Научная статья на тему 'ХРИСТИАНЕ РЯДОМ С ИМПЕРАТОРСКИМ ТРОНОМ? К ВОПРОСУ О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ ФЛАВИЯ КЛЕМЕНТА И ДОМИЦИЛЛЫ'

ХРИСТИАНЕ РЯДОМ С ИМПЕРАТОРСКИМ ТРОНОМ? К ВОПРОСУ О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ ФЛАВИЯ КЛЕМЕНТА И ДОМИЦИЛЛЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНЕ РЯДОМ С ИМПЕРАТОРСКИМ ТРОНОМ? К ВОПРОСУ О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ ФЛАВИЯ КЛЕМЕНТА И ДОМИЦИЛЛЫ»

ПАРФЕНОВ В.Н.,

доктор исторических наук, профессор

Христиане рядом

с ИМПЕРАТОРСКИМ ТРОНОМ? к ВОПРОСУ о ВЕРОИСПОВЕДАНИИ

Флавия Клемента и Домициллы

Среди жертв императора Домициана две персоны — Флавий Клемент и его жена Флавия Домицилла — занимают особое место. Первый был двоюродным братом императора, вторая — племянницей Домициана, дочерью его сестры. Кроме того, эта супружеская чета являлась родителями официальных наследников императора, усыновленных им и получивших новые имена. Несмотря на принадлежность их родителей к императорской фамилии, Домициан распорядился казнить Клемента, Домицилла же была сослана на один из островов близ западного побережья Италии, традиционное, еще со времен Августа, место ссылки опальных членов императорского семейства.

Содержащаяся в нарративных источниках информация о причинах этой трагедии, предопределившей падение династии Флавиев, крайне скудна. Поэтому неудивительно, что проблема является дискуссионной и исследователи, опираясь на одни и те же данные, приходят к разным выводам. К примеру, авторы соответствующих статей в Православной энциклопедии расходятся по этому поводу во мнениях, либо признавая обоих супругов жертвами гонения Домициана на христиан1, либо подчеркивая, что, «скорее всего, это была расправа

1 Князький И.О., Э.П.Г., Храпов А.В. Гонения на христиан в Римской империи // ПЭ. М., 2006. Т. XII. С. 55.

по политическим мотивам»2. Поскольку в отечественной историографии данный сюжет подробно не анализировался, представляется целесообразным обратить внимание на эту драму в императорском семействе и попытаться решить, имеет ли она отношение к истории раннего христианства.

Начать следует с обзора имеющихся источников. Если придерживаться хронологического порядка, то первым о данном эпизоде упоминает Светоний, младший современник этих событий. По его словам, Домициан «убил по самому ничтожному подозрению (ex tenuissima suspicione) своего двоюродного брата Флавия Клемента чуть ли не во время его консульства, хотя человек это был ничтожный и ленивый (contemptissimae inertiae3) и хотя его маленьких сыновей он сам открыто прочил в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана»4. Домициллу Светоний вообще не упоминает, и что являлось предметом подозрения, из-за которого погиб Клемент, остается загадкой.

Спустя примерно столетие после Светония Дион Кассий сообщает об этом так: «...в числе многих прочих Домициан умертвил и консула Флавия Клемента, хотя он приходился ему двоюродным братом и был женат на его родственнице Флавии Домицилле. Против них обоих было выдвинуто обвинение в безбожии, по которому были осуждены и многие другие, склонившиеся к иудейским обычаям. Некоторые из них были казнены, некоторые же были лишены имущества. Домицилла же была просто сослана на Пандатерию»5.

2 Никишин В.О. Домициан // ПЭ. М., 2007. Т. XV. С. 629.

3 Буквально: «презреннейшей лености». В переводе Д.П. Кончалов-ского: «обесславивший себя постыдной бездеятельностью».

4 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1964. Кн. 8. Домициан. 15.

5 Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV-LXXX / Пер. с др.-греч. под ред. А.В. Махлаюка; комментарии и статья А.В. Махлаюка. СПб., 2011. Кн. LXVII. 14. 1-2. Эта часть его «Римской истории» дошла до нас в сокращенном пересказе (эпитоме) византийского времени.

Наконец, в IV веке Евсевий Кесарийский указывает на то, что «Флавия Домицилла, племянница Флавия Клемента, одного из тогдашних римских консулов, за исповедание Христа была вместе со многими другими наказана ссылкой на остров Понтию»6. В этой лаконичной информации обращают на себя внимание сразу несколько деталей: во-первых, автор обходит молчанием участь Флавия Клемента, во-вторых, называет Домициллу его племянницей, а не женой, в-третьих, прямо относит ее к христианам, в-четвертых, в отличие от Диона Кассия, считает местом ее ссылки не Пандатерию, а Понтию.

В течение нескольких веков наука располагала только этой информацией в отношении интересующих нас персон (все более поздние авторы черпают информацию из Евсе-вия). Ситуация изменилась в 1865 году, когда знаменитый итальянский археолог де Росси, много лет занимавшийся раскопками христианских кладбищ античного Рима, опубликовал найденный им текст на камне, который позднее вошел в наиболее известные «Своды латинских надписей» (CIL):

TATIA-BAVCYL

TRIX-SEPTEM-LIB

DIVI-VESPASIAN

FLAVIAE-DOMITIL

VESPASIAN-NEPTIS-A

IVS-BENEFICIO-HOC-SEPHVLCRV

MEIS-LIBERTIS-LIBERTABVS-PO

Аутентичность надписи вне сомнения, однако сам текст в силу его фрагментарного характера (утрачены окончания строк) не поддается вполне однозначному толкованию — во всяком случае, сделанный чуть ли не по горячим следам

6 Евсевий Кесарийский. Церковная история. СПб., 2013. Кн. 3. 18. 4.

находки английский перевод Д. Б. Лайтфута7 неудовлетворителен, так как не учитывает лакуны в тексте. Ситуация прояснилась с выходом 6-го тома «Свода латинских надписей», в котором такой авторитет, как Т. Моммзен, предложил следующее восстановление надписи, включающее утраченные фрагменты: Tatia Baucyl [is, nu]/trix septem lib [erorum, pronepotum]/divi Vespasian [i, filiorum Fl. Clementis et]/Flaviae Domitil [lae, uxoris eius, divi]/Vespasian [i] neptis, a [ccepto loco ei]/us beneficio hoc sephulcru [m feci]/meis libertis libertabus po [sterisque eorum].

Перевод: «Татия Бавкилида, кормилица семерых детей, правнуков божественного Веспасиана, детей Флавия Клемента и Флавии Домициллы, его жены, внучки божественного Веспасиана, получив это место в качестве ее благодеяния, основала это кладбище для моих вольноотпущенников, вольноотпущенниц и их потомков».

Личность столь неожиданно появившейся на исторической сцене кормилицы весьма любопытна. Ее второе, «говорящее» имя явно образовано от греческого глагола РаикаХаы (нянчить, убаюкивать песней)8 и, видимо, когда-то, в годы ее детства и, может быть, юности, было обычной рабской кличкой (Нянька). Но со временем, благодаря уходу за многочисленными детьми Клемента и Домициллы, кормилица стала своим человеком в семействе, получила свободу, римское гражданство и, как видно из надписи, обзавелась собственными рабами и вольноотпущенниками, то есть стала человеком весьма зажиточным. Судя по тому, что на подаренной ей Домициллой земле возникло одно из первых христианских

7 См.: Knudsen J. The Lady and the Emperor: A Study of the Domitian Persecution // Church History. 1945. Vol. 14. No. 1. P. 24 f.

8 Производные: (ЗаишХтща (колыбельная песня), (ЗаишХтт? (убаюкивание ребенка) (Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т. I. С. 292; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей / Пер. с нем. М., 2001. Т. 1. С. 238; LiddellH.G., Scott R, Jones H.S. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 311).

кладбищ в Риме, сама Татия Бавкилида, бесспорно, была христианкой. Отдавая себе отчет в том, что предлагаемая ниже версия ее происхождения при современном состоянии источников не может быть подтверждена, все же возможно предположить следующее.

Будущая кормилица, скорее всего, еще ребенком попала в семью Флавиев в качестве одной из бесчисленных пленниц, захваченных римлянами в ходе Иудейской войны 66-73 годов. С христианским вероучением она могла познакомиться еще в Палестине. Другой и, пожалуй, более вероятный вариант: христианкой она стала, попав в Рим, где христианская община существовала, как известно, уже во времена Клавдия и Нерона. Падение Иерусалима и гибель Второго храма неизбежно должны были повлиять на умонастроение уцелевших иудеев диаспоры и способствовать принятию некоторыми из них учения Христа. В их число вполне могла входить и еврейская девочка-рабыня, бывшая в услужении у Флавии Домициллы, и нет ничего невероятного в том, что со временем именно она познакомила с этим учением свою госпожу и способствовала принятию ею христианства. Вероятно, таков был один из основных путей проникновения новой религии в высшие слои римского общества9.

Если вернуться к сюжету настоящей работы, то становится очевидным, что единственное прямое указание на вероисповедание Домициллы принадлежит Евсевию, и, хотя есть

9 Особые отношения между кормилицами, выращенными ими детьми и родителями этих детей вовсе не были исключительным явлением в Риме. Достаточно вспомнить, что даже императора Домициана, которого, казалось, ненавидел весь мир, искренне любила его кормилица, гречанка Филлида (Phyllis nutrix). Она оказалась единственным человеком, кто позаботился о погребении убитого «тирана»: «Филлида, его кормилица, предала его сожжению в своей усадьбе по Латинской дороге, а останки его тайно принесла в храм рода Флавиев и смешала с останками Юлии, дочери Тита, которую тоже выкормила она» (Гай Светоний Транквилл. Указ. соч. 17. 3).

основания относиться к этому автору с известной осторожностью10, в данном случае драгоценна любая крупица традиции и отвергать его информацию сразу было бы слишком опрометчиво. Что же касается Флавия Клемента, то лишь у византийского автора конца VIII века Георгия Синкелла в его «Хронике» вдруг появляется фраза, что кузен императора отдал жизнь за Христа. Однако в науке относятся к столь безапелляционному утверждению достаточно критически11.

За прошедшие со времени открытия де Росси полтора века новых сведений о Клементе и Домицилле не появилось, поэтому исследователи вынуждены исходить из имеющихся данных. Нейтральным можно назвать мнение тех ученых, которые (как правило, в трудах общего характера) предпочитают просто излагать приведенные в источниках факты, предоставляя читателю право самому делать выводы12. Понятна и позиция скептиков. Один из них, Т. Д. Барнс, не без иронии констатирует: «Искушение для более поздних христиан усматривать в Флавии Доми-цилле симпатию к христианству или принадлежность к нему

10 Указывают, что главной целью Евсевия была апология христианства и этим духом проникнута вся «Церковная история». «Кроме того, она засорена противоречиями, ошибками и упущениями, которые делают многое в ней сомнительной историей (doubtful history)» (Humphries M. Early Christianity. L.; N.Y., 2006. P. 190).

11 «Но так как Синкелл полностью зависим от Евсевия, а у последнего об этом ничего нет, то мы вправе допустить, что Синкелл сделал это допущение под свою ответственность» (Stein. Flavius Clemens // RE. 1909. Bd. 6. Sp. 2538).

12 Bengtson H. Grundriss der römischen Geschichte: mit Quellenkunde; Republik und Kaiserzeit bis 284. n. Chr. - 3., durchges. u. erg. Aufl. München, 1982. S. 339; Le GallJ., Le Glay M. L'Empire Romain. T. 1. Le Haut-Empire de la bataille d'Actium (31 av. J.-C.) à l'assasinat de Sévère Alexande (235 ap. J.-C.). P., 1987. P. 386. Впрочем, К. Крист отметил, что в имеющихся источниках «преобладают косвенные данные самого общего характера», а репрессии против ряда представителей римского высшего света, в том числе Клемента и Домициллы, «не объясняются исключительно их принадлежностью к христианству» (ChristK. Geschichte der römischen Kaiserzeit. Von Augustus bis zu Konstantin. 4., durchges. u. aktualis. Aufl. München, 2002. S. 283).

было непреодолимо; даже казненный консул Флавий Клемент в конечном счете стал христианином»13. И. Кнудсен категоричен: «Нет никаких причин утверждать, что он был христианином»14. Не менее жестко высказывается П. Саузерн: «Все эти рассказы (о репрессиях Домициана против христиан.- Авт.) должны быть отвергнуты как выдумки христианской мартирологии...»15. Б. Джоунс указывает, что какую бы версию в отношении Клемента ни предпочесть, убедительных доказательств ни одной из них не существует16. В этой связи К. Уотерс приходит к пессимистическому выводу: «Вероятно, никогда не будет установлено, был ли Т. Флавий Клемент действительно обращен в христианство»17.

Признавая, что по крайней мере пока, до обнаружения новых источников, с этим приходится с прискорбием согласиться, имеет смысл все же попытаться оценить, какая точка зрения в настоящее время выглядит более аргументированной. Для этого необходимо вникнуть в доводы исследователей данной проблемы, благо специальных работ на эту тему в западной историографии, в отличие от отечественной, вполне достаточно.

Своими корнями дискуссия о Клементе и Домицилле уходит достаточно глубоко, во вторую половину XVI века, когда Католическая Церковь перешла в контрнаступление на Реформацию и стремилась усилить свои позиции обращением к славным страницам истории христианства. Кардинал Цезарь Бароний, анализируя в своем сочинении «Церковные анналы» («Annales Ecclesiastici») (1588) сообщения языческих и христианских авторов, заключил, что

13 Barnes T.D. Legislation against the Christians // JRS. 1968. Vol. 58. Pts. 1-2. P. 36.

14 KnudsenJ. The Lady and the Emperor. P. 28.

15 Southern P. Domitian. Tragic Tyrant. L., 1997. P. 115.

16 См.: Jones B.W. The Emperor Domitian. L.; N.Y., 1992. P. 48.

17 Waters K.H. The Character of Domitian // Phoenix. 1964. Vol. 18. No. 1. P. 74 f.

существовали две Флавии Домициллы, одна из которых, как указал Дион Кассий, была женой Флавия Клемента, а другая, согласно Евсевию, его племянницей-христианкой, ставшей жертвой гонения Домициана. Для католических авторов эта версия была предпочтительнее уже в силу того, что ореол девы-мученицы, как не без юмора отметила П. Са-узерн, «нелегко отнести к первой Домицилле, которая была матерью как минимум семерых детей»18.

Находка надписи Бавкилиды дала новый импульс исследованиям в данной области. Наиболее видной фигурой среди специалистов того времени был епископ Англиканской Церкви Джозеф Барбер Лайтфут (1828-1889), которого считают крупнейшим исследователем патристики в XIX веке. И. Кнуд-сен отмечает, что ни Лайтфут, ни какой-либо другой участник дискуссии не отдают себе отчета в том, что вторая Домицилла (the second lady) впервые появляется только у Барония. Тем не менее, сопоставляя данные Диона Кассия и Евсевия, Лайт-фут полагает, что Диону следует отдать предпочтение, так как он примерно на столетие ближе к описываемым событиям, а источник Евсевия, некий Бруттий (the undeterminable Bruttius), никакого доверия не внушает (at best a vague, secondhand source). Поэтому он приходит к выводу: «Существование этой младшей Домициллы зависит от одного Евсевия. Все более поздние авторы, как греческие, так и латинские, черпали свои сведения у него. Если он вдруг исчезнет, то последняя нить ее бренной жизни оборвется. Таким образом, серьезные основания заставляют подозревать грубую ошибку»19.

18 Southern P. Loc. cit. В оправдание Барония можно указать, что данная деталь семейной жизни жены Клемента стала известна только после находки в XIX в. приведенной выше надписи Татии Бавкилиды, кормилицы этих детей. Впрочем, еще Э. Ренан указал, что версия, будто Домицилла была племянницей, а не женой Клемента, охотно принимается Католической Церковью, чтобы представить ее как девственницу (см.: Renan E. Les Evangiles et la seconde gе,nе,ration chrétienne. P., 1879. P. 227).

19 Цит. по: KnudsenJ. The Lady and the Emperor... P. 26.

Сам Кнудсен, солидаризируясь с Лайтфутом, заключает: «Мы, таким образом, можем подвести итог жизни второй Домициллы следующим образом: "Родилась в 1588 году в Annales Ecclesiastici. Умерла от руки епископа Лайтфута в 1885 году"»20. Однако, несмотря на эту ироническую эпитафию, призрак «второй леди» продолжает периодически появляться на страницах научных изданий, хотя в большинстве случаев ей принято отказывать в существовании21.

Но ключевым вопросом продолжает оставаться другой: какую же религию исповедовали Флавий Клемент и его жена? Даже если не доверять прямому указанию Евсевия на то, что Домицилла была сослана «за исповедание Христа» (trçç eiç XpisTOv maprupia evekev), остается христианское «кладбище Домициллы» в Риме и надпись кормилицы ее детей. Сложнее с Клементом: Евсевий, упомянув его в связи с «племянницей» здесь же, о его участи умалчивает, и это молчание достаточно красноречиво — будь Клемент христианским мучеником, церковная традиция просто не могла бы проигнорировать его судьбу. Следовательно, приходится предполагать что-то иное.

И здесь необходимо вновь обратить внимание на «презреннейшую леность» (contemptissima inertia), которая, по словам Светония, была присуща Флавию Клементу, и на сообщение Диона Кассия о том, что он, как и жена, был обвинен в «безбожии» (àGeornç), «по которому были осуждены и многие другие, склонившиеся к иудейским обычаям» (Шф tbç Kal allot èç ta trôv 'Iouôaiwv Sfh èXoKéllovteç pollol KataôiKàaGhsav).

20 KnudsenJ. Loc. cit.

21 См.: Gsell S. Essai sur le règne de l'empereur Domitien / Thfese de doctorat. P., 1893. P. 298 suiv. («Мы полагаем, что нет необходимости допускать существование второй Флавии Домициллы, племянницы Флавия Клемента»); Stein. Flavia Domitilla // RE. 1909. Bd. 6. Sp. 2734; Weynand. Flavius (Domitianus) // RE. 1909. Bd. 6. Sp. 2579; Hanslik R. Flavius (F. Domitilla) // KP. 1964. Bd. 2. Sp. 574; Jones B.W. The Emperor Domitian. P. 117; Southern P. Domitian. P. 115 («фиктивная младшая Домицилла»).

По этому поводу Дональд Мак-Фейден рассуждает: «Христианство в течение первого столетия по форме оставалось просто разновидностью иудейского мессианизма. Его центральным принципом было ожидание непосредственного возвращения Иисуса для создания Своего мессианского Царства. Поэтому христиане имели мало интереса к мирским делам, которые они считали преходящими и мимолетными. Их гражданство было в Царстве, которое скоро сойдет с небес. Если Клемент имел склонность к христианству, тогда легко объяснить то, что Светоний называет contemptissima inertia. Обвинение в атеизме и иудейском образе жизни, которое, как говорит нам Дион, было выдвинуто против него и его жены, тогда легко объяснимо. Язычники, и не всегда некорректно, рассматривали христианство как иудейскую секту, и с их точки зрения как иудеи, так и христиане могли быть легко приняты за атеистов. Обе религии отвергали существование богов, которых признавал весь остальной мир, а отсутствие в обоих культах жертвоприношений и других привычных форм ритуала подтверждало случайному наблюдателю, что они отрицали богов вообще»22.

22 McFayden D. The Occasion of the Domitianic Persecution // AJTh. 1920. Vol. 24. No. 1. P. 60. Аналогичной точки зрения придерживается автор статьи о Домициане в энциклопедии Паули-Виссова, отмечающий, что сообщения Светония и Диона Кассия «не содержат никакого намека на всеобщее преследование иудеев или даже христиан; однако они оставляют открытой возможность того, что à9e60r|ç Флавия Клемента и его жены был связан со склонностью к иудаизму, под которым опять-таки следует понимать христианство как иудейскую секту. o0e69r|S" означало не более чем impietas, оскорбление величия в отношении императора-бога» (Weynand. Op. cit. Sp. 2578). С точки зрения Штайна, тот факт, что под «атеизмом» и «иудейским образом жизни» Клемента и Домициллы подразумевается «не собственно иудаизм, но скорее христианская религия, кажется почти несомненным (scheint fast sicher)... Предположение, что он был христианином, становится еще вероятнее в результате археологических раскопок, которые указывают на то, что, по крайней мере, Флавия Домицилла была христианкой. Наконец, и характеристика Ф. у Светония. трактуется многими исследователями как указание на его христианскую веру, так как в инертности и равнодушии ко всем общественным делам христиан постоянно упрекали языческие авторы» (Stein. Flavius Clemens // RE. 1909. Bd. 6. Sp. 2538 f.).

Мнение, что эта супружеская чета исповедовала христианство, до настоящего времени является в науке преобладаю-щим23. Но существует и альтернативная точка зрения, наиболее обстоятельно обоснованная П. Керестешем24. Как он полагает, Клемент и его жена были не христианами, а поклонниками иудейского учения о Боге, относящимися к группе так называемых «богобоязненных» (oí seßTmevoi, или metuentes), которых привлекала «простота и чистота» иудаизма. «Однако большинство этих поклонников не становилось полностью обращенным, отчасти из-за боязни репрессивных законов, но особенно ввиду устрашающего эффекта усложненных ритуальных предписаний, пищевых и социальных ограничений, налагаемых иудейской религией на своих адептов. Неприятие политеизма и идолопоклонства могло казаться почти что принятием иудаизма, и, когда это неприятие сопровождалось соблюдением субботы и определенным следованием иудейскому закону. все это могло выглядеть в глазах респектабельных кругов обращением в иудаизм»25.

Чтобы представить Клемента и его жену не христианскими, а иудейскими мучениками, П. Керестешу было необходимо согласовать свою точку зрения с информацией Евсевия о том, что Домицилла пострадала за свои христианские убеждения. Для этого исследователю потребовалось вновь вызвать к жизни вторую Домициллу, племянницу Флавия Клемента, что он и делает на страницах своей статьи26. Таким образом, «фантом второй

23 См., например: Ekeke E.C. Persecution and Martyrdom of Christians in the Roman Empire from AD 54 to 100: a lesson for the 21st century Church // ESJ. 2012. Vol. 8. No. 16. P. 183 f.

24 См.: Kereszes P. The Jews, the Christians, and Emperor Domitian // VChr. 1973. Vol. 27. No. 1. P. 1-28. См. также: Williams МЛ. Domitian, the Jews and the «Judaizers»: A Simple Matter of Cupiditas and Maiestas? // Historia. 1990. Bd. 39. H. 2. P. 196-211; Warden D. Imperial Persecution and the Dating of 1 Peter and Revelation // JETS. 1991. Vol. 34. No. 2. P. 206.

25 Kereszes P. Op. cit. P. 4.

26 См.: Kereszes P. Op. cit. P. 15 ff.

Домициллы», порожденный Цезарем Баронием и уничтоженный Джозефом Лайтфутом, обрел новую жизнь.

Подводя итог, приходится констатировать, что, при современном состоянии источников, анализируемая проблема не поддается окончательному решению. В настоящее время имеющаяся (достаточно скудная) информация позволяет предполагать, что та trov 'Iou8aiwv S0h Клемента и Домицил-лы в действительности обозначает их христианские убеждения или по крайней мере склонность к таковым. Что же касается иудаизма, то, признаться, трудно представить себе причины возникновения тяги в высших кругах римского общества (и даже в императорском дворце) к религии недавно побежденного и достаточно ревниво охранявшего свою этническую и религиозную обособленность народа. С другой стороны, расправа Домициана с этой супружеской четой должна объясняться не только и, в случае с Клементом, не столько религиозными соображениями. Примечательно, что Домицилла, по Диону Кассию, была «только» (movov) сослана27, тогда как ее супруг был казнен. Очевидно, основной причиной гибели Флавия Клемента были отнюдь не его религиозные убеждения.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПЭ — Православная энциклопедия. Москва AJTh — American Journal of Theology. Chicago ChH — Church History. Cambridge CIL — Corpus Inscriptionum Latinarum. Berolini, 1863-1943 ESJ — European Scientific Journal. University of the Azores, Portugal

ILS — Inscriptiones Latinae Selectae. Berolini, 1892-1916 JETS — Journal of the Evangelical Theological Society. Wheaton, Illinois

27 Подразумевается, что, в отличие от других, без конфискации имущества (Кассий Дион Коккейан. Указ. соч. С. 80. Прим. 117).

JRS — Journal of Roman Studies. London KP — Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. Stuttgart, 1964

NTS — New Testament Studies. Cambridge RE — Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa u. a. Stuttgart, 1893-1972

VChr — Vigiliae Christianae. Leiden

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.