Научная статья на тему 'Хранение машин для защиты растений'

Хранение машин для защиты растений Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
498
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Вялых В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хранение машин для защиты растений»

УДК 631.17.004

Хранение машин для защиты растений

В.А. ВЯЛЫХ,

ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ защиты растений МСХ РФ

В силу сезонности сельского хозяйства машины по защите растений используют относительно короткое время: полевые штанговые и садовые вентиляторные опрыскиватели - 12-15 % длительности календарного года, протравливатели передвижные - 10-12 %, стационарные - 8-10 %, транспортно-запра-вочные средства - 25-30 %. Не работающие, но неправильно хранящиеся машины подвергаются интенсивному износу под воздействием коррозии, особенно агрессивной при наличии в воздухе углекислого и сернистого газов, сероводорода, соляной кислоты и др.

Согласно электрохимической теории в подвергающейся коррозии стали как неоднородном материале возникают местные электрические токи. Незаметная пленка влаги на металле служит средой, где протекают электрохимические процессы, при которых прикрепление кристаллов к остальной массе металла ослабевает. Они легко выкрашиваются, особенно при механическом воздействии, например вибрации.

Если машины содержатся не под крышей, быстрота нарастания коррозии резко возрастает. Потери металла в процентах на 1 кг веса деталей сельхозмашин при этом в различных условиях хранения в течение полугода составляют:

При В закрытом На открытом

хранении помещении воздухе

на земляной

площадке 2,2 4,6

на кирпичной

площадке 1,2 2,6

на деревянной

площадке 1,18 2,4

Однако и в закрытом помещении необходимо создавать условия, препятствующие коррозии. Даже небольшое удлинение срока службы машин в целом по стране сбережет многие тысячи тонн металла и сотни миллионов рублей. Тем более, что современные опрыскиватели и протравливатели стоят дорого, некоторые из них, особенно самоходные, в 1,5-2 раза превосходят по стоимости тракторы среднего класса. А если учесть то обстоятельство, что основной парк машин по защите растений и их комплектующие представлены импортными образцами с жесткими условиями эксплуатации,сохран-ность техники приобретает еще большую значимость. Ведь ремонтировать машины дорого, а приобретать новые подавляющему большинству хозяйств и вовсе не под силу.

Тревогу вызывает то, что годами складывавшаяся система организации хранения сельскохозяйственных машин и оборудования в стране фактически разрушена. Вместо крупных совхозов и колхозов, обслуживаемых областными и районными объединениями «Сельхозтехники», образованы хозяйства с разными формами собственности, не обремененные никакими обязательствами ни по соблюдению технологий возделывания сельскохозяйственных культур, ни по эффективности использования материально-технических средств. Машинными дворами теперь располагают немногие предприятия, и прежние функции они уже не выполняют. Резко ухудшилось их техническое обеспечение технологическим оборудованием и защитными материалами. Не получила должного развития и дилерская служба, со-

здание которой планировалось и для обеспечения сохранности техники. Так, Московский нефтемасло-завод перестал поставлять селу консервационное масло НГ-203 и К-17; Рязанский нефтеперерабатывающий завод не нарабатывает больше состав «Ингибит-С», созданный специально для защиты машин от воды.

Каждое хозяйство решает теперь свои проблемы, исходя из конкретных условий и материально-технических возможностей. Большинство предпочитает приобретать отечественные машины, но с импортными комплектующими (насосы, электродвигатели, мотор-редукторы. распылители, пульты управления и др.) с тем, чтобы в вопросах эксплуатации машин быть независимыми от фирм-импортеров. А зависимость эта заключается в том, что в первый год работы фирма берет на себя все расходы по эксплуатации новой машины, то есть устраняет поломки, неисправности, выполняет технические уходы, постановку на хранение, замену вышедших из строя деталей и узлов. Наименование и марки кон-сервационных материалов и их свойств держит в секрете. В последующие же годы затраты несет хозяйство себе в убыток, ибо теряет время на замену запасных частей, узлов и агрегатов в ожидании их доставки из страны-импортера. К тому же «за морем телушка - полушка, да рубль перевоз»! Из обследованных нами хозяйств в одном из районов ЦЧР лишь некоторые приобретали дорогостоящую импортную технику на условиях фирмы-поставщика.

Как же организовать хранение машин? Практикуется несколько видов постановки на хранение: межсменное - при перерыве в использовании до 10 дней, кратковременное - от 10 дней до двух месяцев и длительное - более двух месяцев. Площадку выбирают с учетом направления ветров, характер-

ных для данной местности. Она должна быть защищена от снежных заносов. Для этого по периметру высаживают зеленые насаждения в один или два ряда. Сажают ель, сосну, можжевельник и другие деревья и кустарники. Крупнолистные не высаживают, так как опадающие листья сохраняют сырость, захламляют территорию, прилипают к поверхности машин, вызывая коррозию металла.

Открытые площадки для хранения машин располагают на незатапли-ваемых местах и делают по периметру водоотводные канавы. Поверхность площадок должна быть ровной, с уклоном 2-3° для стока воды, иметь твердое сплошное или в виде отдельных полос покрытие, способное выдерживать нагрузку передвигающихся машин и машин, находящихся на хранении.

На открытых площадках минимальное расстояние между маши-

нами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами машин - не менее 6 м. При хранении машин в закрытых помещениях и под навесами расстояние между машинами в ряду и от машин до стены должно быть не менее 0,7 м, а минимальное расстояние между рядами - 1 м. Техническое обслуживание машин при хранении необходимо проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 7751-85 и эксплуатационной документации конкретной марки.

Машины на межсменное и кратковременное хранение ставят непосредственно после окончания работ, а на длительный период - не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины, работающие в контакте с агрессивными материалами, ставят на хранение сразу после окончания работ.

Работы, связанные с хранением машин, производятся с учетом тре-

бований ГОСТа 12.3.002-75 «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию», СанПиН 1.2.10077-01, а также «Правил техники безопасности при работе на тракторах, сельскохозяйственных и специализированных машинах».

Отводимая для постановки на хранение площадь зависит от габаритных размеров машины и характеризуется коэффициентом эталонного условного машино-места. соответствующего площади 8 м2. В таблице в качестве примера приведены такие данные для некоторых отечественных и импортных машин.

Машины после эксплуатации перед постановкой на хранение очищают от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков. Очистку от агрохимикатов и нефтепродуктов необходимо проводить на специальных участ-

Габаритные размеры машин и коэффициенты перевода технических средств в условные машино-места

Производитель, марка машины Масса Габариты (м) Площадь, занимаемая Коэффициент перевода в

(кг) Длина Ширина Высота машиной (м2) условное машино-место

ООО «Владмаш», г. Владимир

ОП-22-2500 1500 5,5 2,5 2,3 13,75 1,75

ОП-24-3000 1560 5,8 2,54 2,4 14,73 1,84

ОАО «ВИСХОМ», г. Москва

ОМП-2001 1000 5,3 2,35 2,9 12,5 1,56

ОПМ-2001 1100 5,34 2,86 2,64 15,27 1,91

ОАО «Автоприцеп-Камаз». г. Ставрополь

ОПУ-2000 1570 5,28 2,1 3,1 11,09 1,39

ООО «Агротех», г. Таганрог ОП-18 810 6,3 2,9 2,2 18,3 2,28

ОП-22 850 8,2 1,8 2 14,8 1,85

ОАО «Львовагромашпроект»

ОПШ-2000 1550 5,2 2,4 3,2 12,48 1,56

«Амазоне»

UX3200 3000 6,15 2,6 2,5 15,99 2

«Montana parruda MA»

(2627 М) самоходный 7000 7,05 3,36 3,65 23,69 2,96

«Гатчинасельмаш»

ПС-10АМ 800 2,94 2,13 2,07 6,26 0,78

«Агрохиммаш», г. Ставрополь

ПС-20К 850 2,65 1,93 2,27 5,11 0,64

«Воронежсельмаш»

ПЗС-20 300 1,6 1,32 2,02 2,11 0,26

Республика Беларусь

ПСК-15 610 2,65 2,06 2,27 5,46 0,68

ках, обеспечивающих нейтрализацию сточной воды.

Составные части, на которые недопустимо попадание воды (генераторы, магнето пускового двигателя, реле, электрощиты и проводка, например самоходных опрыскивателей и протравливателей) предохраняют защитными чехлами. После очистки и мойки машину обдувают сжатым воздухом до полного удаления влаги.

Резервуары,трубопроводы и все внутренние полости коммуникационной системы машин очищают и промывают до полного удаления остатков пестицидов и агрохимика-тов.

Консервацию внутренних полостей рабочих емкостей и резервуаров следует проводить летучими ингибиторами (методом распыления водного раствора) или преобразователями ржавчины, керосином. После консервации внутренних поверхностей крышки, заслонки, люки баков закрывают. Наружную поверхность металлических резервуаров покрывают защитным составом или асфальто-битумным покрытием.

Как уже говорилось, опрыскиватель лучше держать в закрытом помещении или под навесом. На открытых оборудованных площадках обязательным условием являются консервация, герметизация и снятие комплектующих изделий, требующих складского хранения.

Подготовку опрыскивателя к хранению производят непосредственно после окончания работ, устанавливая затем его на подставки.

При межсменном хранении после наружной и внутренней промывки чистой водой опрыскиватели устанавливают на хранение без снятия с них основных частей. Отверстия, через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машины, плотно закрывают крышками или заглушками. Хранить технику кратковременно можно и непосредственно на месте про-

ведения работ или же на машинном дворе, на площадках и пунктах межсменного хранения.

Перед постановкой на кратковременное хранение производят техническое обслуживание опрыскивателя. Начинают с дезактивации его хлорной известью (1 кг на 4 л воды), затем промывают водой, очищая одновременно от пыли и грязи. Подсоединяют кардан к ВОМ трактора, заливают бак на четверть вместимости водой и включают в работу, промывая всю систему при давлении в пульте управления 0,4 МПа. Выливают воду через коллекторы штанги при снятых наконечниках. Остатки воды сливают через сливной клапан (отверстие). Промывают заливной и всасывающий фильтры, применяя чистую воду и обтирочный материал, но не металлические щетки.

В соответствии с таблицей в прилагаемой к опрыскивателю инструкции производят смазку сборных единиц, предварительно тщательно очистив масленки и смазываемые поверхности от пыли и грязи. Про-

1. Универсальная очистительно-приготовительная установка ОПУ-50М

веряют уровень масла и при необходимости доливают его в картере и приводе насоса. Уровень должен быть у края заливного отверстия, контрольной пробки или у верхней метки на щупе. Выполняют техническое диагностирование и определяют работоспособность рабочих органов, узлов и агрегатов: насоса, пульта управления, силового агрегата, фильтров. Заменяют изношенные или вышедшие из строя детали. Зачищают места поврежденной окраски, обезжиривают бензином (растворителем) и восстанавливают ее. Резьбовые части деталей очищают и покрывают защитной смазкой. Очищают и смазывают инструмент и принадлежности и сдают на хранение. Устанавливают опрыскиватель на подставки, не допуская перекоса. Просвет между шинами и поверхностью площадки должен быть не менее 20 см. Машину сдают по акту на хранение.

При длительном хранении снимают ответственные детали и узлы. Снимают пульт управления, резиновые рукава коммуникаций, промывают их, просушивают и сдают на консервацию, прикрепив бирку с обозначением инвентарного номера машины. Хранят в расправленном виде при положительной температуре на расстоянии не ближе 1 м от отопительных приборов.

Снимают карданную передачу, промывают, просушивают, смазывают тонким слоем солидола Ж или С шлицевой вал и вал насоса.

Устанавливают опрыскиватель на подставки до свободного проворачивания колес, снимают их. Снимают крышку ступицы и, отвинтив гайку, - ступицу с цапфы. Промывают полость ступицы и заполняют на 3/4 ее объема солидолом. Промывают и проверяют состояние подшипников (кольца и ролики не должны иметь повреждений) и обильно их смазывают. Устанавливают подшипники и ступицу на место, производят их регулировку, шплинтуют и ставят крышку ступицы на место.

Демонтируют шину колеса. Обод диска очищают от ржавчины, применяя шлифовальную шкурку, обезжиривают бензином-растворителем и красят (эмаль НЦ-132 или другая). Покрышку, камеру и обод-ную ленту просушивают в зачищенном от солнца месте, обрабатывают тальком (Т9ПВ), монтируют на диск колеса и устанавливают на место. Шины покрывают защитным составом (смесь алюминиевой пудры со светлым масляным лаком). Наносят краску на поверхность шин кистью или пульверизатором-распылителем слоем в двух взаимно перпендикулярных направлениях, следя, чтобы все углубления в протекторе были заполнены краской. Если на шине образовалась сетка с трещинами, то не ранее чем через 10 ч поверхность покрывают вторым слоем краски.

При отсутствии алюминиевой краски для покрытия шин применяют мелоказеиновый состав. Один килограмм его растворяют в 2,5 л теплой воды, получают однородную полужидкую смесь. Мелоказеино-вую смесь наносят на покрышки в два слоя, дав первому слою хорошо высохнуть.

Покрышки можно защитить от действия солнечных лучей и атмосферных осадков чехлами. Давление в шинах устанавливают равным 0,1 МПа.

В период хранения один раз в месяц проверяют состояние опрыски-

вателя и один раз в два месяца -сборочныхединиц на складе. Обна-руженые недостатки или нарушения устраняют. Результаты оформляют актом или записями в журнале. Если опрыскиватель был установлен на грунтовой площадке (открытое хранение), то возможен его перекос, разгерметизация внутренних полостей, нарушение защитной смазки или краски.

Проблему обеспечения временной защиты машин и рабочих органов от коррозии консервационными материалами можно полностью решить путем использования отработанного моторного масла (ОММ), продукты глубокой очистки которого (ПООМ) содержат до 80 % ас-фальто-смолистых соединений с ингибирующим (удерживающим) эффектом. Такой продукт можно получить на приготовительно-очистной установке ОПУ-50М (рис. 1), разработанной ГНУ ВИИТиН (г. Там-

бов). ОММ можно использовать для защиты от коррозии неокрашенной поверхности машин только при хранении в закрытом помещении.

Хорошие результаты по защите металла от коррозии обеспечивает консервационная смесь ПООМ и ОММ, замедляющая коррозионный процесс под нанесенным слоем покрытия. Состав с помощью ОПУ-БОМ готовят непосредственно перед применением, смешивая по массе 70 % ПООМ с 30 % ОММ при 60-70 °С. Он защищает машины на открытых площадках. Его наносят кистью или распылителем при температуре 60-70 °С под давлением 0,3-0,4 МПа с помощью установок ПРК-4 или ПРК-5-28 (рис. 2). Расход его составляет 16Б г/м2 поверхности при толщине защитного слоя 0,15-0,17 мм.

При расконсервации рабочих органов машин используют обтирочный материал, смоченный бензином, уайт-спиритом или соляркой, либо горячую воду с добавлением синтетических моющих средств.

Эти рекомендации применимы к отечественным машинам. Методы консервации зарубежных опрыскивателей и протравливателей описаны в инструкциях фирм-производителей.

Более подробно эти вопросы изложены в книге «Техническое обслуживание машин и оборудования зарубежными фирмами». Сб. статей. Под общей редакцией Н.Н. Смеля-кова - М.: Внешторгиздат, 200Б.

Издано в ВИЗР:

В.Г. ИВАЩЕНКО. Технология отбора исходного материала и создания гибридов кукурузы с групповой и комплексной устойчивостью к болезням и засухе - СПб., 2009, 44 с.

А.М. ШПАНЕВ, СВ. ГОЛУБЕВ. Биоценоз горохового поля в Каменной степи (Юго-Восток ЦЧЗ) - СПб., 2009, 144 с.

Вестник защиты растений, СПб., 2009, № 3.

Заявки направлять по адресу: 196608, С-Петербург-Пушкин-8, а/я 165. ООО «Инновационный центр защиты растений». Тел/факс (812) 466-05-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.