УДК 63 (091)
ХОЗЯЙСТВО АЛЕКСАНДРА ЭНГЕЛЬГАРДТА (К 150-ЛЕТИЮ «12 ПИСЕМ ИЗ ДЕРЕВНИ»)
Пичужкин Николай Александрович, кандидат исторических наук;
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация
Аннотация: Статья продолжает цикл работ автора, посвященных 150-летию начала публикации «12 писем из деревни» Александра Николаевича Энгельгардта, бывшего профессора Земледельческого института Санкт-Петербурга, высланного за «политическую неблагонадежность»> из столицы в принадлежавшее ему имение Батищево Смоленской губернии. Автор рассмотрел и проанализировал проблему внедрения Энгельгардтом многопольного севооборота, для этого даны определения и разъяснения существовавших на тот период систем земледелия. Работа позволяет оценить научные убеждения Энгельгардта и его практический опыт введения многопольных севооборотов в условиях российского Нечерноземья. В работе анализируется причина разорения крепостных хозяйств, основанных на применении традиционного трехполья. Рассмотрены действия Энгельгардта по повышению эффективности своего хозяйства. Автор статьи приходит к выводу о позитивном характере научно-практической деятельности Энгельгардта по реорганизации полевого хозяйства в имении Батищево.
Ключевые слова: агрономия; земледелие; многопольный севооборот; сельское хозяйство; система земледелия.
ALEXANDER ENGELHARDTS FARM (FOR THE 150TH ANNIVERSARY OF "12 LETTERS FROM THE VILLAGE")
Pichuzhkin Nikolaj Aleksandrovich, Candidate of Historical Sciences;
Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia
Abstract: this Article continues the series of works dedicated to the 150 th anniversary of the publication of "the 12 letters from the village'' Alexander Nikolayevich Engelhardt, a former Professor of the Agricultural Institute in St. Petersburg, expelled for "political unreliability'' of the capital owned by the estate of Batisheva Smolensk province. The author considered and analyzed the problem of Engelhardts introduction of multi-field crop rotation, for this purpose, definitions and explanations of the existing farming systems at that time are given. The work allows us to evaluate Engelhardts scientific beliefs and his practical experience in introducing multi-field crop rotations in the conditions of the Russian Non-Chernozem region. The paper analyzes the reason for the ruin of serf farms based on the use of traditional three-field land. Engelhardts actions to improve the efficiency of his farm are considered. The author of the article comes to the conclusion about the positive nature of Engelhardts scientific and practical activities on the reorganization of the field economy in the Batishchevo estate.
Keywords: agronomy; agriculture; multi-field crop rotation; agriculture; system of agriculture.
Для цитирования: Пичужкин, Н. А. Хозяйство Александра Энгельгардта (к 150-летию «12 писем из деревни») / Н. А Пичужкин. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 2 (54). - С. 11-15. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/No-2-54-2021/2-54-2021/
For citation: Pichuzhkin N.A. Alexander Engelhardt's farm (for the 150th anniversary of "12 letters from the village") // Scince without borders, 2021, no. 2 (54), pp. 11-15.
Александр Николаевич Энгельгардт (1832-1893) - русский ученый-агрохимик, сельский хозяин, землевладелец и земледелец, непростая судьба которого вызывает интерес исследователей по настоящее время.
В первой статье данного цикла мы коснулись проблемы введения Энгель-гардтом многопольного севооборота в его смоленском имении Батищево. Эта статья разберет этот вопрос более подробно. В начале рассмотрим количественные и качественные характеристики имения Батищево. В 1871 г. оно насчитывало 500 десятин земли, под пашней были только 80 десятин, Энгельгардт нашел их истощенными. Дохода имение не приносило. «У меня в усадьбе четыре двора: красный двор, рабочий двор, скотный двор, хлебный двор, и все эти дворы раскинуты на огромном пространстве. ... есть и роща - первый признак господской усадьбы» [1; с. 132]. Все это, по мнению Энгельгардта, характерно для имений крепостного типа, где «ничего не приспособлено для сокращения труда, времени, для защиты от грязи и непогоды». Отметим, что разорение крепостных имений приняло необратимый характер еще до крестьянской реформы. По состоянию на 1843 г. 54 % имений находилось в залоге, их количество росло с каждым годом [2; с. 225].
Энгельгардт решил, что «хозяйничать по-старому, то есть сеять рожь и овес, держать скот для навоза. словом, вести хозяйство, как оно до сих пор ведется в нашей местности у большинства помещиков, хозяйством не
занимающихся и добывающих деньги службою государственной или земской, не стоит. Простой расчет показал скоро, что нужно изменить систему хозяйства, с первого же года хозяйства начал вводить посев льна» [1; с. 63-64]. При этом Энгельгардт понимал, что «хозяйство - дело сложное, и делать изменения в системе хозяйства не шутка». Тем более это сложно, когда «не только свободного, но даже и необходимого оборотного капитала не было» [1; с. 109].
Итак, А.Н. Энгельгардт приходит к убеждению нерациональности сохранения зернового хозяйства, основанного на традиционном трехполье. Этим термином называют одну из систем земледелия, господствующих в российском сельском хозяйстве в течение нескольких столетий. Любая система земледелия представляет собой комплекс агроэкономических мероприятий, направленных на наиболее эффективное использование земли, получение стабильно высоких урожаев, сохранение и повышение плодородия почвы. Системы земледелия по степени интенсивности делят на примитивные, экстенсивные, переходные от экстенсивных к интенсивным и, собственно, интенсивные [3; с. 4-5]. Трехпольный севооборот является составной частью паровой системы, относящейся к экстенсивному типу. Паровая система предусматривает чередование пара (обрабатываемой пахотными орудиями и удобряемой навозом земли), озимых и яровых посевов зерновых культур. При трехпольном севообороте господствующим
злаком является озимая рожь. Согласимся с авторитетным мнением, что «господство трехполья - итог многовекового отбора наиболее рациональных для русского крестьянского хозяйства культур - максимально эффективных с точки зрения пищевого разнообразия и калорийности, максимально экономичных с точки зрения рациональных затрат (неприхотливость к почвенным и климатическим условиям, надежность в урожайности, стойкость к заболеваниям и т.д.) [4; с. 38].
В русской практической агрономии первыми опытами разделения полей по многопольному севообороту занимался Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833). Еще в 1771 г. он убедился в необходимости разделения полей. Болотов отмечал, что перебрав все способы к «исправлению нашего приватного сельского домоводства» -улучшение пахоты, семян, применение разного удобрения, он пришел к выводу, что фундаментом всего является «разделение полей», т.е. многопольный севооборот [5; с. 37].
Энгельгардт опытным путем приходит к необходимости использования травопольного земледелия (по классификации его можно отнести как к переходной, так и к интенсивной системам земледелия). Задачей Энгельгардта в Батищево стало создание рационально организованного хозяйства, в котором он намеревался на практике проверить ряд теоретических измышлений по применению удобрений и при этом отказаться от трехполья. Он начал распахивать («драть») облоги - запущенные пахотные земли и пустоши - пространства из-под леса, используемые под покосы. Разработанное поле засевал льном, потом рожью, затем на несколько лет
засевал поле клевером или тимофеевкой. Распашка пустошей и облогов требовала замены сохи и деревянной бороны более совершенными орудиями - плугом и железной бороной. Энгельгардт пишет: «Например, положим, вы ввели посев льна и клевера, - сейчас же потребуется множество других перемен... Потребуется изменить пахотные орудия и вместо сохи употребить плуг, вместо деревянной бороны - железную, а это в свою очередь потребует иных лошадей, иных рабочих, иной системы хозяйства.» [1; с. 128-129].
Как профессиональный химик, Энгельгардт серьезно интересовался вопросами агрономической химии. Он продолжал публиковать научные статьи, главным образом по вопросам применения фосфоритов, способствующих созданию многопольного севооборота в Нечерноземье. Первым «ударом» по трехполью стал «временный» 15-польный севооборот: 1) пар; 2) рожь; 3) яровые; 4) пар; 5) рожь; 6) яровые; 7) пар; 8) рожь; 9) клевер с тимофеевкой; 10-14) трава; 15) лен [3; с. 43-44]. Энгельгардт прекрасно различал экстенсивную и интенсивную системы земледелия. Введенный им севооборот с посевами льна способствовал развитию молочно-животноводческого направления в хозяйстве.
Введенный севооборот Энгельгардт считал временным, так как в дальнейшем он планировал его интенсифицировать, сокращая длительность цикла до шести лет, т.е. перейти к 6-польно-му севообороту. Такая интенсификация наиболее характерна для товарного хозяйства.
При проведении опытов с фосфоритами Энгельгардт приходит к выводу: «Чудеса делает фосфоритная мука».
Этот вывод противоречил результатам, сделанным специальной комиссией Вольного экономического общества по изучению влияния на плодородие костной муки, содержащей фосфор. Такая комиссия, возглавляемая самим Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), в конце 1860-х гг. работала в нескольких центральных губерниях Российской империи. Великий химик пришел к выводу: «Навоз, хорошая обработка и известкование, а фосфаты нам не нужны» [3; с. 44]. Отметим, что это были первые в России опыты по воздействию минеральных удобрений на почву. Инициатором создания и работы комиссии являлся будущий профессор Петровской земледельческой и лесной академии Алексей Петрович Людоговский (1840-1882). Энгельгардт не соглашался с выводом Менделеева. Ему удалось доказать эффективность фосфоритной муки при использовании на подзолистых почвах (подзолах), характерных для Смоленщины. Отметим, что подзолы очень плохо пропускают влагу и воздух, обладают повышенной кислотностью и требуют
обязательного использования удобрений.
Мнение Энгельгардта наукой услышано не было. Господствующим оставалось убеждение, что увеличения плодородия почв следует достигать биологическими и механическими методами - посевами трав, улучшенной обработкой. Применение минеральных удобрений при травопольных севооборотах было признано нецелесообразным. Энгельгардт остался при своем мнении: на подзолах применение фосфоритной муки является очень эффективным средством.
Таким образом, практическая деятельность Александра Николаевича Энгельгардта по внедрению многопольных севооборотов на землях российского Нечерноземья может быть признана уникальной. В ней соединились научный талант исследователя, практическая хватка сельского хозяина, возможность широкой популяризации собственного опыта через своих многочисленных читателей, некоторая часть которых, безусловно, занималась практическим сельским хозяйством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энгельгардт, А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887 / А. Н. Энгельгардт. - СПб. : Наука. - 1999. - 715 с. - Текст : непосредственный.
2. Пичужкин, Н. А. История России. Учебник для вузов. 2-е изд. / Н. А. Пичужкин. -М. : ООО Мегаполис. - 2019. - 437 с. - Текст : непосредственный.
3. Васильев, В. П. Модификация трехпольной системы земледелия в XVIII веке / В. П. Васильев, Н. А. Пичужкин. - М. : ООО УМЦ «Триада». - 2014. - 171 с. - Текст : непосредственный.
4. Милов, Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л. В. Милов. - М. : РОССПЭН. - 1998. - 574 с. - Текст : непосредственный.
5. Васильев, В. П. Вопросы развития земледелия в сельскохозяйственных журналах второй половины XVIII века / В. П. Васильев, Н. А. Пичужкин. - М.: ООО УМЦ «Триада».- 2013. - 53 с. - Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Engel'gardt A.N. Iz derevni. 12 pisem. 1872-1887 [From the village. 12 letters. 1872-1887]. Saint Petersburg, Nauka, 1999, 715 p.
2. Pichuzhkin N.A. Istoriya Rossii. Uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. [History of Russia. Textbook
for universities. 2nd ed.]. Moscow, OOO Megapolis, 2014, 437 p.
3. Vasil'ev V.P., Pichuzhkin N.A. Modifikaciya trekhpol'noj sistemy zemledeliya v XVIII veke [Modification of the three-field system of agriculture in the XVIII century]. Moscow, OOO UMC «Triada», 2014, 171 p.
4. Milov L.V. Velikorusskij pahar' i osobennosti rossijskogo istoricheskogo processa [The Great Russian Plowman and the peculiarities of the Russian historical process]. Moscow, ROSSPEN, 1998, 574 p.
5. Vasil'ev V.P., Pichuzhkin N.A. Voprosy razvitiya zemledeliya v sel'skohozyajstvennyh zhurnalah vtoroj poloviny XVIII veka [Questions of agriculture development in agricultural journals of the second half of the XVIII century]. Moscow, OOO UMC «Triada», 2013, 53 p.
Материал поступил в редакцию 02.02.2021
© Пичужкин Н.А., 2021