Научная статья на тему 'Храмы преподобного сергия Радонежского в Санкт-Петербурге'

Храмы преподобного сергия Радонежского в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1083
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / SERGIUS OF RADONEZH / ХРАМЫ / TEMPLES / САНКТПЕТЕРБУРГ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SAINT-PETERSBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкаровский Михаил Витальевич

К 1917 г. в Санкт-Петербурге имелось семь храмов преп. Сергия Радонежского, не считая расположенных в пригородах еще нескольких церквей и Троице-Сергиевой Приморской пустыни. Основными местами поклонения святому в столице Российской империи было Санкт-Петербургское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиевский всей артиллерии собор и приходская церковь преп. Сергия Радонежского на Новосивковской ул. Однако все семь Сергиевских храмов были закрыты в советский период к началу 1930-х гг. Таким образом, ни один из дореволюционных петербургских храмов преп. Сергия Радонежского не сохранился (не считая пригородов), и в современный период в «северной столице» начали создаваться новые храмы великого святого земли Русской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To 1917 in St. Petersburg there were seven temples of the St. Sergius of Radonezh, not counting situated in the suburbs, several churches and the Trinity-Sergius Coastal desert. The main places of worship in the Holy capital of the Russian Empire was the St. Petersburg metochion of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra, St. Sergius all the artillery of the Cathedral and parish Church of the St. Sergius of Radonezh at Novoselkovskaya str. However, all seven Sergius temples were closed during the Soviet period to the beginning of the 1930s, none of the pre-revolutionary Petersburg churches St. Sergius of Radonezh not preserved (not counting the suburbs), and in the modern period in the «Northern capital» started to establish new temples of the great Saint of the Russian land.

Текст научной работы на тему «Храмы преподобного сергия Радонежского в Санкт-Петербурге»

Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях ПоЛашрыоьа: еп хропш, еп ррооырш, еп еибеи

Выпуск 2 2014

страницы 109-120

о^^---^Г^^

Шкаровский М. В.

Храмы преподобного Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге

Имя преп. Сергия Радонежского всегда пользовалось почитанием в «северной столице» России. К 1917 году в городе св. ап. Петра насчитывалось семь храмов святого, не считая расположенных в пригородах еще нескольких церквей и Троице-Сергиевой Приморской пустыни. Главным же местом поклонения преп. Сергию Радонежскому в столице Российской империи было Санкт-Петербург-ское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Оно находилось в самом центре города - на набережной реки Фонтанки, вблизи Невского проспекта. В соответствии с указом императора Петра I, согласно которому все главные монастыри страны должны были иметь в новой столице свои подворья, в 1721 году в Санкт-Петербурге появилось первое деревянное подворье Троице-Сергиевой Лавры на берегу реки Ждановки, на городской стороне, а вскоре и каменное - на набережной Невы у 15-й линии Васильевского острова. В 1733 году настоятель Лавры духовник императрицы Анны Иоановны архимандрит Варлаам (Высоцкий) получил от казны расположенный на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки деревянный дом контр-адмирала Дуффуса, куда перенес с набережной реки Ждановки лаврское подворье. После постройки в 1750-1753 годах на этом участке каменного здания, в ноябре 1754 года для монахов была освящена походная церковь Казанской иконы Божией Матери, принадлежавшая ранее Кабардинскому полку. В 1771 году эту церковь разобрали и взамен в перестроенном восточном флигеле освятили 1 октября 1772 году церковь во имя преп. Сергия Радонежского.

В конце XVIII века часть обширного участка подворья перешла во владение князей Белосельских-Белозерских, для которых архитектор Ф.И. Демерцов в 1800 году построил дворец на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки, перестроенный в 1846 году А.И. Штакеншнейдером. В начале XX века дворец оказался связан с именем св. новомученицы великой княгини Елизаветы Федо-

о^^---^У^0,

ровны. В 1831 году церковь преп. Сергия Радонежского была расширена за счет постройки нового придела по проекту И. Шарлеманя; при этом был устроен новый иконостас, несколько икон для которого написал А.Г. Венецианов. Обновленный храм освятили 7 апреля 1831 года. В нем хранилась чтимая икона с частицей мощей преподобного, перед которой по понедельникам служили акафист.

В начале XIX века в левой части главного здания подворья была устроена вторая церковь - Пресвятой Троицы. В 1857-1858 годах это здание получило новый фасад с разноцветными золочеными наличниками в древнерусском стиле по проекту известного петербургского зодчего А.М. Горностаева. В 1870-1872 годах архитектор С.В. Садовников, использовав замысел предшественника, надстроил здание, возвел купол над церковным залом и устроил на нижнем этаже часовню. Также он заново отделал интерьер церкви, поставив в ней великолепный мраморный иконостас. 12 февраля 1873 года наместник Лавры митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) освятил этот храм во имя Пресвятой Троицы. Церковь славилась старинными иконами, многие из которых имели богатые оклады. В 1905-1906 годах она была отремонтирована и вновь расписана. В предреволюционные годы в храме пел прекрасный хор под управлением регента К.А. Маркевича. В митрополичьих покоях подворья останавливались во время приездов в Санкт-Петербург все московские архиереи, в том числе святой митрополит Филарет (Дроздов)1.

После избрания в октябре 1917 года Святейшим Патриархом Московским и всея России свят. Тихона лаврское подворье стали также называть патриаршим. Именно здесь проживал Патриарх Тихон во время своего единственного приезда в Петроград в конце мая - начале июня 1918 года. В соответствии с требованиями советской власти в январе 1919 года при храме подворья была образована приходская община, которая избрала церковный совет, заключивший 19 января договор с представителями райисполкома о взятии помещения храма и церковной утвари в бессрочное и бесплатное пользование.

Члены приходского совета должны были лично отвечать за сохранность имущества. Когда 13 мая 1921 года из церкви похитили

1 Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1890. С. 228; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010. С. 363; Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга (история и современность). СПб., 1994. С. 104-105.

-^У^0,

два больших серебряных позолоченных креста и три напрестольных Евангелия, они выплатили стоимость похищенного2.

В начале 1921 года настоятелем подворья был назначен известный церковный деятель священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин). Он родился 30 декабря 1870 года в д. Колпна Новольского уезда Тульской губернии, в 1893 году окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге и в 1912 - начале 1917 являлся депутатом IV Государственной Думы, а в августе 1917 - сентябре 1918 - членом и секретарем проходившего в Москве Всероссийского Поместного Собора. 12 сентября 1920 года В.П. Ше-ин принял монашеский постриг с именем Сергий в честь преп. Сергия Радонежского, затем вскоре был возведен в Москве в сан иеромонаха и архимандрита. Будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а тогда епископ Ямбургский Алексий (Симанский) 27 апреля 1921 года написал своему духовнику митрополиту Арсению (Стадницкому), что «по слухам, исходящим от Патриарха» Тихона, архимандрит Сергий «только временно переводится в Петроград, скоро предстоит его хиротония и назначение на место митрополита Крутицкого» 3.

Но судьба архимандрита сложилась иначе. На общеприходском собрании 9 июня 1921 года Сергий был избран председателем нового состава церковного совета, состоявшего из 25 человек. В его состав входили насельники подворья иеромонахи Иоаким (Истомин), Феофилакт (Недосолов) и священник Иоанн Вениаминов, а также бывший доцент Московской Духовной Академии, профессор Петроградского Богословского института Федор Константинович Андреев, позднее принявший сан священника. Поселился отец Сергий в здании подворья на набережной реки Фонтанки, д. 444.

Еще в октябре 1919 года гражданская власть, утвердив ходатайство представителей приходских общин, предоставила в распоряжение создаваемого вместо закрытой Петроградской Духовной Академии Богословского института бывшие митрополичьи покои Троицкого подворья (23 октября Центральный жилищный отдел выделил для института третий этаж). Здесь Богословский институт и открылся 16 апреля 1920 года. Состав его преподавателей был чрезвычайно сильным: ректор - протоиерей Николай, будущий Ленинградский митрополит Григорий (Чуков), профессора закрытой Духовной Академии А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский,

2 ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4. Л. 281; Ф. 7384. Оп. 33. Д. 331. Л. 13.

3 Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. С. 201, 224.

4 ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4. Л. 281-281об.

о^^---^У^0,

И. А. Карабинов, протоиерей В. М. Верюжский, профессора Петроградского университета: академик Б. А. Тураев, Л. П. Карсавин, Д. И. Абрамович, И. М. Гревс, М. Д. Приселков и др.

В декабре 1920 года в здание подворья переехало и Петроградское Богословско-пастырское училище. Большое внимание этим учебным заведениям уделял священномученик митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Так, 27 мая 1921 года епископ Алексий (Симанский) написал духовнику, что был на акте в Богословском институте, а сначала служил литургию с митрополитом Вениамином и епископом Кронштадтским Венедиктом «с огромным количеством сослужащих» в церкви Троицкого подворья5.

К началу 1922 года Богословский институт имел в своем составе около 30 преподавателей и более 150 студентов, а Богословско-пастырское училище - 9 наставников и свыше 50 слушателей. В то время это были ведущие духовные учебные заведения в стране, в число их преподавателей приглашали известных ученых из других городов, например, свящ. Павла Флоренского из Москвы6.

Трагические события 1922 года - кампания по изъятию церковных ценностей, массовые репрессии духовенства и обновленческий раскол стали переломными в истории подворья. 22 апреля специальная комиссия наметила к изъятию из его храма 10 серебряных позолоченных предметов общим весом около 18 фунтов, но приходской совет обязался в пятидневный срок выкупить эти ценности и действительно в указанный срок внес серебряный лом требуемого веса7.

Таким образом, ценности временно остались в храме. Хотя никаких эксцессов при этом не было, настоятель подворья архимандрит Сергий был арестован 31 мая 1922 года по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и 5 июля приговорен Петроградским губревтрибуналом вместе с митрополитом Вениамином и другими новомучениками к смертной казни. 13 августа о. Сергий, Владыка Вениамин, профессор Петроградского университета Юрий Новицкий и юрисконсульт Александро-Невской Лавры Иоанн Кочуров были расстреляны и похоронены на территории Ржевского артиллерийского полигона на северо-восточной окраине города. В 1992 их причислили к лику святых.

5 Там же. Д. 61. Л. 3-6; Ф. 8952. Оп. 1. Д. 8. Л. 1, 4; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 223.

6 Андреева М.Ф., Можанская А.Ф. По прочтении «Синодика». СПб., 2000. Рукопись. С. 1-2.

7 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 331. Л. 13.

-^У^0,

5 июня 1922 года в здании Троицкого подворья состоялось пастырское собрание духовенства Петрограда, которое единогласно приняло резолюцию: просить советскую власть об освобождении митрополита Вениамина на поруки всего духовенства города, но это не помогло. Вскоре церковную власть в стране при поддержке ГПУ захватили раскольники - обновленцы. В «северной столице» они встретили самое сильное сопротивление со стороны возникшей в августе 1922 года так называемой «Петроградской автокефалии», в состав которой вошла и община Троицкого подворья. Новым (и последним) ее настоятелем после расстрела архимандрита Сергия стал игумен Софроний8.

В феврале-марте 1923 года Петроградская автокефалия была разгромлена, а ее руководители арестованы и осуждены. Это предопределило и закрытие церкви Троицкого подворья, состоявшееся в апреле, хотя официальное решение Президиум Петроградского губисполкома принял только 7 июля 1923 года: «Принимая во внимание, что церковь б. Троицкого подворья является домовой церковью и составляет одно целое с жилыми помещениями - утвердить постановление Центрального райисполкома о ее закрытии и обязать губернский отдел управления срочно ее ликвидировать, передав помещение в Губоткомхоз» 9.

Под угрозой захвата обновленцами и в связи с нехваткой денежных средств Совет Богословского института 2 мая 1923 года принял решение о самоликвидации, а Богословско-пастырское училище сумело отстоять свою независимость от обновленцев и после закрытия института и подворья переехало в помещение бывшей русско-эстонской Исидоровской церкви, просуществовав там еще более пяти лет.

Главные святыни Троицкого подворья - ковчег с частицами мощей и чтимый образ преп. Сергия Радонежского 30 апреля 1923 года передали в Знаменскую церковь у Московского вокзала. Верующим удалось добиться разрешения на перенос ковчега и иконы со стороны Петроградского Управления научных и художественных учреждений, на учете которого святыни находились. Передача произошла «исключительно по желанию и просьбам прихожан Знаменской церкви, которые и ранее ходили на поклонение этих святынь в Троице-Сергиево подворье». 11 июля 1923 года на общеприходском собрании Знаменской церкви было отвергнуто предложе-

8 Там же. Ф. 1000. Оп. 8. Д. 41. Л. 135.

9 Там же. Оп. 7. Д. 323. Л. 8.

о^^---^У^0,

ние Петроградского Епархиального управления передать ковчег и икону в Сергиевский собор на Литейном проспекте10.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь была закрыта и в мае 1941 года взорвана. К сожалению, дальнейшая судьба святынь Троицкого подворья неизвестна. Другая церковная утварь и мебель подворья были изъяты 18 июня 1923 года и по акту переданы в кладовую хозяйственной части исполкома Центрального района города11.

Здание подворья долгое время использовалось под жилье, в 1930-х годах его перестроили, ликвидировав купол над церковным залом, а в конце 1970-х годов окончательно переделали для Центральной городской библиотеки имени В.В. Маяковского, когда была уничтожена и внешняя отделка. В 1993 году в ходе реставрационных работ фасаду был возвращен прежний облик. Еще в 1990 образовалась община, которая долгое время пыталась вернуть здание подворья епархии. С конца 1990-х годов на часть своих прежних помещений стала претендовать и Троице-Сергиева Лавра. В разгоревшейся борьбе с библиотекой ей пока удалось получить лишь одно помещение.

Вторым важнейшим местом почитания преп. Сергия Радонежского в «северной столице» был Сергиевский всей артиллерии собор, расположагавшийся по адресу: Литейный проспект, на углу улицы Сергиевской (ныне Чайковского), д. 6/16. История этого храма связана с возникшим в 1713 году Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него, в «Пушкарской слободе», Святейший Синод в 1721 году разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых была сооружена деревянная церковь, освященная 13 мая 1731 года во имя преп. Сергия. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту архитектора И.Я. Шумахера. В 1743 году из-за «маловме-стительности» ее перенесли в дворцовые слободы.

Летом 1744 И.Я. Шумахер начал работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления. Освящение этой церкви с приделом свят. Николая Чудотворца и одноярусной колокольней совершил архиепископ Феодосий (Янковский) 24 сентября 1746 года. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762-1763 годах был сооружен дополнительный теплый -во имя Архангела Михаила12.

10 Там же. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 241. Л. 260-263.

11 Там же. Д. 259. Л. 118.

12 Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 65.

о^^-^У^0,

В 1796 году был одобрен проект известного петербургского архитектора Ф.И. Демерцова и начато строительство нового Сергиевского храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26, 7 тысяч рублей. 25 сентября 1798 года в новом храме был освящен придел свят. Николая Чудотворца, а 5 июля 1800 года митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым) - главный. Входы были отмечены ионическими портиками, а стены здания изнутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. В 1803 году храм получил статус собора, в 1832 был передан в военное ведомство и с 1835 стал называться собором гвардейской артиллерии13. В 1815 году старые иконы в приделах заменили новыми и расписали своды. В 1860-е годы академик живописи А.А. Зауервейд написал в парусах изображения евангелистов, а на стенах - две большие картины из жизни преп. Сергия14.

В 1914-1916 архитектор Л. Н. Бенуа расширил собор, увеличив существующие приделы с севера и юга и убрав хоры, после чего собор стал вмещать 2700 человек. Большой синий купол и барабан сделали из бетона. Было обновлено и внутреннее убранство. Художник А.Т. Платунов, при участии С.Т. Шелкова, расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах изобразил на полотне два сюжета: «Явление Божией Матери преп. Сергию» и «Преп. Сергий благословляет князя Дмитрия Донского». Лепные работы произвела мастерская А.Н. Савина. В 1915 году для павших офицеров была создана часовня-усыпальница. Однако из-за Первой мировой войны все работы завершить не удалось.

При храме имелись две часовни: первую построили в 1877 году, вторую - в 1889 по проекту архитектора В.И. Серкова на деньги купца П.И. Долгина в память о спасении императорской семьи при железнодорожной катастрофе в Борках. В соборе имелось несколько икон середины XVIII века, ковчег с мощами святых, набор воздухов времен императрицы Елизаветы Петровны, подаренная графом П.А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти академика живописи В.К. Шебуева принадлежал заалтарный образ «Бог Саваоф», художнику В.Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового

13 Никитин Д.Я. Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1878; Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб., 1997. С. 947-948.

14 Покровский Н.М. Житие преп. Сергия Радонежского чудотворца и Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1891.

о^^---^У^0,

киота, сделанного для императора Александра I. В 1892 году престол украсили серебряной одеждой; тогда же академик А.Р. Бок сделал из гипса Голгофу.

В 1809-1823 годах в храме служил протоиерей Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849-1870 - протоиерей Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник. С 1868 года при соборе действовало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на Фурштатской улице, д. 19. В 1879 году, впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные настоятелем протоиереем Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь был образован первый церков-но-народный хор15.

Последним настоятелем собора в 1892-1932 годах служил известный в Санкт-Петербурге пастырь - митрофорный протоиерей Иоанн Васильевич Морев, редактор «Вестника военного и морского духовенства», в 1918 году исполнявший обязанности протопресвитера военного и морского духовенства. При нем в 1918 году властями были реквизированы капиталы прихода, а 26 апреля 1922 года изъята большая часть церковных ценностей. После начала обновленческого раскола община Сергиевского собора в июле 1922 -мае 1923 перешла к боровшейся с обновленцами Петроградской автокефалии. После ее разгрома ОГПУ храм был на несколько месяцев захвачен обновленческим Петроградским Епархиальным управлением, однако осенью 1923 года вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата16.

В 1925-1927 годах в соборе служил уже упоминавшийся «главный идеолог» оппозиционного советской власти иосифлян-ского движения, бывший профессор Петроградского Богословского института протоиерей Феодор Константинович Андреев, скончавшийся в 1928 году после ареста ОГПУ и похороненный на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. По воспоминаниям академика Д.С. Лихачева на проповеди этого пастыря в Сергиевский собор приходила «вся интеллигенция» города.

!5 РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 4033. Л. 227-228; Оп. 36. Д. 168. Л. 64об; Ф. 789. Оп. 13. Д. 215; Ф. 796. Оп. 3. Д. 801; Оп. 42. Д. 154; Оп. 170. Д. 1061; Оп. 198. Д. 91; Ф. 797. Оп. 59. Д. 195; Ф. 799. Оп. 26. Д. 1372; Ф. 806. Оп. 5. Д. 8872; Ф. 1293. Оп. 122. Д. 45а.

ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 29, 685, 2324, 2801, 2907.

16 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 238. Л. 57; Д. 241. Л. 263.

о^^-^У^0,

К 1932 году собор состоял под государственной охраной как памятник архитектуры XVIII века, но это не уберегло его от уничтожения. Сначала храм хотели после закрытия приспособить под общежитие, а затем его место «облюбовало» всемогущее тогда ОГПУ, для которого поблизости, в начале Литейного проспекта, в первой половине 1930-х возводился так называемый «Большой дом».

Собор был закрыт согласно постановлению Президиума Леноблисполкома от 31 мая 1932 года о его ликвидации и передаче здания Строительному управлению ОГПУ. Верующие пытались бороться и обратились с ходатайством об отмене этого постановления в Президиум ВЦИК. 8 июня секретарь данного органа власти П.Г. Смидович прислал в Леноблисполком телеграмму о приостановлении ликвидации собора до решения дела в Президиуме ВЦИК. Однако к тому времени члены приходского совета под сильнейшим давлением ОГПУ написали в Леноблисполком заявление с отказом от своей жалобы во ВЦИК и просьбой принять по акту инвентарь и святыни Сергиевского собора.17

Часть имущества была отдана в расположенный неподалеку Спасо-Преображенский собор, куда 25 июня перешла и община ликвидированного храма. С использованием прежних стен на месте частично разобранного Сергиевского собора в 1932-1933 годах возвели в стиле конструктивизма административное здание ОГПУ, занятое в настоящее время приемной Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 28 июня 2004 года на этом здании была открыта памятная доска об уничтоженном соборе.

В Санкт-Петербурге (Ленинграде) до начала 1930-х существовала и приходская церковь преп. Сергия Радонежского, находившаяся на Новосивковской улице (ныне улица Ивана Черных, вблизи д. 20). В конце XIX века, после того как крестьянин Терентий Николаевич Волков подарил участок земли между Обводным каналом и Нарвским проспектом, рядом с железнодорожной веткой, был образован строительный комитет, который возглавил протоиерей Философ Орнатский (настоятель Казанского собора, будущий священно-мученик, расстрелянный вместе с сыновьями в сентябре 1918).

Для начала 5 июля 1899 года была освящена деревянная часовня, выстроенная по проекту гражданского инженера А.И. Носа-левича, а 8 июня 1900 года епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский и священномученик,

17 Там же. Д. 331. Л. 28-29; Д. 351.

о^^---^У^0,

заложил временный храм на 2000 человек, авторами которого были петербургские архитекторы Г.Г. фон Голи и Г. Д. Гримм.18

Деревянную церковь в русском стиле с двумя приделами построили всего за три месяца, и 19 ноября епископ Нарвский Никон (Софийский) освятил ее главный престол. 29 декабря был освящен Благовещенский придел. Постройка и отделка храма велась на добровольные приношения прихожан. Г.Е. Логунов пожертвовал мраморный престол и жертвенник; петербургский Новодевичий монастырь прислал список чудотворной иконы преп. Сергия, исполненный инокиней Екатериной. В мастерской Д.В. Дудакова был вырезан из белого американского дуба двухъярусный иконостас, образа для которого написал Д.В. Трунов.19

Через год после освящения было решено возвести каменный храм с богадельней, приютом и школой, но средств собрать не удалось, и Г.Г. фон Голи пристроил к существующей церкви придел новопрославленного преп. Серафима Саровского, освященный 29 января 1904 года св. прав. Иоанном Кронштадтским. При храме работало благотворительное общество, содержавшее школу, и вело активную просветительскую работу среди рабочих, для чего в 1909 году было создано миссионерское братство.20

В 1906-1919 годах настоятелем церкви служил протоиерей Симеон Васильевич Молчанов, умерший от тифа. Следующим настоятелем - в 1919-1922 годах - был протоиерей Илия Иванович Смирнов. В приходе в 1918-1920 годах также действовал молитвенный дом, располагавшийся в Козловском переулке, д. 9, и закрытый в декабре 1920. Еще в декабре 1919 года были реквизированы все капиталы прихода, 5 декабря 1920 года заключен первый договор с представителями советской власти о передаче храма в пользование верующих, а в мае 1922 из него изъяли церковные ценности.21

В марте - декабре 1923 года храм временно захватывали обновленцы, но затем он вернулся в Московский Патриархат. С 16 декабря 1923 по март 1924 настоятелем церкви служил протоиерей Ни-кифор Никифорович Стрельников (новомученик, расстрелянный в казахстанской ссылке в 1937 году), в 1924-1928 годах - протоиерей Арсений Нестерович Росляков, а в 1929-1931 - протоиерей Василий Григорьевич Спиридонов (погиб в ленинградскую блокаду).22

18 Строитель. 1900. № 9-10. С. 345-350; Зодчий. 1900. № 9. Л. 41-42.

19 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 91. Д. 15.

20 Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 121.

21 ЦГА СПб. Ф. 104. Оп. 2. Д. 7. Л. 1-4, 16.

22 Черепенина Н.Ю., Шкаровский М.В. Православные храмы Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. Справочник. СПб., 1999. С. 78-79.

о^^-^У^0,

27 сентября 1930 года Президиум Ленсовета принял решение о закрытии храма и передаче его здания под школу. Верующие обжаловали это решение во ВЦИК, поэтому закрытие было отсрочено на полгода, но в конце концов и Президиум ВЦИК отказал прихожанам в их ходатайстве. Церковь была закрыта в марте 1931 и в том же году снесена в связи «с прокладкой теплоцентрали»; ее имущество 24 июля 1931 года частично передали в Измайловский собор. Позднее на этом участке разбили сквер.23

Помимо названных трех основных храмов в Санкт-Петербурге существовали еще четыре домовых церкви во имя преп. Сергия Радонежского: при 180-м запасном пехотном полку (Средний проспект Васильевского острова, д. 93), при 2-м реальном училище (8-я рота Измайловского полка (Красноармейская улица), д. 3), при Громовском приюте преп. Сергия (Ковенский пер., д. 12) и при Ма-риинском приюте офицерских детей (улица Архиерейская (Льва Толстого), д. 13). Однако все они были закрыты вскоре после революции - в конце 1917 - 1918 - и в дальнейшем перестроены. Таким образом, ни один из дореволюционных петербургских храмов преп. Сергия Радонежского не сохранился (если не считать пригороды), и в современный период в «северной столице» начали создаваться новые храмы великого святого земли Русской.

Источники и литература:

1. РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 4033; Оп. 36. Д. 168.

2. РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Д. 215.

3. РГИА. Ф. 796. Оп.3. Д.801; Оп.42. Д.154; Оп.170. Д.1061; Оп.198. Д.91.

4. РГИА. Ф. 797. Оп. 59. Д. 195.

5. РГИА. Ф. 799. Оп. 26. Д. 1372.

6. РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 8872.

7. РГИА. Ф. 1293. Оп. 122. Д. 45а.

8. ЦГА СПб. Ф. 104. Оп. 2. Д. 7.

9. ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп.7. Д.323; Оп.8. Д.41; Оп.48. Д.42; Оп.66. Д.117.

10. ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4.

11. ЦГА СПб. Ф. 4914. Оп. 3. Д. 7.

12. ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 238, 241, 259, 331, 351.

13. ЦГА СПб. Ф. 8952. Оп. 1. Д. 8.

14. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 29, 685, 2324, 2801, 2907; Оп. 91. Д. 15.

15. Андреева М.Ф., Можанская А.Ф. По прочтении «Синодика». СПб., 2000. Рукопись.

23 ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 48. Д. 42. Л. 10-20; Оп. 66. Д. 117. Л. 60-73; Ф. 1001. Оп. 7. Д. 4. Л. 279; Ф. 4914. Оп. 3. Д. 7. Л. 83-85.

о^^---^У^0,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010.

17. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1890.

18. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб., 1997.

19. Зодчий. 1900. № 9. Л. 41-42.

20. Никитин Д.Я. Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1878.

21. Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000.

22. Покровский Н.М. Житие преп. Сергия Радонежского чудотворца и Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1891.

23. Строитель. 1900. № 9-10. С. 345-350.

24. Черепенина Н.Ю., Шкаровский М.В. Православные храмы Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. Справочник. СПб., 1999.

25. Шульц С.С. Храмы Санкт-Петербурга (история и современность). СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.