Научная статья на тему 'ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ПЕСКАХ'

ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ПЕСКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА / САНКТПЕТЕРБУРГ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / РЕПРЕССИИ ВЕРУЮЩИХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкаровский Михаил Витальевич

Один из важнейших храмов Санкт-Петербурга - Рождества Христова на Песках был построен в конце XVIII в. по проекту архитектора П. Е. Егорова. Община храма активно проводила благотворительную деятельность. Его настоятель протоиерей Александр Гумилевский в 1863 г. создал первое в России благотворительное церковное общество - приходское Христорождественское АлександроИосифовское братство, деятельность которого продолжалось до 1918 г. Храм был закрыт в марте 1934 г., целый ряд его клириков был репрессирован в годы советской власти, в том числе пять настоятелей. Один из них - священномученик протоиерей Григорий Сербаринов был прославлен в лике святых. Освещенные в статье следственные дела до сих пор не были изучены исследователями. Статья подготовлена на основе значительного комплекса ранее не введенных в научный оборот архивных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH OF THE NATIVITY OF CHRIST ON THE SANDS

One of the most important churches in St. Petersburg - the Nativity of Christ on the Sands - was built at the end of the 18th century by the architect P. E. Egorov. The community of the temple actively carried out charitable activities. Its rector, Archpriest Alexander Gumilevsky, in 1863 created the first charitable church society in Russia - the parish of the Nativity of Christ Alexander-Joseph Brotherhood, whose activities continued until 1918. The church was closed in March 1934, a number of its clergy were repressed during the Soviet era, including five abbots. One of them, the holy martyr Archpriest Grigory Serbarinov, was glorified as a saint. The investigative cases covered in the article have not yet been studied by researchers. The article is prepared on the basis of a significant set of previously unknown archival documents.

Текст научной работы на тему «ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ПЕСКАХ»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

М. В. Шкаровский Храм Рождества Христова на Песках

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_413

Аннотация: Один из важнейших храмов Санкт-Петербурга — Рождества Христова на Песках был построен в конце XVIII в. по проекту архитектора П. Е. Егорова. Община храма активно проводила благотворительную деятельность. Его настоятель протоиерей Александр Гумилевский в 1863 г. создал первое в России благотворительное церковное общество — приходское Христорождественское Александро-Иосифовское братство, деятельность которого продолжалось до 1918 г. Храм был закрыт в марте 1934 г., целый ряд его клириков был репрессирован в годы советской власти, в том числе пять настоятелей. Один из них — священномученик протоиерей Григорий Сербаринов был прославлен в лике святых. Освещенные в статье следственные дела до сих пор не были изучены исследователями. Статья подготовлена на основе значительного комплекса ранее не введенных в научный оборот архивных документов.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, храм Рождества Христова, Санкт-Петербург, благотворительная деятельность, антирелигиозная политика, репрессии верующих.

Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский

Доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Ссылка на статью: Шкаровский М.В. Храм Рождества Христова на Песках // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 413-425.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

Mikhail Shkarovsky Church of the Nativity of Christ on the Sands

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_413

Abstract: One of the most important churches in St. Petersburg — the Nativity of Christ on the Sands — was built at the end of the 18th century by the architect P. E. Egorov. The community of the temple actively carried out charitable activities. Its rector, Archpriest Alexander Gumilevsky, in 1863 created the first charitable church society in Russia — the parish of the Nativity of Christ Alexander-Joseph Brotherhood, whose activities continued until 1918. The church was closed in March 1934, a number of its clergy were repressed during the Soviet era, including five abbots. One of them, the holy martyr Archpriest Grigory Serbarinov, was glorified as a saint. The investigative cases covered in the article have not yet been studied by researchers. The article is prepared on the basis of a significant set of previously unknown archival documents.

Keywords: Russian Orthodox Church, Church of the Nativity of Christ, St. Petersburg, charitable activity, anti-religious policy, repression of believers.

About the author: Mikhail Vitalievich Shkarovsky

Doctor of Historical Sciences, Chief Archivist of the Central State Archive of Saint Petersburg, Professor of the Department of Church History at Saint Petersburg Theological Academy. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Article link: Shkarovsky M.V. Church of the Nativity of Christ on the Sands. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 413-425.

* Photos are taken from the open sources. 414

Один из самых известных храмов Санкт-Петербурга — Рождества Христова был построен в XVIII в. в местности, именуемой Пески, в слободе мастеров Канцелярии строения домов и садов. Он был заложен по проекту архитектора П. Е. Егорова 18 сентября 1781 г. на главной площади слободы, на углу 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Каменный храм на 2000 человек строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом и двумя звонницами по углам. Своим видом здание напоминало Свято-Троицкий собор Александро-Невского монастыря. К концу 1783 г. оно было построено вчерне. Первый придел Всех святых был освящен 6 ноября 1787 г., второй Рождества Богородицы — 8 сентября 1788 г., а через год — 8 сентября 1789 г. состоялось освящение главного придела митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) в присутствии цесаревича Павла и его супруги. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков — образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков — роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов1.

В 1826 г. главный придел был сделан теплым. Здание церкви неоднократно реставрировалось и перестраивалось. В 1850-1851 гг. по поручению архитектора Я. В. Вет-лужского В. Ф. Небольсин и А. И. Шевцов перенесли боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизу члена прихода знатока древнерусского орнамента Ф. Г. Солнцева для этих приделов в мастерской Е. Скворцова были сделаны из липы новые иконостасы, а П. С. Титов расписал стены в византийском стиле. Тогда же заменили главный иконостас. Дополнительные образа для него исполнил А. Федоров. При пожаре в слободе в конце мая 1859 г. здание пострадало мало и было вскоре приведено в порядок. Новыми работами в нем в 1886-1887 гг. руководил И. П. Ропет. В это время были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт, главный неф украшен росписью. К столетию здания, в 1898 г., интерьер был полностью отреставрирован. Тогда же храм и сад обнесли кованой решеткой. Покровительницей Песков была храмовая местночтимая икона Рождества — ей по обычаю молились о помощи при родах и в воспитании детей. В 1901г. после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона святых Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. Кроме образов XVIII в., в храме хранилась серебряная утварь и четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи. В 1842 г. все престолы были украшены серебряными рельефами2.

Община храма активно проводила благотворительную деятельность. В 18561866 гг. его настоятелем служил протоиерей Александр Васильевич Гумилевский, который в 1863 г. создал одно из первых в России благотворительных обществ — приходское Христорождественское Александро-Иосифовское братство со школой, приютом, богадельней, библиотекой. В 1862-1891 гг. благотворительностью занимался настоятель протоиерей Василий Матвеевич Маслов. При следующем настоятеле протоиерее Николае Григорьевиче Смирягине в 1896 г. была открыта бесплатная столовая для бедных. С 1903 г. на четвертом, верхнем этаже дома братства действовал небольшой храм святого великомученика Георгия Победоносца в «русском стиле» с резным одноярусным белым иконостасом, звонницей и витражом «Воскресение Христово», освященный 30 мая 1904 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским)3.

К 1917 г. храм Рождества Христова на Песках являлся важным центром духовной, социальной, педагогической и благотворительной жизни столицы России. В приютах Христорождественского Александро-Иосифовского братства для престарелых больных

1 Маслов В.М. Краткое описание Христорождественской церкви на Песках. СПб., 1887.

2 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 38. Д. 451; Оп. 60. Д. 505; Оп. 62. Д. 344; Оп. 66. Д. 266; Оп. 166. Д. 1249; Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 41. Оп. 1. Д. 12.

3 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010. С. 120-121.

и малолетних нищих проживали 40 мальчиков, 41 девочка и 25 одиноких престарелых женщин. В школе-приюте братства в 1917 г. преподавали учителя А. М. Толузанова, А. А. Обневский и В. В. Мягкова4.

Последним председателем Александро-Иосифовского братства с начала 1914 г. был Александр Николаевич Шкарин (29 марта / 11 апреля 1876-15 августа 1920) — один из первых педиатров России, доктор медицины, ординарный профессор и начальник кафедры детских болезней Императорской Военно-медицинской академии, заведующий детской клиникой Михайловской больницы баронета Виллие. А. Н. Шкарин являлся одним из учредителей в январе 1904 г. «Союза для борьбы с детской смертностью в России». Он был членом правления союза и много лет возглавлял музей этой организации в доме № 5 по 10-й Рождественской улице, закрытый советскими властями в 1918 г.

Александр Николаевич принял на себя руководство братством после кончины 16 января 1914 г. прежнего председателя инженер-технолога Николая Александровича Резцова и в том же году подготовил и издал книгу «Пятидесятилетие Христорождественского братства», посвященную памяти Н. А. Резцова. По ходатайству нового председателя братства Петроградская городская управа 7 января 1917 г. приняла решение об увековечивании памяти Николая Александровича5.

Ранее бывший потомственным почетным гражданином А. Н. Шкарин сначала стал личным дворянином, а с 1916 г. — потомственным дворянином, статским советником и гласным Петроградской городской думы. В период революционных потрясений он снимал квартиру в доходном доме, принадлежавшем дяде жены, В. Ф. Диевскому, по 3-й Рождественской ул., д. 6. Александр Николаевич скончался 15 августа 1920 г. после автомобильной аварии в возрасте 44 лет и был похоронен на Богословском кладбище (Академической площадке Военно-медицинской академии). В настоящее время на могиле А. Н. Шкарина на Богословском кладбище совершаются панихиды в присутствии сотрудников кафедры детских болезней Военно-медицинской академии.

К началу 1917 г. в состав причта храма входили: настоятель протоиерей Николай Григорьевич Смирягин, протоиерей Георгий Сергеевич Полянский, протоиерей Николай Дмитриевич Удальцов, священник Василий Васильевич Певцов, диакон Феодор Алексеевич Остапов, диакон Петр Яковлевич Ужинский и псаломщик Димитрий Михайлович Вознесенский6. Просфорней с 15 февраля 1915 г. была вдова священника Вера Листова.

Старостой храма 14 октября 1914 г. был утвержден потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии, член окружного санитарного попечительства Литейной части Семен Яковлевич Смуров, занимавший этот пост до 1918 г. Его многочисленная семья проживала в собственном доме по адресу: 6-я Рождественская ул., д.4.

Александр Николаевич Шкарин

4 Весь Петроград. Пг., 1917. Стлб. 540.

5 ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 117. Д. 117.

6 Весь Петроград. Пг., 1917. Стлб. 403.

Смуров был хорошим коммерсантом и сумел приобрести несколько доходных домов на этой улице, а также открыть там водопроводную мастерскую7.

Протоиерей Николай Григорьевич Смирягин являлся настоятелем Христорож-дественской церкви на Песках с 1892 г. по 23 февраля 1917 г., когда был назначен настоятелем кафедрального Исаакиевского собора, где служил вплоть до своей кончины 3 июля 1919 г. 23 февраля 1917 г. новым настоятелем храма Рождества Христова на Песках был назначен многолетний член его причта протоиерей Георгий Сергеевич Полянский. Он занимал пост настоятеля всего лишь десять месяцев — до 19 декабря

1917 г. С 19 декабря 1917 по 1919 гг. настоятелем храма служил протоиерей Николай Дмитриевич Удальцов. 23 февраля 1917 г. к Христорождественской церкви был временно определен священник Петр Смирнов. Сверхштатным священником храма с 1 сентября 1917 г. некоторое время служил иерей Арсений Чистяков8.

В 1917 г. число прихожан Христорождественской церкви составляло несколько тысяч человек. В этом году с епархиального склада общине храма ежемесячно выдавалось три мешка (вероятно пятипудовых) и еще три пуда муки (почти 300 килограммов) для выпечки просфор. В частности, такое количество было выдано 4 января

1918 г.9 3 февраля настоятель протоиерей Николай Удальцов подал очередную заявку на епархиальный свечной склад с просьбой отпустить пшеничную муку для храма и Христорождественского приюта10.

Октябрьский переворот и установление советской власти послужили началом новой, тяжелой и трагичной главы в истории храма. Основы будущего, почти бесправного положения всех религиозных организаций заложил опубликованный 23 января 1918 г. декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». До реализации его положений в Петрограде дело дошло только в конце 1918 — начале

1919 гг., когда власть новых «правителей» северной столицы несколько упрочилась в период жестокого «красного террора». В разгар его Совет комиссаров Союза коммун Северной области в своем постановлении от 2 декабря 1918 г. потребовал от всех приходских общин под угрозой предания революционному суду предоставления в двухнедельный срок сведений о капиталах, инвентарных описей богослужебного имущества, немедленной передачи советам собственности, не предназначенной для богослужебных целей. Для регистрации в райисполкомах Петрограда приходские общины с 20 декабря 1918 г. должны были предоставить свои уставы, протоколы собраний об их принятии, списки своих членов и состава приходского совета11.

Архитектурные достоинства Христорождественской церкви были оценены и после революции, в частности, Отдел охраны памятников старины и искусства Наркомата просвещения (на основании декрета Совнаркома от 10 октября 1918 г.) взял здание храма, как памятник художественно-исторического значения, под свою охрану. В дальнейшем храм состоял на специальном учете в Петроградском отделе охраны памятников искусства и старины.

В начале 1919 г. Комиссариат юстиции, угрожая судом, категорично потребовал от настоятеля Христорождественской церкви в двухнедельный срок сообщить сведения о капиталах храма, что и было сделано. Одновременно отдел юстиции Петроградского совета запросил сведения о церковных капиталах в различных банках. В декабре 1918 г. Петроградская народная сберкасса сообщила, что в ней хранится 15 рублей на нужды причта Христорождественской церкви. 13 марта 1919 г. Северная областная контора Народного банка в ответ на запрос от 6 февраля известила гражданский отдел Рождественского райисполкома о наличии четырех вкладов храма Рождества Христова на общую сумму 57191 рубль. 14 марта Петроградская народная сберкасса

7 Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга... С. 306.

8 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 2039.

9 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1221. Оп. 1. Д. 11. Л. 59 об.

10 Там же. Л. 69.

11 Там же. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 123. Л. 68-69; Ф. 7384. Оп. 33. Д. 251. Л. 15.

в ответ на запрос от 6 февраля сообщила, что на счету «Бедных духовного звания» по отношению причта Христорождественской церкви хранится 47 рублей. 17 апреля 2-е отделение Народного банка на запрос от 17 марта ответило, что в бывшем Московском купеческом банке на счету храма Рождества Христова имеется 361 рубль и т.д.12

В июне 1919 г. ценные бумаги храма были приняты в Госбанк, а в апреле 1920 г. отдел юстиции Петроградского совета известил Народный банк и Госконтроль об аннулировании принадлежавшего Христорождественской церкви капитала и перечислении его в казну. Одновременно советские власти собирали и другие данные об имуществе храма. Так комендант 2-го Рождественского подрайона 11 января 1919 г. переслал в гражданский отдел Рождественского райисполкома сведения о храме13.

В 1918 г. был национализирован четырехэтажный каменный дом на церковной площади (6-я Рождественская ул., д.21), в котором размещались приют, больница, бесплатная столовая и библиотека братства. Раздача пищи в бесплатной столовой для бедных прекратилась весной 1918 г.14 В этом же году было упразднено Христорож-дественское Александро-Иосифовское братство.

Весной 1918 г. был закрыт и приют братства, здание которого передали под жилые помещения. Директором Христорождественского приюта до его ликвидации являлась мать А. Н. Шкарина, Вера Александровна Шкарина (урожденная Резцова), родная сестра прежнего председателя Христорождественского братства Н. А. Резцова. Она родилась в Санкт-Петербурге 5 июля 1852 г., скончалась в 1932 г. в Ленинграде и была похоронена на Большеохтинском кладбище. Дочерью Веры Александровны и сестрой А. Н. Шкарина являлась Вера Николаевна (в замужестве Мудьюгина, 1874-1974), мать известного архиерея, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, ректора Ленинградской духовной академии Михаила (в миру Михаила Николаевича Мудьюги-на, 12 мая 1912-28 февраля 2000). До 1918 г. вся семья активно помогала проживавшим в приюте Христорождественского братства.

Осенью 1917 г. семья Мудьюгиных потеряла служебную квартиру на Васильевском острове и была вынуждена переселиться к Вере Александровне Шкариной в дом на углу 2-й Рождественской и Дегтярной улиц (д. 27, кв. 45). С этого времени началось становление в вере будущего архиепископа, поскольку важную роль в его жизни начала играть бабушка. Именно Вере Александровне принадлежала заслуга настоящего воцерковления любимого младшего внука Михаила, с котором они вместе посещали богослужения в Христорождественской церкви. Около двух лет Михаил Мудьюгин занимался и в расположенной неподалеку воскресной школе при Александро-Невской Лавре. Мать будущего владыки также занимала активную церковную позицию. Она входила в созданное в январе 1918 г. для защиты лавры знаменитое Александро-Невское братство15.

9 сентября 1918 г. был закрыт приютский храм св. вмч. Георгия Победоносца, а имущество передано в Христорождественскую церковь, к которой он был приписан. Позже здание, в том числе церковное помещение, оказалось перестроено под жилье16. В 1918 г. были национализированы и дома на 6-й Рождественской улице, принадлежавшие прихожанам храма, в частности, дома Семена Яковлевича Смурова №4 и № 17, а также дом № 1, которым с 1890 г. владел и жил в нем мастер серебряных дел, видный деятель Александро-Иосифовского братства, член общества распространения Священного Писания в России Николай Андреевич Груздев. Он был

12 Там же. Ф. 7879. Оп. 1. Д. 5. Л. 2об; Д. 10. Л. 18, 19, 36, 39.

13 Там же. Д. 10. Л. 4.

14 Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Справочное издание. СПб., 1994. С. 115; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга... С. 120-121.

15 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб ЛО). Ф. архивно-следственных дел. Д. П-88399.

16 Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. С. 143; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. С. 306.

казначеем Христорождественского братства, другом и помощником его председателя Н. А. Резцова.

К лету 1919 г. настоятелем храма Рождества Христова был назначен протоиерей Павел Петрович Левитский, а отец Николай Удальцов остался вторым священником. Во второй половине 1919-1920гг. советские власти продолжали усиленно требовать выполнения различных положений декрета «Об отделении церкви от государства и школы», а также инструкции, разъяснявшей его применение. Так, летом 1919 г. в отдел ЗАГС были переданы метрические книги Христорождественской церкви. Осенью приходской совет представил в Комиссариат юстиции и требуемую опись церковного имущества. В октябре 1919 г. от протоиерея Павла Левитского потребовали представить сведения о доходах и расходах общины за последние два года. Настоятелю пришлось сообщить обо всех затратах.

Еще в 1918 г. было прекращено обучение Закону Божию в школах, и в октябре 1919 г. приходской совет Христорождественской церкви обратился в Комиссариат юстиции с ходатайством о разрешения занятий с детьми при храме частным образом. Власти ответили разъяснением, что изучение Закона Божия частным образом не возбраняется.

17 августа 1919 г. был заключен договор с представителем Смольнинского райисполкома о передаче церкви верующим в бесплатное и бессрочное пользование, которое в действительности оказалось не бесплатным и не бессрочным. Тогда же на общем собрании был избран первый состав приходского совета — т.н. «двадцатки» во главе с настоятелем протоиереем Павлом Левитским. На другом общем собрании 2 января 1921 г. прихожане выбрали новый совет в составе 21 члена и трех кандидатов, утвержденный 4 апреля того же года священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). В президиум приходского совета вошли: председатель настоятель протоиерей Павел Левитский, товарищ председателя А. П. Чмутов, секретарь М. Н. Крылов, казначей В. К. Арчаков и бухгалтер Л. Ф. Финдейзен, а среди членов совета были священник Василий Певцов и диакон Петр Ужинский.17

В августе 1921 г. приходской совет по запросу Отдела управления Петрогубис-полкома переслал ему сведения о своем составе, в качестве цели работы было указано: «Удовлетворение религиозных нужд прихожан через ежедневные богослужения в церкви». Деятельность совета по его свидетельству выражалась в содержании причта, хора певчих, устройстве праздничных богослужений, необходимого ремонта и поддержании в порядке церковного здания18.

Следующее общее собрание было назначено на 23 октября 1921г., но оно не состоялось из-за малого числа пришедших прихожан. Повторно назначенное собрание прошло 30 октября с участием 93 человек, подписавших договор. Председателем собрания был избран К. Л. Лебедев, а секретарем протоиерей Николай Удальцов. После доклада А. П. Чмутова о работе приходского совета с января по октябрь 1921г. собравшиеся единогласно признали «весьма полезную его деятельность» и выразили «глубокую сердечную благодарность» членам совета за труды на пользу храма и церковной общины. Они выбрали новый приходской совет из 23 членов, в том числе протоиереев Павла Левитского, Николая Удальцова, священника Василия Певцова, а также церковного старосту В. К. Арчакова. Среди выбранных четырех членов ревизионных комиссий был диакон Феодор Остапов19.

1 ноября приходской совет на своем заседании выбрал президиум из девяти человек, в том числе председателя Г. Ф. Пегашева и секретаря М. Н. Крылова. 11 ноября приходской совет отправил в Отдел управления Петрогубисполкома протокол общего собрания и справку о составе «двадцатки»20. В это время все священнослужители еще

17 ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 1. Д. 4. Л. 156-156 об.

18 Там же. Л. 156 об.

19 Там же. Л. 158.

20 Там же. Л. 157.

Церковь Рождества Христова на Песках

проживали вблизи храма на 6-й Рождественской ул., д. 16-18. Следует упомянуть, что в годы гражданской войны многие прихожане Христорождественской церкви эмигрировали из России, погибли на фронтах, уехали из города в провинцию, были репрессированы или скончались от голода и инфекционных болезней.

Весной 1922 г. произошли значительные изменения в положении всей Русской Церкви, и особенно трагически они проявились в Петрограде. Изменилась и дальнейшая судьба храма Рождества Христова на Песках. С марта 1922 г. в Петрограде началась широкомасштабная кампания по изъятию церковных ценностей. Перед проведением изъятия в Христорождественской церкви в Смольнинский райисполком были вызваны настоятель протоиерей Павел Левитский и члены приходского совета для переговоров о содействии работы районной подкомиссии по изъятию церковных ценностей. С них взяли подписку об отсутствии демонстраций верующих. В отличие от представителей большинства других церквей отец Павел и члены приходского совета Христорождественского храма предложили подкомиссии «самой назначить время изъятия, боясь, что приход может прийти к церкви, если заблаговременно узнают о дне и часе работы подкомиссии»21.

Несмотря на принятые советскими властями меры, прихожане все-таки попытались помешать изъятию ценностей из храма. Саму акцию провели 26 марта. Райком ВКП(б) выделил членам подкомиссии 20 «надежных» рабочих, преимущественно слесарей, присутствовал также представитель Главмузея Лушкарев. Однако они встретили активное сопротивление. В докладе председателя подкомиссии по изъятию церковных ценностей Смольнинского района Шибова в губернскую комиссию от июня 1922 г. говорилось: «На 6-й Рождественской, у церкви Рождества Христова собралась

21 Там же. Оп. 7. Д. 15. Л. 61. 420 Вестник Исторического общества № 3 (8), 2021

толпа до 800 человек — малолетние, подростки и женщины, так как церковь сама не высока, хулиганы залезли на окна и осыпали комиссию бранью и проклятиями. Была и здесь вызвана охрана в 30 человек кавалеристов, которая оттискивала толпу. Обо всех этих событиях своевременно было донесено в Госполитуправление»22.

В секретной информационной сводке о ходе операции по изъятию церковных ценностей в районах Петрограда отмечалось: «Смольнинский район. Операция по изъятию протекла и окончена удовлетворительно за исключением следующих эксцессов со стороны верующих, а именно: при увозе ценностей из Рождественской церкви (на 6-й Рождественской) и Марии Магдалины некоторыми гражданами по адресу комиссии по изъятию и милиции были сделаны отдельные выкрики и брошены камни.»23.

Вызванный вооруженный отряд разогнал часть протестующих, и члены подкомиссии смогли провести изъятие. При этом на особо чтимых иконах были оставлены серебряные ризы, как и некоторые другие предметы (утварь) с обязательным условием замены (выкупа) в семидневный срок однородным металлом по весу. За несколько дней прихожане собрали сотни серебряных предметов — ножи, вилки, ложки, кувшины и т.п. и внесли в качестве выкупа несколько пудов серебра. Среди выкупленных святынь были считавшаяся покровительницей Песков храмовая местночтимая икона Рождества Христова, обретенная в 1901 г. в земле после чудесного сна икона святых Гурия, Самона и Авива, а также четыре большие Евангелия в драгоценных окладах елизаветинской эпохи. Многие из выкупленных ценностей были спасены от уничтожения.

Члены подкомиссии вывезли несколько десятков серебряных риз с икон, серебряных лампад, ковшиков, потиров, кубков, дарохранительниц и других предметов, в том числе хранившейся в храме серебряной утвари XVIII в. Кроме того, были сняты украшавшие все три престола серебряные рельефы. Изъятые ценности (общим весом около 150 килограммов) отвезли в Гохран и Помгол. Серебряные предметы оформлялись и как ценные ювелирные изделия, и как «серебро-лом». Некоторые вещи передали в музеи. В храме оставили плащаницу, т.к. подкомиссия затруднилась определить ее металл, для чего оказалось необходимо вызвать эксперта24.

Некоторые предметы были оставлены в храме по требованию Лушкарева на учете отдела старины и искусства Главмузея. Причем между ним и членами подкомиссии возникали споры, порой доходившие до скандала. Решение некоторых спорных моментов было отложены до выяснения позиции губернской комиссии. Вопреки постановлению ВЦИК клирики храма Рождества Христова, как и других церквей района, не представили подкомиссии дореволюционных инвентарных книг. Районная милиция провела по этому поводу предварительный допрос настоятеля и членов приходского совета, после чего все материалы были отправлены в ГПУ25.

В мае 1922 г. советские государственные структуры организовали т.н. обновленческий раскол. За противодействие изъятию в разных храмах Петрограда было арестовано несколько сотен человек (не менее 300), в том числе в апреле бывший священник храма Рождества Христова на Песках протопресвитер Александр Александрович Дернов. Из заключенных в тюрьму на Шпалерной ул. 86 человек предстало в качестве обвиняемых на открывшемся 10 июня судебном процессе, в том числе арестованный в мае настоятель храма Рождества Христова на Песках протоиерей Павел Петрович Левитский. В обвинительном заключении на процессе отмечалось: «26 марта у Рождественской церкви толпа рассеяна лишь воинской силой»26.

Сохранились свидетельства очевидцев судебного процесса, продолжавшегося почти месяц. На допросе отец Павел Левитский виновным себя не признал. 5 июля 1922 г. Петроградский губернский революционный трибунал вынес свой приговор:

22 Там же. Л.61 об.

23 Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский. СПб., 1997. С. 96.

24 ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 15. Л. 61об-62.

25 Там же. Л. 62.

26 «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991. С. 11.

10 человек приговорили к расстрелу, в том числе будущего настоятеля храма Рождества Христова на Песках протоиерея Леонида Богоявленского, большую часть — к тюремному заключению или принудительным работам. Затем шестерых из приговоренных к смертной казни помиловал ВЦИК, заменив расстрел тюремным заключением, а четверых — митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), профессора Ю. П. Новицкого и юриста И. М. Ковшарова — расстреляли в ночь с 12 на 13 августа. Протоиерей Павел Левитский оказался на судебном процессе по обвинению в «распространении воззваний митрополита Вениамина, но без умысла нанести Советской власти вред», приговорен к принудительным работам без содержания под стражей на два месяца27.

На этом же судебном процессе по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» был приговорен к пяти годам заключения внук настоятеля храма Рождества Христова на Песках протоиерея Николая Михайловича Парийского будущий секретарь Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, профессор и инспектор Ленинградской духовной академии Лев Николаевич Парийский.

Православное духовенство и миряне пытались бороться с обновленцами по всей стране. Но первой оформилась Петроградская автокефалия, не признававшая власть обновленческого Высшего церковного управления. Она окончательно оформилась в августе 1922 г. Возглавляли ее епископы Алексий (Симанский) и Николай (Яру-шевич). 1 сентября 1922 г. в губисполком был представлен для утверждения проект устава Петроградской Православной Кафолической Церкви, под которым стояли подписи 12 учредителей этого религиозного объединения28. Одной их «твердынь» противников раскола был храм Рождества Христова на Песках, в котором неоднократно совершал богослужения владыка Николай.

Существование Петроградской автокефалии вызывало у советских властей все более сильную тревогу. 10 февраля 1923 г. епископ Николай с ближайшими сподвижниками был арестован. Лишенная руководителей, под репрессивными ударами Петроградская автокефалия начала распадаться. Весной 1923 г. почти все храмы Петрограда оказались захвачены обновленцами. Лишь около 10 храмов смогли противостоять натиску, в том числе Христорождественская церковь.

27 июня 1923 г. был освобожден Святейший Патриарх Тихон, и почти сразу же начался быстрый спад влияния обновленцев и массовое возвращение верующих под окормление Предстоятеля Русской Церкви. 23 сентября в Москве состоялась хиротония во епископа Лужского с правом управления епархии архимандрита Мануила (Лемешевского). С прибытием законного правящего архиерея церкви северной столицы стали одна за другой переходить в юрисдикцию Патриарха, иногда по несколько в день. 6 октября 1923 г. Рождественские улицы (в том числе 6-я Рождественская) были переименованы в Советские. В этом же году Суворовский проспект стал называться Советским.

Стремясь поддержать обновленцев, 3 ноября 1923 г. президиум Петрогубисполко-ма принял постановление (протокол №55, пункт 31) о расторжении договоров с тихоновскими «двадцатками» трех церквей: Христорождественской, Свято-Троицкой и Космо-Дамиановской в связи с нарушением ими общественного порядка и о передаче этих храмов обновленческим «двадцаткам»29.

Если Свято-Троицкая и Космо-Дамиановская церкви оставались обновленческими до их закрытия в 1930 гг., то с Христорождественской ситуация сложилась иначе. Обновленцы смогли захватить храм лишь на несколько недель, хотя настоятель протоиерей Павел Левитский перешел к раскольникам. Другие члены причта, как и подавляющая часть прихожан, не признали сформированной при поддержке советских властей обновленческой «двадцатки», и уже в конце ноября смогли вернуть

27 Там же. С. 87; АУФСБ СПб ЛО. Ф. арх.-след. дел. Д. П-89305.

28 ЦГА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. Д. 22. Л. 3-3 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Там же. Д. 323. Л. 92 об; Оп. 97. Д.1. Л. 55 об; Черепенина Н.Ю., Шкаровский М.В. Православные храмы Санкт-Петербурга 1917-1945 гг. Справочник. СПб., 1999. С. 77-78.

храм в каноническую Русскую Православную Церковь. С этого времени исполнять обязанности настоятеля стал сохранивший верность Патриарху Тихону протоиерей Николай Удальцов, хотя протоиерей Павел Левитский после принесения покаяния был вновь принят в юрисдикцию Московского Патриархата. Новый председатель приходского совета И. П. Лазарев вскоре предложил занять пост настоятеля недавно освобожденному из заключения прежнему настоятелю Казанского собора протоиерею Николаю Чукову (будущему митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию).

Об этих событиях отец Николай так писал в своем дневнике 27 января 1924 г.: «Ко мне приходили председатель приходского совета Христорождественской церкви И. П. Лазарев с казначеем и предлагали место настоятеля. Там был о. Левитский; за переход к обновленцам его сместили и назначили настоятелем второго священника о. Н. Удальцова, который будто бы не соответствует роли настоятеля. В ноябре приглашался о. Л. Богоявленский, но сменилась двадцатка, и он взял согласие обратно. Просили послужить всенощную накануне Крещения и сказать слово. Обсудив все это, я послал председателю приходского совета письмо с отказом "по обстоятельствам времени"»30.

В марте 1924 г. на посту настоятеля церкви протоиерея Николая Удальцова сменил освобожденный 21 августа 1923 г. из заключения досрочно по амнистии прежний настоятель кафедрального Исаакиевского собора протоиерей Леонид Константинович Богоявленский. Приходскому совету удалось получить разрешению на его регистрацию со стороны ГПУ31. Отец Леонид служил в Христорождественской церкви более двух лет. Он оказался вновь арестован ГПУ 8 сентября 1926 г. и в храм на Песках, скорее всего, больше не вернулся32. После его ареста исполнять обязанности настоятеля, вероятно, вновь стал протоиерей Николай Удальцов.

В 1931г. настоятелем Христорождественской церкви был назначен священному-ченик протоиерей Григорий Сербаринов. В докладной записке инспектора по делам культов Володарского района Анны Иосифовны Леопольдовой от 17 августа 1931г. о важнейших праздниках в храме Рождества Христова на Песках говорилось: «Главный праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря) является общим праздником, поэтому в этом храме особенно не выделяется. Празднуют: Рождество Пресвятой Богородицы 21 (8) сентября и Воскресение (следующее за Троицыным днем), Всех Святых — праздник подвижный»33.

С 1929 г. в Ленинграде началось массовое закрытие приходских церквей. Вопрос о закрытии храма Рождества Христова на Песках был возбужден в конце 1931 г. коллективом завода «Большевик», ходатайствующим о передаче здания под рабочее общежитие, и Управлением садов и парков, предлагающим церковь снести и устроить

Священномученик Григорий Сербаринов

30 Чуков Н, прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника / Публ. В. Антонова // Минувшее: Исторический альманах. Т. 15. М. — СПб., 1993. С. 535-536.

31 Там же. С. 602, 617.

32 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2017. С. 63-64.

33 ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 48. Д. 31. Л. 42.

на ее месте сквер. Для районных властей второе предложение оказалось предпочтительнее, и 7 февраля 1932 г. президиум Володарского райсовета принял решение просить городские власти закрыть храм и снести его34.

Несколько месяцев ушло на сбор соответствующих материалов, и 9 июля 1932 г. президиум Леноблисполкома принял постановление о закрытии и сносе Хри-сторождественской церкви по предложению, внесенному Комиссией по вопросам культов: «Учитывая малочисленность зеленых насаждений в районе 6-й Советской и прилежащих к ней улиц, и не имения свободной территории для разбивки сквера, а также наличие большого количества церквей в этой части города, так что религиозные потребности верующие могут удовлетворять в вблизи расположенных церквях того же течения: Феодоровской, Афонской, Крестовоздвиженской, постановление Володарского райсовета утвердить, церковь снести, на занимаемой ею территории разбить сквер»35.

Однако прихожане во главе с настоятелем протоиереем Григорием Сербариновым подали ходатайство в Президиум ВЦИК. Храм удалось временно спасти от закрытия и уничтожения. В списке действующих религиозных объектов Володарского района от 1 января 1933 г. было указано, что решение о закрытии и сносе состоящей на учете как памятник архитектуры третьей категории Христорождественской церкви принято, но не реализовано36.

Верующие переполняли храм. Так, в докладной записке члена ВКП(б) П. Ф. Сокольникова инспектору по делам культов Володарского района Леопольдовой о праздновании Пасхи в Христорождественской церкви от 16 апреля 1933 г. отмечалось: «В церкви яблоку упасть негде... не только паперть, но и вся улица почти вплоть до трамвайной линии была запружена народом. Чтобы протолкнуться от церкви к Советскому проспекту нужны были большие усилия». Командированный наблюдать за ситуацией Сокольников прибыл в храм к 23 часам, к этому времени уже освящали куличи, а в полночь после колокольного звона началась Пасхальная служба, которая закончилась в четвертом часу утра. В богослужении участвовали 17 клириков: один архиерей, пять священников, два диакона и девять церковнослужителей. При этом пели два хора — первый на клиросе и второй (любительский) — на хорах37.

3 января 1934 г. был арестован протоиерей Григорий Сербаринов, осужденный по делу евлогиевцев. Новым настоятелем Христорождественской церкви митрополит Ленинградский Алексий назначил будущего новомученика протоиерея Феодо-ра Федоровича Окунева, однако он прослужил недолго. Храм Рождества Христова на Песках был закрыт в конце марта 1934 г. 27 марта митрополит Алексий перевел протоиерея Феодора Окунева в храм святых князей Бориса и Глеба. Второй священник Христорождественской церкви протоиерей Василий Певцов 31 марта был принят в состав причта Спасо-Преображенского собора.

Хотя Храм Рождества Христова на Песках считался известным памятником архитектуры, его снесли вскоре после закрытия в апреле-мае того же года с циничной формулировкой советских властей: «Учитывая малочисленность зеленых насаждений в районе 6-й Советской. и неимении свободной территории для разбивки сквера»38. В дальнейшем на месте храма был устроен сквер. В период «большого террора» 19371938 гг. органы НКВД арестовали и расстреляли нескольких бывших членов причта: священномученика протоиерея Григория Сербаринова, протоиерея Феодора Окунева, протоиерея Леонида Богоявленского и протоиерея Василия Певцова. В годы Великой Отечественной войны и блокады многие бывшие прихожане и клирики скончались от голода и болезней, в том числе в 1943 г. протоиерей Николай Удальцов.

34 Там же. Оп. 50. Д. 28. Л. 85.

35 Там же. Ф. 7179. Оп. 10. Д. 382. Л. 49.

36 Там же. Ф. 1000. Оп. 50. Д. 28. Л. 85.

37 Там же. Л. 53.

38 Трушковский В. Э. Рождественскому скверу необходима архитектурная доминанта // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 1. С. 30.

Возрождение уничтоженного в советское время храма Рождества Христова на Песках стало важным событием в новейшей истории города святого Апостола Петра. В 2017 г. начались строительные работы, которые продолжались около трех лет. Так впервые в центре Санкт-Петербурга был воссоздан полностью разрушенный в советское время храм. 7 января 2020 г., в престольный праздник Рождества Христова, под сводами возрожденной святыни было проведено первое богослужение за 87 лет, прошедших после разрушения храма. Официально завершение строительства воссозданного храма и ввод здания в эксплуатацию состоялись 20 июля 2020 г.

Источники и литература

1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010.

2. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб ЛО). Ф. архивно-следственных дел. Д. П-88399; Д. П-89305.

3. Весь Петроград. Пг., 1917.

4. «Дело» митрополита Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991.

5. Коняев Н. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский. СПб., 1997.

6. Маслов В.М. Краткое описание Христорождественской церкви на Песках. СПб., 1887.

7. Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника / Публ. В. Антонова // Минувшее: Исторический альманах. Т. 15. М. — СПб., 1993. С. 535-617.

8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 38. Д.451; Оп. 60. Д. 505; Оп. 62. Д. 344; Оп. 66. Д. 266; Оп. 166. Д. 1249.

9. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2017.

10. Трушковский В. Э. Рождественскому скверу необходима архитектурная доминанта // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 1. С. 28-32.

11. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1000. Оп.48. Д. 31; Оп. 50. Д. 28; Ф. 1001. Оп. 1. Д. 4; Оп. 7. Д. 15; Д. 22; Д. 323; Оп. 97. Д. 1; Ф. 1221. Оп. 1. Д. 11; Д. 123; Ф. 7179. Оп. 10. Д. 382; Ф. 7384. Оп. 33. Д. 251; Ф. 7879. Оп. 1. Д. 5; Д. 10.

12. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 115. Д. 2039; Ф. 41. Оп. 1. Д. 12; Ф. 513. Оп. 117. Д. 117.

13. Черепенина Н.Ю., Шкаровский М.В. Православные храмы Санкт-Петербурга 19171945 гг. Справочник. СПб., 1999.

14. Шульц С. С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Справочное издание. СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.