Научная статья на тему 'Хозяйственный механизм и отраслевая политика торговли'

Хозяйственный механизм и отраслевая политика торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Тамара Ивановна, Егорова Наталья Родионовна

Рассматривается сущность хозяйственного механизма отрасли, экономических отношений, власти отрасли. Дается обоснование государственного регулирования торговли потребительскими товарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хозяйственный механизм и отраслевая политика торговли»

Тамара Ивановна Николаева

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в торговле и общественном питании Уральского государственного экономического университета

Наталья Родионовна Егорова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в торговле и общественном питании Уральского государственного экономического

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ И ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВЛИ

Развитие общественного хозяйства в целом и его отдельных отраслей основано на формировании и функционировании хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм торговой отрасли - это экономическая система прямых и обратных связей взаимодействия субъектов рынка потребительских товаров по поводу хозяйственной деятельности.

Хозяйственный механизм отрасли функционирует в системе экономических отношений, развивающихся как спонтанно на основе саморегулирования, так и под воздействием государства. Данная система является

экономической средой обитания хозяйственного механизма. В то же время он организует блоки экономических отношений, вбирая их в себя и одновременно через них внедряясь в сферу экономических отношений страны.

В системе экономических отношений выделяют несколько блоков взаимодействия с хозяйственным

отраслевым механизмом.

1. В сфере производственных отношений: отношения денежной оценки затрат и результатов

торговли;

отношения по поводу денежного возмещения затрат в основные фонды в форме их амортизации;

отношения по поводу экономических стимулов к

эффективному труду работников отрасли;

отношения по поводу охраны труда и его безопасности;

отношения по поводу определения качества и

безопасности товаров и услуг торговли, их стандартизации;

отношения по поводу эффективной организации

торговли и управления ею;

отношения по поводу оптимизации внутриотраслевых пропорций;

отношения по поводу производственной кооперации между предприятиями и отраслями как на национальном, так и на международном уровне;

отношения в сфере научно-технического прогресса и по поводу внедрения его достижений в отраслях;

отношения по поводу инвестиций в развитие торговли и т.д.

2. В сфере распределительных отношений:

отношения по поводу распределения трудовых,

материальных, финансовых ресурсов между

хозяйствующими субъектами отрасли, торговыми

отраслевыми подсистемами, видами торговой

деятельности;

отношения по поводу распределения денежных

доходов между государством, отраслевыми системами и

хозяйствующими субъектами, что выражается в наличии

налоговой системы того или иного вида;

отношения по поводу распределения денежных

доходов между хозяйственными субъектами (например,

денежные субсидии отдельным предприятиям в отрасли

или установление для них налоговых льгот);

отношения по поводу распределения денежных

доходов внутри хозяйствующих субъектов отрасли

(например, распределение доходов между акционерами).

3. В сфере рыночных (обменных) отношений:

отношения по поводу ценообразования, начиная от

свободного установления цен хозяйствующими субъектами

до регулирования цен и тарифов государством;

отношения по поводу процента за кредит;

отношения, складывающиеся в системе денежного

обращения, включая правила обмена национальной

валюты на деньги других стран, и т.п.;

отношения в сфере институтов рыночной

инфраструктуры, фондовых и товарных бирж, страховых

компаний, пенсионных фондов, арбитражей;

отношения по поводу взаимодействия участников

логистических потоков (торговли, грузового транспорта,

складского хозяйства, погрузочно-разгрузочных

предприятий, средств связи и автоматизации, т.е. всех

участников, обслуживающих товародвижение на потребительском рынке);

отношения по поводу маркетинга - универсальной системы рыночного управления торговлей с позиции

продвижения товаров или услуг на рынке.

4. В сфере потребительских отношений: отношения по поводу экономического потребления рабочей силы, основных фондов, товарных, финансовых и информационных ресурсов;

отношения по поводу реального и рационального потребления потребительских товаров и услуг торговли и общественного питания;

отношения по поводу защиты прав потребителя и т.д. Рассматривая все четыре стороны экономических отношений во взаимосвязи с хозяйственным механизмом, следует подчеркнуть, что эти сферы взаимопереплетаются. Таким образом, сущность хозяйственного механизма состоит в организации в единую систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов по поводу их экономической деятельности в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров или услуг. Хозяйственный механизм отрасли выполняет следующие функции: оценочная, организационно-управленческая,

распределительная, стимулирующая.

Оценочная функция хозяйственного механизма является его исходной функцией, поскольку для выполнения других функций необходимо иметь достоверную информацию оценочного порядка о затратах и результатах по всем видам хозяйственной деятельности. Исходной и ведущей формой оценочной деятельности торговли выступает оптимальное ценообразование в сфере рынка потребительских товаров. Оценочная функция

хозяйствования отрасли не ограничивается ценообразованием и применением цен. Она также включает в себя оценку и переоценку используемых в отрасли ресурсов, проектов и программ, распространяется на выбор их альтернативных вариантов. Оценочная функция хозяйствования охватывает, кроме того, бухгалтерский учет и аудит.

Организационно-управленческая функция

хозяйственного механизма отрасли - его главная, центральная функция; именно в ней находит выражение его экономическая сущность. Реализация этой функции предполагает:

структурирование субъектов хозяйственной деятельности на разных уровнях управления и по разным признакам путем создания подсистем и объединений в отрасли;

определение прав и обязанностей субъектов хозяйствования, их администраций, структурных подразделений, а также установление меры ответственности за нарушение договорных отношений;

организацию подготовки и отбора профессионально обученных кадров для всех участков хозяйственной деятельности;

задействование механизмов стратегического и текущего планирования, программирования, маркетинговых проектов;

организацию оперативного управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях отраслевой экономики;

совершенствование самого хозяйственного механизма, демонтаж его устаревших элементов и построение новых.

Распределительная функция хозяйственного механизма торговли сводится к созданию, организации и

использованию на всех уровнях хозяйствования четко оформленных систем распределения:

денежных средств с сопутствующим образованием целевых финансовых фондов; материальных ресурсов;

трудовых ресурсов с учетом соответствия их квалификации профессиональным функциям,

обусловленным торгово-производственным процессом.

Распределительная функция охватывает налоговую систему, системы распределения прибыли, системы распределения по труду, порядок начисления и использования амортизации, выплату дивидендов по акциям, использование финансовых ресурсов на инвестиции, арендную плату, кредит и банковский процент, уплату штрафов, пеней, неустоек.

Стимулирующая функция хозяйственного механизма выражается в построении и функционировании систем, согласованных между собой и направляющих на эффективное хозяйствование экономические интересы участников торговой деятельности через обеспечение соответствующего стимулирования. Важное значение для устойчивого развития отрасли имеет гармонизация данной функции, когда устанавливается обоснованная денежная плата за достаточно точно измеренный результат хозяйственной деятельности. С момента ее достижения все функции хозяйственного механизма начинают осуществляться в полном соответствии с экономическими интересами людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность отрасли.

Хозяйственный механизм торговой отрасли служит реализации миссии торговли в сфере рынка потребительских товаров - обеспечению оптимального

функционирования рынка на основе достижения равновесия его элементов.

Миссия торговой отрасли многоаспектна; она включает в себя взаимосвязанные, но относительно самостоятельные направления:

изучение, удовлетворение и формирование покупательского спроса на потребительские товары;

формирование товарного предложения, адекватного спросу по объему и структуре;

организация рынков сбыта отечественным и

зарубежным производителям потребительской продукции, инициирование обновления и расширения ее

ассортимента, повышение качества;

вовлечение в сферу обращения новых источников поступления товарных ресурсов;

оптимальное ценообразование, уравновешивающее экономические интересы всех субъектов рынка;

осуществление внутриотраслевых и межотраслевых связей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопроникновение хозяйственного механизма отрасли и общехозяйственного механизма России.

Власть отрасли во многом основана на способности оказывать влияние на вкусы и предпочтения потребителей и на общественное мнение. Отрасль как объединение предпринимателей способна формировать общественное мнение и ориентировать его в нужном направлении. В процессе выполнения своей миссии торговая отрасль не только формирует спрос на потребительские товары и создает реальную основу для их потребления, но и косвенно воздействует на потребителей, сокращая своими действиями издержки потребления и направляя

высвобожденное время на образование, культурное и физическое развитие, воспитание детей и т.п.

Под властью, как правило, понимается способность субъекта навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, используя насильственные и ненасильственные средства и методы. Торговлю можно рассматривать как коллективный, интегрированный субъект рынка, поэтому правомерно отнести к ней приведенное определение власти.

Рыночная власть отрасли носит экономический характер и может быть определена как заинтересованность ее субъектов и подсистем оказывать экономическими средствами воздействие на отдельно взятого человека, группу людей или общество в целом, с тем, чтобы приспособить к своим интересам.

При анализе общих функций предпринимательской деятельности в сфере торговли выявляется, что основой торгово-производственной деятельности субъектов отрасли служит эффективное использование ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных) в целях максимизации прибыли. Все они в равной степени стремятся наиболее эффективно распоряжаться как собственными, так и заемными и иными подконтрольными ресурсами. Таким образом, распоряжение экономическими ресурсами есть реальная хозяйственная власть, а ее носитель - субъект этой власти.

Поскольку отрасль «торговля» - субъект общественного хозяйства, а власть проявляется в системе общественных отношений между теми, кто ею обладает, и теми, на кого она распространяется, то можно дать расширительное толкование рыночной власти торговли.

Хозяйственная власть торговой отрасли есть экономические (общественные) отношения господства и соподчинения субъектов хозяйствования при комбинировании экономических ресурсов в процессе купли-продажи потребительских товаров и присвоения результатов рыночной деятельности.

Экономическая власть торговли напрямую проецируется на отраслевую политику. Преобразования, происходящие в последнее время в нашей стране, объективно требуют проведения единой государственной торговой политики, суть которой сводится к:

разработке основ торговой политики с учетом уровня развития конкуренции в отрасли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поддержке и защите российских

товаропроизводителей;

созданию условий для стабильного функционирования рынка и для продвижения российских товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;

информационно-аналитическому обеспечению

торговой деятельности.

Торговая политика на макроуровне представляет собой социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного

конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателей.

Цели макрополитики в торговой отрасли подчинены общим целям развития рыночной экономики:

экономический рост в отрасли и стране в целом; достижение баланса интересов производителей и потребителей;

гуманизация условий труда и жизни на основе требований современного общества;

формирование у руководителей и специалистов торговли своеобразной философии предпринимательства (см. рисунок).

Обусловленность отраслевой политики

Кроме общих целей, отраслевой политике присущи и частные цели развития торговли на среднесрочный период:

определение роли внутренней торговли на нынешнем этапе развития реформ (содействие усилению позиций отечественных производителей на потребительском рынке, создание надежного партнерства между предприятиями торговли, промышленности и сельского хозяйства);

усовершенствование организационной и

технологической структур внутренней торговли, проведение реформы торговых предприятий на базе внедрения общепринятых в рыночной экономике принципов функционирования;

определение путей взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны и развития внутреннего потребительского рынка;

обоснование концептуальных основ функционирования рыночной инфраструктуры торговли, включая оптовую и розничную торговлю и общественное питание;

создание отраслевой информационной системы внутренней торговли и службы мониторинга торговых предприятий;

совершенствование системы государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.

Реализация отраслевой экономической политики базируется на сугубо рыночных принципах, к которым относятся:

признание главенства интересов потребителя; борьба за потребителя, создание «своего» потребителя отечественных товаров и услуг;

максимальное приспособление торговли и производства к рыночной ситуации и требованиям покупателей;

принцип эффективности и долговременной перспективы развития ресурсного потенциала отрасли.

Объективная необходимость государственного регулирования торговли вызвана:

расхождением между целями организаций торговли и интересами общества, что в современных российских условиях в деятельности хозяйственных субъектов проявляется весьма существенно;

необходимостью перевода торговли в рыночное состояние в соответствии с преобразованием общества и экономики;

воздействием на предприятия торговли различных (как внутренних, так и внешних) факторов, выводящих их из равновесия, что требует оказания им помощи. Так, опрос руководителей организаций торговли Среднего Урала показал, что 82% их нуждаются в помощи со стороны государственных и местных органов;

неравными условиями функционирования и возможностями различных видов организаций торговли;

неудовлетворительным финансовым положением многих организаций торговли;

существованием в торговле самоорганизующихся процессов, которые приводят в современных условиях к отрицательным последствиям для предприятий торговли и потребителей;

несоответствием фактического качества обслуживания потребителей требуемому;

необходимостью обеспечения покупателей

информацией о реализуемых товарах, потребностью в защите потребителей от некачественной продукции.

Субъектами регулирования являются

государственные и местные органы и уполномоченные ими организации.

Объекты регулирования - это организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговлю; объектами также выступает процессы, происходящие в торговле.

Поскольку в механизме государственного регулирования торговли присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую собой совокупность связей (элементов) между ними. Между субъектом и объектом существует

прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект. В свою очередь, реструктуризация (реинжиниринг) предприятий, т.е. обратная связь, оказывают влияние на экономику страны. Прямая и обратная связь составляет систему регулирования отрасли.

Функции органов управления торговли в дореформенный период по содержанию соответствовали хозяйственному механизму страны того времени -административно-командной системе управления экономикой. Непосредственное руководство отраслью до недавних пор осуществляли отраслевые министерства и ведомства торговли, а в регионах - областные (краевые) управления торговли. Они выполняли в некоторой степени и функции государственного руководства и контроля на местах, координируя и направляя деятельность всех предприятий торговли и общественного питания независимо от их формы собственности и отраслевой принадлежности.

В настоящее время, помимо регуляторов общего характера, влияющих на торговлю как на отрасль экономики, используются специфические рычаги государственного воздействия, направленного

непосредственно на регулирование товарно-денежных отношений и защиту интересов населения в сфере потребительского рынка.

Конкретные цели регулирования: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного

обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли, а в итоге - устойчивый экономический рост на микроуровне (иначе говоря, на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические).

Регулирование торговой отрасли осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном

уровне, на уровне субъектов РФ, а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со своими конкретными целями, задачами и функциями.

Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Социальными приоритетами государственного

регулирования торговли можно считать:

формирование потребительского рынка; обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг.;

изменение стратегии научно-технического,

информационного развития;

осуществление комплекса мер с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирования благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования, в частности фондового рынка.

Задачами регулирования торговли федерального уровня являются: таможенное, валютное и финансовое регулирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, совершенствование правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, формирование информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм обеспечивает создание региональной торговой политики. В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования являются:

формирование приоритетов региональной торговой политики;

реализация принципов налогообложения и разработка методов их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне;

укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативно-правовой постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм;

создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке;

развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры;

обеспечение соблюдения прав потребителей.

Механизм государственного регулирования торговой деятельности будет неполным, если хотя бы кратко не рассмотреть его на уровне основного звена - предприятий и организаций торговли.

В задачи государственного регулирования торговли на уровне предприятий и организации входит:

принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, что обеспечит правовую основу и защиту интересов торговых

предприятий и организаций;

регулирование предложения путем повышения

эффективности производства и гарантийного сбыта продукции (установление государственного

и коммерческого заказов);

ослабление прямых форм вмешательства и команднобюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли;

создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, для свободного перемещения товаров по каналам товародвижения;

обеспечение товарно-денежного (бюджетного)

равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики;

контроль за соблюдением норм трудового законодательства;

регулирование частного найма и порядка оплаты труда.

Для реализации перечисленных задач требуется создание экономических и других условий в сфере управления.

Формирование торговой политики направлено на повышение эффективности хозяйственного механизма отрасли.

Литература

1. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

2. Николаева Т.И. Торговля потребительскими

товарами: проблемы развития и совершенствования.

Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996.

3. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Развитие и совершенствование организационно-правовых форм управления в торговле: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1995.

4. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.

•к •к •к •к •к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.