Научная статья на тему 'Защита автотранспорта от коррозии на Моршанском пассажирском автотранспортном предприятии'

Защита автотранспорта от коррозии на Моршанском пассажирском автотранспортном предприятии Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
160
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ПРОТИВОКОРРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА / АВТОТРАНСПОРТ / НАНЕСЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ МАСТИКИ / ПОДЪЕМНИК-ОПРОКИДЫВАТЕЛЬ / ANTICORROSIVE PROCESSING / MOTOR TRANSPORT / DRAWING OF PROTECTIVE MASTIC / LIFTTIPPER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Николотов Илья Николаевич, Прохоренков Вячеслав Дмитриевич, Петрашев Александр Иванович

Рассмотрены результаты разработки и внедрения технологии противокоррозионной защиты автомобилей на пассажирском автотранспортном предприятии в условиях ограниченных финансовых возможностей. Дано описание нестандартизированного оборудования для подъема легковых автомобилей и их обработки защитной мастикой и консервационным составом собственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Николотов Илья Николаевич, Прохоренков Вячеслав Дмитриевич, Петрашев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of motor transport against corrosion at the Morshansky passenger motor transportation enterprise

Results of working out and introduction of technology of anticorrosive protection of cars at the passenger motor transportation enterprise in the conditions of the limited financial possibilities are considered. The description of not standardised equipment for lifting of cars and their processing by protective mastic and composition for preservation of own production is yielded.

Текст научной работы на тему «Защита автотранспорта от коррозии на Моршанском пассажирском автотранспортном предприятии»

УДК 629.119.2

И.Н. Николотов, инженер, директор

ООО «Моршанское пассажирское автотранспортное предприятие»

В.Д. Прохоренков, доктор техн. наук А.И. Петрашев, доктор техн. наук

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-технологический институт по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве»

ЗАЩИТА АВТОТРАНСПОРТА ОТ КОРРОЗИИ НА МОРШАНСКОМ ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В условиях резкого обострения экономической ситуации, необходимости более рационального расходования средств за услуги сторонних организаций по техническому сервису Моршанское ПАТП вынуждено было ряд работ, в первую очередь противокоррозионную защиту автотранспортных средств, проводить своими силами. Для этих целей на предприятии по технологии ГНУ ВИИТиН организован участок по противокоррозионной обработке легковых автомобилей и микроавтобусов типа «Газель». Минимальная реконструкция участка при использовании доступного оборудования и оснастки позволила не только осуществлять антикоррозионную защиту автотранспорта предприятия, но и оказывать услуги населению.

При выборе технологии противокоррозионной защиты автомобилей в условиях ограниченных финансовых возможностей предприятия исходили из следующего:

• технология должна быть доступной и легкореализуемой;

• технические средства могут быть изготовлены в условиях ремонтных мастерских с использованием узлов и деталей оборудования, применяемого для технического обслуживания автомобилей;

• защитные мастики для днищ и составы для консервации коробчатых элементов кузова могут быть как промышленного изготовления, так и приготавливаться непосредственно на участке из доступных компонентов, причем эффективность последних должна быть не ниже промышленно выпускаемых материалов;

• заказчик должен иметь возможность наблюдать за работой и визуально оценивать качество противокоррозионной защиты автомобиля.

С учетом изложенного принят вариант поворота автомобиля на бок, на сторону, противоположную заливной горловине бензобака. Предварительно с другой стороны автомобиля демонтируют колеса и на ступицы закрепляют кантователи. Перед подъемом с автомобиля снимают аккмуляторную батарею. Подъем легковых автомобилей осуществляют с помощью электромеханического подъемника-опрокидывателя (рис. 1).

50

Подъемник представляет собой треугольнорамную конструкцию, состоящую из основания 9, шарнирно закрепленной на нем поворотной стойки 2, параллельно которой на кронштейне 8 установлены электродвигатель 7 и червячный редуктор 6. Поворотная балка 10 шарнирно соединена с основанием 9 и кулисой 3, передвигаемой по поворотной стойке 2. На червячном редукторе 5 закреплен барабан для тягового троса 4 (диам. 9 мм), который протянут через блок 1, блок на кулисе 3 и закреплен в верхней части стойки 2. Опорный брус 11 установлен на поворотной балке 10 с возможностью перемещения вдоль нее.

При установке подъемника под автомобиль опорный брус 11 подводят под короб порога. Затем подъемник фиксируют на площадке, чтобы исключить сползание с него автомобиля. При включении электродвигателя 7 кулиса 3 перемещается вверх по стойке, поворачивая балку 10, и через опорный брус 11 наклоняет автомобиль на бок. Для страховки от случайного опускания кулисы в отверстие стой-

ки вставляют стопорный палец. Подъемник можно передвигать по площадке, предусмотрен подъем автомобиля вручную с помощью съемной ручки 6 на редукторе 5.

Микроавтобусы и более габаритный транспорт обрабатывают на эстакаде или с использованием смотровой канавы.

Моют автомобили холодной водой под давлением 8.. .10 МПа при помощи мониторной моечной установки. Опыт показывает, что качество удаления загрязнений, в том числе и масляных, в большей степени зависит не от температуры воды, а от давления струи.

Сушат днища автомобилей потоком горячего воздуха от электрокалорифера и струей сжатого воздуха, нагретого до 30 °С, под давлением 0,4 МПа. Это позволяет удалить влагу из скрытых полостей, узлов крепления, кронштейнов и других деталей.

Важнейшим элементом технологии противокоррозионной защиты автомобилей является применение защитных материалов. Для снижения производственных затрат при условии обеспечения высокого качества защиты автомобиля на длительный срок использована технология приготовления мастики из доступных компонентов и отходов нефтехимических производств. В их числе битумно-атактическая мастика (ТУ 204.896-76), применяемая для защиты от коррозии газоподводящих труб; сланцевая мастика МСУ (ТУ 38.10975-84); строительный битум БН-4 (ГОСТ 9812-74); кубовый остаток синтетических жирных кислот КО-СЖК (ОСТ 38.01182-80) и уайт-спирит. Эти компоненты в определенных пропорциях кусками по 0,2.. .0,5 кг загружают в реактор для приготовления защитной мастики, где нагревают в уайт-спирите до 110 °С и смешивают рамной мешалкой.

Многолетние испытания такой мастики в условиях агрессивных сред, проведенные ГНУ ВИИ-ТиН, показали, что по защитной эффективности она не уступает промышленным отечественным и зарубежным образцам, широко представленным на российском рынке. Результаты сравнительных испытаний защитных мастик (условия испытаний — влажная дорожная смесь песка с солью, длительность — 30 сут) представлены ниже:

Мастика

Применяемая мастика Тектил 320

Эпоксидно-битумная мастика (Котовский ЛКЗ)

Мастика «Боди»

Мастика «Гравитекс»

Защитная эффективность, %

96

97

91

98 96

Для нанесения защитной мастики была выбрана установка ПРК-3 (рис. 2). Установка представляет собой бак для мастики с двойными стенками, между

которыми залит теплоноситель — моторное масло. Бак установлен на двухколесной тележке. Установка снабжена электроподогреваемым шлангом со стальной спиралью мощностью 0,25 кВт, которая работает от понижающего трансформатора (36 В). Разогрев теплоносителя и мастики производится от ТЭНа мощностью 2 кВт (220 В). На ПРК-3 установлены обогреваемый щелевой фильтр, выхлопной патрубок и пускозащитная аппаратура, автоматически поддерживающая температуру мастики в диапазоне 70.. .90 °С. Наносят мастику пневматическим пистолетом-распылителем с изогнутой насадкой в два слоя с интервалом между обработками 0,8.1 ч.

Коробчатые элементы кузова (пороги, лонжероны) обрабатывают консервационным составом, состоящим из отработанного масла и ингибитора коррозии КО-СЖК, являющегося хорошим загустителем. Консервационный состав тоже готовят на участке и наносят на внутренние поверхности скрытых полостей автомобиля в нагретом состоянии посредством другой установки — ПРК-3.

Эта установка оснащена пневматическим распылителем с двумя съемными насадками в виде гибких шлангов с соплами. Короткую Г-образную насадку с щелевым соплом применяют для обработки дверей, капота и других небольших по размеру полостей. Вторая насадка имеет шланг длиной 1,5 м,

Рис. 2. Установка для нанесения защитных покрытий ПРК-3:

- тележка; 2 — бак для мастики; 3 — шланги подачи мастики и воздуха к пистолету-распылителю;

4 — электрокабель и воздушный шланг;

5 — пульт управления

1

1

оснащенный соплом с торцевым и радиальными отверстиями. Она служит для обработки порогов, лонжеронов, коробов днища и багажника, в полости которых ее вводят через имеющиеся отверстия. Затем включают распылитель и при медленном извлечении шланга из полости обрабатывают ее.

После обработки днища автомобиль возвращают в горизонтальное положение и наносят консер-вационный состав в ниши багажника, арки задних колес, углубления моторного отсека, двери и стойки. При необходимости на участке проводят работы по установке подкрылков под арками колес.

Длительность нанесения на днище автомобиля однослойного покрытия толщиной 0,5 мм не превышает 0,5 ч. Толщина покрытия 0,8_1,0 мм при двух-

слойном нанесении нагретой мастики равна толщине трехслойного покрытия мастикой, разбавленной уайт-спиритом. Подогрев мастики позволяет эко-

номить до 20 % растворителя и сократить длительность обработки машины в 1,6 раза.

Себестоимость производства битумной мастики, определенная по результатам деятельности участка антикоррозионной обработки автомобилей, составляет 33 р./л. Экономия затрат при использовании технологий приготовления и применения битумной мастики и консервационного состава — 50 тыс. р./год относительно мастики «Кордон» и состава «Автомовиль».

Работа участка противокоррозионной обработки автомобилей в Моршанском ПАТП показала, что используемое оборудование обладает высокой надежностью, защитные материалы технологичны и высокоэффективны. Затраты, связанные с приобретением технологии, технической документации, с организацией участка консервации автомобилей окупились в течение двух лет.

УДК 620.178.162:519.87

С.А. Зыков, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

Г.Г. Петров, канд. техн. наук, доцент Э.И. Удлер, доктор техн. наук, профессор А.В. Лысунец, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»

эксплуатационный ресурс фильтров в топливных системах машин

Надежность эксплуатации дизельных двигателей различных машин в значительной степени определяется работой топливной аппаратуры и прежде всего топливного насоса высокого давления (ТНВД).

Известно, что до 50 % отказов топливной аппаратуры прямо или косвенно связаны с повышенной загрязненностью топлива [1]. В современных двигателях очистка топлива производится двумя последовательно установленными фильтрами грубой (ФГО) и тонкой (ФТО) очистки, образующими систему очистки (в некоторых двигателях система может включать третью ступень — фильтр контрольной очистки).

Одной из задач проектирования системы очистки топлива является оценка ресурса сменных фильтрующих элементов с целью их своевременной замены при техническом обслуживании машин. Задача может быть решена путем анализа уравнения материального баланса загрязнений, задержанных фильтрами, входящими в систему очистки.

Для системы, состоящей из двух последовательно установленных фильтров, уравнение материального баланса имеет вид:

^ = йс 0ЦТ + Ос тЦт + ^ (1)

где й — объем топлива, прошедший через фильтры; со, сг, ст — концентрация загрязнений в топливе бака машины, после ФГО и после ФТО соответственно; пг и пт — коэффициенты очистки, характеризующие задерживающую способность фильтрующих элементов в условиях эксплуатации.

В общем случае коэффициент очистки п;

С - с'

П =-------Ч

с;

где С; и с- — концентрация загрязнений в жидкости до и после ее очистки соответственно.

Тогда коэффициент очистки ФГО п будет:

Пг =-------г,

Со

а коэффициент очистки ФТО п с учетом влияния ФГО

Пт =

или п = (1 - пг) пт.

(2)

С

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.