Научная статья на тему 'Храм святого князя Александра Невского на военном кладбище в Минске. Архитектурный проект Виктора Фомичева в фонде дворцовых библиотек РГБ'

Храм святого князя Александра Невского на военном кладбище в Минске. Архитектурный проект Виктора Фомичева в фонде дворцовых библиотек РГБ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Храм-памятник Александра Невского в Минске / посвящение / Государь Император Александр III / архитектор В.А. Фомичев / архитектор В.И.Струев / прот. Виктор Бекаревич / Monument to Alexander Nevsky in Minsk / dedication / Emperor Alexander III / architect V.A.Fomichev / architect V.I.Struyev / archpriest Viktor Bekarevich

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаченко Т. А.

Статья посвящена малоизвестному архитектурному проекту храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского, выстроенному на Военном кладбище в Минске после кончины Государя Императора Александра III. Чертежи, обнаруженные в фонде Дворцовых библиотек Отдела рукописей РГБ (Ф. 492. Ед. хр. 330. кон. 90-х гг. XIX в.), позволяют предполагать, что существует фактическая ошибка, связанная с подменой имен архитекторов, один из которых строил, а другой проектировал храм. И хотя традиционно проектирование и возведение храма-памятника в самом Минске прочно связывается с именем Виктора Струева (1864—1924), чертежи фонда Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки прочно связывают данный проект с именем Виктора Фомичева, посвятившему свой проект Государю Императору Александру III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Church of St. Prince Alexander Nevsky at the Military Cemetery in Minsk. Architectural project by Victor Fomichev in the RSL Palace Libraries Foundation

The article is devoted to the little-known architectural project of the church in the name of St. Alexander Nevsky, built at the Military Cemetery in Minsk after the death of the Emperor Alexander III. The drawings found in the fund of the Palace Libraries of the Department of Manuscripts of the of the Russian State Library (F. 492. Archival unit 330. The end of 90-ies of the 19th century) suggest that there is a factual error associated with the substitution of the names of the architects who built and designed the temple. And although traditionally the design and construction of the memorial temple in Minsk itself is strongly associated with the name of Viktor Struyev (1864—1924), the drawings of the fund of the Palace Libraries of the Russian State Library strongly associate this project with the name of Viktor Fomichev, who dedicated the memorial temple to the Sovereign Emperor Alexander III. Contrary to the tendentious perception of monuments of palace and temple architecture formed in Soviet times, in a break with the names of Russian Emperors and their Heavenly Patrons, the discovered drawings restore the connection with the Reigning House, restoring the Russian shrines to their originally inherent high patronage.

Текст научной работы на тему «Храм святого князя Александра Невского на военном кладбище в Минске. Архитектурный проект Виктора Фомичева в фонде дворцовых библиотек РГБ»

УДК 281.93 https://doi .org/10.34680/2411 -7951.2023.3(48).190-194

Т.А.Исаченко

ХРАМ СВЯТОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА ВОЕННОМ КЛАДБИЩЕ В МИНСКЕ.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ ВИКТОРА ФОМИЧЕВА В ФОНДЕ ДВОРЦОВЫХ БИБЛИОТЕК РГБ

Статья посвящена малоизвестному архитектурному проекту храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского, выстроенному на Военном кладбище в Минске после кончины Государя Императора Александра III. Чертежи, обнаруженные в фонде Дворцовых библиотек Отдела рукописей РГБ (Ф. 492. Ед. хр. 330. кон. 90-х гг. XIX в.), позволяют предполагать, что существует фактическая ошибка, связанная с подменой имен архитекторов, один из которых строил, а другой проектировал храм. И хотя традиционно проектирование и возведение храма-памятника в самом Минске прочно связывается с именем Виктора Струева (1864—1924), чертежи фонда Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки прочно связывают данный проект с именем Виктора Фомичева, посвятившему свой проект Государю Императору Александру III.

Ключевые слова: Храм-памятник Александра Невского в Минске, посвящение, Государь Император Александр III, архитектор В.А. Фомичев, архитектор В.И.Струев, прот. Виктор Бекаревич

Хорошо известно, что в советский период многое из того, что было связано с нашей предреволюционной

историей, оказалось не только предано забвению, но и тотально уничтожено. После октябрьского переворота сформировалось тенденциозное восприятие памятников дворцовой и храмовой архитектуры в разрыве с именами Российских Императоров и их Небесных Покровителей. Памятники, имеющие отношение к русской государственности, истории нашей монархии нового времени, были взяты под охрану исключительно как памятники архитектуры, вследствие чего в массовом сознании народа сложилась порочная практика видеть в объектах русской истории, связанных с Царствующим Домом, не святыни нашей памяти (особенно связанные с трагической гибелью Царской Семьи последнего Императора), а лишь памятники архитектуры и живописи, историческое значение и духовное значение которых традиционно замалчивалось [1-4].

В Советском Союзе не оставалось ни одного памятника Государю Императору Александру I Благословенному, ни одного памятника царю Освободителю Александру II, а единственный памятник Александру III Миротворцу оказался перемещен с площади перед Московским вокзалом во внутренний двор Мраморного дворца и не уничтожен только потому, что, как считалось в 30-е годы, он выражал личное отношение скульптора Павла Трубецкого к личности Государя Императора. Глумливая надпись на постаменте памятника Миротворцу, составленная Ефимом Придворовым (Демьяном Бедным), не умалила величия памятника, а лишь прибавила дурной «славы» хулителю.

Те же разрушительные тенденции коснулись и русских кладбищ, мемориальных надгробий и часовен. Между тем, несмотря на нещадное искоренение из памяти народа царских имен, неотделимых от жизни Имперской России, храмы, посвященные первым лицам Царствующего Дома, существуют и поныне. Память о них укоренена в истории и лишь припорошена временем. В этом смысле обнаруженный нами архитектурный проект храма-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского, с посвящением его Государю Императору Александру III на Военном кладбище в Минске (белор. Ваенныя могши), представляет большой интерес. Он связан не только с именем русского Царя-Миротворца Александра III, но и с именем его отца, Александра II, Царя-Освободителя, с Царской Семьей в целом. На это указывает история появления храма в Минске.

Православный кладбищенский храм Александра Невского г. Минска (ул. Козлова, д. 11) — один из самых старых в черте города, он был построен в окраинном предместье Долгий Брод, получившему свое название по броду через ручей Слепня, а впоследствии давшего имя улице Долгобродская. К началу ХХ в. Минск вобрал в себя окружавшие его «предместья» и разместился, подобно многим имперским городам, на семи холмах. Район Военного кладбища расположен неподалеку от одного из таких холмов именуемого «Золотая горка».

Церковь св. Александра Невского — единственный храм в Минске, полностью сохранивший свой первоначальный вид. В самой Беларуси история его проектирования прочно связывается с именем белорусского архитектора Виктора Ивановича Струева, окончившего московское Училище живописи, ваяния и зодчества в 1892 г., с 1893 года жившего в Минске. О Струеве известно, что до 1914 г. он служил епархиальным, ас 1915 — губернским архитектором, почти четверть века посвятил храмостроительству. Сохранившиеся на территории некогда весьма пространной Минской епархии памятники зодчества (преимущественного деревянного), свидетельствуют о неуклонном стремлении Струева к поискам национального абсолюта в деревянном храмостроительстве [5]. Любивший деревянные храмы В.И.Струев проектировал также и каменные строения — ему принадлежат проекты минского церковно-археологического музея (1907), звонницы Борисовского Воскресенского собора, Крестовоздвиженского храма в г. Лунинец (1912—1921) [6, с. 268].

Хранящиеся в Отделе рукописей РГБ чертежи проекта храма на Военном кладбище у «золотой горки» в Минске (Ф. 492. Дворцовые библиотеки. Ед.хр. 330, кон. 90-х гг. XIX в.) подписях к рисункам содержат имя

другого архитектора — Виктора Фомичева. Рисунки хранятся в папке большого формата, выполнены в цвете, имеют подписи и представляют храм в различных ракурсах. О Фомичеве известно, что в 1885 году он окончил архитектурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества (УЖВЗ) — то же, что В.И.Струев, но на 7 лет раньше1.

Рисунки проекта могли быть представлены В.А.Фомичевым на конкурс — подобный тому, какой был объявлен после трагической кончины Императора Александра II на возведение храма Воскресения Христова (храма Спаса-на-Крови). В фондах Российской государственной библиотеки, например, сохранился специальный (ненумерованный) выпуск журнала «Зодчий» за 1884 год с проектами этого храма в разных его вариантах. Можно предположить, что в преддверии коронации Наследника престола (1896), в память о почившем Императоре Миротворце, был объявлен подобный конкурс проектов, один из вариантов которого представил В.А.Фомичев. В самом Минске 1896 год отмечался, кроме того, как 100-летие основания 119-го Коломенского полка, прославившегося в сражениях русско-турецкой войны. Коломенский полк был расквартирован в городе, а военное (братское) кладбище было местом упокоения погибших.

Возвращаясь к имени архитектора проекта, отметим большую вероятность того, что хранящийся в чертежах ОР РГБ проект — не просто конкурсный вариант В.А.Фомичева, а именно тот проект, который был воплощен в жизнь. Основанием для такого суждения служат сопроводительные подписи к рисункам, указывающие имя архитектора строящегося храма, место его возведения и посвящение: 1) «Проэктъ строющейся каменной церкви на военномъ кладбище въ г. МинскЬ. Въ память Государя Императора Александра III»; 2) «Проэктировалъ и строил архитектор В.Фомичевъ» Дополнительная надпись на чертеже указывает имя небесного покровителя Государя Императора Александра III — св. блгв.кн. Александра Невского, в честь которого освящен Престол кладбищенской церкви и культ которого прочно связан с русским Минском. В Соборном сквере города (сегодня это площадь Свободы) некогда возвышался памятник Александру II, а в 1836 году был заложен еще один сквер, получивший свое официальное название «Александровский» по одноименной часовни в честь Александра Невского, разрушенной в 30-х XX в. (она находилась на месте современного входа в сквер у пересечения улицы Энгельса и проспекта Независимости). Местная знать любила прогуливаться по Александровскому скверу (ныне Центральному), в центре которого сверкал струями фонтан, украшенный скульптурной композицией «Мальчик, играющий с лебедем» — единственный в городе, запущенный в 1874 году, спустя всего год с того дня, как в Минске заработал водопровод. Оригинал скульптуры «Мальчика, играющего с лебедем» был создан в 1833—34 годах, а ее создатель — Теодор Калиде — на выставке в Лондоне в 1851 году получил медаль и заказ на отливку такой же скульптуры от английской королевы. И сегодня копия скульптуры «Мальчика, играющего с лебедем» украшает парк королевской резиденции на острове Вайт (Island of Wight) под Лондоном, другие резиденции европейских монархов и парки Европы.

Таким образом, православный кладбищенский храм Александра Невского г. Минска — один из самых старых в черте города, а его история связана памятью Государя Императора Александра III. Об этом свидетельствуют подписи архитектора Виктора Фомичева на чертежах, переданных в библиотеку имени Ленина после 1925 года вместе с другими, перемещенными из императорских дворцовых библиотек книгами и материалами.

Александро-Невский храм-памятник, воздвигнутый на могилках, и сегодня глубоко почитаем в народе. История посвящения храма памяти Государя Императора Миротворца сохранилась в церковной общине храма, о чем упоминают участники съемок фильма, вышедшего в свет к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского2. В фильме звучат слова, что храм был посвящен памяти «в Бозе почившего Государя Императора Александра III, любимого простыми солдатами и офицерами, участника освободительной Балканской кампании еще в бытность его Цесаревичем». Нам исторические документы, на которые ссылаются прихожане, видеть не довелось, однако безмолвное подтверждение этой историчности присутствует во всем. И лишнее тому подтверждение — обретенный нами проект.

Освящение кладбищенской церкви, выстроенной за два года, произошло на Сретение Господне 1898 года, о чем уведомили Государя Императора Николая Александровича, живо интересовавшегося делом строительства полкового храма, связанного с памятью отца и начавшегося в преддверии 20-й годовщины окончания Русско-турецкой войны в 1896 году. Благодаря обильным пожертвованиям и личному участию военнослужащих в строительных работах дело продвигалась быстро, и вчерне возведение храма-памятника было завершено уже к сентябрю 1897 года. В каком-то смысле можно назвать возведенный в столь короткие сроки храм св. Александра Невского обыденным. Примечательно, что в нем сохранились реликвии, связанные с именем Николая II — чудотворный образ святителя Николая, поднесенный последним Императором России героям русско-японской войны 1905 г. перед отправкой их на дальний восток. По сей день в храме хранятся старинные предметы того времени. Среди прочих — походная церковь, сопутствовавшая Коломенскому полку в его передвижениях в период войны 1904—1905 гг. Церковь эта существует с 1863 года.

В процессе реставрации, проводившейся в 2017 г., внутри киота-часовни была обретена грамота следующего содержания: «Киот-часовня сей сооружён иждивением и трудами Гг. (господ) Штаб- и Обер-офицеров и нижних чинов 119-го пехотного Коломенского полка в память 100-летнего юбилея службы полка и в честь Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Феодоровны в командование полком полковника Александра Васильевича

Бестужева»3. Следовательно, связь храма с Царствующим Домом закреплена еще в одной дате — дне «Священного Коронования», состоявшегося 15 мая 1896 года.

Церковь спроектирована в стиле русского узорочья XVII века (так называемом «русском стиле»), столь любимом в Царской Семье, содержит элементы модерна, присущие этому стилю, что позволяет уловить сходство в оформлении западного фасада храма (элементы окружностей над входом) с элементами декора доходного дома В.Ф.Краевского, также спроектированного В.А.Фомичевым в Санкт-Петербурге (1880—1881). Дом расположен по адресу: пер. Ульяны Громовой, 4 (бывш. Гусев переулок, перед революцией — домовладение А.Ф.Буксгевдена).

В заключение добавим к сказанному, что история храма-памятника в советский период была не лишена драматичности. Когда в начале 1960-х началось повсеместное закрытие церквей, то властями была сделана попытка отобрать и Александро-Невскую церковь. При этом был пущен слух, что храм до войны использовался как мастерская по изготовлению гробов и посему его надлежит вернуть похоронному ведомству. Это утверждение противоречило истине, ибо было хорошо известно, что после того как храм в 1938 году был опечатан, он не открывался до вступления в город немецкой армии в 1941 году. Против фальсификации исторических фактов активно выступил протоиерей Виктор Бекаревич (1915—2002)4, назначенный настоятелем Александро-Невского храма в апреле 1959 года.

В этой вынужденной борьбе, вероятно, закрепилось, выйдя на первый план, легендарное прошлое, связанное с русско-турецкой кампанией.

Через редакцию «Журнала Московской Патриархии» (№ 10, 1968 год) он сообщил правдивые сведения о храме, особо подчеркнув важность церковного и общественного значения Александро-Невской церкви как храма-памятника русско-турецкой войны 1877—1878 годов, во время которой русские сражались за освобождение Болгарии от турецкого владычества. Убедительность аргументов, изложенных отцом Виктором, побудила власти отказаться от своих намерений. Его поддержали соратники-партизаны, стоявшие в те годы на ключевых государственных постах Белоруссии.

Добавим к сказанному, что долгие годы живет и не пресекается традиция, когда в День освобождения Болгарии, 3 марта, являющийся государственным праздником этой балканской страны, к минским могилам приходят представители Посольства Болгарии в Беларуси, чтобы воздать должное памяти воинов, возложить живые цветы молитвенно почтить память героев.

О том, что церковь святого Александра Невского одновременно имеет второе посвящение — русским воинам и является памятником русско-турецкой войны, свидетельствуют мраморные плиты в центральном нефе храма. На них золотом начертаны имена 118 воинов Коломенского полка и 30-й артиллерийской бригады, погибших под Плевной. 119-й пехотный Коломенский полк — пехотная воинская часть скобелевской дивизии, двигавшейся на Константинополь. История Коломенского полка берет свое начало с 1797 года, и в 1897 году исполнилось 100 лет с дня его возникновения. Вероятно, в преддверии этой даты, соединившейся с памятью о безвременно почившем осенью 1894 года Императоре Александре III, и начался строится храм-памятник на Военном кладбище Минска, где покоились останки героев балканской войны. В 1863 году пехотный Коломенский полк был расквартирован в Минске, в связи с чем комплектование его осуществлялось за счет призывников — уроженцев белорусской земли. В апреле 1877 года 119-й Коломенский полк, вместе с другими подразделениями этого корпуса, был направлен в Турцию для участия в начавшейся войне. Уже после взятия Плевны воины Коломенского полка, действуя в боевых порядках 3-й пехотной дивизии, совершили в условиях труднопроходимой местности несколько бросков в направлении городов Ловча, Тырново и Казанлык. Далее, вплоть до заключения 19 февраля 1878 года мирного договора в Сан-Стефано, полк сражался в составе передовых частей Русской императорской армии в их наступательном порыве за овладение Константинополем (ныне Стамбул).

За мужество и храбрость, проявленные на войне, бойцам полка были высочайше пожалованы знаки на головные уборы с надписью: «за отличие в турецкую войну в 1877 и 1878 годах». Полковой священник протоиерей Иоанн Носович был награжден золотым наперсным крестом с украшениями, а также орденом святого Владимира III степени. В сентябре 1878 года он был назначен главным священником полевой армии и прикомандирован к ставке главнокомандующего. На место своей постоянной дислокации, в город Минск, Коломенский полк возвратился в июне 1879 года.

На древках двух хоругвей, украшающих храм, закреплены металлические кольца с тиснённым на них текстом: «Жертва начальника штаба 30-й пехотной дивизии», «Жертва командира и штаба 4-го армейского корпуса». За алтарной апсидой размещаются две братские могилы воинов, а рядом — захоронения высших офицерских чинов, ветеранов русско-турецкой войны за освобождение Болгарии 1877—1878 гг.

Итак, возведение церкви на Военном кладбище Минска пережило несколько этапов своей истории: сначала храм существовал в виде маленькой деревянной церкви, освященной в честь небесного покровителя русских царей — святого князя-воина Александра Невского, позднее он был спроектирован и отстроен в московско-ярославском стиле русского узорочья XVII века, возведен на том самом месте, на котором стоит и по сей день. История его проектирования и возведения тесно сопряжена с памятью об Императорской Семье, именами двух Императоров — Александров, почитание которых увековечил в год своего коронования возведением храма «на могилках» их внук и сын, Император-страстотерпец Николай Александрович. Обнаруженные чертежи восстанавливают связь с Царствующим Домом, возвращая русским святыням изначально присущее им высокое покровительство.

Примечания

1. Архитектурное отделение УВЖЗ просуществовало до 1918 г., оно было создано на основе Кремлевского архитектурного училища, и обучение строилось по образцу Петербургской Академии художеств, а по окончании училища его выпускникам присваивалось звание художников-архитекторов с награждением Большой или Малой серебряной медалью. Московское училище считалось одним из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных московских художников и архитекторов.

2. URL: https://youtu.be/5pLkNCFMoeY.

3. URL: https://rn.deiverbo.com/aleksandro-nevskaya-letopis.

4. Протоиерей Виктор Бекаревич (1915—2002) был одним из старейших и авторитетнейших священнослужителей Белорусской Православной Церкви. В период его настоятельства были проведены весьма значительные ремонтно-реставрационные работы, храм обрёл благолепный вид и достойное убранство. Прот. Виктор в полной мере явил данный ему от Господа талант проповедника и мудрого любвеобильного пастыря. См. Пастырь Добрый. К 100-летию со дня рождения протоиерея Виктора Бекаревича (http://church.by/pub/pastyr-dobryj-k-100-letiju-so-dnja-rozhdenija-protoiereja-viktora-bekarevicha-3).

1. Берташ А.В. Стилистические особенности храмостроительства в 1830—1870-е годы в России: столица и национальные окраины // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. 2013. Вып. 1. С. 178-198.

2. Берташ А.В. Русское храмостроительство середины XIX — начала XX вв. В оценке дореволюционных и советских историков архитектуры: к историографии вопроса // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 183-197.

3. Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX — начала XX веков // Искусство христианского мира. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богосл. ин-та, 1998. Вып. II. С. 113-123.

4. Интервью прот. Александра Берташа «Проблема нашей памяти». [Электр. ресурс]. URL: https://slovo-bogoslova.ru/publikacii/intervyu-protoierey-aleksandr-berta / (дата обращения: 08.09.2015).

5. Чернатов В.М. Национальные проявления в архитектурных произведениях Виктора Струева // Наука — образованию, производству, экономике: материалы 11-й Международной научно-технической конференции. Т. 2. Минск: БНТУ, 2013. С. 328332.

6. Кулагин А.Н. Крестовоздвиженская церковь // Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область. Минск 1990. 376 с.

References

1. Bertash A.V. Stilisticheskie osobennosti hramostroitel'stva v 1830—1870-e gody v Rossii: stolica i nacional'nye okrainy [Stylistic features of church building in the 1830s — 1870s in Russia: capital and national suburbs]. Bulletin of St. Petersburg University, 2013, vol. 1, pp. 178-198.

2. Bertash A.V. Russkoe hramostroitel'stvo serediny XIX — nachala XX vv. V ocenke dorevo-lyucionnyh i sovetskih istorikov arhitektury: k istoriografii voprosa [Russian temple building of the middle of XIX — early XX centuries in the assessment of pre-revolutionary and Soviet historians of architecture: to the historiography of the question]. Hristianskoe chtenie, 2017, no. 5, pp. 183-197.

3. Bertash A.V. Soderzhanie i evolyuciya russkogo stilya v cerkovnoy arhitekture serediny XIX — nachala XX vekov [The content and evolution of the Russian style in church architecture of the mid-XIX — early XX centuries]. Iskusstvo hristianskogo mira. Moscow, 1998. Issue II, pp. 113-123.

4. Interv'yu prot. Aleksandra Bertasha "Problema nashey pamyati" [Interview with archpriest Alexander Bertash "The problem of our memory"]. Available at: https://slovo-bogoslova.ru/publikacii/intervyu-protoierey-aleksandr-berta (accessed: 08.09.2015).

5. Chernatov V.M. Nacional'nye proyavleniya v arhitekturnyh proizvedeniyah Viktora Strueva [National manifestations in the architectural works of Viktor Struyev]. Proc. of "Nauka — obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike-11", vol. 2. Minsk, 2013. pp. 328-332.

6. Kulagin A.N. Krestovozdvizhenskaya cerkov' [Holy Cross Church]. A set of historical and cultural monuments of White Russia. Brest region. Minsk, 1990. 376 p.

Isachenko T.A. The Church of St. Prince Alexander Nevsky at the Military Cemetery in Minsk. Architectural project by Victor Fomichev in the RSL Palace Libraries Foundation. The article is devoted to the little-known architectural project of the church in the name of St. Alexander Nevsky, built at the Military Cemetery in Minsk after the death of the Emperor Alexander III. The drawings found in the fund of the Palace Libraries of the Department of Manuscripts of the of the Russian State Library (F. 492. Archival unit 330. The end of 90-ies of the 19th century) suggest that there is a factual error associated with the substitution of the names of the architects who built and designed the temple. And although traditionally the design and construction of the memorial temple in Minsk itself is strongly associated with the name of Viktor Struyev (1864—1924), the drawings of the fund of the Palace Libraries of the Russian State Library strongly associate this project with the name of Viktor Fomichev, who dedicated the memorial temple to the Sovereign Emperor Alexander III. Contrary to the tendentious perception of monuments of palace and temple architecture formed in Soviet times, in a break with the names of Russian Emperors and their Heavenly Patrons, the discovered drawings restore the connection with the Reigning House, restoring the Russian shrines to their originally inherent high patronage.

Keywords: Monument to Alexander Nevsky in Minsk, dedication, Emperor Alexander III, architect V.A.Fomichev, architect V.I.Struyev, archpriest Viktor Bekarevich.

Сведения об авторе. Татьяна Александровна Исаченко — доктор филологических наук, гл. научн. сотр. сектора изучения особо ценных фондов Центра Исследования проблем развития библиотек (ЦИПР) ФГБУ «Российская государственная библиотека»; ORCID: 0000-0002-1710-2340; isachenko33@yandex.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 01.02.2023. Принята к публикации 05.03.2023.

Ссылка на эту статью: Исаченко Т.А. Храм святого князя Александра Невского на военном кладбище в Минске. Архитектурный проект Виктора Фомичева в фонде дворцовых библиотек РГБ // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 3(48). С. 190-194. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48). 190-194

For citation: Isachenko T.A. The Church of St. Prince Alexander Nevsky at the Military Cemetery in Minsk. Architectural project by Victor Fomichev in the RSL Palace Libraries Foundation. Memoirs of NovSU, 2023, no. 3(48), pp. 190-194. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.3(48).190-194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.