Научная статья на тему 'Храмовый топос в автобиографическом пространстве А. М. Ремизова'

Храмовый топос в автобиографическом пространстве А. М. Ремизова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / А.М. РЕМИЗОВ / ХРАМ / ПРОСТРАНСТВО / A.M. REMIZOV / RUSSIAN LITERATURE / TEMPLE / SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вахненко Екатерина Евгеньевна

Статья посвящена осмыслению специфики храмового топоса и его роли в авто-биографическом пространстве А.М. Ремизова на материале книг «Подстриженными глазами» и «Взвихренная Русь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temple topos in A.M. Remizov's autobiographical space

Based on the material of the books With trimmed eyes and The whirled Rus, the present paper analyses the specificity of the temple a topos and its role in A.M. Remizov's autobiographical space.

Текст научной работы на тему «Храмовый топос в автобиографическом пространстве А. М. Ремизова»

Е.Е. Вахненко

Иркутский государственный университет

Храмовый топос в автобиографическом пространстве А.М. Ремизова

Аннотация: Статья посвящена осмыслению специфики храмового топоса и его роли в автобиографическом пространстве А.М. Ремизова на материале книг «Подстриженными глазами» и «Взвихренная Русь».

The article is dedicated to the analysis of specificity of temple a top wasp and its roles in A.M. Remizova's autobiographical space on a material of books «Cut eyes» and «Vzvihrennaja Russia».

Ключевые слова: русская литература, А.М. Ремизов, храм, пространство.

Russian literature, A.M. Remizov, temple, space.

УДК: 882-054.72 (092) Ремизов.

Контактная информация: Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. ИГУ, факультет филологии и журналистики. Тел. (3952) 243995. E-mail: [email protected].

Одной из основ духовного бытия писателя, его генетической, общекультурной памяти является монастырский колокольный звон. На Руси он считался неотъемлемой частью жизни народа, в христианской культуре воспринимался как «глас Божий». Одним из способов преодоления писателем апокалиптического хаоса истории является обращение к храму как символу духовной гармонии. Для Ремизова храм определяется соборным пением, звоном колокола, историей. Писатель погружает читателя в пространство колокольного звона, который поднимается над революцией, очищает и преображает мир.

Со звоном колокола соотносит Ремизов и начало своей страннической жизни (заключенный-ссыльный, эмигрант, странник в пространстве культуры, странник в революции): «По обеде, чем бог послал, попил я чайку и стал в путь снаряжаться, вынул мешок... как по этапу гнали когда-то... Взял я этот этапный мешок и в путь» [Ремизов, 2000-2002, т. 5, с. 32]. Чернигов, Москва, Ессентуки, Петербург - путь Ремизова-паломника, странника по святым местам. Создается символическая картина переходящего Русь: «Поутру у Спаса - в древнейшей русской церкви Мстислава Тмутараканского» - богомольцы с обожженными солнцем лицами и руками, молитва одинокого священника у мощей - «Принял я в сердце и эту молитву». Создается ощущение святой земли, сакрального уголка вдалеке от хаоса революции: «Белые стены собора, белые, как мазанки. А кругом зелень -тополя... Есть тишина около храмов» [Там же, с. 121]. В своем странничестве Ремизов не упоминает Черниговского скита (XIX в.), а акцентирует внимание на древнейших храмах: церкви Богородицы Мстислава Тмутараканского (начало XI в.), и на Ильинской церкви (конец XI в.). Он называет Ильинскую церковь первой на Руси, но известно, что первой была Десятинная церковь Пресвятой Богородицы, построенная князем Владимиром в Киеве (989-996 гг.). Писатель здесь по-своему концептуален: первая церковь на Руси не сохранилась, хотя в XIX в. на ее месте был возведен новый храм; чтобы передать древнейшую атмосферу нача-

ла христианства, он обращается именно к перечисленным храмам, не упоминая о ските и первой киевской церкви.

Черниговские храмы - это тихая сакральная история христианства, тогда как посещения московских соборов и церквей Ремизов сопровождает торжествующим колокольным звоном, не прекращающимся ни на секунду: «Уже третий звон звонили. Колокола врывались в "Хвалите" - "Хвалите имя Господне!" - колокольным "красным" звоном в лад» [Там же, с. 136]. Известно, что освященному колоколу приписывается сила, способная поднять народ и повести его в церковь; красным звоном колокола освящается воздух и прогоняются вредоносные силы. В книгах «Подстриженными глазами», «Взвихренная Русь» Ремизов акцентирует внимание именно на красном колокольном звоне. Согласно церковному уставу, красным именовался звон на Страстной неделе, в последние дни страданий, мук и воскрешения Христа. Мотив страданий, отверженности, жертвенности определяет и сущность ремизовского духовного бытия. Жизненное пространство писателя охватывается нескончаемым колокольным звоном - символом очищения и преображения, беспрерывности духа и памяти писателя. В «Подстриженных глазах» можно представить «географию» колокольного звона: центр - Ивановская колокольня (Соборная площадь Кремля), Спасо-Андроников монастырь (берег Яузы), Симонов монастырь (левый берег Москва-реки), Новоспасский монастырь (Крутицкий холм), Донской монастырь (Донская площадь). За пределами остается Данилов монастырь (виден от Симонова), далее - Воробьевы горы.

Особое значение для Ремизова имеет большой «Успенский или праздничный» колокол на Иване Великом, ударом в который дается начало торжественному звону всех Московских церквей в ночь перед Пасхой. Красный звон Ивановской колокольни Ремизов определит как начальную точку жизни, осознание себя в мире. Об особом историческом значении Ивана Великого Ремизов неоднократно напоминает читателю. Первым строителем колокольни считается Иван III, объединивший русские земли в единое Московское государство. Именно в это время рождается идея о Москве - Третьем Риме, наследнице второго Рима - Царьграда. Ремизов, закрепляя за Иваном Великим функцию центра русской духовности, своеобразного пупа земли, сохраняет мысль о значимости именно христианской Руси.

Красный звон 37 колоколов - первая метрика в духовном бытии автобиографического героя, начальная точка, осознание себя в мире, и конечная инстанция духовных скитаний писателя. Колокольня Ивана Великого возвышается на 82 м. над окрестностями Москвы и объединяет в одно целое храмы Московского Кремля (принадлежит к Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам). Это мифологический столп, центр мира. Ремизов пишет о трех тонах звука колокола: первый - ударный размеренный густой звон колокола Успенского собора, второй - гул колокола Ивана Великого, и третий тон - не гул, а звон - у Ремизова это десятки тысяч колоколов московских соборов: «Шел под звон колоколов - вся Москва звонила» накануне Ильина дня, когда было принято звонить сразу во все колокола. Именно второй звон, который дольше всего держится в воздухе, Ремизов соотносит с гулом многовековой истории Руси: «На Иване Великом звонили второй звон - века выговаривали на колоколах» [Там же, с. 135].

Известно, что Колокольня была сооружена на месте древнего храма св. Иоанна Лествичника, выстроенного в 1329 г. Иваном Калитой. Неслучайно библейский образ «лествицы» св. Иоанна Лествичника соотносится с образом лестницы как символом судьбы Ремизова, постоянного духовного восхождения: «.. .вся моя жизнь, как крутая лестница. Людям, привыкшим всё "во-время" и "по-человечески", лучше не заглядывать в эти пропастные колодцы: для ихних глаз ад» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 270]. Путь от страданий и грехов через отречение от земного к небесной благодати и любви - путь подвижника. Лествица - тридцать степеней духовного совершенства, только тогда подвижник достигает со-

стояния праведности, неискушенности к падению: «Всем приступающим к сему доброму подвигу, жестокому и телесному, но и легкому, должно знать, что они пришли ввергнуться в огонь, если только хотят, чтобы в них вселился невещественный огонь» [Лествица Преподобного отца нашего Иоана, игумена Синайской горы, с. 17]. Ремизов во «Взвихренной Руси» совершает восхождение по лествице вместе с русским народом.

Началом «извечной гулкой памяти» Ремизов называет звон колокола Андро-ниева монастыря: «Я слушал его, весь - слух, как слушают песню - такие есть у всякого песни памяти, как что-то неотразимо знакомое, и не мог восстановить... чувствуя себя кругом заброшенным на земле, я с горечью ждал, что кто-то или что-то подскажет, кто-то окликнет - кто-то узнает меня» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 6]. Этот колокол имеет особое значение для Ремизова, возрождает культурную память, объединяющую века русской истории и духовности.

Спасо-Андроников монастырь писатель называет по-старинному Андроние-вым, как у Аввакума: со страданиями протопопа, сидевшего на цепи в монастыре в 1653 г., Ремизов связывает колокольный звон: «И теперь, когда в Андрониеве монастыре расчищают Рублевскую стенопись... я чувствую непрерывность жизни духа и проницаемость в глубь жизни; искусство Андрея Рублева, страда и слово Аввакума и эта жгучая память Достоевского. все это прошло на путях моего духа и закрутилось в воскресном колокольном звоне древнего московского монастыря» [Там же, с. 6]. Со звоном колокола соотносит Ремизов и начало страннической жизни (эмигрант, духовный странник в пространстве культуры). Звон цепей Аввакума и «звяклый звон кандалов» каторжников, идущих мимо святынь, -символ боли и лишений, сопровождающих Ремизова всю жизнь. В этом же контексте следует рассматривать и вериги в храме Василия Блаженного («у Николы Великорецкого»), которые писатель примеривает на себя: «.и эти тяжелые вериги по стене - какими глазами я глядел на них! Это были мои вериги - добровольно надеть на себя и идти в мир за страдой» [Там же, с. 9]. Вериги носили для усмирения плоти, но для Ремизова - это духовный символ: вериги, проводящие душу сквозь тернии страданий. Возможно, Ремизов пишет о веригах (крест, пояс и цепи) не Василия Блаженного, а Иоанна Блаженного по имени Большой Колпак 1; он был родом из вологодских краев - места одной из ссылок писателя, добровольно принявшего ношу духовного страдальца: «Завтра с горячим солнцем наш тяжелый поезд медленно подойдет к облаговестанной колоколами Москве... впереди те, кто на каторгу, за ними те, кто в Сибирь на поселение. и под звяк-лый звон кандалов напролом громыхающей Москве.» [Там же, с. 13]. Звон кандалов и звон колоколов - единый символ страдания и очищения, покаяния за несовершенное зло: Ремизова по ошибке отправляют к месту ссылки по этапу как уголовника, а не как политического преступника.

Со страданием и муками Христа писатель соотносит и около монастырское пространство в центре Москвы: «.Но однажды, выйдя на Красную площадь и невольно сторонясь кровавого Лобного места, я вдруг остановился: явственно надо мной выговаривал дьячий голос - "а велел его держать за крепкими сторожи, сковав руки и ноги и на шее цепь"» [Там же, с. 9]. Он акцентирует внимание на «кровавом» Лобном месте, где, по его представлению, в старину производились казни. Известно, что казни С. Разина, бояр и стрельцов проводились не на Лобном месте, а на специальном деревянном помосте недалеко от этого каменного места. «Лобное место в Москве никогда не было деревянным, следовательно, ему с самого начала предназначалось занять особое место среди построек столицы. Со-

1 Иоанн Блаженный предсказал России смутное время и нашествие поляков: «в Москве будет много видимых и невидимых бесов»; А.М. Ремизов образом и страданиями святого связывает воедино смутные времена, примеряя на себя вериги как символ духовных страданий и готовность к очищению.

вершение насилия на трибуне, уготовленной для первых особ государства, было бы равносильно осквернению святыни» [Лобачев]. Ремизов нарочито сближает московское Лобное место и Голгофу. Проведем несколько пространственных параллелей.

На арамейском языке одно из значений слова голгофа ^й^ака) - «череп», но евангелисты трактуют его точнее - «лобное место»: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (Лк. 23: 33-34). Лобное место в Москве возведено перед перекинутым через ров Спасским мостом (своеобразная дорога на Голгофу) около городских ворот. Рядом со Спасскими воротами Кремля и Лобным местом возведен Собор Василия Блаженного, он считается одним из самых мощных архитектурных сооружений. Голгофа как место публичных казней во времена Иисуса, находилась в отдалении от претории Пилата (Ремизов, описывая московскую Голгофу, судилище и место казни объединяет, подчеркивая изначальную оскверненность места). Иисус был распят у дороги, ведущей в город, недалеко от городских ворот, а захоронен в новой гробнице (склепе, пещере), «высеченной в скале» (Мк. 15: 46). Именно скале уподобляется Собор Василия Блаженного, в нем, подобно мощам Иисуса, захоронены московские святые.

Попытка Ремизова принять на себя людские боль и лишения, искупить всеобщую вину приводят к реинкарнационным воплощениям души, «помогая восстанавливать и вновь проживать события чужого бытия с позиций личного переживания. Этот внутренний прожектор восстанавливает связь времен, раскрывает для писателя уникальные возможности отождествлять свое трансцендентальное «Я» с протопопом Аввакумом, первопечатником Федоровым, Гоголем.» [Обатнина, 2008, с. 82-83]. В этом контексте восхождение на Голгофу - высшая ступень реинкарна-ционных исканий ремизовской души, принявшей груз человеческой вины и страданий: «Так я спросил себя: откуда, куда и зачем? На вопрос «откуда» я отвечаю своей исторической памятью: кем я был в прошлом. Киев XI век. Москва XVI -XVII - XVIII века. Византия. и глубже Голгофа» [Ремизов, 1922, с. 277]. Крест, распятие понимаются им как ноша Спасителя, невозможная без воссоздания мученического пути (архетипической ситуации распятия): «И разве могу забыть я казнь белым огнем? Я точно присутствовал и не как свидетель, а как сам мученик... Я помню разъятие состава - с этого началась казнь: соструганная кожа, рассеченные мускулы, раздробленные кости, и - крест: пригвождение в длину, широту и долготу.» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 106].

Ремизов одновременно проецирует на себя муки Христа (ситуация распятия -пригвождение Иисуса четырьмя гвоздями к кресту; известно, что Аввакума перед сожжением привязали к четырем углам сруба) и страдания протопопа в момент сожжения (обрубленные усохшие руки). Огонь вокруг креста и пламя вместе «олицетворяют истину и знание... выжигающие нечистоту. Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая» [Купер, 1995, с. 221].

Ремизов сближает Лобное место как кровавое место преступления властей и каменный Каинов моста, с которым писатель связывает свою жизнь, полную лишений и духовных страданий. Каинов мост, открытый в 1692 г., был в 1859 г. (за 18 лет до рождения Ремизова) разобран, на его месте построен металлический, сохранивший первоначальное название - Большой Каменный мост. Писатель использует старое народное именование моста - Каинов мост, акцентируя внимание на этимологии названия. В арках этого моста изначально обитали разбойники и воры под руководством Ваньки Осипова, который «добровольно» принял на себя каинову печать - пошел во власть бороться с криминалом. Как справедливо отметил И. Попов, «на противоположном берегу, прямо у въезда на мост. стояла большая двуглавая башня. И в башне этой - аккурат во времена Ваньки Каина -располагалась тюрьма» [Попов, 2007, с. 182].

Образ народного разбойника Ремизов примеряет на себя. В «Иверене» образ бунтовщика Пугачева, равного Каину, сливается с образом арестанта-Ремизова, который в Пензе оказывается в «пугачевской камере»: «Пензе Пугачев не достался и вместо Пугачева я.» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 383]. С Каином Ремизов связывает и момент рождения: «Родился я в сердце Москвы, в Замоскворечье у Каменного "Каинова" моста..» [Там же, с. 6]. По жизни он пронес «каинову печать» в душе: «А себя я и впрямь чувствовал уродиной и каиновой печатью. Недаром через всю мою жизнь окрик: «Пошел вон!» [Там же, с. 77].

Ремизов неоднократно возвращается к мысли о неравнозначности духовного бытия, разделяя пространство Москвы на хтоническое (эсхатологическое, демоническое) и космическое (божественное, духовное): «Два очага в Москве светятся по-разному - не простые огни; два монастыря: Симонов кишел бесами, Ивановский - Божьими людьми (хлысты)» [Там же, с. 459]. К 1720 г. Ивановский монастырь был одним из мест зарождавшегося движения христоверов. Их лидеры воспринимались как народные святые. Ремизов повествует о родственнице Татьяне Макаровне1, последовательнице «"Христа" Аввакума Ивановича Копылова, "восходившего на седьмое небо"» [Там же, с. 65]. Интересным представляется упоминание о деяниях Ваньки Каина, который в момент социального преображения из вора в сыщика, раскрывает секту хлыстов в Ивановском монастыре, обрекая последователей Копылова на гибель: «А в Ивановском, пристанище хлыстов, известного по деяниям Ваньки Каина. » [Там же, с. 65].

Страдание Ремизова двояко. С одной стороны, возникает судьбоносный для писателя мотив Иуды, предавшего Христа, и Каина, убившего Авеля; Каина Ваньки, предавшего разбойников, отправившего на казнь «святого» христовера Копылова. Следствие этого - отверженность Ремизова, «каинова печать», проклятие с рождения: «Из самой глубины моего сердца я чувствовал тяготеющее проклятие на себе. назначенного на мою долю и неизбывного "греха" . с ним пришел я в мир, и без него немыслима моя жизнь» [Там же, с. 31]. С другой стороны - возвышение своих страданий до страданий святого (Аввакум Петров) и страданий божественных (Христа на Голгофе). Это духовное приобщение Ремизова к страданиям святых людей - попытка возвыситься над «бесовской», греховной сущностью, преодолеть «каинову печать».

Симонов монастырь в восприятии Ремизова представляется средоточием бесовского торжества, олицетворением эсхатологического пространства: «А Иванов-Разумник с пудовым портфелем, как бесноватый из Симонова монастыря» [Ремизов, 2000-2002, т. 5, с. 160]. Бесноватость послушников монастыря писатель проецирует на себя, описывая собственную горячку в русле апокалиптического торжества бесов на русской земле: «Приехал из Москвы скопец Иван Дмитриевич. на Москве украли царь-колокол!.. погубили Россию! Последние головни горят. И осталось русское сердце - сапогом его!.. Кара? Нет, это суд Божий. Царь-колокол воры украли!.. И я лежу, свернувшись в горящий комок - последняя головня» [Там же, с. 161]. Неслучайно мотив воровства царь-колокола связан со скопцами и Ванькой Каиным, известным главой московских воров в 1740-х гг.

Симонов монастырь является одним из самых древних в Москве (1369/70), с ним связана легенда о вездесущем колокольном звоне: Ивану Грозному и боярам перед взятием Казани слышался колокольный звон, доносившийся из московских пределов (в Казани еще не было православия), что трактовали как знак, божественный глас. После упразднения монастыря в 1788 г. многие слышали унылый благовест Симоновских колоколов, что указывает на особое значение монастырского колокольного звона. Ремизов нарочито уклоняется от исторического

1 Речь идет о хлыстовке Татьяне Макаровне Черносвитовой (по народному прозванию Ремизовой), которая была отправлена на поселение после смерти Копылова в кирсановском тюремном замке.

значения и сакральности колокольного звона монастыря, погружая читателя в «бесовское» пространство огня. В народных представлениях звон колокола прогоняет беса, и оберегает человека от искушений. Пожар - эсхатологическое предзнаменование. На самом деле никакого крупного пожара в приделах монастыря не было со времен 1812 г. Огонь у Ремизова имеет апокалипсическое значение -торжество бесов в приделах монастырских: «.бесы что-то не очень слушались Симоновского иеромонаха! - а подготовка во время обедни - это подлинно «бесовское действо!... Куда пожар со сбором всех московских частей и оберполиц-мейстером А.А. Власовским... Бесовский пожар в Симонове ... - зрелище ошеломляющее» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 118].

А.А. Власовский был в должности обер-полицмейстера с 1892 по 1896 гг., значит, пожар должен был случиться в современной Ремизову обстановке. Но Власовский провел лишь модернизацию пожарного парка в столице, чем и привлек внимание писателя. Происходит совмещение эсхатологических образов в один образ апокалипсический образ - огонь, как разрушающее начало, и бесы, неподвластные изгнанию. К этому же действу Ремизов приобщает еще один демонический символ - гигантскую каменную лягушку (каменный фонтан): «Показывали под стену подкапывающуюся гигантских размеров каменную лягушку -демона, обращенного в камень; ... о ней знала вся Москва. дополняла бесовское скопище.» [Там же, с. 119]. Лягушка (жаба) в христианской символике имеет негативное значение: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: Это бесовские духи, творящие знамения.» (Откр. 16: 13).

Бесовская сущность в книге Ремизова проявляется в описании внешнего виде и образа жизни служителей церковного культа. Церковная братия связана или с инфернальным началом, или с карнавальным, театральным действом. Неслучайно внутренняя жизнь монастыря представляется Ремизовым в русле театральной площадной культуры. Описывая пространство Спасо-Андроникова монастыря, он акцентирует внимание на монастырском обиходе - «вертепе», сам принимает участие в нем - подстригает монаха Мишу, уподобляя его скомороху: «Наутро за ранней обедней, нарядный, с серебряном стихаре, Миша вышел с большой свечой и стал на амвоне лицом к раскрытым царским вратам - и кто ни был в церкви, всем видно, так со смеху и покатились. "Лествица Иаковлева!", припечатал монастырский эконом Дмитрий» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 90]. Театральность и бесовское начало прослеживается и в сближении внутреннего убранства монастыря с процессом службы: «Ризница Андрониева монастыря богатая, древние облачения - царский дар и шитье московских царевен: всякую службу Мишу наряжали, как в праздник... Принять подвиг чудища, хотя бы и чудотворного, на такое не было сил.» [Там же, с. 91]. Неоднократно Ремизов использует мотив скоморошества в описании внешности служителей культа, подчеркивая ничтожность, бездуховность их бытия. Знакомя читателя с монашком Спасо-Андроникова монастыря о. Паисием, писатель нарочито снижает его образ до жалкого существа, до пародии на юродивого - действительного урода (карлик): «Держали монашка для виду и на волю Божью. А очень чудно было смотреть: одна его острая скуфейка-колпачок - живая сказка, а клобук и мантия - умора. Говорили, что будто от монашка чудеса бывали. Но горемычный ли это слух или монастырский, пущенный "стяжания ради", не знаю.» [Там же, с. 209].

Монастырское пространство в целом не является для Ремизова сакральным. Например, он описывает участие в подготовке празднования Пасхи как карнавального действа: «.под Пасху в нашей приходской церкви мы хотели удивить: паникадила зажгутся без всякой лестницы! Накануне вся церковь опутана была нитками и в полночь, когда крестный ход вернулся в церковь, мы подожгли концы - вспышка, действительно, ударила пушкой, но хоть бы какой огонек, только чад - удушливый, прошиб и можжевеловый дух и съел ладан» [Там же, с. 96].

В этом контексте следует рассматривать и храмовую пустоту, которая для Ремизова является следствием духовной пустоты, изображается как торжество нечисти в облике дьячков, инфернальных служителей культа: «Купола и окна плотно были залеплены снегом. кругом тот угрожающий мрак, что собрался однажды под куполом от множества свечей, зажженных философом Хомою Брутом в первую ночь Вия. Без певчих. Пели одни дьячки. И их гнусавый обиход подтягивали и подхватывали вой и вый с воли. пустая церковь» [Ремизов, 2000-2002, т. 8, с. 121].

Заполняется храмовое пространство столповым распевом1, который писатель, как и колокольный звон, определяет началом извечной памяти, «уходящей вглубь духа»: «Разве могу забыть я «столповой» распев Большого Московского Успенского Собора. Родился ли я таким - и в этом моя глубокая память.» [Там же, с. 8]. Чистота красного звона колоколов в Страстную неделю и чистота реми-зовского голоса нивелируют материальное пространство храма, уводя в беспредельность духа: «В церкви за всенощной я буду петь в хоре догматики русским старинным распевом с отголоском древних русалий. Глубь и чистота моего голоса раскроют и обедованное, сжатое в комок сердце, и веем надеянной весны я вдохну мир в измученную душу» [Там же, с. 23].

Становление и развитие колокольного звона как музыкального искусства неотрывно от древнерусского певческого искусства. Пение альтом «по крюкам»2 на клиросе - это приобщение к древнему складу знаменного распева, «на котором пели в Москве и во времена Андрея Рублева, и при дьяконе Иване Федорове, и который отменен был царем Федором Алексеевичем, сжегшим в Пустозерске протопопа Аввакума» [Там же, с. 32].

Соборное пение в Успенском соборе - единственное, что позволяет сохранить многовековую духовную связь с эпохой крушения и разрушения культурных основ бытия: «В Успенском соборе служба началась. На стихирах пели "знаменный" догматик - из веков повеяло: какой строй и строгость! Потом Лития. Я ее особенно ждал. Столповое пение басами. Это уж до жути вековое, точно все поднялись - и Петр и Алексей и Иона и Филипп - и вот тянут с соборянами на басах в унисон: "Господи помилуй - Господи помилуй"» [Ремизов, 2000-2002, т. 5, с. 135]. Однако пространство монастыря материально, подвержено разрушению: революция вторгается в храм, круша святыни: «Выходя из Собора, я заметил около двери на стене заборную "гнездовую" надпись. я показал знакомому. И вместо ответа он такую загнул "матовую" крепь, даже надпись - мне показалось -сама собой стерлась. Надо непременно снять ризы с икон. Все равно и так сдерут. А без риз даже лучше» [Там же, с. 135].

Огонь бесовский, господствующий в приделах Симонова монастыря и Успенского собора становится наряду с вековым знаменным пением связующим пламенем исторической и культурной памяти: «Ночь - долгая служба в Успенском: темучая темь и из тьмы костер - тоненькие свечи перед образом Владимирской Божьей Матери, да в темных углах у мощей - у Ионы митрополита ("пальцем погрозил на французов", так и лежит - палец согнутый!) и у Филиппа митрополита (которого задушил Малюта Скуратов!), темные вереницы через собор к мощам, старинный «столповой» распев. - костер из тьмы - голубеющий рассвет - тропарь Преображенью» [Там же, с. 394].

1 Из различных видов знаменного распева. А.М. Ремизов выделяет столповой распев как основной вид пения, которым распет основной корпус книг русской богослужебной литургической традиции.

2 Пение по крюкам - пение «по знакам»; название знаменного распева происходит от невменных знаков - знамен, использовавшихся для его записи, «знамена» или «крюки», которые ставились над каноническим текстом.

Монастырское пение, внутреннее и внешнее обличье храма для Ремизова -не только средоточие общекультурной памяти, но и попытка представить уходящую Русь как храмовый космос, основу русской истории и духовности, в котором человек - странник в веках, странник в культуре; путешествие по соборам - последняя попытка приобщиться к сакральности бытия: «Благовещенский любимый. заглянешь на кита. перецелуешь все частицы-косточки. В Архангельском - к Дмитрию царевичу. - от Калиты до Федора Ивановича - рядами лежат московские "великие государи цари и великие князья всея великия и малые и бе-лыя России самодержцы", просунешься в алтарный придел к Ивану Грозному (какой-то дух и жутко!). А в Чудове - Алексей митрополит лежит, и тут же знамена - от французов 12-го года. И пойдешь под Ивановскую колокольню. потолкаешься у Ивана Лествичника, а от Лествичника к Николе Густинскому. Приложишься к Николе и айда, на колокольню!» [Там же, с. 395]. Торжество колокольного звона - пробуждение к жизни, возрождение Руси: «За Москва-рекой заря - по заре, разгораясь, звон. - за Симонов - за Воробьевы горы лучевой над-земницей красный звон. Над Кремлем, выше Ивана Великого к звездам - красный звон» [Там же, с. 394, 396].

Искупление страданий, освобождение от «каиновой печати» через преодоление времени, уход в пространство духа и многовековой памяти являются смыслом духовных исканий писателя.

Литература

Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. Кн. 4.

Лествица Преподобного отца нашего Иоана, игумена Синайской горы. М.; СПб., 1999.

Лобачев С.В. Лобное место в Москве. История и миф. Загадка «Хрущовской Степенной». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://rusarch.ru/lobachev1.htm.

Обатнина Е. А.М. Ремизов: Личность и творческие практики писателя. М., 2008.

Попов И. Дом в Толмачах. Москва Алексея Ремизова // Литературная учеба, 2007. № 1. С. 170-189.

Ремизов А.М. Собр. соч.: В 10 т. М., 2000-2002.

Ремизов А.М. Царевна Мымра. Тула, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.