УДК 726.7:281.93(471.317)
Игумен Димитрий (Нетесин)
ХРАМ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА В ГОРОДЕ КОСТРОМЕ
В статье рассказывается о храме святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Расположенный рядом со знаменитой Свято-Троицкой Ипатьевской обителью, храм является памятником архитектуры федерального значения и входит в различные каталоги и путеводители. В 1687 году были завершены общестроительные работы по возведению Иоанно-Богословского храма и 2017 год является для него юбилейным. Надо сказать, что храм до сих пор остается мало изученным, но в последние годы ситуация с его изучением стала меняться.
Ключевые слова: Кострома, Иоанно-Богословский храм, Ипатьевский монастырь, Гурий Никитин, Сила Савин, Иларий Ефимович Беляев, Александровское Православное Братство, протоиерей Федор Голубинский.
Путешествуя по Волге, невозможно проплыть мимо величественного, возвышающегося над славной рекой города. Раскинувшаяся по обе стороны реки Кострома восхищает и приковывает к себе восторженный взгляд путешественника. Древний русский город, являющийся колыбелью не только царственного дома Романовых, но кажется, и самой русской души, которая находит свои отголоски в старинных храмах.
На одной из границ города, приветствуя и провожая путников, стоит славный Ипатьевский монастырь. Рядом с ним, на берегу реки Костромы, стоит и его младший брат, храм святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который также виден с реки Волги.
Три с лишним столетия украшает этот храм исторический облик Костромы. Помимо его духовного значения, которое подразумевается само собой и о котором речь пойдет ниже, храм очень интересен с точки зрения архитектуры и живописи. Являясь памятником архитектуры федерального значения он входит в различные каталоги и путеводители. Но не всякий турист, посещающий Ипатьевский монастырь, может с первого раза попасть в Богословский храм. Он словно избирательно относится к людям. Проезжая мост через реку Кострому, путешественник неизменно любуется видами славного Ипатьевского монастыря и Богословского храма. Но как только он спускается с моста, перед его взором открывается панорама Ипатьев-
Игумен Димитрий (Нетесин), настоятель храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
ской обители, переключая все внимание на себя. Богословский храм при этом, словно исчезает вовсе, прячась внутри слободской застройки. Тем не менее, особо пытливые путники войдя в частный сектор малоэтажной архаичной застройки, не пройдя и нескольких десятков метров от Ипатьевского монастыря, открывают для себя сразу два величественных храма. Первый из них является ярким представителем деревянного зодчества, перевезенный сюда из Галич-ского района храм Собора Пресвятой Богородицы, построенный около 1552 года. Второй же из них, напротив - каменный. И сразу же, храм встречает странников своей необыкновенностью. Чтобы войти в храм, предстоит обойти вокруг ограды. Но мало кто с первого раза замечает, что каждая стороны ограды не похожа на следующую. Разная высота сторон, разная архитектура, разная ковка и разные входные башни, тут все разное! Но все это разнообразие настолько гармонично перекликается друг с другом, что мало кому бросается в глаза. А то, что, несмотря на кажущиеся прямые углы, ограда имеет всего три стороны, а не четыре, вообще мало кто примечает. Не однотипные тут и входные башни. Их тут три, по числу сторон. Две из них (восточная и западная) имеют по две примыкающие калитки каждая. А вот северная башня, таких калиток не имеет вовсе. Но в стенах ограды имеются все же две дополнительных небольших входных арки, которые словно потеряла северная башня.
Войдя в ограду, сразу же бросаются в глаза классические формы православного храма. Шатровая колокольня, правильной формы четверик с пяти-купольным навершием и трехапсидный алтарь. Вход в храм лежит через колокольню, пройдя которую попадаешь во внутренний объем храма. Первое, что бросается в глаза, это выбеленные стены трапезной части храма в отличие от основного четверика, полностью покрытого росписями. Дело в том, что годы лихолетия не прошли мимо и этого храма. Приход оставался действующим в революционные годы, прожил сложные тридцатые годы, когда многие храмы были закрыты и разрушены, прошел вместе со своим народом и Великую Отечественную Войну. В 1943 году, когда немного спало непри-меримое преследование всего церковного, стали открываться новые храмы и выпускаться из лагерей священнослужители, казалось бы, все сложное уже позади. Но в 1949 году, храм был закрыт. Отчаянно боролись люди за свой приход. Сохранилось даже письмо самому Сталину, с просьбой не закрывать Богословскую церковь. Храм был закрыт. Закрыли и практически сразу же стали разбирать на кирпичи. От полного разрушения храм спасло создание на базе Ипатьевского монастыря музея, который и взял на свой баланс полуразрушенный храм. Была восстановлена уничтоженная часть храма. Правда восстановили ее не в границах разрушенной части, которая была значительно шире и выше, а по более старому варианту постройки. Именно поэтому часть храма не имеет сегодня фресковой живописи.
Совсем иная картина представляется при вхождении в четверик. Множество сюжетов на библейские и евангельские темы погружают в созерцание. Мастерски выполненная работа гармонично повествует развитие сюжетов. Надо сказать, что храм до сих пор остается мало изученным. Но ситуация меняется существенным образом. На сегодняшний день изучением живописи
Костромская духовная семинария
Ипатьевский вестник. № 6, 2018
храма занимаются несколько ВУЗов нашей страны. С отличием защищен диплом в Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова на тему: «Архитектура и росписи церкви св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Богословской слободе в г. Кострома в контексте русской культуры конца XVII - начала XVIII вв.» Готовится кандидатская диссертация. Параллельно идет изучение надписей и готовится каталог живописи, который будет включать в себя описание всех сюжетов храма и их фотографические изображения. Сама живопись интересная с различных сторон, начиная с того, что выполнена в ключе известной артели стенографов под руководством Гурия Никитина, где первый ряд икон в иконостасе храма принадлежал его кисти и заканчивая редкими сюжетами, встречающимися не часто в росписях иных храмов. К примеру, богатый композиционный ряд посвящен книге Песнь Песней, сюжеты из которых не так часто встречаются в росписях других храмов.
Сами же стены расписаны учениками Гурия Никитина и Силы Савина и в этом контексте храм представляет особой особый интерес, где на стенах Троицкого собора Ипатьевского монастыря мы можем видеть кисть учителя, а на стенах Богословского храма кисть учеников. Очень интересно прослеживается передача опыта от учителя к ученику.
Было бы в корне неверным не сказать о духовном значении храма в жизни костромичей. Богословский храм был всегда средоточием духовной и общественной жизни города. При храме действовало богословское братство. Однако мы мало что знаем о его деятельности за исключением того, что впоследствии, одним из ярчайших представителей меценатства Иларием Ефимовичем Беляевым оно было преобразовано в Александровское Православное Братство в честь святого благоверного князя Александра Невского и было введено под высочайшее покровительство Александра III. Братство занималось очень широкой деятельностью. Многие здания, построенные им, сохранились до сих пор. К числу таковых принадлежат: старое здание ныне действующей общеобразовательной школы № 10 города Костромы, здание амбулатории, столярных мастерских, братского совета, часовня в селе Дом-нино и другие. К числу заслуг братства относится учреждение и финансирование многих социально значимых заведений: школы, мастерские, ремесленные училища, часовни, дома престарелых, кузни и пасеки - вот неполный список деятельности братства. Продолжает оно свою деятельность и сейчас. Юридически открывшись раньше самого прихода, братство активно помогает с первых дней в реставрации Богословского храма. На сегодняшний
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вид на врата и колокольню. Фото 2017 года
I
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Фото нач. ХХ века
день это также широким спектр социально значимой работы. Окормление нескольких детских домов, помощь детям-инвалидам, лечение детей, помощь многодетным и малообеспеченным людям, геронтологическому центру, проведение массово-просветительских
мероприятий, таких как международный фестиваль авторской песни «Исповедь сердца» и многое другое.
Сам же Иларий Ефимович Беляев погребен на погосте около Богословского храма. Нашли место своего упокоения тут и другие известные люди, к числу которых принадлежат два Костромских епископа, погребенных в храме, человек с мировым признанием, профессор философии протоиерей Федор Александрович Голубинский и другие известные люди.
Сегодня мы не случайно вспоминаем именно этот храм, потому что в 1687 году были завершены общестроительные работы по возведению храма. И хотя эта дата больше условная, нежели фактическая, потому что храм основан в 1681 году, а росписи нанесли в 1735 году, тем не менее, можно считать именно эту дату началом полноценной жизни прихода апостола Иоанна Богослова, который за 330 лет своего существования имеет много ярких страниц истории.
The article tells about the church of St. Apostle and Evangelist John the Theologian. Located next to the famous Holy Trinity Ipatiev monastery, the temple is an architectural monument of federal significance and is included in various catalogues and guidebooks. In 1687 general construction works on the erection of the St. John the Theological Church were completed and in 2017 is its jubilee. It must be said that the temple is still little studied, but in recent years the situation with its study has changed.
Key words: Kostroma, St. John the Theologian Church, Ipatievsky Monastery, Guriy Nikitin, Sila Savin, Hilarion Efimovich Belyaev, Aleksandrovsky Orthodox Brotherhood, Archpriest Fedor Golubinsky.
Hegumen Demetrius (Netesin) TEMPLE OF THE APOSTLE JOHN THE THEOLOGIAN IN THE CITY OF KOSTROMA