Научная статья на тему 'Храмовые ансамбли торговых площадей в России: история и современность'

Храмовые ансамбли торговых площадей в России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православие / храм в составе торгово-делового объекта / хозяйственно-деловая деятельность Церкви / теологический подход / Orthodoxy / a church as part of a trade and business facility / economic and business activities of the Church / theological approach

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Борисов Сергей Владимирович, Бабак Ксения Владимировна

В статье рассмотрены храмовые ансамбли, функционально и пространственно связанные с торгово-деловыми объектами. Выдвинута гипотеза о свойственной человеческой природе духовной потребности, обращенной к позициям нравственности, в упорядочивании деловых отношений под защитой Церкви. Обосновано, что положения гипотезы обусловливают устойчивость во времени архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей. Разработана типология связанности храмов и исторических торгово-деловых объектов в России. Определен характер взаимоотношений храмовых и торговых объектов в составе единого ансамбля. Разработана концепция воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами. На основе положений концепции выполнен проект храмового комплекса Базарной площади г. Торопец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Борисов Сергей Владимирович, Бабак Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temple ensembles of commercial squares in Russia: history and modernity

In the article we have considered temple ensembles functionally and spatially connected with trade and business objects. We have put forward a hypothesis about the spiritual need naturally inherent in human nature, addressed to the positions of morality, in the regulation of business relations under the protection of the Church. We have proved that the provisions of the hypothesis determine the stability in time of the architectural organization of trade and business objects with a religious component. We have developed a typology of the connectedness of temples and historical trade and business objects in Russia. We have defined a guideline for the nature of the relationship between temple and commercial objects as part of a single ensemble. We have developed the concept of recreating temple ensembles functionally and spatially connected with commercial and business objects. Based on the provisions of the concept, we have completed the project of the temple complex of the Market Square in Toropets. The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 21-011-44094 «Temple Architecture of the XXI century: theological and pedagogical approaches in architectural education».

Текст научной работы на тему «Храмовые ансамбли торговых площадей в России: история и современность»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 225-238

ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Научная статья

УДК/UDC 726.03:725.1:339.17(470) DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4-225-238

Храмовые ансамбли торговых площадей в России: история и современность

Сергей Владимирович Борисов113, Бабак Ксения Владимировна2

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 2Инжиниринговая компания «Acceleration», Москва, Россия 1borisov-sv@inbox.ru, 2kseniaba_98@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены храмовые ансамбли, функционально и пространственно связанные с торгово-деловыми объектами. Выдвинута гипотеза о свойственной человеческой природе духовной потребности, обращенной к позициям нравственности, в упорядочивании деловых отношений под защитой Церкви. Обосновано, что положения гипотезы обусловливают устойчивость во времени архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей. Разработана типология связанности храмов и исторических торгово-деловых объектов в России. Определен характер взаимоотношений храмовых и торговых объектов в составе единого ансамбля. Разработана концепция воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами. На основе положений концепции выполнен проект храмового комплекса Базарной площади г. Торопец. Ключевые слова: Православие, храм в составе торгово-делового объекта, хозяйственно-деловая деятельность Церкви, теологический подход

Для цитирования: Борисов С.В. Храмовые ансамбли торговых площадей в России: история и современность / С.В. Борисов, К.В. Бабак // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 225-238. URL:

https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/15 borisov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4225-238

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44094 «Храмовое зодчество XXI века: теолого-педагогические подходы в архитектурном образовании».

CREATIVE CONCEPTS IN ARCHITECTURE

Original article

Temple ensembles of commercial squares in Russia: history and modernity

Sergei V. Borisov1H, Ksenia V. Babak2

1Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia 2«Acceleration» engineering company, Moscow, Russia 1 borisov-sv@inbox.ru 2kseniaba_98@mail.ru

АЬ^га^. In the article we have considered temple ensembles functionally and spatially connected with trade and business objects. We have put forward a hypothesis about the spiritual need naturally inherent in human nature, addressed to the positions of morality, in the regulation of business relations under the protection of the Church. We have proved that the provisions of

12 © Борисов С.В., Бабак К.В., 2022

the hypothesis determine the stability in time of the architectural organization of trade and business objects with a religious component. We have developed a typology of the connectedness of temples and historical trade and business objects in Russia. We have defined a guideline for the nature of the relationship between temple and commercial objects as part of a single ensemble. We have developed the concept of recreating temple ensembles functionally and spatially connected with commercial and business objects. Based on the provisions of the concept, we have completed the project of the temple complex of the Market Square in Toropets. The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 21-011-44094 «Temple Architecture of the XXI century: theological and pedagogical approaches in architectural education». Keywords: Orthodoxy, a church as part of a trade and business facility, economic and business activities of the Church, theological approach

For citation: Borisov S.V., Babak K.V. Temple ensembles of commercial squares in Russia: history and modernity. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 4(61), pp. 225-238. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/15 borisov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4-225-238

Funding: The study was supported by a grant of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR). Grant No. 21-011-44094 «Temple architecture of the XXI century: theological and pedagogical approaches in architectural education».

Введение

Современное общество, характеризующееся как общество потребления, во множестве создало типологическое разнообразие объектов, связанных с получением тех или иных материальных благ. Лишившись исторически характерной для России связанности религиозной и светской составляющей, отечественное пространство наполнилось торгово-развлекательными комплексами, чудовищными по своим размерам и грубости архитектуры. Известно, что в истории человечества периоды, характеризовавшиеся аналогичными особенностями, заканчивались распадом сложившихся этносов, государственных и культурных систем. Возможности для преодоления глобальных кризисов неизменно находились в возрождении тех или иных форм религиозности.

Россия, еще не забывшая длительный и жестокий период гонений на Церковь, имеет неоспоримые преимущества в сохранившемся искреннем желании к возрождению религиозности, связанные со всеми сторонами жизни общества. Одной из таких сторон являются торговые отношения, пронизывающие всю историю человечества несмотря на недавний отечественный социальный эксперимент по их упразднению, исходящий, очевидно, из превратного понимания определенной «аморальности» торгового процесса. Общеизвестно существование языческих храмов на античных форумах, объединённых с торговлей, христианских соборов на торговых площадях Западной Европы, аналогичные примеры многочисленны в дореволюционной России. В современной отечественной практике часовни встроены в торговые залы ожидания Киевского и Белорусского вокзалов города Москвы, в аэропорт города Адлера - в структурные части транспортных объектов, близкие по функционалу прежним торговым площадям.

Указанная область в храмовом зодчестве сталкивается с возражениями некоторых современных особо радикальных «ревнителей благочестия», отрицающих уместность любого внедрения деловых отношений в сферу Церкви. Действительно, евангельский рассказ об изгнании Спасителем торгующих из храма2, на первый взгляд, дающий

2 «... Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2:13-16).

исчерпывающую информацию об отношении Церкви к торговле, как бы предполагает упразднение платных церковных треб, продажу в храмах икон, свечек и утвари. Но не сам факт торговли во внешнем дворе Иерусалимского храма, традиционный на протяжении столетий и предназначенный для покупки определенным образом отобранных животных, в соответствии с ветхозаветным Законом приносимых в жертву за грех, вызвал гнев Иисуса. То, что было создано для облегчения покупки жертвенных животных приходящим из «рассеяния» иудеям, превратилось в коммерческое предприятие под руководством первосвященников, где основной доход приносила внушительная пошлина за обмен общеупотребительных денег на храмовые, которые были единственно возможными для взаиморасчетов в Иерусалимском храме: «и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул»3. Допускалось и ростовщичество, словом, присутствовало все то, что называется грехом - извращение естественных для человеческой природы свойств и потребностей, в том числе - торговых отношений. Апостол Павел, упоминая Ветхий завет, утверждает уместность трудящемуся или наемнику питаться от плодов своих трудов: «не заграждай рта у вола молотящего»4, что нередко трактуется как высказывание, относящееся к источнику средств для священства. Как в Спасителе «неслитно и нераздельно» сочеталось Божественное и человеческое, так и все, связанное с богослужением, сама Церковь не может быть выключена из жизни общества, в том числе из экономических взаимоотношений.

Очевиден «сдерживающий» характер Христианства и объектов Церкви по отношению к безудержному стремлению получения материальных благ и развлечений, приводящий к улучшению духовно-нравственного состояния общества, что столь необходимо в настоящее время. Актуален поиск ответа на вопрос, заключающийся в уместности нахождения храма в самом средоточии светской жизни, торговых и традиционно связанных с ними развлекательных объектов. Обращаясь к отечественной истории, вспомним святителя Ермогена, патриарха Московского, первым местом служения которого была Гостиннодворская (в составе гостиного или торгового двора) Никольская церковь в Казани, и более близкого по времени жизни святого преподобного Серафима Вырицкого, бывшего в миру крупнейшим предпринимателем. В истории имели место многочисленные исторические архитектурные ансамбли, сочетающие религиозные и торговые объекты в малых и крупных городах России, где храмы в определенной степени «облагораживают» неблагоприятную духовно-эмоциональную среду делового общения. Опираясь на Священное Писание Нового Завета, очевидно, Господь в первую очередь призывает не праведных, но грешников к покаянию и спасению.

Очерченный круг вопросов обосновывает актуальность изучения архитектурных ансамблей храмов и торгово-деловых построек с целью внедрения исторического опыта в современность с учетом уместного для Христианства светского функционального наполнения. На данный момент вопрос устройства храмов в составе торговых комплексов недостаточно полно изучен. Настоящая работа опирается на исследования в области религиозного аспекта отношения Православной Церкви к торговле; торгово-деловой и общественной жизни православных монастырей; взаимодействия религиозной и торгово-деловых функций центральной городской площади [1, 5-7, 10]. В качестве гипотезы предположим, что человеческой природе свойственна духовная потребность, обращенная к позициям нравственности, состоящая в упорядочивании деловых отношений под защитой Церкви, что обусловливает устойчивость во времени архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей. Целью исследования является разработка концепции воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами, и применение результатов работы в проекте храмового комплекса Базарной площади г. Торопец. Объект исследования - храмовые ансамбли, связанные с торгово-деловыми объектами. Предмет - архитектурная организация торгово-деловых объектов с религиозной составляющей.

3 Там же.

4 1 Кор: 9: 9-9.

Структурные части концепции воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами

Рассмотрим положения концепции воссоздания утраченных храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами [10]. Очевидно, результирующие позиции концепции распространяются на восстановление частично или полностью сохранившихся в исторической среде комплексов, утративших прежнюю функциональную наполненность и включенность в религиозно-светскую связанность общества. Разработанные положения применимы и для вновь возводимых объектов в структуре современного поселения. Однако, именно область воссоздания полностью утраченных комплексов, некогда бывших общегородскими или локальными доминантами, наиболее актуальна в настоящее время, учитывая необходимость целостного гармоничного восприятия пространственной композиции исторических поселений [1].

Разработанная концепция состоит из четырех структурированных по смысловому содержанию положений, образованных системой взаимосвязанных закономерностей (рис. 1). Первое из положений касается связанности религиозной и светской составляющей в указанных объектах. Второе - включенности храмовой составляющей в экономическую систему. Третье положение утверждает неизменность архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей. В четвертом положении указаны характерные для России закономерности формирования храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами.

Концепция воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами

Соединение религиозной и светской составляющих храмового комплекса, связанного с торгово-деловым объектом

Включенность храмового комплекса, связанного с торгово-деловым объектом в систему экономинеских связей

Неизменность архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей, основанная на естественно присущем человеческой природе понимании гармонии

Закономерности формирования храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами, характерные для России и предпочтительные для современного применения

Рис. 1. Структурные части концепции воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами

Закономерности соединения религиозной и светской составляющих в храмовом комплексе, связанном с торгово-деловым объектом

Основная проблема, определяющая связанность двух противоположностей в архитектурных ансамблях - христианских храмов, как обиталищ наивысшего понимания духовности, и светских торговых объектов, относящихся к проявлениям сугубо материальной составляющей человеческой природы, - находится в области соотношения духовного и материального, религиозного и светского [4, 8]. Имеется устойчивая традиция размещения храмов как в античном язычестве, так и в Христианстве в составе торгово-деловых общественных пространств. Представляется очевидным, что человеческой природе свойственна духовная потребность, обращенная к позициям нравственности, в упорядочивании деловых отношений (рис. 2). Христианская Церковь исторически выступала в качестве гаранта неприкосновенности и защиты торговых мероприятий.

Рис. 2. Русские святые и предприниматели-меценаты

В разработанной концепции связанность религиозной и светской составляющих в храмовых ансамблях, функционально и пространственно соединенных с торгово-деловыми объектами, определяется рядом позиций:

1. соединение в архитектурных ансамблях христианских храмов и светских торговых объектов основывается на превалировании религиозного над светским при их неразрывной и нераздельной связанности; на осознании различий между созидательными результатами христианской духовности или разрушительными последствиями для общества ее размывания в угоду материальным целям;

2. свойственность для человеческой природы духовной потребности, обращенной к позициям нравственности, в упорядочивании торгово-деловых отношений под защитой религии и Церкви;

3. безусловное принятие отношения Церкви к хозяйственно-деловой деятельности с целью реализации социально-государственного служения.

Закономерности включения храмового комплекса, связанного с торгово-деловым объектом, в систему экономических связей

Античный храм, крупный религиозно-социальный комплекс активно включался в систему городской экономики, выполняя функции хранилища городской казны, кредитные и финансовые операции. Представляется допустимым совместный контроль при получении доходов Церкви и светских институтов за торгово-деловыми предприятиями, учитывая аналогичные явления в истории раннего Христианства Рима и Византии. Следуя традициям духовности, воспитанным тысячелетним отечественным Православием, предпринимательская деятельность оправдывается не стремлением к обогащению, но разумным и умеренным созиданием материального благополучия, необходимого и достаточного для жизни, при обязательной благотворительной деятельности. Известно, что среди купечества нередки были «мечты» не о дальнейшем обогащении и спокойной жизни в достатке, но о монашестве, что многие из указанного сословия и реализовывали или занимались помощью и лечением неимущих, строительством и благоукрашением храмов. Иное отношение сталкивалось с критикой отцов Церкви и общества в целом.

Известна дискуссия рубежа ХУ-ХУ1 вв. об отношении Церкви к собственности и социально-государственной деятельности между святыми преподобными Иосифом Волоцким и Нилом Сорским - так называемый конфликт «иосифлян» и «нестяжателей» (рис. 3) [8]. Иосиф Волоцкий, игумен Свято-Успенского монастыря вблизи города Волоколамска, будучи сторонником активной хозяйственной деятельности Церкви, монастырских землевладений отмечал, что накопленные материальные блага необходимы для социально-благотворительного служения. Иная позиция была у Нила Сорского, основателя Нило-Сорской пустыни и русского скитского жительства. Преподобный Нил Сорский, предпринявший длительное паломничество в Палестину и Константинополь, живший в афонских монастырях, настаивал на возвращении к раннехристианским

идеалам, отказу от собственности в монастырях и Церкви в целом. Сторонников противоположных учений связывала общая цель - ревность о духовном благополучии Церкви и Русского государства как оплота Православия. Из двух граней отношения Церкви к хозяйственно-деловой деятельности «иосифлян» и «нестяжателей» ясно, что они лежат в различных «плоскостях» - несяжательство актуально соотнести с предпочтительной внутренней духовной жизнью христианина, тогда как позиция «иосифлян» дает четкое представление о деловой деятельности ради социально-государственного служения Церкви.

а) б)

Рис. 3. Дискуссия «иосифлян» и «нестяжателей»: а) Святой преподобный Иосиф Волоцкий и «иосифляне»; б) Святой преподобный Нил Сорский и «нестяжатели»

В разработанной концепции включенность храмового комплекса, связанного с торгово-деловым объектом, в систему экономических связей определяется рядом позиций. В их числе:

1. совместный контроль при получении доходов Церкви и светских институтов за торгово-деловыми предприятиями;

2. ведение предпринимательства с целью созидания или восстановления храмов;

3. функциональное наполнение светской части ансамбля, не противоречивое по отношению к христианскому вероучению - продажа продовольственных и промышленных товаров первой необходимости при отсутствии предметов роскоши, товаров, связанных с производительным трудом, художественным и эстетическим воспитанием, товаров, связанных с традиционными ремеслами, являющимися источником дохода местного населения;

4. образовательная функция, основанная на историко-патриотическом воспитании, обучении традиционным ремеслам, дающим навыки для трудовой деятельности и побуждающем к саморазвитию.

Закономерности неизменной архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей, основанной на присущем человеческой природе понимании гармонии

Отношение к архитектурной организации торгово-деловых центров с социально-политической и религиозной составляющей, восходящих к греческим агорам и римским форумам, не претерпело существенных изменений в Византии, раннем Христианстве и европейском Средневековье. Принципиальная новизна Христианства по отношению к

иным проявлениям религиозности не потребовала кардинальной перестройки композиционных основ материальных объектов. Элементы архитектуры подобных комплексов, не противоречивые по отношению к естественно присущему человеческой природе пониманию гармонии, были приняты Христианством с опорой на концепцию рецепции.

В разработанной концепции неизменность архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей, основанная на присущем человеческой природе понимании гармонии, определяется следующими позициями:

1. иерархическая организация и четкое разграничение в зависимости от назначения богослужебных и светских структурных частей объекта;

2. градостроительная организация поселения с единственным религиозно-общественным деловым центром или несколькими центрами - религиозным, административным и торгово-деловым с религиозной составляющей;

3. комплексное применение средств выразительности, объединяющих составляющие объектов с выделением основных построек за счет использования приемов различной масштабности, неизменность торговых мероприятий - постоянных рынков или временных ярмарок;

4. устойчивая типология торговых объектов - торговых рядов, одно- или несколько-этажных, базилик, крытых рынков с дифференциацией пространств, ярмарок с временными постройками (рис. 4).

торговый дом у пассаж о давки на первых этажах

' ° жилых домов

Рис. 4. Формирование архитектуры торгово-деловых объектов и мероприятий в соответствии с типологией: 1 - Ярославово дворище и Торг, г. Великий Новгород;

2 - Свенская ярмарка у стен Свенского Свято-Успенского монастыря, Брянская обл.;

3 - Гостиный двор, г. Архангельск; 4 - классицистические торговые ряды, г. Солигалич; 5 - классицистические торговые ряды, г. Галич; 6 - торговый дом Московского купеческого общества, г. Москва; 7 - Верхние торговые ряды, г. Москва; 8 - лавка во флигеле усадьбы

Закономерности формирования храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами, характерные для России

Храмовые объекты в составе торгово-деловых комплексов России соотнесены с пространственным фактором их формирования [9]: храмы в составе исторических торговищ, имеющие пространственную независимость по отношению к торгово-деловым объектам; торгово-деловые объекты с включенными в них храмами и часовнями; храмовые комплексы с торговой составляющей; капитальные ярмарочные объекты самостоятельные или при монастырях. Типология сформирована в соответствии с анализом ряда позиций. В их числе - место торгово-делового объекта в структуре религиозно-светской связанности: в составе духовного центра, в составе административно-духовного центра, самостоятельный торгово-деловой объект (рис. 5). Также в числе позиций формирования

типологии включены: значение торгово-делового объекта в организации пространственной композиции населенного пункта; пространственная роль храма в организации локального градостроительного объекта и особенности объемно-планировочного решения храма, обусловленные включением в состав торгово-делового объекта; особенности экономического взаимодействия храма и торгово-делового объекта (при наличии сведений).

Рис. 5. Дифференциация архитектурно-градостроительных решений в соответствии с

типологией связанности храмов и исторических торгово-деловых объектов:

1.1 - ц. Иоанна Предтечи на Опоках, г. Великий Новгород; 1.2 - ц. Спаса на Городу,

г. Ярославль; 1.3 - ц. Илии Пророка в Торгу, г. Москва; 2.1 - ц. Спаса Нерукотворного

Образа на Торгу, г. Ростов Великий; 2.2 - часовня в торговых рядах, г. Кашин;

2.3 - ц. Всемилостивого Спаса в Красных рядах, г. Кострома; 3.1 - ц. Рождества

Пресвятой Богородицы (Пятницкая), г. Старица; 3.2 - ц. св. Апостола и Евангелиста

Иоанна Богослова, г. Коломна; 3.3 - ц. Богородицы Пирогощи, г. Киев;

4.1 - Староярмарочный собор, г. Нижний Новгород; 4.2 - Новоярмарочный собор,

г. Нижний Новгород

В разработанной концепции закономерности формирования храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами, характерных для России, определяются рядом позиций. В их числе формирование архитектуры торгово-деловых объектов и мероприятий в соответствии с типологией: городской торг; сезонная городская или монастырская ярмарка; гостиный двор; торговые ряды; лавки (магазины) в составе жилищной застройки; пассажи и торговые дома. Учитывается дифференциация архитектурно-градостроительных решений в соответствии с типологией связанности храмов и исторических торгово-деловых объектов:

1. храмы в составе исторических торговищ, имеющие пространственную независимость по отношению к торгово-деловым объектам (городской собор или крупный храм, приближенный к статусу собора; приходской храм с купеческой общиной;

2. подворье или монастырь, торгово-деловые комплексы с включенными в них храмовыми (храм без собственного прихода или часовня) объектами (отдельно стоящими обстроенными; пристроенными; встроенными);

3. храмовые комплексы с торговой составляющей (пристроенные к храму или включенные в ограду торговые лавки; церковные торговые ряды при храме, имеющем собственный приход);

4. храмы сезонных ярмарочных объектов (сезонная эксплуатация, отсутствие собственного прихода).

Определены градостроительные закономерности (рис. 6):

1. значение объекта в организации пространственной композиции системы доминант населенного пункта (общегородская или локальная доминанта храма и колокольни, крупной часовни);

2. пространственная роль храма в организации объекта (доминирующая или подчиненная);

3. особенности объемно-планировочного решения храма, обусловленные включением в состав торгово-делового объекта (изменение традиционной геометрии структурных частей храма, с дополнительными помещениями подклетов, притворов и трапезных, обусловленными связью с торговым объектом). Принятие в качестве актуальных аналогов двух различных направлений творчества, обеспечивающих целостность комплексов: классицистическая архитектура, объединяющая храмовую и светскую составляющие; средневековая архитектура, построенная, исходя из многостороннего учета градостроительных условий в их историческом развитии.

значение объекта в организации пространственной композиции системы доминант населенного пункта

общегородская локальная

доминанта доминанта

пространственная роль храма в организации объекта

доминирующая подчиненная

особенности объемно-планировочного решения храма, обусловленные включением в состав торгово-делового объекта

Рис. 6. Градостроительные особенности храмов в составе торгово-деловых объектов:

1 - собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Василия Блаженного), г. Москва;

2 - ц. Параскевы Пятницы на Торгу, г. Великий Новгород; 3 - ц. Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) на Сенной торговой площади; 4 - Никольская часовня в Пряничных рядах, г. Кострома; 5 - Спасская ц. в Торговых рядах, г. Кострома (изменение геометрии плана); 6 - Николо-Гостинодворская ц., г. Казань (высокий подклет со складскими помещениями)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция воссоздания церковных ансамблей с торгово-деловой составляющей в проекте храмового комплекса Базарной площади г. Торопец

Город Торопец, Тверская область, основан в XII в. на берегу озера Соломено и реки Торопы, богат историей и архитектурным наследием, ныне активно развивается как туристический центр. Город сохранил, помимо четко организованной на основе регулярного плана XVIII века планировочной структуры, сеть средневековых улиц, историческая застройка которых с начала XX в. осталась практически неизменной. В советское время в Торопце утрачен ряд значимых архитектурных памятников -православные храмы, входившие в состав Базарной площади (рис. 7), церкви: Воскресения Христова; святого пророка Илии; святого Архангела Михаила; Входа Господня в Иерусалим. Архитектурный храмовый ансамбль являлся городской высотной доминантой.

Рис. 7. Проект храмового комплекса Базарной площади в г. Торопец, общий вид с озера Соломено

Проект общественно-делового центра с храмовыми доминантами в долгосрочной перспективе предполагает полное восстановление исторического ансамбля Базарной площади путем стадийного возведения (рис. 8). Сформирована архитектурная концепция - создание многофункционального общественно-делового комплекса с восстанавливаемыми на месте утраченных православных храмов структурными моделями церквей в стекле и металлоконструкциях в реальном масштабе. Проектом предусмотрена самоокупаемость комплекса за счет аренды торгово-деловых пространств предпринимателями и развития внутреннего туризма. В долгосрочной перспективе завершающим этапом восстановления исторического облика Базарной площади станет постепенная замена структурных моделей храмов на исторические каменные [2].

Смысловая и пространственная связь торговых и религиозных составляющих комплекса отвечает устойчивым особенностям архитектуры торговых площадей городов России и характеризуется следующими позициями:

1. доминирующая пространственная роль храмов в формировании локального градостроительного объекта Базарной площади (общественно-делового комплекса) и посадской части города;

2. выделение торгово-деловой части, обособленность комплекса от жилой и хозяйственной застройки города;

3. торгово-деловая и общественные части связаны с храмовыми объектами комплексным применением средств выразительности, объединяющих структурные части с выделением церковных построек за счет использования приемов различной масштабности;

4. разработка архитектурных решений общественно-делового комплекса в соответствии с устойчивой исторической типологией: торговых рядов и пассажа с дифференциацией пространств; крытых и открытых рынков; образного решения ярмарочного шатра-балагана для перекрытия зального пространства.

Рис. 8. Проект храмового комплекса Базарной площади в г. Торопец, схема функционального зонирования

Общественно-деловой комплекс с храмовой составляющей в включает в себя: восстанавливаемые в виде структурных моделей православные церкви (Ильинскую, Воскресенскую, Михаила Архангела и Входа Господня в Иерусалим); комплекс переменной этажности, включающий общественно-деловую, торговую, хозяйственную, социальную функции (город мастеров - центр интерактивного обучения традиционным ремеслам, многофункциональный зрительный зал); два исторических дома (причтовый и гауптвахта) и торговые ряды, частично восстанавливаемые за счет структурных моделей аркад; открытое и крытое пространства рынков.

Функциональное решение храмовых объектов на стадии первоначального строительства структурных моделей различно (рис. 8). Храмы Ильинский (на уровне цоколя и первого этажа) и Михаила Архангела (на уровне первого этажа и хоров) в полном объеме предполагают богослужебное наполнение. С храмом Михаила Архангела в уровне второго этажа комплекса связаны причтовые помещения. Учитывая достаточное число храмов для современного православного населения Торопца, структурные модели храмов Воскресенского и Входоиерусалимского имеют функциональное наполнение, связанное с концертной и музейно-экспозиционной деятельностью [3]. В местах исторического расположения главных и придельных Престолов предусмотрены локальные часовни для сохранения «непопираемого» пространства. В долгосрочной перспективе при замене структурных моделей каменными храмами им в полном объеме возвратится богослужебная функция.

Выводы

В результате проведенного исследования обоснована устойчивость во времени архитектурной организации торговых объектов с религиозной составляющей, опирающаяся на духовную потребность, обращенную к позициям нравственности, заключающаяся в упорядочивании деловых отношений под защитой Церкви. Разработана концепция воссоздания храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами, состоящая из четырех структурированных по смысловому содержанию положений, образованных системой взаимосвязанных закономерностей. В их числе: закономерности соединения религиозной и светской составляющих храмового комплекса, связанного с торгово-деловым объектом; закономерности включения храмового комплекса, связанного с торгово-деловым объектом, в систему экономических связей; закономерности неизменной архитектурной организации торгово-деловых объектов с религиозной составляющей, основанной на естественно присущем человеческой природе понимании гармонии; закономерности формирования храмовых ансамблей, функционально и пространственно связанных с торгово-деловыми объектами, характерные для России и предпочтительные для современного применения. Разработана типология связанности храмов и исторических торгово-деловых объектов в России, определен характер деловых взаимоотношений храмовых и торговых объектов в составе единого ансамбля.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44094 «Храмовое зодчество XXI века: теолого-педагогические подходы в архитектурном образовании».

Источники иллюстраций

Рис. 2-6: материалы из открытых электронных источников в авторской обработке.

Рис. 1, 7-8: автор Бабак К.В., научн. рук. Борисов С.В., кафедра «Храмовое зодчество»

МАРХИ.

Список источников

1. Алексеев Ю.В. Градостроительное планирование достопримечательных мест / Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов, Э.А. Шевченко. Т 1. Москва: Издательство АСВ, 2012. 224 с.

2. Борисов С.В. Особенности композиционных решений православных храмов при поэтапном возведении // Новые идеи нового века - 2018: материалы Восемнадцатой Международной научной конференции: в 3 т. / Тихоокеан.гос. ун-т. Т.1. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. С. 39-44.

3. Борисов С.В. Система ограничений в церковном зодчестве: из опыта проектирования московских храмовых комплексов // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 245-268. URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/15 borisov.pdf (дата обращения 25.06.2022).

4. Борисов С.В. Современность и традиция в архитектуре православных храмов // «Архитектон: известия вузов». 2017. №57 (март). URL: http://archvuz.ru/2017 1/2 (дата обращения 25.06.2022).

5. Камочкин Г.А. Торговые пространства в русской архитектурной традиции // Ярославский педагогический вестник. Т 1. 2015. №1. С. 122-127.

6. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. 304 с.

7. Мжельский В.М. Традиции храма на «торгу» в русском провинциальном градостроительстве Нового времени // Градостроительное искусство: новые материалы и исследования. Вып. 1. Москва: URSS, 2007. С. 233-245.

8. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2008. 558 с.

9. Швидковский Д.О. Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством. Москва: Архитектура-С, 2016. 512 с.

10. Щенков А.С. Реконструкция исторических городов. Москва: Памятники исторической мысли, 2013. 420 с.

References

1. Alekseev Yu.V., Somov G.Yu., Shevchenko E.A. Gradostroitel'noe planirovanie dostoprimechatel'nyh mest [Urban planning of places of interest. Volume 1]. Moscow, 2012, 224 p.

2. Borisov S.V. Osobennosti kompozicionnyh reshenij pravoslavnyh hramov pri poetapnom vozvedenii [Peculiarities of composite solutions of Orthodox churches in the phased construction. In: New ideas of New century - 2018: proceedings of the Eighteenth International conference: in 3 volumes / Pacific.state University, Volume. 1]. Khabarovsk, 2018, pp. 39-44.

3. Borisov S.V. The system of restrictions in church architecture: from the experience of designing Moscow temple complexes. Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 4(57), pp. 245-268. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/15 borisov.pdf

4. Borisov S.V. Sovremennost' i tradiciya v arhitekture pravoslavnyh hramov [Modernity and tradition in the architecture of Orthodox churches]. Architecton: izvestiya vuzov, 2017, no. 57 (March). Available at: http://archvuz.ru/2017 1/2

5. Kamochkin G.A. Torgovye prostranstva v russkoj arhitekturnoj tradicii [Retail spaces in the Russian architectural tradition]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2015, no. 1(1), pp. 122127.

6. Markov B.V. Hram i rynok. Chelovek v prostranstve kul'tury [Temple and market. Man in the space of culture]. St. Petersburg, 1999, 304 p.

7. Mzhelsky V.M. Tradicii hrama na «torgu» v russkom provincial'nom gradostmitel'stve Novogo vremeni [Features of the development of retail areas of the district cities of Russia of the classical era]. Culture and civilization, 2017, no. 4(7), pp. 446-459.

8. Talberg N.D. Istoriya hristianskoj cerkvi [The history of the Christian Church]. Moscow, 2008, 558 p.

9. Shvidkovsky D.O. Istoricheskij put' russkoj arhitektury i ego svyazi s mirovym zodchestvom [The historical path of Russian architecture and its connections with world architecture], Moscow, 2016, 512 p.

10. Shhenkov A.S. Rekonstrukciya istoricheskih gorodov [Reconstruction of historical cities], Moscow, 2013, 420 p.

ОБ АВТОРАХ

Борисов Сергей Владимирович

Кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой «Храмовое зодчество», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия; член Союза Московских Архитекторов borisov-sv@inbox.ru

Бабак Ксения Владимировна

Магистр архитектуры, инжиниринговая компания «Acceleration», архитектор, Москва, Россия kseniaba 98@mail.ru

ABOUT THE AUTHORS Borisov Sergei V.

PhD in Architecture, Assistant Professor, Head of the Department «Temple Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia; Member of the Union of Moscow Architects borisov-sv@inbox.ru

Babak Ksenia V.

Master of Architecture, «Acceleration» Engineering Company, Architect, Moscow, Russia kseniaba 98@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.