивых действий, отказ от чести и славы человеческой. По Соловьеву, этот пост особенно необходим общественным деятелям. «Правило его: не ищи власти и господства; если призван к власти и господству, смотри на них как на слу-
27 п
жение» . Да услышат и последуют соловьевскои проповеди современные российские чиновники и политики, подавляющее большинство которых, озабочено, к несчастью для нашего народа, стремлением прорваться к власти с целью стяжать личное материальное богатство, не скупясь на обещания «служить верой и правдой» россиянам.
Именно с конструктивной мощью человеческой духовности связывал Вл. Соловьев преобразование личного и общественного бытия, понимая неизбежность воплощения духовного в жизни человеческой и социальной. Эта вечная истина философа актуальна и для нас, ныне живущих. Недаром академик Д.С. Лихачев заметил, что в жизни общества не бытие определяет сознание, а наоборот: сознание определяет бытие. Придавая основополагающее значение в личности ее духовности, Соловьев
именно на человеческий дух возлагал ответственность за судьбу мира. Будучи свидетелем великих открытий в науке на рубеже XIX - XX веков, философ предвидел, что творческая мощь человеческого духа неукротима и будет материализовываться в постоянно обновляющихся феноменах техники и новых технологий производства. По Соловьеву, развитие цивилизации таит угрозу уничтожения человечества. Предотвратить катастрофу должен лишь сам человек путем превращения своего творчества в теургическую деятельность, соединенную с нравственностью. Поэтому сегодня многократно возрастает актуальность предупреждающего пророчества философа: «Если же отнять и теологические принципы, и метафизическую идею безусловной личности, останется только зверская природа, действие которой есть насилие»28. К сожалению, современный человеческий мир трансформировался именно в этом направлении.
Действительно, временем испытывается подлинное величие соловьевской философии: чем дальшее по времени находимся мы от нее, тем больше методологическое значение она имеет для человека и человечества. С.Н. Булгаков с потрясающей точностью обозначил то колоссальное духовное влияние многогранного творчества Вл. Соловьева, которое дало мощный импульс развитию русской культуры: оно духовно консолидировало все слои русского общества, способствуя их культурному самовосхождению. «Теперь уже и философское творчество Соловьева постепенно становится принадлежностью русской культуры и русского самосознания, как поэзия Пушкина и Лермонтова, как романы Достоевского и Толстого, как творчество Тургенева и Чехова. Растет число лиц, сознающих насколько Соловьев нужен для современности, а также и тех, кому он существенно помог в критические моменты духовного роста, кто чтит его как одного из своих учителей и утешителей. Благодаря многомотивности его философии имя Соловьева объединяет людей с разным духовным прошлым и настоящим - философов и поэтов, социологов и естествоведов, марксистов и декадентов, священников и мирян, правых и левых. Каждый находит свою к нему дорогу, получает от него ответы на свои вопросы, выделяет свой излюбленный мотив из полнозвучного аккорда»29. И это действительно так, потому что творчество Соловьева - это целая
Вселенная Духа, где есть много таинственного и пока непонятого.
1 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время М., 1990. С. 162.
2 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр.соч. В 10 т. Брюссель,
1966. T.3. С.301.
3 Трубецкой E.H. О Вл. Соловьеве // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб.,
2000. С. 446.
4 Бердяев H.A. Основная идея Вл. Соловьева // Вл. Соловьев: pro et con-
tra. СПб., 2002. С. 688; 692.
5 Булгаков С.Н. О Вл. Соловьеве. Там же. С. 686.
6 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве //Собр. соч. В 10 т., 1912. T.3. С.91.
7 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр.соч. В 10 т. Брюссель,
1966. T.3. С.302.
8 Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. В 2 т. М., 1988. Т.1. С. 130.
9 Там же . С. 284.
10 Там же . С. 345.
11 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр.соч. В 10 т. Брюссель, 1966. T.3. С.332.
12 Бердяев H.A. Основная идея Вл. Соловьева // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб., 2002. С. 688.
13 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр.соч. В 10 т. Брюссель, 1966. T.3. С.345.
14 Трубецкой E.H. О Вл. Соловьеве // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб., 2000. С. 189.
15 Блок А. Рыцарь-монах // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб., 2000. С. 387.
16 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр.соч. В 10 т. Брюссель, 1966. T.3. С.415.
17 Там же . С. 304.
18 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве //Собр. соч. В 10 т., 1912. T.3. С.20.
19 См. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. С. 314.
20 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр.соч. В 10 т. Брюссель, 1966. T.3. С.325.
21 Бердяев H.A. Основная идея Вл. Соловьева // Вл. Соловьев: pro et contra.Cnö., 2002. С. 689.
22 Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопр. философии. 2000. № 3. С. 132.
23 Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. В 2 т. М., 1988. Т.1. С. 294.
24 Пушкин A.C. Поли. собр. соч. В 6 т. М. 1935. Т.2. С.57.
25 Соловьев B.C. Тайна прогресса // Соч. В 2 т. С. 629.
26 Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Собр. соч. В 10 т. Брюссель, 1966. T.3. С. 364.
27 Там же . С. 347.
28 Там же . С. 420.
29 Булгаков С.Н. природа в философии Вл. Соловьева // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб., 2002. С. 618.
КРАТКИЕ НАУЧНЫЕСООБЩЕНИЯ
А.В.БРАГИН
Ивановский государственный энергетический университет
МЕТАФИЗИКА КРАСОТЫ, ЕЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ: ПЛОТИН, АВРЕЛИЙ АВГУСТИН, B.C. СОЛОВЬЕВ
Проблема оснований красоты в Мире (и в природе, и в социальной жизни) издавна занимала мыслителей, являясь одной из вечных философских тем. Можно выделить следующие основные подходы: 1) источник красоты в субъективности человеческого восприятия, потому понятие «красота» имеет релятивное содержание; 2) источник красоты в объективной Природе; 3) источник красоты в Боге, Абсолюте. Последний подход, имеющий наиболее глубокие корни и традицию, представляется наиболее адекватным и сегодня. В обстановке ценностного релятивизма, явно доминирующего в сознании постсовременного общества, актуальным представляется вспомнить те обоснования, которые приводили в пользу абсолютности и объективности красоты философы платоники, наиболее последовательные приверженцы данной позиции. В решении этой задачи допустимо остановиться на метафизических и эстетических воззрениях Плотина, Аврелия Августина и B.C. Соловьева, являющих собой значимые этапы развития трансцендентальной метафизики красоты.