Научная статья на тему 'ИНТЕРЬЕР УСПЕНСКОГО СОБОРА ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ И ЕГО МАСТЕРА С. А. И П. С. АБРОСИМОВЫ И Ф. Е. ЕГОРОВ'

ИНТЕРЬЕР УСПЕНСКОГО СОБОРА ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ И ЕГО МАСТЕРА С. А. И П. С. АБРОСИМОВЫ И Ф. Е. ЕГОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕНСКИЙ СОБОР ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ / РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА ХХ В / ИКОНОСТАСЫ / РУССКИЙ СТИЛЬ / МОСКОВСКО-ЯРОСЛАВСКИЙ СТИЛЬ / ПОЗДНИЙ АКАДЕМИЗМ / НЕОБАРОККО / АРХИТЕКТОР А. А. ПОЛЕЩУК / ПОЗОЛОТНАЯ МАСТЕРСКАЯ АБРОСИМОВЫХ / ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ Ф. Е. ЕГОРОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берташ Александр Витальевич

Статья является продолжением исследования автора, посвященного одному из самых значимых памятников ретроспективного русского стиля начала ХХ в. - Успенскому собору Пюхтицкого монастыря, построенному в 1907- 1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука. Впервые подробно рассматриваются произведения широко известных в свое время, а ныне почти забытых столичных мастеров иконостаса и киотов храма - владельцев позолотной мастерской отца и сына С. А. и П. С. Абросимовых и иконописной мастерской - Ф. Е. Егорова. Пюхтицкий собор остался практически единственным храмом, который позволяет судить об их творчестве: их многочисленные произведения, находившиеся в церквях России, были утрачены после 1917 г. Творчество этих мастеров русского церковного искусства предреволюционного периода развивалось в рамках русского стиля, академизма, необарокко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERIOR OF THE ASSUMPTION CATHEDRAL OF PÜHTITSA CONVENT, AND ITS MASTERS S. A. AND P. S ABROSIMOV AND F. E. EGOROV

This article is a continuation of the author’s material devoted to one of the most significant monuments of the retrospective Russian style of the early 20th century, the Assumption Cathedral of Pühtitsa Convent, built in 1907-1910 and designed by the architect A. Poleshchuk. For the first time, the article describes the works of the father and son S.A. and P.S. Abrosimov, who were painters of iconostases and icon cases of churches and owners of a gilding workshop and of F.E. Egorov, the owner of an icon-painting workshop. Pühtitsa Cathedral remains practically the only church that allows one to study their creative work. Their numerous works kept in Russian churches were lost after 1917. The art os these masters of Russian church art of the Pre-Revolutionary period was developing within the Russian style, academicism, neo-baroque.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЬЕР УСПЕНСКОГО СОБОРА ПЮХТИЦКОГО МОНАСТЫРЯ И ЕГО МАСТЕРА С. А. И П. С. АБРОСИМОВЫ И Ф. Е. ЕГОРОВ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 60-78 БОТ: 10.15382Мш^202142.60-78

Берташ Александр Витальевич, протоиерей, канд. искусствоведения, канд. богословия, настоятель церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене и прихода в г. Бремерхафене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии (Германия), вед. искусствовед Архитектурного бюро «Литейная часть-91», СПб. Kleine Westerholz Strasse, 17, 28309, Bremen, BRD alexanderbertash-gmail.com ORCID: 0000-0003-3486-0490

Интерьер Успенского собора Пюхтицкого МОНАСТЫРЯ И ЕГО МАСТЕРА С. А. И П. С. Абросимовы и Ф. Е. Егоров

А. В. Берташ

Аннотация: Статья является продолжением исследования автора, посвященного одному из самых значимых памятников ретроспективного русского стиля начала ХХ в. — Успенскому собору Пюхтицкого монастыря, построенному в 1907— 1910 гг. по проекту архитектора А. А. Полещука. Впервые подробно рассматриваются произведения широко известных в свое время, а ныне почти забытых столичных мастеров иконостаса и киотов храма — владельцев позолотной мастерской отца и сына С. А. и П. С. Абросимовых и иконописной мастерской — Ф. Е. Егорова. Пюхтицкий собор остался практически единственным храмом, который позволяет судить об их творчестве: их многочисленные произведения, находившиеся в церквях России, были утрачены после 1917 г. Творчество этих мастеров русского церковного искусства предреволюционного периода развивалось в рамках русского стиля, академизма, необарокко.

Ключевые слова: Успенский собор Пюхтицкого монастыря, русское церковное искусство начала ХХ в., иконостасы, русский стиль, московско-ярославский стиль, поздний академизм, необарокко, архитектор А. А. Полещук, позолотная мастерская Абросимовых, иконописная мастерская Ф. Е. Егорова.

Успенский собор Пюхтицкого монастыря (1907—1910 гг., арх. А. А. Полещук) представляет собой один из самых значительных памятников русского церковного искусства предреволюционного периода, ретроспективного направления русского стиля, или «нового историзма» (ил. 1). На фоне огромных утрат православного наследия после 1917 г. монастырь, оказавшийся на территории Эсто-

© Берташ А. В., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 60-78.

Ил. 1. Успенский собор Пюхтицкого монастыря. Северный фасад. Фото автора

нии, избежал закрытия и разорения, и его собор является уникальным по сохранности и внешнего облика, и интерьера.

В собор ведет крыльцо финляндского гранита. Три наружные железные двери направляют в просторный притвор, из него в храм — три широкие двойные деревянные двери. Пол храма и паперть сделаны из метлахских плиток, на солее и в алтарях — из деревянных брусков, покрытых парусиной и окрашенных масляной краской под паркет. Все оконные рамы изготовлены из железа. Храм внутри был оштукатурен и выкрашен клеевой краской, под всем храмом находится подвал высотой 2, 4 м. Среднее паникадило было высеребрено, боковые в приделах — вызолочены. Указывалось, что «иконостасы выкрашены под цвет слоновой кости и отличаются изяществом как по форме, так и по выполнению работы»1 (ил. 2).

Для изготовления иконостаса и написания икон были привлечены мастерская «позолотных и столярно-резных работ» П. С. Абросимова, ранее работавшего с автором генерального плана монастыря архитектором М. Т. Преображенским, и художник-иконописец Ф. Е. Егоров. В монастыре они уже были известны: Абросимов изготовил три иконостаса для Введенской церкви Пюхтицкого подворья в Ревеле (Таллине)2, а совместной их работой стал ико-

1 Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22—23.

2 Церковь была построена на участке, пожертвованном П. Е. Басаргиной в 1895 г., в 1900—1902 гг. по проекту Санкт-Петербургского епархиального архит. Н. Н. Никонова в русском «московско-ярославском» стиле. Почетным председателем Строительного комитета был

Ил. 2. Успенский собор. Общий вид интерьера. Фото автора

ностас Тихвинской церкви Пюхтицкого подворья в Санкт-Петербурге (1904)3. Видимо, результаты их работы удовлетворили заказчика, но представления о них мы не имеем: интерьер Тихвинского храма был полностью уничтожен в 1920-е гг., его изображения не сохранились, иконография Введенской церкви очень скромна.

прот. св. Иоанн Кронштадтский. Закрыта церковь в 1959 г. и в январе 1960 г. разрушена (см.: Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2019. С. 154-163).

3 Церковь выстроена в 1903-1906 гг. на участке в Гавани, пожертвованном А. Ивановым и на средства К. Т. Ивановой, по проекту архитектора В. Н. Боброва, также в русском «московско-ярославском» стиле. Закрыта в 1923 г., перестроена (см.: Антонов В. В., Ко-бак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010. С. 350-351).

«Мастерская позолотных столярно-резных работ: Семен Абросимович Абросимов с сыном» вела свою историю с 1869 г.4 Первый ее владелец в столице — Семен Абросимович Абросимов (1837—1910), крестьянин дер. Игнатцево Меленковской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии, был позолотчиком по дереву. Он поселился в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, и в 1880 г. основал позолотную и столярную мастерскую там, где проживал, по 8-й линии, 3. В январе 1886 г. он получил свидетельство на право промыслов 2-й гильдии5, в 1887 г. числился временным купцом 1-й гильдии и вскоре сумел приобрести собственный дом по 2-й линии Васильевского острова, 5, рядом с Императорской Академией художеств6, где и находилась мастерская. Это был классицистический дом в девять осей по фасаду с мансардным этажом в пять осей, фасады которого были оформлены горизонтальным рустом. В 1887 г. на участке работал гражданский инженер Альфред Александрович Ашемур (1835-1890-е)7. 22 апреля 1905 г. Техническое отделение Санкт-Петербургской Городской управы утвердило проект постройки на противоположной от 2-й линии стороне участка, со стороны Соловьевского пер., каменного одноэтажного с мансардой и частично трехэтажного дома в стиле неоклассицизма8. Его автором был гражданский инженер Владимир Александрович Федоров (1880 — после 1916), впоследствии много работавший во Владивостоке. Здания как по 2-й линии, так и по нынешней ул. Репина утрачены. Почти полностью сгорел в начале 2000-х гг. и разобран к 2006 г. принадлежавший с 1890-х гг. Абросимовым доходный деревянный дом в г. Гатчине, по Люцевской (Чкалова) ул., 10, где в 1908-1910 гг. числилась проживающей жена П. С. Абросимова — Екатерина Осиповна9.

Оставаясь владельцем мастерской, С. А. Абросимов в значительной степени с 1890-х гг. передал дела своему сыну — Петру Семеновичу (1858 — не ранее 1917), который получил образование архитектора и был членом императорского

4 Вероятно, однофамильцы санкт-петербургских домовладельцев, по имени которых получила название Абросимова ул. в плотничьей слободе Адмиралтейского ведомства на Охте (снесена в 2006 г.). Видимо, к этой династии принадлежал резчик А. Е. Абросимов, изготовивший иконостас для Троицкого собора Киновии Александро-Невской лавры (1862-1868). Еще одним, вероятно, однофамильцем, занимавшимся аналогичным делом, был придворный фабрикант Петр Евстратович Абросимов, купец, владелец фабрики золотых, серебряных и гальванопластических изделий, существовавшей с 1869 до 1908 г. в Москве, в Б. Знаменском пер. Он унаследовал дело от отца, купца 3-й гильдии Е. А. Абросимова. Им был изготовлен крест на главу церкви св. Арх. Михаила в Каннах (1894) (см.: Русские храмы и обители в Европе / сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб., 2005. С. 274).

5 См.: Справочная книга о лицах санкт-петербургского купечества и других званий, получивших с 1 ноября 1885 г. по 1 февраля 1886 г. свидетельства и билеты по 1-й и 2-й гильдиям на право торговли и промыслов в Санкт-Петербурге в 1886 году. СПб., 1886. С. 649.

6 См.: Справочная книга о купцах Санкт-Петербурга. 1890. СПб., 1890. С. 688. Вполне возможно, что архитектор А. А. Полещук был знаком с Абросимовыми: он в 1898-1901 гг. проживал по соседству с ними, на 2-й линии Васильевского острова, 7. Впоследствии в д. 7 находилась последняя квартира архитектора М. Т. Преображенского (http://www.citywalls.ru/ house167.html).

7 См.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 27.

8 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 1489.

9 См.: Кислов В. А. Старая Гатчина. Люцевская (Чкалова) улица. Гатчина, 2012. Ч. 1.

Санкт-Петербургского общества архитекторов. Мастерская занималась изготовлением, позолотой, резьбой рам иконостасов, мебели, комнатных украшений, позолотой куполов и крестов10. Важнейшим направлением деятельности Абросимовых было также изготовление художественных рам с накладным лепным декором: «Русская рамочно-багетная фабрика П. С. Абросимова» была одной из двух крупнейших в столице, наряду с мастерской А. Жеселя11. Изделия потомственных почетных граждан Абросимовых были отмечены большими серебряными медалями на Ремесленных выставках в Санкт-Петербурге 1885 («за трудолюбие и искусство») и 1899 годов и на Нижегородской Всероссийской выставке 1896 г., бронзовой медалью на Всероссийской выставке в Москве в 1882 г., почетным отзывом на Парижской выставке 1900 г. К 1903 г. на фирме трудилось свыше 100 человек12. Мастерская, которая в 1910-е гг. именовалась «Мебельно-столярная, позолотная мастерская "П. С. Абросимов с С-ми"», являлась поставщиком Двора его императорского величества (1903)13, картины в рамах их работы из красного дерева находились в покоях царской семьи, в частности в Царском Селе14.

Неудачным оказалось сотрудничество мастерской Абросимова с Санкт-Петербургским православным эстонским братством, которое занималось постройкой в Санкт-Петербурге Свято-Исидоровского русско-эстонского храма с домом братства и причта по проекту А. А. Полещука15. Оно оказалось не в состоянии выплатить долги по строительству перед 36 фирмами и частными лицами на общую сумму в 52 500 руб., или 1/5 всей стоимости. 3 августа 1910 г. в Санкт-Петербургский окружной суд через присяжного поверенного И. А. Вендера был подан групповой иск о взыскании с Братства долгов по строительству. Первым

10 Перечень выявленных церковных работ мастерской приведен в Приложении.

11 Багетно-рамочные фабрики в России появились в 1890-е гг. Рамы в основном изготавливали с накладным лепным орнаментом из мастики, реже из гипса или в технике папье-маше. Для декоративного покрытия использовались комбинированное золочение и бронзовый мелкодисперсный порошок под лаком. В частности, члены «Общества имени А. И. Куинджи» заказывали рамы на фабрике Абросимова (Рамы и багет в России XIX века. URL: http:// goodcoins.narod.ru/antic/picture/baget19.htm).

12 См.: Шустов А. С. Санкт-Петербургское купечество и торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы: Иллюстрированный альманах. СПб., 1903. Ч. 2.

13 По тому же адресу в 1910-е гг., согласно адресным книгам «Весь Санкт-Петербург», проживал старший сын Петра Семеновича — Алексей Петрович (род. 1882), гражданский инженер, коллежский советник, служивший в канцелярии обер-прокурора Синода. В 1923—1924 гг. он работал в Северо-западном промышленном бюро Высшего совета народного хозяйства. У него были младшие братья Леонид (1886) и Александр (1889), который должен был наследовать дело отца, и сестры Вера и Мария.

14 См.: Борушко Е. А. Атрибуция картинных рам музейной коллекции ГМЗ «Царское село» // Кучумов: к 100-летию со дня рождения: сб. докладов научной конференции «Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций». СПб.; Павловск, 2012. С. 89—99.

15 Подробнее см.: Берташ А. В. Церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 6. СПб., 2002. С. 195—205; Свято-Исидоровская церковь: История храма. Жития святых. 19072007. 100 лет со дня первого освящения храма. СПб., 2007; Костромин Константин, свящ. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения. 2008. № 3. СПб., 2009. С. 51-66.

в перечне истцов значился потомственный почетный гражданин П. С. Абросимов, которому Братство не заплатило «свыше 2 576 руб.» за позолоченные иконостасы (Братство признало долг в 2 300 руб.). Вопросы с долгами по постройке храма и Братского дома при нем удалось урегулировать только к 1914 г.16 Утраченные необарочные иконостасы Исидоровской церкви, выполненные по рисунку архитектора А. А. Полещука, были близки Пюхтицким по «растрел-лиевской» стилистике, но выглядели несколько скромнее. Стиль необарокко в церковной архитектуре встречался реже, чем в гражданской, но не был исключением в эпоху эклектики17. Наиболее известен был необарочный иконостас Воскресенского Смольного собора (архитектор М. Е. Месмахер, 1873-1875 гг., разрушен в 1975 г.), стилизованный под Б. Ф. Растрелли — автора проекта собора. Алтари Исидоровской церкви были освящены в 1907-1908 гг., поэтому Пюхтиц-кий иконостас стал развитием необарочной темы в творчестве А. А. Полещука. И в стиле его икон присутствуют барочные реминисценции, что иллюстрирует наблюдение известной исследовательницы о том, что «в академическом» ико-нописании конца XIX в. стойко сохранялся поздний классицизм, отчасти окрашенный стилистикой «второго барокко»18.

11 июня 1908 г. П. С. Абросимов представил смету, согласно которой иконостас Успенского собора изготавливался из «соснового леса», мелкая резьба — из липы, следовало «тело иконостасов окрасить масляною, частично матовою, краскою, резьбу вызолотить червонным золотом на мордане, а глянцевые места на полименте19, заднюю алтарную сторону сделать сосновою филенчатою и окрасить масляною краскою». В контракте от 1 сентября 1909 г. предусматривалось, что «иконостас должен быть изготовлен из сухого соснового дерева, прочной конструкции и тщательной отделки, во всем согласно чертежам и шаблонам архитектора А. Полещука... золото в дело употреблять исключительно червонное... вся резьба, до позолоты, должна быть представлена на одобрение архитектора Полещука и все необходимые изменения делать беспрекословно. Все работы произвести не только прочно, но и художественно»20.

Резной с позолотой иконостас в формах необарокко с элементами русского стиля, свойственных творческой манере Полещука, стоил 5 500 руб. Он отличается сложным рисунком и ступенчатой композицией, многоуровневым рас-

16 ЦГИА СПб. Ф. 225. Оп. 1. Д. 241, 289. Цит. по: Костромин Константин, прот. «Постройка храма грозит стать предметом столичного скандала...». К истории Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. № 2. С. 38-52. Причиной появления долгов стало ожидание обещанного К. П. Победоносцевым казенного пособия в 100 тыс. руб., которое так и не было получено.

17 Подробнее см.: Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб., 2002; Бер-таш Александр, прот. Петровская архитектура и барочные реминисценции в православном храмостроительстве Нового времени // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм: Материалы VII Международного Петровского конгресса. СПб., 2016. С. 481-510.

18 См.: Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М., 2019.

19 Мордан — масляный лак, полимент — клеящий состав под позолоту.

20 Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет. 1910-2010. Кигешае, 2010. С. 40.

положением икон, разнообразным местоположением барочных декоративных элементов: волют, акантов, раковин, гирлянд, канелюр (ил. 3-5). Помимо него мастер создал два из 19 напольных белых, с резьбой и позолотой киотов с чертами барокко и русского стиля, гармонично сочетающиеся с архитектурой храма и иконостасов (ил. 6).

Ил. 3. Успенский собор. Центральный иконостас. Фото автора

1 сентября 1909 г. был заключен контракт с руководителем столичной иконописной мастерской Федором Егоровичем Егоровым на 2 500 руб. Мастерская должна была выполнить 60 икон для трех иконостасов уже к 15 июля 1910 г. Иконы выполнялись на холсте, наклеенном на сухие ольховые доски.

К сожалению, о мастерской известно очень немного, хотя перечень только ее санкт-петербургских работ довольно велик. Две подписные семейные иконы этой мастерской, одна из которых находится в Ярославле, датированы 1889

Ил. 4. Успенский собор. Центральный иконостас. Венчающая часть.

Фото автора

Ил. 5. Успенский собор. Иконостас северного придела. Фото автора

и 1894 гг. Большая (118 х 92 х 4 см) икона девяти небесных покровителей купеческой семьи Василия Васильевича Васильева, торговца, санкт-петербургского купца 2-й гильдии, была написана маслом на кипарисе для неизвестного храма в память его супруги Анны Никитичны. Изображения обрамлены орнаментом в русском стиле, применено сусальное золочение. На тыльной стороне — печать мастерской Ф. Е. Егорова. Иконы стилистически близки «семейному образу» избранных святых из Никольской часовни в Пюхтице (1891 г., арх. К. И. Ни-ман) и двум другим образам из этой часовни.

Достоверно о работе Ф. Е. Егорова в Санкт-Петербурге известно с 1900 г., когда он проживал на Загородном пр., 17. Во второй половине 1900-х гг. его иконописная мастерская находилась на Ивановской ул., 6. Известно, что мастера Ф. Е. Егорова помимо церкви Пюхтицкого подворья написали образа для иконостаса церкви ап. Филиппа при Мариинском училище глухонемых (1902—1903), икону Богородицы «Всех скорбящих радость» для церкви свв. Петра и Павла при Семеновском Александровском госпитале (средства выделили А. П. и М. П. Чистяковы), иконы для церкви свт. Николая при Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан (1907—1908), выполнили росписи церквей пресв. Троицы Общества распространения религиозно-нравственного просвещения (1906—1907) и Успения Богородицы при Обществе милосердия и повсеместной помощи (Болдыревская, 1909—1910 гг.)21. Все работы, таким образом, датированы первым десятилетием ХХ в.: возможно, что художник прибыл в Санкт-Петербург на рубеже веков (с этого же времени по адресным книгам он числится проживающим в столице). В 1910-е гг. мастерская находилась на Николаевской ул., 84, но, видимо, имела меньше заказов, в том числе и по причине господства новых художественных вкусов. К этому времени принадлежат две провинциальные работы мастерской. В Спасо-Евфросиниевом монастыре в Полоцке в 1910 г. по проекту П. А. Зыкова была выполнена кипарисовая рака для мощей прп. Евфросинии. Ф. Е. Егоровым в С.-Петербурге была написана икона святой на кипарисе, в чеканном окладе, «в реалистической манере»22.

21 См.: Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч.

22 Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 70—72.

Ил. 6. Успенский собор. Икона свт. Николая в киоте. Фото автора

В монастыре хранится поясной живописный фрагмент нач. XX в. (вырезан по контуру фигуры), иконографически близкий к изображению преподобной на раке. В 1911 г. в соборе свв. Бориса и Глеба Борисоглебского на Устье мужского монастыря (Ростовско-Ярославской епархии) под руководством Ф. Е. Егорова проводились живописные работы по образцу росписей В. В. Васнецова во Владимирском соборе г. Киева.

Тотальное уничтожение храмов и, прежде всего, их интерьеров в советское время не позволяет представить себе работы мастерской Ф. Е. Егорова, от которых не осталось даже изображений. Тем ценнее единственная сохранившаяся и одновременно самая масштабная работа крупной мастерской — иконы Пюх-тицкого собора. Мастерская Ф. Е. Егорова относилась к иконописным школам нового типа — фактически академическим мастерским, создание которых «было направлено на вытеснение. недостаточно профессиональной живописи из церковного искусства. Качество церковной живописи (ее "достоинство") должно было соответствовать священному достоинству предмета — иконы, фрески, церковного интерьера. В этом контексте вполне понятно обращение к живописи выпускников Академии художеств как апробированной и по качеству, и по стилю»23. Чрезвычайно важно предписание Полещука Ф. Е. Егорову, что стиль письма «не должен быть ни малярным, древне-византийским, а ближе к стилю итальянского ренессанса, но вполне в духе Православия. Образцами могут служить лучшие русские художники 1-й пол. XIX столетия: Нефф, Бруни, Верещагин, Боровиковский и им подобные»24. А. А. Полещуком предварительно проверялся каждый эскиз. Действительно, сравнение известных нам икон письма Егорова и единственной известной нам крупной работы его мастерской — иконостаса Успенского собора показывает, что мастер прекрасно учел пожелания заказчика. Способность работать в различной стилистике, включая монументальную живопись, свидетельствует о профессионализме художников-иконописцев, основной стиль которых представлял собой соединение позднеакадемической и иконописной традиций, характерное для 2-й пол. XIX — нач. XX в. Вскоре в обществе, церковных и художественных кругах появился устойчивый интерес к древнерусскому наследию, и в иконописи стали преобладать стилизации под него, что совпало с распространением неорусского стиля, модерна и ретроспек-тивизма в архитектуре. Напротив, иконы для иконостасов Успенского собора значительно тяготеют к манере императорской Академии художеств, причем скорее 1-й пол. XIX в., о чем говорит сдержанный колорит, мягкие очертания фигур, тонкие лессировки, отсутствие золотых фонов и орнаментов. Если некоторые композиции иконостаса, в частности многофигурные иконы избранных святых, по манере исполнения близки «семейным иконам», то, например, иконы Царских врат практически не отличимы от работ академистов нач. XIX в. (Казанский собор и др.).

Местный ряд иконостаса традиционно включает в себя ростовые иконы Спасителя и Божией Матери по типу иконы «Благодатное небо». В диаконских дверях находятся изображения архангелов Михаила и Рафаила. По сторонам

23 Бусева-Давыдова И. Л. Указ. соч.

24 Успенский собор. С. 40, 43.

от них — по две многофигурные ктиторские иконы в два ряда. В первом ряду слева — святители Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст, Василий Великий, прп. Алексий человек Божий, мц. Елисавета, св. кн. Ольга и другие святые; справа — св. князь Александр Невский, прп. Серафим Саровский и другие святые; во втором ряду: слева русские преподобные Антоний, Анна Кашинская, Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Феодосий Печерский; справа: священномученик Исидор и русские святители Феодосий Черниговский, Ми-трофаний Воронежский, Иоасаф Белгородский, Тихон Задонский, Димитрий Ростовский. Всего на четырех иконах изображены 30 святых. В праздничном чине второго яруса расположены небольшие иконы двунадесятых праздников: слева от Царских врат — Введение во храм Девы Марии и Рождество Богородицы, справа — Рождество Христово и Сретение Господне. Над «сокращенным» праздничным чином — посеребренные рельефы скрижалей св. Моисея и раскрытого Евангелия в сиянии. В третьем ярусе, по сторонам расположенной над Царскими вратами «Тайной Вечери» и выше ее, находятся редкие в иконостасах два образа явления Пресвятой Богородицы: слева — прп. Сергию Радонежскому, справа — прп. Серафиму Саровскому. Икона Тайной Вечери имеет своим прототипом академическую запрестольную роспись на тот же сюжет апсиды главного алтаря Храма Христа Спасителя в Москве, выполненную профессором Императорской академии художеств, академиком Г. И. Семирадским (эскиз 1876 г.). Она получила широкую известность и с 1890-х гг. часто воспроизводилась в иконах и росписях, обычно с изменениями в композиции, как и в Пюхтице. На одном уровне с «Тайной Вечерей» во всех трех иконостасах расположены круглые по форме образа. В центральном иконостасе слева — икона святых великомучениц Екатерины и Варвары, справа — великомученика Георгия и мученицы Параскевы. Над иконами явления Богородицы находятся по киоту — трилистнику: слева изображены праотцы Ной и Адам, царь Давид, справа — праведные Иов, Авраам и Иаков. Эти две иконы образуют своего рода праотеческий чин.

В первом ярусе боковых иконостасов размещены в диаконских дверях пророк Исаия и первосвященник Аарон (северный иконостас), архидиаконы Стефан и Лаврентий (южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Иоанна Лествичника). Слева от Царских врат — ростовые иконы Богородицы: Боголюбская с предстоящими святыми (северный придел во имя свт. Николая и вмч. Димитрия)25 и Скоропослушница (южный придел), написанная, как и образ Спасителя по правую сторону Царских врат, в Благовещенской Афонской келлии схимонахом Георгием. Эти две иконы правого придела были присланы строительнице собора игумение Алексии (Пляшкевич), несомненно, по благо-

25 Этот образ близок по иконографии к типу Боголюбской иконы Божией Матери, называемому «Моление о народе», или «Богоматери Молебной», распространившемуся в русском искусстве с нач. XVI в. К нему относятся, например, «Богоматерь Боголюбская с предстоящими» (Москва, 1-я треть XVI в., ныне — музеи Московского Кремля), икона Богоматери с предстоящими из Успенского собора Московского Кремля (1613-1620 гг.), икона Божией Матери «Боголюбская» с предстоящими прпп. Зосимой и Савватием Соловецкими из старообрядческой молельной Волкова кладбища в Санкт-Петербурге (XVII в.) (см.: Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 459-463).

словению старца келлии схимонаха Парфения26. В боковых приделах центральными иконами являются Положение во гроб и Омовение ног Апостолов, расположенные над Царскими вратами. Попарно, слева и справа от них, находятся иконы праздничного чина: Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Бо-жией Матери, Покров Божией Матери, Вход Господень в Иерусалим (северный придел), Крещение Господне, Вознесение Господне, Преображение Господне, Воздвижение Креста Господня (южный придел)27. Богородичная тема является преобладающей в иконостасе, что соответствует посвящению храма и его местоположению в женском монастыре.

Еще один столичный мастер — Максим Диомидович Шашков — изготовил престол главного алтаря: мраморный, с поясом резного золоченого орнамента по периметру боковых досок, крестом на передней из них и колонками по углам. Купец Шашков, торговец строительными материалами и владелец монументальной мастерской в Санкт-Петербурге у Большеохтинского кладбища, был попечителем находившейся на нем единоверческой церкви прп. Марии (Марина) (Георгиевская ул., 37, не сохранилась).

Росписи храма, хотя и современные, выполнены в том же стиле, что и иконы мастерской Ф. Е. Егорова. Это относилось и к росписям, выполненным на первом этапе, в 1970—1971 гг., и на следующих этапах работ (1988 г. — образ Спасителя по образцу «Спаса на Крови» в куполе и «Погребение Божией Матери» на поясе барабана; 1991 г. — нижний уровень; 1997 г., после установки вентиляции, — верхний уровень) (см. ил. 7). На холстах высотой 3 м художники Владимир Всеволодович Рылло с сыном Владимиром (ныне афонский монах Варсонофий) и В. Тогобицкий написали фигуры восьми Архангелов, которые затем наклеили между окнами барабана, в скуфье купола был изображен Господь Вседержитель по типу «Синайского Пантократора» в монастыре св. вмч. Екатерины, написали заново восемь Серафимов и реставрировали «Погребение Божией Матери» в «подбарабанном кольце» по образцу Одесского кафедрального собора и лики четырех Евангелистов в парусах. В связи с особенностями местного влажного климата и отсутствием подкупольной вентиляции работы первого этапа оказались утрачены, кроме орнаментов, выполненных маслом в технике «гризайль» в стилистике барокко (соответствующей стилю иконостаса) с элементами классицизма (кессоны). Порядок росписей, преимущественно Богородичных праздников, сохраняется в соборе доныне. На южной стене помещены «Благовещение»

26 Старец Благовещенской келлии Хиландарского монастыря на Афоне схимонах Пар-фений (в миру Петр Константинович Гвоздев, 29 июня 1840 — 28 декабря 1917, Афон), сын зажиточного крестьянина дер. Бобыльской близ Старого Петергофа, с 1863 г. проходил послушание в Троице-Сергиевой пустыни, с 1870 г. на Св. Горе. Стал учеником старца Хаджи Георгия, известным подвижником, благотворителем. О. Парфений присылал иконы, написанные братией Благовещенской келлии, в Рижскую епархию, в частности в Троицкую Задвинскую церковь в Риге, за что удостоился архипастырского благословения. Почетный член Православного братства во имя св. равноап. князя Владимира в г. Берлине. По желанию о. Парфения его братья и сестры в 1894—1899 гг. хлопотали, правда безуспешно, о постройке на их земле в Бобыльской часовни Пюхтицкого монастыря (ЕАА, Г 1665, п. 2, 1274). О нем см.: Русский Афонский отечник Х1Х—ХХ веков. Т. 1. Святая Гора Афон, 2012; Троицкий П. В. История русских обителей Афона в Х1Х—ХХ веках. М., 2015.

27 См.: Успенский собор. С. 71—87.

Ил. 7. Успенский собор. Подкупольное пространство. Фото автора

и «Сретение», на северной стене — «Рождество Божией Матери» и «Введение во храм», на западной стене — «Успение», в люнете над главным иконостасом — «Радуйтесь, яко с вами есмь во вся дни», в северном приделе — «Покров», в южном — «Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому», в алтарных конхах — «Преображение», «Вознесение», «Троица»28.

Ансамбль Пюхтицкого монастыря и главное его сооружение — Успенский собор наглядно демонстрирует развитие в церковном искусстве предреволюционной эпохи наряду с неорусским стилем и модерном таких более «массовых» стилистических направлений, как русский «московско-ярославский» стиль, необарокко, неоклассицизм (академизм), которые продолжили и современные мастера. Уничтожение большей части отечественного церковного наследия и непризнание до недавнего времени его историко-художественной ценности затрудняют его изучение и классификацию. Однако важно было бы обратить внимание на православные памятники стран Прибалтики, которые сохранились лучше, чем в России. Пюхтицкий монастырь занимает среди них особо значимое место.

28 См.: Игумения за святое послушание / сост. игумения Филарета (Калачева), В. А. Тим-кина. Куремяэ, 2013. С. 365, 374-375; Успенский собор. С. 129-130.

Приложение

Церковные работы мастерской С. А. и П. С. Абросимовых

(по хронологии)29

1. Гомель. Часовня с родовым склепом генерала-фельдмаршала И. Ф. Паскевича. 1870—1889. Художник-декоратор С. И. Садиков выполнял орнаментальную живопись и руководил позолотой куполов с крестами, которую осуществляла мастерская Абросимова. Восстановлена.

2. Санкт-Петербург, Дудергоф. Ольгинская церковь. 1882-1883. Резной одноярусный иконостас изготовлен из дуба под руководством Абросимова по рисунку архитектора В. И. Токарева, иконы написаны М. И. Щетининым и академиком А. И. Корзухиным. Не сохр.

3. Санкт-Петербург. Церковь прав. Иова на Волковском кладбище. 1885-1887. Двухъярусный иконостас в московско-ярославском стиле, образа И. Т. Трифонова и др. Церковь не закрывалась30. Единственный сохранившийся в России иконостас мастерской Абросимовых.

4. Санкт-Петербург. Казанский собор. 1886. Крестовидный киот из четырех икон перед жертвенником главного алтаря, вырезанный Абросимовыми по эскизу архитектора Н. В. Набокова. Одну икону написал академик И. К. Макаров. Не сохр.

5. Санкт-Петербург. Церковь прпп. Сергия и Германа Валаамских при Кадетском корпусе императора Александра II. 1886-1889. Низкий иконостас из ореха по проекту А. М. Иванова, образа В. В. Васильева. Не сохр.

6. Ново-Александровское Валдайского уезда Новгородской губ. (ныне Холщебинка Бологовского р-на Тверской обл.). Александро-Невская церковь. 1889-1891, разрушена в 1940 г. Иконостас по проекту академика архитектуры А. П. Гомана изготовлен в мастерской Абросимова31. Не сохр.

7. Санкт-Петербург. Александро-Невская церковь при 1-м реальном училище императора Александра III. 1890-1891. Трехъярусный белый с золотом иконостас из сосны работы С. А. Абросимова, образа написаны в Вохоновском монастыре. Не сохр.

8. Санкт-Петербург. Часовня Троице-Измайловского собора. 1894-1895. Белый с золотом иконостас, образа И. А. Тюрина. Не сохр.

9. Санкт-Петербург. Церковь иконы Божией Матери «Милующая». 1894-1898. Одноярусный иконостас мореного дуба с иконами по афонскому образцу московских мастеров. Не сохр.

10. Ревель (Таллинн). Александро-Невский собор. 1894-1900. Позолота куполов, резные иконостасы в московско-ярославском стиле по эскизам М. Т. Преображенского, клиросы с киотами исполнены летом 1898 г. П. С. Абросимовым.

29 Основные источники: Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч.; Русские храмы и обители в Европе.

30 См.: Берташ А. В. Церковь во имя Св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 7. СПб., 2001. С. 71-82.

31 См.: Бакланов И. М. Краткий очерк истории постройки храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в дер. Холшебинке Новгородской губернии... СПб., 1891.

11. Санкт-Петербург. Мироновская (Петропавловская) церковь. 1896. Киоты к 100-летию полка для икон художника И. С. Галкина. Не сохр.

12. Санкт-Петербург. Богоявленская церковь на Гутуевском острове. 1897—1899. Резные и позолотные работы. Сохр. фрагменты.

13. Санкт-Петербург. Преображенская церковь. Иконостас по проекту М. Преображенского, образа М. М. Васильева. 1898—1902. Не сохр.

14. Санкт-Петербург. Введенская церковь при Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе. Одноярусный иконостас из темного клена по проекту М. Т. Преображенского, образа Н. М. Сафонова, 1899-1901. Не сохр.

15. Шипка. Христорождественская церковь. 1885-1902. Четыре киота, вырезанные в мастерской Абросимова (Петербург).

16. Новочеркасск. Вознесенский войсковой собор. 1900. Золочение шести куполов фирмой С. А. Абросимова за 44 324 руб.

17. Ревель (Таллинн). Введенская церковь подворья Пюхтицкого монастыря. 19001902. Резные иконостасы светлого дерева в московско-ярославском стиле. Иконы мастерской Пюхтицкого монастыря Н. У. Энкеля.

18. Лиепая (Либава), порт императора Александра III. Николаевский Морской собор. 1900-1903. Трехъярусный резной иконостас в русском стиле XVII в., подарен императором св. Николаем II (1903, мастерская Абросимова, художники М. М. Васильев, Ф. Р. Райлян). После закрытия собора (1936) главный иконостас перевезен в Ригу и установлен в соборе Рождества Христова, в 1962 г. перенесен в Свято-Троицкий собор Рижского Троице-Сергиева монастыря; 1-й придельный иконостас в 1947 г. установлен в церкви Всех святых, г. Клайпеда; 2-й придельный иконостас не сохранился.

19. Санкт-Петербург. Воскресенская церковь на Смоленском кладбище. 1901-1903. Золоченый необарочный иконостас исполнен мастерской Абросимова по проекту архитектора В. А. Демяновского, иконы письма акад. А. Н. Новоскольцева. Не сохр.

20. Санкт-Петербург. Исидоровская русско-эстонская церковь. 1904-1908. Иконостас верхнего храма (три необарочных иконостаса) выполнен в стиле Людовика XV по рисунку А. А. Полещука П. С. Абросимовым, иконы художника В. Т. Пер-минова. Не сохр.

21. Пюхтица (Куремяэ). Успенский собор. 1908-1910. Иконостас на три придела и два киота по эскизам А. А. Полещука, иконы мастерской Ф. Е. Егорова.

22. София. Николаевская церковь. 1912-1914. Архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский. Царские врата вырезаны и позолочены в мастерской П. С. Абросимова, его мастера осуществили позолоту куполов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Екатеринослав (Днипро). Николаевская церковь при Александровском металлургическом заводе Брянского общества в память 300-летия Дома Романовых. 1913-1915 гг. Эскиз Н. Н. Кокшарова, проект архитектора Г. И. Туровца, инженер С. Гуков. Позолоченный иконостас в стиле Б.-Ф. Растрелли выполнен мастерской Абросимова. Стоимость без икон составила 16 тыс. руб. Не сохр.

Список литературы

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.

Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины ХГХ — начала ХХ века / под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996.

Бакланов И. М. Краткий очерк истории постройки храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского в дер. Холшебинке Новгородской губернии. СПб., 1891.

Берташ Александр, прот. Петровская архитектура и барочные реминисценции в православном храмостроительстве Нового времени // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм: Материалы VII Международного Петровского конгресса. СПб., 2016. С. 481-510.

Берташ Александр, прот. Пюхтицкое подворье в Ревеле-Таллине и его строитель Н. Н. Никонов // Восьмые Пюхтицкие чтения: Материалы международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2019. С. 154-163.

Берташ А. В. Церковь во имя Св. праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 7. СПб., 2001. С. 71-82.

Берташ А. В. Церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 6. СПб., 2002. С. 195-205.

Борушко Е. А. Атрибуция картинных рам музейной коллекции ГМЗ «Царское село» // Кучумов: к 100-летию со дня рождения: сб. докладов научной конференции «Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций». СПб.; Павловск, 2012. С. 89-99.

Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб., 2002.

Бусева-Давыдова И. Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М., 2019.

Вево Иоанн, свящ. Новый собор в Пюхтицком Успенском женском монастыре и торжество освящения его // Рижские епархиальные ведомости. 1911. № 1. С. 22-32.

Игумения за святое послушание / сост. игумения Филарета (Калачева), В. А. Тимкина. Куремяэ, 2013.

Кислов В. А. Старая Гатчина. Люцевская (Чкалова) улица. Гатчина, 2012. Ч. 1.

Костромин Константин, прот. «Постройка храма грозит стать предметом столичного скандала.». К истории Православного русско-эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной академии. 2018. № 2. С. 38-52.

Костромин Константин, свящ. Свято-Исидоровская церковь сегодня и сто лет назад // Коломенские чтения. 2008. № 3. СПб., 2009. С. 51-66.

Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. Минск, 2007.

Преображенский А. С. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 459-463.

Русские храмы и обители в Европе / сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб., 2005.

Русский Афонский Отечник ХГХ-ХХ веков. Т. 1. Святая Гора Афон, 2012.

Свято-Исидоровская церковь: История храма. Жития святых. 1907-2007. 100 лет со дня первого освящения храма. СПб., 2007.

Справочная книга о купцах Санкт-Петербурга. 1890. СПб., 1890.

Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, получивших с 1-го ноября 1885 по 1-е февраля 1886 г. свидетельства и билеты по 1-й и 2-й гильдиям на право торговли и промыслов в Санкт-Петербурге в 1886 году. СПб., 1886.

Троицкий П. В. История русских обителей Афона в XIX—XX веках. М., 2015. Успенский собор Пюхтицкого монастыря: 100 лет [Piukhtitsa Dormition Cathedral]. Kuremäe, 2010.

Шустов А. С. Санкт-Петербургское купечество и Торгово-промышленные предприятия города к 200-летнему юбилею столицы: Иллюстрированный альманах. СПб., 1903. Ч. 2.

Электронные ресурсы

Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. URL: http://www.citywalls.ru/house167.html (дата

обращения: 25.03.2021). Рамы и багет в России XIX века. URL: goodcoins.su/antic/picture/baget19.htm (дата обращения: 1.08.2020).

Источники

Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).

Ф. 513. Оп. 102. Д. 1489; Ф. 225. Оп. 1. Д. 241, 289. Исторический архив Эстонии — Eesti Ajalooarhiiv (ЕАА), Tartu. F. 1665, n. 2, s. 1274.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2021. Vol. 42. P. 60-78

DOI: 10.15382/sturV202142.60-78

Archpriest Alexander Bertash, Candidate of Sciences in Art Criticism, Candidate of Sciences in Theology, Rector of the Church of the Holy Royal Passion-Bearers of Moscow Patriarchate in Bremen, Rector of the Parish in Beremerhafen, Keeper of Antiquities of Berlin and German Diocese, Chief Expert in Art Criticism of the Architectural Bureau Liteynaya chast-91 17 Kleine Westerholz Str., Bremen 28309, Bremen, Germany [email protected] ORCID: 0000-0003-3486-0490

Interior of the Assumption Cathedral

of Puhtitsa Convent, and its Masters S. A. and P. S Abrosimov and F. E. Egorov

A. Bertash

Abstract: This article is a continuation of the author's material devoted to one of the most significant monuments of the retrospective Russian style of the early 20th century, the Assumption Cathedral of Puhtitsa Convent, built in 1907-1910 and designed by the architect A. Poleshchuk. For the first time, the article describes the works of the father

and son S.A. and P.S. Abrosimov, who were painters of iconostases and icon cases of churches and owners of a gilding workshop and of F.E. Egorov, the owner of an icon-painting workshop. Puhtitsa Cathedral remains practically the only church that allows one to study their creative work. Their numerous works kept in Russian churches were lost after 1917. The art os these masters of Russian church art of the Pre-Revolutionary period was developing within the Russian style, academicism, neo-baroque.

Keywords: Assumption Cathedral of Puhtitsa Monastery, Russian church art of early 20th century, iconostases, Russian style, Moscow-Yaroslavl style, late academicism, neo-baroque, architect A. Poleshchuk, gilding workshop of the Abrosimovs, icon painting workshop of F. Egorov.

References

Antonov V., Kobak A. (2010) SviatyniSankt-Peterburga [Shrines of St. Petersburg], St. Petersburg (in Russian).

Bertash A., archpriest (2016) "Petrovskaia arkhitektura i barochnye reministsentsii v pravoslavnom khramostroitel'stve Novogo vremeni" [Peter's architecture and baroque reminiscences in the Orthodox church building of the New Time), in Petrovskie pamiatniki Rossii i Evropy: izuchenie, sokhranenie, kul'turnyi turizm, Materialy VIIMezhdunarodnogo Petrovskogo kongressa [Peter's monuments of Russia and Europe: studies, preservation, cultural tourism. Materials of the 7th International Petrovsky Congress]. St Petersburg, pp. 481-510 (in Russian).

Bertash A., archpriest (2019) "Piukhtitskoe podvor'e v Revele-Talline i ego stroitel' N. N. Niko-nov" [Puhtitsa house in Revel-Tallinn and its builder N. N. Nikonov], in Vos'mye Piukhtitskie chteniia. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Eighth Puhtitsa readings. Materials of the international conference]. Kuremae, pp. 154-163 (in Russian).

Bertash A. (2001) "Tserkov' vo imia Sv. pravednogo Iova Mnogostradal'nogo na Volkovskom kladbishhe" [Church in the name of St. Righteous Job the Long-Suffering at Volkovskoe cemetery], in Kraevedcheskiezapiski, Issledovaniia imaterialy [Local-history records. Research and materials], 7. St Petersburg, pp. 71-82 (in Russian).

Bertash A. (2002) "Tserkov' vo imia sviashchennomuchenika Isidora Iur'evskogo" [Church in the name of the holy martyr Isidor Yuryevsky], in Pamiatniki istorii i kul'tury Sankt-Peterburga, Issledovaniia i materialy [Monuments of history and culture of St. Petersburg. Research and materials], 6. St Petersburg, pp. 195-205 (in Russian).

Borushko E. (2012) "Atributsiia kartinnykh ram muzeinoi kollektsii GMZ «Tsarskoe selo»" [Attribution of picture frames to the museum collection of Tsarskoye Selo State MuseumReserve], in Kuchumov: k 100-letiiu so dnia rozhdeniia: sbornik dokladov nauchnoi konferentsii "Atributsiia, istoriia i sud'ba predmetov iz imperatorskikh kollektsii" [Kuchumov: on the 100th anniversary of his birth: proceedings of the scientific conference "Attribution, history and fate of objects from the imperial collections"]. St Petersburg; Pavlovsk, pp. 89-99 (in Russian).

Burdialo A. (2002) Neobarokko v arkhitekture Peterburga [Neo-Baroque in the architecture of St. Petersburg]. St Petersburg (in Russian).

Buseva-Davydova I. (2019) Russkaia ikonopis'ot Oruzheinoipalaty do moderna:poiskisakral'nogo obraza [Russian icon painting from the Armory to Art Nouveau: the search for the sacred image). Moscow (in Russian).

Filareta (Kalacheva), nun, Timkina V. (eds) (2013) Igumeniia za sviatoe poslushanie [Abbess for holy obedience]. Kuremae (in Russian).

Kirikov B. (ed.) Arkhitektory-stroiteliSankt-PeterburgaseredinyXIX— nachalaXXveka [Architects-builders of St. Petersburg in the mid-19th — early 20th centuries). St Petersburg (in Russian).

Kislov V. (2012) Staraia Gatchina. Liutsevskaia (Chkalova) ulitsa [Old Gatchina. Liutsevskaya (Chkalov) street], pt. 1. Gatchina (in Russian).

Kostromin K., archpriest (2018) ""Postroika khrama grozit stat' predmetom stolichnogo skan-dala...". K istorii Pravoslavnogo russko-estonskogo bratstva vo imia sviashchennomuchenika Isidora Iur'evskogo ["The construction of the church threatens to become the subject of a scandal in the capital...". On the history of the Orthodox Russian-Estonian brotherhood in the name of the holy martyr Isidor Yuryevsky]. Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburg-skoi Dukhovnoi akademii, 2, pp. 38-52 (in Russian).

Kostromin K., priest (2009) "Sviato-Isidorovskaia tserkov' segodnia i sto let nazad" [St. Isidor's church today and a hundred years ago]. Kolomenskie chteniia, 3, pp. 51-66 (in Russian).

Monastyr' u tserkvi Spasa: Polotskii Spaso-Evfrosinievskii monastyr' ot drevnosti do nashikh dnei [Monastery near the Church of the Savior: Polotsk Spaso-Evphrosinievsky Monastery from antiquity to the present day). Minsk, 2007 (in Russian).

Preobrazhensky A. (2002) "Bogoliubskaia ikona Bozhiei Materi" [Bogolyubskaya icon of the Mother of God], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopaedia], vol. 5. Moscow, pp. 459-463 (in Russian).

Antonov V., Kobak A. (2005) Russkie khramy iobiteli v Evrope [Russian churches and monasteries in Europe]. St Petersburg (in Russian).

Russkii Afonskii OtechnikXIX—XXvekov [Russian Athos Otechnik of the 19th — 20th centuries]. 1. Sviataia Gora Afon (in Russian).

Sviato-Isidorovskaia tserkov'. Istoriia khrama. Zhitiia sviatykh. 1907-2007. 100 let so dnia per-vogo osviashheniia khrama [Saint Isidor's Church. The history of the church. Lives of the saints. 1907-2007. 100 years since the first consecration of the church]. St Petersburg (in Russian).

Troitsky P. (2015) Istoriia russkikh obitelei Afona v XIX—XX vekakh [History of the Russian monasteries of Athos in the 19th — 20th centuries]. Moscow (in Russian).

Uspenskii sobor Piukhtitskogo monastyria: 100 let [Assumption Cathedral of Puhtitsa Monastery: 100 years]. Kuremae (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.