Научная статья на тему 'Хозяйство русских Саяно-Алтая в конце XIX первой четверти XX В. , как способ обеспечения системы питания'

Хозяйство русских Саяно-Алтая в конце XIX первой четверти XX В. , как способ обеспечения системы питания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЦЫ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА / АДАПТАЦИЯ / ЖИВОТНОВОДСТВО / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / OLD BELIEVERS / NATURAL RESOURCES / A CLIMATIC ZONE / ADAPTATION / STOCKBREEDING / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гавриленко М. В.

Хозяйственный комплекс двух этнографических групп русского населения Тувы и Горного Алтая складывался в природно-климатических условиях высокогорья. Преобладающей отраслью сельского хозяйства русских Саяно-Алтая являлось животноводство, хотя и земледелие, несомненно, имело большое значение в культуре питании. Существенную роль в рационе играли продукты рыболовства, собирательства и охоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUSBANDRY OF THE RUSSIANS IN THE ALTAI SAYAN REGION IN THE END OF 19 -THE FIRST GUARTEER OF THE 20 CENTURY AS THE RESORURSE OF FOOD SYSTEM

The husbandry of two Russian ethnographic groups was formed in the uplands of Tuva and Gorny Altai. The highly developed branch of agriculture was stockbreeding. Besides arable farming played a large role in the food culture. Fishery, gathering and hunting were also significant in ration.

Текст научной работы на тему «Хозяйство русских Саяно-Алтая в конце XIX первой четверти XX В. , как способ обеспечения системы питания»

Раздел 5 ИСТОРИЯ

Редакторы раздела:

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ МОДОРОВ - доктор исторических наук, профессор Горно-Алтайского государственного университета, академик РАГН (г. Горно-Алтайск)

ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БАРМИН - доктор. исторических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 02(574)

Gavrilenko M. V. THE HUSBANDRY OF THE RUSSIANS IN THE ALTAI - SAYAN REGION IN THE END OF 19 -THE FIRST GUARTEER OF THE 20 CENTURY AS THE RESORURSE OF FOOD SYSTEM. The husbandry of two Russian ethnographic groups was formed in the uplands of Tuva and Gorny Altai. The highly developed branch of agriculture was stockbreeding. Besides arable farming played a large role in the food culture. Fishery, gathering and hunting were also significant in ration.

Key words: old believers, natural resources, a climatic zone, adaptation, stockbreeding, agriculture.

М.В. Гавриленко, канд. ист. наук, Новосибирский военный институт внутренних войск

им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ХОЗЯЙСТВО РУССКИХ САЯНО-АЛТАЯ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В., КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

Хозяйственный комплекс двух этнографических групп русского населения Тувы и Горного Алтая складывался в природно-климатических условиях высокогорья. Преобладающей отраслью сельского хозяйства русских Саяно-Алтая являлось животноводство, хотя и земледелие, несомненно, имело большое значение в культуре питании. Существенную роль в рационе играли продукты рыболовства, собирательства и охоты.

Ключевые слова: старообрядцы, природные ресурсы, климатическая зона, адаптация, животноводство, земледелие.

Горные и горно-степные районы Западной Сибири стали зоной формирования специфических локальных вариантов культуры жизнедеятельности и жизнеобеспечения русских старожилов и переселенцев. Окраинное положение этих территорий в исторических процессах привело к тому, что они являлись своего рода «убежищем» для неправославных конфессиональных групп и «кормящим ландшафтом» для тех переселенцев, чья культура была адаптирована к географическим условиям, малопригодным для земледелия [1, с. 112].

Природно-климатические условия Верховья Енисея повлияли на специфику хозяйственной деятельности и структуру хозяйства населения.

Аграрное и хозяйственное освоение новых природно-климатических зон здесь проходило очень непросто. Хозяйственная жизнь переселенцев обуславливалась традициями, сложившимися на прежних местах обитания и адаптацией к новым условиям.

«Самой первой русскими переселенцами была заселена долина реки Уюк, удобная для землепашества. В других местах опорными пунктами русской колонизации стали уже существовавшие фактории и заимки - одинокие избушки, землянки, построенные для зверопромысла и рыбной ловли, часто обитаемые лишь в промысловый сезон» [2, с. 20]. Примечательно, что в маловодных южных районах Тувы, где невозможно было заниматься земледелием (Эрзин, Овюр), а также в высокогорных степных местностях (Монгун-Тайга), русские не селились совсем. «В Эржее - горы. Хлеб негде сеять. Овес сеяли больше» (Полевые материалы автора, 2004, Житникова А.А.).

Первые переселенцы организовывали небольшие пашни и огороды, но «муку и зерно поселенцам тех мест в основном приходилось покупать, или менять на рыбу, пушнину и др.» [2, с. 26]. Русским крестьянам пришлось осваивать местный комплекс хозяйственно-бытовых навыков. Так, по примеру тувинцев они стали «мочить землю», т.е. через «мочажные канавы» отводить воду из рек и ручьев на пашни. Русские принесли с собой огромный земледельческий опыт, ранее не свойственные местной кочевой культуре, и культурно-бытовые традиции. Мука, хлеб, яйца, а затем и картофель, огородная зелень стали широко употребляться в пищу тувинцами в тех местах, где у них были постоянные контакты с русскими.

Холодный климат, малоснежная зима, поздние заморозки весной и ранние - осенью не позволяли земледельцам выращивать многие привычные для них культуры. Часто это служило причиной внутренних миграций русских крестьян, которые пытались найти места, наиболее благоприятные для землепашества.

По воспоминаниям Е.Д. Паздерина, чтобы заниматься земледелием, ему пришлось из Шивея, где пшеница вымерзала, перебраться на жительство в Бельбей» [2, с. 24]. Кроме хлебных культур (яровой пшеницы и озимой ржи), крестьяне выращивали просо, овес, ячмень, картофель. Солнечное и жаркое лето способствовало развитию бахчеводства в Туве. Многие крестьяне начали выращивать арбузы и дыни на своих участках. Из огородных культур выращивали горох, репу, лук, редьку, бобовые.

В хозяйстве русских горных районов большое распространение получило скотоводство. Кроме коров в хозяйствах держали лошадей, свиней, овец, реже коз, кур, гусей. В условиях вы-

сокогорной таежной Тувы появились и новые для переселенцев виды занятий - довольно прибыльное мараловодство и пчеловодство. Но, по словам информаторов, пчеловодство не получило достаточного распространения в селах Верховья Енисея, «так как медоносов поблизости было мало» (Полевые материалы автора, 2004, Белова А.П.).

Богатые природные ресурсы края позволили развиться такой промысловой отрасли, как рыболовство. По словам информаторов, «рыбы было очень много. В Енисее водились хариус, таймень, ленок, налим» (Полевые материалы автора, 2о04, Юркова А.А., Абакина П.А.).

Зимой рыбу вывозили и обменивали на хлеб. В тайге охотились на пушных зверей, лосей, кабаргу, глухарей, рябчиков. Подспорьем в хозяйстве служило собирательство. В лесах собирали ягоды (землянику, клубнику, малину, смородину), грибы, кедровые орехи. Помимо грибов, ягод, орехов, которые в Сибири использовали и заготавливали всегда, русские, по примеру тувинцев, стали широко использовать в пищу местные дикорастущие растения: дикий горный лук в свежем, а зимой в замороженном виде, весной, до появления огородной зелени, ели хле-бёнки (гусиный лук), копали кандык, саранку и др. «Богатства тайги, множество рыбы в озерах Тоджи, в верховье Енисея обусловили некоторые изменения в традиционных способах крестьянского хозяйствования и добывания средств поселенцев-старообрядцев. Охота, рыбная ловля, выгонка дегтя и другие таежные промыслы становились главными в хозяйстве» [2, с. 25].

К моменту появления православных переселенцев старообрядцы создали здесь собственный хозяйственно-культурный комплекс, им принадлежало право первого захвата лучших и наиболее удобных земель и угодий. Проведенные А.А. Сторо-женко исследования показали, что старообрядческие хозяйства были в целом более зажиточными по сравнению с православными. На каждое старообрядческое хозяйство приходилось 12,4 лошадей, 6,1 голов мелкого и 13,7 крупного рогатого скота, 2 марала. Средние показатели обеспеченности крупным и мелким рогатым скотом, маралами также превышают аналогичные средние показатели по трем районам: Малоенисейском, Под-хребетинском и Турано-Уюкском в 1913-1914 гг. По степени обеспеченности земельными наделами также выгодно выделялись старообрядческие хозяйства. В Турано-Уюкском и Малоенисейском районах, где среднее количество десятин в целом на душу населения составило 1,71 и 1,22 соответственно, на одно старообрядческое хозяйство приходилось 9,8 и 6,82 десятин соответственно [3, с. 17].

Старообрядческое население Уймонской долины Алтая так же, как и старообрядцы Тувы, сталкивалось с огромными трудностями, связанными с необходимостью приспособления хозяйства к новой природно-климатической среде, но эти сложности в значительной мере компенсировались природными богатствами края. Р.П. Кучуганова пишет: «Дикая первозданная природа была так богата, так щедра к новым людям, пришедшим в долину, что долгое время они считали перешедшее к ним от кыпча-ков и тодашей слово «уймон» однокоренным с русским словом «уйма» - в том смысле, что в благодатной долине для них всего было вдоволь, в достатке...» [4, с. 10-11]. По словам первых поселенцев: «Здесь было несметное количество рыбы, зверя,

Библиографический список

дичи. Рыбы было так много, что ее ловили волосяными силками, руками, ситом. Дикой птицы было очень много. Первые два года люди питались мясом и рыбой, хлеба не было» [4, с. 10].

Характеризуя хозяйство крестьян Уймонской долины, Т.С. Мамсик делает вывод, что «за 20 лет население успешно приспособилось к природно-климатическим условиям Уймонс-кой долины... Пахали по десять лет сряду, а в первые два года старались сеять рожь. В этой рискованной для земледелия зоне отдельные хозяйства выращивали до 20 дес. хлеба, преимущественно ярового, вызревавшего лучше. Урожайные годы позволяли уймонцам запастись хлебом на несколько лет вперед, как это обычно делали старожилы в Сибири» [5, с. 103].

Данные сельскохозяйственной переписи 1917 г. по селу Усть-Кокса и деревне Верх-Уймон Уймонской волости Бийско-го уезда свидетельствуют о том, что преобладающими зерновыми культурами в вышеупомянутых населенных пунктах были яровая пшеница, яровая рожь, овес, ячмень (Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Фонд 233. Опись 1а. Дела 654, 656).

В крестьянских хозяйствах держали коров, лошадей, овец, коз, свиней, домашнюю птицу: кур, уток, гусей. Данные сельскохозяйственной переписи 1917 г. подтверждают, что главным направлением в крестьянских хозяйствах жителей Уймонской долины было скотоводство. Крестьяне держали по 8-11 лошадей, 9-10 коров, 3-4 свиньи, 7-10 овец (Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Фонд 233. Опись 1а. Дела 654, 656).

В Уймоне в конце XIX в. в больших зажиточных хозяйствах держали маралов. «Выгоды от мараловодства были столь велики, что уймонцы жертвовали даже пашней, чтобы огородить новые маральники». Из пантов марала делали различные порошки и настойки, смешивали с различными лечебными травами, а также употребляли в чистом виде без добавления трав. Кроме земледелия и скотоводства, староверы занимались охотой, рыболовством, собирательством. В лесах охотились в основном на пушных зверей, косуль. Самой прибыльной считалась охота на маралов. «По весне, добывая маралов, охотники спиливали панты и продавали их монголам и китайцам за 50100 руб. асс. за один рог» [5, с. 98].

В целом, подводя итоги обзора хозяйственной деятельности русских горных областей Западной Сибири, следует подчеркнуть, что процесс адаптации их хозяйственных навыков к новым природным условиям был достаточно сложным и приводил к многочисленным миграциям внутри региона. Русские крестьяне переселялись в поисках наиболее благоприятных для земледелия мест, которое традиционно играло ведущую роль в их хозяйстве. Малоснежные зимы и резкие перепады температур часто были губительны для выращивания привычных крестьянам зерновых яровых культур. Экстремальные природно-климатические условия Саяно-Алтая предопределили хозяйственную специализацию русских поселенцев - основной отраслью хозяйства старообрядцев Верховья Енисея и Уймонской долины было животноводство. Земледелие также являлось значимым хозяйственным занятием; в Уймонской долине оно было более развито, чем в Верховье Енисея. Среди промыслов у старообрядцев Уймонской долины первостепенное значение занимали охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

1. Щеглова, Т.К. Русское население Алтайского края: этнокультурное многообразие и идентичность // Народы Евразии. Этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации. - Новосибирск, 2005.

2. Татаринцева, М.П. Старообрядцы в Туве: Историко-этнографический очерк. - Новосибирск, 2006.

3. Стороженко, А.А. Старообрядчество Тувы во второй половине XIX - первой четверти ХХ в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кызыл, 2004.

4. Кучуганова, РП. Уймонские староверы. - Новосибирск, 2000.

5. Мамсик, Т.С. Хозяйственное освоение Южной Сибири: механизмы формирования и функционирования агропромысловой структуры. - Новосибирск, 1989.

Bibliography

1. Theglova, T.K. Russkoe naselenie Altayjskogo kraya: ehtnokuljturnoe mnogoobrazie i identichnostj // Narodih Evrazii. Ehtnos, ehtnicheskoe samosoznanie, ehtnichnostj: problemih formirovaniya i transformacii. - Novosibirsk, 2005.

2. Tatarinceva, M.P. Staroobryadcih v Tuve: Istoriko-ehtnograficheskiyj ocherk. - Novosibirsk, 2006.

3. Storozhenko, A.A. Staroobryadchestvo Tuvih vo vtoroyj polovine XIX - pervoyj chetverti KhKh v.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kihzihl, 2004.

4. Kuchuganova, R.P. Uyjmonskie staroverih. - Novosibirsk, 2000.

5. Mamsik, T.S. Khozyayjstvennoe osvoenie Yuzhnoyj Sibiri: mekhanizmih formirovaniya i funkcionirovaniya agropromihslovoyj strukturih. -Novosibirsk, 1989.

Статья поступила в редакцию 20.10.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.