Научная статья на тему 'ТЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО»'

ТЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теолого-педагогический подход / архитектура и искусство Русской Православной Церкви / методика проектирования / the theological and pedagogical approach / architecture and art of the Russian Orthodox Church / design methodology

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — С.В. Борисов, Н.А. Коротаев

ТЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — С.В. Борисов, Н.А. Коротаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT «TEMPLE ARCHITECTURE»

THEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT «TEMPLE ARCHITECTURE»

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО»»

УДК/UDC 726:271.2:378 DOI: 10.24412/1998-4839-2021-3-363-378

ТЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ «ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО»

С.В. Борисов, Н.А. Коротаев

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассматриваются позиции храмового православного зодчества применительно к процессу архитектурного образования1. Новизной постановки вопроса является впервые предпринимаемое теоретическое обоснование и практическая разработка комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви. Данное направление одновременно обладает автономностью и включенностью в современные общекультурные тенденции. Особенностью работы является обоснование применяемых архитектурных методов исходя из теологического подхода, состоящего в анализе вероучения и истории Православной Церкви. Для решения поставленной проблемы впервые применено ее структурирование в соответствии с взаимосвязанными, но обладающими определенной самостоятельностью позициями в области храмового зодчества. В статье конкретизируются задачи по исследованию вопросов традиции и современности, изучению соотношения функционального наполнения и формообразования, разработке приемов формализации в методике проектирования.2

Ключевые слова: теолого-педагогический подход, архитектура и искусство Русской Православной Церкви, методика проектирования

THEOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT «TEMPLE ARCHITECTURE»

S. Borisov, N. Korotaev

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article considers the positions of Orthodox church architecture in relation to the process of architectural education. The novelty of the question we have raised is the theoretical justification and practical development of a comprehensive direction in the architecture and art of the Russian Orthodox Church, which is being undertaken for the first time. This direction simultaneously has autonomy and inclusion in modern general cultural trends. A special feature of the work is the justification of the applied architectural methods, based on the theological approach, consisting in the analysis of the doctrine and history of the Orthodox Church. To solve this problem, we have for the first time applied its structuring in accordance with interrelated, but having a certain independence, positions in the field of temple architecture. In the article, we concretize the tasks of studying the issues of tradition and modernity, studying the ratio of functional filling and shaping, developing methods of formalization in the design methodology.3

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-01144094 «Храмовое зодчество XXI века: теолого-педагогические подходы в архитектурном образовании».

2 Для цитирования: Борисов С.В. Теолого-педагогический подход в учебном процессе кафедры «Храмовое зодчество» / С.В. Борисов, Н.А. Коротаев // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. - №3(56). - С. 363-378. - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2021/3kvart21/PDF/23 borisov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-3-363-378

3 For citation: Borisov S., Korotaev N. Theological and Pedagogical Approach in Educational Process of the Department «Temple Architecture». Architecture and Modern Information Technologies, 2021,

no. 3(56), pp. 363-378. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2021/3kvart21/PDF/23 borisov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-3-363-378

Keywords: the theological and pedagogical approach, architecture and art of the Russian Orthodox Church, design methodology

Введение

Общее направление исследования объединяет специальности: «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» и «Теология» в ее части «Православная теология». Исследование относится к области православной теологии, рассматривающей православное христианство в совокупности его концептуально-теоретических, практических и культурно-исторических выражений [11, 19]. Круг изучаемых вопросов характеризуется «... отношением православия к конфессиональным и религиозным традициям; историческим, социальным, экономическим, политическим процессам; к науке, образованию, культуре, искусству.»4. Направление исследования в области теологии - «Теологическая эстетика. Церковное искусство».

В России рубежа ХХ-ХХ1 веков православное храмовое зодчество в полной мере отражает острую проблему взаимодействия современного и традиционного. Зачастую оспаривается сама возможность существования перспектив развития архитектуры, основанной на многовековых исторических устоях. Большинство из новых храмов принципиально отличны от современного понимания направленности творчества в области архитектуры. Распространено не вполне обоснованное суждение о сдерживании поступательного развития храмовой архитектуры.

Анализ позиций сохранения традиций храмового строительства вне аналогичного вопроса для архитектуры в целом не представляется уместным. Далеко не безусловно принятие искусства XX века, как однозначно прогрессивного, раскрывшего истинные основы творчества. Приостановка поступательного движения в области церковной архитектуры, основанной на неизменных представлениях о гармонии, связано со сложившейся ныне изоляцией общего направления храмового зодчества. Истоки указанной проблемы коренятся в искусственном обрыве не утратившего жизнеспособность направления архитектуры и искусства, связанном с глобальными социальными катастрофами первой половины XX века. Продуктивным решением задачи является поиск путей объединения взаимно дополняющих аспектов в современных и традиционных методиках проектирования [7].

Ныне возникает крайне нежелательная для храмового строительства тенденция стандартизации построек, значительный объем созданных современных проектов или возведенных храмов не приводит к разнообразию их архитектурных решений, а, напротив, к сужению типологии на основе известнейших в истории «образцов». Шедевры архитектуры, своего рода отблески Божественного откровения, подлежат успешной творческой интерпретации, в определенной степени повторяющей оригиналы лишь в условиях непрерывающейся традиции. Без живого развития традиции, иными словами, «питательной» среды, метод проектирования по «образцам», допустимый в современных строительно-технологических условиях, скорее будет являться «музеефикацией», что противоречит тезису о не прерывающемся «врастании в историческую среду» христианской Церкви.

4 Паспорт научной специальности 26.00.01 - Теология по областям исследований (православная теология, исламская теология, иудейская теология). - URL: https://religsvoboda.ru/content/prezidium-vak-utverdil-novyy-pasport-nauchnoy-specialnosti-260001-teologiya-po-oblastyam (дата обращения

23.06.2021).

Необходимо понимание того, каковы пути данного «врастания» и возможно ли оно в настоящее время в области церковного искусства? Преобладающие современные творческие концепции архитектурного формообразования подчеркнуто нейтральны и лежат, казалось бы, в принципиально иной плоскости по отношению к любому религиозному мировоззрению. Возникшие в эпоху невиданных доныне войн и бесчеловечных социальных экспериментов, имевших целью, очевидно, разрушение христианского мировоззрения, указанные концепции несовместимы с православной архитектурой. Здесь кроется причина многочисленных неудач по привнесению современности в отечественные традиции церковного зодчества. Многогранное церковное искусство в подобных условиях вступает в трудноразрешимый конфликт со светским пониманием творчества, объединение опыта прошлого с современными достижениями оказывается чрезвычайно затруднительным. В истории взаимодействия религиозной и светской культуры, начиная с первых веков новой эры и до начала XX столетия, противоречия в архитектурно-художественной области не были столь непреодолимыми, как в настоящее время.

Исходя из сказанного, в начале XXI века православное искусство находится в ранее не существовавших условиях, определяющих как неприятие современных художественных и архитектурных концепций, так и нежелательность умаления творчества с преобладанием «музейной» направленности. Очевидно, для Церкви актуально развитие собственного направления в архитектуре и искусстве, охватывающего не только храмовое зодчество, но объекты социального служения и инфраструктуры, строительные и технологические аспекты. Фундаментальной задачей, на решение которой направлено исследование, является разработка теолого-педагогических подходов, способствующих развитию автономного, одновременно находящегося в неразрывной связи с современными общекультурными тенденциями комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви, основанного на консервативном и устойчивом методе проектирования.

Для анализа указанной проблематики имеются теоретические и научно-практические работы по направлениям: теология; история Церкви и храмовой архитектуры; каноны церковного зодчества; символика и пропорциональность; типологические группы ансамблей, в их числе монастыри; методы древнерусского храмостроительства; традиционные конструкции и производство строительных работ; интерьер и художественно-декоративная составляющая храмов. Имеются разработки в области вариантных методик архитектурного проектирования XX века, в том числе основанных на архитектурной комбинаторике и модульных принципах. Всесторонне исследовано развитие и формирование общей типологии зданий и сооружений. В работах, затрагивающих религиозно-философский аспект, проанализирована современность, как предмет политической идеологии, и социально-философское понятие современности. Понятию аскетики посвящены святоотеческие труды, изучены вопросы церковного и нецерковного аскетизма, сокращения средств выразительности в мирском аскетизме, трансформации понятия творчества в XX веке. Исследованы современные проблемы Православной Церкви: религиозно-социальный и демографический аспект; вопросы благотворительности; экономические позиции в церковной деятельности. Отсутствие комплексного исследования в области теолого-педагогических подходов в архитектурном образовании обосновывает актуальность настоящего исследования.

Цель и задачи внедрения теолого-педагогических позиций в процесс обучения

Целью исследования является развитие автономного, одновременно находящегося в неразрывной связи с современными общекультурными тенденциями, комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви, основанного на консервативном и устойчивом методе проектирования. Задачи состоят в разработке теолого-педагогических подходов, способствующих развитию комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви. Задачи исследования группируются по трем основным направлениям (рис. 1).

Первое из направлений заключается в исследовании вопросов традиции и современности в методике проектирования, применяемой для архитектурного образования в области храмового зодчества. В его рамках изучается: идеология «современности»; вектор обращения Христианства к исторической памяти; отличия отношения к историческому процессу в рамках концепций «современности». Рассматриваются аспекты понимания аскетизма в храмовой архитектуре и западноевропейские истоки искусства минимализма вне христианства; изучаются различия содержания современных минималистских направлений и христианского аскетизма; исследуется проблематика распространения на современное храмовое зодчество Православия творческих концепций, имеющих нехристианские основы. Составной частью направления является анализ формирования традиции храмового строительства, понимаемой как творческий и поступательный процесс, характеризующийся устойчивостью и консервативностью; рассматриваются вопросы стадийности в методах проектирования православных храмов. Изучаются исторические и современные строительные технологии; преемственность современного строительства по отношению к технологиям прошлого.

Рис. 1. Методика исследования

Вторым направлением настоящего исследования является изучение соотношения функционального наполнения и формообразования в обучающей методике проектирования. В его рамках реализуются задачи по анализу запросов священства и мирян, участвующих в богослужении и церковной жизни, социальном служении. Исследуются факторы функциональности проектных планировочных решений храмов; разрабатывается методика выбора оптимального проектного композиционного решения. Изучается структура отечественных приходских комплексов как важнейшей составляющей архитектурного пространства Православия с характерной устойчивостью традиций, дополняющейся современным расширением функционального содержания. Разрабатывается типология храмов и храмовых комплексов в составе объектов социального служения, православных монастырей, при реконструкции исторических комплексов светского назначения, при строительстве в специфических природных условиях. Одной из актуальных задач является анализ аспектов расположения православных святынь, являющихся объектами культурного наследия в действующем храме-музее; условий хранения христианских реликвий в храме. Систематизируются приемы компоновок богослужебных и небогослужебных пространств в современных храмовых объектах.

Третье направление состоит в разработке приемов формализации методики проектирования, применяемой в обучающем процессе. Обосновывается с точки зрения вероучения и истории православной Церкви традиционность модульного подхода при образовании целостного образно-художественного и композиционного решения. Разрабатывается формализация методики анализа исторических архитектурных аналогов для проектируемых объектов, основанная на выделении стилистически-временных модулей. Проводится типологическое исследование храмов, как композиций пространственных ячеек. Изучается вариантность архитектуры храмов, возведенных не единовременно, и аспекты строительства структурных элементов храмов в несколько этапов. Рассматриваются исторические и современные проекты повторного применения, или образцовые проекты; изучается использование образцовых проектов при сопоставлении со средневековой методикой строительства «по образцам». Исследуется формализация проектирования с использованием модульных сеток координационных планировочных осей; выявляются современные планировочные модули, не противоречащие древнерусским мерным системам. Изучается унификация планировочных параметров структурных элементов храмов; обосновываются приемы формализации композиционных решений храмов на основе структурных пространственных ячеек.

Особенностью проекта является общий подход обоснования архитектурных подходов в обучении проектированию православных храмов, базирующийся на концептуально-теоретических, культурно-исторических и практических выражениях православного Христианства в искусстве и архитектуре. Конкретизируем содержание основных задач исследования.

Традиция и современность в методике проектирования, применяемой для архитектурного образования в области храмового зодчества

Исследования вопросов церковного зодчества в современной России непременно обращаются к тематике современности и традиционности. Не вызывает сомнений, что проблематика современности в контексте храмостроения является своего рода ключевой. Теоретический и практический поиск ее плодотворных решений поспособствует осознанному и поступательному развитию указанной области искусства и архитектуры. Творческое владение исторически-обусловленной архитектурой при проектировании храма нередко воспринимается как проявление конформизма, тогда как любые попытки отказа от традиций, независимо от профессионализма их воплощения, встречают устойчивое одобрение. Сказанное относится, очевидно, не к области рациональных суждений о структурных частях творческого процесса проектирования, но исключительно к идеологическим позициям.

Современность, в ее понимании текущего момента, подменена понятием «современности» как исторической эпохи, обусловленной политическими соображениями и предельно насыщенной идеологией при ее декларируемом отсутствии. Представляет интерес исследование истоков идеологии современности и обоснование черт ее нейтральности, либо скрытой агрессии по отношению к Христианству и его материальным воплощениям в архитектуре. В контексте отображения концепциями «современности» исторического процесса анализируются устойчивые примитивно-эволюционные представления о безусловно поступательном развитии, принижении прошлого перед настоящим. В связи с обращенностью к исторической памяти, характерной для Христианства и противоположной по направленности идеологии «современности», обосновывается актуальность и творческая состоятельность на современном этапе некоторых методических позиций строительства храмов «по образцам», традиционного для России вплоть до XVIII века [2].

Одним из аспектов позиции современности является изучение аскетизма в храмовой архитектуре. Подлежат анализу истоки направления минимализма, находящиеся вне Христианства, и степень результативности концепций архитектуры, декларирующих сознательный отказ от художественной выразительности. Рассматриваются взаимосвязи художественного творчества и религиозных воззрений в обществах с историческим

протестантским богословием. При анализе вопроса о тенденциях минимализма в искусстве и архитектуре изучается аскетизм, проявляющийся вне религии. Обосновывается отсутствие глубинного единства между современными светскими минималистскими концепциями и воплощениями православной аскетики в архитектуре [5].

В неразрывной связи с исследованием методики проектирования находятся аспекты формирования традиции, определяемой в качестве живого, творческого и поступательного процесса, для которого характерна устойчивость и консервативность (рис. 2). В контексте изучения методических аспектов представляет интерес предположение о периодах постепенного сужения исторически существовавшего разнообразия форм и приемов в храмовом зодчестве и его последующего расширения; обоснование причин малой распространенности уникальных приемов формообразования [2]. Изучение формирования традиции храмового зодчества приводит к осознанию значимости периода середины XIX -начала XX веков, когда в стремительно меняющемся калейдоскопе пронеслись стили, соответствующие нескольким тысячелетиям истории человечества. Как тонущий в кораблекрушении моряк видит за считанные секунды в мельчайших подробностях свою жизнь, так и христианская цивилизация, словно предчувствуя грядущие бедствия, в сжатое до предела время не только «вспомнила» свою историю, но и выработала метод ее освоения и творческого претворения. Изучение особенностей архитектуры и воспроизведение на современном этапе профессиональных методик данного периода, в том числе характерной стадийности творческого процесса, целесообразно для осмысления вопросов современного храмостроительства [2].

Наиболее агрессивный и бескомпромиссный период внедрения в российское архитектурное пространство иностранных, в большинстве своем западноевропейских художественных традиций, пришелся на рубеж ХХ-ХХ1 веков. Активно навязываются инородные влияния под предлогом «современности» при сообщении отрицательных характеристик «отсталости» отечественной традиции, еще сохраняющейся в храмовой архитектуре. Русским зодчим второй половины XV - начала XVI веков, испытавшим влияние итальянского ренессанса, и мастерам рубежа XVII-XVIII столетий при умеренном внедрении западноевропейских традиций удалось создать искусство в рамках национальной идентичности. Сказанное верно и для XVIII-XIX веков, на протяжении которых профессиональными архитекторами и местными артелями мастеров создан отечественный вариант барокко и классицизма, ярко проявившийся в храмовых постройках. Для успеха разработки методических аспектов, продолжающих отечественные традиции в современных противоречивых условиях, представляется актуальным изучение принципов стилевого синтеза в русской архитектуре указанных периодов [13]. В контексте рассматриваемой проблематики несомненной продуктивностью обладает анализ опыта православных культур, исторически находящихся на границах западного мира и отстоявших свою идентичность, в частности, стран Балканского региона [18].

а)

б)

Рис. 2. Традиция и современность в методике проектирования, применяемой для архитектурного образования в области храмового зодчества: а) традиция историзма в монастырском комплексе, Тульская обл.5; б) современное прочтение архитектуры монастырского комплекса, респ. Башкортостан6

Храмовые объекты на всем протяжении истории являлись лидирующей областью архитектуры в части разработки и воплощения новых технологий и конструктивных решений. В контексте настоящей работы анализируется преемственность современного строительства по отношению к технологиям прошлого. Исследуются современные конструкции и технологии во взаимодействии с традиционными «тектоническими» конструктивными системами [4].

Функциональное наполнение и формообразование в методике обучающего проектирования

Отделенность Церкви от мира, все более и более стремительно теряющего признаки общества, в течение двух тысячелетий формировавшегося Христианством, ведет к изоляции искусства Православия, в том числе архитектуры, основанной на неизменных представлениях о гармонии. Тематика взаимодействия формообразования и функционального наполнения церковных объектов является, на наш взгляд, ключевым моментом в корректном преодолении некоторой приостановки развития в данной области творчества и жизнеспособного традиционного направления архитектуры в целом. Оговоримся, под функциональным наполнением понимается не первооснова Христианства, истина, кристаллизовавшая стройную всеобъемлющую систему вероучения и всех его материальных проявлений, в том числе, архитектуру. Исследованию, предшествующему проектированию, подлежит анализ запросов священства и мирян, участвующих в богослужении и церковной жизни, социальном служении.

В современной отечественной практике храмостроения сложилось некоторое устойчивое единообразие композиционных схем богослужебных и вспомогательных составляющих

5 ВКР магистратуры кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ, Огуречникова Д.С., научн. рук. Макаров А.И., 2020 г.

6 ВКР магистратуры кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ, Ильина А.И., научн. рук. Макаров А.И., 2020 г.

объектов. Для преодоления указанной негативной тенденции представляет интерес концепция функционализма, базирующаяся на формировании объекта, исходящем из исследования происходящих в нем функциональных процессов. Подобный подход способствует свободе компоновки общественных пространств православного комплекса, избегающей формального принятия устоявшихся в прошлом форм, как непререкаемых догм [12]. Для исследования функциональных процессов в храмовых комплексах рассматривается методика выбора оптимального объемно-планировочного решения на основе анализа наиболее распространенных в отечественном зодчестве композиционных схем приходских храмов [8]. Разрабатывается методика, позволяющая провести исследование храмового объекта в соответствии с функционально-планировочными факторами. В соответствии с методикой предполагается рассмотрение ряда приемов компоновок богослужебных и не богослужебных помещений в объемно-планировочных решениях современных храмов. Анализируются архитектурные решения современных малых храмов, часовен, современные примеры передвижных храмов. Храмы изучаются при усложнении их композиционных решений, начиная с однообъемных зданий и заканчивая сложносочиненными объектами, состоящими из нескольких объединенных функциональных блоков, по своей типологии приближающихся к приходским комплексам.

Приходские комплексы являются одной из важнейших составляющих архитектурного пространства Православия России, изучение их структуры актуально для разработки методических аспектов проектирования [6]. Приходской комплекс возникает как результат осознанной необходимости совместной молитвы, участия в Таинствах группы христиан, ядра приходской общины. Храм, построенный по первоначальной инициативе общины, благодаря ее активным действиям, а не по некоему отвлеченному решению властных структур, является реальным стержнем церковной жизни. Для приходских комплексов характерна устойчивость традиций, с течением времени дополняющаяся расширением функционального содержания. Представляет интерес разработка архитектурного выражения теоретических позиций, позволяющих самостоятельное экономическое существование приходских комплексов [17]. Исследуется развитая функциональная структура приходских комплексов как жизнеспособная основа их организации [6]. Продуктивно изучение православных комплексов за рубежами России, созданных на протяжении XX века иммигрантами, и сохранивших утраченные ныне исторические черты отечественного церковного уклада.

По большей части в связи с вопросами реконструкции, при небольшом объеме современного строительства, подлежит изучению архитектура монастырей, включающих, в соответствии с современными тенденциями, значительное число объектов социального служения. Одновременно с монастырями, продолжая широко распространенный в прошлые века тип храмовых комплексов, рассматриваются подворья, как в ландшафтном окружении, так и в городской застройке, исторической и современной. Два основных, по степени открытости миру типа храмовых объектов кафолической Церкви: приходские комплексы и монастыри являются наиболее устойчивой основой сохранения традиционной архитектуры, несущей память об ушедшем облике прежней России (рис. 3).

Помимо собственно храмов, приходских комплексов и монастырей, представление о функциональном наполнении и находящимся в связи с ним формообразованием расширяется при изучении типологии церковной архитектуры в составе объектов социального служения. В их числе рассматриваются реабилитационные центры под покровительством Церкви: медицинской направленности (лечебно-восстановительные, специализированные детские, хосписы для неизлечимо больных); детские сиротские приюты; для реабилитации страдающих от пагубных зависимостей [16] и социализации освободившихся из мест заключения [14]. Иным аспектом являются храмы в составе комплексов светского назначения: общественно-деловых и торговых центров; транспортных узлов; больниц; тюрем; воинских частей. Отдельным типом храмовых комплексов с развитой административно-деловой составляющей, находящимся полностью в юрисдикции Церкви, являются епархиальные центры, восходящие к средневековым архиерейским дворам. Имеет глубокие исторические корни образовательная

составляющая в церковных объектах, реализующаяся как в составе упомянутых приходских комплексов и монастырей, так и в виде самостоятельных просветительских центров с храмовой составляющей, или сугубо церковных учебных учреждений -семинарий.

Рис. 3. Функциональное наполнение и формообразование в методике обучающего проектирования: проект монастырского комплекса с развитой функцией социального служения на горном рельефе полуострова Крым, г. Керчь7

Своеобразными в типологическом отношении и предполагающими углубленное изучение являются действующие храмы с размещенными в них объектами культурного наследия -храмы-музеи, актуальные после вступления в силу закона о передаче из музеев в храмы религиозных святынь [15]. Условия хранения уникальных объектов требуют разработки специальных архитектурно-планировочных и инженерных решений. Вновь проектируемые сооружения должны обладать возможностью экспонирования шедевров искусства -христианских святынь и реликвий. Одной из задач современного храмового зодчества является создание объектов, включающих, помимо традиционных помещений богослужебного и вспомогательного назначений, специальные пространства для переданных музейных экспонатов - православных святынь.

В самостоятельный блок исследования выделяется изучение храмовых объектов, находящихся в специфических ландшафтных или историко-архитектурных условиях. Полный перечень указанных условий, очевидно, непостоянен и имеет тенденцию к расширению исходя из конкретных проектных заданий. Все же отметим анализ характерных особенностей церковной архитектуры в условиях горного ландшафта [10], в том числе, подземно-надземных или подземных комплексов, являющихся исторической первоосновой христианского зодчества. Актуальная для России задача, учитывая преимущественный характер ландшафта, связана с созданием пространственной системы храмовых доминант в условиях равнинного рельефа, в том числе в приречных и на прибрежных территориях. При определении задач реконструкции, в связи с рассматриваемой тематикой, нередко возникает потребность в трансформации функционального назначения объекта. Изучению подлежит размещение храмовых комплексов с развитой функцией социального служения в исторических объектах светского назначения с имеющимися зальными помещениями: промышленных [9] или культурно-зрелищных. В условиях деградации и сокращения населения в исторических поселениях при избытке существующих храмов имеет место задача, обратная предыдущей -сообщение подобающей церковному зданию светской функции. С проблемой исчезновения значительного числа российских сел и деревень соотносится вопрос консервации руин храмов с возможностью проведения нерегулярного богослужения. В указанных специфических условиях необходима разработка мер по сохранности священных частей храмов - апсид с Престолами, или их исторических мест «не попираемыми».

7 ВКР магистратуры кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ, Зверкова В.В, научн. рук. Борисов С.В., 2020 г.

Формализация методики проектирования, применяемой в обучающем процессе

На протяжении всего XX века имеется тенденция постепенного, все нарастающего пренебрежения традициями в методиках проектирования и архитектурного образования. Наблюдается непреодолимый разрыв между историко-архитектурными исследованиями и практикой. Учитывая сказанное, считаем актуальной методику, в известной мере формализующую, упрощающую процесс проектирования, основанный на современном обращении к традиции в области храмового зодчества. Направленностью разработки указанной методики является обеспечение ее доступности для архитекторов, не специализировавшихся ранее на создании религиозных объектов, что расширяет круг храмоздателей и спектр плодотворных идей. Предупреждая возможные упреки в излишнем упрощении творческого процесса, заметим, что христианское искусство в периоды гонений полностью пренебрегавшее, казалось, всей многосложностью достижений художественных и архитектурных школ, доходя до крайнего примитивизма сохраняло простую и ясную основу, позволявшую в короткое время восстановить на новом уровне утраченное.

Для многих исторических и современных объектов храмовой и светской архитектуры характерен модульный подход к процессу проектирования. При соотнесении с христианским вероучением представляет интерес обоснование понятия структурности -выражения эстетики составных элементов, модульная тектоника [1]. Разрабатываемая методика формализации проектирования основана на широко распространенном в настоящее время понятии модульности, присутствующем как в учебном процессе, так и в областях научных исследований, проектирования и конструирования. В рамках модульности изучается понятие структурных элементов храмов, учитывающее функциональную, объемно-планировочную и конструкционную составляющие. Пространственные ячейки в каждом конкретном сооружении составляют целостную и неделимую композицию, при этом полностью не «растворяясь» в общем объеме (рис. 4). Подобная особенность, свойственная, как отдельным зданиям отечественного средневековья, так и их комплексам, вплоть до городских образований, основана, на наш взгляд, на непосредственном влиянии христианских догматов, определяющих «неслитное и нераздельное» соединение свойств существ. Прочитывается символика Церкви как тела Христова - целого, состоящего из множества членов.

Рис. 4. Формализация методики проектирования, применяемой в обучающем процессе: применение модульного подхода в проекте монастырского комплекса, Тверская обл.8

8 ВКР магистратуры кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ, Береговых И.В., научн. рук. Борисов С.В., 2018 г.

Для определения типологии храмов предлагается исследование, в основу которого положено представление об указанных зданиях как композициях пространственных ячеек или структурных элементов. Предложенный подход к типологии в исчерпывающем объеме охватывает традиционные композиционные решения отечественных храмов. Иным аспектом модульности в методике формализации проектирования являются стилистически-временные модули, расширяющие границы применения указанного понятия. Формализация определения стилистически-временных модулей, основанная на очевидном для архитектуры историзма приеме обращения к различным временным периодам при проектировании, является весьма актуальной для разработки. Ее применение возможно при проектировании любых традиционных типов зданий [3].

Отдельным блоком методики формализации проектирования является анализ храмов, возведенных не единовременно, а в течение ряда периодов строительства. Выявляются устойчивые во времени схемы развития объемно-планировочных решений храмов при их поэтапном возведении. Вырабатывается представление о влиянии единого первоначального проекта и средств архитектурной выразительности, объединяющих все части храма, на гармонию завершенной постройки при условии соблюдения общих композиционных принципов. Указанная позиция обосновывает подход к проектированию современных храмов с отличиями в архитектурно-художественных решениях отдельных структурных элементов, возведенных в различное время, при следовании первоначально заложенной композиционной направленности. Одним из рациональных вариантов возведения храма в условиях экономических затруднений является выделение этапов строительства с началом проведения богослужений до завершения объекта в целом. Поэтапное строительство возможно при разделении храма на уровни, определяющиеся его высотной организацией. Также представляется целесообразным исследование структуры объемно-планировочного решения с определением отдельных элементов, позволяющих поэтапное строительство храма в соответствии с его планировочной композицией [3].

К тематике формализации относятся исторические и современные примеры проектов повторного применения, в отечественном храмовом зодчестве называемые образцовыми. Эти проекты, как изначально предназначались для подобного применения, так, благодаря своим определенным характеристикам, приобретали данное качество с временем. Практика использования образцовых проектов корреспондируется со средневековой методикой строительства «по образцам», однако, относясь к более близким к современности временам, характеризуется меньшими степенями свободы, что связано во многом с государственной регламентацией строительного дела. В связи с проектами повторного применения рассматривается существующая в настоящее время и имевшаяся в прошлом проблема сокращения затрат и упрощения процесса проектирования, соотносящаяся с условиями финансирования религиозных объектов [3].

Геометрическим аспектом формализации методики проектирования является применение сеток координационных модульных осей в планировочных решениях. Исследуются модульные построения в историческом и современном храмостроении. Обосновывается укрупненное приближение планировок современных храмов, разработанных на основании модульной координации, к традиционным древнерусским мерным системам. Изучается типизация планировочных размеров структурных элементов храмов и возможность наложения на них планировочных сеток модульных координационных осей на примерах исторических объектов. Разрабатываются варианты сеток модульных координационных осей, образующих единую планировочную основу для структурных элементов современного храма [3].

Общим направлением формализации проектирования при сокращении затрат и упрощении процесса проектирования является гибкая методика, позволяющая разработку композиционных решений, отличающихся разнообразием, на основе системы ограниченного числа взаимозаменяемых структурных элементов. Данное направление

проектирования учитывает возможность как поэтапного возведения храмов, так и вариантных изменений на стадии строительства.

Выводы: новизна исследования

Новизной постановки вопроса является впервые предпринимаемое теоретическое обоснование и практическая разработка комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви, одновременно автономного и включенного в современные общекультурные тенденции. Особенностью работы является обоснование применяемых архитектурных методов исходя из анализа вероучения и истории Православной Церкви, концептуально-теоретических выражений православного Христианства в искусстве и архитектуре. Для решения поставленной проблемы впервые применено ее структурирование в соответствии с взаимосвязанными, но обладающими определенной самостоятельностью позициями: исследованием вопросов традиции и современности; изучением соотношения функционального наполнения и формообразования; разработкой приемов формализации методики проектирования.

Научная ценность результатов исследования заключается в разработке теолого-педагогических подходов, способствующих развитию комплексного направления в архитектуре и искусстве Русской Православной Церкви. Практическая значимость заключается во внедрении разработок в процесс архитектурного образования в области православного храмового зодчества. Исследование выполняется в два последовательных этапа. В течение первого этапа разрабатываются вопросы традиции и современности в методике проектирования, применяемой для архитектурного образования в области храмового зодчества; изучается соотношение функционального наполнения и формообразования в обучающей методике проектирования. Второй этап состоит в разработке приемов формализации методики проектирования, применяемой в обучающем процессе. При следовании разрабатываемым методикам выполняется серия архитектурных проектов в соответствии с типологией объектов храмового зодчества: «Часовня»; «Приходской комплекс»; «Православный собор»; «Монастырь».

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44094 «Храмовое зодчество XXI века: теолого-педагогические подходы в архитектурном образовании».

Литература

1. Береговых И.В. Модульные системы при проектировании православных храмов: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2018. - 95 с.

2. Борисов С.В. Архитектура православного приходского храма. Традиция и современность в методике проектирования / Учебное пособие. - Москва: ООО «Буки Веди», 2019. - 110 с.

3. Борисов С.В. Архитектура православного приходского храма. Формализация методики проектирования / Учебное пособие. - Москва: ООО «Буки Веди», 2019. -96 с.

4. Борисов С.В. К вопросу о прогнозировании развития технологий возведения православных храмов // Региональная архитектура и строительство. - 2014. -№4(21). - С. 132-137.

5. Борисов С.В. О современном понимании аскетизма в храмовой архитектуре // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. - №4(41). - С. 201-218. -

URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/15 borisov/index.php (дата обращения 23.06.2021).

6. Борисов С.В. Приходские комплексы как основа сохранения традиционного архитектурного пространства // Региональная архитектура и строительство. - 2015. -№3(24). - С. 101-106.

7. Борисов С.В. Современность и традиция в архитектуре православных храмов // Архитектон: известия вузов. - 2017. - №57(март). - URL: http://archvuz.ru/2017 1/2 (дата обращения 23.06.2021).

8. Борисов С.В. Традиционные планировочные решения православных приходских храмов: актуальность современного применения // Региональная архитектура и строительство. - 2013. - №3(17). - С. 168-173.

9. Бородина М.А. Принципы проектирования православных духовно-просветительских центров при реновации моногородов Уральского региона: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2020. - 98 с.

10. Зверкова В.В. Объемно планировочные принципы организации храмового комплекса в условиях сложного рельефа на примере полуострова Крым: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2020. - 112 с.

11. Иеромонах Афанасий (Микрюков). Теологические подходы к воспитанию и обучению в русской педагогике середины XIX века // Христианское чтение. - 2019. - №6. -

С. 17-23.

12. Кирина А.Э. Структура общественных пространств в православном храмовом зодчестве: на примере проекта собора св. Екатерины в г. Екатеринбург: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2021. - 121 с.

13. Колесник М.А. Принципы стилевого синтеза архитектуры Рязанской области на примере проекта современного приходского комплекса: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2020. - 110 с.

14. Кривкова А.А. Особенности проектирования православного комплекса с функцией социализации бывших заключенных в природных условиях Полярного Урала: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2021. - 177 с.

15. Левчук В.И. Православный храм-музей: музейное пространство в храме и храмовом комплексе: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2018. - 102 с.

16. Никитина Е.М. Архитектурные концепции православного реабилитационного центра: история и современность: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2018. - 126 с.

17. Свешникова А.Г. Архитектурно-планировочная организация современных приходских комплексов с учетом создания базы их успешного развития: маг. дисс.; научн. рук. С.В. Борисов. - Москва: МАРХИ, 2018. - 119 с.

18. Ублиева А.А. Об актуальности изучения православных храмов Балканского региона -примера успешного синтеза разнохарактерных традиций архитектуры Христианства // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции 5-9 апреля 2021 г. - Москва: МАРХИ, 2021. - С. 57-58.

19. Шмонин Д.В. Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знаний: к постановке проблемы // Вестник СПбГУ. - Сер. 17. - 2013. - Вып. 2. С. - 32-37.

References

1. Beregovykh I.V. Modul'nye sistemy pri proektirovanii pravoslavnyh hramov [Modular systems in the design of Orthodox churches. Mag. Diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2018, 95 p.

2. Borisov S.V. Arhitektura pravoslavnogo prihodskogo hrama. Tradiciya i sovremennost' v metodike proektirovaniya [Architecture of the Orthodox parish church. Tradition and modernity in the design methodology. Textbook]. Moscow, 2019, 110 p.

3. Borisov S.V. Arhitektura pravoslavnogo prihodskogo hrama. Formalizaciya metodiki proektirovaniya [Architecture of the Orthodox parish church. Formalization of the design methodology. Textbook]. Moscow, 2019, 96 p.

4. Borisov S.V. K voprosu o prognozirovanii razvitiya tekhnologij vozvedeniya pravoslavnyh hramov [On the question of forecasting the development of technologies for the construction of Orthodox churches]. Regional architecture and construction, 2014,

no. 4(21), pp. 132-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Borisov S.V. About the modern understanding of asceticism in temple architecture. Architecture and Modern Information Technologies, 2017, no. 4(41), pp. 201-218. Available at: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/15 borisov/index.php

6. Borisov S.V. Prihodskie kompleksy kak osnova sohraneniya tradicionnogo arhitekturnogo prostranstva [Parish complexes as a basis for preserving traditional architectural space]. Regional architecture and construction, 2015, no. 3(24), pp. 101-106.

7. Borisov S.V. Sovremennost' i tradiciya v arhitekture pravoslavnyh hramov [Modernity and tradition in the architecture of Orthodox churches]. Architecton: izvestiya vuzov, 2017, no. 57 (March). Available at: http://archvuz.ru/2017 1/2

8. Borisov S.V. Tradicionnye planirovochnye resheniya pravoslavnyh prihodskih hramov: aktual'nost' sovremennogo primeneniya [Traditional planning solutions of Orthodox parish churches: the relevance of modern application]. Regional architecture and construction, 2013, no. 3(17), pp. 168-173.

9. Borodina M.A. Principy proektirovaniya pravoslavnyh duhovno-prosvetitel'skih centrovpri renovacii monogorodov Ural'skogo regiona [Principles of designing Orthodox spiritual and educational centers for the renovation of single-industry towns in the Ural region. Mag. diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2020, 98 p.

10. Zverkova V.V. Obemno planirovochnye principy organizacii hramovogo kompleksa v usloviyah slozhnogo rel'efa na primere poluostrova Krym [Spatial planning principles of the organization of the temple complex in conditions of complex relief on the example of the Crimean peninsula. Mag. diss.; scientific adv. S. V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2020, 112 p.

11. Hieromonk Athanasius (Mikryukov). Teologicheskie podhody k vospitaniyu i obucheniyu v russkoj pedagogike serediny XIX veka [Theological approaches to education and training in Russian pedagogy of the middle of the XIX century]. Christian Reading, 2019, no. 6,

pp. 17-23.

12. Kirina A.E. Struktura obshchestvennyh prostranstv v pravoslavnom hramovom zodchestve: na primere proekta sobora sv. Ekateriny v g. Ekaterinburg [The structure of public spaces in Orthodox temple architecture: on the example of the project of the Cathedral of St. Catherine in Yekaterinburg. Mag. diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2021, 121 p.

13. Kolesnik M.A. Principy stilevogo sinteza arhitektury Ryazanskoj oblasti na primere proekta sovremennogo prihodskogo kompleksa [Principles of stylistic synthesis of architecture of the Ryazan region on the example of the project of a modern parish complex. Mag. diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2020, 110 p.

14. Krivkova A.A. Osobennosti proektirovaniya pravoslavnogo kompleksa s funkciej socializacii byvshih zaklyuchennyh v prirodnyh usloviyah Polyarnogo Urala [Features of designing an Orthodox complex with the function of socialization of former prisoners in the natural conditions of the Polar Urals. Mag. diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2021, 177 p.

15. Levchuk V.I. Pravoslavnyj hram-muzej: muzejnoe prostranstvo v hrame i hramovom komplekse [Orthodox church-museum: museum space in the temple and the temple complex. Mag. diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2018, 102 p.

16. Nikitina E.M. Arhitekturnye koncepcii pravoslavnogo reabilitacionnogo centra: istoriya i sovremennost' [Architectural concepts of the Orthodox rehabilitation center: history and modernity. Mag. diss.; scientific adv. S.V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2018, 126 p.

17. Sveshnikova A.G. Arhitekturno-planirovochnaya organizaciya sovremennyh prihodskih kompleksov s uchetom sozdaniya bazy ih uspeshnogo razvitiya [Architectural and planning organization of modern parish complexes taking into account the creation of a base for their successful development. mag. diss.; scientific adv. S. V. Borisov]. Moscow, MARKHI, 2018, 119 p.

18. Ublieva A.A. Ob aktual'nosti izucheniya pravoslavnyh hramov Balkanskogo regiona -primera uspeshnogo sinteza raznoharakternyh tradicij arhitektury Hristianstva [On the relevance of studying Orthodox churches in the Balkan region - an example of a successful synthesis of diverse traditions of Christian architecture]. Science, Education and experimental design: abstracts of reports of the International scientific and Practical conference on April 5-9, 2021. Moscow, MARKHI, 2021, pp. 57-58.

19. Shmonin D.V. Skholasticheskaya obrazovatel'naya paradigma v kontekste istoricheskih form translyacii znanij: k postanovke problemy [Scholastic educational paradigm in the context of historical forms of knowledge translation: towards the formulation of the problem]. Bulletin of St. Petersburg State University, 2013, Ser. 17, Issue. 2, pp. 32-37.

ОБ АВТОРАХ

Борисов Сергей Владимирович

Кандидат архитектуры, заведующий кафедрой «Храмовое зодчество», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия; член Союза Московских Архитекторов e-mail: borisov-sv@inbox.ru

Коротаев Николай Александрович

Доцент кафедры «Храмовое зодчество», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: arch sacra@marhi.ru

ABOUT THE AUTHORS

Borisov Sergei

PhD in Architecture, Head of the Department «Temple Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia; Member of the Union of Moscow Architects e-mail: borisov-sv@inbox.ru

Korotaev Nikolay

Associate Professor of the Department of «Temple Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia e-mail: arch sacra@marhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.