Научная статья на тему 'ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / РЕГИОН / ВОСПРОИЗВОДСТВО / САМОРАЗВИТИЕ / УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC MECHANISM / REGION / REPRODUCTION / SELF-DEVELOPMENT / CONTROLLING INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николаева Елена Евгеньевна, Бабаев Бронислав Дмитриевич

В современных условиях экономический рост страны во многом определяется развитием экономики регионов. Поэтому важно понимать механизм функционирования регионального общественного воспроизводства и рассматривать его расширительно, многоаспектно. Цель исследования - представить региональный хозяйственный механизм в аспекте взаимодействия саморазвития региона и управления со стороны государства в совокупности с регулирующим воздействием крупных бизнес-структур. Методологической основой исследования являются системновоспроизводственный подход и синтез политической экономии и институционализма. Это позволяет представить региональное хозяйство как непрерывность взаимосвязанных процессов производства, обращения, потребления; как открытую многоуровневую рыночную систему «регион-муниципалитет-поселения», включенную в национальную и мировую экономики. Исследование регионального хозяйственного механизма отталкивается от характеристики самой системы региона и представляется как «движение». При этом содержательно хозяйственный механизм показан как единая система «экономические законы - институты - управленческие решения». Обращение к территориальному аспекту хозяйственного механизма социально-экономической системы позволило актуализировать тему «связности территории», инфраструктурного обустройства территории. В рамках воспроизводственного подхода представлена шестистадийная система общественного воспроизводства. В качестве первоначального пункта в системе общественного воспроизводства поставлена наука, научное обслуживание, а в качестве заключительного пункта добавлена «утилизация отходов, использованного продукта, результата». Расширенный хозяйственный механизм в регионально-пространственном аспекте показан как целостная система, объединяющая саморазвитие региона и внешнее управляющее воздействие с целью повышения благосостояния населения территории на основе инновационного развития. При этом обращено внимание на то, что хозяйственный механизм должен ориентировать хозяйствующих субъектов на соединение текущих целей с долгосрочными установками, что требует развития долгосрочного проектирования (планирования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Николаева Елена Евгеньевна, Бабаев Бронислав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MECHANISM OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM: THEORETICAL ASPECT

In modern conditions, the country’s economic growth is largely determined by the development of the regional economy. Therefore, it is important to understand the mechanism of functioning of regional social reproduction and consider it in a broad, multidimensional way. The purpose of the research is to present the regional economic mechanism in the aspect of interaction between the region’s self - development and state management in conjunction with the regulatory impact of large business structures. The methodological basis of the research is the system-reproduction approach and the synthesis of political economy and institutionalism. This allows us to present the regional economy as a continuity of interrelated processes of production, circulation, and consumption; as an open multi-level market system «region-municipalitysettlements», included in the national and global economy. The study of the regional economic mechanism is based on the characteristics of the regional system itself and is presented as a «movement». At the same time, the economic mechanism is shown as a single system of «economic laws - institutions - management decisions». Addressing the territorial aspect of the economic mechanism of the socio-economic system allowed us to update the topic of «connectivity of the territory», infrastructure development of the territory. Within the framework of the reproduction approach, a six - stage system of social reproduction is presented. As the initial point in the system of social reproduction, science, scientific service is set, and as the final point, «recycling of waste, used product, result»is added. The extended economic mechanism in the regional-spatial aspect is shown as an integral system that combines the self-development of the region and external management influence in order to improve the well-being of the population of the territory on the basis of innovative development. At the same time, attention is drawn to the fact that the economic mechanism should focus economic entities on connecting current goals with long-term goals, which requires the development of long-term design (planning).

Текст научной работы на тему «ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00329 «Теоретико-методологические основы расширенного понимания хозяйственного механизма в современной экономике».

Николаева Елена Евгеньевна

доктор экономических наук, доцент, доцент,

заведующая кафедрой экономической теории, экономики и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Бабаев Бронислав Дмитриевич

доктор экономических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация: В современных условиях экономический рост страны во многом определяется развитием экономики регионов. Поэтому важно понимать механизм функционирования регионального общественного воспроизводства и рассматривать его расширительно, многоаспектно. Цель исследования - представить региональный хозяйственный механизм в аспекте взаимодействия саморазвития региона и управления со стороны государства в совокупности с регулирующим воздействием крупных бизнес-структур. Методологической основой исследования являются системно-воспроизводственный подход и синтез политической экономии и институционализма. Это позволяет представить региональное хозяйство как непрерывность взаимосвязанных процессов производства, обращения, потребления; как открытую многоуровневую рыночную систему «регион-муниципалитет-поселения», включенную в национальную и мировую экономики. Исследование регионального хозяйственного механизма отталкивается от характеристики самой системы региона и представляется как «движение». При этом содержательно хозяйственный механизм показан как единая система «экономические законы - институты - управленческие решения». Обращение к территориальному аспекту хозяйственного механизма социально-экономической системы позволило актуализировать тему «связности территории», инфраструктурного обустройства территории. В рамках воспроизводственного подхода представлена шестистадийная система общественноговоспроизводства. В качествепервоначального пункта в системе общественного воспроизводства поставлена наука, научное обслуживание, а в качестве заключительного пункта добавлена «утилизация отходов, использованного продукта, результата». Расширенный хозяйственный механизм в регионально-пространственном аспекте показан как целостная система, объединяющая саморазвитие региона и внешнее управляющее воздействие с целью повышения благосостояния населения территории на основе инновационного развития. При этом обращено внимание на то, что хозяйственный механизм должен ориентировать хозяйствующих субъектов на соединение текущих целей с долгосрочными установками, что требует развития долгосрочного проектирования (планирования).

Ключевые слова: хозяйственный механизм; регион; воспроизводство; саморазвитие; управляющее воздействие. JEL: B40, R10, R11, R50, R58

ECONOMIC MECHANISM OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM: THEORETICAL ASPECT

Nikolaeva Elena Evgenievna,

Doctor of Economics, associate professor,

Head of the Department of Economic Theory, economy and entrepreneurship Ivanovo State University, Ivanovo, Russia,

Babaev Bronislav Dmitrievish Doctor of Economics, professor, Leading researcher Ivanovo State University, Ivanovo, Russia,

Abstract: In modern conditions, the country's economic growth is largely determined by the development of the regional economy. Therefore, it is important to understand the mechanism of functioning of regional social reproduction and consider it in a broad, multidimensional way. The purpose of the research is to present the regional economic mechanism in the aspect of interaction between the region's self - development and state management in conjunction with the regulatory impact of large business structures. The methodological basis of the research is the system-reproduction approach and the synthesis of political economy and institutionalism. This allows us to present the regional economy as a continuity of interrelated processes of production, circulation, and consumption; as an open multi-level market system «region-municipality-settlements», included in the national and global economy. The study of the regional economic mechanism is based on the characteristics of the regional system itself and is presented as a «movement». At the same time, the economic mechanism is shown as a single system of «economic laws - institutions - management decisions». Addressing the territorial aspect of the economic mechanism of the socio-economic system allowed us to update the topic of «connectivity of the territory», infrastructure development of the territory. Within the framework of the reproduction approach, a six - stage system of social reproduction is presented. As the initial point in the system of social reproduction, science, scientific service is set, and as the final point, «recycling of waste, used product, result»is added. The extended economic mechanism in the regional-spatial aspect is shown as an integral system that combines the self-development of the region and external management influence in order to improve the well-being of the population of the territory on the basis of innovative development. At the same time, attention is drawn to the fact that the economic mechanism should focus economic entities on connecting current goals with long-term goals, which requires the development of long-term design (planning)..

Keywords: economic mechanism; region; reproduction; self-development; controlling influence..

В последнее время все заметнее проявляется тенденция, связанная с тем, что рост экономики страны все больше определяется социально-экономическим развитием регионов. Поэтому необходимо исследовать вопросы саморазвития региональных социально-экономических систем и управления регионами, территориально-производственными комплексами, факторы устойчивости и стабильности социально-экономического развития России в целом и отдельных территорий.

Для российской экономики, представленной 85 регионами, важно понимать механизм функционирования регионального общественного воспроизводства. В связи с тем, что территория страны огромна, а регионы существенно отличаются друг от друга по природно-климатическим, сырьевым, производственным, демографическим, социальным, культурным и другим характеристикам, хозяйственный механизм необходимо рассматривать многоаспектно: как взаимосвязь разнообразных элементов производительных сил, экономических отношений и институтов; как единство природных, технико-экономических, социальных процессов; взаимодействие реальной и виртуальной экономики; как социально-экономическое пространство. Один из аспектов- взаимодействие саморазвития региона и управления со стороны государства в совокупности с регулирующим воздействием крупных бизнес-структур- чрезвычайно актуален для экономической системы России.

Методологической основой исследования являются системно-воспроизводственный подход и синтез политической экономии и институционализма.

Системно-воспроизводственный подход включает ряд методологических принципов.

1. Принцип системности предполагает рассмотрение объекта (в нашем случае региона) с выделением системно-содержательного (компонентного), системно-структурного, системно-функционального аспектов. Регион выступает как многоуровневая система, включающая уровень региона в целом, муниципальных районов и отдельных поселений (городских и сельских). При этом

региональная система является более открытой, чем национальная. Это накладывает отпечаток на исследование ее компонентов и подсистем.

2. Принцип интегративности, означающий взаимосвязь и объединение объектов, субъектов, процессов (природных, экономических, социальных, политических, культурных и др.) в единое целое. Здесь акцент на управлении системой как сочетании самоорганизации, саморазвития и внешнего управляющего воздействия. Внешнее воздействие оказывают не только другие регионы как партнеры, покупатели, поставщики, но и национальная экономика, а также мировое хозяйство. Интегративность предполагает формирование единого пространства как территориального, так и экономического, правового, социокультурного и в рамках макрорегионов, образование которых является результатом действия интегративных процессов.

3. Принцип воспроизводимости. Это традиционно понимаемый принцип, предполагающий анализ условий, предпосылок, возможностей непрерывного возобновления региональной хозяйственной деятельности в аспекте экономического роста и развития. Здесь оценивается потенциал региона, ключевые (опорные) виды производства, хозяйственные комплексы (кластеры).

4. Противоречия как движущая сила. Диалектика развития предполагает движение хозяйственной системы. Противоречия подразумевают наличие проблем, возникающих в рамках регионального воспроизводства, противоположность интересов хозяйствующих субъектов. Но в ходе разрешения этих противоречий происходит качественное изменение системы, нахождение компромисса (равновесия, стабильности), движение вперед.

Таким образом, системно-воспроизводственный подход позволяет представить региональное хозяйство как непрерывность взаимосвязанных процессов производства, обращения, потребления; как открытую многоуровневую рыночную систему «регион-муниципалитет-поселения», включенную в национальную и мировую экономки.

Синтез политической экономии и институционализма предусматривает взаимопроникновение и взаимодополняемость этих двух ветвей экономической теории, соединение объективных основ процессов и явлений (политико-экономически аспект) с определением условий и предпосылок их реализации и использования (институциональный аспект, упор на субъективную сторону) [см.: 1, 2, 3]. Политическая экономия в центр исследования ставит экономические законы, познание которых является основой осуществления социально-экономических процессов, хозяйственной деятельности людей. На этой базе дается принципиальная оценка реальной жизни, предлагаются решения принципиального плана. В рамках институциональной экономики формулируются нормы и правила экономического поведения, то есть создаются институты. Соединение экономических законов с институтами и управленческими решениями выводит исследователя на понятие хозяйственный механизм социально-экономической системы, представляемый как цепочка взаимодействия: «экономические отношения и экономические законы - институты - управленческие решения». Синтез политэкономии и институционализма важен как для понимания хозяйственной системы, так и хозяйственного механизма и дает возможность выйти в сферу региональной хозяйственной политики.

Рассмотрение хозяйственного механизма неразрывно связано с характеристикой самой региональной социально-экономической системы. В принципиальном плане региону как системе свойственны следующие черты.

1. Региональная экономика - это открытая система, встроенная в национальную хозяйственной систему, которая, в свою очередь, включена в систему мировой экономики. Одновременно сам регион является сложной системой, в которой имеются системы нижестоящего уровня - муниципальная и поселенческая экономики [3, 4].

2. Регион как рынок является частью национального и мирового рынков. Региональный рынок как сложная система состоит из муниципальных и местных (локальных) рынков, на которых

действует множество субъектов. В соответствии с этим виды хозяйственной деятельности можно классифицировать, во-первых, с учетом ввоза-вывоза продукта, и, во-вторых, с выделением внутреннего и внешнего рынка, внутрирегионального и внешнего по отношению к региону использования продукции.

1) «Ввоз ресурса - его переработка в регионе - вывоз за его пределы». Это «проточная экономика», обеспечивающая занятость и доход. В Ивановской области к этому виду хозяйственной деятельности относится производство хлопчатобумажных тканей.

2) «Ввоз - переработка - реализация на внутреннем рынке - потребление в границах региона». Регион приобретает в свое распоряжение те ресурсы, которых у него нет или их недостает. Продукция, получаемая из ввозимого ресурса, частично потребляется в самом регионе, частично вывозится. Это в целом очень развитый вариант хозяйственного оборота. Типичный пример для Ивановской области - производство хлеба и хлебобулочных изделий, поскольку мука в основном завозится из других регионов. Часть производства хлопчатобумажных тканей, идущая на региональный рынок, тоже попадает в этот вид деятельности.

3) «Собственные ресурсы - их переработка - вывоз». Этот вид предполагает завоевание внешних по отношению к данной территории рынков, выступает предпосылкой формирования дополнительных рабочих мест и получения дохода, нужного для расширенного воспроизводства. Примером является лес и лесопродукция (половина территории Ивановской области покрыта лесами).

4) «Внутренний ресурс - его переработка - внутреннее потребление». Эта хозяйственная деятельность, представленная водоснабжением, теплоэнергетикой, означает местную экономику, ориентированную на более полное использование имеющихся региональных возможностей экономического оборота [См. подробнее: 3, с. 164-165].

Такая группировка видов хозяйственной деятельности соотносится с трактовкой региона как открытой системы и позволяет сделать акцент на важности самозарабатывания средств за пределами региона, то есть на самофинансировании. Чем выше доля вывоза производимой продукции, тем больше у региона потенциал для обеспечения расширенного воспроизводства.

3. Регион - это система регионального воспроизводства. Поэтому важно обеспечение нормального функционирования всех стадий общественного воспроизводства (производство -распределение - обмен - потребление). Участник грантового проекта «Теоретико-методологические основы расширенного понимания хозяйственного механизма в современной экономике» профессор Б.Д. Бабаев предложил расширить перечень стадий общественного воспроизводства, добавив к ним в качестве первой науку, так как невозможно сегодня представить развитие экономики и общества без сферы НИОКР как сектора экономики, а в качестве шестой воспроизводственной стадии - утилизацию отходов производства и бытовых отходов [5, с. 46, 112, 169, 184, 214, 285]. В современных условиях утилизация отходов является острой экологической задачей регионального, национального и мирового масштаба, поэтому раздельный сбор, сортировка и переработка отходов выделяются в самостоятельный вид хозяйственной деятельности, образуют новые бизнес-структуры, сектор хозяйства.

4. Регион выступает как совокупность взаимодействующих природных, экономических, социокультурных, институциональных процессов. Такой взгляд на регион близок к идее социоэкономической системы региона, выдвигаемой А.Н.Пыткиным, В.А.Сухих и А.А.Урасовой [6], а также рассмотрению другими уральскими учеными (А.И.Татаркиным, А.Ю. Даванковым, Г.Н. Пряхиным, В.В. Седовым, А.Ю.Шумаковым) территориальных систем муниципального и регионального уровня как социо-эколого-экономических систем, взаимодействующих с институтами власти территориальных сообществ [5]. Мы также развиваем этот подход, активно вовлекая в воспроизводственную цепочку не только экономические, социальные и экологические процессы, но

и институты.

5. Регион - это пространственная категория, включающая центр и периферию, совокупность крупных и малых поселений на территории региона. Пространственный аспект рассматривается многими авторами [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и др.]. При таком взгляде на регион актуализируются темы внутрирегиональной социально-экономической дифференциации, роли городов в развитии региональной экономики, размещения производительных сил и населения, инфраструктурного обустройства и связанности территорий, разноразмерности производства и развития экономики. Что касается последнего аспекта, то в соответствии с законом необходимого разнообразия содержание экономических процессов, структура ресурсов, имеющихся у хозяйствующих субъектов, среда, в которой происходит их взаимодействие, - все это в совокупности требует разноразмерности (крупный, средний и малый бизнес; крупные, средние, малые города и сельские поселения).

От понятия региональная система перейдём к механизму её функционирования. Тема хозяйственного механизма активно разрабатывалась в 60-80-е гг. XX века Л. И. Абалкиным [15], Ю.М.Осиповым [16], П. Г. Буничем [17] и многими другими. В современной литературе эта тема не очень популярна, хотя в 2000-е годы появились работы о хозяйственном механизме функционирования отдельных предприятия, отраслей, комплексов. Если же говорить о хозяйственном механизме применительно к социально-экономической системе в целом, то можно назвать публикации И. С. Авериной [18], Г.С.Михалева [19], А. Н. Проклина [20], М. Н. Яньшиной [21]. Следует обратить внимание на статью В.И. Бархатова, в которой анализируются существующие подходы к определению хозяйственного механизма, выделяется его структура, хозяйственный механизм рассматривается как сложная многоуровневая система, основные этапы эволюции хозяйственного механизма в российской экономике и роль отношений собственности в формировании нового хозяйственного механизма. Автор отмечает, что «хозяйственный механизм любой экономической системы представляет собой сложную соподчиненную (иерархическую) совокупность подсистем. Ядром хозяйственного механизма является совокупность специфических экономических законов, отражающих господство определенных отношений собственности и вытекающих из этого экономических интересов субъектов. Эффективность хозяйственного механизма зависит от того, насколько субъекты осознают экономические законы и насколько их действия адекватны этим законам» [22, с.11]. Мы солидарны с этим взглядом и предлагаем трактовать хозяйственный механизм расширительно и многоаспектно: как взаимосвязь разнообразных элементов производительных сил, экономических отношений и институтов; как единство природных, технико-экономических, социальных процессов; как взаимодействие реальной и виртуальной экономики; как социально-экономическое пространство [5, с.97-251].

Хозяйственный механизм приводит в движение социально-экономическую систему. Можно рассматривать движение как «нормальное», соответствующее требованиям экономических законов, обеспечивающее экономический рост и развитие, либо как «депрессивное», «движение вспять», связанное с отклонениями от «нормы», с диспропорциями и деформациями в системе, как «нулевой рост». В основе экономического движения лежат экономические законы, связанные с законами природы и техническими законами. Эти законы институционализируются, принимают конкретную форму институтов (норм, правил, юридических законов, структур, организаций и проч.). Для управления хозяйственными процессам принимаются управленческие решения, осуществляется экономическая политика. Это движение социально-экономической системы страны или региона может осуществляться за счет импульсов, идущих изнутри системы, и/или за счет внешних импульсов (воздействие крупных сетевых структур, структур федерального значения, государственного регулирования). Поэтому регион в рамках темы хозяйственного механизма можно рассматривать как сочетание механизмов саморазвития и внешнего управляющего воздействия.

Саморазвитие территории предполагает предпринимательскую активность, инициативу

населения, деятельность управленческих структур. Саморазвитие (самодвижение) основано на инновационности как свойстве экономической системы региона, поскольку человек как хозяйствующий субъект стремится экономнее расходовать ресурсы, получать максимальный полезный эффект в процессе производства и потребления новых продуктов и услуг. Движущей силой экономической деятельности выступает объективный экономический интерес, превращающийся в побудительную силу при осознании его субъектом деятельности.

Региональная экономика должна встроиться в вышестоящие системы, используя свои воспроизводственные ресурсы, ориентируясь как на внутренние потребности, так и запросы других регионов, страны в целом и мирового хозяйства, зарабатывая средства вне региона. Для экономического роста нужны не только активность и нацеленность на результат предпринимателей, но и наличие необходимых ресурсов, особенно кадров, в том числе управленческих. Вопросы подготовки квалифицированных специалистов и закрепления на местах требуемых работников задача не только внутрирегиональная, но и государственная. Для этого есть целый ряд мер (рост числа бюджетных мест, распределение выпускников-бюджетников в организации, где острый дефицит таких специалистов, обеспечение их жильем и др.). Государственное управление территорией использует в качестве воздействующей силы систему стимулирующих, санкционирующих, контролирующих рычагов.

Таким образом, хозяйственный механизм - это механизм, приводящий в движение хозяйственную систему, в том числе региональную. При этом механизм представляет собой целостную систему, призванную реализовать определенные цели и включающую ряд составляющих ее элементов, каждый из которых выполняет определенные функции и занимает свое место в структуре социально-экономической системы.

Возвращаясь к системно-воспроизводственному подходу рассмотрения регионального хозяйственного механизма, отметим, что в соответствии с технико-экономическими законами на стадии производства формируются определенные внутрипроизводственные пропорции под влиянием имеющихся ресурсов и технологий их переработки. На стадии распределения они трансформируются в учетно-нормативные пропорции, обеспечивая формирование необходимых воспроизводственных фондов. В сфере обращения (распределение + обмен) рынок через механизмы спроса и предложения, через ценовой механизм корректирует сложившиеся в соответствии с законами производства пропорции. Например, в условиях пандемии многие предприятия регионов страны меняют свои производственные программы под влиянием ситуации во внешней среде, начинают производить необходимые для системы здравоохранения предметы (оборудование, технические приспособления, инструменты, одежду и проч.). Так, Ивановский парашютный завод перевел одну из своих производственных линий на выпуск противочумных костюмов для медицинских работников своего региона и Московской области. Многие текстильные предприятия, швейные цеха области, ателье и предприятия индустрии моды перешли на выпуск защитных масок (одноразовых и многоразовых). Сработал и ценовой механизм в условиях дефицита средств индивидуальной защиты (фиксировался рост цен до 70-100 рублей за маску при цене до пандемии не более 15 рублей). Правда, в приведенном примере кроме рыночного спроса на средства защиты для медиков и населения управляющее воздействие на производственную деятельность региона оказало и государство, обозначив в качестве приоритета сохранение здоровья людей, обеспечив финансовую поддержку отрасли, создав соответствующие институты и активизировав уже имеющиеся (в частности, через проверки ФАС, воздействуя на аптечные сети как посредников, вплоть до лишения лицензий и возбуждения уголовных дел; через льготное кредитование предприятий, субсидии и другие инструменты).

Результаты рыночной корректировки могут быть улучшающими, нейтральными или ухудшающими. Улучшающий результат означает соблюдение или положительное изменение

общественно необходимых воспроизводственных пропорций, повышение экономической, экологической, социальной, финансовой эффективности, качества социально-экономических процессов в обществе. Ухудшающий результат означает противоположное действие. Экономическая необходимость и потребности могут входить в противоречие с социальными нуждами. В связи с этим в хозяйственный процесс включается государство через госзаказы, льготы по налогам, другие меры поддержки бизнеса, что и демонстрирует сейчас РФ. Происходит трансформация институтов, институциональной среды в ответ на изменения в экономических отношениях между хозяйствующими субъектами. Институциональная среда может выступать как фактором, способствующим позитивным сдвигам в системе региона и страны в целом, так и тормозом социально-экономического развития в случае деформации самих региональных экономических и управленческих институтов. На предпосылки и особенности институциональной деформации регионального развития обращают внимание С. С. Гордеев, С. Г. Зырянов, А. В. Подопригора [23].

Иерархическое устройство российской социально-экономической системы предусматривает государственное управление на федеральном уровне (министерства, ведомства и пр.), на региональном уровне (региональные администрации и правительства), а также муниципальное самоуправление. Местное самоуправление, отражая интересы людей конкретных поселений, предполагает действия негосударственных структуры управления. Но на практике региональные власти дают рекомендации, которые должны быть выполнены, и контролируют эти процессы. У каждого уровня управления в регионе есть своя зона ответственности, и вмененные функции должны подкрепляться ресурсами, прежде всего финансовыми. На это указывает и В. Н. Парахина [24]. Во многих регионах страны большинство муниципальных районов имеют несамостоятельные консолидированные бюджеты. Так, в Ивановской области половина доходов указанного бюджета формируется за счет перечислений из вышестоящего бюджета. Поэтому местное самоуправление существенно ограничено в своих действиях, что сказывается на качестве жизни населения. Бюджеты многих регионов страны являются дотационными, что сдерживает возможности региональных властей поддержать муниципалитеты и обеспечить их самостоятельность. На поселенческом уровне ситуация еще хуже из-за отсутствия серьезной материальной базы, предпринимательской деятельности, наличия собственных налоговых доходов. В некоторых из поселений речь идет просто о выживании или даже о «доживании». Не секрет, что для Центра России остро стоит проблема обезлюдивания деревень. По количеству сел без жителей в середине 2018 г. первое место в России занимала Тверская область (2234 населенных пункта). На втором месте в списке регионов с «мертвыми» деревнями Вологодская область (2106 деревень), на третьем - Псковская (1923 деревни). Ивановская область на 9-м месте (634 деревень, в которых стоят дома, но не живёт ни одного человека) [25]. Причинами вымирания села чаще всего является отсутствие мест работы, то есть предпринимательской деятельности, прекращение функционирования объектов социальной инфраструктуры (больниц, фельдшерских пунктов, клубов, школ) и надежного транспортного сообщения (разрушение мостов, дорог, пристаней). Поэтому важным фактором развития выступает инфраструктурная обустроенность территории (транспортная, коммуникационная, социальная и др.).

Если рассматривать инфраструктуру через призму регионального хозяйственного механизма, то она выступает для региональных властей важным инструментом управления, поскольку воздействует на все стороны жизни общества и напрямую влияет на качество жизни населения, позволяет снизить дифференциацию внутрирегионального и межрегионального социально-экономического пространства. Министерством регионального развития РФ в 2013 г. утвержден перечень из 40 показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Среди них есть оценка населением деятельности руководителей местных органов власти и унитарных предприятий, учреждений, акционерных обществ (с контрольным участием государства/муниципального образования), осуществляющих

оказание услуг населению, получаемая на основе социологических опросов, интервьюирования и анкетирования граждан. При изучении мнения жителей учитывается их удовлетворенность качеством автомобильных дорог, работой общественного транспорта, организацией тепло-, энерго-, газо- и водоснабжения и др., то есть качеством инфраструктуры. Наличие и качество объектов инфраструктуры влияет на сохранение и приумножение численности жителей и их хозяйственную активность в поселениях. Но проблемным территориям без государственной помощи сложно осуществить реализацию многих инфраструктурных проектов. И здесь важную роль может сыграть взаимодействие органов государственной власти с крупными бизнес-структурами.

В рамках регионального хозяйственного механизма как сочетания саморазвития и внешнего управляющего воздействия с необходимостью следует указать на взаимосвязь, с одной стороны, государственного, регионального и муниципального хозяйств с частным предпринимательством, с другой стороны. Это может принимать различные формы, в том числе государственно-частного партнерства. При таком взаимодействии и объединении государственных ресурсов с частными ресурсами увеличиваются возможности реализовывать крупные инвестиционные проекты, обеспечивать строительство инфраструктурных объектов, способствующих хозяйственному освоению территорий, решать сложные демографические проблемы, регулировать миграционные потоки, переселение людей. Все это - важные объекты управляющего воздействия в рамках хозяйственного механизма.

В качестве примера такого взаимодействия можно указать на успешное решение проблемы скоростного железнодорожного сообщения между Ивановской областью и Москвой. Десятилетия этот вопрос обсуждался на разных уровнях, но все упиралось в отсутствие электрификации участка железнодорожной ветки от г. Владимир до г. Иваново, предлагались разные варианты, которые по разным причинам (в том числе из-за дороговизны) не были реализованы. В ноябре 2017 г. компанией ОАО «РЖД» совместно с правительством Ивановской области было достигнуто соглашение: на Коломенском заводе был сконструирован уникальный и пока единственный для РЖД тепловоз, который на неэлектрифицированном участке передает скоростной «Ласточке» электроснабжение и развивает скорость до 160 км/ч, сокращая время в пути с 6 часов до 3 часов 40 минут. Возможность быстро добраться до Москвы получили и жители г. Шуя, через который проходит скоростной состав. Летом 2020 г. осуществлен запуск скоростного пригородного поезда (рельсового автобуса «Орлан») между областным центром и Кинешмой, вторым городом области, стоящим на берегу Волги, сократив время в пути с 2,5 до 1,5 часов. Все это немедленно сказалось на экономике городов, региона в целом. Реализация этих проектов позволила привлечь в Ивановскую область новых инвесторов, несколько крупных компаний приняли решения разместить свои подразделения в Иванове. Активизировался туристический поток в регион. Скоростной поезд потребовал реконструкции перрона и вокзала г. Иваново - объекта культурного наследия регионального значения. Обновленный вокзал стал для города не просто частью транспортной инфраструктуры, но и местом культурного притяжения. Один из залов ожидания предназначен для использования как социокультурное пространство, интересное для ивановцев и гостей города.

Решение вопросов демографического плана, занятости, хозяйственного освоения территории, высокой дифференциации внутрирегионального пространства требует тесного взаимодействия рыночных и государственных механизмов регулирования. Речь о поддержке малого и среднего бизнеса в муниципалитетах, организации ярмарок и торговых мест для реализации сельхозпродукции за пределами поселений, надежного транспортного сообщения для возможности проживания в малом городе или поселке, а работы в крупном райцентре или областной столице. Для выбора наиболее оптимальных вариантов связи между центром и периферией региона необходимо познание и использование экономических законов и формирование адекватной их требованиям институциональной среды.

Усложнение структуры производства, многоуровневость социально-экономической системы, множество нерешенных проблем в экономике страны приводят к необходимости возрождения и развития планомерности на базе программно-целевого управления. Участие в государственных программах помогает регионам страны реализовывать крупномасштабные проекты, работы, для финансирования которых у регионов не хватает собственных средств. В 2018 г. Ивановская область вошла в федеральную программу по развитию малых городов и исторических поселений. И уже третий год подряд города региона побеждают на Всероссийском конкурсе проектов благоустройства малых городов и исторических поселений. В 2019 г. в регионе в рамках 12 национальных и 67 федеральных проектов реализовывалось 49 региональных проектов (почти 5,1 млрд руб. из федерального бюджета, свыше 820 млн руб. - из областного бюджета). В рамках нац. проекта «Безопасные и качественные дороги» региону выделено из федерального бюджета более 1,6 млрд руб., еще 860 млн руб. - дополнительные трансферты из федерального бюджета. Это позволяет улучшать транспортную обустроенность региона, связанность территории, повышать качество жизни населения. В рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2019 году в Ивановской области на благоустройство территорий населенных пунктов региона направили более 500млнруб. Участие в госпрограммах и проектах позволило региону увеличить свой потенциал как в экологическом, экономическом, так и в социальном и институциональном плане.

В качестве элементов планомерности региональной системы можно рассматривать формирование и развитие макрорегионов и кластеров (межрегиональный и межотраслевой уровни), требующее согласования интересов всех участвующих сторон. Кластерные концепции активно разрабатываются и исследуются учеными разных регионов [см. 26, 27, 28]. В рамках кластера действует система внутренних заказов, которая обеспечивает стабильное функционирование предприятий, входящих в территориально-производственный комплекс. Таким образом, кластеризация привносит элементы планомерности. В качестве примеров кластерообразования возьмем недавнее событие в ивановском регионе. В марте 2020 г. было объявлено о намерении создания холдингом «Технодинамика» парашютного кластера в Ивановской области, предполагающего полный цикл производства парашютов различного назначения, который будет сконцентрирован в регионе. Помимо ивановского парашютного завода «Полет» в объедение войдет «Ивановская текстильно-галантерейная фабрика», выпускающая ленты - комплектующие для парашютов, а также московский НИИ текстильных материалов, переведенный в Ивановскую область.

Взаимодействие саморазвития и внешнего управляющего воздействия актуально и для сферы образования, в которой происходит подготовка и воспитание кадров для нужд региона. Региональная экономика дает запрос на те или иные профессии и специальности. Система образовательных учреждений разного уровня с определенным временным лагом на эти вызовы отвечает. Но, во-первых, выпускники колледжей, вузов нацелены на работу в разных регионах, а. во-вторых, региональные учреждения среднего профессионального и высшего образования не могут готовить необходимые кадры по всем направлениям. Поэтому требуется внешнее воздействие со стороны государственных структур, принятие новых управленческих решений, совершенствование институционального подкрепления этих решений. Речь идет о выделении большего числа бюджетных мест региональным вузам, расширение системы целевой подготовки (особенно это важно для медицинских и педагогических специальностей и направлений), программ материальной поддержки выпускников, остающихся работать в своем регионе и другие меры. Ведь без отвечающих современным задачам кадров (в том числе и управленцев) невозможно обеспечить нормальное развитие экономики. Поэтому сфера образования становится важнейшей составляющей хозяйственного механизма.

В заключение еще раз отметим, что современная экономика является многоуровневой и многослойной системой, хозяйственный механизм которой предполагает наличие развитой системы предприятий материальной и нематериальной сферы. Каждый уровень экономики

представлен хозяйствующими субъектами, ведущими экономическую деятельность, с присущими им потребностями и экономическими интересами. Поэтому можно сказать, что сама экономическая система берет на себя функции хозяйственного механизма в плане саморазвития, самодвижения. Первичным звеном системы, ее первым слоем выступают основные экономические субъекты, являющиеся носителями экономических интересов и самостоятельными в своих решениях -домохозяйства, предприятия производственной сферы и сферы услуг, государственные организации и учреждения, а также внешние (иностранные) партнеры. Второй слой представлен общественными материальными и нематериальными потребностями, требующими удовлетворения с помощью осуществления хозяйствующими субъектами экономической деятельности, направленной на конкретный результат. Третий слой - это экономическая деятельность как таковая по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ в ее разнообразии, которая сама по себе выступает как некая упорядоченность (ресурсы - производственный процесс - результат - распределение - реализация - доход - потребление). Здесь реализуются такие черты субъектов хозяйствования как самостоятельность, ответственность, эффективность, самоконтроль, инновационность и др., и обеспечивается саморазвитие, самодвижение.

Хозяйственный механизм может рассматриваться с разных точек зрения. В данной статье затронут только один аспект внутренних и внешних импульсов и координации развития. В этом смысле задача государственного управления системой заключается в согласовании интересов отдельных индивидов, предприятий с общественными интересами (для этого могут использоваться налоговые регуляторы, страхование, субсидирование и др.). А действия власти должны учитывать мнение общества (через общественные слушания, социологические опросы, народное голосование и др.). Знание механизма хозяйствования региона как системы согласованных между действующими субъектами целей, потребностей и интересов позволит принимать хозяйственные решения на научной основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаев Б. Д., Бабаев Д. Б. Взаимосвязь политической экономии и институционализма - важное направление совершенствования экономико-теоретического знания / Б.Д. Бабаев, Д.Б. Бабаев // Журнал экономической теории. - 2013. - N 2. - С. 84-93.

2. Бабаев Б.Д., Бабаев Д.Б. Политическая экономия в соединении с институциональной экономикой: концептуальные основы и роль в экономической теории / Б.Д. Бабаев, Д.Б. Бабаев // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. -2019. - N 1(19). - С. 94-108.

3. Бабаев Б. Д., Николаева Е. Е. Концептуальные основы исследования региона как открытой экономической системы: синтез политэкономии и институционализма / Б.Д. Бабаев, Е.Е. Николаева // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. - 2018. - Том 13. - N 2. - С. 159-176. doi: 10.17072/1994-9960-2018-2-159-176.

4. Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики /Ред. кол.: Академик А.И. Татаркин (руководитель), д.э.н., проф. А.Ю. Даванков, д.э.н., доц. Г.Н. Пряхин, д.э.н., проф. В.В. Седов, к.э.н., проф. А.Ю. Шумаков. Челябинск: ЧелГУ, 2016. 295 с.

5. Расширенная концепция хозяйственного механизма современной социально-экономической системы России: теоретико-методологический подход: науч. изд. / Б. Д. Бабаев, Е. Е. Николаева, Д. Б. Бабаев, А. Б. Берендеева, Н. В. Боровкова, И. В. Пузырев; под общ. ред. Б. Д. Бабаева и Е. Е. Николаевой. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. 308 с.

6. Пыткин А.Н. Инновационная социоэкономическая система региона в современных условиях /А.Н. Пыткин, В.А. Сухих, А.А. Урасова//Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2015.-157 с.

7. Артемова О. В. Неоднородность регионального пространства и ее влияние на качество жизни населения в субъектах Российской Федерации/ О.В. Артемова, А.Н. Савченко // Социум и власть. 2020. N 2 (82). C. 65-79. DOI: 10.22394/1996-0522-2020-2-65-79.

8. Глушакова О. В. Социальное и экономическое пространство регионов: концептуальные подходы к измерению и методика оценки (на примере регионов Сибирского Федерального округа)/ О.В. Глушакова, Я.А. Вайсберг// Вестник Томского государственного университета. - 2013. - N2 (22).

- С.159-173.

9. Демьяненко А.Н. Регион и экономическое пространство /А.Н. Дьяменко// Регионалистика. -2018. -Т. 5. - N 3. - С. 5-12. DOI: 10.14530/reg.2018.3.5

10. Иванов С.А., Ложко В.В. О пространственном подходе в теории региональной экономики / С.А. Иванов, В.В. Ложко// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2015. - Т. 9. - N 1. -С.18-25.

11. Лапаева М.Г., Лапаев С.П. Регион как пространственная социально-экономическая система государства / М.Г. Лапаева, С.П. Лапаев // Вестник ОГУ N8(144) / август 2012. - С.133-143.

12. Минакир П.А. Пространство и регионы / П.А. Минакир // Регионалистика. 2014. Т. 1. N 1. С.

6-7.

13. Полякова А.Г., Симарова И.С. Управление региональным развитием Западной Сибири с учетом связанности экономического пространства/ А.Г. Полякова, И.С. Симарова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - N 3. - С.141-161.

14. Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. Р.Ф. Гатауллина. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 216 с.

15. Хозяйственный механизм общественных формаций / под общ. ред. Л.И. Абалкина. М.: Мысль, 1986. - 269 с.

16. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994. 368 с.

17. Бунич П. Г. Хозяйственный механизм развитого социализма: сущность, структура, проблемы и перспективы. М.: Наука, 1980. 351с.

18. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» /И.С. Аверина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. -2012. - N 2 (21). - С. 12-16.

19. Михалев Г.С. Хозяйственный механизм как научная категория /Г.С. Михалев// Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. -2005. - N 4. - С. 121-124.

20. Проклин А.Н. Хозяйственный механизм интегрированной формы экономической системы: вопросы теории / А.Н. Проклин// Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. - N 10 (87). - С. 63-67.

21. Яньшина М.Н. Трактовка понятия «хозяйственный механизм» в современной экономической теории / М.Н. Яньшина// Известия Волгоградского государственного педагогического университета.

- 2011. - N 9 (63). - С. 97-100.

22. БархатовВ.И. Природа и эволюция хозяйственного механизма в России/ В.И. Бархатов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. -N2(384). Сер.: Экономические науки. Вып.52. С.9-15.

23. Гордеев С. С. «Эффект колеи» в развитии социально-экономического пространства региона. Часть 2. Кризисная трансформация «эффекта колеи» и её последствия для Челябинской области / С.С. Гордеев, С.Г. Зырянов, А.В. Подопригора // Социум и власть. - 2020. -N1(81). - C. 30-43. DOI: 10.22394/1996-0522-2020-1-30-43

24. Парахина В.Н. Муниципальный уровень регионального хозяйственного механизма / В.Н. Парахина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2005. - N

1. -С. 139-147.

25. Количество обезлюдевших сёл и деревень по регионам России. 25.августа 2018 г. URL: https://zen.yandex.ru/media/cifra/kolichestvo-obezliudevshih-sel-i-dereven-po-regionam-rossii-5b80dd979e7a3400aa0e28a0 (дата обращения 12.03.2020).

26. Использование кластерного подхода в модернизации экономического пространства Российской Федерации / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2013. 535 с.

27. Кластерный подход и региональные точки экономического роста: теоретико-методологические аспекты / Б. Д. Бабаев, Н. В. Боровкова, М.Г. Казаков, М. В. Медведева, А. И. Новиков; под общ. ред. Б. Д. Бабаева. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. 312 с.

28. Теория и практика формирования кластерной политики региона / И.В.Макарова, А.П. Петров, Л.М. Аверина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.