Научная статья на тему 'HR-КРАУДСОРСИНГ - РЕКРУТИНГ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

HR-КРАУДСОРСИНГ - РЕКРУТИНГ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / ВИДЫ КРАУДСОРСИНГА / HR-СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комягина Д.А.

Данная статья продолжает конспект лекций по дисциплине «Экономика управления персоналом» по программе подготовки бакалавров. В статье раскрывается сущность и содержание кадровых рисков. Представлена классификация кадровых рисков. Раскрыто содержание основных факторов, влияющих на возникновение кадровых рисков в организации. Последовательно показано содержание основных этапов процедуры управления кадровыми рисками в организации. Приведены основные методы управления кадровыми рисками в организации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комягина Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HR-CROWDSOURCING - A NEW GENERATION RECRUITING

The article is devoted to the study of crowdsourcing technologies, their use in the Russian and foreign practice. It contains the classifi cation of the main types of crowdsourcing. The article features the use of “crowd” in the fi eld of HR-technologies, the problem of choice of forms depending on the scope of the company. Considered alternative approaches to the applying of crowdsourcing can be used to generate and build a specifi c model of the organization in the fi eld of recruitment, selection and adaptation of personnel, etc. This analysis of the pros and cons of implementing crowdsourcing programs, methods and technologies allows to determine their eff ectiveness and the prospects for future development. Crowdsourcing can create signifi cant advantages as a commercial structure, and the state in solving social problems, improvement of government programs, development of new projects.

Текст научной работы на тему «HR-КРАУДСОРСИНГ - РЕКРУТИНГ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

HR-КРАУДСОРСИНГ — РЕКРУТИНГ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

HR-CROWDSOURCING — A NEW GENERATION RECRUITING

ПОЛУЧЕНО 23.11.15 ОДОБРЕНО 23.11.15 ОПУБЛИКОВАНО 18.12.15

УДК 331.108.26 DOI 10.12737/17268

КОМЯГИНА Д.А.

Студентка магистратуры «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет», г. Орел

KOMYAGINA D.A.

Undergraduate Student for the Course of «Personnel Management», Prioksko State University, Orel e-mail: komiagina.d@yandex.ru

Аннотация

Данная статья продолжает конспект лекций по дисциплине «Экономика управления персоналом» по программе подготовки бакалавров. В статье раскрывается сущность и содержание кадровых рисков. Представлена классификация кадровых рисков. Раскрыто содержание основных факторов, влияющих на возникновение кадровых рисков в организации. Последовательно показано содержание основных этапов процедуры управления кадровыми рисками в организации. Приведены основные методы управления кадровыми рисками в организации персонала.

Ключевые слова: краудсорсинг, виды краудсорсинга, HR-сфера, краудрекрутинг, крауд-проекты. Abstract

The article is devoted to the study of crowdsourcing technologies, their use in the Russian and foreign practice. It contains the classification of the main types of crowdsourcing. The article features the use of "crowd" in the field of HR-technologies, the problem of choice of forms depending on the scope of the company. Considered alternative approaches to the applying of crowdsourcing can be used to generate and build a specific model of the organization in the field of recruitment, selection and adaptation of personnel, etc. This analysis of the pros and cons of implementing crowdsourcing programs, methods and technologies allows to determine their effectiveness and the prospects for future development. Crowdsourcing can create significant advantages as a commercial structure, and the state in solving social problems, improvement of government programs, development of new projects.

Keywords: crowdsourcing, crowdsourcing types, HR-sphere, kraudrekruting, «crowd» projects.

В современных условиях развития экономики особенно важными факторами успешного функционирования предприятий, независимо от сферы деятельности, являются их конкурентные преимущества. Для того чтобы повысить эффективность работы, привлечь компетентных специалистов, многие компании прибегают к новым, малораспространенным методам, одним из которых является краудсорсинг.

Термин «краудсорсинг» (от англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») впервые был применен в 2006 г. корреспондентом Джеффом Хау в статье «The Rise of Crowdsourcing» для журнала «Wired» [1].

Краудсорсинг — процесс вовлечения множества людей в тот или иной проект, идею, деятельность с использованием современных интернет-ресурсов в качестве среды. В классическом виде краудсорсинг представляет собой некоторую модель распределенного решения задач силами неизвестной заранее группы людей, где лучшие решения выбираются из большого количества вариантов.

Краудсорсинг имеет множество различных методов, форм, а также сфер применения.

В мире наибольшее распространение получили такие направления краудтехнологий, как [2]:

- создание нематериальных ценностей (идеи, концепции, программный код, элементы дизайна и т.д.);

- привлечение денежных средств для реализации проектов;

- управление и обмен знаниями;

- получение обратной связи, оценка и голосование;

- поиск и подбор кандидатов.

Рассмотрим использование краудсорсинга в сфере HR, которое обычно ассоциируют и отождествляют с понятием

краудрекрутинг — массовый поиск сотрудников (с применением интернет-пространства), которые обладают не просто необходимыми для работы навыками, а являются лучшими их обладателями, верно и качественно применяющими свои умения на практике.

В части подбора персонала метод крауда является довольно новым и недостаточно развитым на просторах РФ и стран СНГ, однако необходимо отметить факт наличия компаний, эффективно использующих так называемые краудтехноло-гии. Неоспоримым примером тому служит уникальный в мировых масштабах проект «ТеМП-2012». Проект был разработан и реализован компанией «Witology» совместно с госкорпорацией «Росатом». В ходе него была применена технология краудрекрутинга, используемая в первую очередь в качестве инструмента для поиска, отбора и комплексной оценки кандидатов. Реализация данного проекта позволила добиться существенного снижения стоимости и длительности процесса рекрутинга (в проекте приняли участие 526 человек, традиционным способом потребовалось бы от 2 до 6 месяцев, при применении краудтехнологий срок реализации составил около месяца) [6].

Краудпроекты меньшего масштаба были реализованы также на базе Сбербанка России, страховой компании «Согласие» и т.д. В табл. 1 рассмотрены примеры применения краудсорсинга в рамках деятельности различного рода отечественных и зарубежных компаний.

В табл. 1 представлена только часть наиболее популярных краудсорсинговых проектов. Технология крауда набирает обороты с каждым годом и приносит желаемые результаты своим пользователям. В области краудрекрутинга особенных результатов добился проект Росатома.

Таблица 1

Отечественный и зарубежный опыт использования технологии краудрекрутинга

Название компании Название проекта, год реализации Цель, которую преследовал проект Итоги использования технологии «крауд»

Зарубежный опыт

Японская компания «Muji» IdeaPark 2007 г. Получение новых идей, проектов мебели для дальнейшей дизайнерской проработки Цель проекта была достигнута, в настоящий момент продолжается работа по поиску и реализации новых идей производства мебели

Американская фармацевтическая компания «Eli Lilly» Платформа «Innocentive» 2001 г. (на тот момент краудсорсинг был еще не определен как метод) Размещение научно-исследовательских проблем из области химии и биологии, с которыми компания не может справиться, для поиска решения учеными (независимо от их места нахождения в мире) Сегодня сообщество ученых Innocentive насчитывает несколько сотен тысяч человек, а платформой пользуются теперь не только Eli Lilly, но и другие корпорации, такие как P&G, Henkel и BASF

Отечественный опыт

Росатом «ТеМП» 2012 г. Поиск молодых талантливых специалистов Цель проекта была достигнута в максимально сжатые сроки (1 мес), с минимальными материальными затратами (потенциальные затраты были снижены на 50%)

Сбербанк России «Очередей нет!» 2012 г. (подобные проекты начали появляться еще с 2009 г.) Выявление причин очередей в офисах В проекте приняли участие сотни человек, весь необходимый материал был получен и в дальнейшем использован

Азбука вкуса «Идеальный магазин» 2013 г. Создание идеального магазина (формирование оптимального ассортимента, совершенствование работы магазина) В течение полутора месяцев потребители делились впечатлениями о магазине, по результатам работы был произведен свод данных, которые в дальнейшем были успешно применены

Примечание: таблица 1 составлена автором.

Рекрутинг в традиционной форме, как правило, занимает достаточно много времени. При этом не существует гарантии того, что новый сотрудник будет соответствовать всем требованиям, выдвигаемым компанией. В то же время краудсорсинг однозначно нацелен на действие и предполагает получение результата, желаемого той или иной компанией.

Условно можно выделить два вида краудрекрутинга:

- «работа в обмен на работу» — предполагает трудоустройство кандидатов компанией-заказчиком;

- «работа в обмен на вознаграждение» — предполагает оплату труда без заключения трудового договора.

Процесс реализации краудрекрутинга состоит из пяти последовательных этапов [3].

1. Привлечение — информирование потенциальных кандидатов (реклама).

2. Первичный отбор — прохождение первичного тестирования (выполнение определенного задания) для оценки соответствия минимальным требованиям.

3. Испытания — выполнение практического задания либо решение задачи, действительно имеющейся у компании и требующей детальной проработки.

4. Финальный отбор — выбор кандидата или группы кандидатов, которые предложили лучшее решение, идею или проект.

5. Вознаграждение — оплата труда или трудоустройство «лучших», в зависимости от того, какому из видов краудрекрутинга отдает предпочтение компания-заказчик.

Рассмотрев стадии реализации краудрекрутингового проекта, можно сделать вывод, что так или иначе данные этапы присущи и рекрутингу в традиционной форме. Однако вопрос об уникальности краудтехнологий, преимуществах их использования перед традиционной формой остается открытым.

Для того чтобы выяснить, для каких компаний метод «кра-уда» — это перспектива, необходимая для развития и успешной деятельности, предлагается классифицировать их исходя из актуальности применения данного вида технологий.

Существует две группы таких компаний:

- компании, которым по роду деятельности необходимы разработка и создание новых проектов. Данные компании ориентированы на привлечение клиентов, выпуск привлекательной продукции массового потребления и т.п.;

- компании, которым в большей или меньшей степени нужна доработка существующих проектов. В данном случае типичным примером может послужить 1Т-сфера, находящаяся в постоянном поиске методов совершенствования используемых технологий.

Методика использования краудтехнологий рассмотренных групп-компаний неодинакова и имеет свои особенности. На методе нахождения ошибок основано использование краудтехнологий первой группы. Компании, относящиеся ко второй, руководствуются в своей работе принципом: «Много людей — много идей».

Процесс реализации краудсорсинга, рассмотренный ранее, может подходить по масштабам не каждой организации, однако не существует статичного состояния «крауда», в силу этого любая фирма может взять его за основу подбора персонала, используя упрощенную схему реализации краудпро-екта.

Упрощенный процесс реализации краудрекрутингового проекта, доступный любой организации (для решения локальной, единожды возникшей задачи), включает [1]:

- постановку задачи;

- сбор идей, информации, мнений;

- их отбор и доработку;

- конечную «полезность» для бизнеса.

Полезность применения краудрекрутинга для компаний заключается в возможности масштабного охвата кандидатов и организации их взаимодействия друг с другом и с представителями предприятий в онлайн-среде.

Как следствие, появляются возможности [7]:

- минимизировать временные затраты;

- оценить работы большого количества потенциальных сотрудников в режиме реального времени;

- более детально изучить способности каждого отдельно взятого кандидата;

- заранее предоставить кандидатам полную информацию об условиях работы и требованиях;

- проверить квалификацию специалистов до официального найма;

- обеспечить вовлеченность персонала в бизнес-процессы;

- использовать социальную активность как инструмент мотивации;

- формировать кадровый резерв из молодых специалистов;

- применять механизм «работа в обмен на работу без участия денег»;

- осуществлять популяризацию бренда работодателя среди целевой аудитории.

Современной организации для сохранения конкурентоспособности на рынке и обеспечения устойчивого развития и функционирования необходимо использовать новые, инновационные подходы в различных сферах деятельности, в том числе и в НК сфере. Применение технологий «крауд» в сфере управления персоналом позволяет не только создавать имидж современного работодателя, но и экономически выгодно осуществлять взаимодействие с потенциальными работниками организации [1].

Помимо определения целей, задач и методики применения краудтехнологий в НК-сфере, необходимо обозначить канал взаимодействия заказчика с потенциальным работником. Краудплатформа «"^Мс^у» — единственная надежная, успешная, развивающаяся, по мнению множества крупных компаний, платформа, которая занимается созданием и реализацией краудпроектов. Однако нельзя не отметить достаточно высокую стоимость услуг компании как посредника в отношениях заказчика и работника.

Главная идея крауда — получение качественного результата с минимальными затратами. Исходя из этого, необходимо искать наиболее доступные в материальном плане способы применения краудрекрутинга [2].

Рассмотрим две альтернативы.

1. Компания может создать на корпоративном сайте отдельную вкладку для регистрации и участия кандидатов в краудпроекте.

2. Использование потенциально новой краудплатформы, отличающейся от рассмотренной ранее наличием возможности взаимодействия талантливых специалистов с топовыми компаниями, при этом стоимость услуг данной платформы — процент от фактически совершившихся сделок. В данном случае плата за сам проект исключена, как и проект в чистом виде.

Эффективность использования краудтехнологий в НК-сфере проявляется за счет экономии и ликвидации излишних функций НК-специалистов, таких как [3]:

- проведение телефонных интервью — как средство подбора персонала теряет необходимость;

- проведение многочисленных собеседований — отбор и выявление лучших происходит «бесконтактным способом» посредством оценки выполненных заданий, произведенных работ;

- осуществление адаптации новичков (как следствие — сокращение испытательного срока);

- осуществление процесса обучения — сокращается до минимума, подразумевается, что кандидаты обладают нужными навыками и обучение деформируется в связи с этим в краткие рекомендации по выполнению работы;

- проведение проверки достоверности предоставленной кандидатом информации о профессиональных навыках

и качествах — по мере выполнения задания, проекта исчезает необходимость в дополнении, уточнении и определении уровня компетентности специалиста (кандидата).

Рассмотренные выше функции, которые при применении крауда упрощаются и исчезают, демонстрируют положительные стороны технологии. Однако существуют и отрицательные аспекты применения краудсорсинга, которые выражаются в недоверии к данному методу по двум основным причинам:

- несправедливый принцип распределения вознаграждения — поощряется ограниченное количество человек, проектов;

- риск «утечки» информации — идеи, предложенные в ходе реализации краудпроекта, по факту являются открытыми и общедоступными, снижается уровень конфиденциальности.

Минусы краудсорсинга, безусловно, необходимо учитывать, однако нужно заметить, что плюсы гораздо весомее и результаты, получаемые при его правильном использовании, имеют больший масштаб и лучшее качество по сравнению с традиционными методами.

По данным, опубликованным компаниями, применяющими краудрекрутинг в своей деятельности, экономия бюджета на подбор составляет порядка 50%, что делает очевидным ответ на вопрос о «полезности» рассмотренных технологий.

Появление и применение краудсорсинга свидетельствует о благоприятных изменениях в обществе, корпорации используют труд пользователей Интернета для реализации проектов, экономя средства бюджета, с одной стороны, и получая новые идеи — с другой [8].

Использование краудсорсинга в будущем может принести значительные преимущества не только коммерческим структурам, но и государству при решении социальных проблем, при внесении поправок в государственные программы, разработке новых проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хау Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса [Текст] / Джефф Хау. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 288 с.

2. Шуровьески Дж. Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство [Текст]: Пер. с англ. / Джеймс Шуровьески. — М.: И.Д. Вильяме, 2009. — 304 с.

3. Brabham D. Crowdsourcing as a Model for Problem Solving: An Introduction and Cases [Text] / D. Brabham / / Convergence. — 2008. — N 14. — Р. 75-90.

4. Eric von Hippel. Democratizing Innovation [Text] / Eric von Hippel. — Cambrigde: The MIT Press, 2009. — N 9. -Р. 28-41.

5. Мосс А. Что такое краудсорсинг? [Электронный ресурс] // Портал крауд-сервисов. 30.07.13 — URL: http://crowd-sourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing (дата обращения: 13.10.2015).

6. Капчиц М. Краудсорсинг: как толпа может помочь бизнесу [Электронный ресурс] / / Интернет-издание о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде «Cossa». — 03.09.2014. — URL: http://www.cossa.ru/articles/216/83093/ (дата обращения: 21.10.2015).

7. Краудсорсинг: основные площадки в России и их аналоги на Западе [Электронный ресурс] // Интернет-издание «ToWave». — 27.01.14. — URL: http://www.towave.ru/pub/ kraudsorsing-osnovnye-ploshchadki-v-rossii-i-ikh-analogi- na-zapade.html (дата обращения: 21.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Метод краудсорсинга [Электронный ресурс] // Институт консалтинга экологических проектов. — URL: http://eco-project.org/water-atom/info/crowdsource/ (дата обращения: 12.11.2015).

9. Корпоративный сайт «Сбербанка России» [Электронный ресурс] // URL: http://sberbank21.ru/ (дата обращения: 12.11.2015).

10. Официальный сайт компании «Witology» [Электронный ресурс] // URL: http://witology.com/3813.html (дата обращения: 12.11.2015).

REFERENCES

1. Jeff Howe Kraudsorsing. Kollektivni razum kak instrument raz-vitiya biznesa [Crowdsourcing. Collective intelligence as a tool for business development]. Moscow, Alpina Publisher Publ., 2014. 288 p.

2. James Surowiecki. Mudrost' tolpi. Pochemu vmeste mi umnee, chem. poodinochke, i kak kollektivni rasum formiruet biznes, eko-nomiku, obshestvo igosudarstvo [The wisdom of the crowd. Why we are smarter together than alone, and as collective wisdom shapes business, economies, society and the state]. Moscow, LLC "I. D. Villa Mercedes" Publ., 2009. 304 p.

3. Brabham D. Crowdsourcing as a Model for Problem Solving: An Introduction and Cases, Convergence. 2008, I. 14, pp. 75—90.

4. Eric von Hippel. Democratizing Innovation. Cambrigde: The MIT Press, 2009, I. 9, I. 28-41

5. Moss A.What is crowdsourcing? Portal of crowd-services — 30.07.13. Available at: http://crowdsourcing.ru/article/what_ is_the_crowdsourcing (accessed 13 November 2015) (in Russian)

6. Kapchits M. Crowdsourcing: how crowd can help the business. Online magazine about marketing and communications in the digital environment «Cossa» — 03.09.2014. Available at: http:// www.cossa.ru/articles/216/83093/ (accessed 21 November 2015) (in Russian)

7. Crowdsourcing: main site in Russia and the counterparts in the West. Internet publication «ToWave» — 27.01.14. Available at: http: //www.towave .ru/pub/kraudsorsing-osnovnye -ploshchadki-v-rossii-i-ikh-analogi-na-zapade.html (accessed 21 October 2015) (in Russian)

8. Crowdsourcing. Institute of environmental projects consulting. Available at: http://eco-project.org/water-atom/info/crowd-source/ (accessed 12 November 2015) (in Russian)

9. Corporate website of «Sberbank of Russia». Available at: http://sberbank21.ru/ (accessed 12 November 2015) (in Russian)

10. The official website of «Witology». Available at: http:// witology.com/3813.html (accessed 12 November 2015) (in Russian)

Пряжников Н.С.

ПРОФОРИЕНТОЛОГИЯ

Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 406 с.

В учебнике раскрываются содержание, предмет, цели, задачи, критерии эффективности и методы профори-ентологии. При этом сама профориентология понимается как интегрирующее научное направление, включающее в себя теоретико-методологическую часть (собственно профориентологию), практическую часть (профессиональное ориентирование), профессиональное самоопределение (как высший уровень профориен-тационной помощи, превращающий человека в полноценного субъекта самоопределения), представление о карьере и профессиональном успехе на уровне общественного сознания, а также представления о системной профессиональной ориентации (как составной части управления человеческими ресурсами). Особое внимание уделяется анализу деятельности самого специалиста-профориентолога (профконсуль-танта, педагога-психолога, методиста по профориентации, директора психологического центра или школы), факторов их эффективной работы и факторов, осложняющих помощь личности в полноценном профессиональном самоопределении.

Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Для преподавателей и студентов, обучающихся по психолого-педагогическим и управленческим направлениям, а также для профконсуль-тантов-практиков и руководителей образовательных учреждений, психологических центров и организаций, где ведется профориента-ционная работа и работа с персоналом.

Карнаух Н.

ОХРАНА ТРУДА

Учебник. — М.: Юрайт, 2016. — 382 с.

Учебник разработан на основе российского законодательства в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации. В нем содержатся учебно-методические материалы, учитывающие опыт российских организаций в области охраны труда.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, также может быть использован специалистами служб охраны труда, членами комитетов (комиссий) по охране труда организаций, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и другими работниками организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.